Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
ТАНТРИЗМ, ХАТХА-ЙОГА И АЛХИМИЯ
из книги Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода
В своем описании Индии
Аль-Бируни особенно подчеркивает связь алхимии с продлением жизни и сохранением
молодости. «У них есть очень своеобразная наука, напоминающая алхимию. Они
называют еерасаяна, от слова раса, т. е. золото. Расаяна состоит в выполнении
определенных операций с препаратами и сложными снадобьями, изготовленными в
основном из растений. Благодаря принципам расаяны у безнадежно больных
восстанавливается здоровье, к увядающим старцам возвращается молодость, так что
они становятся такими же, какими были в период полового созревания; белые
волосы вновь чернеют, появляется острота чувств, юношеская подвижность,
восстанавливается потенция, и жизнь человека в этом мире продлевается на весьма
долгий срок. А почему и нет? Разве не говорили мы уже об авторитетном мнении
Патанджали о том, что одним из методов, ведущих к освобождению, является
расаяна?». И в самом деле, Вьяса и Вачаспатимишра, комментируя сутру Патанджали
(ЙС, IV, 1), в которой упоминаются снадобья (аушаддхи) как одно из средств
достижения «совершенств», истолковывают аушаддхи как эликсир долголетия,
полученный с помощью расаяны. Некоторые востоковеды (А. Б. Кейт, Людерс) и
большинство историков науки (Дж. Руска, Стэплтон, Р. Мюллер, Э. фон Липпманн)
полагали, что алхимию завезли в Индию арабы; они (востоковеды) особенно
подчеркивали алхимическую важность ртути и ее сравнительно позднее упоминание в
текстах. Однако о ртути говорится уже в манускрипте Бауэрa (IV в. н. э.) и
даже, возможно, в «Артхашастре» (III в. до н. э.), причем всегда в связи с
алхимией. Кроме того, некоторые буддийские сочинения свидетельствуют об алхимии
задолго до влияния арабской культуры. Аватамсака-сутра, которая может быть
датирована приблизительно между 150 и 350 гг. н. э. (на китайский ее перевел
Шикшананда в 695 — 99 гг.) утверждает: «Есть жидкое снадобье, называется оно
хатака. Один лян ее [около 30 граммов] превратит тысячу лянов бронзы в чистое
золото». Махапраджняпарамитопадеша (переведенная Кумарадживой в 402 — 05 гг.)
выражается еще более открыто: «С помощью снадобий и заклинаний можно превратить
бронзу в золото. Искусно используя препараты, можно превратить серебро в
золото, а золото в серебро» . Это не единственные тексты, но мы не станем
приводить их все и ограничимся выдержкой из Махапраджняпарамиташастры, важном
трактате, приписываемом Нагарджуне и переведенном на китайский Кумарадживой
(который жил в 344 — 413 гг. н. э., т. е. за добрых три столетия до расцвета
арабской алхимии, связанного с именем Джабира ибн-Хаййяна, ок. 760 г. н. э.). В списке
«метаморфоз» (нирмана) Нагарджуна говорит о большом количестве
сверхспособностей (уменьшение до размеров атома, увеличение до размеров
Вселенной и т. д., прохождение сквозь каменные стены, хождение по воздуху,
дотрагивание рукой до Солнца и Луны), которые заканчиваются умением
трансформировать «камень в золото, а золото — в камень». Затем он добавляет:
«Есть, кроме того, еще четыревида нирман: 1) в мире желаний (камадхату) можно
трансформировать вещество (дравья) посредством лекарственных трав (ошадхи),
драгоценных камней и магической искусности; 2) существа, наделенные
сверхзнаниями (абхиджня), способны трансформировать материю посредством своей
магической силы (риддхибала); 3) асуры, наги, дэвы трансформируют вещество в
силу благих следствий (випакабала) своих предыдущих существований; 4) существа,
переродившиеся в мире форм (рупадхату), могут трансформировать вещи силой
концентрации (самадхибала)». Из этого последнего пункта следует, что
трансмутация металлов могла быть осуществлена не только с помощью алхимии и
магии, использующих растения или минералы, но и с помощью «силы самадхи», т. е.
