Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Гартфельд Г. Психотерапия и Душепопечительство
4.8.6 Душепопечительство с умирающими
Внезапное приглашение человеком на смертном одре - это ситуации, которые могут оказаться тяжелым испытанием для молодого пастора. Что он должен тогда делать? Важно то, чтобы мы просто точнее знали некоторые обстоятельства (причины, движущие мотивы), для того, чтобы знать, как протекают события.
4.8.6.1 Причины для страха смерти
4.8.6.1.1 Обусловленные болезнью причины
Мысли подавленных людей часто крутятся вокруг вопросов смерти и умирания. Их страх смерти входит в картину их болезни. (Щитовидная железа)
- Удушье вызывает страхи, которые не редко приходят со страхом смерти.
- Страх перед болями может вызвать или обострить страх смерти
- Страх перед длительной хронической болезнью
- Страх перед агонией.
4.8.6.1.2 Общие причины
- Страх перед расставанием с любимыми людьми. Это относится к самому тяжелому моменту в жизни, при умирании. Родные могут своим утешающим отношением принести облегчение умирающему.
- Страх, что после смерти нельзя будет больше заботиться о других людях. Особенно молодые отцы и матери мучаются от этого.
- Страх из-за тяжести «напрасно прожитой жизни»
- Страх перед неизвестностью того, «что будет».
4.8.6.1.3 Религиозно мотивированные причины
- Страх из-за отсутствия подготовки к смерти. «Обо всем я думал, но только не о том, что сейчас я должен умереть!»
- Исследования показали, что подавляющее большинство умирающих людей высказывали религиозные вопросы и тревоги, и именно такие, которые в дни здоровья они не выражали. «Я никогда не спрашивал о Боге, а теперь…?!» «Я обещал Богу то и другое, но не сдержал слова».
- Страх из-за отсутствия надежды. Там, где смерть оставляет человека без надежды, где «все для него кончилось», там исчезает также последняя надежда и появляется страх. Страх и безнадежность это неразлучные сестры.
- Страх перед судом. Глубоко в каждом человеке существует такое предчувствие: Настанет день расплаты; тогда неподкупный мировой судья произнесет над моей жизнью приговор.
- Страх из-за груза нечистой совести. Перед лицом смерти разрушается любая ложь.
4.8.6.2 Христианин и страх смерти
Прежде всего, я хотел бы предостеречь каждого христианина от самоуверенности, как будто бы с ним не может больше ничего случиться. Не напрасно смерть названа «последним врагом» и умирание «последней битвой», к которой каждый христианин должен приступить «хорошо вооруженным».
Конечно же, смерть для христианина это возвращение домой, но, конечно же, темные тени могут ложиться также и на дитя Божие, когда дело идет к концу. Самуил Келлер имел обыкновение говорить: «Бог иногда бросает своих детей в темноте на ложе».
Также мы должны защищаться от поверхностных, легко и быстро цитируемых библейских стихов, так как именно в таких ситуациях решает не буква, а дух.
Также христиане могут знать, куда идет путь. Но знаем ли мы это? Знаем ли мы послание Божьего Слова об усопших, где они сейчас, что они делают и какое будущее их ожидает? И когда это для нас настоящий момент, то иногда закрадываются сомневающиеся, вопрошающие мысли и хотят вызвать в нас неуверенность.
В хорошие дни большинство вопросов решаются и получаются ответы «по вере», но действительно ли мы свободны в решающих ситуациях нашей жизни, решает лишь только качество нашей духовной жизни.
Вера не исключает страха перед смертью, но включает его. Но мы не должны стыдиться (У меня должно быть что-то не в порядке, так как я не могу сказать: Я желаю разрешиться…» - Это вопрос духовной зрелости!), но мы должны снова и снова в доверии переводить взгляд на Иисуса.
