Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Савченко П. Сравнительное богословие

Оглавление

Лекция 5
Протестантское богословие
Лютеранская церковь (лютеранство)


Название "лютеранство" происходит от имени реформатора Мартина Лютера (1483-1546 гг.). Сами лютеране называют себя "евангелическо-лютеранскими христианами".
При жизни Лютер запрещал пользоваться его именем для названия движения на том основании, что "ничего нового не выдумал и своего не приложил, а проповедовал Евангелие, как оно написано". Однако после смерти Лютера его имя в "благодарность человеку Божию" его последователями было внесено в название церкви, а его краткая биография помещена в катехизис и гласит: "Мартин Лютер, дорогой и благословенный учитель Священного Писания", "преобразовавший" Церковь Божию. Мартин Лютер, сын рудокопа, родился 10 ноября 1483 г. в Эйслебене. В 1512 году он стал учителем Священного Писания в Виттенберге. В 1517 г. начал во имя Бога дело реформации, потом перевел Библию на немецкий язык, написал краткий и пространный катехизис и много других назидательных книг. В 1546 г. 18 февраля он блаженно скончался в Эйслебене и похоронен в дворцовой церкви в Виттенберге".
Вероисповедные книги лютеранской церкви
Богословие евангелическо-лютеранской церкви изложено в вероисповедных книгах, написанных Лютером и его сотрудником и другом Меланхтоном (1497-1560). К ним относятся "Аугсбургское исповедание"; "Апология Аугсбургского исповедания" (1532 г.), "Шмалькальденское постановление (артикулы)"; "Малый катехизис"; "Большой катехизис". После смерти Лютера возникли разногласия между его последователями, которые были окончательно улажены в 1580 г. объединяющей формулой конкордии (согласия), которая закрепила неизменными эти книги. В таком виде они вошли в священную книгу лютеран "Книгу согласия" (1580 г.).
Дадим краткую характеристику отдельных вероисповедных книг.
Аугсбургское исповедание
Основное исповедание Реформации было представлено Меланхтоном Сейму в Аугсбурге по требованию Карла V.
Его основу составляли 14 Марбургских правил, согласованных и подписанных Лютером и Цвингли во время их единственной встречи (Марбург, октябрь 1529 г.). В исповедание они вошли в переработанном и дополненном виде и получили название "17 Швабахских правил".
Первоначально созданное "Исповедание" не носило характера символа веры и не ставило своей задачей теологического выражения раскола. Это было, скорее, предположение мира, направленное к противникам, формулировка начал, на основе которых протестанты усматривали возможность примирения. Однако надеждам на разрешение разногласий не суждено было сбыться.
Меланхтон, выпуская одно издание "Исповедания" за другим, вносил в него изменения, и особенно в статью, изъясняющую понимание причащения. Важнейшее изъясненное и дополненное "Исповедание", удостоившееся молчаливого согласия Лютера, содержится в латинском издании 1540 г. Делая это, Меланхтон стремился устранить разногласия между Лютером и Кальвиным. И этой цели он достиг. Кальвин в 1541 г. подписал "изъясненное" Исповедание, на основе чего реформаторов стали считать последователями "Исповедания". Однако богословы ортодоксального направления в лютеранстве упорно оспаривали правомочность такого объединения, указывая на различия в учении реформатской и лютеранской церквей (о предопределении, о первородном грехе, святом причащении, о действии святых тайн). Они же категорически отклоняли неоднократные предложения умеренных ортодоксальных лютеран считать "Исповедание" всеобщим символом веры всей евангельской церкви (например, на церковном сейме 1853 г. в Берлине). Несмотря на это, несомненно, из всех символических книг "Исповедание", скорее всего, может быть принято "символом веры" евангелическо-лютеранской церкви.
Аугсбургское Исповедание в славянском переводе напечатано в 1562 г. в книге "Артикулы правой веры" (экземпляр этой книги хранился в Императорской публичной библиотеке в С.Петербурге). Меланхтон предпринимал усилия для распространения "Исповедания" в странах Востока; он хлопотал о признании "Исповедания" Восточной церковью и послал греческий перевод его константинопольскому патриарху.
Апология Аугсбургского исповедания
По поручению императора Карла V римско-католические представители сейма в Аугсбурге написали опровержение Аугсбургского исповедания. Тогда Меланхтон ответил знаменитой апологией (зашитой) своего "Исповедания".
