Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гитт В. А другие религии?

ОГЛАВЛЕНИЕ

8. Вера от всего сердца: спасительный канат

В предыдущей главе мы обсудили вопрос о шагах, необходимых для спасения, а именно: покаяние, обращение и рождение свыше. При этом мало говорилось о вере, несмотря на то, что она также имеет основное значение для спасения человека. Обращение и рождение свыше характеризуют события, связанные, как правило, с определенным местом и временем; вера же, напротив, является естественным состоянием спасенного человека. Ею он обретает спасение. Сперджен однажды наглядно разъяснил это состояние:

Ребенок и яблоко: Принять Христа верою - совсем простой процесс. Объясним его на примере. Ребенок должен получить от своего отца яблоко. Тот держит яблоко и обещает ребенку дать его, если он подойдет и возьмет. Хотя в этом примере речь идет о доверии и принятии всего лишь яблока, однако, принцип остается тот же, что и в вопросе веры, где речь идет о вечном спасении. Как рука ребенка готова принять яблоко, так вера принимает спасение, совершенное во Христе. Рука ребенка всего лишь принимает яблоко - довольствуясь им, не пытаясь усовершенствовать его. Так и Бог предназначил веру для того, чтобы взять ею спасение. Кто так принимает веру, тот довольствуется ею, с кротостью берет ею спасение и не выдумывает нового спасения, не способствует этому. Бог избрал веру в качестве средства, связывающего человека с Богом.

Если человек доверяет Богу, то между нами и Богом возникает связь, в которой сокрыто благословение. Вера спасает нас, так как она побуждает нас держаться за Бога и, таким образом, связует нас с Ним. Хочу сделать это более наглядным при помощи описания события, имевшего места много лет тому назад: В верхнем течении Ниагары перевернулась лодка. Двух пассажиров несло к бушующему водопаду. Стоявшим на берегу людям удалось забросить потерпевшим канат. Один из потерпевших крепко уцепился за него и вскоре был вытащен на берег невредимым. Другой же увидел проносившееся мимо большое бревно. Он отпустил канат и уцепился за бревно, потому что оно, будучи большим, показалось ему надежнее. Но бревно, вместе с уцепившимся за него человеком, унесло в пропасть. И только потому, что нуждавшийся в помощи не имел связи с берегом, готовым спасти его. Тот факт, что бревно было большим, не принес ему спасения. Так и человек, смотрящий только на свои дела, свою собственную жизненную философию или на большие религии и уповающий на них, не спасется, ибо у него нет связи со Христом. Второй из потерпевших ухватился за тонкий канат и спасся от верной смерти. Так и вера - каким бы тонким канатом она нам ни казалась - достает до противоположного берега и находится в руках великого Бога. Кинутый нам в Иисусе Христе канат, за который нам следует ухватиться, оправдывает нас и приносит спасение от вечной погибели. Только эта праведность имеет силу пред Богом, так как она основана на праведности Самого Бога.

В Послании к Евреям подчеркивается, что вера является необходимой предпосылкой для того, чтобы угодить Богу: "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает" (Евр. 11,6). Какая же вера имеется здесь в виду? Мы должны различать между различными видами веры:

8.1 Виды веры

1. Суеверие: Уже Ветхий Завет предупреждает об этой "форме веры", которая отвратительна для Господа: "Не должен находиться у тебя ... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий делающий это" (Втор. 18,10-12). Радиоевангелист Рихард Кризе в своей книге "Оккультизм в наступлении" предупреждал об этих темных делах и разоблачил их, как проявление деятельности демонов:

"Суеверие во всем своем разнообразии, часто облеченное в юмор и все же широко распространенное, явно приобретает новый импульс в наступательной системе демонических сил ... В несчастливые и счастливые числа, в несчастливые и счастливые приметы верят гораздо серьезнее, чем это большинство считает: люди с суеверием относятся к черной кошке, трубочисту и ничего не имеют против счастливых подвесок". Талисман, гороскоп, раскладывание карт и др. являются формой выражения суеверия, которое, будучи лжеучением, ведет в погибель.

2. Идолопоклонство: В многочисленных местах Библия отмечает несостоятельность идолопоклонства язычников, а также его проникновение в народ Божий. В Исаии 44,9-20 мы находим подробное описание сути и значения всех идолопоклоннических культов:

"Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы... Кто сделал Бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены... Кузнец делает из железа топор, и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею... Плотник, выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частию варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется, и говорит: "Хорошо, я согрелся, почувствовал огонь!"

