Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиИКОНОГРАФИЯ, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, НЬЯСА, МУДРЫиз книги Элиаде М. Йога. Бессмертие и свободаВ тантрической садхане
иконография играет чрезвычайно важную роль, которую, однако, трудно определить
в нескольких словах. Несомненно, образы божеств являются «объектами» медитации,
однако не в смысле буддийских касин. Тантрическая иконография представляет
собой «религиозную» вселенную, в которую необходимо вступить и ассимилировать
ее. Это «вступление» и «ассимиляцию» следует понимать буквально: медитируя на
икону, адепт должен сперва «перенестись» на космический уровень, управляемый
соответствующим божеством, а потом ассимилировать его, инкорпорировав в себя
сакральную силу, с помощью которой «поддерживается» или же формируется данный
уровень. Это спиритуальное упражнение состоит в том, чтобы выйти из собственной
ментальной вселенной и войти во многие вселенные, где «правят» определенные
божества. Конечно, даже такое предварительное упражнение, первый шаг к
интериоризации иконографии, не может исполняться без йогической дисциплины,
дхараны и дхьяны. Тем не менее понимание значения иконы, уяснение ее символизма
еще не является тантрической садханой в собственном смысле. Полный путь включает
несколько ступеней, первая из которых состоит в «визуализации» божественного
лика, ментальном его конструировании, или, более точно, проецировании его на
нечто вроде внутреннего экрана посредством акта творческого воображения. Это,
конечно, не анархичное и непостоянное воображение профанного мира; это и не
увлечение чистой спонтанностью и пассивным принятием содержания того, что мы,
если использовать язык западной психологии, называем индивидуальным или
коллективным бессознательным; это, безусловно, пробуждение личных внутренних
сил, хотя и в то же время сохранение совершенной ясности и самоконтроля.
Йогическая практика позволяет садхаке (практикующему) совершить подобные
упражнения. К традиционному иконографическому канону требуется относиться с почтением
— т. е. ученику следует визуализировать только то, что «узрели», предписали и
кодифицировали наставники, а не то, что может проецировать его личное
воображение. Когда тантрическое сочинение излагает способ создания мысленного
образа божества, оно напоминает трактат по иконографии. В пассаже из
Сатантра-тантры, процитированном Кришнанандой в его Тантрасаре, описывается
визуализация Дурги. Богиня подобна черной горе, ее лицо внушает ужас, она
находится в объятиях Шивы; шею ее обвивают несколько гирлянд из черепов вокруг
шеи; волосы ее свободно вьются, на лице — улыбка. Не упущена ни одна деталь —
ни змея (нага), служащая ей в качестве священной нити, ни луна на лбу, а также
тысячи мертвых рук вокруг ее бедер, истекающий кровью рот и окровавленное же тело,
два детских трупа вместо серег и т. д. За визуализацией божественного образа
следует еще более сложное упражнение — идентификация с этим божеством. Как
гласит тантрическая поговорка, «невозможно почитать бога, пока сам не стал
богом». Отождествить себя с богом, самому стать богом равнозначно пробуждению
божественных сил, дремлющих в человеке. Это не только мысленное упражнение. В
принципе искомая в процессе визуализации цель вообще не может выражаться
терминами интеллектуального постижения, даже если этой целью, например,
является махаянское основоположение об универсальной пустоте, онтологической
нереальности Вселенной и богов. В тантрическом буддизме реализация шуньи не
означает интеллектуальной операции: это не сообщение «идеи», но переживаемая на
опыте истина. Мы приведем одну тантрическую садхану, в которой визуализируется
богиня Чандамахарошана. Вначале ученик представляет, что его сердце содержит
красную солнечную мандалу, покоящуюся на восьмилепестковом лотосе; в центре
мандалы возникает черный слог «хум». Из этого слога появляются бесчисленные
