Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиЙОГИЧЕСКИЕ ПОЗЫ (АСАНЫ) И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (ПРАНАЯМА)из книги Элиаде М. Йога. Бессмертие и свободаЛишь начиная с третьего
«члена йоги» (йоганга) появляется йогическая техника в собственном смысле
слова. Это асана, общее название широкоизвестных йогических поз, которые в
«Йога-сутрах» (II, 46) определяются как стхирасукхам, т. е. «неподвижные и
удобные». Асана описывается в многочисленных трактатах хатха-йоги; Патанджали
касается ее лишь в самых общих чертах, ибо асане учатся у наставника, а не из
книг. Важно то, что асана делает тело устойчиво неподвижным и в то же время
сводит физические усилия к минимуму. Избегая беспокоящего чувства усталости, расслабления
в некоторых частях тела, йогин регулирует физические процессы и тем самым
позволяет вниманию останавливаться только на потоке сознания. На первых порах
асана неудобна и даже невыносима. Но в ходе дальнейшей тренировки усилие по
сохранению тела в одном и том же положении становится незначительным. В конце
концов (и это самое главное) усилие должно исчезнуть совсем, а медитативная
поза — стать естественной; только тогда возможно углубление концентрации.
«Совершенство асаны достигается при полном снятии напряжения, благодаря чему
прекращаются все движения тела. Или же асана реализуется при сосредоточении
сознания на бесконечном» (Вьяса, II, 47). И Вачаспатимишра, комментируя
толкование Вьясы, пишет: «Человек, практикующий в соответствии с наставлениями
эту специфическую позу, должен сделать усилие, суть которого — в снятии
естественного напряжения. Иначе асана не может быть реализована». Что касается
«сосредоточения сознания на бесконечном», то это значит полное поглощение
внимания практикующего присутствием своего тела. Асана — одна из характерных
дисциплин индийского аскетизма. Упоминания о ней изредка встречаются в
упанишадах и даже в ведической литературе, но более часто — в «Махабхарате»
ипуранах. Разумеется, самую важную роль асаны играют в текстах хатха-йоги; так,
Гхеранда самхита описывает тридцать две их разновидности. Вот, например, как
выглядит рекомендация к выполнению одной из самых несложных и распространенных
медитативных поз — падмасаны: «Положи правую ступню на левое бедро, левую ступню
на правое бедро. Перекрести руки за спиной и твердо возьмись за большие пальцы
ног (правой рукой за большой правый палец, алевой — за левый палец). Прижми
подбородок к грудной кости и взгляд направь на кончик носа». Перечни и описания
асан можно встретить в большинстве тантрических и хатха-йогических трактатов.
Цель таких медитативных поз всегда одна и та же: «Благодаря им прекращается
воздействие парных противоположностей» (ЙС, II, 48). Подобным путем адепт
достигает нечто вроде «нейтральности» органов чувств; сознание больше не
беспокоится «наличием тела». Он вступает на первую ступень пути, ведущего к
независимости сознания; мосты, допускающие коммуникацию с сенсорной
деятельностью, начинают разводиться. В асане уже отчетливо проступает
преодоление человеческой обусловленности. Представляет ли регресс это
«прекращение», эта неуязвимость к парам противоположностей внешнего мира,
регресс к растительному состоянию или же возвышение до божественного архетипа
(иконографически выраженного) — вопрос, который мы позже обсудим. Пока что
заметим, что асана является первым конкретным шагом, предпринятым в целях
уничтожения модальностей человеческого естества. Несомненно, что такое
неподвижное, иератическое положение тела имитирует несколько иное бытие, нежели
человеческое; йогин, находящийся в асане, может быть сопоставлен с растением
или священной статуей, но отнюдь не с человеком как таковым, который, по
определению, есть существо подвижное, возбужденное, неритмичное. На уровне
физического тела асана — это экаграта, концентрация на одной точке; тело
«сжато», сконцентрировано в точечной позиции. Подобно тому как экаграта кладет
конец колебаниям и дисперсии состояний сознания, так и асана, сводя бесконечное
разнообразие возможных положений тела к одной архетипической, иконографической
позе, прекращает телесную подвижность и неустойчивость. Мы вскоре увидим, что
тенденция к «унификации» и «тотализации» является характерной чертой любой
йогической техники. Глубокое значение этих унификаций прояснится для нас
немного погодя, однако их непосредственная цель очевидна уже сейчас: уничтожить
(или превзойти) границы человека через отказ подчиняться элементарнейшим
человеческим склонностям. Вслед за отказом от движения (асаной), отказом от
безвольного плавания в стремительном потоке состояний сознания (экагратой)
