Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Линкольн У. Как самостоятельно изучать БиблиюОГЛАВЛЕНИЕГлава 3. Исследуя детали - найти путеводную нить "Мне было просто смешно, когда он объяснил мне свой процесс поиска истины. "Когда я слышу ваше объяснение, - говорил я, - мне все кажется настолько простым и понятным, что я сам могу легко прийти к тем же выводам; но как только мне приходится самому разрешать малейшую проблему, я прихожу в растерянность и не могу ничего понять до тех пор, пока вы мне не объясните. И все же я убежден, что мои глаза не хуже ваших ". Спокойнее, друг, - отвечал он, - вы видите, но вы не замечаете. Есть различие между моими глазами и вашими. Возьмите, к примеру, следующее: часто ли вы видите вот эту лестницу? - Часто. - Как часто? - Сотни раз. - Хорошо, сколько же в ней ступенек? - Этого я не знаю. - Вот видите, у вас нет наблюдательности. Вы видите, но вы не замечаете, как это делаю я. Я знаю, что в этой лестнице семнадцать ступеней, поскольку я не только смотрю, но и замечаю. "Я не установил ещё конкретных фактов. И пока фактов нет, бессмысленно строить какие бы то ни было теории. К сожалению, многие стараются подогнать факты под свою теорию, вместо того, чтобы строить на основе фактов теорию ". "В мире полно совершенно очевидных вещей, которых многие, тем не менее, просто не замечают ". Первый важнейший шаг к пониманию любой написанной работы - это получение представления о всей книге в целом, понимание того, что автор хочет сказать в своем труде. Нужно отметить, что многие люди удовлетворяются только общим впечатлением, полученным от прочтения книги. Если вы спросите их, читали ли они данную книгу, они смело ответят: "Конечно, я прочитал эту книгу". Но если вы спросите у них, что же автор хотел сказать в своей книге, или что они запомнили из нее, часто оказывается, что они ничего не помнят. Большим недостатком является то, что мы часто читаем пассивно. Мы устраиваемся поудобнее и приступаем к чтению, (Часто в школах можно наблюдать следующую картину). Учитель в качестве домашнего задания поручает ученикам прочитать определенное количество страниц в данной книге. Ученики послушно исполняют это задание, читают дома указанный отрывок, (но при этом совершенно не задумываются над его смыслом.) Мы должны научиться читать активно. Рассматривайте читаемую книгу как прямое обращение лично к вам. Научитесь замечать каждую мысль автора, вступайте мысленно с ним в беседу. Некоторые могут сказать, что разговаривать с автором книги - не совсем разумно, и тем не менее, такой метод помогает лучше понять мысль автора. Сосредочьтесь мысленно на смысле читаемого. Прочитав несколько раз одну и ту же книгу, мы, тем самым, только приступаем к ее изучению. Теперь мы готовы к тому, чтобы начать понимать мысль автора. Мы уже говорили, что в данном случае можно провести аналогию с работой детектива, расследующего преступление, Первое, что он должен сделать, - это оценить преступление в целом. Никто не должен ничего трогать на месте преступления до тех пор, пока опытный следователь не осмотрит его. Но это только начало его работы. Он должен тщательно рассмотреть каждую вещь, имеющую отношение к совершенному преступлению: пучок волос, оторванную пуговицу, пятна грязи, предметы, на которых могут быть отпечатки пальцев, осколки стекла - все это может помочь ему восстановить картину происшедшего. Ключом или путеводной нитью к пониманию Слова Божьего, как это ни кажется странным, являются сами слова, которые встречаются в нем. Мы должны возвратиться к самому началу отрывка и задуматься над тем, понятен ли нам смысл слов, которые мы читаем. При этом совершенно недостаточно знать значение данного слова. Мы должны знать, в каком смысле автор употребляет это слово. Представьте себе следующий разговор между учителем и учеником в школе: - Можешь ли ты объяснить значение слова "коса"? - Конечно. Мой отец, как раз вчера искал косу, чтобы накосить травы на лугу. Коса - это инструмент, которым косят траву. Это так, но мне непонятно, зачем нашей реке понадобился такой инструмент? Мы на прошлой неделе всем классом были на речной косе, когда совершали экскурсию в лес, и ты, конечно же, не забыл об этом? Ах, да. Коса - это длинный песчаный полуостров. И такие косы бывают не только на реках, но и на морях. Хорошо. Но что общего между морями и реками и нашей отличницей Таней? А ведь у Тани не только лучшая успеваемость в нашем классе, но и лучшая коса? Да, совсем забыл. Коса - это заплетенные волосы. - Ну, так что же все-таки означает слово "коса"? Можешь ли ты указать пальцем, если я попрошу тебя показать нам косу? - Нет. Если вы не уточните о какой косе вы говорите, я не смогу вам ответить. Да, именно так! Мы не можем понять многих слов, пока не рассмотрим их в контексте предложения или даже целого отрывка. