Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Брага Д. Как подготовить библейскую проповедь

ОГЛАВЛЕНИЕ

11. Применение

Определение применения

Практическое применение сказанного в Библии в жизни верующего - это важный элемент проповеди. Придавая должное значение применению, следует фокусировать Слово Божие на жизни каждого отдельно взятого человека. Это необходимо для того, чтобы он воспринимал и усваивал материал проповеди.

Когда этот элемент проповеди должным образом раскрыт, он призван показывать актуальность слов из Писания для жизни каждого из нас. Благодаря применению христианское послание становится элементом жизни людей. Между тем, реакция людей на библейское послание может быть весьма различной и зависит от характера проповеди. В одном случае ее результатом может стать изменение в оценках индивидуума, в другом - конкретные действия, а в третьем - приятие слов, которые произносит проповедник.

Применение часто описывается в учебниках как процесс, в ходе которого проповедник пытается убедить слушателей действовать в соответствии с определенными правилами, вытекающими из библейских истин. Но в таком определении нас подстерегает опасность. Ведь человек, который стремится целиком и полностью донести библейскую правду до конгрегации, может волей-неволей поставить себя на им же возведенный пьедестал, удариться в нравоучения, позабыв, что сказанное относится не только к аудитории, но и к нему самому. Подобное отношение может породить у слушателей впечатление, что проповедник стремится к такого рода нравоучениям, и это грозит для него потерей внимания и уважения общины.

Значительно лучше с самого начала исходить из того, что истина, которую вы проповедуете, относится в равной мере, как к слушателям, так и к вам самим. Проповедник должен дать понять аудитории, что и ему нужно искупление, прощение, что и он грешен. Люди поймут, что проповедник считает себя одним из них, ставит себя на один с ними уровень. Следовательно, он обладает теми же духовными потребностями.

Таким образом, мы можем определить применение как область ораторского искусства, где правда преподносится слушателю непосредственно и персонифицированно для того, чтобы убедить его в необходимости определенного характера поведения.

Это определение, на наш взгляд, относится как к слушателю, так и к проповеднику.

Когда следует обращаться к применению проповеди?

Время, когда проповеднику следует обратиться к тому, как молитва соотносится с жизнью, следует выбирать дифференцированно. Как правило, применение обсуждается в связи с каждой из областей духовной истины.

Бывает, однако, когда есть смысл рассмотреть применение духовных истин по завершении каждого из подразделов плана проповеди или же в конце каждого большого раздела. С другой стороны, бывают случаи, когда к применению следует приступить еще до рассмотрения духовной истины - то есть она предшествует аргументации, цитированию и объяснению.

Есть проповеди, в которых от рассмотрения области применения вообще можно воздержаться для того, чтобы каждый верующий сам решил для себя вопрос о том, как следует понимать и применять полученные сведения. Но и в таком случае возможно поговорить о применении в конце проповеди. Если же остановиться на этом вопросе на более ранней стадии проповеди, это повредит объяснению и снизит силу заключительной части, когда проповедь достигает своей кульминации. Часто в данную категорию попадают проповеди, посвященные исключительно Евангелию.

Количество времени, отведенное в проповеди для применения, является еще одним фактором, который следует рассмотреть подробнее. Как мы уже указывали выше, начинающий проповедник часто поддается соблазну посвятить слишком много времени подкреплению библейской истины, забывая о важнейшей задаче проповедника - интерпретации Слова Божиего таким образом, чтобы оно было понятно каждому. Иногда уроки жизни, которые следует извлечь из Писания, настолько очевидны, что применение становится чисто формальной частью - и, следовательно, совершенно излишней. Проповедник должен найти здесь золотую середину между излишним и недостаточным временем, посвященным практическому применению библейских истин.

Но когда необходимы разъяснения, касающиеся применения библейских истин в жизни, не нужно сомневаться, давать ли необходимые разъяснения.

Условия эффективного применения

Несмотря на то что проповедник разъясняет текст и дает конгрегации ясное значение библейских слов, не исключено, что кто-то и не почувствует необходимости соотнести Слово Божие со своей жизнью. И главной целью проповедника становится такое изложение Библии, при котором каждый слушатель неизменно понимал бы, что это Слово относится и к нему. Если проповедник хочет, чтобы его слова соотносились с потребностями, чаяниями и тревогами его слушателей, он сам должен предъявить к себе некоторые требования.

Давайте поэтому рассмотрим шесть основных условий эффективного применения проповеди.

1. Необходимо, чтобы за кафедрой стоял человек, живущий согласно Слову Божиему.

Проповедь, которая греет сердце и очищает совесть, не рождается в холодной атмосфере пустого интеллектуализма: она может родиться только в душе человека, который искренне предан Богу. Подобно апостолу Иоанну, проповедник должен быть как можно ближе к сердцу Иисуса, и тогда Его большое сердце наполнит проповедь качествами, которых иначе не достичь.

Однако в наше суматошное и требовательное время, когда на пастора со всех сторон давит бремя разнообразных обязанностей, ему все труднее находить возможность позаботиться о собственной душе. Поэтому нам нужно стараться следовать совету, данному отцом Хендли Маулом своим младшим братьям по миссии: "Тщательно следите за тем, чтобы всякие дела, выходящие за рамки пасторского долга, не заслоняли перед вами необходимость раскрывать великую личность Христа, наполнять людей Его Словом, внося в их жизнь Его свет".

