Савченко П. Сравнительное богословие
Лекция 7
Методистская церковь
Возникновение и развитие
Методизм - это ветвь протестантского христианства, возникшая в 18 веке в недрах англиканской церкви - государственной церкви Англии, протестантской по вероучению, пришедшей к тому времени в упадок.
Основателем и центральной фигурой методистского движения был Джон Веслей (1703-1791 гг.). По его определению, методизм есть "религия сердца" и нравственное обновление.
Название "методисты" произошло от методической (систематической) традиции "Святого клуба", который был основан братьями Джоном и Чарльзом Веслей при Оксфордском университете. Члены этого клуба составили расписание на каждый день, определив часы для молитв, посещения больных и заключенных; для преподавания в школе для бедных и для исполнения правил церкви. Слово "методист" стало безобидным эпитетом, бросаемым в адрес "Святого клуба" и утвердилось за последователями Д.Веслея.
Методистское движение возникло и получило распространение благодаря деятельности Д.Веслея, его посвящения и послушания Христу. В течение своей жизни Д.Веслей был руководителем и вдохновителем этого движения.
В числе последователей Д.Веслея и ближайших сотрудников был его родной брат Чарльз Веслей (1707-1788), талант которого проявился в написании более шести тысяч гимнов, что дало основание выражению "методизм родился в песнях".
В числе деятелей духовного пробуждения в Англии был Джордж Уайтфильд (1714-1770), наиболее красноречивый проповедник, ставший главой "кальвинистской" ветви пробуждения, а также Уильям Флетчер (1729-1785), который считался избранным преемником Д.Веслея.
Д.Веслей и Д.Уайтфильд не только проповедовали Евангелие, но и вели борьбу с модернистским богословием (деизмом).
Первые общества методистов были организованы Д.Веслеем вместе с Д.Уайтфильдом в Бристоле, а затем Веслей организовал их в Лондоне.
Чарльз Веслей, как и его брат Д.Веслей, оставался рукоположенным пастором англиканской церкви и был активным участником в создании методистских обществ по всей стране.
К успеху в своей деятельности Д.Веслей пришел не сразу. В начале его пути было множество горечей и неудач. Будучи англиканским священником, Веслей пришел к выводу, что ему неведомо спасение, которое он проповедовал людям. Безуспешное миссионерское путешествие к индейским племенам Северной Америки (штат Джорджия) заставило его пересмотреть всю свою жизнь и дало повод к новым духовным исканиям.
Решающее значение в его духовной судьбе имело знакомство с моравскими братьями. Благочестивый моравец Петр Белер указал ему на необходимость обращения ко Христу и получения оправдания по вере, как это практиковалось в "Братской общине" гернгутеров.
При чтении произведения Вильяма Лоу "Важный призыв" Д.Веслей почувствовал горячее желание посвятить свою жизнь на служение Богу. Однако благословение, которое искал всем сердцем и умом, было получено, когда он слушал на одном собрании моравских братьев чтение "Предисловия к толкованию послания к Римлянам" М.Лютера. Он записал в своем дневнике: "Я почувствовал, что верю в Христа, что Он снял с меня мой грех, даже мой..." Этот духовный перелом - духовное рождение произошло 24 мая 1738 года.
Получив оправдание через веру и будучи убежденным в том, что нашел путь спасения, он исполнился горячим желанием объявить эту весть другим.
Служение и деятельность братьев Веслей были обширны:
- проповедовать Евангелие всем людям;
- организация обществ из верующих, стремившихся к истинному христианству;
- благотворительная деятельность.
Проповедь Евангелия
Брат Веслей и несколько его друзей, решив "быть библейскими христианами", стали проповедовать "всем своим разумением" евангельское учение. Однако вскоре на их пути возникли преграды. Англиканская церковь не пожелала иметь дело с этим новым и сильный движением и закрыла двери для его проповедников. Им ничего не оставалось делать, как только искать свой путь служения Богу. И он был найден. Их аудиторией стала окружающая беднота, к которой они обратились с проповедью Евангелия.
