Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гитт В. А другие религии?

ОГЛАВЛЕНИЕ

5. Путь от Бога к людям: одно Евангелие

Евангелие (греч. еуаггелион = благая весть, добрая весть; весть спасения Христова, Благая Весть об Иисусе Христе) является даруемой Богом возможностью спасения через Иисуса Христа; религия, напротив, является человеческим изобретением, а потому является лишь иллюзорным решением. Человеческий путь вводит в заблуждение - Божий путь ведет в Отчий дом. Бог любит нас и имеет для нас план спасения. Таким образом, Евангелие тоже является изобретением. Изобретателем, однако, является не человек, а Сам Бог.

Далее мы подробно рассмотрим вопрос о смысле, значении, универсальности и принятии Евангелия. Основной предпосылкой для этого является: прислушаться к тому, какой диагноз человеку поставил Бог.

5.1 Божий диагноз: Божья оценка состояния человека

Мы можем быть о себе хорошего мнения, а некоторые поэты еще и поощряют нас к этому. Так, Гете сказал:

"Человек благороден, щедр на помощь и добр". Картина мирового гуманизма, развернутая Лессингом, Кантом, Гегелем и другими, исходит из основного положения о том, что по своей сути человек хорош. Французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778) повлиял своим мышлением не только на философию; его представление о человеке и до сегодняшнего дня служит основой психологии, педагогики и общества. Ему принадлежит высказывание: "Человек от природы добр, и отсюда следует, что он остается таковым, пока его не испортит то, что ему чуждо". Это представление о человеке присуще также и марксистской философии. Она исходит из того, что человек может создать совершенное общество при идеальных, то есть коммунистических, отношениях. Начиная с 9 ноября 1989 года мы являемся свидетелями поразительного распада коммунистической идеологии в бывшей ГДР. Геймо Швилк, комментатор газеты "Рейнишер Меркур", очень метко описал события в передовице номера от 6.4.90:

"Когда будут исчерпаны все заблуждения, последним нашим товарищем будет "ничто", - язвил Бертольд Брехт, которому теперь осталось ответить за собственные политические заблуждения только перед этим "Ничто". В конце столетия, перепробовавшего все спасительные учения и политические утопии, мы видим водоворот крушения идей: в идеологическом потоке, очевидно, не осталось ни одного спасительного бревна знания. Туда, где разыграны все битвы и всегда триумфировала только действительность, вступает новая интеллектуальная действительность. "Если уж чем клясться, то лучше ничем", - трезво заметил Мартин Валзер, чьи мечты о новом национальном отличии лопаются под непочтительным натиском немецкой марки".

Чем больше мы признаем, что идеологии и философии преподносят нам искаженный образ человека, тем настойчивее мы ищем его истинный портрет. Откуда мы можем ожидать ответ, если не от Самого Творца, создавшего нас? И в сфере техники лишь сам конструктор сложной машины лучше всего может описать ее суть и принципы действия. "Конструктором" человека является Бог. Он сотворил Себе партнера, собеседника, существо "по подобию Нашему" (Быт. 1,26). Человеку были даны многочисленные таланты, ему была передана ответственность (Быт. 1,28), ему, как Божьему партнеру, была предоставлена большая свобода действий. Он имел прямой доступ к Богу и был безгрешен.

Если мы взглянем на себя и на окружающих нас людей, то нам следует честно признать: мы уже не являемся носителями блеска и славы, в нас уже не отражаются черты подобия Божьего, которые имел человек сразу же после сотворения. Карл Барт следующим образом описал сущность человека:

Он всегда либо приходит слишком рано, либо запаздывает,

Он всегда спит, когда должен бы бодрствовать, и всегда раздражается, когда ему следует соблюдать спокойствие.

Он всегда молчит, когда следовало бы говорить,

И он всегда говорит, когда следовало бы помолчать.

Он всегда смеется, когда ему следовало бы плакать,

И всегда плачет, когда мог бы смеяться.

Он всегда хочет сделать исключение,

Когда следует поступать по правилам,

И всегда он попадает под закон, где можно было бы избрать свободу.

Он что-то пытается предпринять, когда следует только молиться,

И молится тогда, когда нужно действовать.

