Мицкевич В. А. Библиология
Лекция 4. Введение в Ветхий Завет
Со времени первохристианской Церкви Библия была разделена на две части, которые получили название Ветхого и Нового Заветов. Такое деление книг Библии было обусловлено их повествованием о главной личности Библии, т.е. о Мессии, Спасителе мира Иисусе Христе. Те книги, которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески Его изображали, вошли в состав "Ветхого Завета", а те, которые были написаны после пришествия в мир Спасителя и посвящены истории Его искупительного служения, изложению основ Церкви Христовой, образовали собою "Новый Завет". Эти названия двух частей Библии взяты из самого Священного Писания.
Слово "завет" на языке Священного Писания означает договор, союз, условия или закон, который обуславливает сближение и общение двух договаривающихся сторон, а также и те внешние знаки, которые служили его удостоверением, свидетельством и изложением. А так как священные книги, в которых описывается завет, или союз Бога с человеком, являлись лучшим средством его удостоверения и закрепления в человеческой памяти, то они с древних времен были названы "Заветом". Это было уже в эпоху Моисея (Исх.24,7; 34,28), когда запись синайского законодательства была названа книгой Завета. Подобное же название, обозначающее не только синайское законодательство, но все Моисеево Пятикнижие, встречается и в последующих ветхозаветных книгах (4 Цар.23,2.21 и др.). В Ветхом Завете также имеется первое, еще только пророческое, указание на "Новый Завет", а именно: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет..." (Иер.31,31).
Впоследствии выражение "Новый Завет" неоднократно употреблял Сам наш учитель Иисус Христос и Его апостолы для обозначения начавшейся истории искупленного и облагодатствованного человечества (Матф.26,28; Марк.14,24; Лук.22,20; 2 Кор.3,6 и др.), откуда это название перешло и на священные книги, написанные в этот период.
Название ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, обозначающее собрание определенных книг, имеет свое начало от особенно ясного свидетельства ап. Павла: "Но умы их (евреев) ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом" (2 Кор.3,14).
В состав Ветхого Завета входит 39 канонических книг.
Порядок расположения книг Ветхого Завета неодинаков у христиан и евреев. Дело в том, что древние евреи делили свои книги не столько по однородности содержания (как Септуагинта, русская Библия и др.), сколько по степени их значения и важности. Евреи делили Священные книги на три группы: закон (тора), пророки и агиографы, подчеркивая особое значение книг закона и пророков (Матф.5,17; 7,12; 22,40 и др.). У нас же принято деление по содержанию: исторические (вместе с законоположительными), учительные (поэтические) и пророческие см.2 лекцию.
Новый Завет убедительно подтверждает истинность Ветхого Завета. Замечателен тот факт, что из 39 книг Ветхого Завета Господь Иисус Христос, как это записано, делал ссылки, по крайней мере, на 22 книги. Очень возможно, что Он ссылался на все книги Ветхого Завета, ибо мы знаем только немногое из того что Он говорил и делал здесь на земле (Иоан.21,25). Всего же в Новом Завете есть ссылки и указания, примерно, на 850 мест из Ветхого Завета, и только немногие из них упоминаются более одного раза. В Ев.Матф. находится более 100 цитат из 20 книг Ветхого Завета; в Ев.Марка находим 15 ссылок из 13 книг; в Ев.Луки - 34 текста из 13 книг; Ев. Иоанна - 11 ссылок из 6 книг. Тот, кто принял Евангелие, должен принять и эти ссылки, и весь Ветхий Завет как Священное богодухновенное Писание.
В посланиях ап.Павла к Коринфянам имеются 53 изречения из Ветхого Завета; в послании к Евреям - 85 ссылок и т.д. В книге Откровение - 245 ссылок на Ветхий Завет.
Христос говорит о Ветхом Завете: "И да сбудется Писание". Он принес Себя в жертву - "да сбудется Писание" (Матф.26,54.56; Мр.14,49; Иоан.17,12; 19,28.36).
После Своего воскресения Он, "начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лук.24,27).
Если Христос широко пользовался Ветхим Заветом, то будем любить его и мы. Да не будет среди нас односторонних служителей, которые читают только некоторые книги Библии и пренебрегают другими. "Все Писание богодухновенно и полезно..." (2 Тим.3,16).
Основные мысли книг Ветхого Завета
БЫТИЕ: Начало (1,1). Основание истин, о которых учит Библия. Бог и творение, первый человек и избрание Авраама и его потомков.
ИСХОД: Пасха (пройду мимо) - 12,23. Искупление через кровь и через силу. Исход Израиля из Египта и получение синайского законодательства (3,8).
ЛЕВИТ: Примирение, очищение, служение (16,34).
ЧИСЛА: Странствование в пустыне (33,1), что прообразно указывает на путь Церкви Иисуса Христа (1 Кор. 10,4-11).
ВТОРОЗАКОНИЕ: Повторение закона, обличение, послушание (10,12-13) и приготовление к Ханаану (11,26-28; 28,1).
ИИСУСА НАВИНА: Взятие Палестины во владение (1,3; 11,23; 21,44-45).
СУДЕЙ: Правление судей (2,12-16). Гедеон и Самсон. "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (17,6; 18,1; 19,1; 21,25).
РУФЬ: Родственник-Искупитель (4,9-11.14).
1 и 2 ЦАРСТВ: Царство (1 Цар. 10,24; 16,7.13) - Саул и Давид.
3 и 4 ЦАРСТВ: Царь и царственное потомство (3 Цар.2,12; 11,9-13).
1 и 2 ПАРАЛИПОМЕНОН: Летопись, теократия (Богоправление) - 2 Пар. 15,2; 20,20.
