Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ковальский Ян Веруш. Папы и папство

ОГЛАВЛЕНИЕ

Период II

Под опекой Римской империи

(314—480 гг.)

33.

СИЛЬВЕСТР. 314—335. На по­роге IV в. хрис­тианство, несмот­ря на значительные потери, нанесенные террором Диоклетиана, было (наряду с греко-римским поли­теизмом) самым многочисленным по числу привер­женцев вероисповеданием на территории всей импе­рии. В рамках своей политики веротерпимости император Константин уделял особое внимание хрис­тианской церкви, считая, что епископат, пользую­щийся поддержкой светской власти, склонит хрис­тиан к лояльности по отношению к государству. Это была нелегкая задача, поскольку христианство, сплотившееся в период преследования, оказалось в новых условиях раздираемым внутренними проти­воречиями. В Африке и Испании, а также в Южной Галлии энергично действовали сторонники епископа Доната (так называемые донатисты), который пред­ставлял старые традиции морального ригоризма, пропагандировавшегося ранее Ипполитом и Новацианом. Созванный в Арле по императорскому приказу синод (314 г.) осудил донатистов, но не успокоил их. Несмотря на жестокие преследования со стороны императорской власти, они просущество­вали до V в. Еще серьезнее оказался доктринальный конфликт, разгоревшийся вокруг определения сущности Иисуса Христа. Ученый священник из Александрии по имени Арий проповедовал, что Хрис­тос — сын божий — не единосущен богу-отцу, так как сотворен им. В своих взглядах он ссылался на доктринальную традицию епископов Малой Азии. Епископ александрийский осудил взгляды своего под­чиненного. Вскоре конфликт этот разросся до такой степени, что император Константин вынужден был созвать в Никее (около Византии) первое всеобщее собрание епископата (I Вселенский собор) с целью принятия соответствующих решений (325 г.). Собор признал Иисуса единосущным богу-отцу. Однако соборное решение не положило конец спору с арианами, влияние которых вскоре расширилось в восточ­ном христианстве. Мы не имеем точных сведений о том, какую позицию в этих двух конфликтах за­нимал Сильвестр. На синоде, созванном в январе 314 г. (возможно, еще епископом Мильтиадом) по делу донатистов, была занята компромиссная пози­ция. В синоде в Арле и позднее в Никейском соборе Сильвестр не участвовал. На оба эти собра­ния римская церковь прислала лишь своих предста­вителей. В 330 г. император Константин сделал Византию своей резиденцией. И с того времени Византия стала называться Константинополем. Это событие имело важные последствия для дальнейших судеб христианства. Компенсацией для римской хрис­тианской общины было строительство в Вечном городе по приказу императора нескольких базилик (соборов), в частности собора св. Петра на Ватикан­ском холме, св. Павла — за стенами города и св. Иоанна — рядом с Латеранским дворцом, который стал резиденцией римского епископа. В качестве пожертвования церковь получила богатые дары в виде золота и недвижимости. Но ныне уже точно известно, что пресловутый документ, называемый. «Константинов дар», который удостоверяет, что им­ператор Константин якобы передал Сильвестру и его преемникам императорскую власть над Римом, над Италией и над всем Западом, был сфабрикован в середине VIII в. и включен в сборники церковного права. Этот фальшивый документ сыграл в средние века огромную роль в претензиях папства на полити­ческую власть. Вокруг фигуры папы Сильвестра воз­никли в средневековье многочисленные агиографи­ческие легенды. В действительности же дливший­ся 21 год понтификат этого папы, который действо­вал в тени императора Константина, не оставил в исторических источниках почти никакого следа. Сегодня имя Сильвестра связывается католика­ми единственно с проводами «старого года» (ночь Сильвестра) и с названием одного из папских ор­денов.

34. МАРК. 336. Достоверные сведения о нем от­сутствуют. Источники дают об этом папе весьма противоречивую информацию.

35. ЮЛИЙ I. 337—352. Римлянин. Риму, лишен­ному блеска императорской столицы, папы старались обеспечить соответствующий ранг как резиденции законного преемника св. Петра. Речь шла уже не только о почетном первенстве римской церкви среди других христианских церквей, но и о праве римского епископа решать споры между другими епископами и контролировать принятые синодами и соборами ре­шения. Юлий I сделал первые шаги для достижения этих целей. В споре с арианами папа поддерживал епископа Александрии Афанасия, общину которого всегда связывали с Римом близкие отношения. Кроме доктринальных соображений здесь действовало также желание создать единый фронт с Александ­рией против епископата Малой Азии, который издав­на относился весьма настороженно к стремлениям и планам римских епископов. Юлий I единолично решил созвать Вселенский собор в Сердике (ныне София—столица Болгарии), на который, однако, восточные епископы не приехали. Западные еписко­пы, зависимые от Рима, признали столицу римского епископа апелляционной инстанцией в спорах между епископами (343 г.). Это был первый шаг в направ­лении признания примата юрисдикции римского епис­копа над другими церквами.

