Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Да благословит вас Христос! Дуглас Уилсон. Преобразование брака
Глава 9 Развод Развод приводит к расторжению брака. Как сказано ранее, брак существует там, где есть союз двух людей разных полов, освященный клятвой завета (Малахия 2:14). Когда нарушается завет, то страдает и брак. Брак не возникает при слиянии пары в одну плоть. Павел использует тот же термин «одна плоть», описывая связь мужчины с проституткой (1 Коринфянам 6:16), что, очевидно, происходит вне брака. Брак существует там, где гетеросексуальные отношения были освящены клятвой. Итак, требуется, чтобы двое стали одной плотью по произнесении клятвы завета. Это помогает нам понять, почему Бог ненавидит развод (Малахия 2:16, New King James Bible). Бог ненавидит развод, потому что основная задача брака – произведение потомства от Бога (Малахия 2:15). Развод уменьшает шансы воспитания детей в вере. Вдобавок, поскольку Бог ненавидит нарушение брачного завета, Он ненавидит и вероломство человека. Он Бог завета и Ему ненавистны все, кто порочит завет, основанный на верности. Поскольку Бог ненавидит развод, неудивительно, что некоторые пришли к выводу, что развод всегда сопровождается грехом. Эта позиция несправедлива по отношению ко всему учению относительно развода. Конечно, грех совершает по крайней мере одна из сторон. Но очень часто грешат обе половины. Тем не менее иногда развод – праведный поступок, совершаемый оскорбленной и невиновной половиной. Это не означает, что развод становится автоматически законным для невиновной стороны. Существует разница между «быть в праве» и «быть правым». Невиновная сторона может оказаться таковой в конечном итоге, но нет гарантии, что он или она вели себя безупречно до этого момента или не будут изливать желчь при разводе. Кто-то может обладать правом или даже быть обязанным развестись с партнером, но делать это недостойным образом. В качестве примера давайте представим христианку, которая уже десять лет замужем. Ее муж (неверующий) в течение пяти лет был активным гомосексуалистом. Наконец она узнает об этом, но ее муж не собирается раскаиваться. Есть ли у нее право на развод? Да, ей, наверное, следовало бы развестись с ним. И в случае развода у нее есть право вторично выйти замуж. Тем не менее она не застрахована от искушений и греха во время бракоразводного процесса. Согрешит она или нет, будет зависеть от ее поведения. Разводится ли она, потому что ее заботит сохранение праведности в глазах Бога или она движима горечью и злобой? Ей захочется сказать: «Посмотрите, что он со мной сделал!» Но даже в таких трудных обстоятельствах она всегда должна помнить, как Иисус заповедовал нам относиться к тем, кто причиняет нам боль. Истинное прощение приходит, когда грех действительно совершен. Поведение ее мужа поистине грешно. Бывает, что женщина в подобной ситуации отказывается прощать, ибо считает, что, простив мужа, она обязана с ним расстаться. Это не совсем так. Все будет зависеть от его дальнейшего образа жизни, состояния здоровья (болен ли он СПИДом, например), наличия христианской веры, и так далее. В любом случае ей решать, но при условии достойного поведения и отказа от желания доказать свою правоту. В то же время ей следует рассмотреть свое поведение на протяжении тех десяти лет супружеской жизни. Пыталась ли она привести его к Господу так, как призывает нас к тому Библия (1 Петра 3:1-6), или же она жила с ним по своим законам? В последнем случае она должна признать этот грех перед Богом до того, как потребует развода. Если она этого не сделает, то у нее нет ясного понимания, почему ее брак потерпел крушение и что произошло за годы, предшествующие разрыву. Некоторые могут возразить, что мы заставляем ее чувствовать себя виноватой за расторжение брака, в то время как за это должен отвечать ее муж. Безусловно, он несет ответственность как глава семьи. Именно он является распорядителем завета, даже если он не христианин и понятия не имеет о завете. Тем не менее, будучи христианкой, она должна разобраться, в чем была непослушна Богу. Это ни к коей мере не облегчает тяжести его греха. Размышления и прощение мужа дадут ей возможность понять, как поступать дальше. Поскольку муж – распорядитель брачного союза, пол потерпевшей стороны играет важную роль в принятии решения о разводе. Христианские общины полны благочестивых жен, у которых неверующие мужья. Благочестивые мужья с неверующими женами встречаются гораздо реже. Это показывает, какое влияние оказывают мужья на духовное состояние