Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Савченко П. Сравнительное богословие

Оглавление

Лекция 10
Адвентисты седьмого дня
Исторический обзор


Адвентисты седьмого дня (АСД) являются особой разновидностью христианского протестантства, занимающего промежуточное положение между иудаизмом и христианством. Адвентизм как течение возник впервые в США в 1831 году.
В вероучении АСД мы видим продолжение того направления первохристиан (иудействующих) Иерусалимской церкви, которое исчезло после 70-го года по Р.Х., т.е. после разрушения г.Иерусалима римлянами под руководством полководца Тита (39-81 гг.).
Главные отличительные черты современного учения адвентистов заключаются в праздновании субботы вместо воскресного дня, своеобразном толковании пророчеств книг Даниила и Откровения Иоанна о втором пришествии Христа, уплате десятины, отрицания бессмертия души и др.
Слова "адвентист" и "адвентизм" происходят от латинского слова "адвентус" - пришествие. В народе АСД называют субботниками. Сами адвентисты называют себя "народом пророчества" - церковью, придающей особое значение исследованию пророчеств Библии. "Наша церковь сама является осуществлением пророчества, и в самом ее названии заключена пророческая надежда. В годы своего формирования она была питаема Духом пророчества. Церковь и сейчас нуждается в Духе пророчества и руководствуется им. Хотя многие положения в вероучении мы разделяем с другими церквями, однако те, по которым мы расходимся с ними, имеют глубокое основание в пророчестве" (ц.1).
Адвентисты в историческом плане появились не на пустом месте, о чем было упомянуто вначале. Но они имеют и более современную предысторию.
На возникновние учения адвентистов в США оказали влияние распространенные в христианском мире того времени (18-19 вв.) эсхатологические учения многих богословов и их школ в странах Европы: Юнга-Штиллинга, Иосифа Вольфа, Бенгеля и др., а также "пророческой школы" Друммонда в Англии (Лондон). Впадая в крайности, они в своих трудах предсказывали близкие сроки пришествия Христа на землю и установление тысячелетнего царства. Так, Юнг-Шиллинг в своем сочинении "Победная песнь христианской веры" предсказал пришествие Христа в 1836 г., а встречу - в горах Закавказья. На 1836 г. пришествие Христа предсказывал и немецкий богослов Бенгель.
Эти воззрения через печатные произведения и верующих эмигрантов, распространяясь в США, находили последователей, которые впоследствии разделились на несколько самостоятельных ответвлений: Церковь Адвентистских христиан (1855 г.), Евангельские адвентисты, Церковь во Христе Иисусе (адвентисты грядущего века, 1838 г.), Адвентисты седьмого дня (1844 г.) и др.
Кроме особых эсхатологических воззрений адвентисты вобрали в себя учение "баптистов седьмого дня" о праздновании субботы вместо воскресного дня.
Многие религиозные мыслители и руководители церквей того времени заострили внимание и стали серьезно размышлять о втором пришествии Христа. Об этом думали и говорили уже Эдвард Ирвинг (1792-1834 гг.) и Роберт Халдане (1764-1843 гг.). Эти мысли побудили Эндрю Фуллера (1754-1815 гг.), Вильямса Керри (1761-1834 гг.) и многих других к миссионерской активности.
Мы, ЕХБ, полностью разделяем тот взгляд, что Библейское учение о втором пришествии нашего Господа Иисуса Христа делает нас более активными в работе для нашего Господа: "Блажен тот раб, которого господин его пришед найдет поступающим так" - Мф.24,46.
Но адвентизм есть нечто иное, чем только эсхатологическое учение о втором пришествии Христа. Центральным моментом возникновения АСД, как определенного движения протестантизма, является стремление исчислять определенную дату второго пришествия Христа. Адвентисты настойчиво осуществляли эти свои желания, несмотря на ясные, понятные слова Самого Иисуса Христа: "Тогда, если кто скажет вам: "вот здесь Христос", или "там", - не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот Он в пустыне", - не выходите; "вот Он в потаенных комнатах", - не верьте. Ибо, как молния исходит с востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого... О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один... Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет" - Мф.24,23-27,36,42.
Основатель адвентизма и его последователи
Основателем (отцом) адвентистов считается американец Вильям Миллер (1782-1849 гг.)
В 1816 году после своего обращения он стал членом баптистской церкви и начал серьезно заниматься чтением Библии. Особое внимание он обратил на пророчество в книге Даниила 8,13-14; 9,24-27, а также и на другие тексты, касающиеся пришествия Христа. При этом он истолковал указанный в пророчестве день, как год. Плодом его четырехлетних исследований (1818-1822 гг.) явился его труд, состоявший из 20 статей под названием "Компендиум веры". Его 15 и 16 статьи гласили: "Я верю, что второе пришествие Христа близко, что Он в какой-то мере стоит уже у дверей, что это произойдет в течение 21 года, т.е. в 1843 г. или до него...".
Опираясь в своих вычислениях на пророчество книги Даниила, а также на девятую главу книги Ездры, о времени восстановления храма и Иерусалима, дата великого события - второго пришествия Христа - выпадала у Миллера на период с 21 марта 1843 г. по 21 марта 1844 г.
Только через 9 лет, в 1831 году, эти "откровения" он впервые обнародовал в проповеди в баптистской церкви.
Эта весть быстро облетела Америку и другие страны Европы и Азии, а его имя приобрело известность.
Последователями адвентизма были верующие протестантских течений: баптисты, методисты и др., из которых состояли первые общины.
В 1833 г. В.Миллер написал и выпустил книгу под названием "Доказательства Священного Писания и истории в пользу второго пришествия Христа в 1843 г. и Его личного царствования в течение тысячи лет". В.Миллер и его друзья ревностно проповедовали свое новое учение, и к 1842 г. они имели уже около полумиллиона сторонников, именуемых "евангельскими адвентистами", но после возникновения АСД (в 1844 г.) это первоначальное движение стало уменьшаться.
Однако, несмотря на громко предсказанное В.Миллером пришествие Христа 21 марта 1843 г., оно не оправдалось. Все осталось по-прежнему. Но это не убедило В.Миллера и его сторонников в том, что они глубоко заблуждались. Они искали оправдания неудавшемуся пророчеству и нашли его в словах Евангелия от Матфея 2,25, где говорится, что Жених замедлил; и в Евангелии от Луки 12,36, где написано: "..будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего."