В 1739 г. Д.Веслей откликнулся на призыв Д.Уайтфильда проповедовать под открытым небом в Бристоле. Он поехал туда и "объявлял на больших дорогах радостную весть спасения". В различных местах страны весть о Божьем милосердии охотно слушали многотысячные толпы людей.
В успехе начатого дела Д.Веслей видел призыв свыше и говорил: "Спасать души - мое призвание, а мир - мой приход".
Страстная убежденность, действенная вера в правоту своего дела и силу Божию помогли братьям Веслей зажечь небывалое пламя пробуждения в народе. Они посещали вновь промышленные центры и шахтерские поселки и проповедовали Евангелие не только в церквах, поддерживающих их, но и вне их.
Кроме проповеди, важное место в их служении занимали собеседования с обращенными или так называемые "классные собрания", на которых разбирались вопросы веры и отдельные места Священного Писания; пелись духовные гимны. Множество людей приходили к Веслею, прося научить и направить на истинный путь. Принимая на себя заботу, он организовал из них общества "для совместной молитвы, проповеди и наблюдения друг за другом в любви, чтобы помогать друг другу в деле спасения".
Он лично назначал руководителей движения, предписывал им различную деятельность и сам проверял их работу.
В своем служении братья Веслей не ограничивались проповедью в городах и селениях. Они решили посещать людей в тюрьмах, преступников, обреченных на смерть, чтобы рассказать им о Боге. Многие из них покаялись в своих грехах перед Богом и шли на казнь с верой и радостью спасения.
По примеру братьев Веслей многие из методистов стали посещать тюрьмы, чтобы сеять добрые семена Слова Божия в самых жестоких сердцах.
В намерение Д.Веслея не входило отделение от англиканской церкви, но он имел в виду организовать общества внутри, чтобы обновлять и оживлять ее. Отсюда вытекали некоторые трудности. Проповедники не имели рукоположения и предполагалось, что члены методистских обществ будут принимать участие в хлебопреломлении в англиканской церкви. Епископ же Лондона не хотел рукополагать служителей в методистских обществах и не желал освящать их молитвенные дома. Он также отказался рукоположить нескольких пасторов для методистов в Америке. Тогда Д.Веслей решил сам рукоположить своих служителей "на руководство паствой в Америке". Под их руководством в 1784 г. в Балтиморе была организована Методистская Епископальная церковь в Америке.
Благотворительная деятельность
Для Д.Веслея истинное христианство заключалось не только в богослужениях, не только в служении словом, но и в применении его на деле. Практическая любовь проявлялась в посещении больных, в помощи бедным, в заботе о нуждающихся. "Социальное служение, - как считал Веслей, - обязательная часть христианства". Всеми доступными средствами он старался помочь обездоленным людям. Он побуждал власти, церкви, прихожан облегчать их участь. Сам собирал деньги для бедных и советовал это делать другим. Все свои средства он отдавал беднякам.
Невозможно подсчитать, сколько средств Д.Веслей раздал бедным за свою жизнь. Однажды он сделал запись: "Я скопил все, что мог и отдаю все, что могу. Это все, что у меня есть". Добродетелями был усеян жизненный путь Д.Веслея. Однажды он получил в наследство тысячу фунтов и в течение года все раздал бедным.
Д.Веслей заботился об обучении грамоте бедных детей в округе. Не найдя других средств, он предоставил свой дом, чтобы они имели возможность учиться грамоте.
Благотворительность Д.Веслея вытекала из его христианского характера и была неотъемлемой частью в течение всей его жизни. Привязанность Д.Веслея к бедным была выражена в его завещании. Он просил, чтобы бедняки несли его гроб к могиле. И сам он умер бедным, о чем сообщалось в печати: "Истинная ценность господина Веслея доказана тем, что он умер, не оставив вещей. Это показывает, что влияние, которое он приобрел в многочисленных общинах, не использовалось им в корыстных целях. Нищета такого человека обогащает его славу".