Он всегда спорит тогда, когда это вредно,

И всегда лишь говорит о любви и мире, когда надо проявить это на деле.

Он всегда ссылается на веру и Евангелие,

Когда следует проявить здравый смысл.

Он всегда полагается на свой разум, когда следует отдать себя и других в руки Божии, -

Это в корне испорченный человек,

Которого, однако, Бог любит так же, как Сына Своего Иисуса Христа, Которого Он отдал за нас на смерть, для того, чтобы все снова стало правильным.

Случилось нечто важное и, в то же время, ужасное: человек пренебрег дарованной ему свободой и соблазнился обманчивым предложением дьявола: "Будете, как боги знающие" (Быт. 3,5). Человек впал в грех и лишился общения с Богом, а также дарованных ему существенных признаков Творца. Ситуация, в которой очутился сегодня человек, описана в многих местах Библии в виде диагноза, поставленного Богом. Будет хорошо, если мы рассмотрим наше жалкое состояние в свете библейских текстов:

Быт. 8,21: "Помышление сердца человеческого -зло от юности его".

3 Цар. 8,46: "Ибо нет человека, который не грешил бы".

Ездра 9,6: "Боже мой! Стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы и вина наша возросла до небес".

Ездра 9,15: "И вот мы в беззакониях наших пред лицем Твоим".

Иова 14,4: "Кто родится чистым от нечистого? Ни один".

Иова 15,15-16: "Вот, Он и святым Своим не доверяет... тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду".

Пс. 14,3: "Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного".

Пс. 37,5: "Ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне".

Пс. 52,4: "Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного".

Пс. 89,8: "Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего".

Пс. 142,2: "Не оправдается пред Тобой ни один из живущих".

Еккл. 7,20: "Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы".

Ис. 1,5-6: "Вся голова в язвах и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места".

Ис. 64,6: "Все мы сделались, как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда".

Иер. 17,9: "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?"

Иер. 30,12.13.17: "Ибо так говорит Господь: рана твоя неисцелима, язва твоя жестока. Никто не заботится о деле твоем, чтобы заживить рану твою; целебного врачевства нет для тебя... Я исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь".

Наум. 1,3: "Господь не оставляет без наказания".

Мат. 15,19: "Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления".

Рим. 3,23: "Потому что все согрешили и лишены славы Божией".

1 Иоан. 1,8: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас".

Предстающая на основе Библии картина человека, которую показывает нам Бог, отвергает все гуманистические, марксистские и другие идеологические толкования как ложные и показывает нам человека как созданное по образу Божьему творение, наделенное достоинством, свободной волей и большой ответственностью. Со дня грехопадения человек находится по отношению к Богу в падшем состоянии и поэтому склонен творить неугодное перед Богом и людьми.

5.2 Последствие греха: тройная смерть

Бог свят. Он есть абсолютная чистота. Он есть свет, а поэтому Божий приговор грешному человеку гласит: смерть. Первым людям Бог сказал: "Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт. 2,17).

Человек проявил непослушание и поэтому попал в черту смерти: "Ибо возмездие за грех - смерть" (Рим. 6,23). Эта черта смерти означает тройную смерть. Все человечество охвачено и поражено этой тройной смертью.

1. Духовная смерть. Мгновенным следствием грехопадения явилась духовная смерть человека. Такая смерть означает прекращение общения с Богом и, являясь следствием грехопадения одного человека, дошла до всех нас: "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5,12). Об этой смерти говорит Господь Иисус Христос в Матфея 8,22: "Предоставь (духовно) мертвым погребать своих мертвецов!" Павел пишет: "И вы были мертвы по преступлениям и грехам вашим" (Еф. 2,1) и имеет здесь в виду эту духовную смерть, в которой каждый находится по природе.