КНИГА ЕЗДРЫ: Восстановление храма в Иерусалиме (1,5; 6,3). Место и сила Слова в жизни Его народа.
КНИГА НЕЕМИИ: Восстановление города Иерусалима и его стен (2,5). Молитва, старание и настойчивость - условия успешного дела для Бога.
КНИГА ЕСФИРЬ: Провидение (4,14). "И кто знает, не на такое ли время ты и достигла достоинства царского?"
КНИГА ИОВА: Испытание (1,9). Страдание и терпение.
ПСАЛТИРЬ: Поклонение (28,2), молитвы и переживания души.
ПРИТЧИ СОЛОМОНА: Мудрость (9,10). Цель Слова - управлять жизнью. Благочестие - практично.
ЕККЛЕСИАСТ: Суета (2,11). Без Бога жизнь полна томления и разочарованности.
ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ: Любовь. Радость венчания (6,3; 8,6). Прообразы Иисуса Христа и Его Церкви.
ИСАЙИ: Спасение через благодать (53,5; 55,1) и израильский народ в последние дни.
ИЕРЕМИИ: "Бедственное время для Иакова" (30,7) и Божие заступничество.
ПЛАЧ ИЕРЕМИИ: Разрушение (2,17). Любовь и сожаление Господне для находящихся под Его наказанием за грех (1,12; 3,22-23).
ИЕЗЕКИИЛЯ: Видения Бога и славы Его. Благость и суровость Божия (1,28; 10,4.18; 43,2).
ДАНИИЛА: Даниил в вавилонском плену. Возвещение будущего (2,22). Планы Божии.
ОСИИ: Личный пример любви и терпения. Неверность, наказание и возвращение (14,8).
ИОИЛЯ: "День Господень" (суд) - 2,11. Значение покаяния.
АМОСА: Наказание (4,11-12) и восстановление.
АВДИЯ: Едом (1,1), "Как ты поступал, так поступлено будет и с тобою" (1,15).
ИОНЫ: Путь пророка Ионы в Ниневию. Бог есть Бог язычников так же, как и евреев (4,2).
МИХЕЯ: Обличение несправедливости и нечестия (6,2-4.8; 7,18).
НАУМА: Непостоянство покаяния и участь отступников (1,8-10).
АВВАКУМА: Мессианская слава. "Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море (2,14). Действия Божии ввиду допущения зла (1,3).
СОФОНИИ: "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель" (1,18; 3,8). Отступничество и суды. Будущее (3,13-14,20).
АГГЕЯ: Строители (1,8). Бог на первом месте в жизни и служении.
ЗАХАРИИ: Пророчества. Божия любовь и забота о Своем народе (1,14; 2,8; 8,2; 14,4-11).
МАЛАХИИ: Помните, покайтесь, обратитесь. Солнце правды и наказание народов (4,1-2).
Исторические книги
Пятикнижие. Пять первых книг Ветхого Завета, которые называют Пятикнижием, названы в Священном Писании "законом", "книгой закона", "законом Моисеевым", "книгой закона Моисеева" (Втор.31,26; И.Нав.8,31; Неем.8,1; 3 Цар.23,25; Пс.1,18,8; Ис.5,24; Мф.7,12; 11,13; 12,5; 22,36.40; 23,23; Лук.2,22-23; 24,24 и др.). В литературе Пятикнижие иногда называют "тора" (евр. - закон, наставление) и "пентатекст" (греч. - пятикнижие, т.е. книга из пяти частей).
Пятикнижие является первой и важнейшей частью Ветхого Завета. Ветхий Завет был бы непонятен без Пятикнижия так же, как послания апостольские - без Евангелий. Наше особое внимание оно заслуживает и потому, что подверглось наиболее сильным нападениям со стороны ученых и богословов-рационалистов. Пятикнижие - древнейшая богодухновенная книга, повествующая нам о Боге и Его делах, о жизни первого человечества, о грехе и спасении, о потопе и переселении народов и т.д. Книги Моисея заключают много удивительных примеров добродетели и драгоценных уроков: Ной, Авраам, Исаак, Иаков - это образцы веры, Иосиф - образец целомудрия, Моисей - послушания и т.п.
Пятикнижие является одной из древнейших книг в мире. Оно составлено, примерно, в XV в. до Р.Х. Веды (священные книги индусов) в их настоящей форме лишь к XIV веку до Р.Х. Зенд-Авеста, священная книга Зороастра, на древнем зендском языке относится ко времени не позднее царя Кира. Китайские книги Конфуция относятся к V или VI веку до Р.Х.
Иудеи и христианская Церковь всегда верили, что Моисей, освободитель и законодатель евреев, был автором Пятикнижия. Об авторстве Моисея свидетельствует само Пятикнижие. В кн.Исход 17,14 читаем: "И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу...", т.е. о сражении с амаликитянами следовало записать в определенную, известную книгу, в которой отмечались события истории израильского народа. (См. также: Исх.24,4.7; 34,27; Числ.33,2; Втор.17,18-19; 28,58-61; 29,20-21.27; 30,10; 31,9-11; 24-26). Повествование о смерти Моисея описано позднейшим автором, может быть И.Навиным, и помещено в конце Пятикнижия в виде эпилога.
Авторство Моисея доказывается историческими книгами Ветхого Завета (Втор.31,9; 33,4; И.Нав.8,31-34; 23,6; 24;2б; Суд.2,1-3; 3 Цар.2,3; 4 Пар.23,21; 2 Пар.23,18; Ездр.7,6; и др.). Вся священная история исходит из изложенных Пятикнижием событий и законов. История Израиля понятна только в связи с его избранием и дарованием ему через Моисея Божьих заповедей. Законы Моисея не являлись выражением духа израильского народа и его наклонностей (Втор.31,27), но - свидетельством любви Божией.