Ожидать - это значит пропустить какое-то раньше сказанное определенное время. Ту же мысль они якобы нашли в книге Аввакума 2,1-3.
По их утверждению, ошибка оказалась в том, что надо было ждать до "полночи", т.е. плюс еще "полдень", значит - полгода. И адвентисты на сей раз определили четко и ясно: второе пришествие Христа наступит 22 октября 1844 года.
Адвентисты продавали свое имущество, не собирали урожай, ибо Христос грядет. Но все осталось по-прежнему, Христос и на этот раз не пришел на землю. После 22 октября 4844 года адвентисты пережили глубокий духовный крах, а в материальном отношении многие оказались в безысходном положении. Многие оставили веру в Бога и начали увлекаться спиритизмом и оккультизмом.
Ошибочная практика предсказания сроков пришествия Христа вопреки учению Евангелия - Мф.24,36, послужила причиной исключения В.Миллера и его последователей из баптистских общин, выходцы из которых составили первые самостоятельные общины адвентистов (1845 г.).
Сам В.Миллер тоже впал в глубокое отчаяние. В дальнейшем он отошел от активного сотрудничества с АСД, но, к счастью, остался убежденным христианином.
"Сила Миллера была в том, что он проповедовал о зримом втором пришествии Христа, о суде грешников и о воздаянии праведным в такое время, когда об этих истинах многие забыли. Его слабость была в том, что он не признавал необходимости богословского образования. Миллер умер как христианин, в надежде, что он скоро будет вместе со своим Господом" (ц. 2).
Адвентисты снова стали искать причину своей ошибки. Один из сотрудников адвентистов Хирам Эдсон во время видения понял, что 22 октября 1844 года Иисус Христос принял на себя другую миссию, а именно: Он вошел в небесное святилище.
"Разочарование 1844 года содействовало открытию истины о том, что святилище, которое должно было быть очищено, находится на небе" (ц.З).
"В 1844 году, по окончании пророческого периода - 2300 дней, Он вошел во вторую, последнюю фазу Своего примирительного служения" (ц. 4).
Для первых адвентистов седьмого дня это новое учение было ключом, открывавшим тайную причину разочарования 1844 г. Посредством этого учения люди, твердо верившие в близость пришествия Христа, смогли примириться с их неисполнившимися ожиданиями" (ц. 5).
Все ожидания теперь были перенесены в небесную сферу, где события происходят вне человеческого контроля, кроме некоторых избранных. И таким "избранным" человеком, по твердому убеждению АСД, оказалась женщина Елена Г.Уайт.
С именем Вильяма Миллера закончился первый этап истории адвентизма.
В дальнейшем, вероучение адвентистов, и прежде всего, о праздновании субботнего дня взамен воскресного, последовательно развивалось тремя адвентистскими деятелями: Рахилью Престон, Иосифом (Джозефом) Бэте и Еленой Уайт.
В 1844 году в адвентизм, который до этого времени существовал как адвентизм первого дня (праздновали воскресенье), проникла идея о субботе, как истинном дне покоя и поклонения. Эту "услугу" им оказали существовавшие в США баптисты седьмого дня, община которых была основана уже в 1671 г. Такая же община, но немецкая, была организована в США в 1728 г.
В середине 1840-х годов член баптистской церкви седьмого дня, Рахиль Престон (ученица В.Миллера), развивала идею о субботе среди адвентистов первого дня и убедила их, что надо праздновать не первый день недели, а седьмой (субботу). Эта идея, не сразу всем приятная, очень помогла уменьшить конфуз адвентистов после 22 октября 1844 г.
Джозеф Бэте в 1846 году издал труд, в котором доказывал необходимость празднования субботнего дня. Этот труд оказал влияние на адвентистов различного толка.
Затем и Е.Уайт в 1846 году в своем видении увидела в небесном святилище сияющую 4-ю заповедь. С тех пор Елене Г.Уайт принадлежит решающее значение в вопросе почитания адвентистами субботы как дня покоя и поклонения Богу.
Елена Г.Уайт, урожденная Гасмон (1827-1915 гг.), родилась в США. Обратилась к вере 13-тилетней девочкой через проповедь В.Миллера. 1844 годом датируется ее первое видение, что и поставило ее в центр адвентистского движения. Е.Г.Уайт много раз говорила о том (и АСД принимают все это верой), что она была несколько раз на небесах, что она вошла во святилище, что она видела ангелов, беседовала с ними, и что она видела Самого Небесного Отца...
Все эти видения Е.Г.Уайт адвентисты принимают как подлинное достоверное божественное откровение. В этих видениях Е.Уайт новое движение адвентистов седьмого дня получило подтверждение своим новым доктринам.
Особое место в истории АСД занимают труды Е.Г.Уайт: "Свидетельство для общин", "Великая борьба между Христом и сатаной", "Опыты и видения", "Путь ко Христу", "Видение о субботе" и др. Что говорят сами адвентисты об этих книгах? Среди адвентистов седьмого дня считается общепризнанным, что Дух Святой, вдохновляя произведения Е.Г.Уайт, действовал таким же образом, как и в отношении библейских пророков. Но произведения Господней вестницы, обращенные к церкви АСД, не превосходят Библию и не дополняют ее канон. "... По отношению к Библии труды Е.Г.Уайт занимают подчиненное положение. Они предназначены помочь лучшему пониманию этой Книги, привлечь внимание к преданным забвению истинам Слова Божия, потому так высоко ценятся Церковью адвентистов как вдохновленный свыше комментарий Библии" (ц. 6).
"Признавая, что воздействие Святого Духа на жизнь и произведения Елены Г.Уайт (в течение примерно 70 лет) отразилось на росте ее понимания Библии и Божьего плана спасения людей, мы верим, что ее авторитет превосходит авторитет невдохновленных свыше толкователей.
"Мы убеждены, - утверждают адвентисты, - в важности произведений Е.Г.Уайт для наших дней, как это было ею высказано: "Продлится ли еще жизнь моя или нет, голос моих письменных трудов будет звучать постоянно, и влияние их сохранится во все время существования этого мира" (ц.7).