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Но даже и в тех случаях, когда слово имеет только одно значение, оно может нести разную смысловую нагрузку, в зависимости от контекста. Чтобы подчеркнуть многозначимость слов, мы часто пользуемся словом "термин". Оно определяет значение данного слова в данном контексте. Господин Адлер в работе, о которой мы уже говорили, назвал одну из глав так: "Подход к терминологии". В ней он говорит, что мы должны найти подходящие слова и с их помощью понять терминологию автора. Только таким путем мы можем понять смысл слов автора. Некоторые из читателей могут подумать, что все эти рассуждения не столь уж важны в случае изучения Библии. В конце концов, каждый понимает, что означает то или иное слово, когда он встречает его в книге. Но давайте рассмотрим на конкретном примере, так ли это на самом деле: "В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящим на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм" (Ис., 6:1). Пожалуй, не все вообще знают, что означает слово "риза". И уж совсем не многие знают, что это слово имеет два значения (смотрите Словарь Ожегова, стр.626): одежда священника и фигурная металлическая накладка на иконе. А теперь подумайте, края чего наполняли весь храм, И только из контекста становится ясно, что Исайя говорит не об одежде священника и, тем более, не об иконе, а об одежде Самого Господа. Определение и уточнение терминов Итак, мы готовы теперь к следующему шагу нашего исследования: определение и уточнение важных терминов, которые употребляет автор. Мы должны возвратиться к началу изучаемой книги и найти определяющие термины, употребляемые автором. И тут опять начинающий изучать Библию возразит: "Как я могу сказать, какие именно термины являются самыми важными?" Рассмотрим несколько простейших методов определения таких терминов. Первое: перечитайте вновь исследуемый отрывок и постарайтесь понять мысль автора. Обнаружили ли вы какие-нибудь непонятные для вас слова? Обычно, если какое-то слово вам незнакомо, его можно считать важным, поскольку до тех пор, пока вам не ясно значение всех слов, вы не можете быть уверенным, что вы правильно понимаете общую мысль автора. Конечно, разные читатели могут разойтись во мнении, какие именно слова важны в данном отрывке. Слово, которое вам непонятно, может быть хорошо знакомым кому-нибудь другому. Но вам, безусловно, нужно обратить внимание в первую очередь именно на те слова, которые непонятны вам, поскольку в этом заключается ваша работа. Второе: определите термины, которые являются центральными в данном отрывке. Это те слова, которыми выражается его главная идея. Если вы не обратите внимание на термины, которыми выражается эта идея, то она сама может быть или неправильно понята вами или, вообще, упущена. Третье: отметьте слова, имеющие особо глубокое значение. Некоторые термины всегда имеют особое значение, потому что ими выражаются особенно важные идеи. Такими терминами, например, всегда являются следующие понятия: любовь, милость, грех, спасение, мир и так далее. Никогда не пропускайте этих терминов, не обратив на них особого внимания. Затем, ища особо важные слова в данном тексте, выпишите те из них, на которых автор ставит ударение. Объясняет ли сам автор значение слов, которые он употребляет? Подчеркивает ли он их или выделяет курсивом? Возможно, вы найдете, что автор доказывает свою мысль, противопоставляя собственную точку зрения пониманию того же вопроса другими. Хорошим примером такому приему автора является отрывок из Послания апостола Иакова 2:14-26. Автор противопоставляет свою точку зрения точке зрения его современников, неправильно понимавших сущность веры. Он возражает тем, кто считал, что вера - это только умственное восприятие доктрин, не имеющих прямого отношения к реальной жизни. Отнюдь не каждый читатель может легко заметить, что слово "вера" имеет в данном случае особое значение, поскольку сам автор постоянно это подчеркивает. Заметьте, вы должны не просто обратить особое внимание на основные слова, но и выписать их. Выпишите все особенно важные слова и установите то значение, которое придает им автор. Конечно, пока что вы можете прийти только к предварительным заключениям относительно мысли автора, поскольку для окончательных выводов нужно изучить всю структуру данного отрывка Писания и хорошо понять значение всех слов, употребляемых автором. Однако установить значение слов, употребляемых автором, еще не достаточно для того, чтобы правильно понять мысль автора. Важно понять употребляет ли автор данное слово (или слова) в буквальном или в переносном смысле. Если слово употреблено в его обычном смысле, то речь идет о буквальном значении. Возьмем, к примеру, слово "дерево". Если речь идет о большом растении, имеющем ствол и ветви, листья и корневую систему, то в данном случае слово, которым мы называем такое растение, употребляется в своем буквальном смысле. Но то же самое слово часто употребляется в переносном или иносказательном смысле. Сравните следующие предложения: Он влез на дерево, когда за ним погнался медведь. Ученик задал так много вопросов, что из них получилось целое ветвистое дерево. Не все люди интересуются своим семейным древом. Священное Писание говорит о праведнике, как о дереве, посаженном у потока вод. Господин Браун, желая улучшить вид, открывающийся из окна его дома, решил посадить деревья в своем дворе. В первом и пятом