Катехизис Лютера и его состав
Что такое катехизис Лютера? Ответим словами самого катехизиса: "Полное изъяснение христианского учения, изложенное доктором Мартином Лютером в вопросах и ответах о том, как я, евангелическо-лютеранский христианин, должен веровать, жить и умереть". Катехизис утверждает, что в нем изложено не новое учение, а древнее учение церкви Божией, как проповедовали его пророки и Апостолы.
"Он также есть символическая книга моей церкви, которую я должен употреблять в течение всей моей жизни для учения и зашиты против всех человеческих заблуждений и измышлений".
Он получил также название "Маленькой Библии" лютеранства, составленной по принципу толкования текстов, взятых из Библии.
Цель написания Большого и Малого катехизисов состояло в том, чтобы изменить духовное состояние народа и духовенства, которые "одинаково были невежественны", что было установлено Лютером и Меланхтоном во время церковного досмотра.
В первом из них М.Лютер предписывал учить народ постоянно в одних и тех же словах, ограничиваясь объяснением молитвы "Отче наш", "Десяти заповедей", и "Символа веры". Не полагаясь на знание самих учителей, он преподавал им вопросы и ответы, которые они должны заучивать наизусть и предлагать без всякого изменения, слово в слово, как они стоят в катехизисе.
Состав Малого катехизиса
"Малый (краткий) катехизис" Лютера состоит из введения и шести отделов. Во введении дается содержание и деление Библии (закон, пророчества, Евангелия, Послания).
В первом отделе изъяснение "Десяти заповедей или Закона Божия"; во втором - изъяснение молитвы "Отче наш"; в четвертом отделе дано понятие "О таинстве Священного Крещения"; в пятом - изложено понимание "Священного Причащения"; в шестом - излагается понятие "О власти ключей и исповеди".
Богословие евангелическо-лютеранской церкви
Современная лютеранская церковь, основывая свое учение на Библии, придерживается ее истолкования, данного в богословских трудах М.Лютера и вероучении, изложенном в "Книге Согласия".
Коснемся основных пониманий христианской веры лютеранской церковью в догматическом плане церковного устройства и управления.
Библия
Библия признается "книгою книг", или "царицею всех книг", содержащей истинное и ясное Слово Божие, как изложили его и учили святые люди Божий, руководимые Духом Святым. В Библии различаются книги: исторические, поучительные и пророческие как Ветхого, так и Нового Заветов, содержащие закон (учение о делах) и Евангелие (учение о вере). "Ядром и звездой всего Священного Писания является Иисус Христос, Господь мой и Бог мой, прославленный во веки!"
Толкователь Священного Писания есть Дух Святой, т.е. Тот, Кто вдохновил его написание. Право читать Библию имеют все желающие спастись. "Все могут и должны читать Священное Писание в радостные и печальные дни".
Бог
Исповедуется единый Бог в трех лицах (Троица): "Бог Отец, создавший меня, Бог Сын, искупивший меня, Бог Дух Святой, освятивший меня". "Веруем в одного Триединого Бога в одном Божественном Существе, постигнуть Которого нашим умом мы никогда не можем и, пока не войдем в Царство Небесное, оно будет оставаться для нас тайной, в которую по Слову Божию должны верить" (Ис.40,12-14).
Сатана
Сатана признается как противник Бога и всего доброго, злой враг и диавол, т.е. клеветник (Откр.12,10). Его занятие состоит в том, чтобы хулить Бога, препятствовать Его "благой и благодатной воле" и, насколько Бог хочет допустить, вредить телу и душе человека (Иоан.8,44; Иов.2,6), Отсюда вывод - чтобы избавиться от сил диавола, "я поручаю себя моему Богу, противостою им в вере и радуюсь, что вся сила их в сравнении с Богом - бессилие" (1 Иоан.4,4; Иак.4,7).
Первородный грех
Через искушение от диавола согрешила сначала Ева, потом через Еву согрешил и Адам (Быт.3,12-13; Рим.5,12). Ум, сердце и воля были порабощены грехом (Рим.7,23). Этот грех называется наследственным, т.е. "перешедший ко мне по наследству, делающий меня бессильным и вялым для всего доброго, похотливым и склонным ко всему злому" (Рим.7,15-20). Но после падения человека Бог не отвратился от него вполне и, по милости Своей, обещал Спасителя, Который, когда исполнилось время, действительно пришел, чтобы снова восстановить в нем образ Божий (Быт.3,15).
