Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Линкольн У. Как самостоятельно изучать Библию

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 4. Постановка вопросов

"А теперь позвольте открыть вам секрет моих рассуждений. Вот он: я делаю различные предположения, просто воображая их, но как часто воображение является матерью истины!

"Широта взгляда, мой дорогой господин Мак, является важнейшим качеством в нашей профессии. Взаимосвязь идей и косвенное значение фактов играют очень важную роль".

"Но не является ли это только догадкой?"

"Нет и нет. Я не основываюсь на догадках. Люди нередко приобретают ужасную привычку - не обращать внимания на положение вещей. То, что вам кажется очевидным, кажется таким только потому, что вы мыслите иначе, чем я, и видите второстепенные факты, не замечая более значительных".

"Чем более невероятным и фантастическим выглядит происшествие, тем более внимательным должно быть расследование. Разгадка может быть найдена только тогда, когда будет произведено надлежащим образом и на научной основе расследование всех сопутствующих происшествию фактов".

До настоящего времени главной нашей заботой было старание понять содержание изучаемого отрывка Священного Писания. Несмотря на то, что многим это кажется очень легким и простым, в действительности именно эта часть исследовательской работы является самой сложной. Мы просто не в состоянии заставить себя увидеть все малейшие подробности и детали. Следующий шаг является индуктивным и заключается в постановке вопросов к тем фактам, которые нам удалось установить. Любая истина становится нам доступной только после того, как мы сами приложим хоть какое-то усилие, чтобы достичь ее; не последнюю роль в таких усилиях должны играть вопросы, которые мы можем поставить. Каждый профессор, зная по собственному опыту важность вопросов, прерывает свою лекцию, обращаясь к студентам: "Есть ли у вас вопросы?" И если вопросов нет, то этому могут быть только две причины: или материал был настолько простым и доступным, что всем все абсолютно понятно, или, что бывает чаще, всем настолько все непонятно, что студенты просто не знают, что спрашивать.

Существует также психологический фактор, мешающий нам задавать вопросы. Гордость не позволяет нам признаться в том, что мы чего-то не понимаем. Очень часто мы просто предпочитаем не замечать того, что наше представление о какой-нибудь вещи нечетко.

Иисус неоднократно говорил, что мы должны стать подобны маленьким детям, чтобы войти в царство Небесное (Матф. 18:3), Конечно, среди прочего, он имел в виду и то, что дети задают множество вопросов. Дети задают так много вопросов, что родители нередко даже устают от них. Известная артистка Фенни Брайс так и назвала серию своих детских радиопрограмм "Почему, папа?" Эти программы хорошо запомнились тем, чье детство проходило в сороковые годы.

Однажды один писатель гулял вечером под звездным небом со своей шестилетней дочерью. Вечер был особенно тихим, небо было особенно ясным и миллионы звезд блестели особенно ярко. Отец и дочь шли рука об руку, наслаждаясь прогулкой. Дочь неожиданно спросила отца: "Папа, а почему звезды не падают на землю?" У отца не было времени, чтобы прочитать дочери лекцию о законах гравитации. Вопрос же этот был не мимолетной прихотью дочери. Он исходил из самой глубины ее маленького существа. Она хорошо знала, что все, что висит в воздухе, падает на землю. Писатель решил преподать дочери не урок естествознания, но духовный урок и ответил: "Дорогая, они не падают потому, что Иисус держит их там!" И, конечно же, он был прав. В Послании апостола Павла к Колоссянам мы читаем (1:17): "И Он есть прежде всего и все Им стоит".

Великий ученый Гексли постоянно повторял: "Перед фактами я чувствую себя маленьким ребенком". Но почему он так считал? Потому, что факты вызывали у него множество вопросов. Мы можем не соглашаться с его выводами, но мы должны признать его правоту в самом подходе к фактам. Вернемся к аналогии между работой детектива и изучением Священного Писания. После того, как детектив тщательно изучил место происшествия и собрал все обнаруженные факты вместе, возникает вопрос, что он должен делать дальше? - Он начинает задавать вопросы очевидцам: "Я следователь такой-то... Я хочу спросить у вас следующее..."

Цель, которую преследует детектив, заключается в том, чтобы объединить все собранные факты в одно целое и, таким образом, восстановить полную картину происшедшего. Какие же вопросы может поставить изучающий Священное Писание, стремясь лучше понять прочитанное? Английский писатель Киплинг в стихотворной форме дал очень хороший совет по этому поводу. Вот его изложение:

У меня есть шестеро хороших друзей, Которые помогают мне рассуждать. Хотите знать их имена? Вот они: Что? Где? Когда? Как? Почему? и Кто?

