Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Да благословит вас Христос! Дуглас Уилсон. Преобразование брака
Глава 2 Неизбежное главенство Краткий урок грамматики поможет объяснить природу библейского авторитета в доме. Читая Писание, христиане часто путают изъявительное наклонение с повелительным наклонением. Изъявительное наклонение констатирует факт; оно не содержит значения долженствования – стул коричневый; корабль накренился; снег комками. Цель таких утверждений – просто донести до нас информацию о положении вещей. Повелительное наклонение, напротив, является командой; оно сообщает нам, что мы должны делать. Закрой дверь! Выключи компьютер! Прижмись к обочине! Следовательно, если кто-то скажет: «Книга на столе», – это простое указание на факт, выраженное изъявительным наклонением. Но если кто-то сказал: «Положи книгу на стол», – это приказание, или императив. Нам пришлось прибегнуть к этому упражнению, поскольку многие христиане не понимают Библии, так как пытаются переделать изъявительное наклонение в повелительное. Когда дело доходит до евангелия, плотское сердце с радостью совершает ту же ошибку. Что такое благая весть, как не Великая Констатация Факта? Проповедники провозглашают то, что Бог уже совершил на кресте для спасения грешников, а грешные люди тем временем пытаются исказить суть евангельской вести и призвать к спасению по делам. Такая же «грамматическая» путаница возникает, когда мужья пытаются истолковать библейское учение о главенстве и авторитете в браке. В Библии сказано, что «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефесянам 5:23). Павел не пишет, что мужу следует быть главой жены. Он ясно указывает на главенство мужа. В данном стихе апостол не наставляет, каким должно быть браку (об этом говорят последующие стихи). Здесь он скорее раскрывает суть брачных отношений между мужем и женой. Брак определяется главенством мужа над женой. Иными словами, без главенства не существует и брака. Это не означает, что Бог не дает повелений мужу. В последующих стихах мы находим поистине основополагающий императив – мужьям заповедовано любить своих жен, как Христос возлюбил церковь. Нигде мужу не дается повеление быть главой жены именно потому, что он уже им является в силу самой природы брака. Горе ему, если он не любит свою жену, но, так или иначе, он сохраняет свое главенство. Размышление над этим установлением сослужит мужьям добрую службу. Поскольку муж является главой жены, он неизбежно оказывается в положении руководителя. Он не может просто так отказаться от лидерства. В случае частичного отречения от своей главной обязанности, он, взбунтовавшись против Бога, будет никудышным руководителем. Что бы он ни делал, где бы он ни находился, он всегда будет оставаться в положении главы своей жены. Таким Бог задумал брак. Он создал нас мужчинами и женщинами, чтобы утвердить главенство мужчины в браке. Если муж благочестив, то его господство не будет суровым; оно будет характеризоваться жертвенной любовью, явленной нашим Господом на кресте. Если муж пытается уклониться от своих обязанностей, его сложение полномочий будет тяготить весь дом. Если он покинет дом, его отсутствие будет все время напоминать о нем. Сколько детей выросло в домах, где за обеденным столом главенствовал пустой стул? Если муж «тряпка» и в доме заправляет жена, то это несчастная семья. Там господствует его отказ от полномочий. В Послании к Ефесянам апостол Павел говорит, что муж в качестве главы семьи отражает образ отношений Христа и церкви. Каждый брак в любом уголке мира – картина отношений Христа и церкви. Грех и бунт против Бога превратили эти образы в ложь и клевету на Христа. Но муж никогда не перестает свидетельствовать о Христе и церкви. Если он послушен Богу, он проповедует истину; если он не любит свою жену, то он извергает ересь и ложь – но он продолжает свидетельствовать. Если он оставляет свою жену, он показывает этим, что Христос оставляет свою невесту, и это – ложь. Если он суров с женой и бьет ее, он говорит, что Христос так же суров со своей церковью, а это еще одна ложь. Если он спит