Благородный пример Д.Веслея оказывал влияние на его последователей. Пенсы, собираемые группами и классами, отдавались бедным. По инициативе методистов и самого Веслея создавались благотворительные общества в Лондоне, Бристоле, Ливерпуле и других городах. Они получили название "Общества друзей посторонних" и предназначались для оказания помощи вдовам, сиротам, людям нуждающимся из других религиозных течений, чтобы поддержать их.
В 1779 г. Д.Веслей подтвердил, что они вместе с Ч.Веслеем проповедовали спасение по вере более сорока лет. Не взирая на усталость, личную опасность и немилость, они призывали грешников к покаянию.
Свое служение Д.Веслей продолжал более пятидесяти лет, ежегодно проделывая путь в среднем по 4500 миль. За свою жизнь он произнес сорок тысяч проповедей, многие из которых были напечатаны и распространялись в народе. С течением времени он основал ежемесячный журнал, получивший название "Журнал методистов".
Главной целью журнала было показать, что Бог "хочет, чтобы все люди спаслись". Д.Веслей дал обет "писать о Божьей любви к человечеству".
Служение Д.Веслея не было тщетным. Уже при жизни он увидел перемены не только в жизни своих последователей, но также и в росте "благопристойности, морали и религии в сердцах простого народа".
Он вызвал духовное пробуждение среди бедноты и способствовал евангельскому возрождению различных национальных церквей.
Методизм 18 века пытался, насколько это было в его силах, быть каналом Божьего милосердия и нести живое свидетельство любви к ближнему, показанной Христом в "Притче о милосердном самарянине".
Методисты не только интересовались, как думали некоторые критики, подготовкой людей для потустороннего мира, но также были исполнены решимости облегчать их земные беды.
Движение методизма быстро распространилось в Англии, а затем в Ирландии и Америке. Оно дало англо-саксонскому миру то, что пиетизм и гернгутерство принесли протестантским странам на материке.
Учение Д.Веслея
На протяжении большей части своей жизни Д.Веслей был "педагогом", "общественным реформатором" и "удачливым евангелистом". Его учение изложено в книге "Заметки и проповедь", а также в различных духовных статьях. Д.Веслей был убежден в греховности человеческой природы. Свои убеждения он основал на Священном Писании, которое говорит, что "все согрешили и лишены славы Божией" - Рим.3,23, и что "нет праведного ни одного" - Рим.3,10. Первородный грех, - говорил Д.Веслей, - это порча природы каждого человека, которая влечет его ко злу". Унаследованный грех утягчается совершением личного греха. Отсюда вытекает необходимость учения о спасении человека для Бога и правды, его нравственного обновления.
Во взглядах Д.Веслея ярко выражено евангельское учение о святости. Он никогда "не почитал себя достигшим", но отмечал, что, пережив "великую радость в сердце" на личном опыте, стремился к святости и совершенству. Поэтому личное духовное возрождение он считал общим истинным путем, ведущим к новой жизни.
Не вдаваясь в подробности учения Д.Веслея, можно отметить несколько основных положений.
- Спасение включает в себя оправдание верой, возрождение и освящение. Оправдание верой рассматривается как прощение и усыновление Богом.
- Христианское совершенство есть результат веры во Христа и означает освобождение от всякого греха через Его жертвенную Кровь - Иоан.1,7.
- Возрождение и оправдание происходят мгновенно: исчезает чувство вины, сердце испытывает великую радость.
- Может быть и постепенное приближение к возрождению.
- Д.Веслей отрицал учение Кальвина о возможности обращения ко Христу в минуту смерти. Он призывал всех прийти ко Христу в момент слышания благой вести.
- Полученное однажды благословение может быть утрачено, но нет непреодолимых препятствий к приобретению его вновь.