Вполне очевидно, что три из этих вопросов касаются специфических подробностей и их нельзя ставить при чтении каждого отрывка. Вопрос: "где?" помогает определить место происшествия или написания той или иной книги. Хорошо знать место, если это возможно.

Примерно такое же значение имеет и вопрос: "когда?" Читая ту или иную книгу, следует быть внимательным, чтобы не пропустить указания на время. Знание времени может помочь лучше понять связь между отдельными отрывками.

При этом важно не упускать из виду того, что во времена написания Священного Писания отсчет времени был иным, чем теперь. Исчисление годов начиналось со дня восшествия на престол очередного императора. Евангелист Лука следующим образом начинает свое повествование о служении Иоанна Крестителя: "В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря..." (Лука, 3:1).

Началом суток у евреев считался заход солнца. Ночь разделялась на три части, называемые "стражей", и каждая из них была короче или длиннее, в зависимости от общей долготы ночи. В Новом Завете употребляется также и римский метод деления ночи не на три, а на четыре стражи. День начинался с восходом солнца и с этого момента отсчитывались дневные часы: один, два, три и так далее.

Третий вопрос может помочь нам установить личности тех, о ком идет речь в данном отрывке Писания. Мы должны поставить вопрос "кто?" с тем, чтобы установить, к кому относятся прочитанные слова. Знание этого очень важно, поскольку в противном случае можно совершенно неправильно понять весь отрывок. Пожалуй, наиболее яркий пример этого можно найти в Римл.8:28. Часто можно услышать пословицу, основанную на этом месте Писания: "Все, что ни случается - случается к лучшему". Однако, если внимательно присмотреться к словам апостола Павла, то становится очевидным, что это относится не вообще ко всем людям, а только к тем, кто любит Бога и соблюдает Его волю.

Рассмотрим еще один пример. Во многих библиотеках Америки вы можете прочесть следующее изречение из Евангелия: "Истина сделает вас свободными" (Иоан., 8:32). Но давайте посмотрим КТО не может стать свободным. Прочитаем предыдущий стих: "Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям... (Иоан., 8:31). Таким образом, не всякая истина и не всякого человека делает свободным. Другими словами, не всякое познание и не всякое образование делает человека поистине свободным. Только вера во Христа приводит человека к познанию освобождающей Истины!

Четвертый вопрос имеет ограниченное значение и относится к методологии. Вопрос: "как?" не может быть поставлен при чтении любого отрывка. Конечно, вдумчивый человек, читая о том, как Иисус исцелял слепых людей, может поставить вопрос: "А каким методом или способом Он это делал?" В Евангелиях мы читаем, что Иисус исцелял слепых несколькими методами. А это говорит о том, что Христос хотел обратить внимание людей не на метод исцеления, но на Самого Себя.

Тем не менее, вопрос "как?" может иметь и принципиально важное значение, и в таком случае мы должны обратить на него особое внимание. Вспомните беседу Христа с Никодимом о непорочном зачатии. Никодим восклицает: "Как это может быть?" Конечно, мы также должны поставить перед собою подобный вопрос и найти в Священном Писании ответ на него.

Четыре вопроса относятся к деталям. Мы должны быть готовы всегда поставить вопросы: "Когда?", "Где?", "Как?" и "Кто?", но нужно также помнить и то, что не всегда эти вопросы уместны.

Два вопроса, поставленные Киплингом, имеют особое значение. Эти вопросы: "Что?" и "Почему?" Позже к этим двум мы прибавим еще один очень важный вопрос, но пока отметим, что именно эти вопросы являются основными и должны постоянно ставиться нами при чтении и изучении Библии.

Не случайно, что в наших рассуждениях мы постоянно подчеркиваем: должны иметь в виду вопрос: "Что?", "Что я вижу?" или "Что здесь?" Сразу же после того, как мы изучили термины, грамматическую и литературную структуру прочитанного отрывка, мы должны спросить у самих себя: "О чем говорит данное место Священного Писания?"

Кратко остановимся на примере того, как лучше всего это делать. В Евангелии от Марка (10:13-16) описан один из случаев из жизни Иисуса Христа. Прочтите, пожалуйста, внимательно это место Писания, установите значение слов и сделайте грамматический и литературный разбор. Конечно, у вас возникнет множество вопросов, но постараемся выписать только те, которые включают местоимение "что".

"Что евангелист понимал под словом "дети"?" (Возможно, этот вопрос вам покажется наивным, но не упускайте из виду, что в Священном Писании слова употребляются не только в прямом, но и в переносном значении: Иоан., 5:21).

"Что означает выражение: "к Нему"?" "Что означает слово "вознегодовал"?" "Что означают слова "увидев то"?" "Что означает сочетание двух следующих выражений: "Пустите детей приходить ко Мне... не препятствуйте им"?" " Что означают слова "таковых есть..."?" " Что означает выражение "Царствие Божие"?"

