Мицкевич В. А. Библиология
Лекция 15. Введение в Новый Завет (3)
Ведение в Евангелие от Матфея
Автор первого Евангелия Матфей (Богом подаренный), называемый также Левием, сыном Алфея (Марк.2,14; Лук.5,27), был один из двенадцати апостолов, призванных Господом нашим Иисусом Христом. До этого он был мытарем, то есть сборщиком податей и пошлин в Капернауме и жил недалеко от берега Геннисаретского озера (Матф.9,9; Марк.2,13-15). Верный ученик Христа - апостол Матфей был свидетелем многих чудес, совершенных Иисусом, и постоянным слушателем Его наставлений. В последний раз Священное Писание упоминает о нем в книге Деян.Ап.1,13. Сведения о его дальнейшей жизни мы находим у древнехристианских писателей. Так, Климент Александрийский и Евсевий свидетельствуют, что после вознесения Спасителя и до разрушения Иерусалима он проповедовал Евангелие иудеям в Палестине. Затем он покинул Палестину и распространял христианство в других странах. Сведения о внепалестинской деятельности ап. Матфея крайне скудны. По этим сведениям Матфей проповедовал Евангелие в Эфиопии, Македонии, Персии и умер мученической смертью во Фригии или Персии.
Из самого Евангелия можно заключить, что его автором является палестинский еврей; он хорошо знаком с Ветхим Заветом, географией Палестины, историей и обычаями своего народа. На Матфея, как на автора одного из первых Евангелий, указывает и то обстоятельство, что в списке апостолов этого Евангелия (Ев.Матф.10,3) имя его помечено словом мытарь; это также указывает на глубокое смирение автора, ибо мытари были в презрении у иудеев из-за своих вымогательств.
Евангелист Матфей пользовался целыми отрывками из Ев. от Марка, которые не являлись свидетельством очевидцев.
С учетом того, что это Евангелие было предназначено вначале для иудеев, Масфей довольно много говорит об обличениях Христом фарисеев, саддукеев и то, что другие евангелисты почти не упоминают. Матфей нигде не объясняет иудейские обычаи, обороты речи и местность, предполагая, что все это известно читателям.
Хотя и считается, что Матфей писал для евреев, Марк для римлян, Лука для греков, а Иоанн для Церкви, но правильнее будет сказать, что все Евангелия предназначены быть вестью спасения во Христе всем людям, всем грешникам. Целью евангелиста Матфея было изложить историю спасения так, чтобы показать, что Иисус из Назарета был Христом, обещанным Мессией, Царем Иудейским, Которого отверг собственный народ, но приняли язычники и Который придет в могуществе и великой славе. Этой намеченной автором целью и обуславливаются черты, отличающие Евангелие Матфея от прочих Евангелий. Иисус нарисован как Царь: родословие Его проводится по царской линии, Его рождения боится царь-соперник, Ему приносят царские дары; Его предтеча возвещает о приближении Его царства; Ему искуситель предлагает царство земное и т.д. В час смерти Иисуса Христа камни рассеялись, земля потряслась и усопшие воскресли. Воскресение Иисуса описывается как величественное событие, сопутствуемое землетрясением, явлением ангела, трепетом стражи. Царственно величественны заключительные слова: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите..." (28,18-19).
Характернейшим выражением этого Евангелия являются слова: "Царство Небесное". Иисус у Матфея - отверженный и грядущий Царь.
И этот Царь есть, прежде всего, "Царь Иудейский", Мессия, предсказанный пророками. В Нем произошло исполнение и раскрытие Ветхого Завета. Важнейшие события из Его жизни были предвозвещены. Поэтому часто повторяется в этом Евангелии: "Сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит..." (1,22; 2,15.23 и др.). В Ев.Матфея мы встречаем ссылки на шестьдесят пять мест из Ветхого Завета, а дословно приведены сорок пять отрывков, то есть столько же, сколько цитат в трех других Евангелиях вместе. Следовательно, Ев. Матфея есть Евангелие исполнения. Еврейские обычаи, символы и образы встречаются в изобилии. Автор показывает, что в Иисусе Назарянине весь смысл и Пятикнижия, и пророков, и псалмов.
Метод изложения у Матфея собственный. Труд сборщика податей в прошлом приучил его к систематичности, аккуратности и порядку. Излагая историю искупления, он не всегда держится хронологической последовательности, а группирует похожие события и проповеди, чтобы усилить впечатление. Таким образом, он в одной главе собрал семь из четырнадцати упоминаемых притч, в другой главе объединяет десять чудес из двадцати. Учение Христа объединено в пять проповедей: нагорная проповедь (5-7 гл.), поучение апостолам (10 гл.), притчи о Царстве Небесном (13 гл.), обличение фарисеев (23 гл.), проповеди о пришествии Царя (24-25 гл.).
Евангелиста Луку, соблюдающего хронологический порядок, можно сравнить с ботаником, который идет и по пути постепенно собирает цветы. Матфей же предпочитает подбирать цветы по красоте и сорту, делая из них прекрасные букеты.
Деление Ев.Матфея, как и других синоптических Евангелий, основано согласно месту и времени земного служения Иисуса Христа:
1. Введение в Евангелие - 1,1 - 4,11
2. Служение в Галилее - 4,12 - 18,35
3. Хождение за пределы иудейские - 19,1 - 20,34
4. Последняя неделя в Иерусалиме - 21,1 - 28,20
Введение в Евангелие от Марка
Евангелие от Марка самое раннее Евангелие, на котором построены другие Евангелия.
Писателем второго канонического Евангелия, по свидетельству всей христианской истории, был Марк, носивший кроме латинского имени Марк (общественный, городской), еще еврейское имя Иоанн (благодать Божия): Деян.12,12.25; 15,37; 13,5.13. Он был иудеем из Иерусалима, где его мать Мария имела свой дом, в котором часто собирались верующие (Деян.Ап.12,12). Марк находился в близком родстве с Варнавою (Кол.4,10) и обратился к Господу, вероятно, через ап.Петра (1 Петр.5,13). Первохристианская история говорит, что Марк был одним из 70-ти учеников Господа. Во время первого апостольского путешествия Марк сопутствовал ап.Павлу и Варнаве, как помощник в служении (Деян.Ап.13,5), а до этого он был с ними при посещении Иерусалима (Деян.Ап.12,25). Во второе путешествие ап. Павел не взял Марка, так как он в первом путешествии оставил их в Пергии (Деян.13,13). В это время "Варнава, взял Марка, отплыл в Кипр" (Деян. 15,37-39). Впоследствии Марк раскаялся в своем проступке и опять был вместе с ап.Павлом. Мы видим его снова в качестве усердного помощника апостола во время его заключения в Риме (первого. Кол.4,10; Фил.24 и второго - 2 Тим.4,11).