брака. Соответственно вероятность того, что именно мужья плохо обращаются с женами, а не наоборот, очень велика. Если муж неверен жене, то вполне возможно, что она добрая жена в глазах Бога. Если женщина неверна мужу, то скорее всего он неправильно исполнял свои обязанности. Развод тем не менее возможен, но при этом мужчина должен полностью понести ответственность за то, что он сделал (или, что более вероятно, чего не сделал). Если он принимает ответственность на себя, то у него больше шансов сделать то, что Бог хочет от него. Иными словами, если потерпевший – муж, то, как правило, он небезупречен. Библейские основания для развода Прежде чем перейти к рассмотрению оснований для развода, мы должны определить разницу между теми, кто руководствуется внешней стороной закона Бога и теми, кто понимает его суть. Первые используют его в качестве проверочного листа. «Ага, вот оно. Мне нужно развестись с ним». Вторые, понимающие природу завета в браке, видят, почему Бог установил определенные требования. Они готовы к возможному примирению. Существуют три основные категории, которые в нашем случае пересекаются. Во-первых, в Евангелии от Матфея Иисус говорит: ««Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Выражение, переведенное здесь как «прелюбодеяние», – porneias. Оно означает сексуальную нечистоту или блуд. Оно не адекватно понятию «неверность», использованному в данном отрывке, хотя неверность, безусловно, относится к porneias. Поведение, определенное этим словом, подразумевает и блуд до вступления в брак, о котором противоположной половине было неизвестно. «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Матфей 1:19). И хотя Иосиф заблуждался по поводу происходящего и его брак с Марией еще не состоялся, этот отрывок поучителен. Если мужчина полагает, что женится на девственнице, а три месяца спустя после свадьбы выясняется, что она уже шесть месяцев беременна от другого человека, факт совершения porneias неоспорим. Под словом рorneias имеется в виду блуд до и после вступления в брак. В греческом языке Ветхого Завета этот термин тесно связан с идолопоклонством, поскольку поклонение идолам нередко использовало ритуальное совокупление. Поскольку брак – это завет, освящающий сексуальные отношения супругов, прелюбодеяние наносит ему страшный удар. В таком случае потерпевшая сторона может развестись не согрешив. Тем не менее необходимо поощрять любую возможность благочестивого примирения. Второе основание для развода приводится в 1 Коринфянам 7:12-16. Апостол Павел говорит: Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Тема этого отрывка – измена завету. Если нехристианин пожелает оставаться в браке, понимая суть завета, он освящается. Это подразумевает, что он получает внешнее благословение в результате внешнего подчинения Божьим установлениям. Это не значит, что он спасется без веры во Христа. Но если он решит покинуть супругу, христианка более не связана узами брака. Более того, христианке запрещено противостоять разводу. Она свободна вторично выйти замуж, остаться одна или примириться с бывшим мужем (если, конечно, он сам не успел жениться вновь [Второзаконие 24:1–4]). Не связана – значит не связана. Третья категория включает в себя нарушение библейских заповедей, карающихся смертью. Например, в обществе справедливости серийного убийцу приговорят к смерти. В нашем обществе такое происходит не всегда. Что же делать жене убийцы? Если гражданский закон выполнил бы Божье повеление (то есть наказал бы виновного мечем [Римлянам 13:4]), то брак был бы расторгнут посредством казни. В противном случае решение останется за другой властью (семьей и церковью). Тот факт, что казнь не имеет места в нашем обществе, не должен останавливать власть, не имеющую меча. Церкви следует отлучать беззаконников, а супругам разводится с ними. Оба действия не исключают виновного из завета, они признают на законном основании, что человек исключил себя сам. Это не просто теория. Библия приводит пример семьи и церкви, действующих таким образом. Ездра 9:1 говорит: «По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев...» Ездра пребывает в смятении, но в следующей главе он требует от согрешивших израильтян отлучиться от жен иноплеменных. Важно отметить, что здесь речь идет не о расовой принадлежности жен (вспомним Руфь и Раав). Суть – в мерзостях или отвратительных обычаях. Поскольку израильтяне, вернувшиеся из плена, находились под властью Персии, наказание, установленное в ветхозаветном законе за подобные деяния, не применялось. Однако