"Что означает выражение: "истинно говорю вам"?"

"Что говорит история о тех, кто не желал умилиться, как дети?"

"Что сделал Иисус для детей, которых приносили к Нему"?

"Что означает выражение: "благословил их"?"

Не следует думать, что это все вопросы, которые можно поставить в данном случае. Это только образец постановки вопросов.

Вы, наверное, обратили внимание, что некоторые вопросы касаются значения слов, а другие - структуры отрывка. Важно обращать внимание и на то и на другое, чтобы быть уверенным в том, что мы поставили все необходимые вопросы. Безусловно, прежде всего нужно уточнить значение всех слов, но не менее важно установить глагольное время, связь отрывков, их литературную структуру, и прочее.

А теперь перейдем к вопросу "Почему?" Пожалуй, это самый важный вопрос. Речь идет о причине, приведшей к тому или иному событию, или к тем или иным последствиям. Ответы на этот вопрос более всего другого помогут нам понять подлинное содержание прочитанного. Этот вопрос относится как к терминологии, так и к структуре Писания. Давайте снова дадим образец постановки подобных вопросов к тому же отрывку из Евангелия от Марка 10:13-16.

"Почему люди приносили своих детей к Иисусу?"

"Почему они желали, чтобы Он прикоснулся к ним?"

"Почему ученики не допускали приносящих детей к Иисусу?"

"Почему Иисус вознегодовал на Своих учеников?"

"Почему Иисус сказал, что Царство Небесное принадлежит детям?"

"Почему Иисус употребил сравнение учеников с детьми?"

"Почему Иисус брал детей на руки?" "Почему Иисус возлагал руки на детей?" Снова подчеркнем, что этим не исчерпывается весь круг таких вопросов. Обратите внимание на то, что такие вопросы значительно облегчают задачу правильного понимания прочитанного отрывка.

А теперь отметим еще одно очень важное явление. По мере того, как мы ставим эти вопросы, исходя из сделанного нами обозрения, мы замечаем все новые и новые детали, которые ранее ускользнули от нашего внимания. Эти дополнительные замечания нужно тщательно записать и использовать снова для того, чтобы поставить дополнительные вопросы.

Таким образом, на этой ранней стадии изучения мы должны прибегнуть к циклическому методу: сделанное обозрение ведет к постановке вопросов, которая, в свою очередь, ведет к новому обозрению и так далее. Этот процесс можно изобразить графически так:

Обозрение -> Отрывок Писания -> Постановка вопросов

Работу нужно продолжать до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможные вопросы. Опять-таки, не следует считать даже и в таком случае, что мы действительно исчерпали всю глубину содержания данного отрывка Писания. Мы должны постоянно помнить, что имеем дело не с человеческими писаниями, но со Словом Божиим, которое "живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр., 4:12). Мы никогда не можем исчерпать всей глубины Слова Божия. Но по мере того, как мы работаем над Словом Божиим, оно работает для нас самих, с тем, чтобы мы могли исполнять волю Божию в нашей жизни.

Итак, мы рассмотрели четыре дополнительных и два основных вопроса (где, когда, как, кто и что, почему?). Причем не следует думать, что первые четыре не имеют особого значения. В разряд дополнительных мы отнесли их только потому, что их нельзя ставить к каждому отрывку Писания.

Но есть еще один важный вопрос, который Киплинг не включил в свое необычное стихотворение. Одна часто повторяемая фраза может помочь нам понять сущность этого вопроса: "Ну, так и что?" Это значит, что мы должны обратить внимание на то, какими являются взаимоотношения между действующими лицами в прочитанном отрывке. Какое воздействие данное событие оказало на них? Имеет ли это какое-то отношение к настоящему времени? Рассмотрим метод постановки подобных вопросов на примере того же отрывка из Евангелия от Марка 10.

"Какую позицию заняли ученики в данном случае?"

"Как можно охарактеризовать взаимоотношения между учениками и их Учителем в данном случае?"

"В чем заключается различие в позиции учеников и Иисуса Христа?"

"Как это событие повлияло на учеников?., на родителей?., на Иисуса Христа?"

"Какое отношение это имеет к нам и к миру, в котором мы живем?"

Вполне очевидно, что этот третий вид основных вопросов значительно расширяет наш кругозор при изучении Писания. В самом деле, все три основных вопроса дополняют друг друга. Сначала мы спрашиваем: "Что означает это слово?" Затем: "Почему автор употребил именно это слово?" И наконец: "Что может означать это слово?" Конечно, та же самая последовательность приводит к таким же результатам и при рассмотрении грамматической и литературной структуры.