Древнехристианские авторы - Папий, Ириней, Евсевий, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Иероним и другие называют Марка также спутником, помощником и переводчиком ап.Петра. Во время, когда он не был при ап.Павле, он помогал ап.Петру, с которым был тесно духовно связан (1 Петр.5,13).
Известно, что Марк собирался в Колоссы (Колос.4,10), посетил Ефес (2 Тим.4,11). В последнее время своей жизни, по свидетельству некоторых, Марк трудился в Африке и был первым епископом Александрии, где принял мученическую смерть.
О влиянии ап. Петра на написание Евангелия от Марка единогласно свидетельствует древняя Церковь. Папий писал: "Марк, соработник апостола Петра, записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку". По свидетельству Климента Александрийского: "В то время, как апостол Петр благовествовал в Риме, спутник его... написал... Евангелие, именуемое Евангелием от Марка". Об участии ап.Петра в авторстве этого Евангелия свидетельствует и то, что уже во 2-ом веке Евангелие от Марка (не апостола) было признано каноническим. Тесную связь второго Евангелия с проповедью апостола Петра подтверждают особенности повествования Марка. По содержанию, объему и цели, оно вполне соответствует речам Петра, переданным в книге Деян.Ап. (10,37-41). В повествовании слышится голос очевидца. К личности Петра евангелист обращает особое внимание. Показательно притом, что он (согласно проповедям и беседам апостола) обстоятельно изображает слабости и прегрешения Петра, ограничивая то, что служит одобрением апостолу (14,30.37.68; 16,7. Сравните, например, 8,27-33 с Матф. 16,17-23).
Марк обращается к христианам из язычников и, прежде всего, к живущим в Риме. Поэтому он объясняет своим читателям географию Палестины, иудейские обычаи, арамейские выражения; все, относящееся к римскому быту, он предполагает известным. По той же причине во втором Евангелии мало ссылок на Ветхий Завет.
Главная цель евангелиста - утвердить веру в божественность Иисуса Христа и Его власть над всем творением, поэтому значительная часть Евангелия посвящена чудесам, в особенности изгнанию бесов. Другая цель евангелиста - представить Христа в общении с учениками, чтобы показать, как Он их воспитывал.
Родословие Иисуса Христа евангелист Марк не приводит, ввиду того, что Господь изображен также в состоянии добровольного уничижения: Он - слуга Иеговы, отрасль (Зах.3,8), тогда как у Матфея Он - царственный отпрыск Давида (Иер.33,15). У Марка всюду показана готовность Иисуса служить другим. Евангелист рисует нам божественную кротость сына Божия, побеждающего любовь.
Особенности Евангелия от Марка: Марк часто говорит в настоящем времени (1,40.41 и т.п.), часто (42 раза) употребляет слово "тотчас" (немедленно) - 1,10.12.18 и т.д., точно излагает побочные обстоятельства событий (1,20; 3,5.17.32.34 и т.д.), точен в обозначении места (1,28; 4,1 и т.д.), числовых данных (5,13.42 и др.) и т.д.
Время составления второго Евангелия не определено с точностью. Но все говорит в пользу 60-70 годов н.э., но может быть и раньше. К этому времени начались первые преследования христиан, о чем говорится многократно в Евангелии, во всяком случае 13 глава дает указания на военные столкновения, что наводит на мысль о иудейской войне 66-70 годов. Это было первое Евангелие на греческом языке. В Евангелии от Марка 16 глав, в которых, после введения (1,1-13), изложены деяния Спасителя сначала в Галилее (1,14 - 9 гл.), затем в Иудее и Иерусалиме; в заключение изображены страдания Христа, Его воскресение и вознесение (15-16 гл.).
Введение в Евангелие от Луки
Автор. Третье каноническое Евангелие, по свидетельству Церкви, написано Лукой. Это имя (славный, светлый) представляет сокращение от римского имени Люцилий. На основании Колос.4,11-14, где апостол Павел отличает Луку от обрезанных, считают, что он был язычником. Можно с уверенностью предположить, что до вступления в Церковь Христову Лука был иудейским прозелитом, так как он очень хорошо знаком с иудейскими обычаями. По Евсевию (Церковная история III, 4), Лука происходил из языческой семьи города Антиохии. Он получил хорошее греческое образование и, по первоначальному роду занятий, был врачом. "Луку, врача возлюбленного" называет ап. Павел в числе своих сподвижников, которые были ему утешением во дни римского заключения. Верный ученик и спутник ап.Павла, он делит с ним труды второго и третьего апостольских путешествий (Деян.16,10-17; 20,5-21) и остается при нем во время пребывания Павла под стражей в Кесарии и в Риме (Деян.24,23; 27,28; Колос.4,14; Филим.24; 2 Тим.4,11). О дальнейшей жизни евангелиста Луки мы не имеем достоверных сведений.
Составителем третьего Евангелия древние писатели единогласно признают Луку. Ириней в книге "Против ересей" пишет: "Лука, спутник Павла, изложил преподанное апостолом Евангелие в отдельной книге". По словам Оригена: "третье Евангелие - от Луки" и т.д.
Исследование священного текста раскрывает автора как искусного писателя. На повествовании и языке его лежит отпечаток мыслей и проповеди ап.Павла. Врач виден в заботливой точности наименования и изображения недугов и чудесных исцелений (4,23-38; 8,43; 13,11 и др.).
Источниками сообщаемых сведений служили для евангелиста, как говорит он сам, рассказы живых лиц, "бывших с самого начала очевидцами и служителями Слова" (1,2). С ними встречался он сам или с ап. Павлом в Иерусалиме, и в Кесарии, и в других местах. В основе повествования о младенчестве Иисуса (1,2 гл.) звучит, по-видимому, свидетельство, записанное на арамейском языке, в котором слышится голос самой девы Марии, матери Иисуса Христа. Кроме того Лука пользовался и ранее написанными Евангелиями.
Повод и цель. Евангелист обращает свое благовестие к Феофилу, человеку высокого общественного положения, обращенному в христианство из язычников и, в его лице, к христианским общинам, основанным Павлом, апостолом язычников. Им он хочет в своем Евангелии дать твердое основание того учения, в котором они были наставлены (1,4).