Искупление
Под искуплением понимается освобождение "от всех грехов, от смерти и от власти диавола, чему подпал человек после своего падения". Освобождение совершено Сыном Божиим, Который есть Искупитель. Изъяснение второго члена "Символа веры" Лютером гласит: "Верую, что Иисус Христос - истинный Бог, предвечно рожденный от Отца, и истинный человек, рожденный от Девы Марии, есть мой Господь, Который искупил меня, погибшего и осужденного человека, приобрел меня и избавил от всех грехов, от смерти и от власти диавола - не золотом или серебром, но Своею святою драгоценною Кровью, невинным страданием и смертью для того, чтобы я принадлежал Ему, жил в Его царстве под Его властью и служил Ему в вечной правде, непорочности и блаженстве, подобно тому, как Он, воскресший из мертвых, живет и царствует во веки. Это - непреложная истина".
Сын Божий
Христология в лютеранстве имеет подробное изложение. Сын равен Отцу. Вера в Бога Отца тщетна без веры в Бога Сына (Иоан.14,6; 1 Иоан.2,23). Он - Спаситель, т.е. Тот, Который выводит из бедствий. ко спасению. В Иисусе Христе соединены два естества - божественное и человеческое. Он неразлучно Бог и человек в одном лице - всегда, везде и вечно - "Богочеловек". Необходимость этого соединения объясняется: "Если бы Он был только Бог, то не мог бы взять на Себя нищету мою; если бы Он был только человек, то не мог бы передать мне никакой славы. Если бы Он был только Бог, заслуги Его не относились бы ко мне, и если бы Он был только человек, то не было бы у Него заслуг для моего спасения".
Он был зачат от Духа Святого, чтобы рождение Его было без греха (Лук. 1,26-35).
Имя Христос - Помазанник - означает Его служение (Иоан.20,31; Луки 4,18) для примирения Бога с людьми или служение Посредника. Он Истинный Пророк, Первосвященник и Царь всех людей (Деян.10,38).
Дух Святой
Святой Дух - третье Лицо Пресвятой Троицы, равный Отцу и Сыну. Он пробуждает в человеке веру, умножает и сохраняет или приводит ко Христу. Совершает благодеяния: призвания, просвещения, освящения, охранения. Вот что о Духе Святом передано в толковании "Символа веры": "верую, что мне, своим умом или силою нельзя ни веровать в Иисуса Христа, Господа моего, ни прийти к Нему, но что Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня дарами Своими, освятил и сохранил меня в истинной вере точно так же, как Он призывает всех христиан на земле, собирает, просвещает, освящает и сохраняет их в Иисусе Христе, в единой, истинной вере, и что в Церкви Своей Он ежедневно и милостиво прощает мне и всем верующим все грехи, и в последний день Он воскресит меня из всех мертвых и дарует мне со всеми верующими во Христа вечную жизнь. Это - непреложная истина".
Оправдание верой
Оправдание верою - главное учение лютеранства. Оно выражается в принятии жертвы Христа верою как единственного достаточного основания для того, чтобы человек мог предстать перед праведным Богом. Лютер в "Катехизисе", освещая это понятие, говорит: "Человек оправдывается или объявляется праведным, т.е. Бог, ради Христа, освобождает его "от всех грехов", а вечную праведность Христа зачисляет ему в заслугу" (Рим.3,22-25; Ефес.2,8). Получению оправдания предшествует просвещение "двумя светильниками Слова Божия: Законом и Евангелием", с чем связано покаяние и вера в искупление и избавление от грехов. В результате действия оправдания по благодати Божией душа человека имеет мир с Богом" (Рим.5,1).
Таким образом, человек оправдывается не какой-то призрачной силой, которая воспринимается посредством таинства церкви, а единственно посредством веры, исповедующей, что Христос есть Сын Божий и Спаситель грешников.
Вера и добрые дела
Лютер говорит: "Для спасения не поможет ни одно дело, но одна только вера" (Рим.3,28). "Вера творит христианки, дела обнаруживают христианина" (Матф.7,20). "Где вера, там и любовь, которая есть исполнение закона" (Рим. 13,10).
Доброе дело - это только то, что происходит от веры и все, что происходит от нее, т.е. для Бога, во славу, из любви и благодарности к Нему, как самое малое, так и самое большое" (Матф.6,1-2; Мар.12,41-44; 14,3-9).