Именно в ходе общения самого проповедника с Иисусом Бог наполнит его уверенностью и правильным знанием, шаг за шагом изменит его характер, сделав из него Своего проповедника и слугу. Как писал апостол Павел, "мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18).

Тесные отношения с Иисусом разовьют в пасторе любовь, мягкость, дружелюбие к пастве. Предметом его миссии станет, говоря словами притчи, не управление стадом, а руководство людьми, "доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф.4:13).

Нет альтернативы божественной жизни и Его характеру. Если вы можете проповедовать, но сами живете не так, как завещал Иисус, - вас не поймут или вам не поверят. С другой стороны, жизнь, полная заботой о других, становится лучшей проповедью, которую только может придумать пастор.

Такая жизнь, являющая для других пример, должна стать результатом осознанного соблюдения правил Господних, и ее не добиться ни за неделю, ни за год, ни за пять лет. Такая жизнь может стать результатом лишь постепенной перемены человеческого сознания под воздействием Писания, каждодневного служения Богу. Чего бы это ни стоило, проповедник должен найти время, чтобы осмыслить содержание своих проповедей и для собственной жизни. Только в таком случае он будет иметь право говорить с людьми от лица Бога, стремясь к удовлетворению духовных запросов своей конгрегации.

Очень важно, чтобы проповедник обладал обширным и глубоким знанием как Писания, так и жизни людей. Он должен иметь солидный фундамент общих знаний о мире, а также понимания Библии и ее учения. Проповедник должен постоянно стремиться к самообразованию.

Если проповедник хочет эффективно применять библейские истины, добиваясь того же от своей паствы, он постоянно должен изучать Слово Божие. Наряду с тем, что его жизнь должна быть примером служения Господу, постоянное и глубокое изучение Библии является важной предпосылкой для успешной деятельности. Для такого человека недостаточно обладать глубокой и непоколебимой верой, хорошей академической подготовкой и навыками в разъяснении Библии. Если проповедник положится только на эти свои качества, он едва ли сможет эффективно и адекватно проповедовать. Нужно постоянно стремиться все лучше и лучше узнать Писание, чтобы разъяснять его содержание людям. А этого можно добиться только постоянными усилиями, молитвами, применением библейских истин в собственной жизни.

2. Другое важное качество проповедника - постоянное стремление проникнуть в сущность человеческой природы.

Когда проповедник обращается к аудитории, он находится перед группой людей, каждый из которых сталкивается в жизни с духовными и эмоциональными проблемами. Причем у каждого человека свой комплекс этих проблем. Кроме того, каждый из членов конгрегации находится на своем уровне духовной и эмоциональной зрелости, а также на определенной стадии физического и интеллектуального развития.

Очень важно, чтобы проповедник понимал природу человека, одержимого массой комплексов. Если он хочет быть убедительным в своем стремлении донести Слово Божие, он должен уметь понимать разные состояния людей, различные их идеи, оценки и интересы.

Кроме того, проповедник должен хорошо знать основные чувства и мотивы поведения людей, понимать, как чувства влияют на поведение. Человек, несущий Слово Бога, должен быть в состоянии распознать степень зрелости того или иного индивидуума. А для этого, естественно, и сам проповедник должен быть человеком зрелым, целостной личностью.

Проповедник должен быть хорошо знаком с основными потребностями различных групп людей - например, маленьких детей, молодых людей, одиноких мужчин и женщин, молодоженов, родителей, пожилых граждан.

3. Для того чтобы, соотнести истину жизни в Писании с проблемами и положением людей, проповедник должен быть в курсе жизненных условий паствы.

"Вы - в моем сердце", - сказал апостол Павел христианам. И служитель Господа, который несет людям Его Слово, должен многое знать о людях, понимать и вникать в их положение.

Честный и преданный своему делу пастор, поддерживающий связь со своей паствой, найдет в Писании слова, которые нужны людям именно в данный момент.

Способность видеть живую связь между потребностями людей и Библией будет воспитываться по мере знакомства проповедника с жизнью людей из его общины. На деле бывает так: что если пастор планирует свою деятельность тщательно и с умом, он может многое узнать о конкретных людях, просто позвонив им по телефону. Узнает он и о радостях, и о заботах, о надеждах и опасениях, об успехах и неудачах, - и это позволит ему лучшим образом подготовиться к проповеди в конкретной ситуации.

4. Еще одно качество, которым должен обладать проповедник, чтобы донести до людей Слово Господа, состоит в том, что он должен говорить совершенно естественно.

Чисто ораторские приемы того, как донести до людей библейские истины, не были предметом рассмотрения в этой книге. Но поскольку так много зависит от формы преподнесения материала, возникает естественная необходимость отдельно остановиться на том, как следует произносить проповедь.

По причине большого количества обязанностей в своей миссии и рвения проповедник может просто не сознавать стресса, под воздействием которого он вынужден работать. И порой результаты этого стрессового состояния сказываются, когда человек становится на кафедру. Вместо того чтобы показать все, на что он способен, говоря спокойно и убедительно, проповедник начинает чувствовать себя скованным и взволнованным. Его речь покажется тогда совершенно ненатуральной, а чтобы скрыть волнение, он может начать говорить либо слишком громко, либо слишком патетично.

Когда человек, несущий послание Господа, говорит таким образом, он сам затрудняет себе задачу. Он создает трудности аудитории, которой сложнее понять, о чем говорит проповедник, независимо от того, насколько тверда его вера и насколько важно его послание. Людям будет просто очень трудно следить за такой речью.

