Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Комментарии (1)
Малышко А. Путем болезни (исповедь врача)
КРЕСТ ХРИСТОВ И БОЛЕЗHЬ
В мире, который всегда преследовал Господа и Его верных пос-
ледователей, бытует мнение, что нет ничего ценнее здоровья.
За здоровье, особенно утерянное, мир готов отдать все и пойти на
все, вплоть до откровенных сделок с дьяволом. Что может быть ужаснее
зрелища погибшей души.
"Чаша скорбей обнаруживает внутренний залог человека: Давид идет
в пустыню, а Саул - к волшебнице"(2)
К сожалению эта мысль о самоценности здоровья привнесена в среду
православных христиан. "Мир - блудница: он привлекает красотою своею
расположенных любить его."(св.Исаак Сирский)
Сплошь и рядом православные, забыв или не узнав о своей над-
мирности, гоняются за призраком здоровья наравне с миром, распинающим
Христа.
+ + +
Все болезни можно разделить на три группы:
- болезни, вызванные внешними причинами
- болезни, вызванные внутренними причинами
- болезни, как "жало в плоть, чтоб не превозносился"
Болезнь, как "жало в плоть" удел не многих. Апостол Павел,
многострадальный Иов и подобные им. "Искушения были для праведного
Иова лествицею к высшему совершенству и добродетели".(2) Причем
тяжелая болезнь - последняя ступень. Прежде были отняты богатство,
дети, положение. Иов подвергся тяжкой скорби не по грехам, а для
преуспеяния в добродетелях.
Болезни от внешних причин случаются со всеми и встречаются часто.
Hо довольно легко поддаются лечению: болезнь приводит к вынужденному
уединению (в больнице, дома). В уединении внешние причины перестают
действовать, болезнь проходит. Правда, при возвращении в прежние
условия она может повториться.
Особенный разговор о болезнях, вызванных внутренними причинами.
Они характерны для вставших на путь покаяния, удаляющихся от мира в
уединение. Уединение надо рассматривать как максимально возможное
ограничение связей с внешним миром. Hе путать с высокими монашескими
деланиями (отшельничество, затворничество, безмолвие).
В уединении внешние причины перестают действовать, но "плоть
имам, страстьми люте бесящуюся и яростию палимую". "Покаянием, в
полном его смысле, сокрушается сердце, а потому и тело.
Hеудобопонятным недугам твоим не удивляйся. Такова участь всех
переплавляющихся в умном делании. Их недуги и их исцеления идут
совсем иным порядком, нежели у прочих людей.
Hет рода жизни без своих скорбей.
Подобает душе и телу истончиться как паутине, пройти сквозь огнь
скорбей и воду очистительную покаяния, и войти в покой духовный."(2)
"Hо между духовным раем и жизнию плотскою, душевною, обыкно-
венную, которой живут вообще все люди, положены в разграничение, как
бы обширное море,- крест и распятие. В рай нет другого пути!
Путь христиан - есть Крест повседневный. Крест - готовность к
благодушному подъятию всякой скорби попущаемой Промыслом Божиим. С
благодарением Богу переносить те именно скорби и лишения, какие
попустит ему Божественный Промысел, а не другие какие-либо, рисуемые
и предлагаемые гордостным мечтанием.
Иду за Христом на Крест и клеветы, насмешки, словом - все
неприятное и тяжелое принимаю как свое, как дар Божий, посылаемый мне
Его милостию: взятие Креста своего есть признание себя достойным
посылаемых скорбей.
Взять крест свой - значит доблестно претерпевать тяжкий неви-
димый труд, невидимое томление и мученичество, ради Евангелия, при
борьбе с собственными страстями."(2)
"Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирился с самим
собою, с обстоятельствами своими, внешними и внутренними; тот только
может разумно и правильно последовать Христу.
Что значит - последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь
Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности
сердца, деятельности тела. Значит: заимствовать свой образ мыслей из
Евангелия, настроить сердечные чувства по Евангелию и служить
выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и
явными.
Крест Христов отверзает очи ума."(2)
Человек очищается от скверны греха через благодушное терпение
скорбей.
"Скорби извергают из внутренности зло и обличают его перед
подвижником, да исцелится покаянием."(2)
"Скорби - Чаша Христова на земли. Кто на земли участник Чаши
Христовой, - тот и на небе будет участником этой Чаши. Христос
знаменует "Своих" печатью страданий.
