Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гитт В. А другие религии?

ОГЛАВЛЕНИЕ

Приложение

Существует ли возможность спасения после смерти?

В качестве добавления к главе 10.1 здесь будут подробно рассмотрены два отрывка, которые при случае рассматриваются как подтверждение якобы существующей проповеди Евангелия после смерти.

1. Отрывок текста из Ефесянам 4,8-10

"Посему и сказано (Пс. 67,19): восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. "А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедши, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все" (Еф. 4,8-10).

Уже первые христиане считали это высказывание важным, а поэтому в Апостольском символе веры об Иисусе говорится: "... был распят, умер и погребен, сошед в ад, в третий день воскрес из мертвых, вознесен на небеса..."

Из приведенного выше отрывка из Послания к Ефесянам мы ни в коем случае не можем сделать вывод о проповеднической деятельности Иисуса в царстве мертвых. В тексте мы не находим высказывания об этом; напротив, победа Иисуса показана во всей ее необъятности: чтобы вступить в Свою власть над всем, Он прошел все -от самых глубин до небес. Посл. Колоссянам 2,15 называет эту победу триумфом над всеми силами: "Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою" (Кол. 2,15). После распятия на кресте тело Иисуса три дня и три ночи было "в сердце земли" (Мат. 12,40). Из этой глубины он вознесен был на небо. Только у Него есть ключи ада и смерти (Откр. 1,18). Его победою "поглощена" всякая сила (1 Кор. 15,55). Ему поистине дана "всякая власть на небе и на земле" (Мат. 28,18). Этому Царю Царей должно поклониться и подчиниться все. Даже если сейчас еще действуют некоторые силы, то настанет час, когда пред этим Господом преклонится все: "...дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних" (Фил. 2,10).

2. Отрывок текста из 1 Петра 3,18-20

Этот текст относится к одному из самых трудных текстов Нового Завета. Поэтому мы хотим предложить его в различных переводах:

"Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным, ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись отводы" (1 Пет. 3,18-20).

1. Вступление: Вышеприведенный текст почти не был адаптирован, и все же он послужил поводом к множеству спекулятивных высказываний, далеко выходящих за рамки сказанного. В одном обозрении Юрген Куберски в щедрой манере представил пять различных истолкований. В нашем последующем истолковании нам бы хотелось придерживаться той же сдержанности, которую возлагает на нас текст. Трудность заключается в том, что к нему нет параллельных мест. Поэтому и для Лютера многое осталось окутанным мраком: "Это самый странный текст и мрачный стих Нового Завета, и мне трудно понять, что Св. Петр имеет здесь в виду".

Мы приходим к выводу, что в греческом оригинале слова "сошед" (пореутчеис), "проповедал" (екеерыхен) и "непокорным" (апеитчеесаин) выражены в грамматической форме аорист, то есть, речь здесь идет о мгновенном (точечном) действии, совершенном в прошлом. "Духи в темнице" суть духи умерших и находящихся в царстве смерти. По свидетельству Писания, они не являются пассивными существами или вовсе преданным забвению "ничем", но реально существуют и обладают способностью помнить (Лук. 16,28) и ощущать (Лук. 16,23-24). Хотим предложить истолкование, кажущееся отвечающим смыслу всего свидетельства Писания, а именно: во времена поколения людей потопа им проповедовал Дух Христов (1 Пет. 1,11).

2. Проповедь в Духе Христовом: Во время пребывания Господа Иисуса на земле, Сам Бог говорил с людьми, не используя в качестве посредника никого из людей. До и после Его пребывания на земле проповедь в "Духе Христовом" совершалась призванными для этого людьми. Так, уже ветхозаветные пророки были движимы Духом Христовым (1 Пет. 1,10-11), как и проповедники Евангелия после Его вознесения. К примеру, Христос не был лично у жителей Ефеса, и все же, "пришед, благовествовал мир вам" (Еф. 2,17). Христос сделал это через Апостола Павла, имевшего Духа Христова. Ученикам Иисус сказал: "Слушающий вас Меня слушает" (Лук. 10,16).

Таким же образом было проповедовано при их жизни и непокорным современникам Ноя. В продолжение 120 лет они слушали призыв к покаянию "проповедника праведности" (2 Пет. 2,5). В Ное жил и через Ноя действовал "Дух Христов" (1 Пет. 1,11); следовательно, через Ноя к покаянию призывал никто иной, как Христос. Несмотря на долготерпение, Божие люди оставались непокорными. Теперь они находятся в царстве мертвых и сберегаются суду, как и все безбожники (2 Пет. 2,3-6). Еще в раввинистском учении поколение людей, жившее до потопа, слыло всецело и окончательно погибшим. Раввины считали, что проповедь является одновременно и предложением спасения. Так как погибшие уже находятся под приговором, то допущение о том, что людям поколения потопа вновь проповедовалось, противоречило бы другим учениям Библии. Этот вывод подтверждается и следующим далее текстом из 1 Петра 4,5-6: "Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом" (1 Пет. 4,5-6). И здесь мы видим грамматическую форму аорист, то есть, ныне мертвым в определенное время их жизни в прошлом была проповедана Благая Весть. Таким образом, в разобранных нами текстах ничего не говорится о том, что Евангелие будет проповедоваться мертвым сейчас, либо позднее. Для внесения ясности в вышеприведенный текст мы считаем важным обратить также внимание на следующий момент: Почему здесь упоминаются именно современники Ноя?