Чарльз Гэддон Сперджен однажды сказал, что "высшим мастерством проповедника является искусство говорить". Другими словами, наиболее эффективным способом является изложение материала в обычной разговорной манере, то есть проповедник должен говорить точно так же, как если бы перед ним стоял всего один человек.

Когда оратор произносит свою речь без напряжения, он не только не перенапрягается сам, но и дает возможность своей аудитории внимательно слушать его. Такая манера изложения освободит проповедника от тенденции к искусственным, деланным жестам и фразам. Ведь люди всегда предпочтут слушать того, кто говорит простыми словами и ведет себя при этом очень естественно.

Это, однако, не означает, что пастор не должен проявлять при изложении известной живости. Напротив: радость от того, что он сообщает людям Слово Божие, должна наполнять его сердце ликованием и заставлять говорить с подъемом и энтузиазмом. Серьезность и чистосердечность, с которыми пастор произносит свою речь, даже выражение его лица и глаз, покажут внимательным слушателям, что и сам проповедник рад познанию правды, которую он несет людям Ведь, согласитесь, что нет лучшего красноречия, чем естественная и грациозная манера говорить, произнося слова, которые идут от чистого сердца и рождены любовью.

5. Наконец, для того чтобы люди поверили проповеднику, надо, чтобы он полностью подчинился руководящей силе Святого Духа.

После всего того, что мы узнали о применении, мы должны признать, что степень убеждения в конечном счете зависит от действия "третьей силы" - то есть Святого Духа.

Проповедник может изо всех сил стараться, честно пытаясь донести до слушателей Слово Божие, он может бросать людям самые горячие призывы или предупреждать их о какой-либо опасности самым суровым образом. Но если Святой Дух не повлияет на сердца слушателей и не заставит их сердца биться учащенно, ваша проповедь окажется совершенно бесполезной.

Только Дух истины способен влиять на сознание людей, затрагивать волю, делать душу святой, записывать в сердце законы Божий, изменять поведение человека в соответствии со стремлением быть похожим на Бога. Ведь даже Иисус Христос был зависим от Святого Духа, который вдохновлял Его во дни Его пребывания на земле.

Когда Иисус начал Свое служение на земле, Он изрек "Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем" (Лк.4.8) Отсюда вытекает необходимость водительства Божиего человека Святым Духом, когда он стоит на кафедре, проповедуя людям Слово Божие. Сам Святой Дух должен наполнять силой каждое его слово, Святой Дух должен открывать навстречу этому слову сердца людей.

Подобная проповедь, несущая на себе печать Святого Духа и вдохновленная Им, тесно связана с молитвой священника. Еще апостолы говорили о том, что молитва и проповедь неразрывно связаны друг с другом. А книга Деяний является вдохновенным рассказом того, что Бог пожелал видеть написанным руками этих людей.

Перед великой реформацией церкви в Англии в 1735 году Джонатан Эдвардс предался молитвам, которые без перерыва длились три дня и три ночи. Ходя взад и вперед по комнате, он лишь восклицал: "О, Боже! Дай мне Новую Англию! Дай мне Новую Англию!"

И в следующее воскресенье, когда он читал проповедь по теме "Грешники во власти Бога", Святой Дух снизошел на общину. Мужчины и женщины, присутствовавшие на проповеди, так испугались кары Божией, что с силой сжали руки и вжались в скамьи. Люди обратились к Богу, и с этого дня по стране началась волна обновления, которая быстро охватила всю Англию.

Принципы донесения правды до людей

1. Сопоставляйте содержание проповеди с проблемами людей и их потребностями.

Мы уже отмечали, что если проповедник намерен преуспеть в применении того, о чем говорит перед общиной, он должен хорошо понимать человеческую природу и модели поведения представителей разных классов и возрастных групп. Неся людям Слово Божие, необходимо не только обладать чутким пониманием основных человеческих проблем, но и обращать свои слова к тем, кто изо дня в день испытуем соблазнами или находится перед нелегким выбором.

Иными словами, мы должны найти такие слова, которые будут применимы для наших слушателей в конкретных жизненных ситуациях.

Для того чтобы помочь начинающему проповеднику осознать связь между Писанием и человеческими проблемами, мы предлагаем ему составить перечень основных человеческих черт и моделей поведения. Затем следует найти соответствующие этим ситуациям чертам фрагменты из Писания, а также примеры из Библии. Изучив специальные пособия, проповедник обнаружит большое количество материала, который относится к таким категориям, как вина, расстройство, одиночество, боязнь, ненависть, злость, ревность. И чем больше проповедник узнает таких соотношений между фактической жизнью и Библией, тем легче ему будет реализовывать свою миссию.

Ранее в этой главе мы уже констатировали, что человек, читающий проповеди, должен ознакомиться с положением людей, которые его слушают, с их повседневной жизнью. Это необходимо, чтобы понять образ их мышления. Желая своей проповедью затронуть интересы людей, проповедник может привнести в свою речь слова, которые заденут самые тонкие струны в душах его слушателей.

2. Используйте ваше воображение таким образом, чтобы оживить в воображении ваших слушателей библейские образы.

Как мы уже видели в предыдущей главе, сила воображения играет важную роль в процессе подготовки и произнесения проповеди. Это особенно важно, когда речь идет о возможности применения слушателями того, что они услышали от вас, в практической жизни. Поэтому нам всегда следует быть крайне осторожными, использовать слова и силу воображения с чувством меры, чтобы нас не "уводило" в сторону от темы.

Посмотрите в иллюстрациях, приведенных ниже, как использовано воображение проповедника для раскрытия двух библейских характеров. Какие слова нашел проповедник, чтобы донести правду об этих характерах до слушателей.