В заключение этой главы можно подчеркнуть, что умение ставить вопросы оказывает значительную помощь при изучении Писания. Все вопросы должны быть тщательно записаны. Неплохо запомнить последовательность трех основных вопросов: "Что?", "Почему?" и "Ну и что?" и четырех дополнительных: "Где?", "Когда", "Как?", "Кто?"

Нужно задавать вопросы о словах, о структуре (грамматической и литературной) , о взаимосвязи между отрывками, об эмоциональной окраске отрывка.

Сделаем еще несколько замечаний. Многие начинающие изучать Священное Писание боятся ставить такие вопросы, на которые они сразу не находят ответа. Это вызывается обычно чувством неуверенности в самих себе. Мы никогда не сможем научиться чему-либо, если не научимся сначала побеждать свою собственную предубежденность.

У верующих христиан такая предубежденность может возникать по двум причинам. Первая - гордость. Человек может из-за нее бояться признаться даже самому себе, что он чего-то не знает. Конечно, это одно из проявлений нашей греховной человеческой природы и с этим нужно решительно бороться.

Вторая возможная причина более утонченна. Верующий может считать, что, изучая Писание, он может обнаружить какое-то противоречие в нем и что этого допускать ни в коем случае нельзя. Но если человек ощущает нечто подобное, он должен признать, что его доверие к Библии как к Слову Божьему стоит на шатком основании.

Нам следует понять, что противоречие между нашим пониманием и Священным Писанием вытекает из нашего слабого знания его, и мы для того и должны изучать Писание, чтобы это знание улучшить. Не бойтесь ставить любые вопросы и честно находить на них ответы.

Далее: не забывайте тщательно записывать ваши вопросы, не полагайтесь на вашу память. Хорошо записывать их параллельно с вашим обозрением. По мере возникновения вопросов при исследовании данного отрывка, вы должны записывать их под номерами, соответствующим сделанным заметкам. Причем, к одной и той же заметке могут относиться несколько вопросов.

Вопросы нужно записывать не в сокращенном виде, но полными фразами. Если применять сокращения, то позже изучающий может сам не понять, что он имел в виду.

Каждый изучающий Библию должен постоянно развивать в самом себе способность ставить вопросы. Вопрошающий разум создает, в конце концов, почву доверия к Священному Писанию, как к непогрешимому боговдохновенному Слову. Если у нас появились вопросы, на которые мы не находите удовлетворительных ответов, то можно считать, что такие ответы в Писании имеются и рано или поздно мы найдем их. Если нам кажется, что мы обнаружили противоречие, будем помнить, что ошибаемся мы, а не Писание. "Бог верен, а всякий человек лжив" (Рим,, 3:4)

Но как находить ответы на поставленные вопросы? Об этом мы поговорим в следующей главе.

Однако, прежде, чем перейти к следующей главе, дадим несколько упражнений для самостоятельной работы.

Упражнения к 4-й главе

Постановка вопросов

Прочтите 2-ю главу Евангелия от Иоанна. Разбейте ее на отдельные отрывки и установите взаимосвязь между ними. Запишите очевидные детали, вытекающие из первого отрывка (стихи 1-11). Помните о последовательной нумерации ваших заметок. Тщательно обдумайте каждую заметку, стараясь поставить соответствующие вопросы. Запишите возникшие вопросы по схеме, данной в этой главе. Помните, что вопросы также нужно нумеровать.

Несколько раз повторите эти шаги, соответственно приведенной в этой главе схеме.

Глава 5. Толкование Писания

"... Чувства мешают рассуждать". "...Я не признаю исключений. Исключения нарушают правила".

Наш воображаемый детектив тщательно собрал все факты и опросил всех свидетелей. Что он должен делать дальше? Вполне понятно, что он должен найти объяснение собранным фактам и прийти к какому-то заключению. При изучении Библии нашим следующим шагом должно быть нахождение объяснения тому, что мы заметили, и нахождение ответов на поставленные вопросы.

При толковании Писания мы делаем следующие три шага: (1) Нужно найти ответы на поставленные вопросы; (2) нужно суммировать собранный материал; (3) нужно попытаться своими словами и на основании сделанных нами заключений воссоздать исследуемый отрывок Писания. Рассмотрим более подробно все три шага.

Нахождение ответов на вопросы

Где мы можем найти эти ответы? Конечно, ответы на вопросы, касающиеся грамматической структуры, мы можем найти в самом изучаемом тексте. Однако большинство вопросов требуют специального подхода. Для ответов на них нужны как бы особые инструменты, помощники.