Церковь
Лютеранство, исповедуя древний символ веры: "Верую в единую святую христианскую Церковь, в общение святых", под Церковью понимает "все христианство или общество, имеющее Слово Божие и таинство", т.е. всех, которые освящены как и те, в которых началось освящение.
В 7-м члене "Аугсбургского исповедания" Церкви дано определение: "Церковь есть конгрегация (собрание святых), в которой Евангелия правильно исповедуются, а таинства правильно совершаются".
Признаются и другие названия Церкви, имеющиеся в Евангелии: Дом (Евр.3,6), Невеста (Откр.21,9; 22,17), Тело (Ефес.1,23), Стадо Христа (Иоан.10,16).
Церковь проявляется в видимом богослужении (исповеданиях и учреждениях). В лютеранстве имеется понятие Церкви "видимой" и "невидимой". Невидимая заключается в видимой, как душа в теле. Видимая, в свою очередь, подразделяется на борющуюся - земную и торжествующую - в небесах, потому что победила в борьбе и испытаниях" (Иоан. 16,33; Деян. 14,22; Откр. 12,10-12). Лютеранство считает свою церковь отличной от прочих церквей на том основании, что "мы из одного Священного Писания можем научиться, во что веровать, и как мы должны жить, и что мы имеем оправдание единственно благодатию через веру без всяких человеческих дел и заслуг" (Рим.3,28). Однако лютеране делают оговорку, что это отличие касается только их имени, но не учения, за которым признается преемственность учения Апостолов, пророков и всей древней христианской Церкви (символы: апостольский, никейский и афанасьевский).
В Святой христианской Церкви действует Триединый Бог через Слово и Таинства, спасая грешников, усыновляя, утверждая и т.п.
Таинство
Под таинством в лютеранстве понимается священное действие, установленное Иисусом Христом, в котором под видимыми знаками сообщаются невидимые небесные блага Нового Завета. Если нет одного из этих трех признаков, то оно понимается как священное действие, но не как таинство. Таких таинств в лютеранстве два: святое крещение и святое причащение (из семи таинств римско-католической церкви). Оба таинства - большие печати, которыми небесные блага, обетованные в Слове Божием всем вообще, предлагаются, сообщаются и утверждаются каждому в отдельности. "Через святое крещение сделаюсь я чадом Божиим, а через святое причащение остаюсь я чадом Божьим".
Таинство Святого Крещения
Крещение есть не только простая вода, но оно есть "вода, употребляемая по установлению Божию и соединенная со Словом Божьим" (Матф.28,19), итак "Божественная вода" (Лютер). Лютеране крестят всех людей без различия пола, звания и возраста. Они сохранили традиционный способ крещения детей. При этом образец крещения (окроплением, погружением или обливанием) для лютеран безразличен на том основании, что не погружение, но вода есть земной знак при таинстве.
Что дает крещение? Оно производит отпущение грехов, избавляет от смерти и диавола и дарует вечное блаженство всем верующим в то, о чем свидетельствует слово и обетование Божие (Мф.16,16).
Лютер изъясняет, каким образом вода может производить такое великое действие: "Не вода, конечно, производит это действие, но присущее воде Слово Божие и вера, основанная на этом Слове Божием. Ибо вода без Слова Божия есть только вода, и не составляет крещения. Вместе же она составляет благодатную воду жизни и "баню нового рождения в Духе Святом" (Тит.3,5).
Крещение водой означает, что ветхий Адам в нас через ежедневное сокрушение и покаяние должен умирать со всеми грехами и злыми похотями, и что вместо него должен ежедневно возникать и воскресать в нас новый человек, который бы в правде и чистоте жил вечно перед Богом (Рим.6,4).
Таинство Святого Причащения
Таинство имеет названия:
Вечеря Господня, потому что она была впервые установлена и празднуема ночью; Трапеза Господня, потому что Сам Господь приглашает нас к участию в ней; Приобщение (т.е. причастие), потому что она есть общение Христа с верующими и верующих между собой. Что же понимается под этим таинством?
Под хлебом и вином понимается истинное тело и истинная кровь Господа нашего Иисуса Христа, установленные Им для принятия их всеми христианами (1 Кор. 11,23-26; Матф.26,26-28). "Истинное тело и истинная кровь" понимается не символически, а буквально, именно то тело, которое страдало за нас и именно та кровь, которая была пролита за нас.