ничто не должно удерживать священников и народ от исполнения закона, и в книге Ездры мы находим наглядный тому пример. И хотя верно то, что христианам не следует разводиться с неверующими супругами, это применимо только в том случае, если нехристиане согласны на освященный Богом союз. Но если нехристианин виновен в беззаконии (грехах, требующих смертной кары в свете библейского закона), тогда христианам просто следует признать свершившийся факт. До тех пор пока церковь не осознает это, наше отношение к разводу будет по-прежнему жалко с богословской точки зрения. При теперешнем положении вещей многие признают развод как результат измены, но запрещают его в случае, если муж – убийца. Такая этическая близорукость возникла вследствие изучения данной темы в отрыве от остального Писания (кроме книги Ездры). Нам же следует рассматривать эту тему в контексте всей Библии. Брак не является абсолютом. Он освящен по Слову Божьему, следовательно, его нельзя отделять от Слова Божьего. Многие христиане мирились со злом лишь потому что полагали, что брачный обет требует этого. Отнюдь нет. Брачные обязательства требуют от нас смирения. Мужья должны любить своих жен, а жены уважать своих мужей. Мы должны отринуть свой эгоизм, а не Слово Божье. Не я повелеваю, а Господь В 1 Коринфянам 7:10–11 апостол Павел говорит: «... Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены [своей]». Ключ к пониманию данного отрывка заключается во вводной фразе – «не я повелеваю, а Господь». Это не означает, как полагают многие, что Павел делает оговорку для 12-го стиха («не я, а Господь») как не богодухновенного, в то время как остальное учение Павла богодухновенно. Это означает, что Иисус (во время земного служения) учил о разводе, а Павел применяет Его учение. Развод запрещен, в противном случае кто-либо из супругов согрешает. То, что соединил Бог, человек не в праве разлучить, то есть невозможно оправдать развод чем бы то ни было. Слово Божье должно регулировать наше поведение во всех отношениях. Но учение Иисуса Христа, заложив основы, не могло рассмотреть все возможные ситуации. Это стало особенно очевидно, когда христианская церковь стала расширяться и проникать в языческий мир. «Я не хотела развода, но он оставил меня...» Итак, Павел продолжает рассуждать и учит нас, как поступать в такой ситуации. Нарушение брачного завета причиняет не только сердечную боль, но и становится причиной многочисленных богословских споров. Вопрос ставится так: законен ли повторный брак? Большинство христианских проповедников не настаивает на сохранении семьи вследствие греха, но утверждает, что пострадавшая сторона все же не имеет права на повторный брак. Это все равно, что сказать: воровство – грех, но если кто-то украдет у вас магнитофон, ни в коем случае не покупайте новый. Такая позиция игнорирует тот факт, что именно вор совершает грех. Нарушители брачного завета всегда грешат. Но вина должна падать на них, а не на потерпевшую сторону. Грех, ведущий к разводу, запрещен без всяких исключений. Нарушители завета всегда согрешают, и именно они становятся причиной развода. Библия учит, что мы в праве официально признать то, что совершил нарушитель завета. Потерпевшая сторона также может признать статус нарушителя. Итак, если бракоразводный процесс – благочестивое признание противостояния виновника Богу, то тогда сам развод не идет вразрез с волей Бога. Но если кто-то из супругов подает на развод, пренебрегая Словом Божьим, то тогда он или она совершают грех. Сохранение праведности при разводе зависит от нашего отклика на Слово Божье, а не от Божьего суждения относительно греха супруга или супруги. Тот факт, что консервативные проповедники расходятся во взглядах на этот предмет, не означает, что я представляю либеральную точку зрения. Существуют два метода обращения с Писанием. Один добавляет что-то свое к библейскому учению, другой убирает что-то из него. Многие христиане с добрыми намерениями устанавливают требования более строгие, чем в Библии. А истинный консерватизм не может быть строже, чем Сам Бог. А что делать тем, кто к моменту ознакомления с этой книгой уже поступил неправедно? Они уже состоят в третьем браке, и их снедает чувство вины. Благая весть заключается в том, что Бог находит нас там, где мы есть, а не там, где нам следовало быть. Прощение во Христе можно найти всегда. Тем, кто находится в подобной ситуации, необходимо исповедовать грех, принять Божье прощение по вере и начать жить, повинуясь Слову Божьему.
Обратно в раздел душепопечительство |
|