предложениях слово "дерево" (или "деревья") употребляется в прямом или буквальном смысле, а в других предложениях речь идет явно не о растениях. Переносное или иносказательное употребление слов основано на принципе подобия или аналогии. Во втором предложении речь идет об ученике, который не мог сосредоточить свои мысли на чем-то конкретном, и они разбежались у него, как ветви дерева, в разные стороны. В третьем предложении слово "дерево" употребляется потому, что семьи подобны дереву, у которого от одного ствола отходят крупные ветви, а от них более мелкие и так далее - от отцов к детям и внукам. В четвертом предложении речь идет также о дереве, причем на первый взгляд, это слово употреблено в буквальном смысле: "дерево, посаженное у потока вод". Однако на самом деле автор говорит не о каком-то дереве, которое хорошо растет, потому что посажено в хорошем месте, а о человеке, который подобен такому сильному и пышному дереву. Может возникнуть вопрос: "А имеет ли это какое-то значение для правильного понимания Священного Писания?" Если вы не обратите внимание на те места, где слова употребляются в переносном смысле, вы упустите аналогию, которую автор имеет в виду, и даже можете неправильно его понять. Возьмите, например, слова Христа: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется..." (Иоанн, 10:9). Мы должны понимать, что речь идет не о буквальной "двери", ведущей к спасению, но что спасение можно получить только через Христа. Изучение структуры всего отрывка Перейдем к следующему шагу: обратим внимание на грамматическое и структурное построение данного отрывка Писания. Нам нужно установить, как отдельные слова и выражения влияют друг на друга и на общее содержание. Это исследование можно подразделить на три части, и мы рассмотрим их в отдельности. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ Многие, желающие изучить Библию, считают, что грамматика не имеет особого значения. Не умея сделать грамматического разбора даже простого предложения, они с отвращением относятся ко всей грамматике. Для правильного понимания Библии хорошо было бы знать те языки, на которых она была написана первоначально. Но поскольку мы пользуемся русским переводом, мы будем говорить о русской грамматике. Если мы хотим изучать написанное Слово, мы должны знать грамматику. Чтобы понять смысл всего предложения, нужно понимать не только значение отдельных слов, но и то, как слова влияют друг на друга, находясь в одном предложении. Это очень важно для понимания взаимосвязи между отдельными членами предложения. Начнем с глагола. Мы уже говорили, что прежде всего нужно понять значение, в котором автор употребляет данное слово, в частности глагол. Но этого далеко не достаточно. Когда речь идет о глаголе, важно понять, в каком времени он употребляется - идет ли речь о каком-то действии, имевшем место в прошлом, или о действии, совершающемся в настоящее время, или о действии, которое должно совершиться в будущем. Важно также и то, в каком наклонении употреблен данный глагол. Если глагол стоит в повествовательном наклонении, автор говорит о действии, которое имело место, которое происходит в настоящее время, или которое произойдет в будущем. С другой стороны, глагол должен употребиться в ином наклонении, если автор хочет обратить внимание на то, что действие может произойти только при определенных условиях. В таком случае можно употребить условное наклонение. Действие могло бы произойти в прошлом, оно могло бы происходить теперь и может происходить в будущем. И наконец, автор может говорить о действии, которое обязательно должно совершиться. В таком случае употребляется повелительное наклонение. Повествовательное наклонение говорит об определенной истине, условное - о возможной истине и повелительное - о неизбежной истине. Если тот, к кому направлено обращение в повелительном наклонении, подчиниться ему, то действие неизбежно произойдет. Кроме времени и наклонения глагола, нужно также обратить внимание на то, в каком залоге он употребляется. Важно установить, кто или что производит данное действие и на кого или на что оно распространяется или влияет. Мы должны найти ответ на вопрос: "Какова связь между объектом и воздействием на него?" Так, например, одно дело, если мы говорим: "Мальчик ударил по мячу" и совсем другое: "Мальчика ударил мяч". Проанализировав значение глагола в данном предложении или во всем отрывке, мы можем перейти к анализу других членов предложения. Нужно найти подлежащее, прямое и косвенное дополнения. После этого нужно рассмотреть придаточные предложения, вводные слова и фразы, и так далее. Следующие четыре члена предложения имеют особое значение: (1) подлежащее, (2) сказуемое, (3) прямое дополнение, (4) косвенное дополнение. Конечно, не в каждом предложении могут присутствовать все эти четыре члена, но прежде чем переходить к другим членам предложения, нужно рассмотреть именно их, и понять, какой из этих членов является главным в данном предложении. Если речь идет о сложных предложениях или отрывках, полезно на отдельном листе бумаги переписать это предложение или отрывок, выделив главные