Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Иванов М. Библейское учение о потере спасения
4. Богословие потери спасения
Теперь подведем итоги рассмотрения библейского материала:
Необратимая утрата спасения
Предупреждения о возможности безвозвратной утраты спасения, как мы видели из многих обсуждаемых нами мест Священного Писания, ясны и многочисленны. Достаточно сказать, что даже для такого авторитетного сторонника концепции «священной безопасности», как Эриксон, текст Евр. 6:4-6 является камнем преткновения. Ему пришлось изрядно потрудиться, чтобы попытаться увязать смысл этого текста с концепцией «вечной безопасности». Приведем некоторые его рассуждения:
«Хотя в Евр. 6 указано, что истинно верующие могут отпасть, но в Ин. 10 утверждается, что они не отпадут. Теоретически возможность отступничества существует, но с верующими до этого дело не дойдет. Они могли бы отойти от веры и их в результате постигла бы участь, описанная в Евр. 6, но благодать Божия хранит их от отступничества. Бог совершает это, но не тем, что Он делает отступничество невозможным для верующих, а тем, что Он обеспечивает их сохранение в вере. Мы не случайно выделяем здесь слова «могут отпасть» и «не отпадут»: это гарантия свободы воли личности. Верующий имеет возможность отречься от веры, но он по собственной воле предпочитает этого не делать».
Иными словами, выходит, что свободная воля верующего сохраняется, но она может действовать только в сторону сохранения, верующие могут отпасть, но... не отпадут. Очень трудно уяснить, как сам Эриксон представляет себе эту, с его точки зрения, теоретическую возможность утраты спасения, которая, по его же выводам, не может произойти в действительности. Еще менее понятно, зачем Богу в Евр. 6:4-6, как и в других местах Священного Писания, предупреждать об ужасной возможности безвозвратно потерять спасение, если такая перспектива реально не угрожает верующим. Вряд ли работает и объяснение, согласно которому Бог через эти предупреждения укрепляет христиан в их вере и таким образом сохраняет их от падения. Если отпадение не может произойти практически, то оно и не произойдет, даже в том случае, если верующий вообще не разу в жизни не читал Послания к Евреям и вообще ничего не слышал ни о каких библейских предупреждениях. Думается, что подобные попытки объяснить теоретическую возможность утраты спасения весьма натянуты. Можно согласиться с Форлайнсом, который считает, что нежелание многих ученых богословов признать, что учение о реальной возможности безвозвратной потери спасения ясно выражено в Новом Завете, происходит лишь от того, что оно не укладывается ни в кальвинистское учение о безусловном предызбрании, ни в отстаиваемую ими концепцию «вечной безопасности». Первая из эти богословских концепций — о безусловном предызбрании, которая не рассматривается в этой работе, достаточно спорна и не разделяется большинством христианских ученых богословов различных деноминации. Вторая, как об этом уже говорилось выше, вряд ли может быть вполне обоснована на текстах Нового Завета. Думается, что в случае непредвзятого подхода учение о возможности окончательного отпадения от спасительной веры и благодати ничто не мешает признать правильным и вполне библейским.
Еще один сложный вопрос состоит в том, почему Писание учит (хотя и не во всех случаях, как это видно из Иак. 5:19-20 и 1 Кор. 5:1-5), что отпадший не может быть обращен вновь.
Рассмотрим несколько возможностей:
1. Допустим, что Бог не хочет послать покаяние отступнику. На первый взгляд такое вполне возможно, тем более что отступник сам отрекся от Бога. Кроме того, совершенно ясно, что если Бог Сам не даст благодати отверженному, то отступник не сможет вновь возвратиться к Богу, даже если будет страстно желать этого. Однако у такого предположения есть один недостаток: Писание ясно говорит, что Бог хочет спасения каждого человека (1 Тим. 2:4).
2. Второе допущение, которое можно сделать, состоит в том, что человек в результате полного отпадения утрачивает свободную волю. Однако этому невозможно найти подтверждения ни с библейской, ни с логической точек зрения.