Также и христианин может из-за названных причин испытывать страх смерти, например:
Причины, обусловленные болезнью. Так как решает не знание нашей головы, а вера нашего сердца. Пс. 23, 4
Прощание не обязательно легче, но оно получает новое звучание через осознание: Мы встретимся на небе! Ин. 14, 1-3
Страх в связи с заботой об оставшихся. Здесь на смертном одре мы можем только то, чему учились на протяжении всей жизни. Возраст в определенном смысле это «плод жизни». (1Птр. 5,7.)
Так же, что касается подготовки, нас может охватить страх, когда мы постоянно подгоняем себя кажущимися безотлагательными, высоко важными обстоятельствами, которые заполняют наши будни. «У меня нет времени» может здесь привести к роковым ошибкам. На смертном одре это выражение больше не производит впечатления, так как время истекает тогда неумолимо и почти всегда слишком быстро, чтобы упорядочить неупорядоченное и, прежде всего, восстановить мир с Богом и людьми. – Поэтому мы должны вину, которая разделяет нас с Богом и людьми по возможности сразу же признать и очистить. На смертном одре часто нет возможности и сил для всеохватывающей жизненной исповеди.
Никто не полагается на «помилование разбойника», потому что он не столько в последний час своей жизни, а столько в первый, когда он познакомился с Иисусом, признал свою вину и привел в порядок свою жизнь. Он использовал не свой последний, а свой первый шанс. – Такого жизненного итога нельзя достичь раньше времени и не достаточно честно.
Страх перед неизвестностью и мысли о суде пробуждаются, и могут быть преодолены только верою, которая просто опирается на Божье Слово. (Ин. 3, 36; 5, 29; Откр. 21, 8 – позже еще больше мест из Писания).
4.6.5.3. Преодоление страха перед умиранием и смертью.
4.8.6.3.1 Путем активной подготовки к умиранию
4.8.6.3.1.1 - путем внутренней подготовки
Чем сильнее пережил человек преодолевающую смерть власть Бога в своей жизни по вере, тем увереннее он будет ожидать своего последнего часа.
В уверенности веры нам не нужно заботиться о прошедшем, иначе мы можем полностью подчиниться прошедшему. Кто знает, что те, кто принадлежит Христу, уже перешли от смерти в жизнь (Ин. 5,24), уже может принять свою смерть.
Это «Да» веры, не исключает, а включает то, что христианин должен пробиваться снова и снова к послушанию веры, в котором его Господь в Гефсиманском саду говорил: «Впрочем не моя воля, но Твоя да будет». Кто верит, что Христос ведет Своих за собой, тот может повторить эту красивую надпись на гробе, которую после долгих борений выбрал для себя Зерен Керкъегор:
- Только короткое время, нажито лишь оно,
- Так вся борьба окончилась ничем,
- Потом жизни источником смогу я наслаждаться
- И вечно, вечно с Иисусом общаться.
Мы хотим:,
- проходя этапы, которые мы должны преодолеть, следуя за Иисусом, не потерять из виду цель – вечность!
- рассматривать этот взгляд на безоблачное единство с Богом в вечности не как дешевое утешение о лучшей загробной жизни (как иногда упрекают нас), а как мотивирующую силу на пути к цели.
- на этом пути сознательно определять новые приоритеты, быть помощниками другим людям на их пути к вечной жизни.
- вполне сознательно радоваться вечности, так как «самое прекрасное еще придет!» «Вечность, ясно светящая сквозь время, так что маленькое предстанет перед нами быть маленьким, а большое - большим, блаженная вечность!» (Мария Шмаленбах).
Перед нами впереди еще жизнь после жизни! Это дает нам возможность жить, будучи более сознательными, благодарными, довольными, целеустремленными, более интенсивно!
Тот, кто отвергает вечность, тот утонет во времени; кто живет для вечности, для того исполнится время. (Д-р Пауль Тоасперн).