части. Давайте проделаем эту процедуру со стихом 51, 6-й главы Евангелия от Иоанна. Иоанн 6:51 Я (подлежащее) ЕСТЬ (может быть опущено и заменено тире) ХЛЕБ живой (придаточное предложение) сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек ХЛЕБ же, который Я дам ЕСТЬ ПЛОТЬ Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Преимущество такого схематического построения данного предложения бросается в глаза. Мысль, высказанная Христом, становится более понятной. Заметьте, что благодаря такому методу, становится очевидной ошибка древних евреев, о которой говорится в следующем 52-м стихе. Поняв прямую взаимосвязь между двумя главными мыслями, мы убеждаемся, что Христос говорит в переносном, а не в буквальном смысле, как это поняли евреи. Христос не был в буквальном смысле хлебом. Христос является главным источником духовной жизни, как хлеб - главный источник жизни физической. Рассмотрим другой пример. Некоторые места в Посланиях апостола Павла понять не так легко, однако вышеизложенный метод может помочь и в таких случаях. Рассмотрим послание к Ефесянам 1:15:19. Ефесянам 1:15-19 услышав о вашей вере во Христа и о любви ко всем святым НЕПРЕСТАННО БЛАГОДАРЮ (сказуемое) ЗА ВАС , вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы БОГ Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, ДАЛ (сказуемое придаточного предложения) ВАМ ДУХА премудрости и откровения к познанию Его, И просветил очи сердца вашего, дабы ВЫ ПОЗНАЛИ , В ЧЕМ состоит надежда призвания Его и КАКОЕ богатство славного наследия Его для святых, и КАК безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его. (Следующие стихи продолжают развивать мысль о "величии силы Его".) Такое схематическое построение помогает нам понять, что апостол Павел молится двояко за верующих Ефесян: благодарит Бога за их веру и любовь и просит Бога, чтобы Он дал им больше понимания Его силы. Конечно, нет необходимости проделывать такую процедуру с каждым предложением. Если изучающий Писание по ходу чтения ясно видит структуру предложения и различает главные и второстепенные члены предложения, в таком схематическом построении нет необходимости. Но независимо от того, строится такая схема или нет, изучающий должен ясно видеть грамматическую связь между главными членами предложения и всеми остальными. Те, кто слабо знают грамматику или основательно забыли ее, должны повторить или освежить в своей памяти главные грамматические правила и требования к членам предложения, к главным и придаточным предложениям. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПОСТРОЕНИЕ Теперь перейдем ко второй важной особенности письменной речи, а именно - литературному построению, т.е. рассмотрим различные литературные приемы. То что мы теперь будем рассматривать, не следует путать с тем, о чем мы говорили раньше, т.е. речь не будет идти о литературных формах (проза, поэзия и т.д.). Мы будем говорить о различных методах, которыми пользуются авторы, чтобы привлечь внимание читателя к той или иной своей мысли или сделать эту мысль более ясной. Мы обсудим эти методы с тем, чтобы изучающие Библию могли различать их и понимать их значение. Кроме того, мы рассмотрим основные речевые приемы, позволяющие выразить мысль более ярко и динамично. Ниже будут кратко рассмотрены наиболее часто встречающие технические литературные приемы. Все они широко применяются в Библии. Конечно, мы не сможем рассмотреть их все, но будем рады, если читатели получат стимул к самостоятельному размышлению. Следует помнить, что, кроме приемов, о которых пойдет речь, существуют и другие. (1) Сравнение. Стараясь сделать свою мысль более ясной, авторы нередко пользуются методом сравнения того, о чем они говорят, с тем, что уже хорошо знакомо читателям. Прежде чем приступить к написанию, автор задается вопросом: "Как лучше выразить эту мысль? Какое сравнение можно применить?" В результате он прибегает к какой-нибудь аналогии, или использует символический язык, как мы уже говорили, или пользуется каким-нибудь другим методом, о котором мы будем говорить ниже. Обратите внимание на следующее место Писания: "Если ваши грехи будут, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю" (Ис., 1:18). Автор, конечно, рассчитывает, что читатели знают и что такое белизна снега и что такое белизна отбеленной шерсти. Сравнение их с багряным и красным цветами говорит о серьезности греха. Читатели могут не знать, что грех - это очень серьезная вещь, но такое сравнение заставит их задуматься над этим вопросом. (2) Контраст. Часто авторы прибегают к другому методу - методу противопоставления. При сравнении подчеркивается общее между двумя вещами, а при контрасте - их различие. Наиболее ярким примером контраста является первый псалом из Псалтири, где в первых стихах говорится о благословениях, принадлежащих человеку, любящему Господа, а затем сказано: "Не так - нечестивые; но они, как прах, возметаемый ветром" (Пс., 1:4). Противопоставление "дерева, посаженного при потоках вод" - "праху, возметаемому ветром" подчеркивает разницу между праведником и нечестивым. (3) Повторение. Чтобы подчеркнуть важность какой-либо