с другой женщиной, он прелюбодей, да и богохульник к тому же. Как может Христос любить еще кого-то, кроме Своей Невесты? Поразительно, как ради сиюминутного удовольствия неверные мужья могут так опорочить преданность Христа. Это резкие слова. И даже несмотря на разъяснение, некоторые читатели наверняка негативно отреагировали на ранее употребленное слово господство. Этот факт лишний раз доказывает, насколько христианская церковь подверглась влиянию феминизма – в мужененавистническом мирском или в приглаженном «евангельском» варианте. Тем не менее господство мужчины неопровержимо; за нами остается выбор формы господства: любящая и конструктивная власть или полная ненависти, разрушительная тирания. Оспаривание главенства мужа в доме подобно прыжку со скалы наперекор закону тяготения. Приводите какие угодно аргументы во время падения, но их несостоятельность будет доказана в момент приземления. Как бы христиане ни пытались пойти на компромисс с феминизмом, уступки не в силах изменить данность, заложенную Богом при творении. Да и как это возможно? Главенство мужа является неотъемлемой частью созданного Богом брака. Поиск компромисса хорошо выполняет одну задачу – он приносит с собой грех и бунт против Бога. Противление Господу не дает мужчинам исполнить повеление, то есть любить своих жен. Каков результат? Мужья отказываются от статуса главы семьи и перестают любить своих жен, как об этом сказано в Библии. Любовь и уважение Вторая величайшая заповедь требует, чтобы мы любили своих ближних, как самих себя. «Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Марк 12:31). И, конечно же, если мы спросим, кто наш ближний, Иисус укажет на человека, находящегося рядом с нами. Притча разъясняет, что ближний – это не только странник у дороги, но и тот, кто живет под одной крышей с вами. Писание требует непреложной супружеской любви. Но когда в Библии даются определенные заповеди мужьям и их женам, смысловой акцент этих повелений заметно отличается. Например, нигде в Писании женам не дается особая заповедь любить своих мужей. Один отрывок побуждает стариц наставлять молодых женщин в любви к мужьям. Но в данном случае использовано составное слово (philandros), и форма слова, обозначающая любовь, подразумевает нежную привязанность. От женщин требуется уважение: «...а жена да боится своего мужа» (Ефесянам 5:33). Мужчинам, наоборот, заповедано любить (agape) своих жен на пределе сил. В качестве иллюстрации приводятся два примера, в которых от мужей требуются огромное самопожертвование. Во-первых, мужья должны любить своих жен, как свое собственное тело. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Ефесянам 5:28). Никто еще не ненавидел самого себя, учит Павел, и этой высокой мерой мы должны мерить наше отношение к другим. Муж должен также заботиться о благосостоянии своей жены, как о своем собственном. Это золотое правило брака. Во-вторых, мужья должны любить своих жен, как Христос возлюбил церковь. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...» (Ефесянам 5:25). Писание ясно излагает нам наши обязанности. Жены должны уважать своих мужей, а мужья любить своих жен. Но это еще не все. Когда мы размышляем над этими требованиями и смотрим, как мужчины и женщины относятся друг к другу, мы видим гармонию между тем, что требует Бог, и тем, что необходимо получать и отдавать. В заповедях учтены и наши слабости. Мужчины должны исполнять свой долг по отношению к женщинам – они должны любить их. Женщины, в свою очередь, должны исполнять свой долг по отношению к мужчинам – они должны уважать их. Но обычно мужчины скупы на проявления любви. Клайв Льюис однажды заметил, что женщины склонны полагать, что любовь – это взваливание неприятностей других на свои плечи (что гораздо ближе к библейскому определению), в то время как мужчины склонны считать, что любить – значит не причинять неприятностей другим. Мужчинам требуется много работать над собой в этой сфере, и Писание побуждает их к этому. Женщина может любить мужчину и жертвовать собой ради него все время, будучи уверенной, что мужчина полный и законченный