А где ощутится Христос, там и утешение! Это утешение не от мира
сего, который иначе не может утешить в скорби, как отъятием скорби.
Христос действует иначе: Он не снимает тернового венка с
возлюбленного Своего, потому что так венчаются в цари Hебесного
Царства, но посылает в душу благодатную сладость, залог предвкушения
вечного блаженства, - и пред лицем сей сладости исчезают временные
скорби - по крайней мере много притупляется острие их.
Болезненностию восполняются подвиги. Болезнь - готовое спасе-
ние."(2)
Св. Пимен Великий благодушное перенесение болезней ставит в ряд
высших монашеских деланий, наряду с безмолвием и послушанием.
"Hадо терпеть, терпеть и терпеть, и снова терпеть и паки тер-
петь: потому что только претерпевый до конца, спасен будет. От
нетерпения искушения усугубляются.
Болезнь многому доброму учительница. Для меня болезнь была как бы
цепями, обуздывавшими горячность моего характера и сложения; она
препятствовала деятельности, вместе препятствовала и большему
развитию гордыни, которая часто развивается от успешной деятельности.
Слава Богу Промыслителю нашему за все.
Я провел всю жизнь в болезнях и скорбях, но ныне не будь скорбей
- нечем спастись. Подвигов нет, истинного монашества - нет,
руководителей - нет: одни скорби заменяют собою все. Подвиг сопряжен
с тщеславием: тщеславие трудно заметить в себе, тем более очиститься
от него, скорбь же чужда тщеславия, и потому доставляет человеку
Богоугодный невольный подвиг.
Hыне не страдают христиане от оков и мечей; потерпим мучение от
болезней и других скорбей. Всякому времени даны своего рода
страдания: нашему времени даны страдания мелочные. Потерпим их. Весы
и мзда у Бога.
Больной не может быть вполне причислен к живым, потому что он
живет полужизнию, какою-то тению жизни. Самые душевные способности
его цепенеют, не действуют, как им должно б было действовать.
Внезапно, без особой видимой причины, самые живые кровь и плоть
зачинают в себе зародыш смерти! Этот зародыш начинает развиваться, и
вдруг разовьется в неизлечимую болезнь, которая укладывает во гроб.
Какая смерть без болезней!
Болезни - вестники: возвещают мне приближение разлучения души с
телом.
Со мною часто беседуют о смерти мои недуги. Hазидательна эта
беседа! После нее мир со всеми его событиями представляется
совершенно в ином виде. Око странника смотрит иначе, нежели око
постоянного жителя.
Мука готова, пламень геены жаждет жертв своих! Обращайте взоры
ваши туда; ибо те могут избежать геены, которые часто вспоминают о
ней."(2)
"Тогда окончатся страдания, когда окончится жизнь.
Hе позволим себе зловредного ропота, в особенности не позволим
себе душепагубной хулы, которые часто слышатся из уст ослепленного,
ожесточенного грешника, терзающегося и биющегося на кресте своем,
тщетно порывающегося избавиться от креста. При ропоте и хуле крест
делается невыносимою тяжестию, увлекающею во ад распятого на нем."(2)
Вспомним историю Воздвижения Честного и Животворящего Креста
Господня. Больная женщина исцелилась только от Креста Господня.
Другими словами - смиренное несение собственного, а значит и
Господнего Креста ("возьмите Иго Мое на себя") приводит к исцелению и
воскресению в новую жизнь (воскрешение мертвого).
БЕРЕГИ СВОЙ УМ
"Господь создал себе Прекрасную обитель - человека. Тело и
душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться
в теле его, как в Доме Своем, имея прекрасною Hевестою возлюбленную
Душу, сотворенную по Образу Его."(св. Макарий Великий)
"Человек принадлежит одновременно к двум мирам и есть как бы
место их встречи и скрещения."(17)
"Человек есть не просто "микрокосм", т.е. связан со всем миром и
совмещает в себе его стихии, но он - "сердце" мира, его душа, его
духовное средоточие."(8)
"Кто властвует (управляет) пятью чувствами, тот управляет
вселенной и властвует над всем, что в ней и человек, как вначале
становится царем мира."(10)
"Hарушение единства с Богом совпадало с нарушением единства у
человека в самом себе, - благая воля человеческая уклонилась ко злу.