Псалмы и все учительные книги всецело пропитаны законом Моисеевым (См. Пс.8,4-7 и Быт.1,26; Пс.32,9 и Быт. 1,3; Пс.50,9 и Лев.14,6-7 и т.п.; Пс.77; 104; 105; 106; 113; 134; 135; а также Иов.11,19 иЛев.26,6; Притч.10,12 и Втор.14,13; Притч.11,1 и Лев. 19,36 и др.).
Пророки знали книги Моисея и часто пользовались ими. Некоторые пророки буквально цитируют Пятикнижие. (Например: Авд. 18-19; Ис.гл.15-16; Иер.гл.48).
Новый Завет словами Господа и Его апостолов ясно выражает убеждение, что Моисей является автором Пятикнижия. Знаменательны слова Спасителя, обращенные к иудеям: "По жестокосердию вашему он (Моисей) написал вам эту заповедь" (Марк. 10,5); "Есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо, если бы вы веровали Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне. Если же его писаниям не верите, - как поверите Моим словам?" (Иоан. 5,45-47).
Содержание Пятикнижия доказывает, что оно было написано в эпоху, когда евреи еще не владели обетованной землей, ибо забота автора состояла в том, чтобы побудить детей Иакова к завоеванию её. Древность и подлинность Пятикнижия доказывает следующее: принятие самарянами книг Моисея до возвращения евреев из вавилонского плена.
Согласие Пятикнижия с естественно-научными и древне-историческими данными и особенно с археологическими находками в библейских странах.
Особенности языка, с признаками глубокой древности, выраженные в словах и форме написания. Высокий стиль изложения человека, который вырос и учился в Египте. В Пятикнижии нет других иностранных слов, кроме египетских.
Но не исключена возможность пользования Моисеем пророчеств Еноха (Иуд.14-15), книги браней Господних (Числ.21,14) и устных повествований патриархов древности (Пс.77,1-3). Указания некоторых на противоречия в книгах Пятикнижия не имеют оснований. Как, например: предписание праздновать пять годовых праздников в книгах Левит и Числа (Лев.23; Числ.28-29 гл.), в то время, как книги Исход и Второзаконие указывают только на три праздника (Исх.23,14-17; 34,18-23; Втор.16,1-16). Это мнимое противоречие, ибо Исход и Второзаконие говорят только о трех праздниках, в которые евреи были обязаны прийти в скинию или храм.
Эти праздники: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Кн.Левит и Числа упоминают еще о двух годовых торжествах - праздниках Труб и Очищения, во время которых народ не обязан был отправляться к месту, где находился Ковчег Завета. Подобно этому примеру и все другие мнимые противоречия, выставляемые модернистами против книг Моисея, а также и других книг Библии, разрешаются сами собой по мере внимательного исследования. Ссылки на них лишены всяких оснований.
Таким образом мы можем заключить: Пятикнижие написано Моисеем, за исключением повествования о его смерти, и дошло до нас в своей существенной неприкосновенности.
Вдохновение свыше даровало Моисею ряд великих откровений и возможность быть главным участником многих изложенных событий. Он писал на виду у своего народа, и его книги проверены временем.
Книга Бытие
Наименование книги - "Бытие" переведено с греческого "генезис", что значит сотворение, происхождение, развитие. Первая книга Библии названа так, потому что в ней повествуется о сотворении всего видимого и невидимого словом всемогущего Бога и история первых людей. Еврейское её название, как и других книг, одновременно с её первым словом - "В начале". Эту книгу можно сравнить с главным входом в Храм Истины. Написанная Моисеем (Матф. 19,4-7 и др.), она своим содержанием обнимает период времени творения и около четырех тысяч лет жизни человека на земле - от Адама до смерти Иосифа.
Есть мнение, что Адам - первый человек - имел обширные познания о сотворении Богом неба и земли. Эти познания о дальнейших событиях переданы им своим детям и последующим поколениям, как устное предание. Большинство богословов считают, что и Моисей, величайший пророк, который лицом к лицу говорил с Богом, также получил откровение о всех повествуемых событиях от Самого Творца. Бог, Который хотел через Моисея говорить со Своим народом, христианской Церковью и всем миром на тысячелетия вперед, не только дал ему законы и показал модель скинии, но и дал увидеть происхождение мира и человечества в божественном видении. Кн.Бытие звучит как рассказ очевидца.
В книге Бытие насчитывается 50 глав. По содержанию книга делится богословами на разное количество частей. С первого взгляда заметно, что Бытие делится на три далеко неравные части:
1. 1-2 главы - творение
2. 3-11 главы - заключают в себе начало всемирной истории.
3. 12-50 главы - излагают историю одного, избранного Богом народа, пока еще только в лице его родоначальников патриархов.
Более глубоким представляется деление книги Бытие на 7 частей:
1. Творение мира (1,1 - 2,6). (Указанное место относится к изучаемой книге).
2. Сотворение человека и его грехопадение (2,6 - 3,24).
3. История потомства Адама до Ноя (4 - 6,7).
4. Потоп, история Ноя и его детей (6,7 - 10,32).
5. Вавилонская башня, смешение языков и рассеяние людей по земле (гл.11).
6. История Авраама и его семейства (гл. 12-25).
7. История Исаака, Иакова и Иосифа (гл.26-50).
В книге Бытие содержится много важных глубоких вопросов, часть из которых мы постараемся рассмотреть. Бытие открывает Бога - Творца, Его мудрость, всемогущество и благость, которые близко касаются каждого человека. Бытие повествует о замечательных лицах древнейшего мира. Из них Адам и Ева были первыми людьми на земле. Авель - первый мученик, убитый родным братом Каином. Енох, угодивший Богу святою богобоязненною жизнью, - живым взят на небо. Мафусал многолетнейший из людей, жил девятьсот шестьдесят девять лет. Праведный Ной с семьей был спасен тогда, когда погиб весь мир.
