Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиХАРАППА, МОХЕНДЖО-ДАРОиз книги Элиаде М. Йога. Бессмертие и свободаРаскопки, предпринятые в
Пенджабе в 20-гг. Джоном Маршаллом и его коллегами, и продолженные Э. Маккеем,
Ватсом и Уилером, представили миру цивилизацию, расцвет которой можно
датировать между 2500 и 2000 гг. до н. э. Она была сосредоточена
преимущественно в двух городах-крепостях — Мохенджо-Даро на Инде и Хараппе на
Рави, притоке Инда; они и донесли до нас основные элементы этой протоисторической
цивилизации. Прежде всего бросаются в глаза ее единообразие и неизменность:
интенсивные поиски не выявили никаких перемен, инноваций за тысячелетнюю
историю хараппской цивилизации. Обе цитадели были, вероятно, столицами
«империи». Их культурное единообразие и долгий срок жизни можно объяснить
только путем привлечения гипотезы о существовании такой государственной власти,
которая была наделена большими религиозными полномочиями. Разнообразие
антропологических типов показывает, что этнический синтез был уже достаточно
развит. Протоавстролоиды, повидимому, составляли самую многочисленную и самую
«архаичную» группу аборигенов; «средиземноморский» тип, вероятно, имел западное
происхождение и, следовательно, может считаться носителем земледельческой цивилизации
(во всем западном мире этот тип связан с земледелием); наконец, выявлены еще
два антропологических типа: монголоиды и европеоиды. Городская планировка
Мохенджо-Даро показывает значимость большого бассейна, который поразительно
напоминает «купальни» индуистских храмов наших дней. Пиктографические надписи
на печатях, число которых довольно велико, все еще не дешифрованы; до сих пор
они только дают пищу для самых фантастических гипотез. Искусство Хараппы, как и
вся ее культура, консервативна, хотя может уже считаться «индийским»:
чувствуется определенное предвосхищение будущего художественного стиля.
Особенно же интересна для нас религия хараппской цивилизации. Согласно Джону
Маршаллу, она настолько характерно индийская, что ее почти нельзя отличить от индуизма.
Наряду с культами великой богини и бога, которого можно рассматривать как
прототип Шивы, мы найдем почитание животных, фаллический культ, поклонение
деревьям и воде — короче говоря, все те элементы, которые позже войдут в
великий индуистский синкретизм. Чрезвычайно широко распространен был культ
богини-матери; обнаружены многочисленные фигурки, некоторые из них представляют
почти обнаженных богинь. (Одно из индуистских имен великой богини — Апарна, «не
носящая накидку из листьев», т. е.
обнаженная.) Позднейшие типы напоминают Кали-Дургу, которую они, вполне
вероятно, изображали. Никакой арийский народ не поднимал женское божество на
такую высоту, на какой оно находилось в цивилизации Мохенджо-Даро и которую в
сегодняшнем индуизме занимает Кали. Однако наиболее важным значением для нашего
исследования обладаетобнаруженный в Мохенджо-Даро иконографический образ,
который может рассматриваться как самое раннее пластическое изображение йогина.
Здесь сам великий бог, считающийся прообразом Шивы, представлен в типично
йогической позе. Д. Маршалл так описывает фигурку (I, 52): «Божество с тремя
лицами восседает на низком индийском сиденье в обычной для йоги позе, согнув
под собой ноги, пятка к пятке, и повернув вниз пальцы ног... На его груди — не
то треугольное украшение, не то несколько украшений, не то какие-то закрученные
металлические ожерелья... Фаллос (урдхвамедхра) находится в поднятом состоянии,
хотя, возможно, то, что кажется фаллосом, на самом деле — конец пояса. Его
голова коронована парой рогов, между которыми располагается высокая диадема. По
обеим сторонам бога — четыре животных: слон и тигр — справа, носорог и буйвол —
слева. Внизу изображены два оленя, обращенные своими головами и рогами к
центру». Один из современных авторов, высказывавшихся по данному вопросу,
Стюарт Пигготт, пишет (с. 202): «Едва ли можно сомневаться в том, что перед
нами — прототип великого бога Шивы как владыки зверей и царя йогинов; возможно,
его воспринимали четырехликим, окруженным четырьмя животными, расположенными по
четырем сторонам света. Эти животные напоминают символические изображения
слона, льва, коня и быка на маурийской колонне III в. до н. э. в Сарнатхе.
Олень возле трона бога позволяет проводить параллели с более поздней религией,
а также с Сарнатхом, поскольку размещенные похожим образом олени — постоянные
спутники Будды в скульптурных изображениях проповеди в Оленьем Парке». Были
также найдены печати с изображениями и других божеств, сидящих в асане. Была,
наконец, раскопана вторая статуэтка, изображавшая, по всей вероятности, йогина.
Приводим описание Маршалла (I, 44, 54): «Статуэтка представляет собой какого-то
человека, находящегося, кажется, в йогической позе, и по этой причине веки
более чем наполовину прикрыты, а взгляд устремлен на кончик носа... Возможно,
это образ жреца или царя-жреца, т. к. ему недостает рогов, которые можно было
бы ожидать, будь это фигуркой самого божества. То, что она обладает религиозным
или квазирелигиозным статусом, доказывается отчетливым изображением
трилистника, вышитого на его одеянии — символа, который в Шумере использовали
как сакральный знак». Эти факты едва ли можно недооценить, их значение
громадно: оказывается, что между протоисторической цивилизацией Инда и
современным индуизмом нет разрыва в преемственности. Великая богиня и
производящий бог (Шива), культ плодородия (дерево пипал столь характерное для
индуизма) и фаллизм, святой, пребывающий в асане, возможно, практикующий
экаграту, — все эти религиозные элементы и тогда, как и ныне, находятся на
переднем плане. «Параллели между религией Хараппы и современным индуизмом,
безусловно, представляют большой интерес, поскольку они дают какие-то
объяснения тем особенностям, которые нельзя понять, если исходить только из
арийских традиций, внесенных в Индию либо после падения Хараппы, либо
параллельно с ним. Старые верования умирают с трудом: возможно даже, что
раннеисторическое индийское общество больше обязано именно Хараппе, чем
говорившим на санскрите завоевателям», — пишет Пигготт(с. 203). Более того,
многие признаки культур Хараппы и Мохенджо-Даро можно встретить в Индии и
сегодня. Так, например, хараппская двухколесная повозка напоминает ту, которая
используется в наши дни в Синде; хараппские лодки похожи на лодки современных
индийцев, гончарная техника Хараппы, по всей видимости, идентична горшечному
ремеслу индских деревень; точно также можно найти аналогии в архитектуре,
носовых украшениях, обычае красить веки, носить гребни из слоновой кости и т.
д. Ношение тюрбана, неизвестное Ведам и фиксируемое только начиная с брахман,
было популярным в Хараппе. Можно расходиться в деталях, но трудно сомневаться в
индийской сущности цивилизации Мохенджо-Даро, каковы бы ни были ее истоки.
Вполне возможно, что творцы этой цивилизации заимствовали религиозные
представления от аборигенного населения. Мы уже видели значимость
протоавстралоидов, составлявших, вероятно, самый низший класс хараппского
общества. Элементы их представлений дожили до наших дней в автохтонных племенах
Южной Индии; несомненно, они вошли в хараппскую целостность, как позже вошли в
целостность индуистскую. Приблизительно в <<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге Обратно в раздел сравнительное богословие |
|