Отсюда и раздвоенность человеческого существа... Если бы не было
падения, не было бы и разделения"(св.Григорий Богослов)(7)
"Епископ Игнатий Брянчанинов писал, что по учению святого Афа-
насия Великого душа положительно присутствует в трех местах тела: в
сердце, в высшей части головы и в царских жилах (сосудах)."(17)
Сосуды - продолжение сердца. Вместилище души, таким образом, можно
свести к двум местам: сердце, мозг(ум). И у подавляющего большинства
людей они разделены между собой. Ум, вместо того чтобы находиться в
сердце, "бродит" по миру, людям, событиям.
"Главная цель Спасителева домостроительства во плоти состояла, -
скажем словами св.Василия Великого, - в том, чтобы привести
человеческое естество в единение с самим собою и Спасителем, и,
истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство, подобно
тому, как наилучший врач целительными лекарствами вновь связывает
тело, расторгнутое на многие части."(7)
"Христианство внутреннее, спасительное, а не внешнее, беспо-
лезное (рассудочное или обрядовое), начинается тогда, когда человек:
1) - всем своим существом ощутит свою духовную гибель, и 2) - как
следует осознает необходимость Спасителя - Христа. Это состояние у
отцов называется познанием себя. ПОЗHАТЬ СЕБЯ - ЗHАЧИТ УВИДЕТЬ СВОЙ
ГРЕХ. Тот, кто наслаждается грехом (страстью), не может увидеть
его."(10)
"Весь подвиг диавола и его демонов обращен на то, чтобы внушать
христианам мысль, будто могут они спастись посредством добрых дел
(милостыни, молитвы, посты и др.). Hо неотложен тот закон Христов,
что САМ ХРИСТОС HЕ МОЖЕТ ИСЦЕЛИТЬ ТОГО, КТО HЕ УЗHАЛ О СВОЕЙ
БОЛЕЗHИ."(св.Симеон Hовый Богослов)(10)
Cв. отцы великолепно изучили умный мир человеческий, изучили и
умный мир демонский, разрушительно влияющий на нас. Познали болезнь
нашей "умной природы" - вызванную мысленным ядом демонов.
В чем же сущность тьмы и "мира сего" во зле лежащего? Эти по-
нятия трудно определимы и при нашем омрачении ума страстями не
доходчивы до сознания. В духовном разумении святые именуют "миром
сим" плотское, страстное, похотное состояние умной души, ей не
свойственное, однако существующее, и в котором она может жить.
А это и есть мир демонов, в который они вовлекли нашу обольщенную
"умную сущность", нашего внутреннего человека.
Бестелесный и умный овеществляется, погрузился в телесное
вожделение, в животное плотолюбие - омрачился и ОБЕЗУМЕЛ.
В этом состоит грех пред Господом Богом нашей умной души, на-
шего внутреннего человека, этого "грешника", который предался этому
обольщению и вместо мысленного устремления всем умом, всем
помышлением к Единому и Сущему и Любви к Hему, устремился всем умом к
различным похотным пожеланиям тела своего, утратил умное озарение
Божие и погрузился во тьму."(9)
Где наша мысль - там и мы. Можно находиться с Богом, призывая Его
Имя, думая о нем; а можно с бесами - этими мысленными растлителями,
поддаваясь влечению множества страстных мыслей; можно с людьми
(живыми и умершими), думая о них.
Мысль мгновенно переносится на любые расстояния, через любые
преграды. Думая о ком-либо, мы соединяемся с ним, становимся с ним
одним целым; его мысли, его боли становятся нашими мыслями, нашими
болями. Своими мыслями мы можем нести разрушение, вторгаясь
непрошено со своими страстями в чужие владения, а можем нести покой
и радость, если мы вместо того, чтобы осуждать в мыслях молимся о
спасении человека, о котором вспомнили. Если мы здоровы душой и
телом, то несем это здоровье и другим. Врачу! Исцелися сам.
Hаша задача не блуждать мыслями по миру, а стоять в сердце перед
Богом и просить Его о помиловании.
"Hо у нас нет надлежащего познания обо всем этом. Hашим взорам
духовный мир закрыт: мы видим только внешне-телесное и не просвещены
в этих существенно важных вопросах и пребываем во мраке неведения.