Вера Авраама была так велика, что он был послушен Богу во всем. Наконец, Иосиф проявил целомудрие и послушание Богу в тяжелых обстоятельствах и т.п.
Творение. Библия открывается чудной картиной происхождения небес и земли (космогонией). Красота и величие этого повествования поражали и восхищали лучшие умы человечества. Превосходство его особенно поразительно при сравнении с космогониями других народов. Цель этого повествования - земля, на земле - человечество, в человечестве - племя Авраама, в этом народе - Мессия, Спаситель мира.
За XV столетий до Р.Х. Моисей сумел только на одной первой странице изложить величайшие истины. Прочтем только один первый стих: "В начале сотворил Бог небо и землю", но как много в нем сказано (Быт.1,1). Стих говорит, что существует только один триединый Бог, вопреки тому, чему за исключением евреев, верили все тогдашние народы, почитавшие множество богов. Единый Бог - всемогущий Творец и абсолютный Владыка Мира.
"В начале"! Этим началом является нечто, из чего бесконечно и все более развиваются материя, число, время и пространство. Как счет не имеет конца, так и время. Когда было это начало? Когда начал Бог творить небеса небес? Сколько лет ангелам и злым духам, серафимам, херувимам и люциферу? Мы не знаем, и нет надежды узнать это на земле (Иоан.1,1-3,10; 8,25; Пс.83,12-13; 101,26; 89,3; 135).
Но мы знаем, что в начале сотворил Бог. Из чего? Вездесущий Бог заполняет все и нет места, где Его не было бы. Он все проникает, Он повсюду и все наполняет. Он все создал из Себя, как написано: "Что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евр.11,3). Быт. 1,1 говорит о творчестве из никогда не бывшего.
Начиная с Быт. 1,2 повествуется, в основном, о творении из уже существующего (древне-евр. слово "асах") при Божественном всемогуществе.
Небеса и землю Бог сотворил в начале. Что Библия понимает под словом "небо" (древне-евр. "небеса")? Троякое.
1. Когда она говорит о громе и молнии в небесах, то она под этим понимает облачное небо, "твердь" второго дня творения (Быт. 1,7-8).
2. Когда Библия говорит: "прейдут небеса и земля", то под этим понимается видимое мироздание с солнцем, звездами и другими небесными телами (Ев.Матф.24,35).
3. Когда же она говорит о небесах небес, не способных вместить Бога, то это невидимое и вечное, где обитает Бог и ангелы Его, и что невыразимо человеческими словами и непонятно нам (Втор. 10,14; 3 Цар.8,27). Об этом последнем небе повествуется в Быт.1,1.
Основанием того, что Быт.1,1 говорит о сотворении невидимого (неба) и видимого - миров служат: во-первых, библейское употребление слова "небо" в качестве синонима небожителей (3 Цар.22,19; Мф.18,10 и др.); во-вторых, контекст данного повествования, в котором последующее хаотическое состояние относится лишь к одной земле, т.е., невидимому миру (2 ст.), чем и отделяется "небо" от "земли" и даже как бы противопоставляется ей в качестве благоустроенного, невидимого, горнего мира (Иов.38,4-11; Кол. 1,16 и др.). Многие богословы считают, что все первоначальное творение (небеса и земля) были совершенными, но затем вследствие падения херувима произошла катастрофа, и земля стала "безвидна и пуста, и тьма над бездною", т.е. состояние хаоса. Эта краткая экзегеза только одного первого стиха Библии говорит нам о величии его автора. Устройство видимого мира разделено Моисеем на шесть делений или актов, которые он называл днями. Ясно, что слово "день" здесь употреблено не в обычном смысле 24 часов, а в значении периода, эпохи. Днем назван и первый промежуток времени, когда еще не было солнца созданного в четвертый акт творения. Древнееврейское слово "йом" -означает и день, и период - эпоху. Этим словом названо и все время творения (Быт.2,4). Бог, творивший мир, вечен и живет вне времени. Моисей говорит в своей молитве: "Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи" (Пс.89,5; 2 Петр.3,8). Бог является Первопричиной существования мира. Эта Первопричина является Всемогущей, ибо вызвала великое следствие. Только изменяющееся имеет причину вне себя. Так как мир изменяется, он должен иметь причину вне себя, в Творце. Бог неизменяем, в Нем нет и тени перемен, значит Он и беспричинен, и вечен. Целесообразность, гармоничность, художественность творения указывает на разумную высшую творческую Силу, на Бога. Бог сотворил все логически и совершенно, согласно Своего плана. Библия говорит о планомерности, закономерности создания мира. Это не могло быть делом случая или несознательной стихии. Очередность творческих актов прекрасно подтверждается самой природой и многими научными данными.
В книге Исайи 43,7 употреблены три различных глагола: сотворил, образовал и устроил. Глагол - устроил означает придать форму, вид, как горшечник делает сосуд из имеющейся глины; в Быт. 1,7 и др. говорится об образовании (создании) из уже существующего ранее вещества. В Быт. 1:1,21,27 говорится о сотворении нового из того, что еще не было, что не существовало в виде веществ - материи; этот факт остается необъяснимым наукой; это повествование о возникновении материи, о происхождении животной жизни и происхождении человеческой личности в ее сходстве с Творцом, отличающем человека от всех остальных живых существ (Иоан.1,1-4; Кол.1,16).