Видимо, мы имеем дело с ситуацией, когда человек, сознательно и полностью веровавший в Христа, уподобившись Иуде, находится в такой степени морального падения и развращенности, что не имеет ни желания, ни моральных резервов для покаяния. Спектр реакции такого человека на Христа и Божью благодать лежит между равнодушием и крайней степенью озлобления. Это состояние, видимо, может быть сопоставлено с состоянием фарисеев, утверждавших, что Иисус исцеляет больных силою Веелзевула (Мк. 3 гл., Мф. 12 гл.). Такие люди потеряли остатки страха Божия и надежду на спасение, похулив Духа Святого (Мф. 12:31).
Человек, таким образом, отворачивается от Христа, а Христос в Свою очередь отворачивается от отступника, поскольку его обращение невозможно и соответственно грех его непростителен.
Однако следует подчеркнуть, что, судя по всему (особенно исходя из Евр. 6:6 и 2 Пет. 2:20-22), речь здесь может идти не о простой потере веры вследствие человеческой слабости, впадения в грех или неосторожного уклонения в ересь, а о полном сознательном богоотступничестве, по сути дела, о переходе на сторону врагов Христа. Только в этом случае мы можем говорить о безвозвратной утрате спасения, не вынося при этом окончательного суждения о каждом конкретном случае, который может встретиться в нашей практике, поскольку на основании внешних признаков мы не всегда можем сделать правильный вывод о том, является ли тот или иной случай отпадения столь глубоким, точно так же, как мы никогда не сможем со стопроцентной уверенностью утверждать о другом человеке, что он действительно является возрожденным. Поэтому, хотя в Первом послании Иоанна и говорится о бесполезности молитвы за людей, совершивших «грех к смерти» (1 Ин. 5:16), мы должны молиться и стараться вернуть ко Христу всякого духовно заблудшего человека, поскольку в условиях современной церкви знание о действительной глубине духовного падения человека имеет только Сам Господь.
Обратимая потеря спасения
Возможность обратимой потери спасения, как правило, вообще всерьез не рассматривается современными баптистскими, да и вообще евангельскими богословами. Если возможность потерять спасение многими все же признается, то лишь в смысле окончательного отпадения от благодати. Однако, как следует из изученных нами текстов, Писание говорит о возможности обратимой утраты спасения.
Напомним основные выводы (Иак. 5:19,20; 1 Кор. 5:1-5):
1. Спасение в ряде случаев может быть утрачено и обретено вновь.
2. В этих текстах говорится об отпадении от веры, не связанном с глубоким осознанным богоотступничеством, сопровождающимся внутренним ожесточением (что обычно при необратимой утрате спасения).
В чем же причина того, что многие не считают обратимую утрату спасения возможной?
Во-первых, многие считают, что Бог не может в зависимости от человека без конца изменять Свои решения. Этот аргумент используют в своих целях и сторонники «вечной безопасности». Однако Слово Божие показывает, что Бог меняет Свое отношение к человеку в зависимости от изменения отношения самого человека к Господу:
«И беззоконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы. Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез. 18:21-24).
Наконец, если Бог однократно может изменить Свое отношение к человеку, аннулировав его спасение, то почему Он не может изменить Свое решение вновь? В Священном Писании мы не находим ничего, что убедило бы нас в невозможности этого.
Во-вторых, многие богословы излишне сосредоточены на тексте Евр. 6:4-6 как на ключевом тексте, относящемся к теме возможности утраты спасения. Однако вернее было бы говорить об этом тексте как о важном для понимания случаев необратимой утраты спасения и не упускать из виду тексты, указывающие на возможность обратимой потери спасения.