идиот. Женщины умеют любить, но основное требование, предъявляемое женам, это умение уважать мужей. Когда верующие женщины собираются вместе (для молитвы или изучения Библии), они зачастую очень неуважительно отзываются о своих мужьях. А затем они торопятся домой, чтобы готовить еду, убирать дом и присматривать за детьми. Почему? Потому что они любят своих мужей. В этом нет ничего предосудительного, но было бы неверно подменять любовью уважение, которого требует Бог. С другой стороны, мужчины нуждаются в том, чтобы их уважали, а женщины в том, чтобы их любили. Когда Писание говорит о том, чтобы старейшины церкви пасли овец, напрашивается логический вывод, что овцы нуждаются в пище. Если Писание придает большое значение уважению мужей женами, то, соответственно, мужья нуждаются в уважении. То же самое справедливо и в отношении жен. Если Библия требует от мужей любви к женам, мы можем с уверенностью сказать, что жены нуждаются в любви. Мы испытываем трудности, потому что не следуем библейским наставлениям. Когда мужчина выражает свою любовь к женщине (словами или иным образом), ему следует передавать ей уверенность в его верности обязательствам завета. Он будет обеспечивать ее, греть и питать, жертвовать собой ради нее и т. д. Ей необходимо быть уверенной, что он любит ее. Она нуждается в его любви. Когда жена уважает и почитает мужа, общение приобретает другую форму. Вместо того чтобы полностью сосредотачиваться на прочности отношений, жена переключает свое уважение на способности и достижения мужа – насколько добросовестно он работает, во сколько приходит домой, насколько он терпелив с детьми и т. д. Детали могут вызывать разногласия, поскольку он считает, что ему можно задерживаться, а она полагает, что он недостаточно работает. Но все же жены должны являть уважение к мужьям, а мужья – любовь по отношению к женам, потому что этого требует Бог, а не потому, что жена или муж заслужили такое отношение. Стоит помнить о том, что Бог требует для супругов больше, чем они того заслуживают. Она создана для него В предыдущей главе мы рассмотрели вопрос божественного установления брака и увидели, что семья существовала от начала сотворения человечества. Когда была сотворена только половина человечества, Бог взглянул на дела рук Своих и сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Создавая мир, Бог неоднократно утверждал, что все сотворенное им было хорошо, вплоть до сотворения мужчины. В этот момент Бог видит, что не хорошо быть человеку одному. Бог сотворил Адама и дал ему определенное поручение (Бытие 2:15). Адам должен был не только возделывать и хранить Едемский сад, но и плодиться и наполнять землю. Он самым очевидным образом нуждался в помощнике, ибо не мог самостоятельно воспроизводить себе подобных. Адаму было поручено владычествовать над землей, и для выполнения этого наказа он нуждался в многочисленном потомстве. Ева должна была не только помочь Адаму плодиться, но разделить с ним Божье призвание в качестве помощницы. Господь уже знал, что Адаму потребуется помощь. Женщина была создана с опозданием не из-за того, что Бога вдруг осенило дать ей жизнь на полпути творения. Бог преследовал цель утверждения авторитета в доме на все времена. Павел говорит об этом просто: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Коринфянам 11:8–9). Другими словами, последовательность творения свидетельствует о том, что не Адам был создан для Евы, но Ева для Адама. Более того, Павел, ссылаясь на это, показывает, что отношения Адама и Евы применимы не только к ним одним. Как уже упоминалось ранее, они представляют собой образец для всех последующих браков; эта модель стала нормой для всего человеческого рода. Суть заключается в намерении Бога – наши выводы основываются не только на хронологической последовательности акта творения. На свете много жен, которые старше своих мужей (они родились раньше их), но этот факт не может отменить порядка, установленного при сотворении Евы после Адама. Павел применяет принципы божественного установления брака к коринфским мужьям и женам, жившим тысячи лет спустя после