истины, надо ее неоднократно повторять. Ярким примером такого повторения является псалом 135, где псалмопевец в каждом стихе повторяет " ибо вовек милость Его". Автор может повторять ту же самую мысль, но другими словами. (4) Подведение итога. Нередко автор излагает несколько мыслей, а затем делает общий вывод. Примером этого может служить 8-ая глава Послания к Евреям, начинающаяся словами: "Главное же в том. О чём говорим, есть то". После этих вводных слов автор обобщает главные мысли, высказанные ранее. (5) Объяснение. Если автор думает, что слова или идеи, о которых он говорит, плохо понятны читателям, он может отклониться от темы и сам объяснить их значение. Примером может служить отрывок из Евангелия от Луки 2:22-24. Говоря о том, что Иосиф и Мария принесли Младенца в Иерусалим, чтобы представить Его пред Господом, апостол Лука затем поясняет, почему и как они это сделали. (6) Постановка вопросов. К этому методу часто прибегает апостол Павел, ставя вопрос, а затем давая на него ответ. Особенно наглядно это видно в Послании к Римлянам. В Послании к Римлянам 3:1 мы читаем: "Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?" Затем стих 6: "Ибо иначе, как Богу судить мир?" А по том в шестой главе, стих первый: "Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?" Отвечая на поставленные им вопросы, апостол Павел подчеркивает истину, о которой он говорит. Если автор передает чужую беседу, он также ставит вопросы и приводит на них ответы. Примером может служить третья глава Евангелия от Иоанна. (7) Кульминационные моменты. Многие авторы так слагают свое повествование, что читатель постепенно подходит к наиболее напряженному моменту. В Евангелии от Матфея Иисус Христос постепенно открывает Своим ученикам, Кто Он такой, пока Петр не говорит: "Ты - Христос, Сын Бога Живого" (Матф., 16:16). И только после этого Он начинает говорить им о Своей смерти. Это - кульминационный момент Его раннего служения. Следующим кульминационным моментом является пустой гроб, в который было положено тело Иисуса Христа. Для того, чтобы найти кульминационные моменты, изучающий Библию должен внимательно следить за связью между отдельными отрывками. Иногда автор сам ясно указывает на кульминационный пункт своего повествования. Прочтите внимательно Иоан. 12:23-36: Иисус, после того, как Он открыто сказал людям о том, Кто Он есть, удаляется от народа. Этим Он подчеркивает, что Его служение народу закончено. (8) Причинность, Нередко авторы разъясняют причины возникновения той или иной ситуации. Апостол Павел в Послании к Галатам 6:7 приводит четкую связь между причиной и следствием: "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет". Таким образом апостол показывает неизбежность наступления момента расплаты. Всегда, когда в Библии речь идет о последствиях конкретного поведения людей, указывается их причина. Иногда автор прибегает к более сложному методу, чтобы показать причинно-следственную связь. Обратите внимание на слова апостола Павла, сказанные им в Афинах: "Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам" (Деян., 17:23). Далее апостол Павел ясно говорит, что афиняне не случайно оказались в таком положении, при котором они не знают истинного Бога. Он предупреждает о последствиях их поведения. (9) Обобщение. Это очень полезный прием. Автор, освещая какое-нибудь положение или явление с разных сторон, затем обобщает свои рассуждения, сводя их к единому принципиальному основанию. Апостол Павел в 8-й главе Послания к Римлянам говорит о разнообразных проявлениях силы Духа Святого, живущего в нас, а затем в 31-м стихе так обобщает свои рассуждения: "Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?" (10) Разъяснение. Этот прием противоположен приему обобщения. В данном случае автор делает какое-то важное заявление, а потом приводит пояснения или доказательства его. Прекрасный пример этого мы находим в 6-й главе Евангелия от Матфея. В стихе первом Иисус говорит: "Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас..." Почему этого не следует делать, Иисус разъясняет в последующих стихах. Мы рассмотрели, конечно, не все технические литературные приемы, а только наиболее важные и наиболее часто встречающиеся. Однако, на одной вещи нам нужно еще остановиться более внимательно. Очень часто, желая сделать сравнение или показать контраст, авторы Библии прибегают к образному языку. В таких случаях нужно быть особенно внимательным, чтобы не пропустить то главное, что хочет сказать автор. Рассмотрим теперь некоторые приемы образной речи. Было бы желательно, если бы читатели самостоятельно нашли подобные примеры в Священном Писании. (1) Сравнение, Очень часто авторы Библии сравнивают духовные вещи с обыденными, земными, употребляя слова: "как", "подобно" и другие. Пророк Исайя говорит: "Все мы блуждали как овцы..." (Ис., 53:6). Иисус Христос часто начинал притчи словами: "Царство Небесное подобно..." (Матф.,13:44). (2) Метафора. Это слово взято из греческого языка и означает "говорить в переносном смысле". Метафора близка к сравнению, но более ярко подчеркивает высказываемую мысль. В Библии метафоры