4.8.6.3.1.2. Через внешнюю подготовку
Оставишь ли ты после себя, когда ты отойдешь в вечные обители, твой земной дом в хаосе или в порядке? Бог хочет, чтобы ты оставил за собой упорядоченные отношения. (Ис. 38,1)
Это простое слово хочет обратить наше внимание на жизненно важный, но часто пренебрегаемый аспект христианской ответственности. Это составная часть христианского образа жизни, сделать тщательные приготовления, чтобы земное имущество после смерти могло было быть справедливо и рационально распределено.
Первый шаг при подготовке это принятие факта, что все мы умрем. Промедление ворует наше время. Промедление также ворует чувство уверенности у наших родных и друзей.
Осознание того, что все мы однажды умрем, не имеет значения, если оно не конкретизируется в благоразумных выводах ежедневной жизни.
Практические предложения:
Своевременно очиститься – Желание многое сохранить относится, очевидно, к жизни. Так, это не малая задача научиться во время разлучаться со всем более или менее обесценившимся. Также и эта частица «умирания» может практически подготовить нас к нашему собственному уходу. Некоторые прорываются снова к истинным ценностям жизни уже тем, что начинают выбрасывать или сжигать стопки старых газет, журналов и пакеты неважных писем.
Своевременно раздаривать – многие вещи старый человек больше не использует. Если они вызывают воспоминания или как прежде приносят радость, то это важно и хорошо. Но, например, ценные книги, которые больше не читаются, украшения, которые только очень редко или вообще не носятся, и к которым потеряно внутреннее трепетное отношение, - здесь каждый должен проверить себя, не будет ли намного красивее и лучше подарить эти вещи еще при жизни. Доставить радость другим и порадовать свое сердце.
Принятие горя и болезни – каждое ложе больного человека это предвестник смертного одра, с которого мы никогда больше не сможем подняться. В дни здоровья мы стараемся чаще всего вытеснить мысли о смерти, но на ложе болезни нам даровано это время, чтобы мы использовали его для одной из важнейших жизненных задач: подготовке к смерти. Чтобы мы не избегали похорон знакомых, а сознательно переживали их, чтобы время от времени посещали кладбища и размышляли о собственном конце.
Научиться отпускать – родители должны научится отпускать детей, дать им возможность стать самостоятельными, не слишком рано и не слишком поздно. Так же при решении профессиональных задач важно своевременно уступить, ввести в курс дела другого человека, отпустить. Также и отношение к земному имуществу должно с годами отличаться готовностью освободиться от него. Ликвидировать зависимость в равной мере очень важно. Один проповедник как-то сказал: «Ад мы готовим себе сами, сигареты, алкоголь или прочие пристрастия есть только в этом мире. Но тоска и злоба останутся и потом». Своевременная умеренность могла бы предотвратить излишние и преждевременные предсмертные муки.
Существует одна легенда, где кто-то увидел святого Франциска, работающего в своем саду и спросил его: «Что бы ты сделал, если бы ты знал, что ты через десять минут должен будешь умереть?» Он ответил: «Я бы попытался закончить этот ряд!» - большинство из нас не готово. Нам нужно 10 дней вместо 10 минут.
Привести в порядок материальные дела. Сообщи, где лежат сберегательные книжки, где страховые полисы, где ключ от сейфа в банке. Наши сокровища на небе и не важно, что те, кто остался на земле, придают этим земным вещам такое большое значение.
Запланируй свои собственные похороны – строил ли ты планы на свою свадьбу? Планируешь ли ты праздничный обед или вечеринку с друзьями? Что ж тогда удивительного, если планируют свои собственные похороны? – Почему нужно это делать? Если ты этого не сделаешь, то в противном случае оставшиеся должны будут мучиться с принятием решений, которые будут стоить им много труда. Родные хотят узнать твои желания. Где ты хочешь быть похоронен? Сожженным анонимно, с дорогостоящим камнем или…? Какие песни должны быть спеты? Есть ли у тебя слова ободрения, которые ты хочешь сказать твоим дорогим людям при прощании? Планирование похорон это твой подарок семье. Никто не может лучше сообщить, что ты хочешь оставить, как личное свидетельство, кроме тебя самого. Некоторые люди, возможно, будут хвалить твои преимущества и замалчивать твои недостатки, однако только ты можешь, если это твое личное убеждение, сказать что-то о твоей любви к Иисусу, о твоей любви к твоей семье и о твоей предстоящей радости на небе.