Евангелист ставит себе целью: 1) передать уверовавшим, "по тщательном исследовании" и "по порядку", слова и дела Иисуса Христа и 2) укрепить этим повествованием веру в Спасителя мира. С любовью показывает евангелист Лука милосердие Христа. У него одного находим мы такие жемчужины, как притчи о милосердном самарянине, о блудном сыне, о потерянной драхме, о мытаре и фарисее.
Третье Евангелие написано до разрушения Иерусалима (70 г.). Так как в книге Деян.Ап. о нем упомянуто, как о первом произведении Луки, то оно было в руках верующих еще до 63 г., когда книга Деян.Ап была закончена, Лука написал Евангелие, вероятно в Риме в годы узничества Павла (61-62 гг.).
Введение в Евангелие от Иоанна
Убеждение Церкви о том, что писателем четвертого Евангелия был любимый ученик Христа апостол Иоанн основано на твердом свидетельстве древнехристианских авторов. Игнатий Антиохийский (умер около 107 г.) и Иустин Мученик (умер около 166 г.) знали это Евангелие как Евангелие от Иоанна. Ириней, ученик Поликарпа - ученика Иоанна, записал, что после других евангелистов и Иоанн, возлежавший у груди Спасителя, написал свое Евангелие, когда жил в Ефесе. Об этом пишут Климент Александрийский, Ориген, Евсевий, Иероним и другие столпы христианского богословия.
По свидетельству Климента Александрийского, ап. Иоанн, по желанию учеников, в дополнение существующих Евангелий написал "Евангелие духовное".
Еретикам - монтанистам, гностикам - во II веке было известно это писание, как Евангелие от Иоанна. Ученик еретика Валентина (около 140 г.) Гераклион написал комментарий на Евангелие от Иоанна.
В согласии с приведенными свидетельствами, исследование этого Евангелия обнаруживает в пишущем палестинского иудея, ближайшего и любимого ученика Иисуса Христа.
Автор. Зеведей со своими сыновьями, Иаковом и Иоанном, жил в Капернауме и занимался рыболовством в довольно широком масштабе, так как у него были "наемные" работники (Марк. 1,20). Известной личностью Нового Завета является мать Иакова и Иоанна, Саломия. Она принадлежала к тем женщинам, которые сопровождали Христа и из своих средств приобретали все необходимое, что требовалось на содержание довольно большого числа учеников Христовых (Лук.8,1-3; Марк.15,41). Она разделяла честолюбивые желания её сыновей и просила Христа об их исполнении (Матф.20,20). Саломия издали присутствовала при снятии с креста Спасителя (Матф.27,55-56) и участвовала в покупке ароматов для помазания тела погребенного Христа (Марк.16,1; Лук.23,56).
Многие богословы, на основании сопоставления текстов Матф.27,56; Марк. 15,40; Иоан. 19,25 считают Саломию родной сестрой матери Иисуса - Марии. Это значит, что Иоанн и Иаков были двоюродными братьями Христа, а значит находились в родстве с Иоанном Крестителем (Лук. 1,3 6). Но это остается предположением, евангелисты могли говорить о других лицах. Для нас важно духовное родство (Матф. 12,46-50), и это родство ярко выразилось во взаимоотношениях Христа и апостола Иоанна.
Из того, что Иаков везде называется прежде Иоанна, можно с уверенностью заключить, что Иоанн был моложе Иакова, и его считают самым юным среди апостолов. В юности Иоанн рыбачил с отцом и братом на Геннисаретском озере, но вскоре ушел на Иордан к Иоанну Крестителю и стал его учеником. Когда Предтеча указал Андрею и Иоанну на Иисуса, называя Его Агнцем Божиим (т.е., по слову Исайи, Мессией - Ис.53,7), оба они последовали за Христом (1,36-37). Вскоре Христос призвал Иоанна к особому, апостольскому служению. В силу своей особой любви и преданности Христу Иоанн сделался одним из наиболее близких и доверенных учеников Христа. Он был в числе трех учеников свидетелем воскрешения дочери Иаира, преображения Христа и моления Его в Гефсимании (Марк.5,37; Матф.17,1; 26,37). Как любимый ученик Христа, он возлежал у груди Его на Тайной Вечере (11,23); умирая, Спаситель поручил его сыновнему попечению Свою матерь (19,26-27). В Евангелии он по скромности, опуская свое имя, называет себя "учеником, которого любил Иисус" (13,23; 19,16 и др.). Иоанна по справедливости, называют апостолом любви. Но он не сразу стал таким. По природе своей он обладал недостатками, как и каждый смертный; проявив и узкосердечную ревность, близкую к зависти, запретив одному человеку исцелять именем Иисуса только потому, что "он не ходит с нами" (Лук.9,44-50). Его честолюбие выразилось в притязании на первое место в Царствии Небесном (Марк. 10,35), а раздражение против самарян, не принявших Христа, было таково, что он готов был призвать огонь с неба и истребить их (Лук.9,54-56). Не потому ли Христос назвал сыновей Зеведеевых "сынами грома" (Марк.3,17)?
В школе Христа благодать возрождения не изменила личный характер Иоанна, не сделала его безличным, но переплавила и преобразила заложенную в нем энергию. Так, пламенная ревность Иоанна не угасла, она лишь стала святою по своим мотивам и целям. Гром не утих в его сердце, но теперь он направлен на ложь и лицемерие, на разоблачение зла.
Он стал апостолом любви, но любви не сентиментальной, податливой, благодушно потакающей злу, порокам и заблуждениям. Его любовь - любовь Христова, которая любит грешника, но ненавидит и карает грех, называя его собственным именем. Не соблюдающего заповедей Христа этот кроткий апостол любви называет лжецом (1 Иоан.2,4), и далее пишет: "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца" (1 Иоан.3,15); "Кто делает грех, тот от диавола" (1 Иоан.3,8); "Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста" (1 Иоан.4,3). Он запрещает принимать в дом и приветствовать лжеучителя, В нем поистине сочетаются "небесная кротость и громовая ревность". Если деятельный Петр был более способен к основанию и организации церквей, то Иоанн - к их назиданию и углублению.
В противоположность ап. Петру, Иоанн жил более внутренней, созерцательной жизнью. Он более наблюдает, чем действует; чаще погружается в свой внутренний мир, обсуждая величайшие совершающиеся события. Как орел, он часто уносит нас в горний мир.
