Ваш комментарий о книге
VI, 1: О ЛИТЕРАТУРЕ ТАНТРИЗМА
из книги Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода
Еще не так давно полагали —
например, М. Винтерниц, что возникновение письменных тантрических источников
следует относить к VII в. Считается, что рукопись Кубиджикамата-тантры
появилась при Гуптах не раньше VII в. Манускрипт Парамешварамата-тантры
датируется 858 г.,
хотя оригинал — древнее. Другие тантрические тексты, дошедшие до нас в виде
рукописей, созданы в VIII — IX вв. Тем не менее составлены они были намного
раньше. Кроме того, некоторые произведения не называют себя тантрами, хотя они
явно тантрические по содержанию: например, Махамегха-сутра (VI в.) говорит о
дхарани, о мантрах. Д. Туччи сумел доказать, что некоторые тантрические школы
существовали и несколькими столетиями раньше VII в.; к примеру,
Суварнапрабхаша-сутра была переведена на китайский в первой половине V в. То же
самое верно и в отношении Махамайюривидьярани, переведенной Кумарадживой
приблизительно в 405 г.
Таттвасиддхишастра Харивармана (IV в.) и Мадхьянтанугамашастра Асанги, оригинал
которых утерян и которые сохранились лишь в китайском переводе, упоминают
название одной тантрической школы, на я синь мо (ньяясаума, ньяясамья,
найясаума), Туччи, изучая историю этой школы, показывает, что нет оснований
сомневаться в архаическом характере Арьяманджусшримула-тантра, которая, по всей
видимости, создана до V в., содержит главы, описывающие богинь, мудры, мантры и
мандалы. В Махаяна-сампариграхашастре есть пассажи, касающиеся темы повторения
имени Будды как средства спасения, что сильно напоминает поздние тантрические
тексты. Одно место из Махаянасутра-аламкары (IX, 46), освещающее майтхунасья
паравриттау, спровоцировал споры о древности буддийских сексуальных практик. С.
Леви переводит паравритти как «переворот», и, на его взгляд, речь шла о
мистических парах Будд и Бодхисаттв. Однако Винтерниц в своих «Заметках о
Гухьясамаджа-тантре и веке тантр» предложил переводить это слово как
«отворачивание», «отбрасывание». Багчи верно замечает, что интерпретация
Винтерница неадекватна: «паравритти» буквально значит «поворот» [функций
сознания] к противоположной точке». Некоторые ориенталисты, наоборот, слишком
преувеличивали древность тантр. Так, Браджа Лал Мукерджи и Чакраварти пытаются
доказать, что между тантризмом и Ведами существует полное согласие во взглядах.
Б. Бхаттачарьяя полагает, что практики и теории тантризма были разработаны
лично Буддой. Все эти точки зрения заходят слишком далеко: хотя тантризм и
содержит какие-то очень старые элементы, зачастую принадлежащие к религиозной
протоистории Индии, их вхождение в буддизм и индуизм началось сравнительно
поздно — в любом случае, не раньше первых столетий нашей эры. Бхаттачарьяя в
своем издании «Гухьясамаджа-тантры» (р. XXXVII) предлагает датировать этот
текст (который он приписывает Асанге) III в. Согласно Винтерницу, нет видимых
причин атрибутировать это произведение великому философу Асанге. Тем не менее
многие буддийские тантры поддерживают эту атрибутацию.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел сравнительное богословие
|