Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Хаммел Г. Христос в Ветхом завете
Часть I. Единство Ветхого и Нового завета
Моя тема - Христос в Ветхом завете. Часто в современных Библиях Ветхий завет опускается и остаётся только Новый завет и Псалтирь. Многие христиане считают Ветхий завет гораздо более скрытым, чем Новый. И если даже у вас есть Ветхий завет в Библии, то когда вы его читаете и слышите чтение ветхозаветных писаний на церковном богослужении, вы понимаете его хуже, чем Новый завет. Я думаю, можно вполне утверждать, что в целом на Ветхий завет обращают гораздо меньше внимания. Люди гораздо меньше понимают, как читаемое в Ветхом завете может относиться к нам, христианам. Поэтому мне представляется наиболее уместным местом для этого вопроса то, с чего начал Сам Христос. Я не думаю, что вам нужно читать Новый завет слишком внимательно, для того чтобы увидеть, что Христос веровал в то, что весь Ветхий завет написан о Нём. Бог повсеместно действовал в Ветхом завете через суд и по благодати. Можно привести пару стихов, которые хорошо подводят этому итог: Евангелие от Иоанна: Иисус говорит: "...прежде, нежели был Авраам, Я есмь" (Ин 8:58). То есть Христос есть ещё до того, как началась история. Мы обычно воспринимаем библейскую историю, как начинающуюся с Авраама, Иисус же существовал всегда. И даже не в том дело, что Иисус был, но не был признан. Иисус сказал, что "Авраам рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался " (Ин 8:56). Авраам, увидев день Иисуса, осознавал общую суть, хотя может он и не понимал все те подробности, которые знаем мы. Можно процитировать Кол 1:17 "Он [Христос] есть прежде всего, и всё Им стоит". И ещё из книги Откровения, где превознесённый Христос обращается к Иоанну со словами: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель " (Отк 1:8). Очевидно, здесь присутствует игра слов, связанная с личным именем Бога в Ветхом завете.
Если вы задумаетесь над этим, то поразмышляйте: а каковы здесь альтернативы? Если Ветхий завет это не книга о Христе, то о чём? Иудейская книга? Как мы увидим, иудеи действительно используют то, что мы называем Ветхим заветом, хотя они не используют такого названия. Не используют из-за того, что оно подразумевает существование Нового завета, во что они, естественно, не верят. Он может быть также ещё одной религиозной книгой, такой как Коран или Бхагавад-Гита. Ветхий завет можно также воспринимать как великое произведение литературы. Это, конечно, так и есть: в Библии несомненно можно найти великолепные образцы религиозной литературы, но сейчас мы занимаемся не этим. И нам нужно понимать, что до времени Христа и пару столетий спустя не было других писаний кроме Ветхого завета. Новый завет говорит о Писании, имея в виду то, что нам известно как Ветхий завет. Иногда об этом говорится с использованием фразы "Моисей и пророки". В этой фразе содержится ссылка на две основные части, или на двух основных авторов Ветхого завета. Время от времени также заходит речь о законе , и я ещё вернусь к этому запутанному слову потом. Но как бы Ветхий завет не назывался, повсеместно к нему обращаются как к высшему авторитету, на основании которого выносится суждение о том, что истинно, а что ошибочно. Такое отношение к Ветхому завету сохраняется и тогда, когда Новый завет уже образовался в канон. Отцы церкви очень часто обращаются к Ветхому завету. В своих трудах они являют поразительное знакомство с Ветхим заветом, используя его таким образом, что вгоняют в стыд всю современную церковь. Так или иначе, это продолжалось в истории церкви до совсем уже недавнего времени - до эпохи просвещения, или XVIII-го века, а это уже сравнительно недавние времена. Лютеране, наверное, должны напоминать себе, что первоначально Мартин Лютер был профессором именно Ветхого завета и его знакомство с Ветхим заветом хорошо отражено уже в его трудах. Но мы не будем просто говорить о том, что Христос присутствует в Ветхом завете в том смысле, что Он просто есть там, но никак не проявляет Себя. Нам нужно задавать вопрос: а почему Он там присутствовал? Какова цель этого присутствия? Очень легко свести Христа просто к великому учителю или примеру, и это относится также и к Новому завету. Он, конечно, является таковым, но только до определённой степени. И суть не в этом, а в том, что Христос присутствовал и присутствует в Ветхом завете как Спаситель. И конечно, вершина этого присутствия - воплощение, распятие и воскресение. Мы говорим о Христе, говоря о всей истории спасения. И здесь я использую слово "история" умышленно. Здесь содержится история. Это не просто внезапная вспышка молнии в небе, но в зависимости от системы подсчета вы говорите по крайней мере о двух тысячах лет. Христианская религия не появляется вдруг внезапно и не сводится просто к вертикальным отношениями между мной и моим Богом, как будто до меня вовсе и не было никакой церкви, а если и была, то мне это совершенно неважно. Такой взгляд делает неважным само ощущение времени. Конечно, здесь я не собираюсь преподавать вам историю Израиля. Но очевидно, что мы начинаем в первую очередь с творения и грехопадения. И ещё один важный момент - это избрание Авраама в и то, что из него следует (Быт 12 и далее). Ключевое слово в этом повествовании это то, что Бог избрал Авраама, выбрал его, заключил с ним завет. Слово "завет" там выражено непонятным словом, но нам лучше понимать завет как усыновление . Он ввёл в Свою семью тех людей, которые изначально в неё не входили. И конечно же, часть этого завета составляло обетование , то самое слово, которое особенно предпочитает использовать апостол Павел. Обетование находит своё высшее выражение в смерти и воскресении Иисуса Христа. Слово "избрание" можно использовать чтобы ёмко выразить единство Ветхого и Нового завета. Итак, если Бог избрал Авраама и его семя, то о Христе часто говорится как об избранном в единственном числе. Христос в определённом смысле слова и есть Израиль, сведённый к одному. И сами христиане, следуя примеру Христа, воспринимают себя как избранный народ. Мы не родились христианами. Мы были избранны, были крещены, были усыновлены, и через всё это стали частью Божьей семьи, семьи Христа. И потому мы называем себя избранным народом, и это название не то, что мы что-то заслужили сами и могли бы этим хвалиться. Это сущий дар благодати тем, кто её не заслужил. Если бы здесь у меня была доска, то я мог бы нарисовать что-то в виде такого креста или скорее буквы "Х"._И слева был бы Ветхий завет, который сводился бы к одному Христу, находящемуся в центре, на пересечении линий. В правой части уже было бы расширение и распространение христианской церкви. Именно благодаря Христу мы говорим о народе Божьем не только в Ветхом, но и в Новом завете. И мы есть часть этого народа. Итак, такое ощущение истории, как истории именно спасения, крайне важно для понимания христианской веры. Это можно противопоставить мистическим и неисторическим взаимоотношениям с Богом, для которых нет никакой необходимости ни в прошлом, ни в будущем.
Имена Христа в Ветхом завете
Во-первых, я бы хотел обратиться к некоторым именам, под которыми мы можем увидеть Христа в Ветхом завете. Я думаю, что вы понимаете, что это одна из начальных трудностей - вы не увидите имени "Христос" в Ветхом завете, а потому, как мы можем называть его христианской книгой? В Ветхом завете очень много говорится о Боге и о Господе, но важно помнить, что это слова общего характера. Они могут относиться к любому божеству, которому поклоняются люди той или иной религии, независимо от характера этого божества. Даже в Новом завете Павел пишет, что на земле "есть много богов и господ много" (1Кор 8:5). Так что появление одного слова "бог" или "господь" ещё ни о чём не говорит. Наученные христиане будут, естественно, связывать это слово с истинным Богом и Господом, но это неочевидно само по себе. Я думаю, что здесь кроется некоторая опасность, особенно когда мы говорим друг с другом или когда произносится проповедь. В этом случае нужно быть очень аккуратными, чтобы не использовать имя "бог" или "господь" только в общем смысле. Нам умышленно нужно быть конкретными, может быть даже более, чем это необходимо, и отчётливо определять, в какого же Бога мы верим. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Тот, о Котором мы говорим как о Троице: Отце, Сыне и Святом Духе. Вы можете, конечно же, уловить взаимосвязь и понять, о каком Господе говорится в Ветхом завете на основании сходства имён.
В Ветхом завете появляется в русском переводе имя Иисус, или Иешуа. "Иисус" - это просто арамейская форма древнееврейского имени "Иешуа". И оба имени просто означают "спаситель". Они звучат почти одинаково. Также есть и не очень похожие слова, например, "Осия". Это то же самое слово, хотя это и не сразу видно. И помните, именно такое имя было дано сыну скептика Иосифа, который думал, надо ли ему жениться на женщине, которая уже понесла. И Бог говорит Иосифу: "...и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их" (Мф 1:21). А само имя на самом деле именно это и значит.