Первым таким помощником является хороший толковый словарь; для нас лучше всего подходит Толковый словарь Даля. Если мы не поймем хорошо значение слов, мы, конечно же, не сможем правильно понять мысль, выраженную ими. Совершенно недостаточно понять только общее содержание, исходя из контекста. Если мы встретили непонятное для нас слово, нужно отнестись к нему, как к особо важному.

Очень важно иметь также и специальный Библейский словарь. Такой словарь похож на обычный толковый словарь, но отличается от него тем, что дает специальное разъяснение слов, а именно: поясняет значение терминов так, как их понимали во времена написания Библии. Даже простые и часто употребляемые слова, могут иметь какое-то особое специфическое значение в Библии.

Рассмотрим это на конкретном примере. Во второй главе Евангелия от Марка описан случай, когда четверо людей принесли расслабленного к Иисусу Христу. Однако они не могли поднести его непосредственно к Христу из-за толпы. Тогда они подняли кровлю дома и опустили парализованного к Иисусу. Внимательный читатель сразу же поставит несколько интересных вопросов: "Как они взобрались на крышу?" "Как они могли так легко поднять кровлю дома?" "Как они могли разрушать частную собственность?" Каждый человек, конечно, знает значение слова "кровля", однако Библейский словарь может оказать значительную помощь, если прибегнуть к нему в данном, казалось бы простом случае. Попробуем найти в таком словаре слово "кровля", а если мы его не найдем, посмотрим слово "дом". В таком словаре дано описание домов, которые строили в Палестине в те далекие времена. Оказывается, многие дома имели на плоской крыше специальные люки, которые закрывались крышками. Такую крышку можно было легко открыть и закрыть и делались они для того, чтобы на день их закрывать, а на ночь открывать. Таким образом днем сохранялась в доме прохлада, а ночью через эти люки поступал свежий прохладный воздух. Видимо, те четверо и воспользовались таким люком. А взобраться на крышу им было не так уж трудно, поскольку на плоскую крышу вела лестница. Как видите, Библейский словарь, действительно, помогает понять сущность событий, происходивших в то время.

Рассмотрим еще один пример. Писание говорит, что Никодим и Иосиф из Аримафеи, получив разрешение, приготовили тело Иисуса к погребению "как обыкновенно погребают иудеи" (Иоан., 19:40). Конечно же, не все читатели Библии знают древние иудейские обычаи. Однако, если взять Библейский словарь и посмотреть в нем слово "погребение", можно получить хорошее представление о том, что именно сделали Никодим и Иосиф.

На русском языке существует несколько Библейских словарей, переведенных в разное время с иностранных языков и изданных за границей. Пользование такими словарями намного облегчает исследовательскую работу над Библией.

Пользуясь любой справочной библейской литературой, нужно не забывать того, что составители могли дать не только нейтральный справочный материал, но и свое толкование Писания. Поэтому нужно помнить данный нами ранее совет о том, как нужно относиться к богословской литературе при личном изучении Библии.

Важным пособием при изучении Библии являются библейские географические атласы и карты. Они помогают изучающему Библию лучше ответить на вопрос: "Где?." Если в Писании дается то или иное географическое название (город, страна, озеро, остров и т.д.), очень полезно отыскать его на карте.

В Евангелии от Луки есть такое выражение: "Сказав это Он пошел далее, восходя в Иерусалим" (Лук., 19:28). Внимательный читатель, конечно же, обратит внимание на слово "восходя". Но почему именно нужно было подниматься, чтобы попасть в Иерусалим? Те, кто живут в Израиле, хорошо знают, что Иерусалим находится на горе и поэтому, независимо от того, откуда вы идете в Иерусалим, вам нужно подниматься на гору. Но и те, кто никогда не был в Иерусалиме, посмотрев на хорошую географическую карту, могут легко найти объяснение слову "восходя".

Большую помощь в личном изучении Библии может оказать другая справочная литература, особенно историческая. Знать исторические данные об авторе данной библейской книги, о времени и месте ее написания, о людях, к которым обращался автор, - все это, конечно, очень важно и полезно. Но при этом нужно помнить, что мы можем встретить в таких книгах собственное толкование Писания автором. Особенно недопустимо, если изучающий Библию ищет чужое толкование, прежде чем приступит к самостоятельной работе.

Очень важным и необходимым пособием при личном изучении Библии является "Симфония". Сейчас мы упомянем об этой важной книге вскользь, говоря о "рабочих инструментах" изучающего Библию, а позже мы будем говорить о ней более подробно. Пользуясь "Симфонией", можно легко и быстро найти интересующее нас место Писания, зная или помня всего несколько слов из данного текста. В некоторых изданиях русской Библии и Нового Завета имеется в качестве приложения краткая "Симфония", однако ее совершенно недостаточно. Необходимо приобрести полную "Симфонию", изданную отдельной книгой.