употребляются даже чаще, чем сравнения. Заметьте, что Иисус чаще говорил: "Я есть хлеб жизни", чем "Я, как хлеб жизни". (3) Олицетворение. Это литературный прием, пользуясь которым автор заставляет говорить неодушевленные предметы. Когда книжники и фарисеи стали уговаривать Иисуса запретить ученикам громогласно возвещать о том, что Он Мессия, Христос сказал: "Если они умолкнут, то камни сии возопиют" (Луки, 19:40). (4) Антропоморфизм - это также греческое слово и означает: "Очеловечивание". В Священном Писании Слово Божие нередко провозглашают ангелы, принимающие человеческое обличье. Мы знаем, что только один Христос воплотился в человеческое тело. Все другие небожители не имеют физического тела. Бог есть Дух и не имеет тела. А теперь обратите внимание на следующие слова пророка: "...и была на нем там рука Господня' (Иез,, 1:3, сравните Иер., 1:9). А псалмопевец Давид говорит: "...очи Его зрят на народы..." (Пс., 65:7). (5) Аналогия. Этот литературный прием применяется не только в образной или иносказательной речи. Он часто выходит за рамки простого сравнения. (В связи с этим нужно подчеркнуть, что и метафора часто переходит в аллегорию, то есть в небольшой самостоятельный рассказ или повествование). Используя метод аналогии, автор на примере одной ситуации показывает последствия другой, происходящей в совершенно других условиях. Так, например, псалмопевец Давид начинает 22-й псалом метафорой: "Господь - Пастырь мой". Затем Давид сравнивает отношение пастыря к овцам с отношением Господа к нему самому. Если не учесть, что Давид употребляет метод сравнения, то это место Писания может быть понято совершенно неверно. Стихи 5-й и 6-й имеют прямой смысл, и если не обратить внимания на эту перемену, трудно понять подлинный смысл. В книге Псалмов такие переходы встречаются особенно часто. Кроме вышерассмотренных литературных приемов, так или иначе связанных со сравнением, существуют другие методы, позволяющие автору более наглядно выразить свою мысль. (6) Ирония. Это литературный прием, пользуясь которым автор, используя юмор и сарказм, говоря одно, имеет в виду нечто другое. Апостол Павел с явным чувством иронии говорит: "Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии" (1, Кор. 4:10). (7) Гипербола. Это также греческое слово и означает "преувеличение". Автор сознательно преувеличивает, высказывая свою мысль, с тем, чтобы обратить особое внимание читателя на свои слова. Так, например, Иисус говорит: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие!" (Мар., 10:25). Множество самых странных толкований этого места существует только потому, что некоторые не видят здесь гиперболы. Христос не говорил о трудности спасения, достигаемого человеческими усилиями; Он учил, что это вообще невозможно. (8) Парадокс. Этот литературный прием заключается в том, что читающий в первый момент воспринимает высказанную автором мысль, как нечто противоречивое и даже абсурдное. Однако, если внимательно рассмотреть сущность такого высказывания, становится очевидной его логичность. Давайте рассмотрим слова Христа, записанные в Евангелии от Марка (8:35) : "Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее". Разве не покажется такое заявление противоречивым на первый взгляд? Тем не менее, таким приемом Христос подчеркнул, что должно стоять на первом месте. Рассмотрим еще два литературных приема. Они касаются гибкости изложения. (9) Употребление целого (вместо определенной части или, напротив, части вместо целого). В данном случае мы можем понять, что именно имеется в виду не из конкретного слова или выражения, а из контекста. Когда у Иоанна Крестителя книжники и фарисеи требовали объяснения кто он такой, он ответил им: "Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя". Слово "глас" означает, что он есть тот, о котором говорил пророк Исайя. А апостол Павел патетически обращается к "своему сыну по вере" Тимофею: "Ты знаешь, что все Асийские оставили меня..." (1:15). Вполне очевидно, что все верующие Малой Азии не могли отвернуться от апостола и бросить его, но именно таким образом Павел выражает всю глубину своей го речи по поводу того, что некоторые из них оставили его. (10) Замена одних слое другими. В таких случаях автор вместо причины говорит о следствии и наоборот. Этот метод применяется и в тех случаях, когда автор хочет подчеркнуть важность не формы высказывания, а его содержания. Обратите внимание на слова Христа: "Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?" (Иоан., 18:11). Вполне понятно, что речь идет не о настоящей чаше, и даже не о содержимом этой чаши, но о "чаше страданий". Такой оборот речи подчеркивает глубину и трагичность страданий, ожидающих Христа. Причем, в данном случае это не только метафора; выражение "чаша страданий" заменено словом "чаша". Подчеркнем еще раз: мы не рассмотрели все существующие литературные приемы, однако то, на чем мы остановились, может оказать большую помощь при самостоятельном изучении Библии. СТРУКТУРА ОТДЕЛЬНОГО ОТРЫВКА Мы уже убедились, что изучающий Слово Божие должен прежде всего внимательно рассмотреть все слова и термины, употребляющиеся