36. ЛИБЕРИЙ. 352—366. Римлянин. Из-за недос­татка смелости и решительности оказался не­способным продолжить дело, начатое его предшест­венником. Первоначально пытался защищать Афа­насия. Но когда сын Константина Великого — Кон­станций, поддерживавший ариан, сослал Либерия во Фракию и вместо него посадил на Петров трон священника Феликса, папа изменил свою позицию, осудил Афанасия, подписал компромиссный сим­вол веры, приближенный к арианской доктрине, а за­тем, помилованный императором, вернулся в Рим. В период языческой реакции во время правления императора Юлиана, прозванного Отступником (361—363), усилилась оппозиция старой римской аристократии, верной религиозным традициям античного Рима. Во времена Либерия был составлен первый реестр римских епископов и официальный список христианских мучеников. В 352 г. был постро­ен новый собор в честь богоматери, который позднее стал называться собором Санта Мария Маджоре.

ФЕЛИКС II. 355. Антипапа. Посажен на папский трон императором Констанцием вместо изгнанного Либерия. Позднейшие церковные источники отож­дествили его с неизвестным мучеником Феликсом и включили его имя в реестр пап. Отсюда пошла ошибочная нумерация последующих пап с именем Феликс (см. № 48 и 54, а также последнего антипапу Феликса V, 1440 г.).

37. ДАМАСИЙ I. 366—384. Когда он сел на трон св. Петра, ему было 60 лет. По одним источникам, он происходил из Испании, по другим — был сыном римлянина по имени Лев, епископом одной из приго­родных христианских общин. При его избрании воз­ник кровавый конфликт, причины которого нам точно неизвестны. Часть духовенства и верующих избрала на папский трон священника Урсина, которого Дамасий силой удалил из Рима. При этом были убиты 160 противников Дамасия. Согласно языческому историку Аммиану Марцеллину (ок. 330—400), тако­го рода конфликты были понятны, ибо «тот, кто получал сан епископа римского, мог быть уверен, что золота у него будет достаточно...». Правление папы Дамасия пришлось на вторую половину IV в., который был «золотым веком» для христианства на Востоке и Западе. Это век великих писателей и тео­логов, названных позднее докторами церкви: Ва­силия, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста, Иеронима, Амвросия и многих других. Во времена Дамасия I в Риме учился один из выдающихся хрис­тианских мыслителей — Августин. Этим своим рас­цветом христианство в большой степени было обя­зано императору Феодосию Великому (379—395), который в 380 г. провозгласил его господствующей религией. Император издал также множество эдик­тов, запрещающих распространение языческих культов и ересей. В этой обстановке религиозной нетерпимости папа Дамасий I приступил к оконча­тельной христианизации Вечного города. Культу язы­ческих богов он противопоставил культ христиан­ских мучеников. Вместо уничтоженных языческих храмов и статуй появилось бесчисленное множество часовен и надписей, прославляющих мученичество ради веры и прежде всего — культ св. Петра. Много усилий приложил Дамасий I, чтобы обновить ката­комбы, и в частности папскую крипту на кладбище Каликста. С этого времени началось паломничество к могилам христианских героев, погребенных в Риме. Для Дамасия культ героя-мученика был символом триумфа христианства над язычеством. Из подземе­лий вырастал христианский Рим — столица католи­цизма. В местах погребений мучеников Дамасий помещал стихотворные эпитафии собственного сочи­нения, прекрасно выбитые элегантным латинским шрифтом на мраморных стелах папским каллигра­фом Фуром Дионисием Филокалом. В правление Дамасия I появился зародыш папской канцелярии, где подготавливались послания и нормативные по­становления римского епископа, названные позднее «декреталиями». Одним из ближайших сотрудников Дамасия был священник Иероним (ок. 347— ок. 419), происходивший из Далмации, необыкно­венно талантливый латинский ритор. Он получил крещение из рук Дамасия и посвятил весь свой талант изучению Библии. Папа, который составил перечень книг Священного писания, включающих в себя только тексты, признанные церковью «кано­ническими», т. е. несущими в себе непогрешимую науку божью, поручил Иерониму перевести на ла­тинский язык библейские книги, написанные по-гре­чески и по-древнееврейски. Перевод Иеронима, полу­чивший позднее название «Вульгата», стал в запад­ном христианстве официально одобренным и единст­венно приемлемым. Иероним способствовал также развитию в Риме монастырской, жизни. В доктринальной сфере папа Дамасий выступал против ариан.