Имя же "Христос" здесь несколько более трудное. "Христос" - это греческий эквивалент слова "мессия", которое у нас звучит так. Само это слово - очень общее по природе. Оно просто означает "помазанник" или "помазанный". В Ветхом завете это слово применяется к поставлению священников, которые обычно помазывались на служение и также к поставлению царей. Но также это слово используется и образно, особенно относительно тех, кто был назначен Богом. И неважно, использовался при этом елей или нет. Но даже в Ветхом завете слово "мессия" нигде не используется как личное имя. Об этом стоит помнить. Употребление слова "мессия" с большой буквы уже характерно для времени Нового завета, но это уже технический момент. Значимость этого слова применительно ко Христу выявляется из первой проповеди Христа в Назарете (Лк 4:16-20). Там Иисус использует текст пророка Исайи, где сказано: "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное... " (Ис 61:1-2). И в конце своей проповеди Он сказал: "ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лк 4:21), "Я есть Тот, о Ком Исайя пророчествовал в этом тексте". И помните, люди взяли тогда камни чтобы изгнать его из синагоги? Итак, к настоящему времени имя "Христос" уже практически стало для нас таким же личным именем, как "Иисус", хотя фактически это не имя, а титул, который описывает действование Христа, Его миссию. Может быть, стоит вспомнить, что Сам Иисус в Евангелиях отказывается называть Себя Мессией, и отчасти из-за того, что иудеи того времени имели неправильное представление о роли Мессии: они думали, что это военный руководитель, который принесёт им спасение от римлян. Иисус же учит, что Его господство не такое. Он Царь совершенно другого царства, не политического. Если бы у нас было больше времени, мы могли бы поговорить о том, что церковь тоже часто страдала из-за того, что неправильно понимала свою миссию, и во время ведения военных действий многие хотели загнать Бога в свой угол. Бог и христианство зачастую просто делались оправданием национализма.
Сам Иисус предпочитал называть себя именем "Сын человеческий". Этот термин в Ветхом завете появляется в видении Даниила: "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему" (Дан 7:13).
И наконец, третье имя, может быть самое важное из всех, но и самое сложное - это слово "Господь". В русском языке слово "господь" может быть выражением почтения перед благородными людьми. То есть название "господь", "господа", может быть отнесено к людям высокого происхождения или почётной должности. И в Ветхом завете слово "господь" также встречается в таком широком смысле. Это просто титул, относящийся к земному правителю. Но чаще всего этот титул относится к Царю царей, Господу господствующих. Особенно важно то, что этот титул в Ветхом завете часто связан с личным именем Бога. Мы с уверенностью на 99,75% можем утверждать, что этим именем Бога в Ветхом завете было "Яхве". Но также часто встречается фраза "Господь Яхве". Что же здесь такого непонятного? Дело в том, что уже очень давно, за столетия до Нового завета, иудеи перестали произносить это имя вслух. И поэтому вместо него они вставили древнееврейское слово "господь" - "адонай". Чтобы показать, что при чтении Торы вслух нужно произносить "адонай" вместо написанного "Яхве", иудеи поставили под согласными слова "Яхве" гласные от слова "адонай". Искусственное слово, которое получается в результате такого синтеза, звучит как "Йехова" или "Иегова", согласно синодальному переводу. (Первая гласная слова "адонай" представляет собой т.н. шва, или короткий неопределённый звук, который при подстановке в слово "Яхве" произносится уже как "е", а не как "а" - прим. ред). Хотя это слово и можно так прочитать, оно, тем не менее, никогда не произносилось вслух и служило лишь техническим знаком или пометкой в тексте, указывающей на то, что здесь нужно произносить "адонай" вместо написанного. Когда Ветхий завет был впервые переведён на другой язык - на греческий, а это случилось в III-м веке до нашей эры, греческие переводчики, очевидно, использовали при переводе греческий аналог еврейского "адонай" - "кюриос". И поскольку русская Библия была основана на этом переводе Ветхого завета, то это слово "кюриос" использовали чтобы сказать о Боге Ветхого завета. И здесь возникает очевидный вопрос: а каково отношение между этим "кюриос" и Христом? И возможно самый ясный текст, ответ на этот вопрос, появляется в 1Кор 12:3. Многие считают, что это один из наиболее ранних символов веры, предвестник Никейского символа. В греческом там стоит только два слова: - "Господь Иисус", и из контекста этого стиха явствует, что Иисус там не просто один из многих господ, а единственный, воплощение Яхве. Я уже также упомянул о стихе из книги Откровения, где Иисус описывает Себя как Того, Кто был, есть и грядёт, а это и есть ссылка на имя Яхве.
Я надеюсь и молюсь о том, что когда вы будете впоследствии читать Ветхий завет, это будет для вас самим собой разумеющимся. Подготовленные христиане, читая о Боге в Ветхом завете, разумеется, имеют в виду истинного Бога, а когда читают о Господе - они читают о Христе. Это делается почти бессознательно, и так и должно быть. Но мы должны отдавать себе отчёт, что до какой-то степени так нужно поступать намеренно, сознательно. Это не является очевидным само по себе обычному, рядовому читателю Писания. Это статья веры, дар от Святого Духа. Мы должны подчёркивать это, чтобы показывать связь между Ветхим и Новым заветом.
И ещё одна мысль перед тем, как я закончу разбор имён: в крещении нас называют по имени, и зачастую во многих языках это имя называется христианским именем. Часто мы об этом забываем. Наше общество было настолько секуляризировано, что мы уже почти забыли об этом, но если где-то используется такая фраза как "христианское имя", то это подразумевает, что наши имена должны быть свидетельством того, что мы крещены. И в будущем, если подходить к этому законнически, нужно сказать, что эти имена должны быть только именами людей, которые появляются в Библии и играют там важную роль. Лютеране, однако, никогда не были такими законниками. Лютеранские родители могут дать ребёнку то имя, которое им хочется. Моё имя (Гораций) также свидетельствует о том, что мои родители не очень заботились о том, чтобы имя непременно было взято из Библии. Я не знаю, совершается ли это в ваших церквях, но в Америке во время хода литургии обычно спрашивается, у кого сегодня день рождения, и потом идёт молитва об этих людях. В этом, по сути, нет ничего неправильного, но всё-таки в церковь мы ходим не для этого. Древняя церковь считала, что празднование естественного для рождения это языческая практика. Может быть это потому, что мы не знаем точно, когда родился Христос. Мы празднуем Рождество 25-го декабря, но это случайная дата. Уже позднее люди стали обращать внимание на обычные дни рождения в церкви. Очень полезно для пасторов и для вообще всех христиан обращать внимание на дни крещения людей, когда люди были названы по имени в крещении и получили там свои христианские имена. Я не знаю, слышали ли вы об этом, но есть много церквей и групп, которые много говорят о возрождении и о том, как надо возродиться. Основная идея возрождения - по-глубокому христианская. И я не буду сейчас вас подвергать испытанию, но тем не менее, если бы я спросил вас сейчас, кто из вас точно помнит дату своего крещения, то я думаю, поднятых рук было бы не очень много. И мне кажется, что это один из хороших способов того, как нам стоит напоминать себе о важности крещения. И этот способ говорит о той роли, которую играет имя в жизни человека. Имя подчеркивает суть человека. Но более всего здесь стоит отметить, что большинство имён в Ветхом завете это своеобразные символы веры. Например, Нафанаил , - "-ил" в конце есть сокращённая форма от "элохим" или Бог. Или есть та или иная форма имени Яхве. Такое имя обычно можно перевести как "Яхве делает то или другое", и само имя уже представляет собой описание или символ веры. В этом не было никакого магического действия. Это не означало, что люди всегда жили согласно этим именам.
- · Зависит ли жизнь человека от звезды, под которой он родился? А как насчёт употребления имён людей в колдовстве?
Зависит ли жизнь человека от того, под какой звездой он родился? Сам Ветхий завет не вдаётся в подробности, но очевидно, что в то время налицо были мистические культы. Я думаю, что на ваш вопрос был бы ответ "да". Другое дело, что нам совершенно не нужно, и даже опасно идти дальше в этом направлении и пытаться выяснить, каким же именно образом выражена эта зависимость.
В православии раньше ребёнка нарекали по имени святого, в день которого его крестили. Как я уже сказал, у нас нет правил или такой системы, хотя я бы не стал выступать против такой системы, если бы кому-то вдруг захотелось бы её ввести. Если объяснять ребёнку, когда он подрастает, почему ему было дано такое имя, то это может быть отличным средством для того, чтобы показать этому ребёнку его связь со всей историей церкви. Мне кажется, что немного лучше иметь библейские имена, чем имена не связанные с ними. Впрочем, с другими именами также нет никаких проблем. Я только был бы обеспокоен, если бы был вдруг издан абсолютный закон по этому поводу. Но здесь я уже сражаюсь с ветряными мельницами, потому что у нас нет такой проблемы в любом случае. Когда нет принципов, то людям могут давать имена, которые вообще ничего не обозначают. Так или иначе, многое зависит от того, как впоследствии ребёнок будет научен.