последуют отказы самого разного рода. Наиболее важным (и, несомненно, самым
характерным для йоги) из этих различных отказов является регулирование дыхания,
т. е. «нежелание» дышать неритмично, как дышит большинство людей. Патанджали
определяет отказ следующим образом: «При нахождении в асане практикуется
пранаяма, т. е. прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» (ЙС, II,
49). Патанджали говорит о «прекращении», т. е. остановке дыхания; впрочем,
пранаяма как таковая начинается с того, что замедляет дыхательный ритм
настолько, насколько это возможно. Существует много трактатов, касающихся
индийской аскетической техники, но большей частью они занимаются только
повторением традиционных формул. Хотя пранаяма — строго йогическое упражнение,
причем очень важное, Патанджали отводит ей только три сутры. Его в первую
очередь интересуют теоретические основы аскетических практик; технические же
детали находятся в комментариях Вьясы, Бходжи и Вачаспатимишры, особенно в трактатах
хатха-йоги. Замечание Бходжи (комм. к ЙС, I, 34) вскрывает глубокий смысл
пранаямы: «Функциям всех органов предшествуют дыхательные функции; всегда
существует функциональная связь между дыханием и сознанием; и дыхание, когда
органы чувств перестают воспринимать объекты, реализует концентрацию сознания
на одной точке». Утверждение о постоянной связи между дыханием и ментальными
состояниями кажется нам весьма значительным. Оно содержит в себе намного
больше, чем просто наблюдение какого-нибудь обычного факта, например того, что
дыхание разгневанного человека прерывистое, в то время как у человека
сконцентрированного (даже если эта концентрация случайна и не преследует
никакой йогической цели) оно становится ритмичным и автоматически замедляется,
и т. п. Отношение, соединяющее ритм дыхания с состояниями сознания, упомянутое
Бходжей и, несомненно, замеченное и проверенное йогинами начиная с древнейших
времен — это отношение служило им в качестве инструмента для унификации,
единения сознания. «Единение» должно быть здесь понято в том смысле, что, делая
свое дыхание ритмичным и постепенно замедляя его, йогин способен проникать (т.
е. может испытывать в совершенной ясности) в некоторые области сознания,
которые недоступны ему в бодрствующем состоянии, особенно в области, связанные
со сном. (Вот почему новичок в пранаяме почти всегда засыпает, когда ему
удается замедлить свой дыхательный ритм до степени, свойственной состоянию
сна.) Ибо очевидно, что дыхательный ритм человека неспящего медленнее ритма
спящего. Достигая этого ритма сна посредством практики пранаямы, йогин, не
теряя ясности ума, проникает в такие состояния сознания, которые обычны для
сновидений. Индийские аскеты признают четыре модальности сознания (не считая
энстатического, «остановленного» состояния): дневное сознание, сознание во сне
со сновидениями, сознание во сне без сновидений и «каталептическое сознание». С
помощью пранаямы, т. е. увеличивая длительность вдохов и выдохов (цель подобной
практики — продлить интервал между двумя моментами дыхания как можно дольше)
йогин может войти в любую из этих модальностей. Для непосвященного между ними
существует разрыв, так что он переходит от бодрствования ко сну бессознательно.
Йогин же должен сохранять непрерывность сознания, т. е. он обязан войти в эти состояния
с четкостью и ясностью ума. Однако опыт вхождения в четыре модальности сознания
(каждой из которых соответствует определенный ритм дыхания), такжекак и
унификация сознания (являющаяся следствием освобождения йогина от разрыва между
этими модальностями) могут быть реализованы только после долгой тренировки.
Непосредственная же цель пранаямы более скромна. Благодаря ей приобретается
«непрерывное осознавание», которое способно сделать йогическую медитацию
возможной. Дыхание обычного человека в целом аритмично; оно подчиняется внешним
обстоятельствам или ментальному напряжению. Эта нерегулярность производит
бесцельную психическую текучесть, что влечет за собой неустойчивое и рассеянное
внимание. Можно, конечно, стать внимательным, если прилагать к этому усилия.
Но, согласно йоге, усилие как таковое относится к внешним факторам. Дыхание
естественным образом должно стать ритмичным, если и не в такой форме, чтобы о
нем можно было бы «полностью забыть», то по крайней мере так, чтобы оно не
беспокоило нас своей прерывностью. Поэтому в ходе пранаямы адепт старается
снять напряжение дыхания; ритмичное дыхание должно стать настолько
автоматическим, чтобы йогин вообще забыл о нем. В гималайских ашрамах Хардвара,
Ришикеша и в Сваргашраме, где мы оставались с сентября <<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге Обратно в раздел сравнительное богословие |
|