2. Телесная смерть: Другим следствием грехопадения является телесная смерть: "...ибо прах ты, и в прах возвратишься" (Быт. 3,19). Вышеприведенное слово из Римлян 5,12 тоже говорит о плотской смерти, как о следствии духовной смерти. Плотская смерть наступает с момента прекращения биологических функций тела. Однако, этим самым его существование не предается забвению (Лук. 16,19-31); оно лишь отделяется от всего земного, ибо мертвым "нет более части во веки ни в чем, что делается под солнцем" (Еккл. 9,6). В рамках эволюционной теории эта смерть рассматривается как необходимая предпосылка для более высокой ступени развития. В этом смысле В. Таннер говорит следующее: "Изобретение смерти значительно ускорило развитие эволюции. Хотя это и звучит мало утешительно, но без смерти нас -людей, возможно бы, и не существовало". Обоснование подобного высказывания приводит микробиолог Р. Каплан: "У организмов с процессами размножения запрограммированная смерть имеет еще одну функцию: ограниченный период жизни, а следовательно, и ограниченный период размножения препятствует генному обмену между поколениями, то есть, между "старомодными" предками и "прогрессивными" потомками. Старение и смерть препятствуют обратному скрещиванию и способствуют, тем самым, эволюционному прогрессу. "Заложенные" в индивидуум старение и смерть хотя и скорбны для него, в особенности для человека, но это цена того, что эволюция вообще могла создать нас, как вид." Какое потрясающее заблуждение - с точки зрения библейского свидетельства - обнаруживается в таком истолковании смерти.

3. Вечная смерть: Материалистическое мировоззрение о том, что после физической смерти все кончено развенчивается в свете библейских высказываний. Марксист Август Бебель не очень-то верил в свое учение: "Если Бог все же существует, то все мы обмануты". Третьим звеном в цепочке смерти является вечная смерть. В Послании к Евреям говорится, что за физической смертью следует суд (9,27): "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд." В этом случае неспасенному человеку придется убедиться: "Страшно попасть в руки Бога живого!" (Евр. 10,31). На нем пребывает гнев Божий, так как "преступлением одного всем человекам осуждение" (Рим. 5,18). Библия описывает это пропащее состояние многими словами: вторая смерть, озеро огненное (Откр. 20,14); вечный огонь (Мат. 25,41); вечная погибель (2 Фес. 1,9); это место мучений (Лук. 16,28) и место, где "червь не умирает, и огонь не угасает" (Map. 9,44); это ад (Мат. 11,23).

5.3 Религии с точки зрения Библии

Встает вопрос о том, можно ли выйти за пределы этой смертной черты. Люди много размышляли над этим и, пустив в ход всю свою, уже подробно описанную нами, изобретательность, придумали религии в тысячах их всевозможных форм. Существует широко распространенное, но ошибочное мнение, согласно которому, в конечном счете все религии должны привести к цели. Лессинг разработал эту идею в своей пьесе "Натан-мудрец". Знаменитая притча, в которой христианин, иудей и мусульманин выступают партнерами в диалоге, должна заставить поверить в то, что все религии якобы имеют в конечном счете одинаковую спасающую силу.

Ошибочная аллегория: Такая "уравниловка" всех религий нашла свое выражение и в следующей картине: согласно ей, Бог живет на вершине высокой горы, а люди находятся у ее подножия. Люди пытаются взобраться на гору в различных ее местах, чтобы попасть к Богу. Прокладываются многие пути. В одном месте кто-то пробует идти путем буддизма, в другом месте - путем ислама, а третьи идут путем индуизма. Делаются различные попытки. Один из наблюдателей благосклонно и терпимо говорит: ведь не имеет значения, с какой стороны горы будет сделана попытка восхождения. Когда-то все они встретятся на вершине. Правильная ли это картина? Соответствует ли она действительности? Созерцая все это, Бог говорит: ни один человек не может взобраться на эту гору своими силами, откуда бы он ни пытался это сделать. "...Который обитает в неприступном свете" (1 Тим. 6,16). Поэтому Бог Сам отправился в путь, в Иисусе Он спустился к нам, к подножию горы. О Нем метко сказано в Ев. от Луки 1,78-79: "...по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира".