Какая польза от принятия хлеба и вина? На его пользу указывают слова: "за вас предается и за вас изливается во оставление грехов", т.е. этими словами в таинстве причащения дается нам оставление грехов, жизнь и блаженство.
Каким образом видимое принятие хлеба и вина может производить такое великое действие? Лютер объясняет так: "Не принятием хлеба и вина, бес сомнения, производится это действие, но следующими словами: "За вас предается и за вас изливается во оставление грехов". Слова эти вместе с видимым принятием хлеба и вина составляют главное в таинстве, и верующий этими словами получает то, о чем они свидетельствуют, т.е. "оставление грехов".
Кто достойно приступает к этому таинству? Лютер понимает так: "Пост и телесное приготовление, без сомнения, хорошее дело внешнего благочестия; но истинно достоин принять Священное Причащение лишь тот, кто верует словам: "За вас предается и за вас изливается во оставление грехов". А кто не верует или сомневается в них, тот не достоин принятия святого причастия, ибо изречение: "За вас" требует вполне верующих сердец.
Недостоин участвовать в причастии и тот, кто имеет "злостное сомнение, т.е., где скорее сомневаются, чем хотят верить". Не должно удерживать от причастия "сомнение из слабости, т.е. где скорее хотят верить, чем сомневаться".
В понимании святого причащения между лютеранством и римско-католической церковью имеются различия. Лютеране, не найдя библейского основания учению римско-католической церкви "о преосуществлении", истолковали его понятием "о присутствии". 10-й член "Аугсбургского исповедания" гласит: "Истинное тело и кровь Христа поистине присутствуют в причастии под формой хлеба и вина, они раздаются и принимаются".
"Власть ключей"
Власть ключей основана на словах Христа: "Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан.20,23; Матф.16,19).
Далее Лютер изъясняет свое понимание этих слов: "Верую, что призванные служители Христовы поступают согласно божественному повелению Христа, в особенности, когда они отлучают от христианской церкви явных и нераскаявшихся грешников и отпускают (прощают) грехи кающимся и желающим исправить свою жизнь, и что это отпущение грехов имеет ту же силу и действенность на небесах, как, если бы оно было совершаемо Самим Господом нашим Иисусом Христом".
Под "явными грешниками" Лютер понимал верующих людей, грехи которых всем известны, и которые служат соблазном для церкви. Отлучению подлежат не все, а только "нераскаявшиеся", т.е. те, которые не каются в своих грехах и не хотят исправить свою жизнь.
Исповедь
Что такое исповедь? По учению Лютера, исповедь есть: "Во-первых, сознание во грехах; во-вторых, получение разрешения или прощения их от духовника, как бы от Самого Бога, и при этом не сомневаясь, но твердо веруя, что через это грехи прощены и на небе перед Богом". Далее он поясняет, что имеется исповедь пред Богом и духовником. Если перед Богом надлежит исповедоваться во всех грехах, включая неосознанные, то перед духовником исповедуются только в тех грехах, которые "знаем и чувствуем в сердце своем". Например, обида кого-нибудь словом или делом, кража, сделанные упущения, нерадивость или причинение кому-либо вреда. "Разрешение или прощение означает освобождение от грехов через духовника, который связан в совести своей хранить тайны исповеди. Общая исповедь (без духовника) перед Богом совершается по написанному Лютером тексту, вошедшему в Катехизис.
Авторитет
В учении М.Лютера четко изложены расхождения в понимании авторитета папы и епископата римско-католической церкви. В то время, как она превращает папство в абсолютный центр авторитета (что выразилось в принятии догмата непогрешимости папы), лютеранство видит единственный авторитет в откровении Божьем, данном в Писаниях Ветхого и Нового Заветов, т.е. Библии и в Откровении, даруемом каждому поколению Духом Святым.
Римско-католическая церковь наделяет всякое свое священнодействие божественным порядком. Лютеранство же отрицает тот факт, что епископату свойственен какой-то решающий авторитет, принадлежащий ему по преемственности от апостолов (от апостола Петра). Авторитет священников не рождается конституционной организацией, а возникает от правильной проповеди Евангелия, от свершения таинств по Слову Божьему.
Власть папы
Лютер отрицал светскую власть папы и в "Окружном послании к дворянству немецкой нации" подчиняет ее императору. Во всем же, что касается христианских отношений, он признает единственную власть - власть Христа.