Я хотел бы немного поговорить о том, что считать принятым - о единстве Ветхого и Нового завета. Мы можем искусственно разделять Библию на две части, как мы и делаем, но это по-прежнему остаётся одна Библия, одно Писание. И мы извлекаем вероучение из обеих частей этого Писания. Мы берём тексты дня наставления и догматических учебников из обоих заветов: Ветхого и Нового. В обоих есть тексты, содержащие и подтверждающие доктрины нашего вероисповедания. В нашем богослужении мы используем оба завета. Как я вижу, здесь у вас на утренях и вечернях используется как Ветхий, так и Новый завет, а также распеваются псалмы. Если вы взглянете на ваши гимны, то, как правило, сможете увидеть в них множество ссылок на Ветхий завет. Это, может быть, кажется само собой разумеющимся, но это важно осознавать и уметь объяснять другим: почему мы считаем так, а не иначе.
Сегодня утром я бы хотел ещё уделить внимание двум трудным словам, которые могут повредить единству двух заветов и привести нас к необходимости их раздвоения.
Понятие "Закон" в Ветхом завете
Первое слово вы уже слышали много раз и ещё не раз услышите - это слово "закон". Закон - многозначное слово, в разных местах Библии оно имеет разный смысл. Говоря о понятии "закон", трудно даже понять, с чего нужно начать. Вслед за апостолом Павлом лютеране привыкли противопоставлять Закон и Евангелие. В этом противопоставлении Закон есть ни что иное, как справедливое требование Бога насчёт нашей святости, которую мы не можем приобрести, и тогда очевидно, что Закон нас осуждает, знаем мы об этом или нет. Убегая от этого осуждения мы либо обманываемся, убеждая себя, что исполняем Закон, снижая уровень его требований, либо ведём себя как те немногие люди, которые серьезно воспринимают Закон. Они могут впасть в отчаяние и совершать безрассудные поступки, чтобы во что бы то ни стало исполнить требования Бога. Но поступая так мы всегда придём к тупику. И поэтому мы обычно используем фразу - Закон всегда осуждает. Павел говорит о Законе, что он есть детоводитель ко Христу. Это напоминает нам о том, что как бы мы упорно не искали, какими бы мы не были замечательными по человеческой мудрости, сами мы не сможем найти истинного Бога, Мы ищем и понимаем, то дальше дороги нет, и тогда мы начинаем сознавать Евангелие, как благую весть Бога. Итак, в таком, Павловом смысле слова, мы часто используем Закон и Евангелие как противоположности.
Теперь о ветхозаветном слове "закон". Слово то же самое, но источник, с которого был сделан перевод, совершенно другой. Древнееврейское слово Тора время от времени используется в отношении пяти книг Моисеевых, но также достаточно часто употребляется и в отношении всего Ветхого завета. И общее значение этого слова в Ветхом завете совсем не такое, каким оно предстаёт в писаниях апостола Павла. Поймите, что основная идея здесь та же самая, но она уже не выражается словом "закон". Тем не менее, когда в переводе используется то же самое слово, то начинается путаница. В общем смысле слово "Тора" лучше всего перевести как "наставление" или "учение". Конечно же, в Библии имеется в виду Божье учение, наставление, или откровение, если угодно. То есть всё, что Бог даёт в Ветхом завете, вся история спасения, включая обетования о приходе Мессии, и можно многое ещё перечислить кроме этого. Итак, если вы видите это слово в Ветхом завете и воспринимаете его в том же смысле, что и апостол Павел, тогда очень легко вы можете прийти к выводу, что Ветхий завет это религия дел и учит нас, как нам нужно умилостивить Бога. И если бы это действительно было вестью Ветхого завета, то он никак бы не мог бы оказаться в одной Библии с Новым заветом. Они бы просто противоречили бы друг другу, между ними не было бы никакого единства. Поэтому здесь я достаточно радикален. Я рекомендую проповедникам, а также это относится и к отдельным христианам, читающим дома Ветхий завет, видя при чтении слово "закон", не понимать его как Закон, но использовать другое слово, которое ближе подошло бы по значению. Забавно, но я бы стал утверждать, что если вы вместо него подставите слово "евангелие", то часто вы подойдёте ближе к мысли автора, в сравнении с тем, что слово "закон" означает для людей вообще и для лютеран в частности. Если этот метод кажется вам слишком радикальным, то используйте параллели самой Библии. Как вы знаете, в псалмах часто повторяется одна и та же мысль разными словами, это называется параллелизмом . И в псалмах часто "Тора" состоит в параллели со словом "слово". А что есть "слово"? Конечно, это тоже следует определить, но по крайней мере это не подсыпает перца на вашу веру, как слово "закон".
Почему в Ветхом завете нет иудеев
Почему в Ветхом завете нет иудеев? Дело в том, что в Ветхом завете мы можем видеть названия, такие как Израиль или сыны Израиля . Нигде в Ветхом завете мы не найдём названия иудей. Позднее, после разделения Израиля на северное и южное царство, северное царство стало называть себя Израилем , чисто из политических соображений, а южное стало называться Иудеей . Жители Иудеи назывались иудеянами . Позднее это слово постепенно превратилось в слово иудей. Так что название "иудей" это на самом деле чисто географический термин. Однако он имеет уже больше религиозное значение, чем географическое. Мы должны понимать, что на самом деле современный иудаизм в каком-то смысле также далёк от древнего Израиля, как христианство. У иудеев в процессе времени развилась мощная традиция, так называемый Талмуд . Первая часть Талмуда - Мишна, была написана примерно в 200-м году нашей эры. Вообще общий список Талмуда более-менее сформировался к 600-му году нашей эры. Это, тем не менее, не означает, что он возник именно в это время. Он в это время просто был записан. Таким образом, мы не можем говорить о иудаизме как о религии Ветхого завета, а как о Ветхом завете с добавлением ещё чего-то, в данном случае, Талмуда. Подобным образом мы можем говорить также и о христианстве как о Ветхом завете с добавлением Нового завета. Иудаизм можно датировать примерно 200-м годом нашей эры. Однако тут кроется гораздо больший вопрос: где же среди этих двух ветвей был истинный Бог? Вопрос этот, на самом деле, был очень значимым: однажды ученики Иоанна Крестителя спросили Иисуса: "Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?" (Лк 7:20). Поэтому окончательный вопрос состоит вот в чём: если Ветхий завет это книга, которая уже была исполнена до Христа, тогда христианство это уже что-то совершено новое, или же Ветхий завет - это обетования, которые ещё не исполнились? Тогда мы всё ещё ждём Мессию, надеясь, что Он придёт ещё когда-нибудь в будущем, и при этом мы должны исполнять ещё больше предписаний, чем раньше. Это наиболее основополагающий вопрос. И мне представляется, что если вы будете говорить об иудеях в Ветхом завете, то вы проиграете ещё не начатую битву, сдадитесь без боя. Если мы говорим о различии иудаизма и христианства, то тем самым мы говорим что иудеи правы. В таком случае мы не имеем права на истолкование Ветхого завета и наша религия недействительна. В связи с этим здесь мы имеем дело с самыми глобальными вопросами. В Америке такие выражения очень широко распространены: люди почти всегда говорят об иудеях в Ветхом завете. Я не знаю, так ли это в России. Тем не менее, я бы не стал обвинять тех, кто так говорит, поскольку эти люди не отрицают христианства, а просто говорят, не обращая внимания на термины. Они не только совершают техническую ошибку, но вообще ведут себя как-то беззаботно. Просто такой способ выражения мысли сам напрашивается на ошибку, приводя нас к такому рассуждению. Поэтому я бы просто молился о том, что если вы вдруг впали в такую ошибку, то вам нужно это поправить и не говорить впредь об иудеях в Ветхом завете, а использовать для этого технически правильные термины "Израиль" и "израильтяне", а термины "иудей" и "иудаизм" оставить для другой религии. Иудаизм - это совершенно другая религия, подобно исламу или буддизму, или вообще чему угодно. Хотя, конечно, к сожалению, у нас больше точек соприкосновения с иудаизмом, чем с другими религиями. Есть ещё одно небольшое примечание, которое я хочу добавить к этой дискуссии. Я думаю, что фактически несомненно, именно такой беззаботный способ выражения насчёт иудаизма внёс свой вклад в развитие антисемитизма. Здесь есть много причин помимо расизма. В Америке таких причин также было достаточно. И часто во время всевозможных проблем иудеи становились козлами отпущения. Есть много разновидностей расизма: как правило одни нации считают себя превосходными над другими. Но мне кажется, что иудеи за столетия не смогли преодолеть эти предрассудки, которые у них были и есть по поводу их "избранности". Во многом эти предрассудки как раз подпитывались такими разговорами об иудеях в Ветхом завете. В Ветхом завете люди ожидали Мессию. Они что-то знали о Нём, но отвергли Его и в результате стали в глазах Божьих гораздо хуже, чем просто рядовые неверующие, потому что другие может быть просто не слышали никогда о Христе. Суть здесь в том, что когда мы говорим об иудеях в Ветхом завете, то это подразумевает, что они уже знали Мессию раньше, но отвергли Его, и поэтому они хуже рядовых неверующих. Это уже не просто ещё одни люди, которые отвергли Христа. Можно найти документы с подобными идеями в фашистской Германии. Многие немецкие христиане, не принимавшие непосредственного участия в преследовании евреев, тем не менее, могли спокойно сидеть сложа руки и ничего не делать, глядя на эти гонения, потому что они так думали об иудеях. Иудеи или евреи, согласно их рассуждениям, просто получали то, что им причитается - они отвергли Мессию, и теперь их постигает заслуженное Божье наказание. Я думаю, что и по-прежнему можно встречать такие воззрения на иудеев, и это проблема.