- Он учил, что Бог предлагает спасение во Христе всем людям. "Вечное изволение Божие предлагает свободное спасение через веру для всех людей" - таков был ответ Веслея на учение о предопределении (он не разделял кальвинистского учения о предопределении). Единственное, что требуется от человека - это вера и доверие Христу, что Он хочет и может спасти его от вечной смерти. В то же время Д.Веслей не умалял значения таинств и верил в их необходимость для утверждения в вере. Духовная святость может быть достигнута через возрождение и освящение Духом Святым.
Д.Веслей не отрицал и роль этики в усовершенствовании интеллекта человека. Д.Веслей разделял основные доктрины англиканской церкви, которую, без сомнения, любил. Он соглашался с ее литургией, принимал ее установления, верил, что управление церковью находится в гармонии с учением Нового Завета. Он никогда не думал соперничать с церковью, не намеревался реформировать ее. Он не хотел порывать с ней связей, но хотел в ее рамках объединить всех истинных христиан для совместного назидания и пробуждения - "изменить нацию и особо церковь". Этому решению Д.Веслей и большинство его последователей были верны в течение всей своей жизни. Уже на Первой Конференции Методистов в Лондоне, где обсуждались вопросы взаимоотношения с англиканской церковью, было подтверждено общение с ней.
Чтобы предотвратить отделение методистского движения от англиканской церкви, Д.Веслей опубликовал правила "Групповых обществ". От всех членов общества требовалось "аккуратно посещать все обряды, в особенности быть в церкви у алтаря каждую неделю и на каждом общественном собрании группы".
Со временем отдельные методистские проповедники начали требовать отделения от государственной церкви вопреки решениям Конференции 1748-1764 годов. Однако решения об отделении от церкви так и не было принято. Братья Веслей продолжали поддерживать общение с ней и надеялись так поступать до конца своих дней.
Периодически конференции подтверждали, что отделение от церкви нецелесообразно. В своем журнале Д.Веслей писал: "Я не забыл поддержать братьев в их призыве, чтобы жить и умереть в англиканской церкви". О себе он говорил: "Я никогда не имел замысла отделяться от церкви... Я живу и умру как член церкви Англии".
Д.Веслей в 1758 году опубликовал свои "Двенадцать причин неотделения от церкви". Его брат Ч.Веслей заявил, что он разделяет точку зрения брата.
После смерти Д.Веслея методисты, несогласные с линией большинства, в 1797 г. отделились в самостоятельную деноминацию, названную ими "новым объединением".
В 1799 г. после неудачных попыток достигнуть согласия с епископом Лондона о союзе с церковью, методизм отошел от нее, став самостоятельной церковью наряду с другими тремя деноминациями (баптистами, конгрегационалистами и пресвитерианами).
Д.Веслею принадлежит создание в методистском движении института проповедников, которых он посылал на служение, напутствуя словами: "Идите всегда не к тем, кто нуждается в вас, а к тем, кто больше всего нуждается в вас". Он положил начало конференции и общинам методистов, был составителем правил для классов, общества и его руководителей. Много внимания Д.Веслей уделял социальной стороне христианского учения и вел борьбу с пороками в английском обществе. В третьем трактате на тему "Богослужение на горе" он говорил: "Христианство, в основном, социальная религия".
Организация и дисциплина общины Д.Веслея
Д.Веслей говорил: "Методистом является тот, кто имеет любовь Божию, излившуюся в сердце Духом Святым - Рим.5,5, кто любит Господа Бога своего всем сердцем своим и всею душою своею, всею силою и всем разумением своим" - Мф.22,37-38.
Общества методистов подразделялись на мелкие группы, называющиеся классами, в состав которых входило от 5 до 12 членов. Класс возглавлялся руководителем, которому вменялось в обязанность наблюдать за братьями. Руководить женским классом мужчине не позволялось. На еженедельных встречах класса каждый говорил о своих переживаниях и нуждах, давались поручения об оказании помощи нуждающимся. Желавшие стать членами класса должны были ответить на различные вопросы веры, поведения и привычек, но, главным образом иметь свидетельство о возрождении. Выдержавшие испытания получали членский билет общества после посещения класса не менее года.