Если бы нас могла спасти какая-нибудь религия, Бог назвал бы ее нам. Но ни в одном месте Библии не говорится об этом. Более того, Библия называет культовые действия и поклонение предметам в различных религиях идолопоклонством и волшебством. При поклонении идолам на место невидимого живого Бога выступают видимые изображения скота, мужчины или женщины, или созвездий (Втор. 4,16-19). Бог не хочет отдать Своей славы истуканам (Ис. 42,8), а потому всякое поклонение идолам осуждается: "Не делайте себе кумиров и изваянии, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними; ибо Я Господь, Бог ваш" (Лев. 26,1).

В Исаии 41,29 все религиозные усилия клеймятся также, как никчемные: "Вот, все они - ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота - истуканы их".

Томас Ширмахер удачно передает взгляд Библии на религии в следующем предложении: "Согласно Библии, все религии атеистичны, так как их боги являются простой выдумкой и вовсе не существуют в действительности".

В Новом Завете брак является прообразом тайны сердечного общения Господа Иисуса и Его Церкви (Еф. 5,23-25). Прелюбодеяние, разврат и блуд являются отпадением от Бога и извращением брачных отношений. Идолопоклонство, наряду с прелюбодеянием, развратом (Иез. 23,27) и блудом (Ос. 5,4; Откр. 17,5), также именуется порочным поведением по отношению к Господу. Ведут ли в небо многие религиозные пути с их идолопоклонством? Новый Завет ставит идолопоклонство в один ряд с грехами, препятствующими входу в Царство Божие:

"Или не знаете, что неправедные Царства Божьего не наследуют? Не обманывайтесь! Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... Царства Божьего не наследуют" (1 Кор. 6,9-10).

"Дела плоти известны... идолослужение, волшебство... поступающие так Царствия Божьего не наследуют" (Гал. 5,19-21).

"А вне... чародеи... и идолослужители" (Откр. 22,15).

"Боязливых же и неверных... и чародеев и идолослужителей... - участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая" (Откр. 21,8).

"И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни" (Откр. 21,27).

Все религии, таким образом, являются лишь сверкающей фата морганой заблудившегося в пустыне человечества. Жаждущему не поможет химера источника воды. Точно также проявление терпимости по отношению ко всем плодам собственной фантазии приведет человека к погибели: "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их - путь к смерти" (Пр. 14,12). Почему люди так часто предпочитают неправильный путь? Петер Бамм отвечает на этот вопрос: "Людям нравится поклоняться тому, что ввергает их в погибель".

Лютц фон Падберг подводит следующее резюме относительно религий:

"Исходя из Библии, приписывать другим религиям какой-то "исключительный путь спасения" является лжеучением, так как по своей установке они в корне антихристианские... Мятеж человека против указанного ему места, а именно: быть человеком, а не равным Богу сверхчеловеком (сравните Быт. 3,22), ведет его к извращению библейского представления Бога и человека. Человек не хочет признать истины Творца и поэтому как бы перекручивает процесс сотворения, извращает его в полном смысле этого слова; он больше не хочет быть подобием Божиим, но создает себе бога по своему человеческому подобию. Именно так произошли религии, которые, вследствие этого, включают в себя некоторые элементы христианской веры, поскольку их происхождение имело начало в том, о чем Павел сказал:

"Ибо что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им" (Рим. 1,19).

Запомним: В свете Библии всевозможные религии (смотрите определение Д1, глава 4,2) занимают по отношению к вечной смерти позицию вечного двигателя. В случае технического вечного двигателя человек попытался преодолеть закон сохранения энергии, но это никогда не удастся. (Примечание: Закон сохранения энергии: Этот важный закон природы был сформулирован в 1842 году немецким врачом Робертом Майером (1814-1879). Закон гласит, что в наблюдаемом нами мире энергия не может создаваться или разрушаться. Этот закон не является аксиомой, но вытекает из опыта, как и все законы природы. В каждом химическом или физическом процессе общая энергия системы и ее окружения, а следовательно, и вся энергия Вселенной, остается постоянной. Итак, энергия не может исчезать или возникать вновь, а только превращаться из одного вида в другой. Закон сохранения энергии может быть сформулирован и таким образом, что ясной становится утопичность идеи вечного двигателя: невозможно создать машину, которая, будучи однажды приведена в движение, работает бесконечно, без снабжения ее дополнительной энергией.)