Можно пользоваться в качестве вспомогательной, любой литературой, в которой содержатся сведения об истории, географии и культуре народов библейского времени.

И еще раз подчеркнем: нужно быть очень осторожным при пользовании такой литературой. Надо убедиться, что данные, содержащиеся в ней, заслуживают доверия.

Возможно читатель спросит: "А как же насчет различных библейских комментариев?" Множество различных комментариев написано видными и известными во всем мире проповедниками. Разве ими не стоит пользоваться при личном изучении Библии?

Не трудно, однако, понять, что чтение комментариев и личное изучение Библии противоречат друг другу. Прочитав толкование Писания, принадлежащее даже самому известному проповеднику, вы будете рассматривать прочитанный текст не своими собственными, а его глазами, ваш разум будет неизбежно следовать по уже проложенным им тропинкам.

Следует, конечно, оговориться, что материал исторического, географического и тому подобного порядка, найденный в комментариях, может быть вполне полезным для личного изучения Библии. Однако, когда речь идет о толковании, предлагаемом тем или иным автором, лучше не опираться на него и читать Писание самостоятельно. Комментарии могут быть очень полезными уже после того, как вы закончите самостоятельную работу над изучаемым местом. Тогда вполне целесообразно посмотреть в комментарий и узнать, соответствует ли ваше понимание данного места пониманию того или иного проповедника. Если ваши мнения разошлись, постарайтесь хорошенько понять аргументы автора комментариев с тем, чтобы проверить самого себя. Возможно, вы, действительно, что-то упустили. Если аргументы автора комментариев не смогли убедить вас, оставайтесь при своем собственном мнении при дальнейшем изучении Библии.

До сих пор в настоящей главе мы говорили о том, где изучающий Писание может найти ответы на свои вопросы. А теперь дадим несколько практических советов. Ответ нужно записать так, чтобы наглядно было видно, к какому вопросу он относится.

Обычно ответ занимает больше места, чем вопрос. Поэтому можно расположить все так, как показано на этой схеме, или же перенести колонку на обратную сторону листа, но так или иначе, нужно аккуратно нумеровать вопросы и ответы, чтобы можно было легко найти ответ на данный вопрос.

Неплохо указывать, из какого именно источника взят данный ответ. Изучающий Писание должен выработать для себя такой код записи источников, который был бы легко понятен ему самому. Например, ответ на интересующий вас вопрос вы нашли в каком-то справочнике; кратко запишите его название и страницу. Думаю, что вполне ясно, зачем это нужно. Возможно, вам снова понадобится найти данное место в первоисточнике и если вы не запишете, где вы его нашли, то вы можете потерять его.

Таким образом, мы подошли к концу первого этапа: мы нашли ответы на поставленные вопросы. Мы сделали большие успехи: нам ясны все слова в изучаемом отрывке, и событие, описанное в нем, приобрело более конкретную и живую окраску в нашем уме. Теперь мы готовы перейти к следующему этапу. Каков же он?

Подведение итога

Наступило время подведения итогов проведенной исследовательской работы. Постараемся свести концы с концами. До сих пор мы шли путем от частного к общему. Теперь же сложим вместе отдельные полученные результаты. То, что мы теперь делаем, можно выразить следующими словами: "Вот то, что мне удалось узнать". Есть несколько способов, которыми это можно сделать.

Мы уже готовы дать название каждому отрывку; нам нужно еще поработать над этими названиями, так чтобы в них отражалась основная сущность отрывков. Такое название может быть выражено одним или несколькими краткими предложениями. В них может быть отражено или краткое со держание самого отрывка или наша трактовка его содержания. Причем, нужно придерживаться или одного или другого, но неплохо сделать такие краткие описания и по тому и по другому признаку.

В качестве примера возьмем две первых главы Евангелия от Иоанна, которые мы разобьем на 12 отрывков. Дадим оба вида титулов и по содержанию и по толкованию.

1:1-5 Слово Бога (по содержанию); Жизненно важное Слово (по толкованию)

1:6-8 Иоанн, как свидетель (по содержанию); Свидетельство о Слове (по толкованию)

1:9-13 Свет, который просвещает (по содержанию); Просвещающее Слово (по толкованию)

1:14-28 Допрос Иоанна (по содержанию); Нападение на Иоанна (по толкованию)

1:29-34 Знамение крещения (по содержанию); Божественное запечатление (по толкованию)

1:35-42 Еще одно свидетельство Иоанна о Христе (по содержанию); Господь предложил ученикам Иоанна посетить Его дом (по толкованию)

1:43-51 Призвание Филиппа и Нафанаила (по содержанию); Обещание о том, что они увидят еще более великое (по толкованию)

2:1-11 Превращение воды в вино (по содержанию); Проявление божественной силы (по толкованию)

2:13-22 Очищение храма (по содержанию); Проявление божественной власти (по толкованию)

2:23-25 Недоверие к людям (по содержанию); Проявление божественного знания (по толкованию)

В данном случае мы озаглавили эти отрывки, но вместо кратких названий можно сделать более пространные, хотя также и не очень длинные предложения.