В-третьих, многие впадают в логическую ошибку, полагая, что потеря спасения не может быть обратимой, поскольку Писание ясно говорит о необратимой утрате спасения. На самом деле речь идет о разных ситуациях. Возможность обратимой потери спасения отнюдь не отменяет случаев его необратимой утраты. Точно так же как, вопреки рассуждениям сторонников концепции «вечной безопасности», вряд ли логично считать упомянутый в 1 Послании Иоанна случай явного отпадения людей невозрожденных исключающим возможность отпадения возрожденных христиан. По промыслу Божьему различные книги Священного Писания, дополняя друг друга, раскрывают разные аспекты духовных истин. Поэтому вряд ли правильны излишние упрощения и подгонка одного текста под другой. Подчас мы пытаемся вынести некий общий стандарт там, где Слово Божие говорит о наличии нескольких вариантов. Надо сказать, что если кто-либо вообще признает учение о потере спасения лишь в смысле его необратимой утраты, то такая позиция, будучи в принципе возможной для богослова, вряд ли столь же приемлема в практической духовной работе пастыря или душепопечителя. Например, едва ли смогут помочь в разрешении реальных духовных проблем людей размышления Ф. Л. Форлайнса:
«Когда мы всерьез воспринимаем учение о том, что отступничество неисправимо, то возникает вопрос: можем ли мы дать надежду людям, которые боятся, что они повинны в грехе, описанном в Евр. 10:26? Прежде всего, по моим наблюдениям, если человек опасается, что он совершил непростительный грех, то, вероятно, все же он его не совершил».
Вряд ли для человека, пережившего временный отход от Бога и возвращенного действием Божьей благодати на путь веры, будет утешением, что, «вероятно, он непростительный грех не совершил». Если человек пережил покаяние, это несомненно означает, что он уже прощен Богом. Об этом мы имеем множество удостоверений в Священном Писании.
Если человек пережил опыт временного отпадения от Бога, особенно сопровождавшегося потерей веры или отречением от нее, теория о том, что потеря спасения может быть только окончательной, может привести как минимум к двум возможным отрицательным последствиям:
1. Либо человек, побуждаемый Духом Святым к покаянию, может вообще не покаяться, считая это бесполезным, что практически приведет его к реальной духовной гибели.
2. Либо, покаявшись, человек будет всю оставшуюся жизнь страдать неким комплексом дамоклова меча, не будучи уверенным, прощен ли он на самом деле Богом или нет.
«Механизм» утраты спасения и возможного его обретения вновь
Представляется необходимым вкратце коснуться того, каким именно образом может происходить потеря спасения и в некоторых случаях его обретение вновь.
1. Из Нового Завета следует, что грех есть неестественное состояние возрожденного человека, а потворство греху является следствием нетвердости веры (Рим. 6:6; 1 Ин. 3:9; 1 Пет. 5:9; Еф. 6:16).
2. Пребывание во грехе в свою очередь умерщвляет христианскую совесть и ослабляет веру (Евр. 12:1-2; 1 Тим. 1:19).
3. Мы также знаем, что хронический тяжкий грех, ересь, неверие могут привести к полному отрыву от действий благодати Божией и утрате живой веры (Евр. 6:4-6; Иак. 5:19-20; 1 Тим. 2:12).
4. Потеряв спасительную веру, человек утрачивает благодать, и Бог лишает его участия в вечной жизни (Ин. 15:2-6).
5. Пока христианин духовно жив, он, согласно Новому Завету, сопротивляется греху, что обычно, хотя и не всегда, можно наблюдать явно (1 Ин. 5:18).
6. Отсутствие сопротивления греху является признаком духовной смерти (2 Пет. 2:22; 1 Ин. 3:6).
7. Человек может быть духовно реанимирован из этого состояния, если он не находится в состоянии глубокого ожесточения против Бога (Иак. 5:19-20; 1 Кор. 5:1-5).
8. Реанимация человека из состояния духовной смерти может происходить только под действием Духа Святого и только с согласия свободной человеческой воли (1 Ин. 5:16).
9. Люди, впавшие в глубокое ожесточение против Бога, являющееся, как мы уже говорили, следствием полного сознательного богоотступничества, иначе говоря, совершившие грех хулы на Святого Духа, не могут быть реанимированы из состояния духовной смерти, поскольку всецело поработили свою волю дьяволу (Мф. 12:31).
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел богословие
|
|