Адама и Евы. И хотя мы тоже живем спустя тысячелетия после создания Послания к коринфянам, это правило остается в силе для всех последующих поколений мужчин и женщин, вступающих в брак. Божественное установление брака означает, что все мужья призваны выполнять определенное поручение. Их жены призваны помогать и поддерживать мужей в их призвании. Мужчина поставлен Богом во главе дома. В глазах Бога он определяется трудом, к которому призван, в то время как она определяется мужчиной, к которому она призвана. И поэтому мужчина несет ответственность как за труд, так и за жену. Это утверждение, очевидно, расходится с бытующим мнением, что мужчины и женщины равны в правах создания профессиональной карьеры. К сожалению, эта идея вполне допустима в современных евангельских церквях. Она в корне противоречит Библии, но породили ее не феминистки, а мужья, сложившие с себя ответственность за жен. Одна из главных проблем нашей культуры – превращение мужа-христианина в «слюнтяя». Мужчины отказались от дарованных Богом силы, лидерства и авторитета. Они не хотят играть свою роль в семье и брать инициативу на себя, потому что они нашли более легкий выход из положения. Выполнение божьего поручения требует большой отдачи, и мужчины должны усердно трудиться. Это не означает, что они должны держать жен в строгости, они должны трудиться ради жен. Мужчины и женщины по-разному воспринимают работу и, следовательно, имеют разные взгляды на власть. Это заложено в порядок вещей, несмотря на посягательства апологетов феминизма. Феминистское учение, созданное нечестивыми людьми, заставило множество женщин пополнить ряды рабочих. Но оно нисколько не изменило распределение ролей. Оно просто не в силах что-либо изменить. И хотя на многих предприятиях количество работниц превышает количество работников-мужчин, мужчины по-прежнему удерживают за собой руководство. С помощью красивых слов о равенстве женщин привлекли к работе вне дома; они пошли на вторую работу и не смогли заставить мужей разделить бремя первой. Женщина по-прежнему стирает, готовит и так далее, а эгоист-мужчина извлекает пользу из «освобождения» женщин и получает две зарплаты, не прилагая особых усилий, разве что иногда вынесет мусор. Мы должны признать, что божья модель благочестивого главенства мужа над женой имеет глубокий смысл. Единственная альтернатива – это нечестивое подавление женщин мужчинами. Это ни в кой мере не означает, что женщины не компетентны во многих вопросах. Гаечный ключ можно использовать для забивания гвоздей, но, тем не менее, он для этого не предназначен. Женщины блестяще справляются со многими делами вне дома. Но тот факт, что кто-то способен выполнить работу, не означает, что к этому его призвал Бог. Женщина может делать многое в доме и находить в этом удовлетворение. Ее муж тоже сможет ее выполнить, но эта работа будет для него мучением. Он не найдет в ней никакого удовлетворения, потому что мужчина и женщина не призваны к домашней работе в равной мере. В 11-й главе 1-го Послания к коринфянам Павел высказывает утверждение, которое должно вызывать страх Божий и благоговение в мужьях: женщина была создана помощницей мужчине. Ничто так не оскорбительно, как несерьезное отношение невежд к библейским истинам – шутки о покорности и тому подобное. Такой тон недопустим в отношении Библии. Когда мужчина понимает, для чего он создан и к чему он призван, это само по себе уже действует ошеломляюще (Ефесянам 2:10). И если он затем понимает свою нужду в помощи, но при этом им не движет страх Божий, то тогда он ведет себя, как последний болван. Следовательно, мужья должны укреплять свое положение ради своих жен. Нечестивые люди укрепляются из эгоистических побуждений, не ради других. Благочестивый муж использует свою силу, чтобы отдавать жене, а не отнимать у нее. При правильной постановке отношений мужчина знает, что он создан Богом для исполнения определенного поручения и его жена создана Богом, чтобы помогать ему в этом. Он был создан к славе Божьей, а она, как бы ни было страшно произносить эти слова, создана для него (1 Коринфянам 11:7–8). Ответственность