Первый человек и его падение. Человек был сотворен в завершении всего творения, после торжественного Божьего решения: "Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему" (Быт.1,26). В создании тела человека из праха земного (2,7; 3,19; 18,27; 1 Кор. 15,47-49; 2 Кор.5,1-4) - заключена мысль о родстве человека со всею видимой природой, с животным миром, возникшим по Божьему повелению из той же самой земли (1,24). С другой стороны, в этом дано напоминание о разрушимости, смертности тела.
Когда этот земной прах принял вид (форму) человека, он получил через Божие действие живую, бессмертную душу и дух (2,7). Это "дыхание жизни", духовный мир человека с самосознанием, разумом, свободой, волей, влечением к правде, ко всему высшему и хорошему, способностью любить - есть дуновение Божие, есть образ Творца, которым люди отличаются от всего остального творения. Таким образом мы принадлежим к двум мирам: телом - к миру видимому, вещественному, земному, а бессмертною душою - к миру невидимому, духовному, небесному.
От всего "хорошо весьма" сотворенного Богом Библия переносит нас к описанию дел диавола, начала греха и царства смерти, как следствия падения человека.
Одна из главных мыслей, проходящих через всю книгу, заключается в том, что Бог испытал живущего на земле человека. Испытал его влечения, его действия, цели и жизненные стремления при различных условиях жизни; и, в результате, открылась несостоятельность человека, - явился грех.
В саду Едемском первые люди были окружены только тем, что было прекрасно и вполне их удовлетворяло. Присутствие Божие дополняло их блаженство. Среди этой самой благоприятной обстановки, Богу благоугодно было испытать их послушание заповеди, данной для их собственного блага. Они проявили свое недоверие к Богу. Адам и Ева усомнились в мудрости и любви Того, Кто повелел не вкушать плодов от "древа познания добра и зла". Через непослушание - "грех вошел в мир, и грехом - смерть" (Рим. 1,12).
Из истории грехопадения первых людей мы научаемся - в начале изучения Библии - важному предупреждению: "не искажать слова Божия" (2 Кор.4,2), не извращать глаголы Бога живого, что-либо к ним прибавляя или что-либо отнимая. Ева прибавила свое к словам Божим (3,3 сравн. 2,17), считая их слишком строгими, Ева добавила свое, таким образом показав Бога менее милостивым, нежели Он есть на самом деле. Она настолько изменила Его слова, что они потеряли свой истинный смысл. (См. Втор.4,2; 12,32; Иерем.23,28.36; 2 Кор.2,17; 4,2; 2 Петра 3,16; Откр.22,18,19).
Преступая заповедь Божию человек дал обмануть себя таинственным силам тьмы - змею - "князю мира сего" (Иоан. 14,30). До своего падения сатана, видимо, властвовал над землей. После падения он захотел сделать своим сообщником и человека, что до некоторой степени ему удалось. Несмотря на великую вину Адама и Евы, Бог проявил над ними и их потомками Свое милосердие. Он обещал послать им Искупителя (3,15). Это первое предсказание, содержащееся в Священном Писании и рисующее нам образ Мессии, Спасителя. Это, как иногда называют - Первоевангелие, первая благая весть о победе Христа над древним змеем, главным виновником грехопадения. Отныне жизнь будет борьбою во всем, и в особенности - между добром и злом. Исход борьбы предрешен: будет победа Спасителя над обольстителем Царства Божия, над царством тьмы (См. Рим.5,12-15).
Каин, Авель и последующие поколения людей родились, получив в наследство от своих родителей горький опыт того, что такое грех и какое проклятие он за собою влечет. Непосредственного общения с Богом, как раньше в раю, у людей уже не было, но о Боге они знали.
Каин избирал свой собственный путь поклонения Богу, не одобренный Богом, и затем из зависти, убил своего брата. Постепенно развращение человечества достигло своего апогея.
О Библейской хронологии и дате творения человека
Существует много систем библейского летоисчисления (хронологии), но в строгом смысле ни одну из них нельзя назвать богодухновенной хронологией (Деян.1,7). Ветхий Завет не дает определенного исходного пункта, избранного для начала счета годов. Он содержит, однако, несколько хронологических данных, т.е. элементов исчисления, но ни один из богодухновенных авторов не изложил вполне ясной хронологии. Элементами исчисления по Библии являются родословия патриархов и длительность их жизни. Но здесь имеется ряд трудностей. В древнейших манускриптах Библии на еврейском, греческом, латинском языках имеются большие разногласия в числах. Считают, что это ошибки переписчиков. Числа не касаются ни основ веры (догм), ни морали; и Бог судил в Своей премудрости, что не будет никакой непоследовательности, если мы останемся в неведении касательно истинной хронологии.
Он не желал нас учить в Евангелиях хронологически о служении нашего Господа, тем более Он не счел необходимым, чтобы мы знали точное число лет, протекших от падения Адама до пришествия Искупителя.
Разница в хронологиях Библий на различных языках очень значительна. Мы еще не имеем данных, что изложено по этому поводу в кумранских рукописях. Приведем имеющиеся сведения.
| От грехопадения до потопа
| От потопа до призвания Авраама
| Септуагинта
| 2242 года
| 1147 лет
| Вульгата и еврейская Библия
| 1565 лет
| 364 года
| Самарянское Пятикнижие
| 1037 лет
| 1017 лет
Неизвестно точное исчисление этих сроков и т.п. Критики бессильны решить эту проблему.
Церковь, церковные соборы не выносили решения по этому вопросу. Большинство богословов принимают хронологию по Септуагинте - 5199 лет от грехопадения и от потопа 2957 лет до Р.Х. Каждый богослов-ученый меняет эти числа более или менее. Существует более 200 хронологических систем, которые основаны на библейских данных, различно скомбинированных между собой. Мы не только не знаем, каковы истинные первоначальные числа гениалогических (родословных) списков Библии, но мы не знаем, полны ли сами списки.