В вероучении АСД, принятом в 1980 году, сказано о даре пророчества:
"Пророчество - один из даров Духа Святого. Этот дар является отличительным знаком церкви остатка. Он проявил себя в служении Е.Г.Уайт, вестницы Господа, письменные труды которой продолжают оставаться авторитетным источником истины, служа для церкви утешением, руководством, наставлением и обличением. Эти труды ясно утверждают и то, что Библия есть мерило, при помощи которого следует проверять каждое учение и каждый духовный опыт" (ц. 8).
Для нас, евангельских христиан-баптистов, непонятен уже тот факт,что труды какого-то человека подняты на уровень вероучения. То, что АСД считают труды Е.Г.Уайт "авторитетным источником истины", существенно отличает АСД от других евангельских течений в протестантизме, для которых единственным источником истины является то Откровение, которое дано Богом в Библии.
Каждому читателю адвентистской литературы ясно видно, что цитаты из трудов Е.Г.Уайт считаются единственным и наивысшим мерилом при толковании Библейских текстов. Чтобы как-то прикрыть это, АСД, вместо фамилии Е.Г.Уайт, часто пишут "Служительница Божия". Если цитируются широко известные труды Е.Г.Уайт, то упоминается только название соответствующего труда. В настольном календаре АСД на 1980 год Е.Г.Уайт цитируется около 30 раз, в календаре на 1982 год - более, чем 50 раз.
Уже с самого начала в адвентизме появились разные течения. Самым влиятельным течением, доктрины которого в дальнейшем будем рассматривать, является АСД. Но не все адвентисты приняли все доктрины АСД. Различия существуют, например, в вопросе о спящих в гробах; есть адвентисты, которые учат, что второе пришествие Христа надо понимать духовно, и что оно духовно произошло именно в 1844 г.; есть адвентисты, которые считают, что с 1844 года кончилось время, благоприятное для проповедования Евангелия. Кроме АСД, есть еще христиане второго пришествия и другие группы.
Деятельность и распространение АСД в мире
В 1864 году в Швейцарии, впервые за пределами США начали распространяться адвентисты первого дня, но скоро там продолжили работу АСД. В 1885 году Е.Г.Уайт предприняла большую поездку по странам Европы: Швейцарии, Италии, Скандинавии и Германии.
Адвентисты всегда широко издавали духовную литературу. Муж Е.Г.Уайт, известный работник адвентистов, Джеймс Уайт (1821-1881 гг.), стал издателем и редактором журнала "Современная истина" (1849 г.).
С подозрением адвентисты смотрят на церковную организацию. Один из руководителей адвентизма, Джордж Сторр, писал: "Каждая церковная организация с момента ее появления становится Вавилоном". Но сама жизнь заставила АСД понять, что "между двумя крайностями - церковным принуждением и мирской независимостью - мы находим тайну великого единства и силы служения в должности проповедника и в Божьей церкви". Супруги Уайт много сделали в деле разработки структуры новой церкви.
В 1866 году были организованы первые благотворительные учреждения адвентистов.
Первая духовная семинария АСД была открыта в 1872 году. АСД развивают очень активную и планомерную работу, как внутри церкви, так и вне ее - миссионерскую деятельность. Основная обязанность каждого члена общины АСД - приобретение душ.
"Если бы адвентисты седьмого дня имели свои особые взгляды только для себя, тогда другим было бы нечего сказать, "пред своим Господом стоит он или падает" - Рим. 14,4. Но они очень настойчиво ищут прозелитов среди неутвержденных христиан других церквей" (ц. 9).
В 1927 году в мире было около 300000 АСД, в 1954 - 925000. В 1978 году, по данным "Лексикона евангельских церквей", в мире насчитывается около 2,5 миллионов адвентистов седьмого дня в 153 странах, работают 70500 проповедников и 7690 миссионеров. Работа сосредоточена в 12 дивизиях, т.е. региональных организациях, которые объединены Генеральной конференцией.
В апреле 1980 года в Далласе (США) состоялся 53-й Всемирный съезд АСД, в котором участвовала и делегация из СССР (9 делегатов). На этом съезде среди других вопросов было принято вероучение АСД.
Распространение АСД в России
Адвентизм в том виде, в котором он возник и развился в США, распространился в странах Европы и, прежде всего, в Швейцарии, а также Азии.
Распространение учения адвентистов в России относится к 60-80 годам прошлого века.
Первоначальное распространение оно получило среди немецких колонистов Таврической губернии, Донской области и Поволжья, где находилось небольшое число немецких поселений. Однако большого влияния среди немцев адвентизм не имел. В 1886 г. в Таврическую губернию из США прибыл адвентистский проповедник Луи Конради, благодаря деятельности которого уже через месяц появилась первая в России община адвентистов, в состав которой вошло 19 немецких колонистов. В Россию из США приезжали и другие проповедники, которые вели миссионерскую работу в Поволжье, на Кавказе, Кубани, Волыни, в Донецкой области.
Среди русских верующих адвентисты действовали не без успеха. Их последователями становились лютеране, баптисты, другие верующие, а также и православные.
Между русскими адвентизм распространялся и немецкими проповедниками.
Видными деятелями адвентизма в России были братья Лебсак, Конради и другие.
Всего в России в 1901 г. существовало 37 общин, в которые входило 1288 адвентистов седьмого дня.
В первые годы распространения адвентизма царское правительство преследовало его последователей. Основанием для этого послужило некоторое сходство вероучения адвентистов с догматикой иудейской религии, и поэтому его называли "иудейской ересью".
Но впоследствии гонения на адвентистов были отменены.
Подписанный в 1906 году министром внутренних дел правительственный циркуляр гласил: "Правительствующий Сенат Указом от 14 марта 1906 г. за № 2783, разъяснил, что учение адвентистов схоже с учением баптистов... А так как баптистам разрешено свободно исповедовать их вероучение, то на секту адвентистов, насчитывающую в России около 3000 приверженцев, распространяются действия всех правил, установленных на баптистов".
Это признание адвентистов внесло оживление в их деятельность. В 1907 г. адвентистами в Риге отделение Гамбургского трактатного общества начало издание литературы о вероучении адвентистов на русском, немецком и др. языках.