Похороны есть на этой земле для живых. В каждой культуре имеются свои собственные церемонии, чтобы осмыслить эмоциональный переворот. Все большие изменения в жизни, начиная с рождения до совершеннолетия от свадьбы до смерти, отмечаются ритуалами. Погребение должно проходить в форме ритуала, что отвечает социальным, эмоциональным и духовным потребностям близких родственников умершего.
При погребении скорбящий может сильнее приблизиться к Богу, чувствуя утешение Господа, как когда-то это ощутила Марта и как ощущают уже многие верующие в течение времени.
4.8.6.3.1.3 Завещание
Завещание это последняя воля, которая вступает в силу и не подлежит отмене со смертью человека. Оно определяет, что должно произойти с оставленным им имуществом.
Христианин должен составлять завещание со многими молитвами и ясно рассуждая. Божья любовь должна преобладать и осознанная Божья воля должна воплотиться в нем. Никто не должен руководствоваться чувствами, особенно негативными при составлении завещания.
Нужно завещать дары не только конкретным личностям, а также и общине. Это может быть также свидетельством для тех, кто читает завещание, свидетельством веры во Христа и свидетельством любви к другим.
4.8.6.3.2 Помощь при умирании
4.8.6.3.2.1 Вопрос о правде у постели больного
Никогда так сильно не умалчивается правда из-за любви, страха, малодушия или смущения или просто говорится неправда, как у постели больного и у смертного одра.
Чем обязаны мы остающиеся перед уходящим? В конце тем же самым, что и в течение всей жизни: ПРАВДОЙ В ЛЮБВИ (Еф. 4,15). Здесь нет общих рецептов, но под руководством Святого Духа можно найти прямой путь.
В течение 40 лет среди врачей имел силу неписаный закон, что никто не должен говорить «правду» смертельно больному пациенту, но исследования последних 20 лет часто также односторонне подчеркивают противоположное.
Есть больные, которые мучают врача, чтобы он сказал им правду, хотя и не в состоянии вынести ее. С другой стороны есть больные, которые точно чувствуют, что должны умереть и также хотят умереть, но никто не говорит им об этом.
Тогда родственники приходят в больничную палату, каждый знает, что больной должен прожить только несколько дней – но они улыбаются, с трудом, но улыбаются, в руках букет цветов: «Ах, ты выглядишь намного лучше. Видишь, ты поправляешься». И потом говорят о всевозможных вещах, кроме одной, которая ощутимо стоит в помещении, о которой теперь, наконец, нужно говорить и о чем возможно также и умирающий, наконец, хотел бы поговорить. В этой унизительной игре в прятки христиане не должны участвовать.
Некоторые причины, которые общепринято приводятся против открытого объявления правды у постели больного:
- Нельзя разрушить надежды больного. Надежда сильнее, чем медикаменты.
- Больного нужно щадить.
- Больной совершенно не хочет знать правду.
Мысли о возможном ошибочном приговоре врачей. Есть безобидные болезни, которые ведут к смерти и тяжелые болезни, которые заканчиваются не так, как этого ожидали врачи.
Больной умирает спокойнее, когда перед этим не говорилось о смерти. Особенно в случае с молодым человеком, который не может вместить, что его дни уже сочтены, не милосерднее ли будет скрывать серьезность его положения и помочь ему пережить это время так хорошо, как только возможно с помощью обезболивающих медикаментов?
Некоторые причины, которые общепринято приводятся за открытое объявление правды у постели больного:
- Уважение к личности и достоинство больного требуют того, чтобы сказать правду.
- Больной и без того догадывается или чувствует правду.
Замалчивание, приукрашивание, завуалирование не способствуют ничему хорошему. Оставшееся еще время должно быть рационально использовано, чтобы подготовиться к вечности.