По вознесении Христа на небо, ап. Иоанн, вместе с ап. Петром, выступает как один из представителей Иерусалимской церкви (Деян.3,1; 4,13; 8,14-25). На апостольском соборе в Иерусалиме он, вместе с Петром и пресвитером Иаковом, признает за ап. Павлом право проповедовать Евангелие язычникам, не обязывая их к соблюдению закона иудеев (Галат.2,9). Особенно значение ап.Иоанна возросло после смерти апостолов Петра, Павла и Иакова. Поселившись в Ефесе, он еще 30 лет занимал положение руководителя всех церквей Малой Азии. История говорит о многих его учениках и о великом пастырском труде. Он воспитывал епископов: Папия, Игнатия и Поликарпа; в 90-х годах написал Евангелие и свои послания.
При императоре Домициане ап. Иоанн был сослан на остров Патмос, где имел видение, записанное им в книге Откровение (Апокалипсис). При императоре Нерве он возвратился в Ефес и умер в царствование Траяна столетним старцем.
Повод и цель написания Евангелия
Апостол Иоанн хотел восполнить первые Евангелия, которые более говорят о внешних событиях из жизни Христа - духовным Евангелием. Иероним считает, что поводом к написанию Евангелия Иоанном послужило появление ересей (Керинфа, Евионитов, Николаитов), отрицавших пришествие Христа (Мессии, Помазанника, Сына Божия) во плоти. Нам же должно быть ясно, что Дух Святой вдохновил апостола Иоанна написать благовествование из-за разных причин ради нашего спасения. Евангелист сам определил эту цель словами: "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя имели жизнь во имя Его" (20,31). И все содержание Евангелия Иоанна соответствует этому намерению. Об этом он свидетельствует своей личной историей уверования во Христа и раскрытием славы Единородного от Отца. Подробно описаны великие чудеса Христа, Его чудные поучения. С другой стороны излагаются события, не упомянутые в первых Евангелиях, говорится о длительности служения Христа.
План и содержание Евангелия Иоанна
У евангелиста Иоанна, в соответствии с той целью, которую он поставил при написании Евангелия, был свой план повествования, не похожий на общее первым трем Евангелиям - традиционное изложение истории Христа. Иоанн не просто по порядку сообщает события евангельской истории и речи Христа, а делает из них выбор того, что свидетельствовало о божественном достоинстве Христа, которое в это время подвергалось сомнениям. Его Евангелие отличается от трех синоптических также по слогу, более высокому и таинственному. Другие Евангелия излагают, в основном, события, происшедшие в Галилее. Ап.Иоанн обращает особое внимание на служение Христа в Иудее. С предельной полнотой он передает речи, обращенные Спасителем или к ученикам, которым дано знать тайны Царствия Небесного (Матф.13,11), или к ученым-книжникам. Возвышенные темы этих проповедей в других Евангелиях почти не затронуты, как, например: предвечность Сына как Слова (Логос), воплощение Слова, единосущность Отца и Сына; Христос, как хлеб жизни; Дух и Утешитель, единство всех во Христе и др. Иоанн развил в своем Евангелии мысль, что воплотившееся Слово (Логос), единородный Сын Божий, Господь Иисус Христос, не был принят Своим народом, но уверовавшим в Него ученикам дал благодать, истину и вечную жизнь с Ним и возможность быть чадами Божиими.
Данное Евангелие распределяет события из жизни Христа по иудейским праздникам; в частности, оно упоминает, по крайней мере, три последних Пасхи в земной жизни Иисуса Христа (2,12; 6,4; 11,55; 12,1; 13,1), праздник Кущей (7,2), праздник Обновления храма (10,22).
Евангелие написано в следующем порядке:
1) Пролог (предисловие) - 1,1-18
2) Приготовление Христа к открытому выступлению. 1,19-51
3) Общественная деятельность Христа - 2-12 гл.
4) Прощальная беседа Христа с учениками - 13-17 гл.
5) Страдания, воскресение и явления Христа после воскресения - 18-21 гл.
Лекция 16. Введение в Новый Завет (4)
Введение в книгу "Деяния святых апостолов" /1/
Название книги. В новозаветном каноне за Евангелиями, как непосредственное продолжение евангельской истории, следует книга "Деяния святых апостолов". В греческом тексте она носит, кроме указанного, различные названия: "Деяния апостолов", "Книга трудов апостолов", "Деяния Святого Духа".
Автором этой книги является евангелист Лука, в начале повествования сказано, что Деян.Ап. являются продолжением Ев.Луки (1,1; Лук. 1,1). Об этом же свидетельствуют все древние писатели Церкви и наиболее четко: Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий, Иероним, Златоуст и другие.
В подлинности излагаемых событий убеждают многие исторические доказательства. Это, во-первых, свидетельство древнейших христианских писателей, а также книги историка Иосифа Флавия (I в.). И.Флавий пишет, что в храме совершалось служение утром и в 9 час. дня (3,1); подтверждает обычай иудеев принимать участие в издержках назореев (21,24); свидетельствует о принадлежности Каиафы к саддукеям, о смерти царя Ирода (Агриппы) и т.д. Многое подтверждают и другие письменные и исторические данные, как, например: возникновение христианских церквей в разных местах земли.
Повод и цель написания. Как продолжение Ев.Луки книга Деяний апостолов имела тот же повод и цель: утвердить достопочтенного Феофила в преподанном ему учении веры и продолжить историю благовествования до того времени и места когда и где сам Феофил (вероятно, римлянин) мог быть очевидцем благовествования апостолов. Кроме этой частной цели, евангелист был вдохновлен идеей открыть людям божественное происхождение Церкви Христовой из иудеев и язычников; показать на деле, что основанная Христом Церковь действительно получила обетованные дары, силу и непоколебимо распространяется по всему миру.
В Деян.Ап. описывается исполнение того, чему Иисус Христос учил.
Темами проповеди первоапостольской церкви были: 1) Распятие Иисуса Христа; 2) Воскресение Иисуса Христа; 3) Мессианское царство Иисуса Христа; 4) Христос - Сын Божий, Спаситель мира; 5) Второе пришествие Иисуса Христа.
Место и время написания. Считают, что книга Деяний Ап. написана в Риме во время узничества ап.Павла (62-64 гг.). Автор дает некоторые подробности о Риме (28,15). Из Послания к Колоссянам видно, что Лука был при ап.Павле (Кол.4,4; Филип.2,3).