В 1905 г. в г.Гамбурге начал выходить на русском языке журнал "Маслина", который затем переправлялся в Россию; "Благая весть" с 1913 г. издавался в Петербурге. В 1899 г. в Германии близ Магдебурга были открыты Библейские курсы, на которых производилась подготовка русских проповедников - адвентистов со сроком обучения 2,5 года.
В Петербурге и по другим городам страны адвентизм распространял полковник Ф.К.Ван-Бейнинген, издавший свой журнал "Бодрствуйте! Се гряду скоро!". Он не отказывался от "пророчеств" о временах и сроках пришествия Христа и предсказал Его приход в 1932-33 гг., который не оправдался.
Однако среди самих адвентистов он не имел признания.
В 1911 г. в 146 общинах и группах насчитывалось около 4000 последователей адвентистов. В проповеди по всей стране участвовало 58 проповедников и 22 миссионера.
Религиозная свобода в России после революции способствовала дальнейшему распространению учения адвентистов. По данным Всесоюзного объединения адвентистов к 1926 году в СССР насчитывалось 586 адвентистских общин с 12697 членами, а в 1928 г. количество адвентистов увеличилось до 13404 человек.
В 1924 году в рядах русских адвентистов произошел раскол, в основе которого лежало отношение к законам государства. После съезда выделилась группа верующих адвентистов-реформистов.
В странах СНГ в настоящее время адвентизм наиболее распространен в Прибалтике и на Украине, где находится более половины всех последователей этого течения.
Возникли общины адвентистов седьмого дня на Дальнем Востоке, в Сибири, Казахстане, Северном Кавказе, в республиках Средней Азии и др.
В Москве имеется большая община адвентистов седьмого дня (около 650 членов).
Вероучение АСД
Мы понимаем всю трудность при интерпретации другого вероисповедания. Но, в то же время, нельзя пройти мимо тех противоречий, которые мы видим в учении АСД, сравнивая его с учением Библии и с вероисповеданием евангельских христиан-баптистов. Мы желаем, чтобы, познавая глубже особенности учения АСД, мы, в то же время, не стали на путь борьбы с адвентистами, но чтобы больше утвердились в понимании Библейских истин - 2 Тим.2,3.
Приведем обзор доктрин АСД, изложенных в "Вероучении христиан-адвентистов седьмого дня" ("Настольный календарь", 1981 г.).
Священные Писания
Как и все протестанты, АСД признают Библию Словом Божиим и считают его безошибочным Откровением воли Бога.
Во всех церквях систематично изучается Библия, особенно книги пророка Даниила и Откровение. Священные Писания "являются мерилом характера, проверкой опыта, авторитетным изложением доктрин и достоверным сообщением о действиях Бога в истории нашего мира" (ц.10).
АСД часто читают Библию как книгу по истории, видя в ней не только историю человечества в прошлом, но стараются понять и события будущего. В то же время непомерное значение придается трудам Е.Уайт. На практике это выглядит как ограничение авторитета Библии.
Троица
"Бог един. Отец, Сын и Дух Святой - единство трех взаимовечных личностей. Бог бессмертен, всемогущ, всеведущ, превыше всего и вездесущ. Величие Его беспредельно и превышает человеческое понимание, однако Он познаваем посредством Его откровений о Себе Самом. Он вовеки достоин поклонения, чести и служения Своего творения" (ц. 11).
Отец
"...Проявившиеся в Сыне и Святом Духе свойства и силы являются также Откровением свойств и сил Отца" (ц. 12).
Сын
"...Будучи вовеки действительно Богом, Он стал также действительным человеком, Иисусом Христом. Он был зачат Святым Духом и рожден девой Марией. Он жил и переносил искушения как человек, однако явил Собой совершенный пример праведности и любви Божией. ...Он добровольно пострадал и умер на кресте за наши грехи, заняв наше место" (ц. 13).
В разные времена и в разных течениях проявились различные нюансы учения о природе Иисуса Христа: что Он родился, как все смертные люди с греховной человеческой натурой, что Он не имел упования на воскресение из мертвых и др. В современном адвентизме утверждается божествнность Иисуса Христа.
Святой Дух
"...Посланный Отцом и Сыном, чтобы всегда быть с Его детьми, Он обеспечивает Церковь духовными дарами, придает ей силу в ее свидетельстве о Христе и в согласии со Священным Писанием наставляет людей на всякую истину".
Сотворение мира
"Бог есть Творец всего, и в Библии Им дано подлинное сообщение о Его творческой деятельности. "В шесть дней создал Господь небо и землю" и все живущее на земле и в седьмой день той первой недели "почил". Таким образом, Он установил субботу как постоянный памятник Его завершенного творчества" (ц. 15).
Во-первых, не сказано ничего о продолжительности того седьмого дня, когда Бог совершил дела Свои. Во-вторых, Бог установил субботу как особый день для Своего народа не во время сотворения мира, а гораздо позднее - после исхода евреев из Египта: Исход 20,8-11. Даже и тогда не установил, а "благословил Господь день субботний и освятил его" (И стих). И еще точнее: Бог благословил не седьмой день, а день покоя.
Природа человека
"Мужчина и женщина были созданы по образу Божию как существа, наделенные индивидуальностью, силой, свободой мыслить и действовать. Тело, ум и душа каждого представляли собой неделимое единство, и, хотя люди были созданы как свободные существа, их жизнь, дыхание и все остальное было зависимо от Бога. Не послушав Бога, наши прародители тем самым отвергли свою зависимость от Него и утратили то высокое положение, которое они занимали перед Богом. Образ Божий в них оказался искаженным, и они стали подвержены смерти. Их потомки наследуют эту павшую природу с вытекающими отсюда последствиями. Они рождаются со слабостями и склонностями ко злу" (ц. 16).
Великая борьба
"Великая борьба между Христом и сатаною по таким вопросам, как характер Бога, Его закон и правление во вселенной, началась на небе, когда одно из сотворенных существ, наделенное свободой выбора, в своем самовозвышении стало сатаной, противником Бога... На виду у всего творения этот мир превратился в арену борьбы всей вселенной, борьбы, в которой Бог любви, в конечном счете, будет оправдан..." (ц. 17).
АСД с большой уверенностью говорят о жизни в небесных сферах (потому что Е.Г.Уайт, по ее словам, там много раз побывала и сама все видела...).