через йогу. Мы увидим скоро, что подобная традиция засвидетельствована и в
других источниках. Можно со всей определенностью говорить о том, что нет
никаких доказательств зависимости индийской алхимии от арабской культуры.
Напротив, алхимическая теория и практика встречаются у аскетов, т. е. именно в
той среде, где исламское влияние (после того как в Индию вторглись мусульмане)
равнялось нулю. Алхимия связана с йогой и тантризмом, которые являются
древними, общеиндийскими традициями. Мы обнаружим преобладание алхимических
тантр в тех регионах, куда вряд ли проникал ислам — в Непале и стране тамилов
(где алхимиков величали ситтарами, т. е. сиддхами). Наиболее ясные упоминания
алхимии, равно как и огромное количество имен алхимиков-сиддхов, можно найти в
литературе и традиции тантризма. Субхашитасанграха придает важную роль ртути;
Садханамала (I, 350) трактует расарасаяну как пятое сиддхи. В сочинении сиддхи
Чарпати рассказывается об алхимических процессах. «Шива самхита» (III, 54)
утверждает, что йогин способен создать золото из любого металла, для чего ему
достаточно потереть металл своим калом и мочой; похожая идея есть и в «Йогататтва-упанишаде»
(74), в которой, однако, алхимия рассматривается (30) как препятствие на пути
совершенствования йогина. Выдающийся тантрический трактат, переведенный с
тибетского А. Грюнведелем и озаглавленный им «Рассказы о 84 чародеях», сообщает
нам об алхимических практиках сиддхов: так, Карнари получает эликсир из мочи и
может трансмутировать медь в серебро, а серебро — в золото; брахман Вьяли
пытается произвести золото из серебра и снадобий и т. д.; описывая еще одного
тантрического мастера, Вагишваракирти, Таранатха говорит, что тот «изготовил
большое количество эликсира жизни и распределил его между людьми, так что,
например, старики ста пятидесяти лет от роду и старше вновь становились
молодыми». Все эти легенды и аллюзии к тантро-алхимическому симбиозу не
оставляют сомнения в сотериологической направленности алхимических операций. Мы
встречаем здесь не преддверие химии, не зачатки научных знаний, но духовную
практику, которая, оказывая воздействие на «материю», в то же время старалась
«совершенствовать дух», привести его к освобождению и независимости. Если
оставить в стороне фольклор, который расцвел вокруг алхимиков (как и вообще
вокруг всех «магов»), мы поймем связь между алхимиком, работающим над
«низменными» металлами с целью трансмутировать их в «золото», и йогином,
работающим над самим собой с целью окончательного «извлечения» из темноты, из
порабощенной психоментальной жизни свободного и независимого духа, который
имеет ту же сущность, что и золото. Ведь для Индии, равно как и для всего остального
мира, «золото есть бессмертие». Золото — единственный в своем роде,
совершенный, солярный металл, и в этих своих качествах его символика
соприкасается с символикой Духа — духовной свободы и независимости. Адепт
надеется продлить жизнь на неопределенно долгий срок, поглощая золото. Но,
согласно «Расаратнасамуччае», алхимическому трактату, прежде чем поглотить
золото, необходимо очиститься и «укрепиться» с помощью ртути. То, что это не
имеет отношения к эмпирической науке, к некоей протохимии, достаточно явствует
из трактата Мадхавы Сарвадаршанасанграха, точнее, из главы, посвященной
расешварадаршане (букв. «науке о ртути»). Освобождение зависит от «крепости
человеческого тела»; следовательно, ртуть, которая упрочивает и продлевает
жизнь, также является средством освобождения. «Свобода возникает из знания,
знание — от изучения, а учиться может лишь человек со здоровым телом». Идеал
аскета — получить освобождение «в этой жизни», стать «дживанмуктой». Раса —
квинтэссенция Шивы; она также называется парада, потому что помогает
«переправиться на другой берег». Она еще называется семенем Хары (Шивы), а
абхра (слюда) — менструальной кровью богини (Гаури); вещество, возникшее из их
соединения, может сделать человека бессмертным. Это «божественное тело» обрели
многие дживанмукты, среди которых Мадхава называет Чарвати, Капилу, Вьяли,
Капали, Кандалаяну. Мадхава подчеркивает сотериологическую функцию алхимии.