Для участия в служении Д.Веслей с самого начала методистского движения привлекал женщин. Кроме руководителя класса в общине Веслея была должность управляющего "хозяйственными делами", на которого возлагался сбор добровольных пожертвований, а также должность попечителя, в обязанность которого входило содержание в надлежащем виде дома и имущества. Была также должность посещающего (визитера) больных. В масштабах большого города посещение больных было проблемой, и для ее решения Веслей предложил избрать сорок визитеров, которых он считал "самыми заботливыми, нежными духовно". Он разделил город на двадцать три части, на каждую часть приходилось по два визитера, на которых возлагались заботы о больных. Эта работа приносила добрые плоды. Многие жизни были спасены, многие болезни излечены, много боли и нужды предотвращено или устранено.
Проповедь в методизме была наиболее почитаемым служением и возлагалась на проповедников - "местных" и "разъездных". Местный проповедник не был освобожден от работы и выполнял обязанности проповедника в свое свободное время, большей частью по воскресеньям. Разъездной проповедник (благовестник) все время отдавал проповеди и посещениям людей. Относительно их подготовки Конференция 1780 г. постановила: "Мы никого не допускаем стать разъездными проповедниками, пока не признаем, что он имеет такт, способности и результативен, так что мы не можем принять кого-то, если он не имеет или утерял подобные качества".
Для методиста имелась высшая возможность - стать пастором. Веслей, однако, называл их не пасторами, а помощниками: обычно они не имели рукоположения.
Методисты отличались строгой дисциплиной. Они должны были повиноваться правилам групповых собраний и общества. Группы обязывались "приходить точно к назначенному часу и начинать собрание в этот час пением гимна и молитвы".
В дополнение были правила повседневного поведения. Они требовали "ни покупать, ни продавать в воскресенье, не пробовать ни глотка любого вида спиртного, если это не предписано врачом; не касаться ошибок кого-либо за его спиной и останавливать тех, кто имеет этот недостаток". Методистам не разрешалось носить украшений, таких как кольца, серьги, ожерелья и др.; не позволено потакать своим слабостям. Методисты должны также "давать милостыню и быть образцом прилежания и умеренности". Им предписывалось соблюдать "Божьи обряды", т.е. "быть в церкви у алтаря каждую неделю и на каждом собрании группы, присутствовать на молитве каждое утро, если не препятствуют расстояния, дела или болезнь, молиться каждый день лично и с семьей". Кроме проведения по возможности наибольшего количества времени за чтением Писания и размышлением над ним, они должны были соблюдать "все пятницы в году" как "дни поста или воздержания".
Укреплению дисциплины способствовало опубликование в 1743 г "Общих правил", касавшихся повседневного поведения методистов. Даже в вопросах питания и одежды методисты должны были соблюдать строгую дисциплину.
В брошюре "Нервные расстройства" Д. Веслей говорил о необходимости остерегаться неумеренности во всех вещах: "Не ешь больше, чем требует природа"; "Ложись спать рано и поднимайся рано" и др. Тех, чья жизнь и действия были в серьезном противоречии с правилами, Д.Веслей исключал из общества. Тем, кто был найден виновным, предоставлялась возможность покаяться в совершенных ошибках. Отсеивающая веялка находилась в руках Д.Веслея, и он был твердым и справедливым в ее применении.
Для служителей методизма дисциплина была еще строже. Они должны были повиноваться дополнительным предписаниям. Самой строгой дисциплины должны были придерживаться разъездные проповедники.