Мы, ЕХБ, убеждены в том, что Бог не нуждается в оправдании. В вечности мы узнаем, почему Бог вел человечество и Свою Церковь именно такими путями. Мы также убеждены, что Бог никому не продал этот мир, что Он и ныне является не только Творцом этого мира, но и Правителем.
Все события мы видим только с человеческой перспективы, но мы убеждены в том, что существует перспектива Божия.
Жизнь, смерть и воскресение Христа
"...Смерть Христа является защищающей, искупляющей, примиряющей и преобразующей..." (ц. 18).
Доктрина АСД подчеркивает ту часть учения, где говорится, что Христос еще продолжает Свой труд спасения: "В небе находится святилище... Там ради нас Христос совершает служение, предоставляя возможность верующим воспользоваться заслугами Его примирительной жертвы, принесенной однажды на кресте за всех" (ц. 19).
Как мы уже указали, это было необходимо, чтобы оправдать 22 октября 1844 года, когда Христос якобы вошел во святилище.
Но мы убеждены, что Иисус Христос на Голгофском кресте полностью совершил спасение грешников, и что теперь необходима только наша вера, чтобы эта жертва была принята нами и чтобы Иисус стал нашим личным Спасителем. Утверждение, что Иисусу Христу что-то надо еще делать на Небесах ради нашего спасения, сильно уменьшает значимость Голгофского подвига и возвышает человеческие заслуги (исполнение десяти заповедей и особенно 4-й).
Спасение во Христе
"...Христос, не знавший греха, ради нас понес на Себе наши грехи, чтобы в Нем мы соделались праведными пред Богом. ...Вера, посредством которой мы получаем спасение... Через Христа мы оправдываемся..." (ц. 20).
Все это так. Но эти утверждения появились только в последние годы, о чем свидетельствуют сами АСД. Очень тревожным вопросом для них стало оправдание через веру. "Как случилось, что целое общество людей, заявляющих о своей вере во Христа, потеряло Его из виду? Если рассматривать эту проблему в связи с обществом "верных и свободных" АСД, то по справедливости надо признать, что их особое ударение на роль закона Десяти заповедей в ущерб роли Христа в спасении человека не есть от начала до конца ими развитое заблуждение. На определенном этапе развития нашего движения (адвентистов седьмого дня), оно было унаследовано и вынесено ими из тех рядов, в которых издавна роль Христа не оценивалась должным образом.
"Хорошо известно, как во второй половине прошлого столетия многие адвентистские проповедники настолько были увлечены преподаванием тех доктрин, которые делают нас особым движением в христианском мире, что упустили из виду самое главное, а именно, что Христос "сделался для нас премудростью Бога, праведностью, и освящением, и искуплением" - 1 Кор. 1,30" (ц.21).
Удивительно то, что протестантское движение может "упустить из виду самое главное"; и поэтому трудно относить полностью движение АСД к христианству.
Но "в 1888 году Бог дал нашему адвентистскому народу весть о праведности через веру. Елена Уайт назвала эту весть "самой драгоценной вестью" и определенно заявила, что с этой вестью связано начало завершающего излияния Святого Духа..." (ц.22).
Хотя Новый Завет был известен уже столетиями, для адвентистов оправдание через веру стало "вестью" только в 1888 году! И опять, чтобы выйти из этого учения, которое явно было против буквы и духа Нового Завета, пришлось связывать эту "весть" с потусторонними событиями - завершающим излиянием Святого Духа.
В той же статье дальше поясняется: "Одним из самых решительных противников вести (праведности по вере) 1888 года был Л.Р.Конради, хорошо известный верующим в нашей стране как основоположник адвентизма в Центральной Европе. Адвентизм, по Конрада, отличался от адвентизма Е.Г.Уайт, главным образом, тем, что в учении Конрада Христос не был достаточно ясен как источник праведности, вменяемой и даруемой грешнику, сознающему свою порочность и полную беспомощность. Зависимость от Христа не была должным образом подчеркнута. Учение об оправдании верою преподавалось как отвлеченная теория, и это порождало в церкви формализм и законничество" (ц.23).
Ясно одно, что в практическом учении такой поворот был сделан совсем недавно, и что Христос теперь занимает приоритет во всех духовных вопросах человека:
"...наше духовное преобразование происходит не силой закона, которая ему не свойственна, а благодаря пребыванию Христа в нас" (Ц.24).
"...весть о праведности через веру, - действительно, эта весть изучается сегодня с особым вниманием всей церковью адвентистов седьмого дня во всем мире..." (ц.25).
Церковь
"Церковь есть общество верующих, которые исповедуют Иисуса Христа как Господа и Спасителя" (ц. 26).
Во всей догматике и во всей церковной практике АСД мы чувствуем сильное влияние рационализма и практицизма. Это подтверждается тем, что для АСД все необходимо объяснить и рационально все проблемы поставить в определенном порядке. Слово "общество" только один раз встречается в Новом Завете: "...отчуждены от общества Израильского" - Еф.2,12. "Общество" - это чисто секулярное слово для обозначения святости народа - 1 Петра 2;9, но оно, очевидно, достаточно точно характеризует АСД.
Остаток и его миссия
"Вселенская церковь включает в себя всех, кто истинно верит во Христа. Но в последние дни, во время широко распространенного отступления, был вызван остаток, чтобы он соблюдал заповеди Божий и хранил веру в Иисуса..." (ц.27).
Кто вошел в этот "остаток", и что это значит в современном мире? Конечно, этот "остаток" - адвентисты седьмого дня. "Пророческое слово говорит о последней церкви, как о "прочих от семени". Иными словами, - это церковь остатка, которая состоит из членов, уже порвавших со многими заблуждениями. Нам сказано, что Бог никогда не звал и не позовет кого-либо выходить из этой церкви остатка" (ц.27).
Единство в Теле Христа
"Церковь - это одно тело с многими членами, которые призваны из всякого народа, племени и языка. Во Христе мы представляем собой новое творение. Нас не должны разделять между собою различия пола, расы, культуры, образования, национальности и социального положения. Мы все равны во Христе..." (ц.28).
Крещение
Крещение в церквах АСД преподается взрослым погружением в воду после тщательной проверки кандидата, как и у ЕХБ.