В 381 г. император Феодосии созвал в Константи­нополе II Вселенский собор, но папу Дамасия на него не пригласил. Собор решительно осудил ариан, которые к тому времени переселились в северные районы Балкан. Таким образом, христианство арианского толка распространилось среди племен готов, которые позднее вторглись в Европу. Собор в Кон­стантинополе постановил также (канон 3), что епис­копской столице в Константинополе принадлежит второе место в христианстве (сразу же после Рима, но перед Антиохией и Александрией). Это решение не было прямо направлено против епископа рим­ского, но значительно ослабляло его позиции на Востоке. Папа Дамасий выразил протест, но он остался без ответа. Тем настойчивее Дамасий I стремился поднять свой авторитет на Западе, в чем ему помогал Иероним. Однако все взоры были тогда обращены не на Рим, а на Милан (одну из импера­торских резиденций), епископ которого Амвросий, человек просвещенный и энергичный, прекрасный оратор и писатель, был главной фигурой тогдашнего западного христианства. Дамасий I умер в возрасте 84 лет. Его именем названа главная площадь, рас­положенная среди дворцов Ватикана.

УРСИН (или Урсицин). 366. Антипапа. Был избран на папский престол частью римского духовенства и христианской общины, настроенной против Дама­сия. Посвящен в епископский сан епископом из Тибур (ныне Тиволи, недалеко от Рима) до посвя­щения, а по некоторым источникам — после посвя­щения Дамасия. Силой выдворенный из Рима, Урсин через год вернулся туда. Вероятно, он способствовал обвинению Дамасия в аморальности и прелюбодея­нии, однако папе удалось опровергнуть эти обвинения перед государственным судом, которому он в то вре­мя еще подлежал, как любой другой римский граж­данин. Урсина вторично изгнали из города.

38. СИРИЦИЙ. 384—399. Был продолжателем дел, начатых Дамасием 1. Его послания характе­ризуются новым тоном., в них все чаще появляются такие обороты, как «мы желаем», «мы требуем», «мы приказываем». В это время по отношению к Риму впервые появляется определение «апостольская сто­лица». В 395 г. умер император Феодосий Великий. После его смерти римское государство окончательно распалось на две части — восточную со столицей в Константинополе и западную со столицей в Равенне, которой оказался подчинен Рим. Первым императором Западной  империи был  Гонорий (384—423).

39. АНАСТАСИЙ I. 399—401. Римлянин. Горячо восхвалялся Иеронимом за набожность и решитель­ность, с какой осуждал учение Оригена.

40. ИННОКЕНТИЙ I. 401—417. Происходил из Альбано, что рядом с Римом. После него осталось около 36 посланий, которые свидетельствуют о его неуклонном стремлении к централизации церковной власти в руках римского епископа как в сфере управления, так и в сфере христианского культа. На Востоке он поддержал позицию Иоанна Злато­уста против императора, а в Африке — борьбу Авгу­стина, епископа Гиппона, против донатистов и новой ереси сторонников Пелагия, который преуменьшал роль благодати в искуплении. Ослабление разделен­ной империи подтолкнуло арианские племена вестго­тов к нападению на Италию и на Рим. 24 августа 410 г. король вестготов Аларих разорил до осно­вания Вечный город, но церковных зданий не тронул. Папа Иннокентий находился в это время в Равенне под покровительством императора Гонория. Разоре­ние Рима означало конец имперского могущества. Эту мысль выразил Августин в своем труде «De civitate Dei» («О граде божьем»). В период понтификата Иннокентия I состоялись последние бои гладиаторов в амфитеатре Тита. Во время нападения Алариха Рим насчитывал 46602 дома и 1797 двор­цов, в нем было около 300 тысяч жителей.

41. ЗОСИМА. 417—418. Грек. После него осталось 16 посланий. В одном из них Зосима утверждает: «Авторитет папы так велик, что никто не может изменить решения, принятого в Риме» (Послание 12). Однако неудачное вмешательство Зосимы в вопрос осуждения взглядов Пелагия, а также во внутренние дела церквей в Африке и Галлии свидетельствовало о недостаточном знании сути проблем, что вынудило его впоследствии изменить свое мнение.