Для общего руководства помощникам Д. Веслей выпустил "двенадцать правил". Им советовалось быть прилежными во всех делах: "Никогда, ни на миг не быть без дела, никогда не заниматься пустяками. В поездках никогда не терять времени и ни в каком месте не проводить больше времени, чем нужно". Они должны "быть серьезными" и "избегать всякого легкомыслия и пустых разговоров". В отношениях с женщинами, особенно молодыми, им предписывалось "беседовать сдержанно и осторожно". Их предупреждали, чтобы "их речь и одежда не были шутовскими". "Не носите шляпу с опущенными полями", - гласило предписание.
Разъездные проповедники были подотчетны одному Д.Веслею. От них требовал он спартанской дисциплины, которой подчинялся сам. Если кто возражал против строгости дисциплины, то ему предлагали оставить объединение, а если кто открыто не повиновался, то его исключали из членов общества.
Дисциплина оставалась суровой и после 1791 г., когда власть перешла от Д.Веслея к Конференции.
Вероучение методистской церкви
Основой богословских воззрений методистской церкви является Библия. Вероучение методистов изложено в двадцати пяти статьях. По своему содержанию эти статьи представляют собой переработанные "35 членов веры" англиканской церкви. Каких же воззрений придерживаются методисты в понимании христианской веры? Кратко осветим основные из них.
Библия
Методисты рассматривают Библию как Священное Писание, включающее богодухновенные книги, содержащие откровение Бога. В Библии признают различные литературные стили. Учитывая тот факт, что Священное Писание было переведено с других языков, на которых были написаны оригиналы, методисты допускают различие в толковании отдельных мест Священного Писания. Они проповедуют "открытую Библию" и поощряют рядовых верующих читать ее. Методисты учат, что Священное Писание содержит все необходимое для спасения души.
Триединство Бога
Методисты веруют в триединого Бога, но не претендуют на полное понимание этой истины. При этом они ссылаются на бл.Августина, который после написания классического труда о Троице признался, что эта глубокая истина остается загадкой, и что если бы Бог мог быть объяснен в полноте, то Он перестал бы быть Богом.
Методисты учат, что троичность Бога является выражением трех аспектов нашего опыта в познании Бога. Они признают Бога Отца как Причину всех причин, как Создателя всего видимого и невидимого. Они исповедуют Сына Божия как откровение невидимого Бога Отца и также веруют в Святого Духа, Который дает силу, научает и утешает последователей Христовых на их пути к вечности.
Воплощение Христа
Методисты веруют в божественность Христа. Первое "Положение Методистской церкви" гласит, что Христос Сын Божий "принял образ человека в утробе блаженной Девы" (Филип.2,7; Луки 1,30.31.35).
Посредничество в молитве
Методисты считают, что Бог является непосредственно доступным для каждого из Своих детей. Так как Бог есть любовь, то нет нужды в посредниках (святых) в молитве Его детей. Они верят, как и все другие протестанты, во "всеобщее царственное священство".
Об умерших
Методисты не находят в Священном Писании основания существованию чистилища, на чем настаивают католики. Они не дерзают заглядывать за завесу смерти или определять процесс Божественного суда. Они верят, что Божье наказание является все же более спасающим, чем карающим, и верят в справедливость и любовь Божию по отношению к умершим.
Вера в рай и ад
Методисты верят в Божественный суд после смерти. Добродетель получит награду, а зло будет наказано. Они верят в обетование Христа: "Я иду приготовить место вам" - (Ин.14,2). Рай является местом обитания душ, где искупленные находятся в общении с Отцом и Сыном - Иисусом Христом. Ад - это место, где такого общения нет.
Таинства
Методисты признают только два таинства: крещение и хлебопреломление. Причем крещение является на только знаком исповедания, но и также знаком рождения свыше. Хлебопреломление является таинством, свидетельствующим о смерти Христа и указывающим на любовь, которую христиане должны иметь между собой.
Методисты относятся с большим уважением к другим установлениям церкви, таким, как бракосочетание и конфирмация, но все же слово "таинства" применяют только к крещению и хлебопреломлению, совершенным Самим Христом.