Иудаизм - это не одно целое, но совокупность множества групп и течений. Некоторые либеральные иудеи в общем-то ничего не знают о своей собственной религии. О таких можно сказать, что они не обращают внимания на пророков. Но есть и такие христиане, которые ведут себя так же. Но если говорить об ортодоксальном иудаизме, то они, конечно же, вполне определёно ожидают Мессию. У них есть в связи с этим ожиданием странная традиция, что во время пасхи они оставляют место для Мессии, так чтобы если Он придёт, Он мог быть Гостем за их столом. В ортодоксальном иудаизме есть такие идеи. Что касается расселений ветвей иудаизма, то там больше ударений на мессианскую тему, чем на личность Мессии. То есть еврей в разных своих проявлениях ожидает времени, когда будет много благословений, радости, счастья, когда будет мир на земле, - эти идеи уже говорят о фактическом слиянии иудаизма со многим современными утопическими идеями.
- · Имеет ли значение написание слова "Иудей" и "Еврей" с заглавной буквы?
Иудеи в то время были основными соперниками христианства, и апостол Павел писал о том, что слово о кресте дня них является юродством (1Кор 1:18). Было разделение между христианами и иудеями, и христиане были избраны, с одной стороны, из иудеев, а с другой стороны, из эллинов, пришедших из язычества.
- · Как соотносится с обетованиями Ветхого завета насчёт двенадцати колен тот факт, что фактически этих колен не осталось? Доказательство - то, что язык иврит почти пропал. Можно ли считать ашкинази 13-м коленом?
Я не могу дать точного ответа, на то, когда колена были утрачены. Я думаю, что десять северных колен затерялись ещё когда Самария пала в VIII-м веке до н.э. Уже тогда нельзя было различить эти колена между собой. С того времени всё, что осталось - это были два южных колена, колено Иуды и Вениамина. Вениамин был маленьким коленом. Эти колена вполне могли поддерживать свою целостность на протяжении некоторого времени. Но в целом иудейская история не была таким счастливым временем, и их постоянно кидали с одного места на другое, поэтому очень сомнительно, что сегодня можно проследить какое-то происхождение по коленам. В Америке очень распространённая еврейская фамилия - Коган. Можно подумать, что если вы встречаете человека с такой фамилией (а это еврейское слово означает священник ), то это скорее всего скажет вам, что этот человек еврей по национальности, но утверждение о том, что этот человек обязательно принадлежит колену Левия, будет весьма необоснованным. Это не только необоснованно, но и крайне маловероятно. Помните, ещё когда Ездра после вавилонского плена возвращал людей в Иерусалим, то за теми левитами, которые поселились в Вавилоне и практически обустроились там, Ездра должен был посылать специальные экспедиции, чтобы они могли его сопровождать в его предприятии. У него должно было быть достаточно левитов, чтобы они могли нести служение в храме. Фамилия "Кохен" вовсе не означает, что человек произошёл из колена Левия. Сейчас фамилия ничего уже не говорит о принадлежности человека к тому или другому колену. Это то же самое, что человек с фамилией Смит: есть хороший шанс, что у него есть немецкие корни, но мы не можем утверждать это наверняка. Сегодня появляются небольшие секты и культы, которые объявляют себя вновь обретёнными десятью коленами и их наследниками. Но каким образом они там пропали, а здесь вдруг нашлись? Я не хочу вдаваться в это, но это ни что иное, как современная мифология.
Единство Завета
Я хочу сейчас поговорить o единстве Завета. Один из путей, как мы понимаем два завета как одну Библию, что неочевидно, это Троица. Кроме того, вчера в лекциях я также упомянул о Христе перед Его воплощением в Ветхом завете. Он присутствовал в Ветхом завете ещё до Своего воплощения. И если в одном и в другом завете Бог один и тот же, если истинный Бог это Бог Троица, тогда этот Бог должен был троичен и в Ветхом завете. Там это было не настолько явленно и открыто, как впоследствии в Новом завете. В случае со Христом, в особенности, мы видим много свидетельств тому, как Он присутствует в Ветхом завете в том виде, который предвосхищает само воплощение. Христос присутствует в человеческом облике ещё до того, как становится человеком в воплощении. На это мы можем видеть несколько непрямых указаний в Ветхом завете. Ветхий завет наполнен тем изобразительным языком, который мы можем назвать термином "антропоморфизм". Бог зачастую описывается в Ветхом завете как имеющий глаза, уши, уста, ноздри, ноги и т.д. И очевидно, это не просто отображение того, как выглядит Бог. Тем не менее, Сам Бог уже в Ветхом завете дал такое описание Себя Своему народу, чтобы Его можно было как-то воспринимать. Мы живём в рамках материального пространства и времени. Может быть, философы и могут говорить о чистом Духе, что бы это ни значило, но нам трудно описывать чистый Дух, в Котором нет никакого облика, никаких очертаний. С другой стороны, Быт 1 повествует нам, что Бог сотворил людей по Своему образу. И слово "образ" здесь - это то же самое слово, что упоминается по отношению к статуям, идолам. Но здесь также мы не должны проводить эту аналогию слишком далеко и утверждать, что глядя в зеркало мы видим что-то похожее на Бога. Когда мы говорим об образе Божьем, то мы в первую очередь подчёркиваем духовные аспекты, которые были утрачены человечеством в грехопадении и восстановлены только в Иисусе Христе. Он описывается как второй Адам, как единственный истинный человек после Адама, после грехопадения. Мы, конечно, не можем по-настоящему понять такой поразительный, рукописательный язык. Но тем не менее, такой язык берёт начало в Божьей благодати. Бог использует такой язык, чтобы мы могли как-то Его описывать. Он использует это, чтобы лучше доносить до нас то, что Он хочет нам передать. Если бы Бог говорил только по-божески, то мы не смогли бы понять Его. Перед тем, как мы говорим о понимании, мы должны быть достаточно смиренными, чтобы признать, что несмотря на то, что мы говорим что учение о Троице было полностью и совершенно явлено в Ветхом завете, мы не можем исповедовать, что кто-то из нас может принимать это учение во всей своей глубине. Одна сущность и три ипостаси Троицы всё равно остаются тайной для нас, также, как это было сокрыто от людей Ветхого завета. Обычный человеческий разум этого никогда не поймёт, а мы можем это только исповедовать и верить в это.
Есть разные выражения в Ветхом завете, которые показывают предвоплощённого Христа, Христа, являющегося в человеческом облике или похожем на человека ещё до того, как Он Сам стал человеком. Один из наиболее очевидных примеров, которые я упомянул вчера - это то, что в древнееврейских высказываниях первая часть стиха может говорить о том же, о чём говорит вторая часть, только используя разные слова. Особенно это свойственно для еврейской поэзии. Пример этого - когда в одной части говорится об Ангеле Яхве, а другая часть говорит просто о Яхве. И здесь очевидно, что речь не идёт просто об одном из ангелов, хотя конечно, Бог может посылать и ангелов, но здесь слово "Ангел" используется в техническом смысле, когда Бог является как человек, но в то же время это истинный Бог. Есть много примеров такого параллелизма в Ветхом завете. Я не думаю, что могу разобрать здесь все примеры, потому что их на самом деле много.