Представьте себе, что мы готовим проповедь по Бытию 45:1-15. Мы только что обсудили стихи от 4 до 8 и готовы перейти к области применения. Можно повести речь примерно так:

Какую восхитительную слабость прощать проявил Иосиф в отношении своих братьев! Только подумайте о годах невыразимых страдании, физических и моральных, которые он прошел, - и все из-за своих братьев. И, тем не менее, он не произносит в их отношении ни одного слова упрека, нет в его словах и горечи. Напротив, он не выказывает в их отношении никаких других чувств, кроме доброты и снисхождения к тем, кто так несправедливо поступил с ним.

Конечно, никто из нас не может сказать, что к нему кто-то был несправедлив так же, как это случилось с Иосифом Не пришлось нам пройти и через трудности и лишения, которые выпали на долю Иосифа Но давайте задумаемся. способны ли мы прощать так, как это сделал Иосиф, простив своих братьев?

Поскольку мы христиане, мы можем и должны сказать, что именем Иисуса Христа Бог простит нам наши грехи. И каково же должно быть наше отношение к нашему брату, который провинился?

Нет сомнений в том, что Бог обратил все зло в жизни Иосифа в добро, поскольку тот никогда не таил в своей душе злобу и горечь против тех, кто был виновен в его бедах. Бог обратит в добро все испытания, которые выпали или выпадут и на нашу долю, если мы отнесемся к ним соответствующим образом - так, как Иосиф, взрастя в душе дух прощения в отношении тех, кто нас невинно обидел.

В качестве нашего второго примера мы выбрали Евреям 11:24-27. В этих стихах мы находим, что Моисею было предложено три блага - почет, богатство и удовольствия. Но он понял, что, если он хочет быть человеком Бога, ему следует отказаться от каждого из них. И наша попытка применения может выглядеть следующим образом:

Обратите внимание, что ни одна из вещей, предложенных Моисею, не была плохой сама по себе. Бог вовсе не возражает против того, чтобы мы пользовались уважением среди других людей, чтобы мы использовали наши таланты на благо этого мира или чтобы мы выделяли определенное время для удовольствий и развлечений.

В то же время, если хотя бы одна из этих вещей, будучи совершенно нормальной сама по себе, начинает мешать нам полностью отдаваться Богу - тогда она обращается во зло. Поняв это, свое решение принял и Моисей. Ведь все то, что может нам дать этот мир, - ничто по сравнению со счастьем близости с Богом, счастьем быть Его человеком Моисей понял, что Бог хочет быть не его знакомцем, а его другом.

А ведь есть немало людей, которые готовы согласиться именно на знакомство с Господом, ходя в церковь и поддерживая ее. Давайте не будем забывать. Бог хочет не знакомства, а нашей дружбы.

3. Используйте иллюстрации, которые показывали бы, как библейская истина может быть использована в жизни и каждодневной работе людей.

Люди, перед которыми проповедник выступает в воскресное утро, - это мужчины и женщины, мальчики и девочки, изо дня в день сталкивающиеся с жизненными проблемами. И на них действует стресс, их тоже охватывает разочарование, они подвергаются различным соблазнам, их мучают трудности, у них болит сердце. И им следует наглядно показать, какую пользу они могут извлечь из знакомства с Библией, какова может быть эта практическая польза.

Таким образом, иллюстрации, взятые из жизни и должным образом использованные в проповеди, оказывают на аудиторию сильное воздействие.

Давайте рассмотрим случай, произошедший, когда пастор Вернон Мак-Ги из церкви Открытых Дверей в Калифорнии вел проповедь по Луки 19:1-10. Доктор Мак-Ги комментировал тот факт, что, когда Закхей обратился к Богу, он сразу же был готов покаяться в тех грехах, которые совершил в отношении других людей. И тогда Мак-Ги процитировал слова из неопубликованного письма, которое 2 января 1900 года направил Фрэнк де Уитт Тэлмидж доктору Торрею, - на него Мак-Ги наткнулся, когда случайно просматривал бумаги, оставшиеся от Торрея. Письмо представляло собой покаяние доктора Тэлмиджа перед доктором Торреем и содержало, в частности, такие слова:

Дорогой Торрей,

Сегодня я живу под тяжестью двух несчастий во-первых, скончался доктор Муди Во-вторых, я совершил в вашем отношении очень несправедливый поступок. (Тут следовало признание в неверном поступке, и ввиду его личного характера доктор Мак-Ги не захотел сказать, о чем конкретно идет речь). Если есть какая-либо возможность искупить мою вину, я с удовольствием сделаю это. И пусть светлый дух того, кто ушел от нас, поможет мне проповедовать любовь.

Искренне ваш, с печалью, Тэлмидж

И тогда Мак-Ги сказал в проповеди следующее:

Слезы навернулись на мои глаза, когда я прочитал эти слова, которые были скрыты от глаз людей на протяжении пятидесяти лет. Страшно подумать, сколько лет прошло с тех пор. Мы по-прежнему говорим о Боге и верности ему, но когда в последний раз мы так честно и с достоинством каялись в грехе? Даже в наших кругах есть мнение о том, что если голова человека повернута в направлении Бога, ноги его могут идти, куда только пожелают, - и тем не менее он останется человеком Бога.

Дорогой Друг, когда твоя голова смотрит в одну сторону, а ноги идут в другую что-то в корне неверное творится с тобой. Закхей не говорил, что он полон веры, - да ему и не надо было говорить об этом, поскольку он доказал это своим поступком.