"Таким образом, мы признаем Христа Господом и Спасителем, становимся Его народом, принятым как члены Его церкви... что Дух Святой принят нами..." (ц.29).
От баптистских взглядов на крещение вероучение АСД отличается тем, что они в крещении меньше видят внешний символ внутреннего переживания, а больше объективный сакраментальный, через который нечто происходит: "...становимся Его народом", "что Дух Святой принят нами" и т.д. (см."Вероучение АСД" - календарь АСД 1984 г., стр.52).
Вечеря Господня
"Вечеря Господня - это участие в принятии тех самых символов, которые представляют собой тело и кровь Иисуса. Служение ногоомовения было установлено Учителем как знак обновленного очищения и как выражение готовности служить друг другу в Христовом смирении..." (ц.30).
Вечерю Господню АСД совершают четыре раза в году с предварительным омовением ног друг другу.
АСД (и еще некоторые христианские группы) понимают слова Иисуса Христа о ногоомовении - Ин.13,14-15 - не буквально, а в переносном смысле, т.е. как сакрамент.
Но Иисус Христос не только говорил о служении, но Он Сам практически служил Своим ученикам и остальным людям. И в том, что Он, их Учитель и Господь, умыл ноги своим ученикам, была тогда практическая необходимость, и это было совершенно реальное служение. Поэтому и мы должны эти слова и этот пример Иисуса Христа понять совершенно буквально, т.е. учиться у Него совершать практическое, ежедневное служение. Ногоомовение - это не сакрамент (таинство) для обряда четыре раза в год (как у АСД), а постоянное служение своим ближним.
Духовные дары и служения
"Бог во все века дарует всем членам Его церкви духовные дары, которые каждый член должен использовать в служении по любви для общего блага церкви и человечества... По учению Писаний, эти дары, удовлетворяя нужды церкви, проявляют себя в вере, исцелении, утешении и в самоотверженном благотворительном служении, чтобы помочь людям и ободрить их..." (ц.31).
Дар пророчества
"Пророчество - один из даров Святого Духа. Этот дар является отличительным знаком церкви остатка..." (ц.32).
История христианства показывает и доказывает, что в тех учениях, где отличительным знаком выдвигается пророчество (в понимании этих течений), неизбежно появляются те или иные заблуждения и отклонения от Слова Божия, и АСД в этом не исключение. С интересом мы можем прочитать молитвенные чтения АСД на тему 1 Кор. 13,1-2. Вот что написано в "Настольном календаре" АСД 1980 года, стр.96.
"Несколько проявлений деятельности религиозного человека, которые Апостол Павел здесь ставит в зависимое от любви положение, могут быть применены к адвентистам седьмого дня:
1. "Если я говорю языками человеческими и ангельскими" (стих 1).
Адвентисты седьмого дня могут преизобиловать красноречивым проповедованием и проводить замечательную программу евангелизации всего мира. Наши служители, благовестники и члены общин могут проповедовать сверх своих сил, но, если мы не любим других, то мы "как медь звенящая или кимвал звучащий".
2. "Если имею дар пророчества" (стих 2). Этот пункт особенно применим к адвентистам седьмого дня. Мы имеем в своей среде дар пророчества, но если мы холодные формалисты, если в нас отсутствует любовь Христа, то мы, по словам Ал.Павла, "ничто". Дар пророчества неотделим от бескорыстной любви, которая должна быть движущей силой народа Божьего.
3. "Если... знаю все тайны" (стиз 2). Адвентисты седьмого дня могут применить этот текст к своему пониманию пророческих тайн книги Даниила, которая была запечатана до последнего времени, и книги Откровения, а также других библейских пророчеств. Наше понимание этих мест Святого Писания не является нашей личной заслугой. Оно связано с возникновением адвентизма, как всемирного движения. Это есть то, что мы должны непременно иметь. Но апостол напоминает нам, если наша жизнь не будет отражением любви Божией, то мы - ничто" (ц.ЗЗ).
Закон Божий
"Великие принципы закона Божия воплощены в десяти заповедях и явлены в жизни Христа. Они выражают любовь Божию, Его волю и Его намерение относительно поведения и взаимоотношений людей; обязательны для всех людей во все века. Эти заповеди являются основой завета Божия с Его народом и мерилом на суде Божием. Посредством действия Святого Духа они указывают на грех и пробуждают чувство нужды в Спасителе. Спасение совершается только по благодати, а не по делам, но плодом спасения является послушание этим Заповедям..." (ц.34).
Десять заповедей и новая заповедь Христа, закон и благодать - их взаимоотношение - это вопрос догматики. АСД утверждают, что "закон и благодать совершенно необходимы для спасения человека" (ц. 35). Церковь ЕХБ утверждает, что "от полноты Его мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа" - Ин. 1,16-17.
"А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться в вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя" - Гал.3,23-25.
"Закон - еврейский. Благодать - христианская. Есть закон Моисеев, и есть закон Христов. Ветхий Завет человека с Богом основан на законе Моисеевом, Новый Завет - на законе Христовом. Первый завет заключен на Синае, второй - на Голгофе. Первый завет утвержден на крови жертвенных животных, второй - на Крови Христа.
Закон только сдерживает, благодать - освобождает. Закон требует послушания, благодать дает сил быть послушным. Закон преследует, благодать влечет к себе. Закон только осуждает, благодать оправдывает..." (П.И.Рогозин, ц.36).
"Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры" - Гал. 4,31; 5,1 и 5,4-5.
Суббота
"Милосердный Творец установил субботний покой для всех людей как памятник Сотворения. ...Суббота... это символ нашего искупления во Христе, знак нашего освящения...
...Суббота - это постоянное Божие знамение вечного завета между Им и Его народом. Радостное проведение этого святого времени с вечера до вечера, от захода до захода солнца..." (ц.37).
Творец не установил субботний покой. Творец Бог благословил и объявил не субботний день, а седьмой день.
Субботу как день покоя и поклонения установил Бог не как Творец, но как Господь Бог тех, которых Он вывел из земли египетской - Исх.20,2. И это установление не для всех людей, а "суббота Господу Богу твоему" - Исх.20,10, т.е. для тех, кого Бог сделал Своим особым народом.