Второй пример, который я также вчера упомянул, это Божье имя. Законное место богопочитания это, как обычно строится фраза - где Он поставит Своё имя, где имя Божье будет пребывать, обитать, жить. Любой человек живёт в доме или в квартире или ещё где-либо. Так, храм или его предшественница скиния были известным Божьим домом, или по крайней мере, Его земным домом. И мы до сих пор можем называть наши церкви домами Божьими, потому что мы веруем, что там, где проповедуется Евангелие или преподаются таинства - там на самом деле присутствует Бог. Эта фраза - где пребудет Божье имя, или где Бог поставит Своё имя - тоже чисто техническая фраза, имеющая отношение к воплощению. С одной стороны, Бог вездесущ и обитает везде. В целях благодати Он являет Своё присутствие в разных местах в разное время. Это применимо и к христианству - Ветхий завет и Библия воспринимают мир как бы состоящий из двух уровней. Настоящее место обитания Бога это второй этаж, верхний. Человек не может туда попасть. Человек ничего не знает об этом верхнем уровне кроме того, что там присутствует Бог. И там Он действительно есть. Далее Библия говорит, что Бог по Своей благодати нисходит к нам в Своём воплощении, а затем Он возносится. И при вознесении о Христе было сказано, что Он вернётся также, как был вознесён. Образ схождения и восхождения характерен для Библии, и это также представляет собой описательный язык. Для Бога, тем не менее, нет верха и низа, переда и зада, но в этом описательным языке Он нисходит, Он идёт сверху вниз. И Он творит Своё присутствие, Он обитает среди Своего народа. Таким Он присутствует, таким Он открыт для людей. Там можно к Нему приобщиться, воззвать к Его имени в молитвах. Имя - это не просто случайный набор букв, но оно изображает Его сущность. Его имя свидетельствует о Его бытии, о том, Кто Он есть на самом деле. Помните, в Новом завете сказано, что "нарекут имя Ему Еммануил " (Мф 1:23). Это, на самом деле, не имя, не то, как Его называли, потому что в жизни его звали Иисус. Почему же тогда Еммануил? Потому что это слово в переводе с арамейского значит "С-нами-Бог". Но это и есть суть воплощения - то, что Бог с нами. Иначе говоря, этим словом было сказано об Иисусе, что в Нём телесно есть исполнение того, что было истинно и ранее таким предварительным образом, в скинии и в храме. То есть Иисус и есть то место, где обитает Имя Божье. И мы, христиане, тоже используем имя Бога таким, общим путём, когда крестим людей во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вчера я говорил о важности христианских имён, или имён, которые обретаются при крещении. Также большая часть наших богослужений начинается с фразы "во имя Отца и Сына и Святого Духа". Это подразумевает Его раннее присутствие там, где Слово Его действительно проповедуется или Он присутствует таинственно в крещении и Евхаристии. Тот знаменитый текст во второй главе послания к Филлипийцам, я свободно цитирую: "Христос не почитал хищением быть равным Богу" (Фил 2:6). То есть Он держался за Своё равенство Богу. Это как раз отличает Его от людей, которые пытаются думать о себе как о равных Богу. Христос уничижил Себя даже до смерти и смерти крестной (Фил 2:5). Затем в тексте идёт: "Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил 2:9-11). Использование слова "имя" во многих случаях в Ветхом завете подразумевает личность, у которой, как и у всех нас, есть имя. Здесь подчёркивается не просто само слово, которое обозначает нас - что-то вроде таблички, которая указывает на нас, но здесь идёт речь о самой сути личности.
Другое слово, которое используется также часто, и которое ещё сложнее для восприятия - это слово "слава". Слыша это слово, мы обычно представляем себе что-то красивое, славное. Конечно, такое представление тоже входит в смысл этого слова, но в ряде случаев слово "слава" как раз относится ко Христу к Его личности. Один явный отрывок, который я приведу - Пс 25:8: "Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей". Смотрите, здесь опять встречается это слово "жилище", "пребывание". Здесь Бог описан как Слава, как личностная Слава. Ещё один раздел Ветхого завета, который таким образом описывает понятие славы - это видения пророка Иезекииля. Очень подробно, особенно в 10-й главе книги, Иезекииль описывает колесницу с плоской крышей, где поставлен престол, а на престоле восседает невидимая Слава Божия. Это тема славы пронизывает и охватывает всю книгу Иезекииля. Очевидно, что это Сам Бог, и так может называться Христос. Новый завет также использует этот язык. По-гречески Христос часто описывается как - Слава Божья. Христос есть Тот, Кто воплотил в Себе Божью славу. Она уже является в Ветхом завете, но окончательно она исполняется во Христе. И яснее всего это приводится в Евангелии от Иоанна. Как являет Христос Свою славу? Не так, как это делают обычные люди, хвалясь о себе, увеличивая свою власть или подобным образом. Прославление Христа сводится, в особенности, к Его распятию. Его позорная смерть как преступника на кресте есть наивысшее проявление Его славы, она являет Его славу. И такое странное прославление переворачивает все человеческие представления о том, что такое слава. Слава христианской жизни - в том, чтобы следовать примеру Христа, она состоит в крестообразности всей нашей христианской жизни, начиная с самого крещения, где мы погребаемся со Христом крещением в смерть и восстаём с Ним в жизнь. При крещении на нашем челе елеем рисуется крест. Каждое утро при пробуждении и каждый вечер перед отходом ко сну мы осеняем себя знамением креста.
Есть ещё много важных слов, обозначающих Христа, и одно из них - "Слово Божие". Когда вы слышите это выражение, то что вы думаете? В Библии есть по крайней мере три основных значения, которые может принимать это выражение. Если вы не будете ухватывать все эти три аспекта вместе, то вы не поймете их смысл до конца. Во-первых, "Слово Божие" означает просто Писание , потому что Писание это обычные слова, изначально написанные на иврите и греческом и позже переведенные на другие языки. Я думаю, что все знают, что такое слова, и что их очень легко говорить. Многие люди провозглашают, что Библия - это "Слово Божие", но в то же время полностью утрачивают понимание того, что же это значит на самом деле. А потому они могут просто превращать Библию в правило Писаний, или она становится для них неким мистическим святым, как будто если бы само присутствие этой книги в доме уже освящало бы его. Библия - это и в самом деле священное писание, но здесь нужно говорить большее. Что находится в центре этой книги? Что скрепляет её и делает единым целым? Вокруг чего всё вращается? В этом смысле "Слово Божие" - это Сам Иисус Христос. Он есть в Ветхом завете и в Новом. Конечно же, в Новом завете самый знаменитый пример этого уже был нами процитирован - это первая глава, опять же, Евангелия от Иоанна, особенно 14-й стих: "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца". А строго говоря, там стоит не "обитало", а такое слово, как "поставило скинию или шатёр", буквально "скиневало" (в греч. ). Тело Его будет исполнением всех обетований Ветхого завета о пребывании Бога. Итак, если Христос как личность не рассматривается как Тот, Кто объединяет Собой всю Библию и придаёт ей настоящий смысл, то Библия навсегда останется просто книгой. А в общем-то нужно иметь ещё и третью часть, которая сопутствует пониманию термина "Слово Божие": кто есть Христос? Не очевидно просто сказать "Слово". Но мы также говорим и о Слове о Христе и одним словом это можно просто назвать "Евангелие ". Проповедовать Слово означает проповедовать Писание, проповедовать Иисуса, проповедовать Евангелие. Все эти три понятия действуют одновременно.
Понятие "мудрость"
Ещё пара имён. Одно слово, которое не так часто используется в Библии в этом понятии, но в некоторых книгах это очень важное слово - это "мудрость". Обычно это слово просто означает здравый смысл, умение разобраться в ситуации, противоположность глупости и так далее. Но употребление этого слова в Библии также может быть и таким: высшая мудрость есть знание истинного Бога и Иисуса Христа, Которого Он послал, а это это конечно же, есть дар Духа. Это та мудрость, которую люди не могут обнаружить сами. Эта мудрость представляет собой контраст всему человеческому проявлению мудрости. Человеческая мудрость может называть Божью мудрость юродством или глупостью, когда Бог низлагает то, что в человеческих очах может казаться великим, и поднимает то, что кажется слабым. Более всего слово "мудрость" играет важную роль в книге Притчей в Ветхом завете. Книга Притчей это раздел так называемой литературы мудрости, или литературы хохма. Особенно ярко эта литература представлена 8-й главой книги Притчей. Мудрость там отписана как личность, существовавшая у Бога ещё до творения, помогавшая Ему в деле творения, и так далее. Мы не должны забывать многие доводы древней церкви о природе Христа, в особенности в спорах против Ария. Спор был о том, был ли Христос истинным Богом от вечности или Он был Богом усыновлённым и Богом только по благодати? Если вы будете читать отцов церкви, то увидите, что во многом этот спор вращался вокруг 8-й главы книги Притчей, так что древняя церковь не имела никакого сомнения о том, о какой Мудрости идёт там речь. И также апостол Павел может говорить о Христе как о Мудрости или о Премудрости Бога.