3. Поколение людей, живших до потопа как показательный пример для предостережения: Потоп часто упоминается в Новом Завете и служит знаменательным и предостерегающим примером. Во 2 Петра 2,4-7 противопоставляются проклятые и спасенные. Выделены три группы погибших:

- падшие ангелы

- первый мир

- жители Содома и Гоморры

После потопа спаслись только восемь душ, а из огненного суда обоих городов - только Лот и две его дочери. Эти события служат для нас серьезным уроком, а именно:

- Этим самым "показан пример будущим нечестивцам" (2 Пет. 2,6). Как Слово спасения, так и Слово осуждения Божьего обязательно исполняются.

- Эти примеры показывают, что Божьи суды имеют место даже тогда, когда спасается только меньшинство. Ничто не может помешать исполнению Божьего решения.

И Господь Иисус использовал ветхозаветные суды "во дни Ноя" (Лук. 17,26) и "во дни Лота" в качестве предупреждения о том, как будет во дни Его второго пришествия. Подобно современникам Ноя, перед вторым пришествием Иисуса люди так будут заняты обычными делами, такими, как "еда, питье, купля, продажа, женитьба", что, осуетившись, забудут о Боге. И о будущем суде сказано будет так же, как и об этих двух ситуациях: "...и погубил всех" (Лук. 17,27.29). Спасутся же только те, что устояли в вере. Так было во времена Ноя, так будет и в наше время.

В судах прошлого Бог особенно указывает на спасшихся. Так, к рассматриваемому нами тексту из 1 Петра 3,18-20 относится и следующий, 21 стих: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасет воскресением Иисуса Христа". Спасется лишь тот, кто отзовется на Божий призыв, кто проявит послушание и придет к месту спасения и прибежища. Тогда "от воды спаслись восемь душ". Бог распорядился построить ковчег для спасения от воды. Ковчег и вода являются здесь символами: ковчег - спасение, вода - смерть. Поэтому новозаветнее крещение "перекликается" с тем ветхозаветным событием. Тот, кто полностью отдастся Христу и примет крещение "во смерть Христову" (Рим. 6,3), тот спасется. Таким образом, текст из 1 Петра 3,18-20 приобретает следующий смысл: Новозаветнее крещение получает обоснованное отражение в событии спасения тех восьми душ от суда потопом.

4. Лжеучения: Известный учитель Библии Г. Хейкооп пишет о рассматриваемом нами тексте: "Вряд ли в Слове Божием найдется место, подобное этому стиху, которое бы так часто не вырывалось из контекста и которым бы так не злоупотребляли...В большинстве лжеучений из этого стиха сделали правило, будто бы Христос - в период между Своей смертью и воскресением, пока Его тело было погребено, - а может, и после Своего воскресения - будучи в человеческом духе, снизошел в преисподнюю и проповедовал там, по мнению некоторых (Дейтерн), засвидетельствовать погибшим о неминуемом предстоящем суде, а по мнению других - сообщить умершим верующим Весть о совершенном спасении. Но самым распространенным взглядом является тот, что Он заново проповедовал Евангелие неверующим, - причем, не только погибшим во время потопа - чтобы они могли спастись.

Если бы текст из 1 Петра 3,18-20 хотел указать нам на то, что в царстве мертвых еще проводится всеобщая проповедь, тогда там было бы написано: "И Христос проповедовал в темнице Евангелие духам, не слышавшим Слово Божьего при жизни", - или: "Христос проповедовал в темнице Евангелие духам, которые жили в Тире и Сидоне". В отличие от современников Ноя, среди последних не было проповедников. И богачу из Ев. от Луки 15,19-31, взывающему в царстве мертвых "отче Аврааме! умилосердись надо мною", ничего не сказано о том, что он еще услышит Благую Весть и будет иметь возможность принять решение и спастись. Напротив, его участь обоснована на том, каковы были его поступки при жизни на земле. Таким образом, причиной того, что особо упоминается поколение, жившее до потопа, является, опять же, основание, изложенное нами в пункте 3.

Подведем итог: Из обоих рассмотренных текстов (из Ефесянам 4,8-10 и 1 Петра 3,18-20) мы можем сделать следующее краткое заключение:

- В период между распятием на кресте и воскресением Христос также спустился в "преисподнюю" (Мат. 12,40; Рим. 10,7; Еф. 4,8-10). Библия ничего не говорит о какой-то Его деятельности там. Хотя в текстах из Кор. 15,55.57; Кол. 2,15 и Откр. 1,18 об этом и не говорится прямо, но из них можно было бы заключить, что там имело место всеобщее провозглашение победы Иисуса.

- Из скудных намеков, имеющихся в тексте, мы не можем сделать заключение о евангельской проповеди в царстве мертвых с целью спасения. Петр называет современников Ноя "непокорными". Это можно сказать только о людях, имевших некоторые познания о воле Божией. Бог долготерпелив. Им было дано необычно долгое время для обращения, но они ожесточились, а это усугубляет вину людей. У современников Ноя предупреждение Бога, как видимый символ, всегда было перед глазами: строительство ковчега. Они упорствовали долгое время (120 лет). Приговор Божий последовал только тогда, когда вследствие упорного нежелания покаяться исполнилась мера их грехов. Они упустили свой шанс.

- Мы присоединяемся к комментарию, помещенному в издании Библии Скоуфильда к 1 Петра 3,19: "Это означает, что Христос еще во времена Ветхого Завета посредством Святого Духа и через Ноя говорил с неспасенными людьми (1 Пет. 1,10-11), духи которых сейчас в темнице. Теория, будто Господь Иисус проповедовал неспасенным мертвым в царстве смерти после Своего распятия, предоставляя им еще одну возможность, нигде не подтверждается Писанием".

Если бы существовала возможность принятия решения по ту сторону смертной черты, то Библия явно не умолчала бы об этом важном факте. Библия, напротив, четко указывает на то, что мы только один раз проходим через эту жизнь, а затем следует суд: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9,27).

Издательство CLV

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел сравнительное богословие











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.