Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Абрамов А. "Время умирать"ОГЛАВЛЕНИЕ1 глава. В непосредственной близостиВо все времена и у всех народов отношение к смерти было особенным. Ни на Востоке, ни на Западе нет такой культуры, которая игнорировала бы смерть, оставалась бы к ней равнодушной, не пыталась бы выработать свое отношение к вечным вопросам жизни и смерти. Как нет ни одной религии, которая не учила бы в той или иной форме о жизни после смерти. Все народы совершают над своими умершими погребальные церемонии, суть которых состоит в том, что после смерти человек продолжает жить иной, загробной жизнью. В разных концах света люди по-разному относятся к смерти и по-разному представляют себе загробное бытие человека, но очевидно одно, никто из них не относится к смерти равнодушно. У большинства европейцев смерть вызывает страх, а иногда и неподдельный ужас, который заставляет их отодвигаться от смерти как можно дальше. Человека отправляют умирать в больницу, к погребению его готовят специалисты из похоронного бюро. Если же смерть настигает человека внезапно, то детей от смертного одра стараются удалить. Сегодня представители западной цивилизации предпочитают, чтобы с умершим занимались профессионалы. Они готовы платить за их услуги немалые деньги, только бы лишний раз не приближаться к смерти. Все это, на мой взгляд, говорит об одном: достигнув огромного прогресса в области технологий и социальной сфере, западный мир потерял нечто гораздо более важное. И все-таки в глубине души среднестатистический европеец боится смерти. В его душе продолжает гореть искорка человеческого любопытства — смерть как явление притягивает и пугает одновременно. Западная философская мысль не только бьется над загадкой смерти, но и пытается представить, что находится за последней чертой. Однако любая попытка человека взглянуть с помощью логики на то, что находится по ту сторону смерти, обречена на провал. Живые не знают о смерти ничего определенного, а мертвые, к сожалению, не склонны делиться своими переживаниями. И даже знаменитое утверждение Платона о том, что «философия есть приготовление к смерти», вряд ли способно утешить смертных. Библия, абсолютное и непогрешимое Слово Божье, дает человечеству простые, а главное, ясные ответы на большинство подобных вопросов. Только Господь, стоящий абсолютно над всем — над временем и пространством, жизнью и смертью, — имеет полноту знания обо всех этих явлениях. Чтобы понять природу смерти, для начала нужно более внимательно присмотреться к жизни как таковой. Библия говорит о сотворении жизни: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Жизнь, несомненно, была создана Господом в полном соответствии с Его планами. В процессе творения Он неоднократно выражает Свое отношение к результату. Восьмикратно повторенная на протяжении первой главы Книги Бытия фраза о том, что «это хорошо», говорит сама за себя. Но была ли смерть сотворена Господом по такому же сценарию? Прямого ответа на этот вопрос Священное Писание не дает, оставляя определенный простор для толкований и размышлений. Если сотворение жизни было четко спланированным актом, то смерть вошла в мир явно не по воле Господа, но по Его допущению. Между допущением и волей или желанием Божьим огромная разница. В Библии говорится, что дьявол не был уничтожен сразу после своего восстания. Было ли приятно Господу смотреть на Своего врага? Навряд ли. Неужели всемогущий Бог не мог испепелить дьявола, как только тот попытался взбунтоваться против Него. Мог, но не захотел. Почему? Когда мне задают подобные вопросы, единственное, что мне остается сделать, это развести руками и добавить, что если бы я знал ответы на все вопросы, я бы преподавал богословие в Оксфорде. Впрочем, определенная логика в том, что смерть появилась в мире после грехопадения, все-таки есть. Смерть, ограничивая жизнь человека, тем самым ограничивает и грех, живущий в нем, не позволяя греху властвовать вечно и безраздельно. После того как Адам вкусил от дерева познания добра и зла, Господь, воззрев на него, сказал: «…как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3:22). Господь даже поставил охрану у Эдемского сада (Быт. 3:24), чтобы человек не вкусил и от дерева жизни, не обрел бессмертия на земле, тем самым позволив дьяволу сделать землю универсальным плацдармом для богопротивления. Ведь картина мира была бы совершенно другой, если бы грешник твердо знал, что его земное существование не будет прервано смертью и можно спокойно грешить, не опасаясь посмертного наказания. А через тысячу лет земля была бы настолько завалена грехом, что напоминала бы переполненный изолятор временного содержания, и на ней впору было бы ставить двух-, а то и трехъярусные нары. Впервые в Библии слово смерть встречается в Книге Бытия 2:17, причем в оригинале, на иврите, оно стоит не в единственном, а во множественном числе, не «смертью умрешь», а «смертями умрешь». Именно так, довольно странно для русского уха, звучит буквальный перевод. Я не хочу обвинить синодальный перевод в неточности, напротив, вполне очевидно, что подобный буквальный вариант перевода на русском языке звучал бы несколько тяжеловесно и неблагозвучно. Но язык оригинала дает понять, что, выражаясь подобным образом, Господь, в первую очередь, хотел подчеркнуть: смерть — это не просто конец жизни, это гораздо более сложное и многоплановое явление. Писание четко разделяет три абсолютно разных явления, каждое из которых названо смертью. Необходимо сразу внести ясность, дабы впоследствии избежать путаницы. Первое явление, названное в Писании смертью, — это смерть духовная; второе — смерть физическая или смерть первая. И последнее, третье — это смерть вечная, часто обозначаемая как вечная погибель или смерть вторая. Смерть духовная настигла Адама сразу после грехопадения. Именно духовную смерть, как правило, имеют в виду апостолы, когда употребляют термин «смерть». Чаще других это делает Павел. В одном из своих посланий он описывает грешников и видит их как людей «мертвых по преступлениям и грехам» (Ефес. 2:1). Духовно мертвый человек мертв не телом, но духом, мертв для Бога — глух, слеп и нем по отношению к Нему. Святой апостол Иоанн Богослов пишет: «знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3:1). Наш мир наполнен духовно мертвыми людьми, им кажется, что они живут, но на самом деле их существование — это самообман, наркотик, создающий иллюзию жизни. И каждый раз, делая себе очередную инъекцию суеты, человечество все больше отдаляется от Того, Кто сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Итак, духовная смерть — это просто жизнь без Бога, добровольное отречение от Того, кто сказал о Себе: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:48). Конечно, каждый человек свободен, он может отвергать Слово Божье сколь угодно долго, но пусть поступающие так знают, что, делая свой выбор в пользу дьявола, они все глубже и глубже погружаются в пучину духовной смерти. И не надо удивляться, что когда они придут к концу своей жизни и их настигнет физическая смерть, то их нераскаянная, бессмертная душа погрузится в бесконечный кошмар ада. Это смерть вторая, но подробнее о ней в следующей главе. Куда бы мы ни шли, мы всегда движемся навстречу смерти. Жизнь — это дорога с односторонним движением. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел душепопечительство |
|