Открытое высказывание правды делает возможным спокойное и своевременное улаживание внешних и внутренних дел. Когда человек не знает, что время отправление в последний путь близко, то часто дело не доходит до необходимого примирения, жизненной исповеди и т. п.
Открытость действует освобождающе и облегчающе и часто мобилизует удивительные душевные и нравственные силы. Что часто больше всего мучает больного так это неизвестность.
Замалчивание правды разрушает доверие.
Члены семьи чаще всего не в состоянии и так же часто совсем не хотят говорить больному правду. Часто они хотят даже помешать, чтоб ему сказали ее.
Перед душепопечителем или духовно опытным христианином или таким членом семьи стоит задача, открыть эту правду. Это требует времени и должно произойти с крайней осторожностью, в зависимости от индивидуальности, возраста, внутренней зрелости больного. Заключение о недавнем инфаркте обязывает врача ободрить слишком боязливых и озабоченных пациентов: «Не бойтесь, это, вероятно, полностью излечится, и вы сможете, как и многие другие после нескольких недель или месяцев снова приступить к вашим профессиональным обязанностям без затруднений». Но другой легкомысленный пациент с опасным образом жизни нуждается при таком же состоянии в убедительном предостережении: «Такой сердечный инфаркт это серьезное предупреждение: сначала шесть недель строгого постельного режима, ни в коем случае сигареты и алкоголь; только тогда появляется шанс на выздоровление, над которым вы сами должны поработать». «Правда» это в некотором роде философское понятие выражение межличностных отношений, которая к личности (больному) должна быть справедливой». (Томас, «Страх перед…» стр. 100)
4.8.6.3.2.2 Фазы и стадии при умирании
Обследования умирающих показали, что они в целом проходят через 5 идущих одна за другой фаз, с которыми христиан тоже должен быть ознакомлен:
- 1 Фаза: Эмоциональный шок, недоверчивое сопротивление, ситуация подвергается сомнению. «Я нет!» - фаза нежелания признать.
- 2 Фаза: Больной защищается от тяжести своей болезни. Гнев и ярость против врачей, судьбы, Бога, других людей, обслуживающего персонала. – «Почему именно я?» - Фаза бунта, ярости.
- 3 Фаза: Больной начинает торговаться. Больной с нетерпением ждет еще радости, дня, когда боль проходит. «Возможно все же не я». Фаза переговоров с Богом и людьми.
- 4 Фаза: Глубокая депрессия перед лицом смерти. Фаза глубочайшей печали.
- 5 Фаза: Освобождение, смирение перед неизбежным, согласием умереть. Фаза согласия на мой путь.
Эти 5 фаз нельзя четко разграничить друг от друга. Иногда они существуют одна наряду с другой. Не все люди достигают 5-й фазы. Для христиан осознания близости Бога облегчает позитивное наполнение 5-й фазы. (Смотри Иисус в Гефсимании)
… Различные стадии смерти:
- Клиническая смерть – прекращение дыхания.
- Полная стагнация (застой) кровообращения – прекращение сердцебиения.
- Прекращение функции единичных систем органов и мозговых центров.
- Химический распад.
Не возможно установить, как долго человек во время протекания этих стадий еще что-то воспринимает. Нужно учесть непредвиденную восприимчивость. Каждый человек переживает свою смерть по-разному.
4.8.6.3.2.3 Помощь при умирании – душепопечительство над умирающим
Умирающие нуждаются в нашей поддержке. Теперь они переживают свою последнюю и полную беспомощность. Мы не должны при этом оставить их одних. Но кто действительно хочет помочь умирающему, не должен ни в коем случае руководствоваться страхами или даже пытаться врать, скрывая то, что здесь открылось. Такое поведение только показало бы умирающему, что его партнер не в состоянии помочь.