Если АСД понимают под словами "между Им и Его народом" Израильский народ, тогда все на своем месте. Если в этом контексте под "Его народом" понимаем христианство, то это неприемлемо, так как для христиан нет Ветхого Завета, а есть Новый Завет, в котором нет указаний для празднования ветхозаветной субботы.
Доверенное управление
"...Наше признание Бога Владыкой всего мира выражается в нашем верном служении Ему и нашим ближним и в добровольном возвращении десятины и пожертвований для возвещения Евангелия..." (ц.38).
Учение о десятине тоже было подтверждено видением Е.Г.Уайт и ее статьей в 1861 году. В учении Е.Г.Уайт десятина - не добровольное пожертвование, а "первый святой долг - дать Богу определенную часть" (ц. 38).
В Новом Завете ветхозаветная заповедь "десятины" заменена добровольным пожертвованием по велению сердца и по состоянию каждого (1 Кор.16,1-2; 2 Кор.8,1-12; 9,7 и др.).
Христианское поведение
"...Мы стремимся только к тому, что может произвести в нашей жизни христианскую чистоту, здоровье и радость. Это означает, что наши удовольствия и развлечения должны соответствовать высокому мерилу христианского вкуса и красоты. Признавая различия в культурах, мы считаем, что наша одежда должна быть простой, скромной и опрятной... нам необходимо держаться наиболее здоровой диеты, насколько это возможно, не употреблять той пищи, которая отмечена в Писаниях как нечистая. Так как алкогольные напитки, табак и безответственно принимаемые возбудители и наркотики вредны для нашего организма, то нам необходимо также воздерживаться от них..." (ц.39).
Если признавать различия в культурах, то для каждой культуры, для каждого народа будет своя полезная и неполезная, даже вредная пища, и поэтому для других народов не обязательно придерживаться культуры Израильского народа. Вообще для христиан нет "чистой" и "нечистой" пиши: "...что Бог очистил, того не почитай нечистым" Деян.10,15.
Таково убеждение и евангельских христиан-баптистов.
Брак и семья
"Брак - это божественное установление... как пожизненный союз между мужчиной и женщиной для их совместной жизни в любви..." (ц.40).
Служение Христа в небесном святилище
"В небе находится святилище, скиния истинная, которую воздвиг Господь, а не человек. Там ради нас Христос совершает служение, предоставляя возможность верующим воспользоваться заслугами Его примирительной жертвы, принесенной однажды на кресте за всех. Со времени Своего вознесения Он был поставлен нашим великим Первосвященником, и тогда же было положено начало Его ходатайственному служению. В 1844 году, по окончании пророческого периода -2300 дней, Он вошел во вторую, последнюю фазу Своего примирительного служения. Оно заключается в следственном суде, в функции которого входит окончательное удаление всех грехов... Жители неба, благодаря следственному суду, видят, кто среди умерших на земле почил во Христе, и потому считается достойным иметь участие в первом воскресении. На этом суде также обнаруживается, кто из находящихся в живых пребывает во Христе, сохраняя заповеди Божий и веру Иисуса..." (ц.41).
Мы уже поняли, что события в Небесной сфере для адвентистов были необходимы для оправдания своих неосуществившихся прогнозов. Кроме того, эта доктрина говорит о несовершенстве и умалении жертвы Христа на Голгофе, что для евангельских христиан совершенно неприемлемо.
В этой доктрине мы также видим своеобразный рационализм АСД, а с другой стороны - отсутствие должного внимания к божественному предупреждению, что "сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам..." - Втор.29,29. Послание к Евреям мы понимаем как объяснение того лучшего, совершенного, что мы имеем во Христе.
Второе пришествие Христа
"Второе пришествие Христа - блаженное упование церкви -явится величественным завершением дела Евангелия. Пришествие Спасителя будет буквальным, личным, видимым и охватывающим весь мир... Время этого события не открыто, и потому мы призываемся быть всегда готовыми" (ц.42).
Внесение в "Вероучение" пункта о втором пришествии Христа в такой формулировке сближает понимание этой истины с ЕХБ.
Смерть и воскресение
"Возмездие за грех есть смерть, но Бог, единый, имеющий бессмертие, дарует вечную жизнь Своим искупленным. До того дня смерть является бессознательным состоянием для всех умирающих..." (Ц.43).
"Смерть нас приведет в состояние покоя, неактивности и полного" бессознания. Между смертью и воскресением умерший спит" (Ц.44).
С такими взглядами не согласно все остальное христианство. Убеждение ЕХБ состоит в том, что сразу после смерти человек находится в определенном месте и продолжает жить, что основывается на Писании: Лк.16,22-30; Фил.1,23-24; 2 Кор.5,1-8; Пс.72,24; От.6,9-Ю.
Тысячелетнее царство и завершение трагической истории греха
"...Второе воскресение, то есть воскресение всех, делавших злое. Они разделят участь сатаны и его ангелов в последней тщетной борьбе с добром. Таким образом, Вселенная навеки будет освобождена от греха и грешников" (ц. 45).
"Великая борьба окончена. Грех и грешник перестали существовать. Вся Вселенная очищена" (Е.Г.Уайт, ц.46).
Учение АСД об уничтожении всех злых людей является своеобразным универсализмом, т.е. верой, что с Богом в конце концов будут только добрые, помилованные люди. Универсализм, как таковой, базируется на принципе всеобъемлющей любви Бога. А учение, согласно которому все грешники уничтожатся, наоборот, показывает Бога, как ненавидящего людей. Об этом мы читаем: Рим.2,6-9.
Новая земля
"На новой земле, которая станет местом добра и праведности, Бог устроит вечную обитель искупленных и сделает их окружение совершенным для бесконечно продолжающейся жизни в любви, радости и возрастающем познании в Его присутствии" (ц.47).
Глубже понять особенности вероучения и взглядов АСД нам помогут также вопросы, на которые должны ответить кандидаты на крещение.
Цитируем "Настольный календарь" АСД на 1980 год, стр.62.
В тексте подчеркнуты те проблемы, о которых, как несоответствующих новозаветному духу, мы уже говорили выше.
Проверка кандидата
Обет, даваемый при крещении (кандидаты на крещение должны ответить утвердительно на эти вопросы в присутствии членов церкви).
1. Верите ли вы в Бога, в Его Сына Иисуса Христа и Духа Святого?