С религиями человек пытается с той же затратой усилий и времени, как это делали перпетуум-мобилисты - будь то сознательно или бессознательно - преодолеть Евангелие; но это тоже невозможно, ибо верно слово Иисуса: "Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" (Иоан. 14,6).

5.4 Проявление воли Божией: предложение любви

Из рассматривания творения мы можем сделать вывод о том, что существует Бог. При более пристальном рассмотрении, а также исходя из целесообразности и богатства идей, воплощенных в созданных им творениях, можно сделать вывод, что этот Бог должен обладать великим разумом и силой. Но природа не дает нам знаний о других существенных чертах Бога. Тут мы вынуждены проверить, не дает ли Бог информации о Себе из других источников. В действительности такая информация о Боге имеется: это Слово Божьего откровения в виде Библии. Это единственная письменная информация, которую дал нам Бог и автором которой Он является (2 Пет. 1,20-21; 2 Тим. 3,16). Сам Бог проложил мост над пропастью, разделявшей греховного человека от святого Бога. Информация о Боге отвечает на все важные вопросы о Боге и о нас самих. Здесь, и только здесь, мы узнаем истину о том, откуда мы, для чего мы живем и куда мы идем. Вершиной Божьей информации является Евангелие об Иисусе Христе. В противовес ему стоят человеческие информации в виде религий. Всех религий вместе взятых не хватит для того, чтобы перекинуть мост над пропастью, разделяющей нас от святого Бога. Существует контраст между религией и Евангелием. Бог сообщил нам, что Он есть Бог справедливости, ненавидящий грех и вынесший греху приговор - вечную смерть. Но Он является также Богом любви (1 Иоан. 4,16), милосердия (Плач Иер. 3,22) и милости (Еф. 2,4), а потому Он не хочет, чтобы человек навеки погиб. Поэтому Бог многократно говорит нам о Своих намерениях:

"От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (Ос. 13,14).

"Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?" (Иез. 18,23).

"Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2,4).

"Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лук. 19,10).

Вот ясные и недвузначные объяснения намерений Бога. Так как никакими человеческими способами нельзя победить ад, смерть и дьявола, то Бог, в Своей не поддающейся описанию жертвенной любви, сделал это Сам: суд над нашими грехами был произведен на Голгофском кресте. Иисус Христос, Сын Божий, Сам устранил пропасть, существовавшую между Богом и человеком. Никто другой не мог этого сделать, ибо только Он был безгрешен, и только такая жертва соответствует Божьей справедливости. Грех не мог быть искуплен чистым золотом, сокровищами или делами человека; грех мог быть искуплен только кровью Иисуса Христа! Если бы было возможно спасти нас без события, происшедшего на Голгофе, то Бог, конечно, сделал бы это. Он не принес бы в жертву Своего возлюбленного Сына (Мат. 3,17), если бы существовало более дешевое решение проблемы. Из этого мы можем заключить, что не существует ни одной религии, которая могла бы совершить то, что осуществил Бог. Смертью и воскресением Иисуса Бог сделал все, что необходимо для нашего спасения. Иисусом одержана победа: "Поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (1 Кор. 15,55).

При каких обстоятельствах можно выше оценить Божию любовь: если бы жертвою Его Сына

- были спасены все люди или

- спасение принял бы только один человек?

Без сомнения, во втором случае любовь должна быть еще больше, и Бог, естественно, знал наперед, сколько людей решатся принять спасение (Еф. 1,4). Мы согласны с Бецелем, который однажды сказал, что Божья любовь так неизмерима, что Он отдал бы в жертву Своего Сына даже тогда, если бы наперед знал, что обратится только один единственный человек. Библия указывает, что общее число спасенных очень велико (Откр. 7,9), тем не менее, это только малая часть человечества (Мат. 7,13). Других сведений мы в Писании не находим. Библия говорит об этом без всякого замалчивания. Многие проповедники ограничиваются туманными высказываниями относительно этого вопроса, чтобы ни в коем случае не "принизить" Божьей любви. Мы еще больше чувствуем Божию любовь, потому что Бог осуществил программу спасения, несмотря на то, что знал, что процент тех, кто примет Евангелие, будет очень скромен. Нам не понятна логика приверженцев учения всепрощения, утверждающих, что тогда, якобы, не стоило прибегать к крестной смерти Иисуса.