А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним, и молится ему, и говорит: "Спаси меня, ибо ты бог мой". Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: "Половину его я сжег в огне, и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? Буду ли поклоняться куску дерева? ...обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "Не обман ли в правой руке моей?" (Иерусалимский перевод)

Божий приговор всем выдуманным людьми культам звучит: "...ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа; во время посещения их они исчезнут" (Иер. 10,14-15). Культы не приносят спасения. Как уже говорилось, к этой категории относится любая вера в различных религиях. При этом вовсе не обязательно, чтобы идолы всегда были изготовлены из дерева, камня или металла; часто им поклоняются как невидимым богам (например, в индуизме и исламе, а также, в так называемых христианских странах в форме пантеизма, теизма, деизма или антропозофии).

3. Сомневающаяся вера?: Иногда встречаешь кого-нибудь и спрашиваешь его: "Твой брат дома?" А в ответ слышишь: "Хочется верить". На дополнительный вопрос: "Ты не знаешь, дома ли он?" - получаешь ответ: "Точно не знаю, верю, что дома". В нашей обиходной речи мы часто употребляем слово "верить" для выражения незнания или неуверенности. В этом смысле существует некая всемирная, широко распространенная вера. В таких случаях свою неуверенность следует выразить словами "я точно не знаю" или "я допускаю", но не лишать слово "верить" своего истинного смысла. Библейское понятие "верить" (греч. pisteuein = быть преданным, верить, доверять), напротив, подразумевает нечто, что стоит твердо, что несомненно, что основано на доверии, хотя предмет веры невидим: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11,1).

4. Догматическая вера: Здесь имеется в виду лишь слепое следование основным положениям вероучения. Правильным считается то, что преподносится церковью как мнение или учение. Человек принимает вероисповедание, даже хорошо знает Библию, которую одобряет и ни в коем случае не подвергает критике. Эта догматическая вера, однако, не в состоянии устоять во время кризиса и не является спасающей. Лютер убедился в этом на собственном горьком опыте. Он назвал слепое следование догме исторической верой. Он сказал о ней, что она не помогает, "она есть делом без милости, а оно есть и у проклятых". Дьявол - хороший знаток Библии. Искушая Иисуса (Мат. 4,1-11), он применил свои знания Библии. Новый Завет свидетельствует нам о том, что бесы тоже имеют догматическую веру: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут" (Иак. 2,19). Хотя дьявол и знает о том, что Иисус есть Сын Божий (Мат. 4,3.6), он уже осужден (Иоан. 16,11).

Все эти виды веры относятся к сфере погибели, ибо никакая из них не обладает спасающей силой. Поэтому мы остановимся теперь на спасающей вере; ею является сердечная вера в Иисуса Христа.

5. Сердечная вера в Иисуса: Когда знание и следование библейским высказываниям (догматическая вера) сочетаются с личным отношением к Иисусу Христу (истинная вера), тогда мы имеем спасающую веру: "Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: "Всякий верующий в Него не постыдится..." (Рим. 10,9-13). Такой верой является полное доверие Иисусу Христу. Иисус приводит в пример Римского сотника из Капернаума, потому что тот поверил Ему (Мат. 8,5-13). Спасающая вера выражается в передаче своей воли в совершенном доверии. Она воздает Богу поклонение, признавая Его величие; она в покаянии обращается к Нему. Спасающая вера в Иисуса не является неким представлением о Нем, но основывается на Писании: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой" (Иоан. 7,38). Кто примет Слово Святого Писания и верой познает Иисуса, тот спасется. Мы приводим здесь важнейшие высказывания из Писания с целью показать, что спасение достигается сердечной верой в Иисуса:

Map. 16,16: "Кто будет веровать и креститься, то будет спасен, а кто не будет веровать, осужден будет".

Иоан. 5,24: "Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь".

Иоан. 3,16: "...дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную".

Иоан. 11,25.26: "Верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек".

Иоан. 20,31: "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его".

Деян. 16,31: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой!"

Рим. 3,22: "Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия".

Рим. 3,26: "... во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса".

1 Иоан. 5,12: "Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь (вечную); не имеющий Сына Божия не имеет (вечной) жизни".

Эти места из Писания ясно показывают, что мы спасаемся не потому,

- что мы верим в то, во что верит большинство людей

- что мы вообще во что-то верим

- что мы что-то серьезно представляем, а на основании того,

- в кого мы верим (Иисуса)

- во что мы верим об Иисусе (что говорит Писание)

- как мы верим в Иисуса (от всего сердца).