Крещение детей
Методисты верят, что "все люди - наследники вечной жизни", и им принадлежит спасающая благодать Духа Святого. Они базируются на словах Христа: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" - Мф.19,14. Принимая во внимание тот факт, что дети не отдают себе отчета в значении таинства, верующие родители берут на себя задачу воспитания детей в христианском духе. Церковь также несет ответственность за крещаемых детей и ожидает времени, когда они войдут в возраст совершенный, когда оценят и примут на себя обет, имевший место при их крещении. Методисты считают римско-католическое крещение действительным, признавая за ним символ благодати Божьей и возрождения человека.
Причастие
Методисты верят в действительное присутствие Христа во время хлебопреломления; но в отличие от католиков, считающих, что хлеб превращается в тело Христа, а вино - в Его Кровь, они на основании слов Христа: "Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" - Ин.4,24, считают, что Тело Христа во время хлебопреломления вкушается посредством веры, только "в небесном и духовном понимании".
Исповедь
Методистские пасторы не принимают исповеди в том виде, как это принято в римско-католической церкви, но они дают советы своим верующим во время бесед, когда те открывают им свои грехи и свои беспокойства, однако при этом не берут на себя права отпущения грехов. Методисты считают, что каждый человек может непосредственно обращаться к Богу, доверяя обетованию Нового Завета: "Если мы исповедуем грехи свои, то Он (Христос) будучи верен и праведен, простит на грехи наши" - 1 Ин.1,9.
Спасение
Под спасением методисты понимают не только блаженство и безопасность в небесах после смерти, но присутствие Божией благодати и силы в настоящее время. Когда человек искренне и честно кается в своих грехах, Бог прощает вину сделанных грехов. В то же время Бог дает силу, которая укрепляет верующего человека в борьбе с грехом. Господь призывает верующих людей к святой жизни, которую Веслей считал "социальной святостью", то есть к любви и служению ближнему. Человек не может достичь святости только простым послушанием закону и совершением добрых дел. Спасение человека приходит по вере и является даром Божией благодати. Методисты исповедуют Христа как своего личного Спасителя, Который есть сила Божия ко спасению - 1 Кор. 1,18.
Порядок приема в члены церкви
Вступающие в церковь методисты должны дать твердый ответ на два вопроса: Исповедуете ли вы Иисуса Христа как вашего Спасителя и Господа, и даете ли обет служить Ему?" и "Принимаете ли вы христианскую веру согласно Новому Завету нашего Господа Иисуса Христа?"
Д.Веслей однажды заявил: "Я верю, что милосердный Бог более ценит в человеке его жизнь и характер, чем его мысли". Он уделял большое значение самой жизни, чем формальному соблюдению "Правил церкви".
Поведение членов церкви
Методисты борются против неумеренности, азартных игр и безнравственных привычек.
Они осуждают развод и стремятся сохранить всеми средствами брачный союз, но признают вынужденность некоторых разводов.
Богослужение
В методистской церкви, как и во всех протестантских церквях, произносятся проповеди и поются гимны. Методисты имеют свой сборник песен. Богослужения происходят, как и в других церквях, по воскресным дням (утром и вечером).
Богословские труды методистов
Первое английское систематизированное богословие было написано Ричардом Уотсоном в 1823-1829 гг. под названием "Богословский институт". Уильям Б.Поп написал "Краткое руководство по христианскому богословию" (1875-1880), являющееся богословским трудом методистов девятнадцатого столетия.
Трехтомное "Систематическое богословие" (1877-1879) М.Раймонда из Гартера является первой методистской систематизацией.
Томас О.Соммерс опубликовал в 1888 году выдающееся двухтомное "Систематическое богословие". Новую эпоху в методистском богословии, достигающую наших дней, начал Борден П.Баун (1847-1910). В течение трех последних десятилетий в Англии и в Америке и на европейском континенте умножалось появление многосторонней оценки Веслея и его современников (Т.К.Селл, М.Пиетт, В.Р.Канной и др.).