4. Из текста выбирайте вечные принципы, которые действительны в любое время.

В ходе изучения Библии проповедник может многое открыть для себя именно из того отрывка, который он готовит для проповеди. Когда он сознает подобную истину, он незамедлительно должен записать ее на отдельный листок бумаги. И пусть ему не удастся применить все, что он написал, в той проповеди, которую он готовит, эти записи пригодятся ему в ходе подготовки других проповедей.

Вот пять основных принципов из учения Господа, касающихся беспокойства. Они взяты Чарльзом Свитндолом из Матфея 6:25-34.

Тревога мешает нам наслаждаться тем, что мы имеем.

Беспокойство заставляет нас забыть о нашей собственной ценности.

Тревога совершенно бессмысленна - она сама по себе не решит ни одной проблемы.

Тревога стирает из нашей памяти обещания Господа Тревога - это свойство неверующего человека.

Таким образом, можно констатировать, что принципы, записанные авторами Писания много столетий назад, действительны и в наши дни.

Конечно, недостаточно просто констатировать принципы, выведя их из нашей проповеди. Надо поподробнее разобраться в каждом из них.

Иногда речь, в которой мы упоминаем только одну или две универсальные истины, становится столь же эффективной, как если бы мы рассказали сразу о многих вечных истинах. При этом, естественно, предполагается, что все истины будут подробно раскрыты.

Для того чтобы облегчить работу начинающему проповеднику, ниже мы рассмотрим шесть принципов, выведенных нами из псалма 22.

Каждый верующий может быть уверен в том, что Господь Бог защитит именно его.

Бог дает возможность полноценного отдыха и спокойствия тем, кто в Него верит.

У меня есть Божественный руководитель, Которому я доверяю на все сто процентов.

Бог всегда с теми из верующих, кому нужна Его помощь.

Бог заботится и снабжает Свой народ всем необходимым, как бы трудно это ни было.

Обещание вечной жизни остается в силе - мы можем полностью положиться на него, что бы ни случилось.

Подобные принципы мы можем выводить как из отдельных стихов в тексте Писания, так и из целых разделов Библии. Следующие истины взяты, например, из псалма 22:

Истинно верующий в Иисуса может быть уверен в том, что не будет испытывать нужды.

Забота Господа о каждом из верующих пробуждает в их душах безграничное доверие к Богу.

5. Добивайтесь того, чтобы каждая область применения материала вашей проповеди была соотносима с истиной, содержащейся в рассматриваемом отрывке.

Правильное толкование и использование Писания зависит от точной интерпретации текста. Именно поэтому нам следует не жалеть усилий, чтобы понять истинный смысл Писания.

Хотя усвоение этого смысла может происходить с трудом и даже болезненно, мы должны уяснить, что такая работа очень важна для проповедника. Ведь пока мы сами точно не усвоим, о чем идет речь в Библии, мы не сможем побудить наших слушателей верно применять библейские истины.

Вот что сказал однажды один изучающий Библию по поводу повествования, содержащегося в Марка 16:1-4: "Женщина подошла к могиле, должным образом приготовившись - так и мы должны идти к Богу готовыми вверить Ему свою волю и свою жизнь".

Каждый, кто знаком с Евангелием от Марка, признает, что этот изучающий не вполне точно ухватил смысл текста. Если бы он понял, что женщина была настолько отважной и любящей, что пришла к могиле Иисуса ранним утром, он бы, наверное, так не ошибся. Ведь вместо утверждения о том, что мы готовы вверить Богу наши жизни и нашу волю, следовало бы заметить, что речь идет, скорее, об истинной любви к Спасителю и об ее свидетельствах, говорящих о самоотверженном характере этой любви.

6. Обозначайте область применения библейской истины точно и определенно.

Очень часто, к сожалению, призыв к верующим излагается такими общими словами, такими туманными выражениями, что община не понимает, чего от нее хочет проповедник и связан ли этот призыв с повседневной жизнью людей вообще. Такое случается, как правило, тогда, когда и сам проповедник не обладает достаточно ясным знанием предмета проповеди. Бывает и иначе: проповедник может испугаться обвинений в фанатизме или узости мышления, которые могут прозвучать в его адрес.

Посмотрите, как отличается от этой позиция Павла. Он говорил старейшинам храма в Ефесе, что ни минуты не сомневался, провозглашая им целиком и полностью волю Бога (см. Деян.20:27). И фессалоникийцам Павел объявил, что призыв, которым он будоражил души людей, проистекает не из сиюминутного веления или ошибки и не из обмана. "Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства, но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим", - заявил Павел (1Фес.2:3-4). Взяв пример с великого апостола, следует провозглашать Слово Божие, исполнясь святой самоотверженностью, но, в то же время, любовью и добротой. Только таким образом мы сможем показать, что эта истина существует независимо от сознания людей.

Одним из лучших средств призыва аудитории является использование вопросов, которые непосредственно относятся к присутствующим на проповеди людям. Следует, однако, обращать внимание на то, чтобы вопросы эти задавались в корректной и неоскорбительной форме. И проповедник должен порой ставить себя на место отвечающих на вопрос, называя отвечающую сторону не "вы", а "мы".