Сравнивая Быт.11, 12-13 и Ев.Луки 3,35-36 мы видим, что не следует понимать слово "родил" в собственном смысле, ибо хотя и сказано: "Арфаксад... родил Салу", но Арфаксад не был отцом, а только тестем Салы. В Ев.Матф.1,8 читаем: "Ирод родил Озию", однако между Иорамом и Озией не упомянуты трое: Охозия, Иоас и Амасия. Слово "родил" употреблено здесь как термин родословия.
Слово "сын" еще менее точно, чем слово "родил" и прилагается иногда к личностям, которые являются лишь отдаленными потомками тех, кто назван их отцом. Примеров много: Захария назван сыном Аддрвым (Ездр.5,1), хотя был его внуком (Зах.1,1.7); Лаван назван сыном Нахора (Быт.29,5), хотя он был сыном Вафуила, сына Нахорова (Быт.24,15.24.47; 28,5).
Сравните 3 Цар.19,16; 4 Цар.9,20 и 4 Цар.9,2.14 и т.п. Иисус Христос был назван сыном Давида. Таким образом слово "сын" не означает сыновство в строгом смысле. Поэтому в библейских списках родословий могли быть опущения. Как в родословии нашего Господа Иисуса Христа (Матф. 1 гл.) автор пропустил несколько личностей, чтобы иметь три ряда по 40 в каждом, так и родословие патриарха Авраама могло быть сокращено и сведено к десяти допотопным и послепотопным личностям. Это мнение не является доказанным фактом, ибо не дано нам знать точные времена и сроки.
История потопа
Слово потоп в его бибилейском понимании обозначает наводнение, уничтожившее весь род человеческий, за исключением Ноя и его семейства. Причиной потопа было увеличившееся развращение людей (Быт.6,5). Потоп был наказанием Божиим. Ной, за святость своей жизни, вместе со своей семьей был избавлен от потопа с помощью ковчега, который Господь повелел ему построить. Ковчег плавал по воде и после окончания потопа остановился недалеко от того места, где был построен, на горах Араратских в Армении, которые стали второй колыбелью человечества.
Ковчег представляет собой вид ящика или дома из кипарисового дерева (гофер), стенки которого были обмазаны снаружи и внутри смолою. Он был разделен на отделения в виде трех этажей. Ковчег имел большую грузоподъемность (более 20.000 тонн) и был предназначен лишь для того, чтобы держаться на воде. Всеобщность потопа может быть понимаема в двояком смысле:
1. Воды покрыли всю землю, не оставив на ней ни одного пункта без воды. Доводы сторонников этого понятия в том: а) Моисей категорически заявляет об этом (7,19-23). б) Среди всех народов мира имеются предания о потопе (великом наводнении).
2. Воды затопили только обитаемую землю. Многие богословы считают, что так как Бог направил Свой суд против человека, то не было необходимости в потопе по всей земле, а лишь в обитаемой его части. Ограниченность всемирного потопа объясняет нам многие вопросы, связанные с этим событием, касающемся животных, взятых на ковчег, растительного мира, живущих в морской и пресной воде и т.п.
После потопа Бог дает Ною и его семейству лучшие условия мира, возникшего после очистителного суда Божьего. Ной знал, что значит "ходить перед Богом". Он был проповедником правды (2 Петр.2,5); он был свидетелем страшного суда Бога над грехом. Бог встретил его у жертвенника при вступлении его в новую жизнь, и заключил с ним "завет вечный". Ной получил Божии благословения за свою верность и за благодарственную жертву, которую он принес тотчас же при выходе из ковчега. Как знамение союза, заключенного с Ноем, Бог положил радугу.
Ной стал земледельцем и первым начал возделывать виноград. Вино, свойства которого он не знал, захватило его врасплох. Хам насмеялся над его наготою во время сна, а двое других его сыновей, Сим и Иафет, почтительно покрыли его. Патриарх, узнав об этом, проклял Ханаана - сына Хама, и благословил Сима и Иафета (Быт.9,25-27). Это благословение включает в себе еще одно пророчество о Мессии, встречаемое в Ветхом Завете. Оно выражено неопределенно, но сообщает нам то, что развивают и точнее определяют позднейшие пророчества, а именно, что семя жены, Мессия, восторжествует в потомстве Сима. Бог называется здесь Иеговою, Богом Сима, в первый раз Богом отдельного человека. Его потомки сохранят истинное богопочитание, а потомки Хама и Иафета впадут в идолопоклонство.
Десятая глава книги Бытия раскрывает нам родословие народов от трех сыновей Ноя. Но не исключено, что Ной за 350 лет после потопа имел и других детей, которые сделались праотцами других народов. Можно предполагать, что у Сима, Хама и Иафета было много детей, кроме тех, которые поименованы в книге Бытие (Быт.11,11). Древнейшая этнографическая таблица Моисея, с одной стороны, проливает яркий свет на начало народов, в особенности связанных с избранным народом Авраама, а с другой стороны, оставляет происхождение некоторых народов в тени.
Вскоре после потопа (по древнееврейскому тексту через 117 лет) люди начали строить город и башню в Сенаарской долине, т.е. в Вавилонии. Весь род человеческий вначале говорил на одном языке. Большинство богословов полагают, что особым чудесным действием Бога язык строителей изменился так, что они не могли понять друг друга и что это не было простым раздором или недопониманием между людьми.
