Роуз С. Харизматическое “возрождение” как знамение времени
Иеромонах Серафим (Роуз, 1934-1982)
Содержание
Введение.
Движение пятидесятников в 20 веке.
Экуменический дух харизматического “возрождения.”
Говорение на языках.
“Христианский” медиумизм.
Духовное заблуждение.
Отношение к духовным переживаниям.
Физические явления, сопровождающие “харизматические” опыты.
“Духовные дары,” сопровождающие “харизматические” опыты.
Новое “излияние Святого Духа.”
Дух последних времен.
Харизматическое “возрождение” как знамение времени.
“Пятидесятница без Христа.”
Новое христианство.
“Иисус скоро придет.”
Должно ли православие примкнуть к Апостазии (отступление).
“Дети! Последнее время” (1. Ин. 2:18).
Религия будущего.
Введение
“КОСТА ДЕЙР взял микрофон и сказал нам, что его сердце болит за греческую Православную Церковь. Он попросил священника епископальной церкви отца Дрисколла помолиться, чтобы Святой Дух охватил эту Церковь так же, как он охватил католическую Церковь. Пока отец Дрисколл молился, Коста Дейр рыдал в микрофон. За молитвой последовало длинное сообщение на языках и столь же длинное толкование, разъяснившее, что молитвы услышаны и что Святой Дух пронесется сквозь греческую Православную Церковь и разбудит её... К этому времени поднялся такой плач и крик, что я внутренне отшатнулась от всего этого... Но я сама услышала собственные удивительные слова: “Когда-нибудь, читая, что Дух проникает в греческую Православную Церковь, вспомним, что мы были здесь, когда это началось” (Par King, в журнале Logos, сент.-окт. 1971, с. 50. Этот “интернациональный харизматический журнал” не следует смешивать с “Логосом” о. Евсевия Стефану).
Через шесть месяцев после описанного здесь события произошла межконфессиональная “харизматическая” встреча в Сиаттле, и тут православные христиане действительно услышали, что “харизматический дух” проникает в греческую Православную Церковь. [Примечание: харизматическое от гр. харис — благодать, благодатное]. Начиная с января 1972 года в “Логосе” о. Евсевия Стефану стали появляться сообщения об этом движении, которое началось еще раньше в некоторых греческих и сирийских приходах в Америке и теперь распространилось на некоторые другие, при активном содействии о. Евсевия. Когда читатель знакомится с описанием этого “духа,” со слов его ведущих представителей на нижеследующих страницах, ему нетрудно убедиться, что это “дух” и вправду был вызван и внедрен в православный мир именно такими неотступными молениями “межконфессиональных” христиан. Если какой-нибудь вывод и напрашивается после этого описания, он может быть только таким: впечатляющее харизматическое “возрождение” наших дней — не просто результат сверхэмоциональности и возрожденчества протестантизма, хотя эти элементы весьма ощутимо дают о себе знать, но в действительности являются деянием “духа,” который может быть вызван и который творит чудеса. На этих страницах мы попытаемся ответить на такой вопрос: ЧТО ИЛИ КТО ЭТОТ ДУХ? Как православные христиане мы знаем, что не один только Бог творит чудеса: у дьявола есть свой набор “чудес,” и, собственно говоря, он может имитировать все те чудеса, которые являются истинными чудесами Бога. Поэтому мы на этих страницах постараемся “испытывать духов, от Бога ли они” (1 Ин. 4:1).
Мы начнем с короткого исторического очерка, так как никто не может отрицать, что харизматическое “возрождение” пришло в православный мир из протестантского и католического вероисповедания, а они, в свою очередь, переняли его от сект пятидесятников.
