Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиЭКСКУРС: ЗИКРиз книги Элиаде М. Йога. Бессмертие и свободаСходство между
його-тантрической психотехникой и мусульманским зикром, или непрерывным
повторением имени Божьего, было замечено довольно давно. В своем исследовании
Л. Гарде детально описал различные виды зикра, проводя параллели с джапа-йогой
и дзэновским нэмбуцу. Особый интерес представляет мистическая физиология,
связанная с практикой зикра: есть упоминания о «центрах» и тонких органах, о некоем
внутреннем видении тела, об акустических и хроматических феноменах, возникающих
на разных ступенях опыта и т. д. Существенную роль играют дыхательная
дисциплина и ритуальное произношение; процесс концентрации — почти такой же,
как в йоге. Проблема исторических контактов между Индией и исламом и их
взаимных влияний друг на друга еще далека от разрешения. Хотя непрерывное
повторение имени Бога засвидетельствовано уже в Коране, хотя зикр высоко
оценивается всеми суфиями, вполне возможно, что регуляция телесных поз и
дыхательные практики пришли, пусть даже отчасти, из Индии; нам известно, что
подобные влияния заметно усилились после XII в. (это относится, например, к
инструкциям по физиологической стороне экстаза и т. д.). Представляя
нижеследующие сочинения, мы намереваемся не столько излагать теорию и практику
зикра, сколько подчеркнуть их сходство с морфологией тантра-йоги. Согласно Ибн
Ийяду, практикующий «начинает рецитацию с левой стороны (груди), которая
является как бы нишей, содержащей лампу сердца — источник духовного света. Он
продолжает практику, двигаясь оттуда к нижней части груди, потом — к правой
стороне и вверх. Затем он возвращается к исходной позиции». В соответствии с
наставлениями Мухаммада ал-Сануси, «чтобы принять нужную позу, надо сесть на
землю, скрестить ноги, положить на них руки, склонить голову между колен,
закрыть глаза. Он (практикующий) поднимает голову, произнося ла ила в течение
того времени, которое проходит между поднятием головы до уровня сердца и
склонением ее на правое плечо. Он старательно очищает свой ум от всего, что не
является Богом. Когда рот оказывается на одной линии с сердцем, ученик
тщательно произносит: илла... И (затем) он, еще отчетливее, произносит напротив
сердца слово Аллах». (Гранде, стр. 654-55). Выбранная формула повторяется
настолько часто, насколько это возможно, «до тех пор, пока всякий счет не
угасает и не устанавливается непрерывная молитва» (стр. 656) Дыхательный ритм и
ритм вербального повторения находятся в согласии друг с другом. Текст XII века
(упоминающий наиболее ранние формы коллективного зикра) предписывает: дыхание
«исходит над левой стороной груди (чтобы сделать сердце «пустым»); затем слово
ла выдыхается из пупка (чтобы отразить натиск демона сладострастия); затем на
правом плече произносится илаха, а илла в пупке; наконец, в опустевшем сердце с
силой произносится слово «Аллах». Современный автор, шейх Мухаммед Амин
ал-Курди (ум. в <<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге Обратно в раздел сравнительное богословие |
|