Ваш комментарий о книге
VI, 3: О МУДРАХ
из книги Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода
Источники значений понятия
«мудра» собраны у Отто Штайна и обстоятельно проанализированы Пшылуски. Еще в 1892 г. Р. Отто Франке
продолжил переводить «мудру» как «письмо» или «искусство» чтения. Ф. Гоммель
полагает, что слово «мудра» (палийск. мудда, «письмо», «печать») происходит из
вавилонского мусару с теми же значениями — через древнеперсидский, который
изменил з в д (мусару — музра — мудра). В Индии мудру соотносили с: 1) танцем;
2) символическим языком; 3) иконографией; 4) ритуалом в собственном смысле
слова. Согласно Шабдастомамаханиддхи, мудра имеет и другое значение: вкушать
«жареные зерна». Интересно отметить, что символическое переосмысление
ритуальных жестов остается актуальным явлением в большинстве высокоразвитых
форм мистицизма. Согласно персидской традиции XII — XIII вв., ал-Халладж, был
автором одного небольшого текста по символике пятнадцати ритуальных жестов,
сопровождающих процесс молитвословия: «полоскать рот — это значит добиться
искренности; нюхать воду — отбрасывать гордость; встать — войти в божественную
вечность; под завесой шатра совершить простирание — вступить в мистическое единение
с божеством», и т. д. В тантризме «левой руки» «мудра» -термин, используемый
для обозначения партнера по сексуальному ритуалу. Неясно, каким образом
возникло подобное значение; впрочем, Пшылуски указывает на то, что мудра,
буквально «печать», означает также и «лоно». Но, как мы позже увидим, реальное
значение сексуального соединения в тантрическом ритуале — «обездвиживание»
бодхичитты (которая в данном контексте означает «мужское семя»). Бандхи и мудры
в хатха-йоге — телесные позы, посредством которых адепт способен контролировать
нервы и мускулы генитальной системы; как гласят источники, этот контроль тесно
связан с контролем над дыханиями. Адепт обретает способность управлять своим
семенем, равно как и своими вдохами и выдохами; он может «задержать» его,
«сделать неподвижным», подобно тому как он останавливает дыхание во время
кумбхаки. Мы должны помнить, что «обездвиживание» семени с помощью пранаямы
всегда связано с приведением сознания в неподвижность.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел сравнительное богословие
|