Намерения любви, действие любви и безусловная связь нашего пребывания в вечности с нашим личным обращением к Иисусу Христу обобщены в Иоанна 3,16. Вот почему Сперджен назвал этот стих Полярной звездой Библии: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Встает вопрос: существуют ли несколько черт жизни, которые сходятся где-то у Бога, или же имеется только один путь? Чтобы не примешать к этому вопросу собственные человеческие предположения и желания, мы обратимся к информации, которую дал нам Бог.

5.5 Спасительный путь к жизни: узкий путь

Библия утверждает, что ставший возможным, благодаря Иисусу Христу, спасительный путь к жизни является единственным путем, на который можно ступить только через веру, и отвергает этим самым все другие человеческие концепции спасения как ложные и ведущие в погибель. Исключительность спасения во Христе никогда не оставляла сердца людей равнодушными, так что часто возникают следующие возражения:

- Ведь люди, исповедующие другие религии, делают это от всего сердца. Они искренно возносят свои молитвы и приносят жертвы, твердо уповая на свою религию. Бог не может не видеть этого. Если Бог является Богом любви, неужели Он не учтет этого?

- Мы стараемся, чтобы между религиями было взаимопонимание, и отстаиваем то, что сказал уже Фридрих Великий (1712-1786): "Пусть каждый освящается на свой лад". Однако, Евангелие крайне нетерпимо, когда отвергает все другие пути и претендует на исключительность.

Эти и подобные им доводы являются человеческими представлениями, и мы не можем отрицать их "добрую волю". Здесь же требуется не добрая воля, а компетентность. Поясним ситуацию на примере пациента, явившегося к врачу с жалобой на боли в животе. Врач ставит диагноз - аппендицит - и назначает операцию как единственный способ лечения. Что бы мы сказали, если бы пациент предложил врачу признать годным и другие средства, такие, как ромашковый чай, трехдневный отдых или усиленный массаж живота? Разве это не проявление нетерпимости - отклонить доброжелательные предложения пациента? Без операции пациент неминуемо умрет, даже если он будет верить в спасительную силу ромашкового чая. Спасти жизнь больного поможет только компетентность врача.

Так и у Бога. Он - единственный авторитет в вопросе греха. Как Господь и Врач Он говорит нам, что здесь имеется только одно спасительное средство, а именно, Евангелие Иисуса Христа. Мы находим многочисленные доказательства его универсальности и исключительности:

"Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня" (Ис. 43,11).

"Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет" (Map. 16,16).

"Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан. 3,36).

"Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4,12).

"Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни" (1 Иоан. 5,12).

"Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" (Иоан. 14,6).

"Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3,11).

Располагая этими ясными и однозначными свидетельствами, мы провинились бы перед Богом, проповедуя другие пути спасения. Претензии Иисуса на абсолютизм являются последовательным продолжением первой заповеди Ветхого Завета (Исх. 20,2-3). Бог ясно говорит нам в Своем Слове, что существует только один путь к жизни. Поскольку на карту поставлена вечная жизнь, то было бы преступным безумием искать широких путей. Будем же благодарны за предложение одной подаренной возможности и в послушании и вере вступим на этот путь.