Патриархи
Авраам - отец народа Божьего. Со временем понятие об истинном Боге затемнилось в сознании людей и истинная вера угасла. Тогда Господь, для сохранения откровения и исполнения Своих обетовании, избрал Аврама, названного позднее Авраамом, и повелел ему (Деян.7,2-4) покинуть свое отечество - Ур Халдейский. Авраам отправился в путь со своим отцом Фаррою, женою Сарою и племянником Лотом. Фарра умер в Харране, и после этого Авраам покинул этот город. Отсюда происходит хронологическая трудность. Она объясняется таким образом (если не считать изменения цифры ошибкой переписчика). Стих "Фарра жил 70 лет, и родил Авраама, Нахора и Арана" (11,26) должно понимать в том смысле, что патриарху было 70 лет во время рождения Арана. Он был старшим сыном и его два брата родились гораздо позднее. То, что дочь Арана Милка вышла замуж за Нахора, своего дядю, доказывает, что Аран был старшим.
Бог повелел Аврааму идти в чужую землю и благословил его и сказал ему:
"Я произведу от тебя великий народ,
и благословлю тебя,
и возвеличу имя твое;
и будешь ты в благословение" (12,2).
Здесь четыре различных обетования. Четвертое обетование в том, что Авраам сам станет источником благословения для других. Бог развивает и объясняет это обетование:
"Я благословлю благословляющих тебя,
и злословящих тебя прокляну;
и благословятся в тебе все племена земные" (12,3).
В божественных словах личность Мессии-Спасителя не выделяется еще заметным образом, но она становится яснее. Через Авраама получит свое исполнение обетование, возвещенное Адаму и Симу; эти плоды спасения произрастут в земле, куда Бог ведет Своего служителя.
Приняв веру во Христа, мы становимся детьми Авраама и имеем через Иисуса Христа великие благословения (Деян.3,25; Гал.3,7-9).
Когда Авраам вышел через пустыню к Иордану, то эта земля представилась ему садом Господним (Быт.13,10). Бог избрал Ханаанскую землю для потомства святого патриарха как самую удобную для прихода Мессии и распространения благой вести среди всех народов.
Авраам прошел через Сихем в Вефиль, а затем отправился в Египет. После возвращения в Палестину, он, расставшись с Лотом, жил в окрестностях Хеврона. Победа над Кедорлаомером и его союзниками показывает, что Господь осуществлял над Авраамом Свои обетования и благословения.
Мелхиседек, священник Бога Всевышнего и царь правды (царь Салима), получает десятину от Авраама и благословляет его. По двойному служению царя и первосвященника он является прообразом Иисуса Христа (Пс. 109,4; Евр.гл.7); хлеб и вино, которое он приносит, служат прообразом хлебопреломления; он удостоился дать свое имя священству Нового Завета (Евр.6,20).
Обетования Божии требовали от Авраама великой веры. "Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность" (15,6). В вознаграждения за его веру Бог явился ему после одного жертвоприношения и возвестил ему о пребывании евреев и возвращении их, когда хананеяне преисполнят меру беззаконий. Бог заключил со Своим служителем завет (15,18), который становится вечным (17,2-8.19). Бог дал видимый знак завета: это было обрезание. Он изменил имя Аврама (великий отец) на Авраама (отец многих народов) и сказал: "Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя" (17,7), Бог дал Измаилу земное благословение, а сыну, который должен родиться от Сарры, - духовное (17,4-8.19,21).
Отныне общение Господа с Его верным служителем становится более тесным.
Вера Авраама выдержала величайшее испытание через жертвоприношение Исаака и это утвердило обетования Божии (22,16-18). В возрасте 175 лет он умирает.
Обетования, данные Богом патриарху, исполнились: его имя почитается иудеями, арабами и христианами; через своего потомка Иисуса Христа он давал благословение всему человечеству. Авраам является прототипом христианина. За две тысячи лет до Христа он имел великую веру, которая является сущностью христианства (Рим.4,1-3.9-22; Евр.11,8-10). Через веру он сделался отцом всех верующих и другом Божиим (Иак.2,23).
Исаак
Исаак - один из трех патриархов, который жил наиболее долго, вел менее кочевую жизнь, был менее богат детьми и менее посещаем видениями свыше. Из его долгой жизни мы знаем относительно немного. Большинство событий, переданных нам Библией о нем, тесно связаны с жизнью его отца и детей. Господствующая черта его характера - терпение. Под тяжестью страданий он сгибается, но затем всегда восстает. Он терпеливо переносит все невзгоды своей жизни и получает радостное благословение через свое подчинение воле Божией. Здесь его величие, ибо уступчивость, спокойствие, кротость и терпение Исаака является плодом подчинения велениям Господа, а не результатом слабости. Доказательства его благочестия см.25,21; 26,24-25 и т.п. Исааку приписывают установление вечерней молитвы (24,63), как Аврааму установление утренней молитвы (19,27), Иакову - молитву ночи (28,11-13). Божии обетования Аврааму возобновлены Исааку (26,3-4).
Иаков и Иосиф
Характер Иакова напоминает терпение и кротость его отца. Воспитанный в любви своей матерью Ревеккой, Иаков был жестоко обижаем Исавом, как некогда Исаак Измаилом. Его жестокий брат - близнец, изощряя его терпение, приучал к осторожности. Его поддерживала любовь матери и надежда, что он будет наследником небесных благословений и обетовании, данных Аврааму и Исааку. Вторая половина жизни глубоко изменила его характер.
Вынужденный бежать от гнева своего брата Исава, Иаков перенес много испытаний. Но теперь он наследник небесных обетовании. Бог является ему для укрепления его мужества в момент его бегства в Месопотамию (28,13-14) и повторяет ему обетования, дарованные прежде. В трудное для Иакова время Господь посылает ему Своего ангела, чтобы сделать из него нового человека и даровать ему имя "Израиль", т.е. того, кто борется с Богом, воина Божия (32,24-29).