Деление и содержание. В Деян.Ап. Лука повествует о Святом Духе, продолжающем на земле служение вознесшегося Иисуса Христа и наставляющем последователей Христа на всякую истину (Иоан.16,13). Лука изображает победоносное шествие благовестил о Христе из Иерусалима через Антиохию в столицу Римского государства.
Книга Деян.Ап. может быть поделена на пять основных разделов:
1). Введение (1,1 - И).
2). Рождение Церкви: Иерусалим (1,12 - 8,3).
3). Период начала распространения: Самария (8,4-11,18).
4). Проповедь язычникам. Миссионерские путешествия ап.Павла (11,19 -21,16). 5). Заключение ап.Павла: Иерусалим, Кесария и Рим (21,17-28,31).
Географическое развитие событий в книге подчинено словам Иисуса Христа: "И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян.1,8). Вначале повествуется о жизни церкви в Иерусалиме, затем описание охватывает районы Самарии, приморской равнины и Кесарии. Последние два раздела (от 11,19) повествуют о событиях и трудах апостолов в средиземноморских странах и заканчиваются в столице империи - Риме. Это распространение Церкви было подобно волнам морского прилива, когда каждая последующая волна охватывает все новые участки суши.
В книге Деян.Ап. выделена и другая канва - рост Церкви. В стихах 2,47; 5,14; 6,7; 9,31; 12,24; 16,5; 19,20, говорится об увеличении численности Церкви и духовном росте уверовавших. Другими словами, автор указывает на благодатную жизнь рожденной Церкви, её рост и развитие вширь и вглубь через действие Святого Духа (Деян.Ап.1,8; Рим.15,19).
Книга Деян.Ап. может быть разделена и по личностям, занимающим, главное место в описании. Так, в 1-5 главах основное внимание уделено ап.Петру: в 6-7 гл. - Стефану; в 8-12 гл. повествуется о нескольких видных служителях: Варнаве, Филиппе, Савле; а с 13 главы и до конца доминирующей фигурой повествования является ап. Павел.
Интересно проследить по книге за образами апостолов Петра и Павла. Оба показаны как руководители Церкви. Петр, в основном, трудился в Иерусалиме, Павел - в языческом мире. Каждый из них представлен в повествовании с проповедью, излагающей основы их веры и учения: Петр с проповедью в день Пятидесятницы (2,14-40), а Павел с проповедью в Антиохии Писидийской (13,16-42). Оба апостола творили чудеса: Петр исцелил хромого (3,1-10), и то же сделал Павел (14,8-10). Петр произнес суд над Ананием и Сапфирой (5,1-11) и Павел совершил суд над Елимой-волхвом (13,6-11), поразив его слепотой. Петр был освобожден из темницы в Иерусалиме (5,19-21; 12,1-11), и Павел был освобожден из уз в Филиппах через непосредственное Божие вмешательство (16,19-30). Оба подчеркивали важность и необходимость исполнения силой Святого Духа (2,38; 19,2-6), и оба провозглашали воскресение Христа основой своей проповеди (Петр - 2,24-36; 3,15.26; 4,2; 5,30; 10,40-41; Павел - 13,30-37; 17,3.18.31; 24,15-21; 25,19; 26,8.23). Петр был апостолом и сопастырем первой церкви в Иерусалиме (из иудеев), Павел был наставником и апостолом первой церкви из язычников. Но между ними не было противоречий или разграничений сфер деятельности. Петр первым был послан к язычникам, проповедывал и крестил сотника Корнилия, и Павел не упускал возможности, где только можно, свидетельствовать иудеям о Христе.
Книга Деяний апостолов не претендует на полный охват событий первохристианской Церкви. Здесь, например, ни слова не сказано о распространении христианства на юг и восток от Палестины. Христиане были в Дамаске до обращения Савла. Но кто принес в этот город весть о Христе - неизвестно. Это же относится и к Риму. Автор излагал победоносное шествие учения Иисуса Христа и ставил перед собой цель убедить Феофила в истинности евангельского учения. Поскольку Павел был основоположником проповеди Евангелия среди язычников, он заслуживал главного внимания. Великий переход от проповеди Евангелия иудеям к благовествованию язычникам, от закона к благодати, от Палестины к необъятным просторам Римской империи невозможно исчерпывающе отразить в одном повествовании. Лука ограничился исследованиями одной или нескольких фаз этого движения.
Хронологический период Деяний охватывает время Вознесения Христа до заключения ап.Павла в темницу в Риме. Мы приведем приемлемую хронологию некоторых важных событий. Древние писатели не вели отсчет событий по календарю, а привязывали их к официальным событиям: правление императора, перепись населения и др. Вот каково датирование событий в книге:
1. Смерть Ирода Агриппы 1 (12,20-23) - весна 44 г.
2. Голод при кесаре Клавдии (11,28) - 44-48 г.
3. Проконсул Сергий Павел (13,7) - до 52 г.
4. Изгнание иудеев из Рима при Клавдии (18,2) - вероятно в 49 г.
5. Проконсульство Галлиона в Ахайе (18,12) - вероятно 52-53 гг.
6. Проконсульство Феликса (23,26; 24,27) - 52-58 гг.
7. Проконсульство Порция Феста (24,27) - 58-61 гг.
Данные ссылки упомянуты как бы случайно, в полной уверенности, что для читателя, т.е. Феофила, они бесспорно известны. Для современного читателя, тем не менее, они служат определенным пособием в изучении последовательности событий.
Однако еще раз следует отметить, что для Луки хронологическая последовательность повествования не являлась главной целью. Идея книги - показать упадок иудейства и рост христианства среди язычников.
Первый вопрос учеников к воскресшему Иисусу был: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?" (1,6). Слушателями в горнице в день Пятидесятницы были иудеи (2,5) и проповедь ап. Петра была адресована к "мужам израильским" (2,22). Церковь Иерусалимская состояла, в основном, из иудеев, хотя они и делились на две группы: палестинских иудеев и еллинистов, т.е. евреев из стран языческих.
Первоначельно последователи Христа назывались учениками Господа (9,1) и считались как обособленная группа иудеев. Но бесстрашная проповедь и обличение Стефаном заставила первосвященников начать повсеместное гонение на учеников Господа, отлучение их от синагоги и т.п.
Это вынудило служителей Церкви Христовой иметь новые области для благовестия.
Период перехода распространения благой вести в языческий мир не обширен. Он показан на фоне труда нескольких служителей, но достаточно полно рисует картину обращения язычников, подготовленных к принятию божественных истин. Обращение евнуха-ефиоплянина (8,36-39) и сотника Корнилия (10,44-48), по-видимому обоих из прозелитов; благословенная проповедь Филиппа в Самарии (8,1.14) отражают новое направление в установлении Царства Мессии во всех народах.