«Наука о ртути не должна рассматриваться как обычное восхваление определенного
металла; она является средством быстрого достижения высшей цели, свободы, едва
только тело будет освящено». И в Расасиддханте, трактате по алхимии, цитируемом
Мадхавой, говорится: «Именно спасение личной души (дживы) провозглашает наука о
ртути, о тонкий мыслитель». Отрывок из «Расарнавы» и еще из одного текста,
который Мадхава не называет, утверждают, что заслуги, проистекающие от
созерцания ртути, равнозначны заслугам от созерцания и поклонения фаллическим
символам в Бенаресе или в любом другом священном месте. Как и другие тантрические
и хатха-йогические трактаты, «Расарнава» начинается с диалога между Бхайравой
(Шивой) и богиней: та спрашивает его о секрете дживанмукти, и Шива отвечает,
что это известно не многим, даже не всем богам. Освобождение после смерти
является бессмыслицей. Как утверждаетт «Расарнава», можно жить бесконечно
долго, если научиться контролировать дыхание (ваю, «ветер жизни») и принимать
ртуть. Это очень напоминает йогу натхасиддхов, пытающихся овладеть «ветром
жизни» и регулировать выделение сомы; такая техника даже называется сомараса.
Есть еще одна группа аскетов, сиддхов сиддхамарги( «чистый путь»), которые
выделяют два вида «нетленных тел», а именно тело человека, «освобожденного при
жизни» (дживанмукты), и тело парамукты, первое создается в ходе, так сказать,
трансмутации майи, оно бессмертно, возвышается над всеми процессами распада, но
в конце концов превращается в «тело ясного света», или «божественное тело»
(дивьядеха); это второе тело, будучи целиком духовным (чинмайя), вообще не
принадлежит материи. В тантрической терминологии эти два нетленных тела
называются соответственно байндава и шакта. Как гласят некоторые источники,
натхасиддхи также отличали сиддхадеху от дивьядехи. Обобщая, можно сказать, что
физико-химические процессы расаяны понимаются как «колесница» для определенных
психических и духовных действий1. Алхимический «эликсир» соответствует
состоянию «бессмертия», к которому стремится тантрическая йога; подобно тому
как ученик трудится непосредственно над своим телом и психоментальной жизнью с
целью превратить плоть в «божественное тело» и освободить Дух, так и алхимик
работает с материей, пытаясь трансформировать ее в золото, т. е. ускорить и
«завершить» процесс ее созревания. Следовательно, существует мистическая связь
между «материей» и физико-психическим телом челОвека — что не удивит нас, если
мы вспомним соотнесенность человека с космосом, столь важную для тантризма.
Стоило только процессу интериоризации привести людей к ожиданию духовных
результатов из ритуалов и физиологических действий, как за этим логически
последовало представление о том, что подобные результаты могут быть получены и
путем интериоризации операций с материей: при определенных состояниях духа
становится возможной коммуникация между различными уровнями Вселенной. Алхимик
воспринял и продолжил архаическую традицию, засвидетельствованную во многих
мифах и в «первобытном» образе жизни, традицию, которая считала, что «материя»
не просто одушевлена, но еще и является резервуаром священных энергий. Для
алхимика, как и для «первобытного» мага и тантриста, проблема состоит в том,
как пробудить эти энергии и овладеть ими. Мир не есть тупая, инертная,
«объективная» масса; взору посвященного он раскрывается как живой, как движимый
«симпатией». Минералы, металлы и драгоценные камни — не «объекты», имеющие
частный экономический интерес, а воплощение вселенских сил и сакрального бытия.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел сравнительное богословие
|
|