42. БОНИФАЦИЙ I. 418—422. Римлянин. Начало его понтификата было омрачено беспорядками и оппозицией части духовенства, которая голосовала за его контркандидата — архидиакона Евлалия. Евлалий пользовался первоначально поддержкой рим­ского префекта Симмаха и императора Гонория. Но с того момента, когда он отказался подчиниться решению синода, который Гонорий намеревался созвать для разрешения спора, он был изгнан им­ператором. По просьбе Бонифация император издал постановление, согласно которому в будущем в слу­чае спорного избрания римского епископа следовало провести новые выборы, гарантируя единогласность голосования. Этот шаг Бонифация был прецеден­том, на который позднее будет ссылаться не один светский властелин, чтобы вмешаться в выборы папы. Бонифаций очень резко выступил против восточного императора Феодосия II, который хотел подчинить Константинополю основанный папой Сирицием вика­риат в Фессалониках. Бонифацию удалось сохранить контроль над этим важным центром, от которого зависели судьбы церковных провинций Иллирии (ныне Западная Югославия), находившихся под не­посредственным влиянием западного христианства.

ЕВЛАЛИЙ. 418—419. Антипапа. Был избран частью римского духовенства и епископом Остии посвящен в епископы. Уже во время похорон Зосимы силой занял Латеранский дворец. Воспротивился императору Гонорию, который приказал ему приехать в Сполетто на примирительный синод. После четырех месяцев сопротивления Евлалий был по император­скому приказу изгнан из Рима.

43. ЦЕЛЕСТИН I. 422—432. В этот период в За­падной Европе усилилось переселение народов. В 429 г. вандалы, которые заняли Испанию, пере­правились через Гибралтарский пролив и начали за­воевание Западной Африки. В 430 г. умер епископ города Гиппон Августин. Папа Целестин назвал его «замечательным мастером». Произведения Авгус­тина, высоко ценимые папами, стали фундаментом идеологии западного христианства. Папа Целестин I вмешался во вновь разгоревшиеся споры вокруг проблемы о двух сущностях Иисуса Христа. Речь шла также об определении слова «ипостась» («ли­цо»), которое отличало сына божьего от двух других лиц божественной троицы (бога-отца и бога-духа святого). На созванный александрийским епископом Кириллом собор, призванный осудить позицию кон­стантинопольского епископа Нестора, папа послал своих легатов, приказав им поддержать Александ­рийскую церковь. Собор состоялся в Эфесе в 431 г. Он осудил Нестора и провозгласил, что Марию, мать Иисуса, можно назвать подлинно матерью божьей (по-гречески — Theotokos). В оставшихся после Це­лестина 16 посланиях содержится, между прочим, выговор по адресу епископов из Прованса за то, что они отличаются своей одеждой от светских чинов­ников. «Епископ,—писал папа,—должен выделять­ся своей набожностью и добродетельностью, а не одеждой». В правлении Целестина началась христи­анизация Ирландии.

44. СИКСТ III. 432—440. Римлянин. Много сделал для сооружения и украшения христианских святынь в Риме. Построил собор св. Лаврентия, баптистерии при Латеранском соборе, а также украсил собор Марии великолепной мозаикой, увековечившей мариологическое постановление Эфесского собора.

45. ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ. 440—461. Происходил из Тосканы, но был тесно связан с интеллектуальной элитой Рима, преданным выразителем стремлений которой он всегда был. В Риме он получил добротное образование, постиг тайны латинской риторики, изу­чил греческий язык. Был начитан в классической литературе и хорошо знал произведения христианских писателей. Являлся ближайшим сотрудником папы Целестина I, после смерти которого без всяких споров его избрали на престол св. Петра, хотя в это время он находился за пределами Рима в поездке в Галлию. Это доказывает, что уже тогда Лев поль­зовался всеобщим доверием со стороны римского духовенства. Его правление началось в исключитель­но трудный момент. На Западе царил полный хаос, вызванный нападениями варваров: готов, гуннов, вандалов и др. Западная империя клонилась к упадку. На Востоке разгорались религиозно-полити­ческие споры о примате среди важнейших епископ­ских столиц, а также вокруг вопроса о богочеловеческой природе Иисуса Христа — сына божьего. В этой ситуации Лев I решил выступить с тезисом о верховенстве римского епископа. Смысл его в том, что св. Петр получил непосредственно от Христа власть над всей церковью и завещал ее исключи­тельно своим преемникам. Итак, не всему епископату, а исключительно Петру — «основателю римской церкви» — оставил Христос ключи от своего царства. Западно-христианские епископы в страхе перед на­падением варваров и будучи лишены защиты со стороны императора, готовы были признать трактуе­мый таким образом примат папы римского. Труднее было убедить иерархов восточной церкви. Лев I решил выступить в роли миротворца и направил им послание, содержащее изложение символа веры римской церкви. Папа не вдавался в философские споры и ограничился утверждением, что Христос — сын божий и после воплощения обладает двумя сущностями — божественной и человеческой, ко­торые следует ясно различать. Фактически Лев I впервые поддержал точку зрения, которую тогда представлял Константинополь. Поддержка, оказан­ная папой константинопольскому патриарху, также преследовала цель подчеркнуть превосходство авто­ритета преемника св. Петра. Послание Льва I было прочитано на соборе, созванном византийским импе­ратором Маркианом в 451 г. в Халкидоне. Собравшиеся епископы встретили послание папы выкри­ками: «Петр говорит устами Льва!» Но на том же соборе было принято решение, что епископу Констан­тинополя — «императорского города» — полагаются те же почести и привилегии, которыми обладает епископ «Старого Рима». Политические акции Льва I не достигли цели. На Западе Лев I старался по мере возможности ограничить разрушительные послед­ствия нападений варваров и предотвратить их по­пытки захватить Вечный город. В 452 г. посольство римских граждан, в котором принимал участие Лев, уговорило Аттилу — вождя гуннов, прозванного Бичом Божьим, отказаться от намерения сжечь и раз­грабить город. Однако тремя годами позже Льву уже не удалось удержать вандалов, которые, правда, поклялись не поджигать зданий, но зато до нитки обобрали население Рима. Во времена Льва I число жителей в Риме уменьшилось вдвое. Литера­турное наследие Льва I составляют 96 проповедей и около 120 посланий, в которых папа выражает свою позицию в определенных общественно-полити­ческих вопросах. В частности, он требует от государ­ственной власти поддержки в борьбе с еретиками, признает за императором право созывать соборы и вникать в систему управления церковью. Он высту­пил против того, чтобы посвящать в духовный сан рабов, ибо они происходят из «подлого сословия», а «служение и святость не могут быть подвергнуты порче через общение с людьми столь низкого проис­хождения» (Послание 3). Ближайшим сотрудником Льва I был Проспер Аквитанский (ум. после 455 г.), светский человек, друг Августина. Проспер руково­дил папской канцелярией и редактировал важней­шие папские документы. Во времена Льва I появи­лись первые редакции официальных сборников ли­тургических молитв на латинском языке. Лев I был первым папой, похороненным в приделе собора св. Петра. Народ Рима почтил его наименованием «Великий» в память об его усилиях, направленных на защиту Вечного города. Папа Бенедикт XIV(1740—1758) присвоил ему в 1754 г. титул «доктора церкви».

46. ГИЛАРИЙ. 461—468. Происходил с острова Сардиния. Был римским архидиаконом и выполнял функции папского легата в период правления Льва 1. На время его понтификата приходится дея­тельность происходившего из Лиона Сидона Аполли­нария (430—483), аристократа и галло-римского поэта, произведения которого содержат красочное описание тогдашнего духовенства, а также римского и южногалльского общества. Несмотря на кризис, господствовавший в тот период, Рим сохранял свое великолепие, о чем свидетельствовали многочислен­ные торжества и праздники, в которых древние языческие традиции переплетались с христианской верой. О богатстве папской казны говорила щед­рость, с какой папа Гиларий украшал золотом и серебром католические храмы.

47. СИМПЛИЦИЙ. 468—483. Родился в Тиволи (около Рима). Продолжатель политики Льва I. В 472 г. варвары в третий раз вторглись в Рим, не нанеся, однако, большого вреда городу. В 476 г. взбунтовавшиеся императорские войска, которые в большинстве своем состояли из германцев, провоз­гласили своего вождя Одоакра королем. В 480 г. Одоакр признал верховенство византийского импера­тора над Италией, обеспечив таким путем за собой наместничество над ней. В результате соглашения с Константинополем туда были отосланы знаки власти последнего императора Западной империи, юного Ромула, который умер в 480 г. Над занятыми племенами варваров странами Европы осталась лишь фикция верховенства императора Восточной импе­рии. В восточной церкви снова усилились теологи­ческие споры. Константинопольский патриарх Ака­кий принижал значение решений Халкидонского собора и стремился к укреплению своей власти над всеми восточными епархиями. Симплиций реши­тельно выступил против провозглашенного Акакием и императором Зеноном нового символа веры (так называемого Henotikon), который не отражал пол­ностью принятых в Халкидоне взглядов Льва I.

 

 

Список тегов:
лев 1 великий 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.