Период распространения проповеди язычникам (11,19-28.31) начался с момента образования церкви в Антиохии Сирийской. Здесь впервые ученики Господа стали называться христианами (11,26). Антиохийская церковь стала центром благовестия миру; отсюда весть о спасении пошла в языческий мир; эта церковь утвердила свободу для обращенных язычников, освободив их от традиционных иудейских обрядов.
Труд и учение ап.Павла изложены в Деян.Ап.15,35 - 21,14 и проиллюстрированы образованием и утверждением поместных церквей. Хотя Павел обращался в первую очередь к иудеям (Римл.1,16), основная масса уверовавших была из числа прозелитов и язычников.
В некоторых случаях ап. Павел определенно указывает на свое призвание проповедовать Христа язычникам (13,46; 18,6; 19,9; 10; 21,19; 26,20; 23; 28,28).
Ожесточение иудеев, их отказ принять Христа, еще более укрепил и ап. Павла в убеждении о необходимости и важности его служения среди язычников, дабы обратить их от тьмы к свету (26,18).
Образ роста Церкви сопровождается в книге показом жизни Церкви: её организации, духовной силы, духовного развития, благовестнического служения и богослужения. Поэтому книга Деяний апостолов не только исторический труд, но настольная книга для каждой церкви и каждого христианина. Эта книга необходима для внимательного изучения, усвоения и подражания.
Второе повествование Луки - Деян.Ап. имеет апологетический характер. Поскольку автор был другом апостола Павла и сопровождал его в последнее путешествие в Рим на суд перед кесарем, то нельзя отрешиться от мысли, что книга написана как бы в форме защиты апостола от обвинения против него. Во всяком случае, Лука в Деяниях убедительно доказывает, что новые божественные откровения и истины, открытые миру через Иисуса Христа - это учение, религиозное по форме и великое и уникальное по содержанию, принадлежит всем народам всех времен и всех поколений. "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (4,12).
Рождение Церкви (Деян.1,1 - 8,3)
День Пятидесятницы был иудейским праздником, и он же стал знаменательным днем для Церкви. Проповедь апостолов в то время состояла в свидетельстве об Иисусе Христе как истинном Мессии; они призывали иудеев покаяться и обратиться ко Христу, "чтобы загладить грехи" их и пришло время отрады от лица Господа (3,19-20). И Петр и Стефан, и другие взывали к народу израильскому в храме, в синагогах и других местах, призывая их принять Христа (3,1-12; 5,12; 6,9-10; 7 гл. и др.).
И тем не менее Церковь нельзя рассматривать как отпочковавшуюся, отделившуюся ветвь иудейства. Христос был центром веры христиан. Воскресение Христа является лейтмотивом всей книги. "И явил Себя, - пишет Лука (1,3), - живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней, являясь им и говоря о Царствии Божием".
День Пятидесятницы был днем рождения Церкви. Ученики Христа, Его мать, родственники и близкие, всего около ста двадцати человек, собрались в горнице и единодушно пребывали в молитве (Деян.Ап.1,14-16). В этот день Дух Святой сошел на них в видимом образе "как бы огненные языки и почили на них".
Сошествие Святого Духа было исполнением предсказания Иоанна Кркстителя (Лук.3,15-16) и обещания Иисуса (Лук.24,19). Петр провозгласил, что это - исполнение пророчества Иоиля (2,16-21) и является доказательством воскресения Христа (2,32-36). Сошествие Духа Святого объединило всех верующих и дало им силу смело проповедовать Христа и не страшиться ничего (2,4; 4,8.31; 6,8-15).
Основная тема проповедей в ранней Церкви касалась личности и жизни Христа, апостольская проповедь доказывала Его воскресение и заканчивалась призывом к покаянию и вере во имя Его. Обращение апостолов к народу содержало ссылки на Ветхий Завет, доказывая подлинность исполнения в Иисусе вековых чаяний израильского народа, т.е. пришествия Мессии.
В силу своего положения учителей и наставников, вначале апостолы были руководителями как духовной жизни Иерусалимской церкви, так и материальной. Однако вскоре для ведения дел по распределению ежедневных потребностей были избраны специальные служители (6,7-1). Избрание было проведено собранием. Этот период характеризуется как первохристианская коммуна, когда "все верующие были вместе и имели всё общее" (2,44-47). Однако в книге нет упоминаний о принятии такой системы в других церквах. Богатые продавали имения и вносили деньги в церковь для распределения их среди бедных.
Собрания устраивались в храме и частных домах (2,46), и сопровождались служением словом, преломлением хлеба, молитвой (2,42) и пением псалмов.
Руководителями Церкви этого периода были апостолы Иаков, Петр, Иоанн и другие. Петр показан как мужественный, бесстрашный проповедник; он открывает собрание в день Пятидесятницы, смело защищает позиции христиан перед синедрионом (4,5-8).
Первое гонение и распространение Евангелия
Насильственная смерть Стефана и суровые меры, принятые иудейскими вождями для подавления нового учения привели к тому, что большинство христиан бежало из Иерусалима за пределы Иудеи и Самарии. С этого времени в Деяниях почти ничего не говорится об Иерусалимской церкви. Она оставалась иудейской по составу своих членов и придерживалась некоторого исполнения закона, как это видно из последующих контроверз (15,1; 21,17-26). Рассеявшиеся последователи Христа явились носителями огня, от которого вспыхивало пламя христианства в различных уголках Римской империи.
Внезапное гонение после смерти Стефана налетело на Церковь подобно шторму. До этого времени верующие были терпимы, и если случались аресты и заключения, то они были единичными. Чудеса, творимые апостолами (4,15-16) и популярность их среди народа удерживали первосвященников от открытой борьбы с последователями Иисуса. Но смелое обличение Стефана привело к тому, что они побили его камнями, не ожидая официального разрешения от римских властей (7,54-60). Жестокие гонения могли бы уничтожить новое движение, если бы не последовало Божьего вмешательства.
Проповедь в Самарии
Избранные семь диаконов для попечения о материальном служении церкви в Иерусалиме не ограничивались только этим служением. Стефан и Филипп стали благовестниками. Изгнанный из Иерусалима Филипп направился в Самарию, где и начал успешную проповедь (8,5-8).