в данном отрывке Священного Писания, а также то, как эти слова и термины сочетаются с точки зрения грамматики и литературных приемов. Тем не менее, это еще не все. Существует третий аспект структурного построения, на который также нужно обратить особое внимание: построение каждого отрывка. В каждом отдельном отрывке нужно выделить главную мысль и главное предложение. А после этого надо проанализировать все остальные предложения, дополняющие и развивающие главную мысль. Как только вы установили главную мысль данного отрывка, очень полезно дать ему временное заглавие. Такое краткое изложение поможет вам сопоставлять отдельные отрывки, в стремлении создать понятную картину более крупной части данной книги. Заметим, однако, что в данном случае речь идет только о временном, рабочем, изложении сущности отрывка. Пожалуйста, не перепутайте это с окончательным кратким изложением; о нем мы будем говорить позже. В процессе работы вы, возможно, будете неоднократно менять это изложение, углубляясь в содержание прочитанного и устанавливая более точную связь между отдельными отрывками. Установив главную мысль данного отрывка, вы можете попытаться найти его связь с другими. Изучая книгу, вы должны мысленно разбить ее на отдельные части, главы, отрывки. Теперь мы рассматриваем обратный процесс: группирование отрывков в главы, а глав - в целую книгу. Рассмотрим это на примере Евангелия от Иоанна. Сначала нужно прочитать всю эту книгу подряд, как мы это советовали в начале книги. Затем - и мы также уже это рассмотрели - вы должны были мысленно разбить всю книгу на отдельные части. А теперь попробуем сделать обратное. Первую главу этого Евангелия можно разбить на восемь взаимосвязанных отрывков. Изучив по отдельности каждый из них, вы можете прийти к заключению, что первые четыре отрывка объединены между собою, поскольку все они говорят о "Слове-Свете", которое стало плотью. С другой стороны, последние четыре отрывка говорят о служении Иоанна Крестителя, и мысль постепенно сосредоточивается на Иисусе Христе. Изучая структуру отдельных отрывков, а также определяя главную мысль каждого из них, мы можем сгруппировать их в отдельные сегменты. Напомним опять, что краткое описание каждого отрывка немного облегчит эту работу. Так, например, отрывки с пятого по восьмой, можно озаглавить так: "Иоанн Креститель представляет Иисуса народу". До этого момента вашей главной заботой было точно понять сущность читаемого. Вам нельзя было пропустить ни одной детали. Возможно, что кто-нибудь подумает: "Это именно то, что нам надо, и больше ничего делать не нужно". Однако это не так. Мы с вами находимся только в самом начале нашей работы. Но прежде, чем идти дальше, скажем несколько слов о самой процедуре этой работы. Чрезвычайно важно, чтобы вы записывали все, что поймете и увидите. Разбирая отдельные предложения, вы должны записать свои выводы. Важно также нумеровать все свои замечания и выводы. А теперь поговорим о том, чего вы должны избегать, делая эту работу. Не выписывайте отдельные цитаты из исследуемой книги Священного Писания. Этого не стоит делать, поскольку в ваших руках есть весь текст. Если вы не можете ничего записать, кроме цитаты, значит, вы еще не поняли смысла прочитанного. Постарайтесь увидеть не только слова, но саму идею, которую они выражают. Так, например, если вы, рассмотрев первый стих первой главы, написали: "В начале было Слово" - это значит, что вы фактически ничего не записали. У вас есть только смутное представление о том, что эта мысль имеет очень важное значение. Но о чем же тогда говорит этот стих? Как можно было бы записать то, на что мы обратили внимание, читая его? - Что-нибудь наподобие следующего: "Речь идет об очень важном, что названо "Словом" и что существовало прежде всего сущего". Не старайтесь своими словами пересказать прочитанный текст. Если вы можете только пересказать текст своими словами, значит, вам нужно продолжать исследовательскую работу. Не делайте выводов из прочитанного, просто суммируя содержание. Это, опять-таки, всего лишь что-то близкое к цитированию или к пересказу. Не выписывайте просто отдельные слова. Старайтесь выражать ваши мысли и заключения целыми, законченными предложениями. Это поможет вам усовершенствовать наблюдательность и рассудительность. Не выписывайте краткое содержание отдельных отрывков. Это не поможет вам лучше понять мысль автора. Выписать заглавия отдельных отрывков - это не значит сделать самостоятельное обозрение. Это только может облегчить вашу работу, но не заменить ее. Старайтесь записать то, что вы сами увидели, а не то, что вы услышали или прочитали об исследуемом вами тексте Священного Писания. Нередко студенты богословских учебных заведений, давая собственное обозрение Евангелия от Марка, пишут: "Евангелист писал это Евангелие, обращаясь к римлянам". Такая запись, конечно, не свидетельствует о серьезности самостоятельной работы. "Но, - можете вы спросить, - если все это не самостоятельная исследовательская работа, то что же тогда является ею?" Ну что ж, давайте попробуем вместе составить краткое обозрение первого псалма из