Иосиф, его возлюбленный сын, был продан своими завистливыми братьями. Господь был с ним, и в Египте обнаружилась красота его целомудрия, благоразумия и мудрости. В Иосифе виден прообраз нашего Господа Иисуса Христа:
1. Иосиф был любимым сыном своего отца (37,3; Иоан.5,20; Матф.3,17).
2. Братья возненавидели Иосифа, так и иудеи возненавидели и отвергли Христа (37,4-8; Иоан. 15,24-25; Мф.21,37-39).
3. Как братья - Иосифа, так и Иисуса Христа сговорились убить (37,18 и Мф.26,2-4; 27,35-36).
4. Иосиф находился с двумя узниками в темнице, один из которых был казнен, а другой помилован (Быт.40,1 и 21-22). Христос на кресте находился между двух разбойников, один из них получил спасение, а другой - погиб (Лук.23,32.42-43).
5. Иосиф и Иисус Христос стали благословением для язычников, а также имели невесту из язычниц (Быт.41 гл.; Деян.15,14; Еф.5,25-32).
6. Иосиф открылся братьям своим, и, простив им все, возвысил их, так и Иисус Христос простит и возвысит иудеев (Втор.30,1-10; Римл. 11,1-15.25-26; Быт.45,1-4 и Зах.12,10-14).
На своем смертельном одре отец двенадцати колен Израиля произнес возвышенные речи в своих пророческих благословениях. Глубина духовных чувств, обнаруживаемых здесь патриархом, передана прекрасным языком и открывает всю красоту его души.
Прочитайте вновь 49 главу.
Рувим действительно согласно предсказаниям отца (49,3-4), не пользовался своими правами первородства. Его потомки Дафан и Авирон тщетно добивались для себя преимущества (Числ.16,1). Колено Рувима не пользовалось влиянием в Израиле (Суд.5,15). Они жили кочевниками в Заиорданъо и были не многочисленны (Втор.33,6). Привилегии первородства (власть, мессианское достоинство и священство) были разделены между Иудою, Левием и Иосифом (49,10.25-26; 1 Пар.5,1-2).
Пророчество, что Левий и Симеон будут рассеяны (49,7), исполнилось. Левий не принимал участия в разделе Палестины, он владел лишь 48 отдельными городами (Числ.35,2-8; И.Нав.21,4-40). Симеон получил в удел лишь пустыню Негев и 34 города в колене Иудином (И.Нав.19,1-9).
Колено Иудино (49,9-12) занимало уже первое место в походах по пустыне (Числ.10,13-14), и позже, особенно после Давида, оно становится преобладающим.
Самая важная часть пророчества Иакова та, которая касается Мессии и Иуды, от которого Он должен произойти. Все единодушно и иудеи, и христиане - видят Мессию в пророчестве Иакова (49,10), понимая, что Он придет, когда иудеи потеряют свою самостоятельность. Примиритель - имя Мессии, аналогичное "Князь Мира", которое дает Ему пророк Исайя (Ис.9,6).
Колено Завулоново было расположено между Средиземным морем и Геннисаретским озером (49,13).
Иссахар (49,14-15), довольный богатством своей территории, в которую входила часть Изреельской долины вдоль потока Киссон, заботился лишь о своем благополучии и был данником чужеземцев (Втор.33,18-19). Дан (49,16-17) - значит судья; хоть и сын рабыни, он будет судить народ. Самсон, один из судей Израилевых, происходил из колена Данова.
Гад (49,19) обитал в лесах и на юге Иавока в Заиордании (Суд.10,8.17; 11,4-33; 1 Пар.5,18; 12,8-15).
Территория Асира (49,20) простиралась от Кармила вдоль Финикии и была очень плодоносной. Неффалим сравнивается со свободной серной (49,21).
Дети Иосифа (49,22) владели Сихемом, прекраснейшим местом центральной Палестины с 27 источниками и плодоносной землей (Втор.33,13-17). Саул, Аод, Есфирь, Марходей, апостол Павел были вениамитянами. Малое колено Вениамина владело ущельями и было воинственно (Пс.67,28; 1 Пар. 13,3.16-18).
Слова умирающего Иакова служили благословением и пророчеством. Они живыми штрихами описывают далекий взгляд на будущее его потомства.
Вера патриархов
Книга Бытия показывает нам, что поклонение истинному единому Богу такой же древности, как мир.
Первый человек знал и почитал Бога, Творца своего и всего существующего. Первые люди исповедовали ту же веру, которая открыта нам (Евр.11,1-22).
История Каина и Авеля научает нас, что первые люди приносили Богу жертвы. Этот факт подтверждается разделением животных на чистых и нечистых (Быт.7,8; 8,20; 15,9). Происхождение общественных молитв относится ко времени Еноса (Быт.4,26).
Жертвы приносились на алтарях. Ной построил жертвенник после потопа. Авраам воздвиг его близ Сихема, позже у Вефиля и Хеврона; Исаак - в Вирсавии, Иаков - в Сихеме и Вефиле. Патриархи вели кочевую жизнь и жили в шатрах. Вне народа Божия две личности упоминаются как священники Бога - Мелхиседек и Иафор.
В этот период уже были клятва (24,2-3) и обет (28,20-22). После потопа Бог выразил запрещение пролития крови человеческой (9,5-6), вкушение крови животных и др.
Итак, в книге Бытие вы видите перед собой чрезвычайно важную, самую древнюю и достоверную историю. Эта история показывает, что Творец сделал для рода человеческого, она открывает вам свойства Вседержителя - Его мудрость, могущество, благость - которые близко касаются каждого человека. Под управлением Его не может заблудиться человек и, предавшись Его воле, не может быть несчастен. Тех, кто идет Его путем, Он несомненно приведет к Своей небесной славе.
Обратно в раздел библиология
|
|