В качестве примера специфической возможности применения библейской истины мы используем видение Иисуса Навина, когда тот стоял у ворот Иерихона (Нав.5:13-15). Когда Иисус Навин увидел человека с мечом, он спросил его, против кого направлено это грозное оружие. И получил ответ, что человек этот - "Вождь воинства Господня". И тогда, как мы помним, Иисус упал ниц и спросил, чего хочет от него, слуги Господа, Бог. Этот отрывок мы могли бы прокомментировать в аспекте применения библейской истины следующим образом:

Когда Бог является христианину, всегда случается одно и то же. Вид нашего святого Спасителя напоминает нам о нашем месте. Вспомним принцип Царствия Небесного: пусть Бог станет более великим, пусть я, Его слуга, стану еще более ничтожным. Этим принципом руководствовались и Иаков, и Исаия, и Даниил, и Павел, и Иоанн.

Можем ли мы сказать, что действуем согласно этому принципу? Видели ли мы Господа во плоти? И если мы Его увидим - то воскликнем ли мы, подобно Иакову, с молением о том какое задание дает Хозяин Своему слуге?

Проповедь "Поведение по законам Бога", основанную на 1 Коринфянам 13 и опубликованную в журнале "Christian Economics" 4 апреля 1967 года, профессор Кайл Йетс из Вако, Техас, начинает серией вопросов Посмотрите, как эти вопросы направляют слушателя на соотнесение Слова Божиего с повседневной жизнью людей:

Как мы ведем себя в нашей повседневной жизни?

Могут ли вас считать христианином ваш пастор, ваши соседи, ваш отец и мать, ваши дети, ваша жена или ваш муж? Очень печально, если кто-либо из этих людей даст негативный ответ.

А если честно, каков ваш собственный ответ на этот вопрос?

Свидетельствует ли ваше поведение о том, что вы - христианин? Это - вопрос первостепенной важности.

Вам на помощь приходит апостол Павел, который точно и ясно нарисовал портрет христианина Вы найдете этот портрет в 1 Коринфянам 13 4-7 Вы не должны упустить из этого определения ни единой черты. И одной из главных характеристик является любовь.

В журнале "The Calvary Pulpit" в марте 1960 года пастор Нью-Йоркской баптистской церкви Стивен Олфорд опубликовал проповедь под названием "Подчиняясь Христу", основанную на Иоанна 15:1-11. В первой части проповеди, озаглавленной "Смысл подчинения жизни Христу", Олфорд также задает слушателям и читателям ряд вопросов, наталкивающих на мысль о применении библейских истин в жизни.

Давайте посмотрим на пятый стих. Иисус говорит: "Без Меня не можете делать ничего".

Мой друг христианин, скажи мне, случалось ли тебе упорно работать или бороться за что-нибудь долгие годы, так и не достигнув цели? Правда ли, что в твоей жизни нет результативности, нет истинной радости? Ты не находишь утешения? Тебя не уважают и не слушаются дети? Тебя донимают твои же перепады настроения? Тебя угнетают моменты одиночества? Прошла еще одна неделя, а ты не можешь с радостью сказать слова благодарности Иисусу, в Царствие Которого ты привел еще одного человека? Ты не можешь сказать, что Иисус живет в тебе, общается с тобой через Святого Духа?

Если ты не можешь сказать так, если ты, напротив, наполнен духом упадка и поражения, следовательно, ты не знаешь, что значит жить во Христе, подчинившись Ему "Без Меня, - говорит Иисус, - не можете делать ничего".

Предыдущий параграф весьма убедительно показал нам, как надо сделать область применения проповеди определенной и понятной аудитории. Тем не менее, следует отметить, что о применении библейских истин можно говорить и не прибегая к прямым призывам. Иногда достаточно просто процитировать Библию. Бывают случаи, когда на применение истины слушателя наталкивает и иллюстрация. Но в каком бы виде библейское содержание ни присутствовало в проповеди о практическом применении, проповедник Должен всегда быть уверен в том, что люди понимают Слово Божие, которое он им несет, имеет к ним самое прямое отношение.

Начинающий проповедник должен иметь в виду, что никогда нельзя говорить о применении библейской истины, которая имеет отношение лишь к некоторым членам общины или к какой-то их части. Говорить о таком применении - значит эксплуатировать Церковную кафедру за счет людей, потерявших надежду. Это, конечно же, вызовет негативную реакцию и со стороны тех христиан, к которым в данном случае обращены слова пастора.

С другой стороны, если истина представлена так, что аудитория сама осознает область ее применения, - это можно считать большим успехом проповедника.

7. Давайте слушателям правильную мотивацию.

Если проповедник посвятил проповедь проблемам и потребностям своих слушателей, которые могут понять, как библейские истины непосредственно относятся к их жизни, было бы логично, если бы проповедник показал путь разрешения конфликтов или решения проблем. Но для этого необходимо, чтобы он знал этот путь и вооружил паству верной мотивацией поступков.

Проповедник может мотивировать поступки людей, аппелируя к благородным чувствам мужчин и женщин, предупреждая, с другой стороны, проявления низменных чувств. Он может мотивировать поступки людей, приводя примеры, достойные подражания.

8. Пусть истина будет точно ориентирована во времени.

Ни у кого нет сомнения в том, что мы живем в век огромный перемен - политических, экономических, социальных, религиозных и моральных. Стандарты и масштабы прошлого времени все больше подвергаются сомнению, и общество, к сожалению, во все возрастающей степени отходит от соблюдения закона и порядка. И самые простые люди достаточно сильно затронуты этими революционными переменами, которые касаются всех аспектов их жизни.