2. Принимаете ли Вы смерть Иисуса Христа на Голфгофе как очистительную жертву за грехи людей, и верите ли Вы, что через веру в Его пролитую Кровь люди спасаются от греха и наказания?
3. Отрекаясь от греховного образа жизни, приняли ли Вы Иисуса Христа как своего личного Спасителя и верите ли Вы, что Бог ради Христа простил Ваши грехи и дал Вам новое сердце?
4. Принимаете ли Вы верою праведности Христа, считая Его своим Посредником в небесном святилище, и верите ли в Его обетование подкреплять Вас пребывающей силой Святого Духа, чтобы Вы могли исполнить Его волю?
5. Верите ли Вы в богодухновенность Библии и в то, что она содержит святое правило веры и руководство для практической жизни христианина?
6. Принимаете ли Вы Десять Заповедей, как закон, обязательный для христианина? Стремитесь ли Вы силою вечно живущего Христа соблюдать этот закон, в том числе и четвертую заповедь, которая требует соблюдения седьмого дня недели как субботы Господней?
7. Верите ли Вы, что Ваше тело является храмом Святого Духа, и, что, заботясь о своем теле, Вы должны прославить Бога, воздерживаясь от алкогольных напитков, табака в любых его видах и от нечистой пищи?
8. Принимаете ли Вы учение о духовных дарах и верите ли Вы, что Дух Пророчества является одним из отличительных признаков Церкви остатка?
9. Является ли скорое пришествие Христа Вашей блаженной надеждой и приняли ли Вы твердое решение приготовиться встретить Его?
10. Верите ли Вы в необходимость согласованных действий в Церкви, и является ли Вашей целью поддержание Церкви своими добровольными прштошениями, личными усилиями и своим добрым влиянием?
11. Принимаете ли вы учение Нового Завета о крещении через погружение в воду, и желаете ли Вы иметь такое крещение как свидетельство Вашей веры во Христа и в прощение Ваших грехов?
12. Зная и понимая фундаментальные принципы Библии по учению Церкви адвентистов седьмого дня, стремитесь ли Вы, с помощью благодати Божией, жить в гармонии с этими принципами?
13. Верите ли Вы, что Церковь адвентистов седьмого дня является Церковью остатка, и желаете ли Вы присоединиться к ее членам? (Ц.48).
Некоторые второстепенные особенности
Мы называем их второстепенными потому, что они не отражаются в вероучении. В то же время они очень характерны для практической жизни АСД.
а) В молитвенных домах АСД нет христианского символа - креста. Эту символику АСД отрицают наравне с иконами.
б) АСД не празднуют никаких праздников, кроме субботы. "...если они (праздники) не имеют основания в Слове Божием, то они нам и не нужны. Поэтому мы не празднуем праздников, кроме субботы" ("Вопросы по вере и учении АСД", стр.19).
в) АСД резко отрицательно относились к папе Римскому. В нем видели антихриста. В последние годы есть признаки изменения позиции АСД по отношению к папе (бывают личные контакты, визиты, общение с католиками).
г) Исследование истории и оценка актуальных событий в мире являются составной частью размышлений АСД о скором пришествии Христа.
Литература
А. Литература адвентистов
1. Настольный календарь служителей церкви христиан-адвентистов седьмого дня (на 1980 год). Москва, 1979 г., стр.112.
2. Настольный календарь служителя церкви христиан-адвентистов седьмого дня (на 1982 год). Москва, 1981 г., стр.150.
3. "Возникновение адвентистов седьмого дня". История охватывает период до конца 19 века.
4. Е.Г.Уайт "Путь ко Христу".
5. К.Розе "Открытое слово к баптистам". Лиепая, 1924 г., 16 стр.
Б. Критическая литература об АСД
6. Я.К.ван Баален "Хаос культов". США, 1956 г., стр.410.
7. И.де Геер "Синай или Голгофа" 1958 г., стр.110.
8. П.И.Рогозин "Почему я не могу?"
9. П.Лаубертс "Субботники в свете Библии и разума". Елгава, 1909 г., стр.66.
10. Н.Дробишевскис "Адвентизм". Рукопись, 1980 г.
И. Н.Ц.Дек "День Господа или суббота?" Англия, стр.158.
Литература и цитаты № цитаты № использованной литературы по списку
1. 2., 117стр.
2. 6., 204-205 стр.
3. 2., 105 стр.
4. 2., 56 стр.
5. 2., 32 стр.
6. 1., 56-57 стр.
7. 2., 39 стр.
8. 2., 53-54 стр.
9. 11., Зстр.
10. 2., 48 стр.
11. 2., 48 стр.
12. 2., 48 стр.
13. 2., 49 стр.
14. 2., 49 стр.
15. 2., 49 стр.
16. 2., 49-50 стр.
17. 2., 50 стр.
18. 2., 50 стр.
19. 2., 56 стр.
20. 2., 51 стр.
21. 2., 22стр.
22. 2, 22-23 стр.
23. 2., 23 стр.
24. 2., 23 стр.
25. 1., 32 стр.
26. 2., 51 стр.
27. 1.,38стр.
28. 2., 52 стр.
29. 2., 52 стр.
30. 2., 53 стр.
31. 1., 53 стр.
32. 2., 53 стр.
33. 1., 96 стр.
34. 2., 54 стр.
35. 1., 13 стр.
36. 8.
37. 2., 54 стр.
38. 3.
39. 2., 55 стр.
40. 2., 55 стр.
41. 2., 56 стр.
42. 2., 56-57 стр.
43. 2., 57 стр.
44. 6., 207 стр.
45. 2., 57 стр.
46. 1., 95 стр.
47. 2., 57 стр.
48. 1.,62стр.

Контрольные вопросы
1. Основатель адвентизма, его последователи.
2. Отличительные черты учения адвентистов. Что означают слова адвентист" и "адвентизм"?
3. Деятельность и распространение АСД в мире. АСД в России.
4. Основные вероучительные воззрения АСД. а). Троица;
б). Священные Писания;
в). Церковь;
г). Дар пророчества;
д). Закон Божий, суббота и др.
5. Тысячелетнее царство.
6. Служение Христа в небесном святилище.


Обратно в раздел сравнительное богословие










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.