Понятие "Дух Божий"
И последний термин, который, возможно, вам наиболее знаком - это "Дух Божий". Нет сомнения, что учение о святой Троице было организованно, явлено и сведено именно в Новом завете, но Дух Божий очевидно присутствует также и в Ветхом завете. В Ветхом завете Бог посылает Своего Духа и там это выражено как распространение бытия Самого Бога. Бог, конечно же, определяет чётко только Новый завет, сводит его воедино и даёт целостную картину. Учение о Троице предстаёт в полноте только в Новом завете. Пока я говорю об этом, может быть, стоит упомянуть, что в древней церкви было далеко не так легко найти правильные формулировки, чтобы выразить учение о святой Троице. Будучи зрелыми христианами, особенно если мы выросли в христианской среде, нам совершенно не трудно, читая Новый завет или вообще Библию, видеть там Троицу. И вообще нам нелегко понять, как кто-либо мог прочить это иначе. В древнем христианстве были свои сложности и там приходилось всё время искать точные формулировки для учения о святой Троице. Эти споры были всё время неразрывно связаны со спорами о природе и сущности Христа. И хотя мы не можем говорить с уверенностью, насколько люди Ветхого завета всё это понимали, Ветхий завет, тем не менее, показывает, что что-то всё-таки они также понимали и знали. И мы, как христиане, имеющие всё откровение, которое Бог дал нам, обязаны подбирать выражения и слова в их полном христологическом, христоцентричном смысле. Мы должны рассматривать их как основные пункты, показывающие, что Христос присутствовал в Ветхом завете ещё до того, как Он воплотился в Новом завете, до того, как Он вселился в нашу плоть под человеком и стал во сём подобным нам, кроме греха.
Как связаны Ветхий и Новый завет в нашей Библии? Как связаны апостолы и пророки?
Если бы апостолы не проповедовали исполнение того, о чём говорили пророки, то их проповедь была бы исполнением только их собственных надежд, чаяний и т.д., и в этом случае это могло быть только проповедью для человека и могло быть быть отнесено только в общую категорию чаяний человечества. Здесь я использую пророчество в самом обычном смысле слова, то есть пророчество как предсказание. Но если вы прочитаете Ветхий завет, то очевидно, что в пророческих книгах содержится гораздо больше, чем просто предсказания. Гораздо точнее будет воспринимать пророков как проповедников, а не как предсказателей в узком смысле слова. В этом смысле ветхозаветных пророков можно сравнить с современными проповедниками. Конечно, современные проповедники не предсказывают так, как пророки, но в всё же любая христианская проповедь содержит в себе некоторые вещи, сходные с писаниями пророков. В древнееврейской Библии даже большинство исторических книг относится к пророческим - Иисус Навин, Судей, Паралипоменон и книги Царств. Среди проповедей есть немало таких, которые предвещают суд и осуждение, а не надежду. Это не так легко понять в начале. Конечно, чисто по-человечески мы можем подумать, что пророк может быть послан для чего-то, или то, что библейская вера - это вера с отрицательным зарядом, поскольку не содержит в себе ничего, кроме кучи отказов. Даже христианскую веру многие сегодня воспринимают так, как будто она только запрещает нам делать то, что нам хочется. Среди всех этих пророчеств о суде в Ветхом завете стоит выделить таких пророков, как Иеремия и Иезекииль, а среди малых пророков в особенности Наума и Авдия - эти пророки, в основном, говорят о суде. Все они очевидным образом дают понять читателю, что им не нравится, им не по душе проповедовать такое осуждение. Это просто выражение Божьей справедливости, Его намерения привести Свой народ к покаянию, заставить людей, чтобы они пошли другим путём. Надежда на раскаяние неизбежно присутствует даже в проповедях суда, так что это не есть первейшая весть этих проповедей, если смотреть на это объективно. И пророчества о суде также в конце концов должны быть привязаны к кресту Христову, где зарождается весь суд над народом как в Ветхом, так и в Новом завете. И проповеди царства и проповеди суда вместе с проповедями надежды должны быть обязательно связаны со Христом. Конечно, читателю легче соотносить с судом пророчество надежды, а пророчество креста - гораздо труднее, но такие проповеди служат нам напоминанием о том, что мы, люди Нового завета, также как и люди Ветхого завета остаёмся погибшими грешниками вне креста. Мы осуждены навеки. И частности нашего греха, те конкретные кумиры, которым мы поклоняемся - они, конечно, не точно совпадают с кумирами Ветхого завета, но глобальные искушения, ложные боги, вслед которых они шли, остаются общими. Помните, в обоих заветах есть метафора, сравнивающая идолопоклонство с прелюбодеянием? Церковь либо до Христа, либо уже после Его пришествия воспринимается как невеста Бога, и поэтому неверность Богу, Который здесь изображается как Супруг, естественно может быть связана с человеческим блудом. Такой язык есть повсеместно и в Ветхом, и в Новом завете. При изучении пророчеств, особенно их предсказательных аспектов, мы стремимся подчёркивать те пророчества, в которых идёт речь о личности, а главная личность - это Иисус Христос или эти Его конкретные деяния спасения, совершённые для нас. Это и понятно: в каком-то смысле, конечно, эта тема находится в центре нашего внимания. Но есть много пророчеств, где личность или действие какого-либо человека или личности в принципе не регулируется словами. Говорится просто о Боге в общем смысле слова, о том, что Бог спасает, искупает Свой народ, но не упоминается ни о каком личном Посреднике, который выполняет это действие. Очевидно, некоторые люди хотят создать из этого проблему и противопоставить одно другому, но будучи христианами и обращая взор назад, мы не видим там проблемы, а просто принимаем Христа как Бога и как человека. Мы можем говорить о Его деяниях как деяниях Божьих или, как мы делаем это часто, мы можем одновременно говорить о Христе как о Богочеловеке. Слово "исполнение" связано с полнотой , с наполнением . Блаженный Августин сказал по этому поводу одну из своих знаменитых фраз, которую стоит привести: "Новый завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий открывается в Новом". Здесь имеется в виду, что Новый завет подразумевается в Ветхом завете. Если мы будем говорить, что он там спрятан, то это, наверное, будет слишком сильным высказыванием. Здесь имеется в виду, что он имплицитно присутствует, подразумевается. Сам Ветхий завет делается очевидным или исполняется в Новом завете. Служение Ветхого завета не сокрыто ни в каком смысле слова. Мне нравится использовать иллюстрацию бутона, который превращается в цветок. Ветхий завет есть этот бутон, а Новый - полный, развернувшийся цветок. Все те, кто когда-либо занимался цветоводством, обычно знают, что за цветок они выращивают, а если вы знаете, что это за цветок, то вы знаете, что там, в бутоне. Но вы выращиваете цветок вовсе не ради бутона. В бутоне нет красоты в самом по себе, но когда он раскрывается, тогда всё, что было в бутоне и то, что только посредством бутона могло прийти к существованию теперь предстаёт во всей полноте славы и смысла.
У меня нет времени, чтобы разобрать все ветхозаветные пророчества. На самом деле нам было бы трудно согласиться по поводу того, сколько всего есть пророчеств, потому что в широком смысле слова всё писание Ветхого завета - пророческое. Но я думаю, что некоторые пророчества очень известны, и вы их знаете наверняка. Наверное, самые важные из пророчеств приводятся в Новом завете и в этом случае на них есть ссылки. Например, Быт 3:15, называемое также протоевангелием: "и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту", где Бог говорит змею пророчество, гласящее, что семя Евы сокрушит его главу, - яркое изображение Мессии. Но змей также будет жалить всех людей. И конечно же, определённое пророчество дается Аврааму, а именно, что через него и через его семя благословятся все племена земные. Оно повторяется много раз и говорится не только Аврааму, но также затем Исааку и Иакову. Далее можно упомянуть 21-й псалом, в случае с тем, что Иисус приводит на кресте: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? " (Мф 27:46). И также некоторые подробности и детали 21-го псалма, как будто бы они были сказаны непосредственно с креста (например, "Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: `он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему'" (Пс 21:8-9), или "псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий" (Пс 21:17-19)). А также Ис 53 описывает заместительное по характеру жертвенное деяние страдающего раба: "Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих" (Ис 53:6-7). В этом тексте даётся яркий контраст между невинностью Царя и тем, что Он понёс наказание за нас. И это прослеживается во сей главе. Можно вспомнить немало и других пророчеств. Например, пророчество Михея: "И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих 5:2). Это пророчество о месте рождения Мессии - то есть в Вифлееме. Ещё одно место, которое здесь также нужно упомянуть, это пророчество из книги Второзаконие о Христе: "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу" (Втор 18:18-19).