Не следует думать, что только эти названия верны, и никакие другие не могут быть использованы! Мы привели эти выражения только для примера. Изучающий Библию должен всегда все делать самостоятельно и не пользоваться уже готовым материалом. Если вы воспользовались чьим-то материалом, значит, вы перестали работать самостоятельно.

Следующий шаг - объединение отдельных отрывков группы и нахождение названий для этих групп.

Описание отрывка в общих чертах - это прекрасный путь подведения итогов. Мы уже советовали делать это еще в самом начале, когда шли от целого к деталям. Теперь мы можем сделать это более успешно.

Изучающий Писание не должен пользоваться уже готовым подобным материалом, сделанным кем-то другим. Даже если вы очень уважаете какого-нибудь проповедника, это вовсе не означает, что вы должны пользоваться результатами его работы, как своими собственными. Вы должны выразить ваши собственные ощущения и ваше собственное мнение о том, что говорится в данном отрывке Писания.

Одним из наилучших методов объединения результатов исследовательской работы является метод построения итоговых схем всей изучаемой книги. Это поможет вам расположить собранный материал в таком порядке, что вы сможете быстро и легко в нем разобраться.

Существует много способов построения таких схем и читателю предлагается воспользоваться тем способом, который покажется ему наиболее подходящим. Неплохо составить итоговую схему прямо на простой бумажной или картонной папке, на ее внутренней стороне, а затем в этой же папке хранить весь другой материал, имеющий отношение к изучаемой книге.

Использование разноцветных карандашей и чернил сделает такую схему еще более наглядной и понятной.

Опять же, желательно, чтобы читатели сами проявили изобретательность, чтобы сделать такие схемы еще более полезными. Составление таких схем не только поможет в настоящее время при изучении данной книги Библии, но и в дальнейшем как самим изучающим Библию, так и их будущим ученикам.

Изучающий Библию в любом случае должен пользоваться всеми тремя методами: озаглавливание отрывков, краткое их описание, составление итоговых схем. Но есть и другие методы, которые также могут быть полезными.

После детального исследования данного отрывка неплохо выписать главные мысли. При этом можно пользоваться уже полученными ранее выводами и результатами.

Некоторые считают полезным составление изложения данного отрывка Писания. Изложение - это пересказ прочитанного своими словами. В некоторых случаях, таких, например, как глава 7 Послания к Римлянам, составление изложения, действительно, может помочь понять мысль апостола Павла, поскольку при беглом чтении этой главы может показаться, что автор противоречит сам себе.

Мы уже рассмотрели первые два этапа истолкования прочитанного: нахождение ответов и подведение итогов. Остался последний, третий этап, - восстановление прочитанного отрывка. На данном этапе мы должны воспользоваться всеми полученными результатами, чтобы наглядно и живо представить себе описанное в данном отрывке событие. Этот этап является поистине сердцевиной всей нашей работы.

Оживление данного отрывка

Прежде всего нужно выработать в себе способность воображения. А это значит, что мы должны быть способными вообразить самих себя в тех условиях, в которых происходило данное событие. На основании полученного материала, мы должны стать как бы участниками описанного события.

Как можно наглядно показать, что такое воображение? Посмотрите на молодую мать, кормящую ложкой своего ребенка. Обычно в таком случае основное внимание уделяют ребенку. Но посмотрите более внимательно на мать. Нередко мать сама открывает рот тогда, когда она хочет, чтобы рот открыл ребенок. Она воображает себя на месте своего ребенка.

Воображение - это умение поставить себя на место кого-то другого, испытать чувства, переживаемые другим. Прочитайте о каком-нибудь библейском событии, вообразите себя самого на месте одного из участников, затем другого. Постарайтесь оживить это событие в своем воображении так, как будто оно происходит в настоящее время, сегодня.

Так называемая психодрама может помочь понять, что такое воображение. Группе участников такой психодрамы даются основные характеристики какого-нибудь происшествия, а затем участники разыгрывают это событие, представляя себя его героями. Попробуйте представить себя на месте того мальчика, у которого Иисус взял его обед, приготовленный ему матерью, и накормил им 5 тысяч человек. Попробуйте представить себе, что вы перенеслись в то далекое время.