5.6 Путь к жизни: повеление Божие

Бог благоволит помогать нам на пути к вечной жизни. Вечная жизнь или вечная смерть - дело нашего выбора, но Бог ничего так не желает, как чтобы мы избрали жизнь: "(Вечную) жизнь и (вечную) смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие" (Втор. 30,19). Короче говоря: речь идет о небе и аде. Призыв к вечной жизни -"святой призыв" (2 Тим. 1,9) и в то же время, повеление: "Держись вечной жизни, к которой ты и призван" (1 Тим. 6,12). С этой заповедью Бог послал Своего Сына в мир: "Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить... заповедь Его есть жизнь вечная" (Иоан. 12,49-50). Об этом святом призыве пишет Генрих Кемнер: "Когда призывает Бог, то колеблется не мембрана разума, но мембрана сердца". Призыв Божий должен стать для нас призывным повелением, ибо здесь решается вопрос о вечности. Стоит человеку принять ложное решение, стоит ему "не зарегистрироваться", как в вечности ничего невозможно будет изменить. Отказавшись от вечности за одну секунду, можно безвозвратно потерять ее. Все ли люди следуют этому исполненному любви повелению Божьему? В Иоанна 3,19 нам приводится печальное описание того, какое решение принимают большинство людей: "Но люди более возлюбили тьму, нежели свет". Тем более настойчиво звучит призыв Божий: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата!" (Лук. 13,24). Большинство людей, однако, находятся на черте смерти, ведущей к проклятию, но Господь зовет, вразумляя настойчиво и серьезно: "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мат. 7,13-14). В 6 главе мы рассмотрим важный вопрос о том, как войти тесными вратами.

5.7 Путь к жизни: оплачено на Голгофе

На кресте Иисуса Христа Бог, как никогда, склонился перед нами. Здесь Бог судил грех. Здесь имел место величайший в мировой истории спасительный акт. Здесь Иисус унизился и принял вид раба: "Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Фил. 2,8). В. Бекк такими словами описывает эту ситуацию: "Не следует думать, что на кресте кто-то талантливо сыграл роль умалишенного - что-то вроде примера для многих мучеников идеологий и утопий! Нет: Распят был никто иной, как Бог." За семьсот лет до этого исторического события Бог через пророка Исаию извещает об этом:

"Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис. 53,3-6).

Здесь становится ясным, как глубока пропасть между Богом и человеком, виной которой является грех. Лишь Один был в состоянии опуститься в нее и - слава Богу -Он сделал это из любви к нам. Понеся наказание на кресте, Иисус сделался грехом всего мира. Здесь мы видим, что не существует дешевого способа отделаться от греха. Против греха нет средства, которое можно было бы изобрести, как, например, против выпадения волос или головной боли. Против нашего греха есть только одно средство: Бог взвалил все грехи на Иисуса и этим самым дал нам возможность освободиться от вины. "Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2 Кор. 5,21). В отличие от Сына Божьего мы не только знаем грех, но и совершаем его. Но на кресте Иисус был "сделан грехом", то есть, на Него были взвалены наши грехи, и Он понес вместо нас наказание. Поскольку здесь имело место единократное погашение грехов, для Бога имеет значение только праведность, подаренная Иисусом на кресте. Таким образом, Голгофский крест является самым последним предложением Бога всем людям. Цена, уплаченная за нас Богом, была неимоверно высока; Он отдал самое дорогое: Своего Сына Иисуса Христа. Здесь платой служило не золото или серебро, спасение было совершено "драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца" (1 Пет. 1,19). Так как акт спасения был единократным и уникальным, все решает Личность Иисуса. Это можно выразить короткой формулировкой: "Сказав ДА Иисусу Христу, мы приобретаем вечность. Сказав НЕТ, мы упускаем ее. Судьба нашей вечности заключена в двух словах". В этом мире существует только одно единственное место, где нас не может настичь Божье осуждение - у креста, ибо:

- Больше нигде нет спасения!

- Больше нигде невозможно найти избавление!

- Больше нигде мы не можем обрести блаженство!

Только осознание собственных грехов может показать нам истинное значение креста. Святой Дух обличает нас о грехе (Иоан. 16,8-9).

Следующий пример может помочь нам яснее представить себе значение спасения, совершенного на Голгофе: в африканских саваннах и американских прериях в сухое время года часто возникают губительные пожары. Огненная лавина несется с огромной скоростью и уничтожает при этом всех животных и людей. Что делать, когда видишь приближающийся огонь? В этом случае следует самому быстро разжечь огонь. Тогда возникает обгоревшая поверхность земли, и огненная лавина останавливается перед ней, так что человек находится на этом выжженном пространстве в безопасности. Искры летят в пустоту. Аналогично этому, крест является такой выжженной поверхностью. Здесь Бог вынес суд греху. Здесь Праведный единократно пострадал за неправедных. Голгофа - место прибежища. Праведный суд Божий уже не будет произнесен над грешником, который "взойдет" на Голгофу.