Здесь поднимается такой вопрос: а как различить ложных и истинных пророков? Эта проблема в Ветхом завете была во многом подобна тому, с чем сегодня сталкиваемся мы. Многие люди, называя себя христианами, могут проповедовать что угодно. Некоторые при этом могут лишь немного быть против Писания, другие могут полностью противоречить ему, я уже не говорю о других нехристианских религиях, которые тоже претендуют на истину. Но как мы можем знать о том, где на самом деле истина? Книга Второзаконие даёт два ответа на этот вопрос. Первый - это то, что предсказания истинного пророка всегда сбываются. Очевидно, что этот метод имел ограниченную ценность, потому что речь шла об ограниченном времени. А второй критерий - я бы использовал здесь такое слово, как "моисеевость" - "быть таким, как Моисей". Теперь что касается содержания: то, что говорят пророки - согласуется ли это с божьим откровением, - тем, что Бог дал Моисею? Конечно, Бог дал Своё Слово им, и через них - нам, в Писании, так чтобы мы могли исследовать Писания, и чтобы проповедник мог бы видеть, так это или нет.
Ещё одна вещь насчёт пророчеств. Существует много мессианских пророчеств. Слово "Мессианское" здесь используется в более широком смысле, чем нечто, относящееся ко времени. Эти пророчества будут возвещены всему будущему, вплоть до конца веков. И достаточно часто об этих пророчествах можно сказать, что они ещё не исполнились для нас. Пророчества в Ветхом завете зачастую могут стоять бок о бок. И одни из них, как мы можем видеть, уже исполнились в пришествии Христа, а такие, как например о том, что волк будет лежать рядом с агнцем и ребёнок будет лежать с дикой змеёй, о возвращении рая и эдемского сада - это, очевидно, ещё не исполнено в этом в мире, где мы живём и постоянно сталкиваемся о смертью. Хотя, конечно, в центре Евангелия лежит то, что Христос преодолел смерть. Традиционно христиане различали эти два вида пророчеств. Говорили о двух пришествиях в Писании. Первое пришествие, которое уже свершилось, и второе, которое ещё будет в конце времён. Если мы посмотрим на церковный год, то там особенно во время Адвента говорится о пришествии Христа, и там мы как бы различаем два пришествия Христа, но также говорим о них как об одном целом. Нам известен один адвентовский гимн, в котором говорится, что Христос пришёл с благословением, и что Он придёт ещё. Есть два пришествия Христа - одно в прошлом, и одно ещё только грядёт. Этот факт в общем-то и определяет во многом суть христианства, и христиане, благодаря нему, могут оценивать себя в жизни. То есть христианин может так думать об этом, чтобы знать, где он сам находится в этом Божием замысле. Это может быть выражено по-разному. Я бы сказал, что это очень близко подходит к центру лютеранского богословия.
Что касается хронологических установок для спасения, то это можно выразить фразой - "уже да, но ещё нет". Христос на Кресте сказал: "Свершилось!", - то есть не осталось ничего, что ещё нужно было бы сделать для спасения, и мы не можем более вложить в него никакого вклада. Но для верующих есть этот аспект - "уже да, но ещё нет". И, являя это, мы в конце символа веры несколько раз обращаемся к будущему, говоря о воскресении плоти и жизни вечной, о дне и часе которого никто не знает. Об этом можно также сказать как о христианской антропологии. Это можно выразить, сказав, что мы грешники и святые одновременно. Христианская вера провозглашает, что в крещении мы возрождаемся, мы становимся святыми. Это действие слова "святой". Также мы исповедуем, что мы каждодневно много согрешаем и за это заслуживаем только наказания, а потому мы молимся в молитве Господней: "...и прости нам долги наши...". И поэтому мы можем сказать, что мы на 100% грешники и на 100% святые одновременно. Это такая божественная математика. Очевидно, что это не человеческая логика. Мы можем использовать тут слово парадокс. Это неотделимая часть христианского самосознания - осознания того, что мы из себя представляем. Также это может быть выражено ещё и такими словами, знакомыми лютеранам, как Закон и Евангелие. Если вы вспомните мои лекции, как я говорил об этом недавно, здесь слово Закон используется так, как его понимал Апостол Павел, в противопоставлении с Евангелием. Будучи грешниками, с одной стороны, мы всегда находимся под Законом, который требует совершенного послушания Божьим заповедям: "освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят..." (Лев 11:44). А сами по себе мы не можем быть святыми. Поэтому мы всегда под законом, и это всегда осуждение для нас, или же мы пытаемся извратить закон и превратить его в средство спасения, и для этого зачастую просто снижаем планку и уровень требований закона, и тогда он уже не выносит никаких требований для нашей жизни. Когда мы делаем это, мы можем говорить, что исполняем Закон. Или же, как некоторые люди, будучи очень сознательными, мы испытываем огромные угрызения совести, понимая, что мы никогда не сможем исполнить все требования Бога. Тогда мы пытаемся сделать самые разнообразные дела. В истории христианства есть также множество примеров людей, которые пытались совершать выдающиеся поступки, чтобы попытаться удовлетворить Божьим требованиям. Итак, требование или осуждение Закона всегда сопровождает нас в этой жизни. Но что важнее - дар Евангелия также сопровождает нас в этой жизни. Евангелие говорит, что Христос уже исполнил все требования Бога, и теперь эта Его заслуга предлагается нам как дар. Единственное, что вы можете сделать - это принять этот дар и веровать в него. Есть также и другие пути того, как может осуществляться этот парадокс - "уже да, но ещё нет", "Закон или Евангелие", "грешник или святой" - это всё названия одного и того же парадокса. Только его можно понимать по-разному. Однако это важная составная часть для чтения и понимания пророчеств. Это был пример того, что может быть наиболее трудным.
Очень часто после пророчества о пришествии второго Давида, то есть Мессии, даётся слово о возвращении Божьего народа в обетованную землю. Где это было исполнено? Где христианская земля? Конечно, есть и такие немногочисленные христиане, которые пытаются применить эти пророчества к современному политическому государству Израиль, но любой, кто недавно был там, знает, что это далеко от Царствия Божьего. Итак, где наша земля? У нас нет проблем с этим, если говорить о втором пришествии, и мы обычно воспринимаем это как такую землю небеса, как дом за пределами этой земли, где мы будем жить вовек. Но как насчёт времени сейчас? Где эта земля в настоящее время? Нельзя эту землю отождествить с каким-либо народом, ни с Израилем, ни с Америкой, ни с какой другой страной. Короче говоря, сегодня я бы сказал, что исполнение этого пророчества находится в нашем исповедании единой святой кафолической Церкви как тела Христа. Церковь - это не просто группа людей. Конечно, каждый человек в церкви должен веровать, но так или иначе, все мы едины. Новый завет говорит о Церкви как о теле Христовом. Это сочетается с нашим учением о Евхаристии, где мы принимаем тело Христа и выражаем наше, если угодно, телесное единство. Вся концепция церковного служения - это не просто чай и печенье после служения, но это выражение физических если угодно уз, которые совершаются уже в этом мире. Так что всё учение о Церкви может быть выражено гораздо более подробно, но оно связано с этим аспектом пророчеств - аспектом парадокса.
- · Вы задели тему различения пророчества и лжепророчества. Не могли бы вы дать более универсальный рецепт разделения их и оценить с этой точки зрения канонизированное пророчество римо-католической церкви о мытарствах души после смерти?
Этому пророчеству нет подтверждения в Писании, и поэтому мы его отвергаем. Мы видим, что Библия говорит о том, что после земной смерти будет суд, и Библия также говорит нам: "итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий " (Мф 25:13). Будьте внимательны, будьте готовы. Не будьте как неразумные девы в притче, у которых не было достаточно масла для светильников. Таков библейский подход к этому вопросу. Никакого второго шанса. У нас достаточно много шансов в этой жизни. Что касается методов различения пророчеств - путём изучения Писания.