Современное богословие методизма наилучшим образом может быть понято как попытка, во-первых, вновь сформулировать традиционное методистское учение о спасении; во-вторых, уяснить в современных выражениях экуменический смысл этого учения, который предполагал Веслей, отказавшись порвать с англиканской церковью.
Богословы методистов различают два греха, взаимосвязанные как следствие и причина. Первый - это грех, как неправильное действие, выраженное в нарушении морального закона или воли Божией. Второй - это грех, который не есть действие, а есть состояние; этот грех считается более опасным, чем грех над всем человечеством. Все теологи признают существование зла и рассматривают освобождение от его влияния как основу религиозной жизни.
Структура и управление методистских церквей
Как уже отмечалось выше, церковь методистов состоит из "классов" по двенадцать человек. Церкви объединяются в округа с суперинтендентом (старшим пресвитером) во главе. Таких округов, например, в Англии насчитывается около тридцати. Руководитель округа не освобождается от пастырских обязанностей.
Пастырь церкви методистов избирается на три года и только по особому разрешению Конференции может трудиться в одной церкви шесть лет. Хотя каждый пастырь прикреплен к определенной церкви, четверть года он проводит в разъездах по другим церквям. В церкви имеется штат проповедников, в число которых входят и женщины.
Система округов и разъезжающие служители - отличительная особенность методистов. Все пастыри церкви получают одинаковую плату.
Верующие, присоединяющиеся к этому течению, проходят испытательный срок, а после крещения становятся полноправными членами церкви. Принятие в члены сопровождается хлебопреломлением. Вновь принятые члены получают членские билеты.
Верховным органом методистской церкви является Конференция (Съезд), учрежденная еще Веслеем.
(В 1784 году была подписана декларация, которая объявила Конференцию верховной и решающей властью в методизме. Братья Джон и Чарльз Веслей получили право пользоваться своей традиционной властью пожизненно).
Верховный орган состоит из руководителей церкви и простых членов церкви, избираемых поместными церквями. Эти две группы при решении вопросов заседают отдельно. Решения считаются законными в том случае, когда они принимаются всей Конференцией.
Председателем Конференции является один из руководителей церквей, а заместителем - один из рядовых делегатов.
Делегаты Конференции выполняют наказы своих местных советов, собираемых два раза в год в определенном районе.
Верховный методистский орган следит за всей работой методистов. Руководителей церквей может назначить только Конференция.
Управление методистской церковью в Америке осуществляется Исполкомом, состоящим из Совета епископов. Члены Совета избираются Конференцией. Епископы назначают пасторов отдельных церквей.
Законодательная власть осуществляется Генеральной Конференцией, созываемой каждые четыре года. Делегаты Конференции избираются демократически, по пропорциональной системе.
Высшей разбирательной инстанцией методистской церкви является Судебный совет, члены которого назначаются Генеральной Конференцией.
В настоящее время в семидесяти шести странах мира насчитывается около сорока двух миллионов методистов, из которых восемнадцать миллионов находятся в Америке (США) и свыше одного миллиона - в Англии.
Методисты Англии выпускают свою газету. В 1813 г. было организовано методистское миссионерское общество, которое ведет работу за пределами Англии.
Методисты в США подразделяются на двадцать течений.
В бывшей СССР действует Эстонская методистская церковь с числом верующих более двух тысяч.
Контрольные вопросы
1. Возникновение и развитие методизма. Происхождение названия "методисты".
2. Основатели методизма и их деятельность.
3. Учение Джона Веслея. Взгляд на единство с англиканской церковью.
4. Устройство и дисциплина методистской общины. Должности в общине.
5. Вероучение методистской церкви (основные воззрения).
6. Назовите богословские труды методистов.
7. Управление методистских церквей.