Движение пятидесятников
в 20-м веке
СОВРЕМЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ, хотя у него были предшественники и в 19 веке, датирует свое происхождение точно с 7 часов вечера в канун нового 1901 года. За некоторое время до этого методистский пастор в Топике, шт. Канзас, Чарльз Парэм в поисках объяснения общепризнанной немощи своего христианского пасторства, старательно изучал Новый Завет с группой учеников, чтобы разгадать тайну силы апостольского христианства. Студенты, наконец, решили, что эта тайна кроется в “говорении на языках,” которое, как они думали, всегда сопровождало приятие Св. Духа в Деяниях апостолов. Приходя все в большее напряжение и возбуждение, Парэм и его ученики решили молиться до тех пор, пока они сами не получат “крещения Св. Духа” и вместе с ним “говорение на языках.” 31 декабря 1900 года они молились с утра до вечера без всякого результата, пока одна молодая девушка не предположила, что в этом эксперименте не хватает одной детали: “возложения рук.” Парэм возложил свои руки на голову девушки, и она тотчас стала говорить на “неизвестном языке.” За три дня было несколько таких “крещений,” в том числе и самого Парэма и двенадцати других священников различных вероисповеданий, и все они сопровождались говорением на языках. Вскоре возрожденчество распространилось по штату Техас, а затем имело эффектный успех в маленькой негритянской церкви в Лос-Анджелесе. С тех пор оно захватило весь мир и насчитывает десять миллионов приверженцев.
В течение полустолетия движение пятидесятников оставалось сектантским и повсюду встречало враждебность со стороны представителей узаконенного вероисповедания. Затем, однако, “говорение языками” стало появляться и в самих этих вероисповеданиях, хотя поначалу этого старались не разглашать, пока в 1960 году епископальный священник неподалеку от Лос-Анджелеса не объявил во всеуслышание, что он получил “крещение Святого Духа” и говорил на “языках.” Вначале встреченное с неприязнью, харизматическое “возрождение” добилось официального или неофициального одобрения всех основных вероисповеданий и с неожиданной быстротой распространилось в Америке и в других странах. В Америке католическое священство дало свое одобрение этому движению в 1969 году, и несколько тысяч католиков, захваченных этим движением, превратились с тех пор в несчитанные сотни тысяч и собираются периодически на местные и национальные “харизматические” конференции, где присутствуют десятки тысяч участников. Римско-католические страны в Европе тоже с энтузиазмом приняли “харизматическое” движение, что подтверждает “харизматическая” конференция летом 1978 года в Ирландии, на которой присутствовали тысячи ирландских священников. Незадолго до своей смерти папа Павел VI принял делегацию харизматиков и заявил, что сам он тоже пятидесятник.
Какова может быть причина такого неслыханного успеха христианского “возрожденчества” в нашем по всем признакам “послехристианском” мире? Ответ, несомненно, можно найти в двух факторах: первый из них — восприимчивая почва, состоящая из тех миллионов христиан, которые чувствуют, что их религия суха, чрезмерно рациональна и часто поверхностна, лишена горячности и силы; второй — действительно могущественный “дух,” производящий все феномены, который способен, при надлежащих условиях, производить множество самых разнообразных “харизматических” феноменов, включая исцеления, говорение на языках, толкования и пророчества — и лежащее в основе всего этого потрясающее переживание, которое называют “крещением Святым Духом.”
Но что же именно представляет собой этот, так называемый, “дух”? Знаменательно, что этот вопрос если и возникает у последователей харизматического “возрождения,” то крайне редко; их собственные переживания при “крещении” настолько сильны и так тщательно подготовлены такими эффективными психологическими воздействиями, что в их умах не возникает ни малейшего сомнения в том, что они получили Духа Святого и что явления, которые они пережили и увидели, в точности повторяют описанные в Деяниях Апостолов. При этом сама психологическая атмосфера движения настолько пристрастна и напряженна, что любые сомнения и вопросы считаются поистине хулой на Духа Святого. В сотнях книг, написанных о движении, лишь изредка и вскользь высказывается сомнение в его обоснованности.
Чтобы получить более подробное представление о харизматическом “возрождении,” познакомимся с некоторыми свидетельствами и опытами его последователей, непрерывно сравнивая их со стандартами святого православия. Эти свидетельства будут заимствованы (за малыми и оговоренными исключениями) из книг и статей апологетов движения, написанных людьми, благожелательно настроенными, которые, несомненно, публикуют только те материалы, которые, по их мнению, поддерживают их точку зрения. Кроме того, мы сведем до минимума использование узко-пятидесятнических источников, пользуясь в основном свидетельствами протестантов, католиков и православных участников современного харизматического “возрождения.