Важно, чтобы наше воображение находилось под контролем Духа Святого. Вы должны как бы перенестись в то далекое время, в которое происходило данное событие, почувствовать подлинную атмосферу, в которой оно происходило.

Попробуем совместно проделать упражнение на такое духовное воображение. Представим себе, что мы находимся среди тех, кто пришел на небольшое кладбище вблизи Вифании, чтобы увидеть гроб Лазаря (Евангелие от Иоанна, 11:17-46). Конечно, в центре внимания находится Христос. Некоторые из присутствующих здесь недоумевают, почему Христос так задержался и не пришел раньше. Другие даже обижаются на Него.

Но вот Иисус говорит: "Отнимите камень". Многие недоумевают. "Зачем это делать?" Безусловно, они согласны с Марфой, которая советует этого не делать, поскольку от трупа будет исходить зловоние. Иисус напоминает ей то, что Он сказал раньше: "Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?" Замечаете ли вы, как нарастает удивление и напряжение в толпе? В конце концов камень отвален. Слышите ли вы неприятный запах? Видите ли вы что-нибудь в темноте пещеры? Иисус говорит громким голосом: "Лазарь, иди вон!" Заметили ли вы, что в толпе все затаили дыхание? Вдруг из темноты пещеры появляется фигура, завернутая в погребальные пелены. (Писание ясно говорит, что он был "обвитый по рукам и ногам погребальными платками" и, несмотря на это, он все же шел.) Вполне вероятно, что некоторые даже убежали от испуга! Их нервы просто не могли выдержать.

Иисус снова говорит: "Развяжите его, пусть идет". Кто же первым кинулся к Лазарю? Смотрите внимательно! Кто подбежал к Лазарю первым, чтобы развязать платки? Конечно же Мария! Разве вам неясно, что именно она первой шла к пещере, где был похоронен ее брат? И вот, подойдя теперь к вышедшему из пещеры, что она делает прежде всего? Медленно, очень осторожно она начинает развязывать покрывало, которым замотано лицо и вдруг, теперь уже рывком, отбрасывает размотанное покрывало, в восторге восклицая: "Он жив! Он жив!" - смотря в сияющие глаза своего брата. Теперь уже и другие бегут, чтобы помочь ей развязать оставшиеся платки. Лазарь размотан и одет. После четырех дней пребывания в гробу он вместе с сестрами идет домой.

Фантазия, скажете вы? А разве не могло происходить все это именно так? Пытаясь понять, что именно ощущали участники события, вы тем самым оживляете его картину.

Если вы читаете не какой-то рассказ, а пророчество, или поучение, или что-либо другое, постарайтесь представить себя как на месте автора, так и на месте того, к кому он обращается. Попробуйте выразить те же мысли, но своими словами. Например, вы читаете маленькое Послание апостола Павла к Филимону. Постарайтесь сначала представить себе чувства, которые владели Павлом, когда он писал это коротенькое письмо. Затем вообразите, что это вы лично получили это письмо, будучи на месте Филимона. Как вы реагируете на то, чтобы принять бежавшего раба, как своего брата во Христе? И, наконец, вообразите себя на месте Онисима.

Основным принципом такого оживления является наглядное представление, что с момента происшествия, о котором мы читаем, не произошло никаких перемен в обычаях, в мировоззрении и в поведении людей. Действующее лицо все еще любит, боится попасть в трудное положение, старается идти своим собственным путем; оно может быть и теперь довольным или сердитым, оно и теперь может реагировать на призыв Божий. Пытаясь оживить Писание, спрашивайте у самих себя: "Что я чувствую?" Только в таком случае вы сможете приблизиться в своих ощущениях к тому действующему лицу, о котором говорится в данном отрывке Писания.

Итак, мы с вами научились видеть то, о чем говорится в данном отрывке. Мы умеем ставить вопросы и находить на них ответы, мы можем отождествлять себя с действующими лицами, о которых читаем в Писании, мы можем живо представлять себе картину происходившего тогда. Это и есть толкование Писания.

А теперь предлагаем вам несколько упражнений для закрепления рассмотренного материала.

Упражнения к 5-й главе

Толкование Писания

Внимательно прочтите четыре отрывка 3-ей главы Евангелия от Иоанна.

Сделайте обзор и поставьте вопросы. Постарайтесь найти ответы на все поставленные вопросы и запишите их как можно более полно. Суммируйте проделанную работу, давая заглавие каждому отрывку. Сделайте изложение отрывков и постройте итоговую схему.

Попробуйте представить себя на месте Иисуса и на месте Никодима. Постарайтесь настолько ясно представить себе эту сцену, как будто вы физически присутствуете там. Опишите эту беседу своими собственными словами


Обратно в раздел богословие











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.