Мы, кому дарованы определенные Богом взаимоотношения, понимаем, насколько разрушительно лжеучение феминизма. Но мы должны видеть, что на самом деле не женщины породили феминизм. И хотя феминистское движение в основном объединяет женщин, их лидеры всего лишь покрывают ложь мужчин. В своей основе феминизм – детище двух типов мужчин: разрушающих и подавляющих другие личности или, наоборот, «тряпок». В силу Божьего замысла, мужчины всегда несут ответственность за то, что происходит в «женском царстве», независимо от того, хотят они этого или нет, признают эту ответственность или нет. Следовательно, феминизм – это не порождение неудовлетворенных жизнью женщин; феминизм – детище нечестивых мужчин. Если супружеская пара обращается за помощью к консультанту по вопросам семьи и брака, я считаю, что ответственность за все проблемы целиком лежит на плечах мужа. Некоторые будут возражать мне, но важно отметить, что между ответственностью и виной нельзя ставить знака равенства. Если женщина неверна мужу, то, безусловно, она виновна в прелюбодеянии, но на нем лежит ответственность за это. Для примера представьте себе молодого курсанта, который ослушался приказа и глубокой ночью посадил корабль на мель. Капитан и штурман спали и не причастны к его безответственным действиям. Но кто в конечном итоге понесет наказание за содеянное? За случившееся будут отвечать капитан и штурман. На их карьере поставлен крест, а молодой курсант через полгода уволится на берег. Многим это покажется несправедливым, но так устроен мир. Виноват курсант, а отвечает капитан. Без понимания ответственности власть теряет смысл и становится тиранией. Мужья несут ответственность за своих жен. Они – глава женам так же, как Христос – глава церкви. Клятва, данная мужем, налагает на него ответственность за дом и семью. Это означает, что мужчины-тираны или мужчины-«тряпки» ответственны за проблемы в семье. Если бы христиане любили своих жен, как Христос возлюбил церковь, если бы они направляли жен и принимали посильную женскую помощь в деле, которому они служат, то в церкви не было бы места феминистским настроениям. Христиане, отказывающиеся от Богом данного авторитета или стыдящиеся его, оставляют своих жен незащищенными. Немощнейшие сосуды Библия очень ясно наставляет мужчин, как им жить со своими женами. Требование к мужьям быть внимательными и заботливыми выражено фразой, от которой современному читателю становится не по себе. «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петра 3:7). Библия говорит, что жена в некотором смысле немощнейший сосуд. И муж, следовательно, должен оказывать ей честь. Он не должен злоупотреблять ее подчинением, предписанным Богом. «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Бытие 3:16). В браке четче проявляются черты характера человека. Поэтому семейные проблемы зачастую рождаются за многие годы до венчания. Например, дети, подрастая, наблюдают отношения между родителями. Они видят определенные модели поведения в школе. Они слышат много ложного об отношениях сильных и слабых. Люди воспринимают ложное учение и следуют дурным примерам, а затем вступают в брак, и результаты порой бывают катастрофическими. Апостол Петр принимает как данность, что женщины слабее мужчин. Под влиянием феминизма современный мир отбросит данное утверждение как сексистский бред, напечатанный в сексистской книжке, и будет, по крайней мере частично, прав. Называя «сексизм» грехом, справедливо утверждать, что Библия – греховная книга. Но невозможно утверждать, что «сексизм» – настоящий грех, ибо грех можно определить только в соответствии с законом, данным Богом, а не законом, данным мужчиной или женщиной. Согласно Библии, нет ничего грешного в том, что мужчина сильнее женщины. Грех использовать эту силу не в соответствии с Божьими установлениями. Несколькими стихами ранее Петр дает мужьям пример для подражания. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра 2:21). Затем следует: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям...» (1 Петра 3:1). Далее он требует, чтобы мужья также благоразумно обращались с женами. Здесь ключевое слово – также. Мужья и жены должны уподобляться Христу по отношению друг к другу. Но положение, которое дал им Господь, обязывает мужчину вести себя по отношению к жене не так, как жена обязана вести себя по отношению к мужу. Как правило, мужчинам трудно оказывать честь «слабости». Когда собирается мужская компания, обычно воцаряется дух соревнования. Как только возникает конкуренция, мужчины обычно сразу же используют слабые стороны соперника. Если бы тренер команды по американскому футболу обнаружил, что левый полузащитник противника – слабый игрок, он бы построил всю игру на левом фланге. Мужчинам свойственно пользоваться слабостью других, и американцы восхищаются духом соревнования. Если в браке возникает какая-либо проблема, на мужчин находит дух противоречия и соперничества с женой. Представьте, что супруги не согласны по какому-либо вопросу; огорченная жена высказывает свои соображения, на что муж возражает: «Ничего более идиотского я не слышал!» Он обращается с ней, как с левым полузащитником противника. Реагируя подобным образом, он использует ее. Но Петр не повелевает использовать слабость; он говорит: «Оказывайте ей честь». Итак, мы наблюдаем всеобщее неповиновение библейскому наказу: когда мужья видят слабость жен, они думают, как бы воспользоваться ею. Мужчина может погрязнуть в грехе, мучающем его жену, но продолжает давить на нее, словно бульдозер. Она отступает, ощущая себя виноватой. Мужчины поддаются искушению третировать своих жен независимо от того, правы они или нет, и в особенности тогда, когда они неправы. На самом деле, многие мужчины настолько захвачены духом соревнования, что они глухи к словам Петра о слабости женщин. Но что лучше – сани или фарфоровая чашка? И что из них победит в соревновании? Мужчинам свойственно уважать силу, но с трудом дается уважать слабость. Мы наблюдаем это даже на спортплощадке. Двое парней начинают драться, один сильно бьет другого, и тот падает. После драки они опять – лучшие друзья. Один уважает силу другого, а тот, в свою очередь, уважает его за то, что он затеял драку. Чтобы мужчины уважали слабость, они должны понять, что это их собственная слабость. Жена является сонаследницей благодатной жизни, и ее слабость – это его слабость тоже. Она не является его противником. Слабость принадлежит его команде, его собственной семье. Я однажды говорил с человеком, который был очень польщен тем, что дети слушаются его, а не жену. Ему нравилось, что они повиновались его указаниям и совершенно не слушались матери. Он вел себя, словно легкоатлет во время забега, полагая, что выигрывает у жены соревнование по воспитанию детей. Но тот факт, что дети не слушались матери, выявлял недостаток его дисциплины. Ее проблема была его проблемой. Отец несет ответственность за то, чтобы обеспечить матери авторитет. Необходимо признать ее слабость как его слабость, чтобы его сила могла стать ее силой. Ее сила в слабости, и она должна стать его силой. Его слабость в силе, и, преодоленная, она становится ее силой. Уравниловка Все человеческие культуры иерархичны. Не все люди одинаково талантливы, красивы, умны и образованны. Библия не требует подчинения женщин мужчинам вообще, а скорее подчинения определенной женщины определенному мужчине. Подчинение женщины мужчине избавляет ее от обязательств перед другими мужчинами. Ее муж – щит, защищающий ее от других мужчин. Она должна быть покорна своему мужу, ибо никто не может служить двум господам, о чем ясно учит Библия. Говоря о том, что мужу следует быть главой жены, нельзя однозначно утверждать, что каждый мужчина способен быть духовным лидером, кормильцем, утешителем и защитником каждой женщины. Некоторые считают, что христианское учение о покорности требует принять на веру эту мысль. Но это не только ложно, но и нелепо. Женщины не созданы для подчинения любому мужчине. Следовательно, благочестивая женщина должна ограничиться определенным выбором. Если она понимает библейское учение, то она знает, что была создана зависимой от одного мужчины. Чем больше Бог делает для нее и дает ей, чем более