8.2 Фундамент веры: Иисус Христос

Как для всякого здания нужен прочный фундамент, так и Бог поставил Иисуса Христа основанием веры: "... Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру" (Рим. 3,25). Поскольку это является единственным путем, ведущим ко спасению, Павел говорит: "Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3,11). Поэтому основанная на Иисусе вера покоится не на человеческой мудрости, а на силе Божией (Рим. 1,16; 1 Кор. 2,5). Эта вера, таким образом, не является делом рук человеческих, ни человеческим достижением, а только даром Божиим. Поэтому призыв к вере всегда является одновременно проповедью Слова Божьего (Рим. 10,17) и свидетельством об Иисусе Христе: "И Он (Иисус) повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" (Деян. 10,42-43).

Личность Иисуса Христа уникальна в мировой истории:

- Сам Он не записал ни одного слова, но, несмотря на это, Его Слова в Евангелиях переведены на столько языков, как никакая другая литература в мировой истории

- О Нем написано более 600 000 биографий

- Никакая личность во всей истории человечества не изображена на портретах так часто, как Он

- В Новом Завете говорится о 37 совершенных Им чудесах

- Из всех путей, проделанных Иисусом, точно известен только один: Его последнее посещение Иерусалима. Это был путь ко кресту!

8.3 Этапы веры: жизнь с избытком

Вера не является чем-то статическим, замороженным с момента покаяния и обращения, но должна оставаться динамичной и живой на протяжении всей жизни. Остановимся здесь на некоторых этапах веры:

1. Вера в возрастании: Каждый раз происходит чудо, когда человек от всего сердца обращается к Господу Иисусу и приобретает, таким образом, вечное спасение. Совершенно неправильно, когда покаявшийся человек считает: "Теперь я спасен! Теперь все в порядке! Наконец-то мне удалось достичь этого! На этом можно успокоиться!" Это в корне противоречило бы Библии; ибо, если мы по милости Господа Иисуса приняли Его, то мы подобны новорожденному младенцу. Рожденный свыше - независимо от его возраста - является младенцем по вере и должен возрастать в ней. С. Луис использовал сравнение с яйцом: "Яйцу, возможно, и ничего не стоит превратиться в птенца, но, безусловно, было бы намного труднее научиться летать, оставаясь при этом яйцом". Поэтому Апостол Петр предупреждает: "Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2 Пет. 3,18). Вера должна возрастать, "доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4,13), чтобы мы твердо стояли в ней в нашей жизни. Для новой жизни в Боге нужна и соответствующая пища: "Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1 Пет. 2,2). Уже возросшему в вере тоже нужна пища: "Твердая же пища свойственна совершенным" (Евр. 5,14). И "молоко", и "твердую пищу" мы находим в Библии. Желающий возрастать в вере и препоручивший это Богу должен полюбить чтение Библии. Кто делает это, тот испытает обильные благословения. Некоторые высказывания о Библии могут оказать нам помощь. Мартин Лютер: "Библия не антична, и не современна: она вечна". Манфред Хаусман: "Хотя Слово Божие и написано людьми, они не являются его авторами. Библию называют книгой книг. В ней говорится - трезво и ясно - вся правда о человеке, его величии и ничтожестве, его благородстве и подлости, его грехах и пороках. Поскольку она развенчивает человека и видит его так реалистично и правдоподобно, то и крайне исключительное свидетельство Библии заслуживает доверия". К здоровому возрастанию в вере относятся также молитва и общение с другими верующими.

2. Вера в послушании: Наша любовь к Иисусу проявляется в послушании Ему. Послушание является видимым плодом истинной веры. Библия говорит нам: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5,29). Это послушание освобождает от всякого страха перед людьми и ведет нас к "блаженной свободе детей Божиих" Вера и послушание так тесно связаны друг с другом, что Господь Иисус говорит о послушании, как о предпосылке для познания библейского учения: "Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно" (Иоан. 7,16-17; Цюрих, перевод). Кто не готов к послушанию, тот никогда не обретет веру. Поэтому Д. Бонхофер сказал: "Только послушный верит, и только верующий проявляет послушание". Если мы говорим, что любим Бога, но не соблюдаем Его заповедей и не доверяем Его Слову, то наша жизнь - явная ложь. Бог проверяет нашу любовь и веру по тому, как мы соблюдаем Его Слово: "Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки" (1 Иоан. 5,3). Так, например, в появлении "теистического эволюционизма" мы усматриваем непослушание по отношению к Слову Божьему.