Самария была заселена смешанным населением. Когда северное царство Израиля пало перед Ассирией в 721 году до Р.Х., множество израильтян было переселено в Ассирию, а их место было занято другими народами. В результате смешения населения была сохранена только частично иудейская вера. Самаряне были полу язычниками по происхождению, сохранившие ряд черт в привычках и обычаях от языческого мира; в то же время они почитали Иегову (2 Цар. 17,24-33). Во времена восстановления Иерусалима при Ездре и Неемии они образовали отдельное общество, которое препятствовало восстановлению города (Неем.4,1.2.7.8). Самаряне поклонялись на горе Гаризим. Отношения между иудеями и самарянами были такими напряженными, что иудеи, направляющиеся в Галилею, обычно обходили Самарию, переправляясь на восточный берег Иордана.
Проповедь Филиппа среди самарян была необычна для иудеев. Вспомним удивление учеников при беседе Христа с самарянкой. Однако самаряне охотно приняли благую весть. "И была радость великая в том городе" (Деян.8,8).
Миссия Филиппа была подкреплена посылкой Петра и Иоанна, которые удостоверившись в истинности обращения самарян, помолились об исполнении их Духом Святым, с возложением рук. Книга Деяний говорит о четырех случаях особого сошествия Духа Святого на учеников: в день Пятидесятницы (2,1-4); на самарян (8,17); на язычников в доме Корнилия (10,44-46) и на учеников Иоанна Крестителя (19,6). Все случаи характерны исполнением Духом Святым очень различных групп людей. В совокупности они означают начало духовной работы и открывают эру Церкви, союза искупленных и исполненных Святым Духом. Дар Святого Духа есть свидетельство обращения: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим.8,9). Дар Святого Духа свидетельствовал также о небесном одобрении действий и божественном руководстве трудами апостолов.
Евнух из Ефиопии
Высокопоставленный чиновник царицы Ефиопской был, по всей вероятности, прозелитом, возвращающимся из очередного путешествия в Иерусалим (8,27-28). Его встреча с Филиппом и последующие события проиллюстрировали несколько важных принципов растущей Церкви. Как в случае с самарянами, так и здесь безоговорочно рушились национальные преграды.
Книга Деяний не развивает дальше картину последствий встречи Филиппа и евнуха, а также влияние этой встречи на проповедь Евангелия в Ефиопии. Здесь только указывается на период перехода благовестия из Иерусалима, как центра христианства, на языческий мир, и вовлечение в это дело промыслом Божиим большого числа проповедников (8,4).
Обращение Павла
Если служение Филиппа открыло поле деятельности для проповеди в новых местностях и для новых групп людей, то обращение Савла было исполнением Божьего плана утверждения нового апостола для язычников.
После служения Иисуса Христа обращение Савла и его служение можно считать самым важным событием в истории раннего христианства. Обращение яростного врага христианства в его защитника и благовестника было одним из удивительнейших проявлений силы и любви Божией.
Савл впервые появился на страницах Деян.Ап. как молодой человек, стерегущий одежды тех, которые побивали камнями Стефана (7,58) и одобряющий убиение его (8,1). Три отдельных рассказа даны о его обращении: одно повествование приводит Лука, как общее историческое повествование в 9 главе; и два других включены в свидетельство самого апостола Павла (22,1-21; 26,2-23). Каждое из них имеет некоторые особенности. Если первое - как историческое свидетельство, как часть роста Церкви, то два других свидетельства являются личными в защиту жизни и учения Павла перед враждебной или допрашивающей аудиторией. Взятые вместе с определенными местами из его послании, они дают возможность последовательно проследить за событиями жизни великого апостола.
Савл, или Павел, был рожден в семье религиозных евреев в начале первого века. Его родным городом был Тарс, деловой центр метрополии Киликии, расположенной на северо-восточном побережье Средиземного моря. Из Тарса дорога вела на север и запад через ущелье в горах, известного под именем Киликийских ворот. Тарс был центром кораблестроения. Кроме того, Тарс славился своим университетом с высокопоставленным обучением философии и медицине, а также храмом Эскулапу, богу медицины, используемым как больницы и клиники для практики студентов.
Павел воспитывался в строгом иудейском духе, изучая еврейский язык и Писание, а также овладевал ремеслом изготовления палаток (18,3). Он знал арамейский язык, который был разговорным языком в семье, и греческий - официальный язык города.
В двадцать лет его направили в Иерусалим в школу Гамалиила (22,3) и, по его свидетельству он достиг там большого успеха в знании (Гал.1,14). По убеждению он был фарисеем, и его ревность подтверждалась жестоким преследованием Церкви (Деян.Ап.26,9-11). К моменту совершеннолетия Савл занимал заметное место в Синедрионе, о чем свидетельствует Деян.26,10; "Я подавал на то голос". В день насильственной смерти Стефана ему было не менее 30 лет, так как иначе он не мог быть членом Высшего Совета (синедриона).
Смерть Стефана, свидетелем которой был Павел, и предсмертное свидетельство Стефана о небе отверстом и видении Сына Человеческого, были теми начальными каплями в оздоровлении сознания Савла, началом размышления разбуженного разума над происходящими событиями. Смерть праведника Стефана всю жизнь стояла перед его глазами (22,19-20), и она послужила фундаментом для его обращения на пути в Дамаск.
Само же обращение Савла было особенным, сверхъестественным. Воскресши, Христос явился ему видимым образом (1 Кор. 15,8). В факте обращения Савла нет места рассуждениям о болезни или галлюцинациях. Лука указывает на определенное место встречи около Дамаска (9,3), которая сопровождалась светом сильнее сияния полуденного солнца (26,13) и голосом, обращенным к Павлу, который слышали сопровождавшие его (9,7), хотя они и не поняли смысла слов (22,9). Сам Павел пострадал физически, он ослеп временно (9,8) и должен был идти с поводырем. Все эти внешние факты свидетельствуют об абсолютной реальности обращения Савла.
Заслуживают внимания и субъективные факты этого события. Когда из столба яркого небесного света раздался голос, естественным для Павла был вопрос: "Кто Ты?" (9,5). Ответ: "Я Иисус, Которого ты гонишь" - был как раз тем ответом, которого смутно искала его душа со дня смерти Стефана. Он понял, что Стефан и гонимые христиане были правы, а все аргументы против Стефана и учеников Христа - неверные. Новый мир откровения раскрылся перед Савлом. Служение Павла началось сразу же в Дамаске. В послании к Галатам говорится, что он на короткое время посетил Аравию (Гал.1,17). Возможно это путешествие было совершено между первой проповедью в синагоге (9,22) и окончательным отъездом из Дамаска (9,23-25). Очевидно, потрясение его сознания было так глубоко, что ему было необходимо временное уединение для осмысливания пережитого и посвящения своей жизни новому служению.