женщина совершенствуется, тем более разборчивой должна она быть. Некоторые умные женщины подвергались искушению затеять игру, чтобы заполучить мужчину. Это неправильно; Бог сотворил ее в помощь определенному мужчине, и он нуждается в ее способностях – независимо от остальных мужчин. Благочестивой женщине не следует занижать требования; совместная жизнь с человеком, не имеющим интеллектуальной или духовной способности к лидерству в доме, не сулит ничего хорошего. Авигея не была парой Навалу. Библия учит о покорности одной женщины одному мужчине, а не одной женщины всей мужчинам. Женщина может охотно признать, что определенный мужчина может быть благочестивым христианским лидером, но не для нее. И, наоборот, благочестивым мужчинам следует согласиться с тем, что на свете существует много женщин, которые, на индивидуальном уровне, стоят выше него. Бог создал их, чтобы они подчинялись своим мужьям. Иерархия существует, несмотря на современную догму о равноправии. В мире существуют освященные Богом различия и соответствующие им ценности. Что лучше – быть умным или глупым? Богатым или бедным? Духовно богатым или духовно бедным? Что лучше – получать наставление в Писании или нет? Наше общество демонстрирует горячее стремление к «уравниловке», якобы стремится уничтожить зависть, но совсем не отражает истинного положения вещей в сотворенном Богом мире. Как только мы примиримся с освященным Богом неравенством, мы начнем понимать, как следует поступать дальше. Верующий муж должен уважать слабость жены, обращаясь с ней, словно Христос с церковью, защищая и оберегая ее, а не смотреть на нее свысока. Немощность, о которой упоминает апостол Петр, – не ее вина. В этом вообще нет ничьей вины. Слабость становится виной, если она грешит против замысла Творца. Фарфоровая чашка, в отличие от саней, – хрупкая вещь, а молоток не годится для чаепития. Это не означает, что все женщины – слабые создания. Есть вещи, с которыми женщины, к изумлению мужчин, отлично справляются. Тем не менее в браке именно муж должен быть ведущей силой. На этом основании жена может развивать свои сильные стороны, чтобы угождать мужу. Муж должен служить источником силы для жены, даже если она более компетентна в каком-то вопросе, чем он. И даже если жена сильнее в какой-то сфере, он должен обладать достаточной эмоциональной и духовной силой, чтобы взять на себя ответственность в этой сфере. Например, предположим, что муж принимает решение, основанное на информации, предоставленной женой, так как она лучше владеет вопросом. Далее выясняется, что решение было неверным. Он принимает на себя руководство даже в этой ситуации, если готов нести ответственность за случившееся. Но если он уходит от ответственности перед семьей, то жена услышит от него: «Почему ты...?» Смиренное сердце Мужчинам и женщинам следует мудро подходить к вопросу создания брака. Женщина должна выходить замуж за человека, которого она уважает, а мужчина должен жениться на женщине, которую он будет любить и со смирением вести за собой. Мужчина должен использовать свою власть ради жены, а не ради себя самого. Он должен обращаться с властью со смирением. В 13-й главе Евангелия от Иоанна Иисус, умывая ноги ученикам, сказал им: Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Иисус учил, что каждый христианин, желающий стать первым, должен прежде всего стать слугой. Это применимо и к христианской семье. Муж должен принять сознательное решение использовать все свои силы для защиты жены и на ее пользу, а не на пользу самому себе. Он может это делать только в подражание Христу. В христианской семье путь к пониманию истинного авторитета лежит через служение друг другу. Муж – евангельский христианин «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Иисус Навин 24:15). Определением евангельский в последние годы много злоупотребляли. То, что раньше обозначало приверженность к евангелию Иисуса Христа, в современной Америке описывает субъективные религиозные переживания практически любого толка. Те, кто используют это слово в его старом значении, должны осторожно подходить к определению