Понятие "Типология"
Здесь я хотел также поговорить о пророчестве и исполнении, только выразить это другими словами. Это включает в себя такой подход к Ветхому завету, который мы не всегда понимаем и которого далеко не всегда придерживаемся. Фразе "пророчество и исполнение" соответствует такое слово, как типология . В различных науках может так или иначе использоваться типология, но там это совершенно другие категории и другие понятия. В богословии типология имеет специальное значение. В основном, когда мы думаем о пророчестве, мы думаем о чём-то вербальном, изрекаемом, о том, что может быть выражено словами. Довольно часто многие пророчества могут начинаться словами: "и будет в последние дни", "...в те дни" или "...в эти дни". Здесь говорится о будущем. В отличие от этого есть другая разновидность пророчества, которую мы и называем типологией . Это невербальное выражение пророчества. То есть в нём нет слов, которые обычно звучат и и указывают на то, что идёт предсказание будущего. Часто неочевидно, что эти части Ветхого завета должны соотноситься с Новым заветом или иметь отношение к нему, и если бы не факт, что Новый завет обращается к этим событиям и тому, что они предсказывают Христа, то мы не могли бы сами понять этого. Новый завет это делает повсюду. Если вы взглянете на те части Нового завета, где приводятся отрывки из Ветхого завета, то увидите, что большая часть Нового завета это просто повторение Ветхого завета и применение Ветхого завета ко Христу. Технические понятия типологии - образ и вместообраз . Соответственно образ сопоставим с пророчеством, а вместообраз - с исполнением. Конечно же, эти образы мы также можем подразделить на несколько частей. Я буду описывать образы, как состоящие из трёх основных частей - событий , людей и установлений .
Поскольку Библия, должным образом, представляет собой историческую книгу, то очевидно, что события - это то, что эта история представляет. В Ветхом завете, я думаю, наиболее важное событие, кульминация, - событие, превосходящее всё остальное - это Исход из Египта. Исход: то есть люди были в Египте и они не могли выйти из него, поскольку не знали, как им оттуда уйти. Бог показал им выход, послав им Моисея, чтобы он разверз Чермное море, чтобы они могли убежать от своего рабства в Египте через воду, которая лежала на пути к земле обетованной. Сам Ветхий завет подчёркивает и в нём содержится чёткое представление о том, что Исход это не просто единовременное бегство от определенного плена, а нечто большее. Позднее возвращение из вавилонского плена будет описано как второй Исход. Иисус использует это слово, описывая смысл Своей жизни, когда говорит об Исходе Его последователей из их Египта в крещении, если здесь иметь в виду в землю обетованную. Нужно здесь подчеркнуть, что типология применима не ко всем образам, и речь отнюдь не идёт об их случайном совпадении. Мы можем увидеть множество примеров того, как рабы бежали от своего тирана. Наша современная история полна примеров всякого рода бегств, когда беженцы или люди убегали. Библия подчёркивает, что здесь не просто всё сводится к случайному совпадению. Первое событие в каком-то смысле слова повторяется во втором событии, но повторяется уже с другими подробностями. История не может повторяться, потому что таково определение истории. Но в принципе, в своем внутреннем сокровенном смысле второе событие не только повторяется, но и превосходит первое событие, доводит его до вершины или кульминации. Я думаю, что уже изначально в уме Божьем было то, что Исход из Египта найдёт своё выражение в том, что устроит Христос для людей. И теперь Слово и Таинства Его даются нам, предоставляя возможность для Исхода.
Позвольте мне отступить немного назад. Это особенное бегство из рабства, особенное избавление, это характерно для христианской религии. Слова завета описывают это представление, эту идею как камень преткновения для людей. Уже Исайя говорил о скале соблазна и камне преткновения. Иисус сказал - блажен, кто не соблазнится обо Мне. А что есть этот соблазн, о что люди претыкаются? Это настаивание на том, что есть только один истинный путь ко Спасению. Поэтому нельзя сказать, что это неважно в нашей Библии, нельзя говорить что "все дороги ведут ко Христу, главное, чтобы вы были искренни". Мы забываем при этом, что люди могут вполне искренне заблуждаться. Кто мы такие, чтобы говорить, что у нас есть истина, а те, другие люди - неправы? Вообще, когда кто-то подобное говорит, это звучит оскорбительно, и люди начинают гневаться. Обычно, если кто-то слышит такое от нас, то он говорит нам в ответ, что мы сами неправы, и ему не нравится слышать это. Этот соблазн, камень преткновения единственности Евангелия, исключительности его, находится в центре христианкой вести. И я думаю, вы слышали эту фразу - "только...". Только Писание, только Христом, только верой, только благодатью, а никаким другим путём. Это подчёркивание единственного пути как единственно верного наполняет собой всё. Конечно же, иногда христиане к соблазну Евангелия могут добавлять ещё оскорбительные качества своего характера, и тогда это уже плохо. То есть мы не должны добавлять что-то своё к Евангелию, которое само по себе уже таково, что люди могут о него преткнуться. Я просто хотел сказать, что когда мы говорим о единственном пути спасении, то это звучит оскорбительно для людей и в этом есть для них камень преткновения, но это есть сама суть христианства.
Итак, я начал говорить об Исходе. Это не просто какое-то бегство кучи рабов. Это конкретное избавление. Бог выбрал Исход для целей спасения, также, как Он в конце концов довёл его до завершения, послав Своего единородного Сына для нашего спасения, и Сын Его пострадал и умер за нас. В Библии говорится, что нет имени, данного нам под небом, которым мы могли бы спастись (Деян 4:12). Сам Иисус сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин 14:6). Я хочу, чтобы вы поняли связи нашего спасения с ветхозаветным Исходом и не почитали эти связи поверхностными и искусственными. Нет, это необходимая черта единства в этой главе. Все события Ветхого завета, - пока что я сказал только об Исходе, - есть в символе веры: "ради нас, людей, и ради нашего спасения...". Это не просто обыденные исторические события. Это часть истории нашего спасения, которая, конечно, имеет своим центром Христа. Это та история, в которую мы крещены. Когда мы входим в семью Божию, это становится частью нашей семейной истории. Так что невозможно преувеличить тут важность события ветхозаветного Исхода для понимания нашего спасения, потому что оно настолько важно, что мы никогда не сможем подчеркнуть это в достаточной степени.
Я продолжу говорить о других образах в Ветхом завете. Израильтяне были уведены в пустыню. По-прежнему ли мы в пустыне? Иногда церковь ведёт себя таким же образом, как Израильтяне: как только они вышли из Египта, они тут же стали жаловаться и ворчать на Бога, что Тот вместо огурцов, дынь и всякой другой пищи, которая у них была в Египте питает их одной манной, день за днём. Одна и та же пища каждый день. И они ворчали по этому поводу, они говорили это как претензию Моисею. Современная церковь часто ведёт себя так же. Евангелие состоит в том, что Христос вывел нас в землю обетованную. Можно здесь упомянуть о пересечении Иордана, хотя типологию пересечения Иордана мы оставляем чаще для перехода из этой жизни в жизнь вечную. Когда люди пересекли Иордан, они пришли в Иерусалим. Там Бог завершает историю тем, что устанавливает Иерусалим как столицу царства Давида. Это Исход Сиона и в Ветхом и в Новом завете. И если вы прочитаете слова Иисуса в Новом завете, вы найдёте там следующее: Иисус часто говорит, что "Ему должно - то есть здесь необходимость, долженствование играет важную роль - идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть " (Мф 16:21). Почему это так, почему Ему нужно было пострадать именно в Иерусалиме, а не в другом месте? Потому что Иисус это вместообраз или исполнение , Он повторяет историю Израиля в Исходе, и это в не в обычном смысле повторение, а повторение фундаментального смыла истории, показывающее окончательный смысл истории.
Похожая мысль появляется и в связи с вавилонским пленом. После ряда предупреждений и после отказа в раскаянии Иерусалим был разрушен и люди оттуда были переселены в Вавилон, и только остаток возвратился для восстановления Иерусалима. Если подходить к этому типологически, то сегодняшние христиане - по-прежнему ли они в плену или нет? И ответ на это - и да и нет. Опять здесь действует пророческий парадокс - "уже да, но ещё нет". Мы по-прежнему странники, по природе далеко находящиеся от небесного царствия, уготованного нам. Мы можем вспомнить по этому поводу гимн "Veni Emmanuel". Здесь церковь описана как Израиль. Евангелие есть ни что иное, как возвещение того, что Христос вывел нас из плена и из из рабства и вновь привёл нас к свободе.
Второй аспект типологии - люди. Типологию мы можем применить и к людям, например: Адам и второй Адам. Христос - это новое человечество, а мы говорили о Ветхом Адаме, о том, что он тонет в крещении. Конечно же, Давид очень важен как образ Христа. Давид - это царь, а Христос - это Царь царей, который управляет Своим царством совсем не так, как это делают земные цари.
И наконец, третий аспект типологии - установления. Что касается установлений, мы должны понять, что ветхозаветная пасха была тесно связана с Исходом, о котором я уже говорил, а также с тайной вечерей, которая праздновалась в пасху. Преимущество русского языка перед английским в данном случае в том, что в нашем языке, в отличие от английского, слово "пасха" используется как в Ветхом, так и в Новом завете, а в английском языке для ветхозаветной и новозаветной пасхи используются разные слова (passover и easter).
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел богословие
|
|