Пастырь и всеобщее священство
Собрание верующих избирает себе пастора, которому церковь поручает учить верующих. В то же время лютеранство не считает призвание пастора более посвященным, нежели призвание каждого рядового христианина свидетельствовать о Господе Иисусе Христе. Всеобщее священство верующих не означает того, чтобы все были священниками, но считает призвание каждого священным и возлагает на каждого верующего ответственность служить ближнему.
Почитание святых
Лютеране лишили Деву Марию и всех святых всякого поклонения, как не имеющего под собой никакого евангельского основания. Лютер по этому поводу в Катехизисе говорит: "...Мы не можем почитать их милосерднее Бога, или лучшими ходатаями, чем Сам Иисус Христос" (Евр.9,15; Ис.63,16). "Должно молиться только одному живому и истинному Богу, Который есть Бог Отец, Сын и Дух Святой" (Матф.4,10).
Роль Церкви
В отличие от римско-католической церкви, допускающей возможность определять для себя учение, лютеранство судит о Церкви на основании ее правильного отношения к Священному Писанию. Назначение Церкви - проповедовать Христа собранию верующих, а через собрание - и миру. "Там, где Христос, там и Его Церковь". Только при этом служении она может сохранять свое истинное Апостольство. Не непрерывностью официальных богослужений гарантируется его преемственность, а лишь верностью апостольской миссии. Получение благодати не сопряжено с постановлениями и обрядями церкви. Она доступна для всех, принимающих ее верою во Христе Иисусе; при этом роль лютеранской церкви в отличие от римско-католической является вспомогательной. Более того, церковь, будучи общением верующих, не является "непогрешимой", как учит католицизм. Напротив, все церкви постоянно нуждаются в исправлении (Откр.2 и 3 гл.). Такое понимание не умаляет авторитета церкви, но постоянно подчиняет ее авторитету Христа, чтобы Он преображал ее в Свой образ для явления Его людям.
Об управлении лютеранской церковью
Создание формы управления восходит к временам Лютера, когда церковь, освободившись от власти папы, была поставлена в зависимость от светских властей.
Лютеранская церковь построена по демократическому принципу: пасторы приглашаются общиной, управление церковью осуществляется выборным церковным советом и пастором. В местных условиях в своих духовных делах она является автономной.
Общее управление лютеранской церковью в Германии до 1918 г. осуществлялось синодом и князьями, которые оставались главами лютеранских церквей в своих землях.
После 1918 г. ее стал возглавлять избираемый на 8 лет епископ и находящийся при нем синод. В США лютеранские собрания появились в 1638 году; форма управления церковью была принята пресвитерианской. Лютеранские церкви в скандинавских странах остаются государственными. Епископы избираются церковной Ассамблеей и назначаются светскими властями. В США и Германии лютеранские церкви отделены от государства.
С 1923 г. лютеране объединены во всемирном масштабе в "Всемирную Лютеранскую Конференцию".
В 1947 г. в Лунде (Швеция) Конференция была преобразована в "Лютеранскую Всемирную Федерацию" и была принята Конституция, которая стала основой вероучения. В статье 2 говорится: "Лютеранская Всемирная Федерация" признает Священное Писание Ветхого и Нового Заветов единственным источником и непреложной нормой всякого учения и всякого действия Церкви. Она видит в исповеданиях лютеранских церквей, в особенности же неизменном "Аугсбургском исповедании" и в "Малом Катехизисе" Лютера, правильное изложение Слова Божия.
Лютеране (ок.70 миллионов) имеются в 68 странах мира.
В нашей стране лютеранская церковь имеется в Эстонии и Латвии. Они имеют учебные заведения - консистории, где готовят пасторов. Возглавляет церковь архиепископ.
Контрольные вопросы
1. Как лютеране называют свою церковь?
2. Назовите вероисповедные книги лютеранства. Что такое "Книга согласия"?
3. Что такое "Катехизис" Лютера, причина написания, состав?
4. Богословие лютеранства - взгляд на Библию, искупление, оправдание верой, роль добрых дел.
5. Учение лютеранства: О Церкви, таинствах Крещения и Причащения.
6. Учение о власти ключей и исповеди.
7. Учение об авторитете и власти папы и духовенства, почитании святых.
8. Управление лютеранской церковью.


Обратно в раздел сравнительное богословие










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.