терминов. Под определением «муж – евангельский христианин» я склонен понимать, что это человек, осознающий постулаты исторического протестантизма и строящий свою жизнь в соответствии с ними. Евангельский мир отбрасывает богословское наследие, так как нет веры в христианские доктрины в семьях. Не секрет, что с церковной кафедры по всей стране звучат анекдоты, сентиментальная болтовня, визгливо-крикливые песни поклонения и «гони-что-нам-нравится» богословие; и главы христианских семей приняли все это. Когда требования к мужчинам в евангельских кругах стали ниже, мужчины не только не выразили возмущения, а, наоборот, с облегчением вздохнули. Подобно Иисусу Навину, мужчина отвечает за весь дом, и он должен учить семью и отказываться подчинять свой дом глупости неверия, и неважно, во что рядится это неверие – в либеральные или поп-евангельские одежды. Когда Иисус учит, что его овцы не будут слушать голоса чужака, Он подразумевает правильность их действий в случае отсутствия голоса Пастыря (Иоанна 10:5). Первое, что необходимо сделать мужу, это устроить свой дом так, чтобы там исповедывалась вера, то есть муж должен знать, во что он верит, и научить этому свою семью. Человек, недавно обретший спасение, возможно, сможет только исповедывать, что Иисус есть Господь, – и этого достаточно, скажут многие. Несомненно, этого достаточно для спасения (Римлянам 10:9–10), но не достаточно, чтобы наставить в вере свою семью. «Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» (Евреям 5:12). Библия учит, что минималистский подход к доктрине – позор для зрелых христиан. Печально, что сегодня многие торжествуют, довольствуясь ущемленным богословием. Вопрос состоит не в том, какой минимум надо знать, чтобы попасть на небо. Вопрос для мужей ставится так: «Как многому я могу научиться сам и научить свою жену и детей, располагая моим временем, ресурсами и обладая моими способностями?» Мужчина может не быть теологом по профессии, но он должен быть домашним богословом. Апостол Павел, побуждая женщин молчать в церкви, говорил: «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих...» (1 Коринфянам 14:35). Трагедия современной женщины состоит в том, что она гадает, что же сказано в Библии, вместо того чтобы спросить об этом мужа. «Он не знает». Муж должен быть готов ответить на доктринальные вопросы жены, а если у него нет ответа, он должен быть готов изучить вопрос и наверстать упущенное. Слова апостола Павла не столько ограничивают жену, сколько выдвигают требование мужу. Если он чего-то не знает, он должен это выяснить. Во-вторых, он должен знать, почему он верит, чтобы научить этому и семью. Это невозможно без постоянного чтения Библии. В дополнение к изучению Библии евангельский верующий должен посвятить себя чтению книг, здраво излагающих учение и написанных квалифицированными богословами. Он должен не только размышлять над Словом, но и пользоваться трудами учителей. По мере изучения Библии он, несомненно, начнет лучше понимать величие и суверенную волю Бога. И тогда он должен со смирением отринуть все ошибочные доктрины, которых он раньше придерживался, и просить прощения у семьи за то, что он вел их по ложному пути, и начать все с начала. Ни при каких обстоятельствах муж – евангельский христианин не должен держаться за свои ложные убеждения, даже если перемены достанутся дорогой ценой. В-третьих, мы должны развивать определенные добродетели, заложенные в исповедании веры. Эти добродетели должны просто обосноваться в вашем доме. Библия учит, что все учение должно отражаться в нашей жизни, и наш образ жизни должен, в свою очередь, прославлять христианское учение. В доме, ведомом евангельским мужем, должно быть много добродетелей, составляющих аромат дома. Такой муж никогда не должен говорить с женой, не проявляя нежности и не оказывая ей должных знаков внимания. Он никогда не должен выходить из себя, наказывая детей. Согрешив, он должен восстановить положение. Он должен быть скалой в доме – небольшим камнем, по благодати Божьей отражающим образ Той Скалы, Которая есть Христос.
Обратно в раздел душепопечительство |
|