Досадно слышать проповеди многих священников, посвященные оценке того, что происходит в мире сегодня. Вместе с тем, нельзя уже говорить о Слове Божием, не затрагивая массы вопросов, которые ставит перед человеком сама жизнь. Важно при этом помнить, что о чем бы ни говорилось в Библии, - эти слова имеют прямое отношение и к нашему "сегодня".

Если вы хотите сделать Слово Божие значимым в жизни конгрегации, знающей о переменах, охвативших мир, вам следует раскрывать не только значение Святого Писания, но и показывать, как истины из Библии соотносимы с бурными переменами в нашем мире. Проповедь, которая выполняет это требование, называется интерпретационной проповедью. Она представляет из себя, в частности, разъяснение фактов из Библии, которые бросают свет на события в мире, и их влияния на членов общины.

В то время как связи между Библией и сегодняшним днем в проповеди уже не избежать, интерпретационные проповеди таят в себе ряд опасностей.

Некоторые проповедники, сознавая социальный и политический хаос, в котором большинство из нас живет, стремятся совместить разъяснение Слова Божиего с оказанием конкретной социальной помощи людям. А на деле получается так, что вместо провозглашения вечных истин они ратуют за социальные реформы.

Иные религиозные деятели стремятся к участию в политической жизни. При этом они говорят, что чувствуют потребность высказываться по политическим, экономическим и глобальным проблемам и в ходе проповедей. Причем некоторые полагают, что их мнение по проблемам, которые ставят в тупик десятки видных политиков и экономистов, имеет немалый вес и что оно будет услышано.

Между тем, ни в Ветхом, ни в Новом Заветах мы не найдем заявлений апостолов, касающихся управления Римской империей. Никогда они не высказывались и о римском сенате.

Священник, который стремится пролить свет на Писание, делая это на примере последних политических событий, должен быть мудрым человеком. Преданный делу пастор предупредит своих людей об опасности оценок, которые могут повредить чистоте веры или церкви.

Важнейшие темы, используемые в интерпретационной проповеди

1. Евангелие

Три основные темы особенно должны привлекать внимание проповедника. Во-первых, это Евангелие - Благая Весть, которую Бог несет людям.

В то время как газеты ежедневно приносят нам все новые вести об обострении дел на национальной и международной арене, у проповедника есть действительно хорошая новость, какую люди с радостью воспримут в обстановке хаоса и стресса, которым они подвержены сейчас. И поэтому человек, несущий Благую Весть, должен использовать все доступные возможности для проповеди Евангелия и не допускать в проповеди ни единой фальшивой ноты, неся людям Слово Божие.

2. Евангелизм

Другая важная тема - это евангелизм. Ведь проповедник должен не только возвестить Благую Весть, но и побудить людей нести Благую Весть дальше, пока она не достигнет всех и каждого. "Лучшим способом евангелизма, то есть служения Господу, является стремление самого пастора достичь своим словом даже потерянных людей. И когда он вступает в контакт с неверующими, он тоже не должен забывать об этой миссии.

Между тем, евангелизм не должен, конечно же, ограничиваться пределами одной церковной общины. В духе истинного евангелизма - охватывать все большее количество окружающих, которые погрязли в грехе. Проповедник должен постоянно говорить своим людям, что они обязаны нести Слово Божие другим людям, пока для последних еще не поздно. С распространением Слова Божиего ни в коем случае нельзя медлить, поскольку так хочет Иисус. Именно по этой причине миссии, как внутригосударственные, так и зарубежные, должны занять достойное место в жизни проповедника.

3. Пророчество

Третьей темой, которая должна быть затронута в проповедях, является пророчество.

Сейчас, когда пишется эта книга, волнующие новости поступают с Ближнего Востока - не проходит и дня, чтобы газеты и телекомментаторы не упоминали мест, о которых идет речь и в Библии.

События, изложенные в Писании, настолько потрясающи, что они возбуждают и поныне интерес даже светской прессы - особенно в той их части, которая касается обещания Господа народу Израиля.

Проповедник не должен упускать уникальной возможности, которую предоставляют важные события, чтобы привлечь внимание общины к этим признакам времени. Конечно же, признаки конца света все ближе, и святым долгом слуг Божиих является проповедь трех частей Библии, в которых содержатся предсказания, касающиеся будущего этого мира.

Проповеди по этому пророчеству послужат предупреждением безбожникам о грядущей опасности, напомнят об их ответственности, заставят задуматься об их месте в этом мире.

Примеры плана интерпретационной проповеди

Ниже мы приводим пример расширенного плана-конспекта интерпретационной проповеди по Осии 10:12. Там говорится:

"Сейте себе в правду - и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время - взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду".

Название: "Время искать Господа".

Введение:

1. Слова обращены к Израилю - безнравственность, зло, коррупция. Бог использовал Осию, чтобы призвать народ Израиля к божественной жизни Если для Израиля должно прийти время искать Господа, то оно настало.

2. Применимы ли эти слова к нам?

Посылка: Господь Сам дает нам понять, когда настает время искать Его.

Вопросительное предложение: Каковы предпосылки?

Предложение-связка: В Писании названы, как минимум, три условия, при которых время искать Господа

I. Когда Божий суд угрожает стране.

1. Причины угрозы Божиего суда.

Библия характеризует Господа как высший моральный и этический авторитет.

Ничто не ускользает от Его ока (Пр.15:3). Что же Он увидит, посмотрев на нашу нацию?

1) НАСИЛИЕ.