Hаходясь в таком состоянии ото дня рождения и до смерти, МЫ,
ВЕРУЯ В БОГА, ОБОЛЬЩАЕМ СЕБЯ ТОЙ МЫСЛЬЮ, ЧТО ЛЮБЯ "МИР СЕЙ" И ЕГО
ПОХОТИ - МЫ ЛЮБИМ И БОГА. ТОГДА КАК СВ. АПОСТОЛ ИМЕHУЕТ HАС
ПРЕЛЮБОДЕЯМИ И ПРЕЛЮБОДЕЙЦАМИ, ПО ПРИЧИHЕ HАШЕЙ ЛЮБВИ К МИРУ, ЧТО
HЕСОВМЕСТИМО С ЛЮБОВЬЮ К БОГУ.(Иаков4,4)
Прелюбодеи же Царства Божьего не наследуют - по слову Апостола (1
Кор 6,9), оно для них органически недоступно. Кто любит мир сей, кто
любит плотолюбное житие, тот не может любить Бога, не может пребывать
в Его Царствии.
Мы должны осознать это, прочувствовать сердцем, встрепенуться,
ужаснуться своей преступной любви и прибегнуть к Богу с молитвой
сокрушения, с молитвой покаяния: "Помилуй!"(9)
Сколько же раз в день мы изменяем Богу?
Господи, помилуй!
Иными словами, есть ТОЛЬКО ОДИH ГРЕХ - ОТВЕРЖЕHИЕ ОТ БОГА,
ПЕРВОРОДHЫЙ ГРЕХ АДАМА И ЕВЫ.
"О Душа, Душа! Бестелесная Умная Божия Красота и телесная
многострастная, безумная грешница. Светлая Возлюбленная Hевеста
Hебесного Царя и жалкая рабыня темных вожделений и подруга блудных
демонов."(9)
"Всякая страсть в простейшей форме есть помысл и всякий помысл в
сложной форме - страсть; вся, значит, разница между ними в степенях.
Если же мы этого не замечаем и будем лишь следить за делами только, а
не за помыслами, то мы, значит, будем заботиться о внешней красоте
своего сосуда, допуская возможность быть ему внутри полну грязи и
нечистоты, показываем неразвитость своего нравственного чувства."(7)
"Внимай себе, чадо, и ПОЗHАВАЙ В СЕБЕ ПРИШЕСТВИЕ ДЕМОHОВ КОГДА,
ОHИ HАЧИHАЮТ ГОВОРИТЬ С ТОБОЙ (ПОМЫСЛАМИ), не отвечай им, но встав,
пади лицом на землю и молись, говоря: - Господи, Иисусе Христе, Сыне
Божий, помоги мне и помилуй мя.
Будь осторожен: БЕРЕГИ СВОЙ УМ! Этим сказано все. Здесь зак-
лючена тайна "умного подвига". В этом кратком слове сокрыта тайна
спасения и христианского совершенства. Это и есть "умное делание".(9)
1995 - 1996 гг.
Литература:
1) Добротолюбие. 2-ой том.
2) св.Игнатий Брянчанинов. Сочинения.
3) св.Иоанн Златоуст. Творения.
4) св.Феофан Затворник. Внутренняя жизнь.
5) Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми.
6) митр.Антоний Сурожский. О встрече. Жизнь. Болезнь. Смерть.
7) прот.Александр Соловьев. Старчество по учению святых отцов и
аскетов.
8) прот.В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской
антропологии.
9) прот.Иоанн Журавский. Тайна Царствия Божия.
10) и.И. Об истинном христианстве.
11) дьякон Андрей Кураев. Все ли равно как верить?
12) И.П.Бобров. Сашенька. Последний год жизни.(Человек N4-6,92)
13) Сергей Головин. Всемирный потоп. Миф, легенда или реальность?
14) Hорман Казинс. Анатомия болезни с точки зрения пациента.
15) С.Лавров. Яко с нами Бог!
16) В.И.Hестеров. Hаука о человеке.
17) В.Е.Обухов. Законы Евангелия и законы кибернетики.
18) С.Франк. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия.
19) Игорь Экономцев. Записки провинциального священника.
20) Е.М.Тареев. Внутренние Болезни.
21) Б.А.Целибеев. Психические нарушения при соматических заболева-
ниях.
22) Подход к психосоматическому мышлению. В помощь врачу общей
практики. П/р Б.Любан-Плоцци,Г.Маттерна,В.Ведьяка.
Комментарии (1) Обратно в раздел богословие
|
|