Псалтири. Прочитав этот псалом несколько раз, вы сделаете вывод, что в нем автор в поэтической форме описывает различие между праведником и нечестивым, А теперь перейдем к составлению письменного обозрения первого псалма: Псалмопевец называет человека, характеризующегося определенным поведением, "благословенным" или "блаженным". Слово "который" подчеркивает, что речь идет не вообще о любом человеке и Все это опять-таки в настоящем времени. "Не ходит" - сопровождается объяснением куда: "на совет нечестивых", а это значит, что праведник не прислушивается к советам нечестивых, не руководствуется ими в своих поступках. "Не стоит" - сопровождается объяснением где: "на пути грешных", а это означает, что праведник не поступает так, как поступают нечестивые и грешные люди, и не делает того, что они делают. "Не сидит" - сопровождается пояснением "в собрании развратителей", что означает несовместимость интересов праведных и нечестивых людей. Существует явная связь между всеми тремя положениями. Одна мысль вытекает из другой. Слово "НО", с которого начинается второй стих, подчеркивает переход от описания того, чего праведник не делает, к тому, что он делает. Важно отметить, что автор сначала обращает внимание на то, чего праведник НЕ делает и только после этого на то, что он делает. На этом мы прервем анализ этого псалма, надеясь, что вы продолжите его сами. Следует подчеркнуть, что этими одиннадцатью пунктами мы, конечно, не исчерпали всего содержания даже одного, первого стиха. Однако этого, пожалуй, достаточно, чтобы продемонстрировать, как нужно делать обзор прочитанного отрывка. Нужно отметить, что составление такого обзора, является самой важной частью работы при личном изучении Библии. В некотором отношении, это также самая трудная часть этой работы. Мы должны запастись достаточным терпением и наблюдательностью, чтобы заметить ВСЕ, что может помочь нам точнее и полнее понять мысль автора, Чем больше мы замечаем, тем больше это дает нам материала для работы при изучении Священного Писания. Необходимо снова и снова подчеркнуть важность заметок и записей наших мыслей и рассуждений при изучении Библии. Выработайте сами для себя метод ваших записей, но никогда не забывайте их делать. Очень часто бывает так: мы обратили внимание на какую-то важную мысль и обнаружили, что можем извлечь из нее для себя большую пользу. И мы говорим себе: "Я никогда этого не забуду". Увы... уже на следующий день мы не можем вспомнить то, что казалось нам столь важным. Вот почему нужно записывать все самое важное. И, наконец, отметим еще одну важную деталь, которую следует учитывать при изучении Священного Писания. Мы должны обращать внимание на то, сколько места и времени уделяет автор отдельным событиям, идеям или наставлениям. Если автор уделяет чему-то особенно много времени и места, значит, он находит это особо важным. При тщательном изучении Евангелий, вы убедитесь, что в каждом из них значительное место отведено последней неделе земного служения Иисуса Христа. Триумфальный вход Иисуса Христа в Иерусалим в вербное воскресенье, произошел за пять дней до Его распятия. Это событие описано в 21-й главе Евангелия от Матфея, в 11-й главе - от Марка, в 19-й - от Луки, в 12-й главе - от Иоанна. После этого у Матфея имеется еще 8 глав (28 процентов всего Евангелия), у Марка - 6 глав (37 процентов), у Луки - 6 глав (25 процентов), у Иоанна -19 (48 процентов). Именно такая часть места уделена в Евангелиях последней неделе земного служения Иисуса Христа. Несомненно, этим самым Дух Святой хочет подчеркнуть важность этой последней недели. Кроме учета того объема, который автор отводит той или иной части своего повествования, надо обращать внимание на контраст между тем, что автор говорит, и тем, чего он не говорит. В Библии все важно, и в ней записано то, что нашел нужным выбрать из многого другого Сам Дух Святой. Евангелист Иоанн подчеркивает, что книжному описанию того, что сказал и сделал Иисус, просто бы не хватило места на земле (Иоан. 21:25). Поэтому мы должны помнить, что все записанное особенно важно для нас. Итак, подведем итог второму шагу, который мы должны сделать, изучая Священное Писание: мы должны исследовать все детали и подробности, исследовать каждое предложение, и это поможет нам понять сущность сказанного. Позвольте предложить вам несколько упражнений, которые помогут лучше усвоить пройденный материал. Упражнения к 3-й главе Исследуя детали - найти путеводную нить! 1. Тщательно исследуйте первую главу Евангелия от Иоанна. Найдите и запишите все, что вам покажется важным. Выпишите особо важные слова и термины, найдите связь между этими терминами. Сделайте грамматический и структурный разбор отрывков. Установите связь между отдельными отрывками. Установите, какое место отводит автор отдельным мыслям, высказанным в этой главе. 2. Отметьте литературные приемы, используемые автором. Постарайтесь дать краткое описание каждого отрывка, отметив главную мысль, высказанную в нем. Сгруппируйте отдельные отрывки по принципу общего содержания и дайте краткое описание каждой такой группы отрывков. Обратно в раздел богословие |
|