лучи света, пересекающие огромные пространства, и на этих лучах восседают гуру,
все будды, бодхисаттвы и сама богиня Чандамахарошана. Оказав им почести и
раскаявшись в грехах, обратившись к тройственному убежищу (Это так называемые
«три драгоценности» буддизма: Будда, Дхарма, Сангха. Последняя в разных
контекстах означает либо монашескую общину, либо сообщество приверженцев
буддизма (т. е. включает и мирян), либо всю «небесную рать» многочисленных будд
и бодхисаттв.) буддийской истины, ученик клянется искупить грехи других существ
и обещает достичь высшего просветления. Затем он медитирует на четырех
добродетелях, приходит к осознанию того, что «этот мир лишен собственного Я,
субъекта и объекта», и медитирует на абсолютной пустотности, повторяя формулу:
«Моя алмазная сущность есть знание пустоты». Потом он представляет, как слог
«хум» возникает на кончике меча, вырастающего из первого черного «хум». Лучи,
расходящиеся от этого второго «хум», проявляют всех будд и приглашают их
вступить в него. Ученик медитирует на Чандамахарошане, визуализируя ее как
исходящую из второго «хум». Затем в сердце богини он представляет меч, на нем —
слог «хум» и в центре этого третьего слога визуализирует еще одну
Чандамахарошану, восседающую на слоге «хум», и т. д. Так он идентифицируется с
богиней2. Пустота осознается через мысленное образование каскада вселенных;
ученик создает их, используя в качестве стартовой площадки какой-нибудь
графический знак, населяет их богами, затем разрушает их. Эти космогонии и
теогонии следуют одна за другой в его собственном сердце; именно посредством
образов открывает он всеобщность пустоты. Подобные упражнения встречаются и в
средневековом джайнском гностицизме: дхьяна джайнов тоже испытала влияние тантризма.
Сакалакирти (XV в.) рекомендует следующую медитацию в своей
Таттвартхасарадипаке: йогин должен вообразить огромное молочное море, тихое,
без волн, и в центре его — лотос, столь же большой, как Джамбудвипа (т. е.
Индия), с тысячью лепестков, сверкающий как золото. Йогин должен представить
себя восседающим на троне в центре околоплодника этого лотоса, безмятежным,
лишенным желаний и гнева, готовым покорить своего врага — карму. Такова первая
дхарана. Затем йогин воображает сияющий шестнадцатилепестковый лотос в области
пупка. В лепестки лотоса вписаны четыре гласных, оканчивающихся на «ам» и «ах»,
и великая мантра Архан светится в центре околоплодника. Затем он представляет,
как клубы дыма поднимаются из буквы «р» слова «архан», потом сыплются искры, и
наконец вырывается пламя, распространяясь все шире и шире, пока оно полностью
не сжигает лотос сердца, который является продуктом восьми карм и,
соответственно, имеет восемь лепестков. Это упражнение входит составной частью
во вторую медитацию, называемую агнейи дхарана. Следом за ней идет марути
дхарана, во время которой йогин визуализирует сильный штормовой ветер,
рассеивающий пепел, оставшийся от лотоса. Потом он воображает, как потоки дождя
смывают пепел, который покрывал его тело (это уже четвертая дхарана, варуни).
Наконец он представляет себя единым с богом, освобожденным от семи элементов2,
восседающим на троне, сверкающим подобно луне и принимающим почести от богов3.
«Таттвартхасарадипака» содержит также и инструкции по различным дхьянам, выполнение
которых является своеобразной «мысленной литургией», тантрической по существу.
Ученик воображает, что в некоторых частях его тела находятся лотосы с разным
количеством лепестков, и на каждом написана буква или мистический слог.
Садхакаджайн использует и мантры, которые он произносит, одновременно
визуализируя их как надписи на лотосе своего тела. Подобные тантрические
практики зафиксированы в литературе джайнизма и гораздо раньше. Например,
Джнянарнава Субхадры (ок. <<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге Обратно в раздел сравнительное богословие |
|