Там, где заявляет о себе смерть, должна прекратиться вся лихорадочная суета и атмосферу должна определять благоговейная тишина и уверенность веры. Как и в любом жизненном вопросе, так и здесь имеет силу: «Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой» (Ис. 43). Некоторые указания, которые должны помочь:
- Будь честен, что касается твоих чувств. Никакой деланной веселости, признайся в своей беспомощности и тревоге. «Я бы тебе охотно помог, но я не знаю, как!» это честное выражение твоей тревоги.
- Обращайся с умирающим как с человеческим существом. Не препятствуй ему что-то узнать, не скрывай за его спиной, не желай его от всего оберегать (от семейных дел). Путешествие по долине смертной тени тягостно, но нас ожидает великолепная цель, если мы идем вместе с Иисусом.
- Общение без слов. Человеческая близость так важна. Подержать за руку, положить руку на голову, провести рукой по щекам - это все то же самое, что и обнять, смочить губы водой, удобно уложить в постель, успокоить боль. Умирающий понимает этот язык. Будь хорошим слушателем. Кто болен, тот часто одинок. Первый вопрос у одра больного должен быть: Желает ли смертельно больной, чтобы его посетил душе попечитель? Однако такой визит не может заменить присутствия родных.
- Общение с помощью слов. Утешение словами из Библии; указание на страдания Иисуса ради нас, на его победу над грехом, смертью и дьяволом. Утешение прощением Божьим. Указание на небо и великолепие. Заверение в новой жизни. Знакомые, легко понимающие выдержки из Библии и песенника, особенно к месту. Пожалуйста, никаких приготовленных проповедей. Христиане, которые вынимают Библию и читают из нее длинные отрывки, не сочувствующие. Когда ты цитируешь отрывок из Библии, то будь внимателен, знаешь ли ты, что он означает. (Пс. 22; «Кровь Христа и справедливость…» «Предай свои пути…») Тихая и громкая, короткая и свободная молитва. Совместная молитва («Отче наш»). Возложение рук во время молитвы. Благословить на смерть и возвращение в родной дом в вечное единство с Богом.
Исследования выявили, что у умирающего как понимание поступков, так и слышание часто в хорошем состоянии. Из этого следует задача еще некоторое время, утешая, обращаться к нему, когда он умолкнет и внешне не будет больше признаков жизни.
Умирающие нуждаются, прежде всего, чтобы укрепили их НАДЕЖДУ! Наставления и поучения чаще всего не подходят. – Здесь мы должны предложить, описать и представить совершенное дело Иисуса. Это надежда относится преимущественно к 3 областям:
- Утешение
- Прощение грехов и
- Осознание вечной жизни.
Для этого именно в таких ситуациях нужны полномочия. Они дарованы Богом каждому христианину, который через такую ситуацию неожиданно вызывается на бой.
Мы должны как христиане жить этой жизнью и говорить ДА красоте этого мира и радоваться этому. Но одновременно мы не должны забывать, что мы странники между двумя мирами и что никто не знает своего смертного часа.
Поэтому нужно верно следовать за Иисусом и укреплять братьев и сестер в вере. Вечный Бог, который один бессмертен, не даст мне упасть в смерти. Единство с Иисусом высится над смертью и выдерживает испытание нею, так мы также можем быть выше страха смерти, как и наш Господь.
Однажды, возможно уже скоро, Христос придет снова и начнется все новое. Через суд и откровения Его власти будет он тогда также полным господином над смертью. И в конце будет новая земля и новое небо. Тогда больше не будет смерти, и жизнь с избытком будет даром Божиим.
Для этой живой надежды каждый человек уже в это время сможет родиться заново.
4.6.5.4. Фазы скорби
Хотя скорбь это очень личная, индивидуальная вещь, есть некоторые моменты, которые переживают большинство скорбящих. Для того, кто объят печалью, а также для его родных и друзей могло бы быть очень полезным знать эти фазы.
4.8.6.4 Фаза шока
Шок вызван смертью близкого человека. Это относится также к случаям, когда смерть уже долгое время предвещалась (например при болезни). Скорбящий находится в состоянии эмоционального паралича.