На кресте

- Иисус обнищал, чтобы мы обрели богатство;

- Иисус потерял отчизну и дал отчизну нам;

- Иисус понес наши немощи, чтобы освободить нас от них;

- Иисус жаждал, чтобы мы никогда не испытывали жажды;

- Иисус понес наш позор, чтобы стать нашей праведностью.

В Слове о кресте Бог удовлетворяет не наш разум, не наше желание видимых знамений, но здесь предлагается спасающая сила Божия: "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия" (1 Кор. 1,18). У креста расплавляется вся наша мирская мудрость, здесь уничтожаются все человеческие попытки спасения с помощью религий и философий. Генрих Кемнер очень метко сформулировал это:

"Когда честно и искренно приходишь к Богу у креста Иисуса Христа, то можешь за одну минуту узнать и на своем опыте испытать о Боге больше, чем могут доказать твоему разуму все науки этого мира. Божья наука не противоречит разуму, но возвышается над ним". На кресте Иисуса Бог осуществил и определил на все времена единственно возможный путь спасения. Даже если кому-то предопределенный Богом путь спасения может показаться безумием, то это не влияет на его спасающую силу для тех, которые принимают его. Два ветхозаветних события должны помочь уяснить предопределенный нам Богом путь спасения как единственно возможный, а также показать, что объяснение его не зависит от нашего разумения.

1. Ковчег: Перед тогдашним приближающимся судом над неверием Бог предложил только одну возможность спасения от всемирного потопа: Ноев ковчег. Перенесемся ненадолго в то время. Люди только сочувственно посмеивались, когда Ной сказал, что он предпринимает меры для того, чтобы создать средство спасения от суда Божьего. Он построил свое огромное судно не где-то у пристани, а, скорее, вблизи леса. В его необычной конструкции он не предусмотрел ни весел, ни парусов. Люди считали мотивы постройки этого судна, так же как место строительства и формы ковчега, настоящим безумием. Но вот начался потоп. Тогда критики прибегли к собственным методам спасения: одни садились в лодки, карабкались на деревья и дома, другие бежали в горы, но спасения нигде не было: "...и лишилась жизни всякая плоть" (Быт. 7,21). Спасение было возможно только предложенным Богом методом. Точно так же обстоит дело с крестом: только этот путь означает спасение. Все другие пути ведут в погибель. Здесь не может быть вопроса о том, что считают правильным большинство людей. В ковчеге хватило бы места для многих людей, и все же спаслись только немногие, то есть, восемь душ. Сила креста настолько велика, что ею могли бы спастись все люди. Но только те, однако, обретут это спасение, которые в действительности "войдут" в этот новозаветний ковчег.

2. Вознесенный змей (Чис. 21): Во время скитания народа Израильского в пустыне после выхода из Египта народ возроптал против Бога. Тогда Бог послал на стан ядовитых змей. Велик был ужас народа, и многие умирали, потому укус змей был смертелен. Спасительная весть Бога для обреченных на смерть была очень проста: "Сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив" (Чис. 21,8). Другими словами: не смотри на рану или на опасность, а только на предназначенный Богом символ. Противоядие обреталось только взглядом на медного змея. В этом символе были спасение и помощь, потому что Бог дал Свое слово. Некоторые, вероятно, насмехались и считали такое распоряжение противоречащим здравому смыслу. Они предприняли свои меры: холодные компрессы, прижигание раны, отсасывание отравленной крови - но все собственные "разумные" пути не помогали: они умирали! Другие же послушали Бога, посмотрели на выставленный символ и остались в живых.

Спустя 1000 лет состоялась ночная беседа Иисуса с Никодимом. Иисус объясняет ему: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3,14-15).

Что важно для нас: Будем взирать на крест Иисуса! Только там можно получить вечную жизнь. Здесь была уплачена дорогая цена. Только эта валюта ценится Богом. Она является установленным Богом символом спасения. Генрих Кемнер подчеркивает: "Бог на кресте призывает всех. Но на брачный пир можно попасть только, если у тебя хватает честности явиться с повинной ко кресту Сына Божьего".

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел сравнительное богословие











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.