23 марта 1981 года журнал "Time" констатировал. "Каждые 24 минуты где-нибудь в США совершается убийство, каждые 10 секунд - ограбление, каждые 7 минут насилуется женщина. Преступность свирепствует не только в перенаселенных гетто, но и в относительно благополучных, на первый взгляд, городах Преступления становятся все более жестокими, все более бессмысленными - и это пугает больше всего".

2) БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ. 1 сентября 1980 года "Newsweek" писал:

"Около половины американских девочек в возрасте от 15 до 19 лет вступали в сексуальные отношения до брака, и это число постоянно растет" Говоря об ужасном влиянии телевидения на детей, один профессор средств массовой информации Ныо-Йоркского университета заявил одному ведущему американскому изданию

"Телевидение заставляет детей стремиться как можно быстрее познать все тайны жизни. Очень серьезно, по моему мнению, то, что телевидение открывает все табу и секреты общества Тем самым размывается черта, отделяющая детей от взрослой жизни".

3) АБОРТЫ.

1 марта 1981 года в одной американской газете говорилось о том, что "ужасающие результаты самодеятельных абортов, совершаемых в домашних условиях с использованием наборов, продаваемых одной фармацевтической компанией, должны насторожить специалистов и правоохранительные органы". Эта фирма названа "коммерческой организацией, подстегивающей половую распущенность и продающей смерть ничего не подозревающим подросткам" (См. также 2Пет.2:2-9, Пр.1:24-32 )

2. Природа Божиего суда.

Бог покарал Израиль и израильтян за их грехи, позволив жестоким ассирийцам расправиться над ними. Древние статуи показывают иногда ассирийского короля, выкалывающего глаза пленникам.

Мы не знаем, как Бог решил покарать нашу страну, погрязшую в грехе. Но когда Бог открыл Аврааму Свои план разрушить Содом и Гоморру за их грехи, Авраам вступился за Содом. Результат - Бытие 19:29-30. Должны ли мы безучастно ждать суда Божиего, - или мы должны искать контактов с Богом, чтобы попытаться заступиться за нашу страну?

Связка: Нам следует искать Бога не только для того, чтобы заступиться за нашу страну.

II. Когда наша собственная духовная жизнь еле теплится.

1. Признаки такого состояния.

1) Безразличие к духовным потребностям потерянных людей.

2) Отказ следовать примеру Иисуса.

Иллюстрация: Петр пошел за Иисусом, потом грелся у огня врагов и в конце концов отказался от Иисуса. Может быть, и мы поступаем так же?

2. Результаты такого поведения.

Наказание: Бог знает, как наказать.

Следует ли ждать, пока Бог захочет покарать нас, для того, чтобы попросить прощения? (См. Отк.2:4-5, 3:15-19).

Связка: Мы не можем сомневаться в том, что первые два условия, о которых шла речь, имеют место и в наши дни. Но есть и третье условие, которое необходимо для того, чтобы искать Господа.

III Когда Бог готов излить на нас Свое благословение.

1. Степень благословения, на которую готов Господь (Ос.10:12).

2. Условия, при которых Господь "проливает" свое благословение.

1) Покаяние.

Ос.10:12 Давайте Святому Духу возможность искать, экспериментировать, открывать ваши заблуждения.

2) Страстный поиск Бога.

Ос.10:12 Время искать Господа. Следовательно, Господь хочет, чтобы мы были настойчивы в наших поисках.

Связка: Мы признаем, что и для нас пришло врем искать Бога Давайте не медлить с этим!

Заключение:

1. Исаии 55:6 Следует искать Бога там, где он может быть, звать Его там, где Он может нас услышать.

2. Иллюстрация возрождение сельских церквей.

Упражнения

1. Составьте список цитат из Писания, в которых речь шла бы о следующих категориях и состояниях:

1) Любовь.

2) Страх.

3) Удовлетворение.

4) Самоуверенность.

5) Радость.

6) Неудовлетворенность.

7) Доверие.

8) Надежда.

9) Ревность.

10) Горечь.

11) Умиротворение.

12) Эгоизм.

13) Вина.

14) Расстройство.

15) Мягкость.

Для каждой из вышеперечисленных категорий и состояний назовите, как минимум, один пример из Библии, в котором ее персонажи находились в таком состоянии.

Составьте тематическое выступление, пригодное для юных учеников колледжа или школы. Пусть в нем будут название, вступление, посылка, вопросительное предложение, предложение-связка, главная часть, подразделы, связки между ними.

Составьте текст проповеди, которую можно было бы прочесть на конференции по христианству. Составляя проповедь, пользуйтесь теми же категориями, которые рекомендованы в третьем упражнении.

Подготовьте разъяснительную проповедь, которую можно было бы использовать в воскресной школе. Составляя проповедь, пользуйтесь теми же категориями, которые рекомендованы в третьем упражнении. Дайте ваши названия серии посланий по евангелизму. Выберите одно из посланий и составьте выступление по нему. Используйте при этом ораторские приемы, рассмотренные нами в главах 9, 10 и 11. Напишите план в расширенной форме подобно тому, как мы это делали в главах 9 и 11.

Составьте проповедь, основанную на пророчествах из Ветхого Завета. Пусть в ней будут название, вступление, посылка, вопросительное предложение, предложение-связка, главная часть, подразделы, связки между ними. Возьмите из библиотеки или из какого-нибудь другого источника две проповеди известных проповедников прошлого и настоящего. Прочтите их и составьте для себя заметки по следующим темам:

1) Качества обсуждения.

2) Источники материала, использованные проповедником.

3) Ораторские приемы, использованные им.

4) Как раскрыта тема применения библейских истин?


Обратно в раздел богословие











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.