4.8.6.4.1 Контролируемая фаза
Она длится чаще всего до погребения и переживается как время «как во сне». Объятый печалью человек занимается подготовкой к погребению, чем приостанавливается шоковое состояние. Погребение помогает скорбящему человеку осознать свою новую ситуацию. Пережитые похороны, где было много поддержки могут утешить.
4.8.6.4.2 Фаза между «жизнью и смертью»
В это время начинается процесс тяжелого преодоления скорби. Необходимо духовно справиться со всем, что за этим «последует». Ключевые слова: одиночество, чувство вины по отношению к умершему, опасность идеализации умершего, поиск виновных, чувство оставленности людьми и Богом. В это время скорбящий нуждается в помощи извне, но часто его бросают одного. При этом сам он разрывается: он желает помощи точно так же, как и желает одиночества. Хорошо продуманные попытки отвлечь, разумеется, при этом не помогают. Так как они не достаточно серьезно относятся к реальной потере и не помогают скорбящему противостать суровой действительности и справиться с потерей. Именно в это время друзьям и посторонним необходимо много чуткости, чтобы конструктивно поддерживать скорбящего.
4.8.6.4.3 Новый поворот к жизни
Скорбящий возвращается в эту фазу. К умершему устанавливается реалистичное отношение, появляется новое отношение к живущим. Но и после этого скорбящему необходимо время, не напрасно этот период называют «годом скорби».
Этот процесс протекает не автоматически. Преодоление скорби может не удаться и это приводит к постоянному расстройству скорбящего. В нижеследующем приводятся условия, которые являются решающими при преодолении скорби.
Не нужно мешать скорбящему выразить свои чувства, как и жалобы и обвинения (также и против Бога!) так и чувства, которые кажутся «морально» не приемлемыми.
Через смерть скорбящий попадает в эмоциональный хаос. Он может быть в первую очередь приведен в порядок тем, что он выработает свое отношение к умершему: не будет ни прославлять его, ни замещать его, а научится реалистично видеть его.
Смерть должна быть принята как реальность.
Скорбящий нуждается в помощи для поворота к жизни. Это особенно относится к фазе «между жизнью и смертью». Именно в это время решающее значение имеет душепопечительская поддержка.
4.9 Заключение
В заключении следуют сознаться, что я в своих лекциях по пасторской психологии не был в состоянии коснуться всех вопросов, которые касаются такой обширной темы, как пасторская психология. Нам всем необходимо работать над этой трудной тематикой. Нам следует еще подробнее освятить метафизическую величину «сердце, термин, который составляет наше «Я». Обратите внимание на следующие места Священного Писания и продумайте вопрос, можно ли библейский термин «сердце» считать нашим «Я».
«И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем (Бытие 6,5.6).
«И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Бытие 8,21.22).
«Владыка! если я обрел благоволение пред очами твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь» (Бытие 18,3-5).
«Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней» (Бытие 20,5-6).
«И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего» (Бытие 27,41).
«И прилепилась душа его в Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы» (Бытие 34,3).
«И смутилось сердце их, и они с трепетом друг другу говорили: что это Бог сделал с нами? (Бытие 42,28)
«Иосиф [сын твой] жив и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им» (Бытие 45,26).
«И успокоил их и говорил по сердцу их» (Бытие 50,21).
«Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; `ешь и пей', говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно. В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои. Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи, потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою. Приложи сердце твое к учению и уши твои - к умным словам. Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое. Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума. Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем. Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя. Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притчи 23,6-26).
«Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» (Исаия 1,5).
«Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Исаия 6,10).
«А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека» (От Матфея 15,18-20).
«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (От Матфея 22,37-38).
«Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петра 3,4).
Существуют еще очень много мест в Библии, которые раскрывают определение человеческого сердца. Вдумываясь в этот библейский термин, приходишь по не воли к выводу, что слово «сердце определяется в Библии как «личность» или как «Я». Однако студент богословия должен сам анализировать этот библейский термин и сделать для себя соответствующий вывод.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел душепопечительство
|
|