3. Вера в искушениях и борьбе: Верующий находится в этом мире, будто во вражеской стране. Мы находимся среди людей, мышление и поступки которых отмечены печатью неверия, "ибо не стало праведного, ибо нет веры между сынами человеческими" (Пс. 11,2). Поэтому вере приходится защищаться от искушений: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему твердою верою" (1 Пет. 5,8-9). Искушение, как таковое, не является грехом. "Блажен человек, который переносит искушение..., потому что получит венец жизни" (Иак. 1,12).

Я с детства как-то особенно любил подсолнечник. Однажды мы в нескольких местах огорода посадили семена подсолнечника. Некоторые из них росли совсем близко около дома, под навесом, так что были защищены от ветра. Они устремились ввысь, и их тонкие стебли достигли трех метров в высоту. Остальные подсолнечники не были защищены и, рано подвергшись "искушению" ветра, укрепились при помощи соответственно крепкого ствола и широкой корневой системы. Когда однажды поднялась сильная буря, подсолнечники, росшие вблизи дома, сломались или надломились, тогда как незащищенные растения легко выдержали бурю, потому что окрепли в "искушениях". Так и вера, испытанная в искушениях, становится крепкой и устойчивой.

Мы можем отражать "раскаленные стрелы лукавого" (Еф. 6,16) щитом веры, так что они не возымеют действия. Павел дает совет: "Подвизайся добрым подвигом веры" (1 Тим. 6,12). Идеологии воинствуют друг с другом; вера подвизается по-иному: она свидетельствует и служит в этом мире и этому миру.

В Брауншвейге во время одной евангелизации с участием Ричарда Кризе было организовано символическое шествие в центр города. Шествие свидетельства с участием около 300 верующих закончилось на Бургплаце перед Брауншвейгским собором. Когда мы подошли к Бургплацу, там уже находились группы демонстрантов из НПГ (неофашистов) и коммунистов. Предупредить стычку враждебных идеологов стало возможным только потому, что там присутствовал усиленный наряд полиции и хранители порядка образовали узкую цепочку из щитов. Выкрикиваемые лозунги и свист вылились лишь в демонстрацию ненависти. Тогда верующие, собравшись у собора на Бургплаце, образовали большой хор и пропели несколько духовных песен, в которых говорилось о Божьей любви и силе прощения Иисуса. Нам стало ясно: в подвизании подвигом веры нам следует предложить этому падшему миру Евангелие.

4. Вера в победе: Когда мы говорим о победе, нам следует сначала сказать о Победителе: им является Иисус Христос! Его слово на кресте "Свершилось!" в корне изменило ситуацию в этом мире. Темные силы потерпели поражение. С момента воскресения Иисуса в силе остается лишь: "Смерть! Где твое жало?" (1 Кор. 15,55), "...дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола" (Евр. 2,14). С этого момента в силе лишь одно: смерть Иисуса означает смерть смерти. Воскресение Иисуса из мертвых - печать победы. Почему? Это может пояснить нам один случай из европейской истории:

В 1815 году в битве под Ватерлоо союзники одержали победу над Наполеоном, который к тому времени овладел почти всей Европой. В одном из частных писем фельдмаршал Гнайсенау писал об одержанной победе. На конверте письма он сделал пометку: "Прошу обратить внимание на печать!" Этой печатью служил оттиск печати Наполеона, которую нашли по окончании битвы в его захваченном экипаже. Таким образом, побежденному Наполеону пришлось как бы скрепить печатью факт своей собственной гибели.

Смерть была печатью темных сил, символом власти, печатью дьявола. Через смерть Иисуса и Его уникальное воскресение Он победил противника. Символ власти - у Иисуса; у Него ключи ада и смерти. В этой победе Иисуса запрограммирована наша вера. Наша вера и победоносное воскресение Иисуса настолько тесно связаны между собой, что Павел мог сказать: "А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна" (1 Кор. 15,14). Но Он воистину воскрес, а потому и наша вера побеждает. Некто однажды сказал: "Если мы стоим в здоровой вере - мы непобедимы!" Именно к этому упованию, корни которого кроются не в нас самих, но в нашей связи с Сыном Божиим, нас и призывает Апостол Иоанн: "И сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1 Иоан. 5,4).

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел сравнительное богословие











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.