Вера Павла в Иисуса как Мессию привела его к сталкиванию со своими иудейскими коллегами и бывшими друзьями в Дамаске. Перед лицом смертельной опасности он должен был скрыться из города.
В Иерусалиме Павел был встречен холодно и с недоверием учениками, имевшими к этому достаточно оснований. Но при содействии Варнавы он был принят в апостольском кругу (9,27). Павел готов был к служению проповедью, особенно среди иудеев в рассеянии, тем самым как бы продолжал дело, начатое Стефаном. Успех его проповеди был так велик и оппозиция была так сильна, что охраняя его от расправы, братья переправили его в родной город Таре (9,30).
Павел согласно многим свидетельствам (9,15; 22,21; 26,17; Римл.15,16; Гал.1,6; 2,7-8; Ефес.3,1-7) был избранником Божиим для свидетельства среди язычников.
Проповедь язычникам (11,19 - 15,35)
Обращение Павла ввело в Церковь новую* выдающуюся личность, глубокого мыслителя, проповедника и апологета нового учения, наряду с другими ведущими апостолами. Апостол Петр в это время распространил проповедь Евангелия на прибрежную равнину Сарона, в города Лидду и Иоплию (9,32-43).
Важным событием этого периода было обращение Корнилия, римского сотника в Кесарии. Очевидно, он был сторонником иудейской религии, ибо назван "благочестивым и боящимся Бога" (10,2). Возможно он не был прозелитом, но имея внутреннюю убежденность в существовании Единого Бога Иеговы, он молился Ему и творил милостыни народу. В вере евреев Корнилий находил удовлетворение и чистоту нравственного учения.
Божественное повеление Петру на посещение дома Корнилия занимает важное место в книге Деян.Ап. по ряду причин. Во-первых, оно указывало на то, что Божий план спасения не должен ограничиваться одним народом или сословием. Корнилий - римский сотник, военачальник, язычник имел столько же прав на спасение, сколько и любой иудей в Палестине. Во-вторых, обращение Корнилия было открытием дверей для входа язычников в Церковь. Первой реакцией Петра был отказ выполнить повеление Божие (10,14; 11,7-12). Но уяснив смысл видения, он направился в дом сотника, свидетельствовал там о Христе и пробыл у них несколько дней (10,48). Обращение дома Корнилия было так убедительно, что Петр повелел им креститься и тем самым присоединиться к Церкви. Принятие обращенных из язычников в церковь выдвинуло ряд вопросов. Могли ли христиане-иудеи иметь тесное общение и есть вместе с необрезанными язычниками, не соблюдающими закон? Если язычники становятся верующими, то в каком виде они должны соблюдать закон? Эти вопросы встали перед апостолами сразу же после обращения Корнилия. Глава 15 повествует, как были решены эти вопросы. Переход от закона к благодати не был эволюцией, развитием учения в сердцах апостолов. Благодать была открыта Духом Святым (10,19), объяснена Духом Святым (10,43), и подтверждена при сошествии Духа Святого на язычников (10,44; 11,15-18). "И язычникам дал Бог покаяние в жизнь".
Проповедь Петра в доме Корнилия служит отличным примером проповеди Евангелия в апостольское время. Здесь содержится краткое изложение жизни Христа, Его смерти, воскресения и грядущего суда. В общем, здесь изложены все истины Евангелия. До этого времени Петр проповедовал среди иудеев и обращался к ним, как знающим Бога, наследникам и детям Авраама, Исаака и Иакова (3,13,2). Теперь же он обращается к язычникам, не имеющим обетования, что "всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" (10,43). Смысл этого обращения более полно был развит позднее ап. Павлом, но учение о благодати и об оправдании верой ясно содержалось в учении Петра.
Этот период знаменуется расширением географических сфер благовестия, обращением язычников. Перед Церковью встали проблемы истолкования Закона и степени его отношения к верующим из язычников и иудеев.
Церковь в Антиохии
Особое служение среди язычников началось с основания церкви в Антиохии в Сирии. "Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса" (8,4; 11,19-20).
Верующие во Христа Кипряне и Киринейцы начали проповедовать о Христе грекам, или еллинам. Лука подчеркивает это событие, как особенный, значительный и важный этап в развитии Церкви. И город Антиохия стал рассадником евангелизации древнего мира.
Город Антиохия был основан в 300 г. до Р.Х. Вначале город был заселен исключительно греками. Но затем за городской стеной стали селиться сирийцы, и растущий город постепенно включил их в свои границы. Третьим элементом населения были иудеи, возвратившиеся из Вавилона. Иудеи обладали равными правами с греками и имели свои синагоги. Под римским управлением Антиохия, занимающая выгодное географическое положение, достигла наивысшего расцвета, уступая по размерам только Риму и Александрии.
Наиболее вероятное время установления церкви в Антиохии можно считать между 33 и 40 гг. Потребовалось некоторое время пока эта церковь достигла определенного развития, и весть о ней дошла до Иерусалима (11,22). Церковь Иерусалимская направила Варнаву для укрепления в вере антиохийцев. Увидев много уверовавших, Варнава пошел в Таре за Павлом, привел его в Антиохию, и целый год они проповедовали Христа и учили уверовавших (11,22-27).
В разное время в Антиохии побывали Петр, Павел, Варнава, Тит, Марк, Сила и Лука. Игнатий, епископ Антиохийской церкви (67-107 гг.), хорошо знал все Евангелия и особенно в своих трудах ссылается на Ев.Матфея. Антиохийская церковь посылала своих благовестников (13,2), оказывала материальную помощь другим церквам (11,28-30). Особенно знаменательно то, что "ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами" (11,26). Заботясь о благовествовании, они "отделили Варнаву и Павла" на особое служение (13,2). Исполняя повеление Святого Духа, церковь отпустила их на благовестническое служение.
Контрольные вопросы
1. Введение в книгу "Деяния апостолов" (название, автор, повод и цели, место и время).
2. Деление книги "Деяния апостолов".
3. Рождение и рост Церкви. Проповедь в Иерусалиме, Самарии и в других местах. .
4. Обращение Савла.
5. Проповедь язычникам. Вопрос исполнения Моисеева закона христианами