Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Послание двенадцати Апостолов

1 Книга, которую Иc ус Христос открыл Своим ученикам, и как Исус Христос открыл книгу собранию апостолов, учеников Исус а Христа, как книгу, предназначенную всем людям. Симон и Керинф, лжеапостолы, о которых написано, что никто не должен приставать к ним, ибо в них обман, который приносит людям погибель. (Книга написана), чтобы вы не уклонялись и не тревожились, и не отходили от слова Евангелия, которое вы услышали. Так же, как мы услышали его, мы храним его в памяти, и написали его для всего м и ра. Мы вручаем вам наших сыновей и дочерей в радости < в благодати Божией? > во Имя Бога Отца, Господа м и ра, и Исус а Христа. Да преизобилует на вас благодать.

2 Мы, Иоанн, Фома, Петр, Андрей, Иаков, Филипп, Варфоломей, Матфей, Нафанаил, Иуда Зелот и Кифа пишем церквам востока и запада, севера и юга, возвещая и передавая вам то, что касается Господа нашего Исус а Христа. Мы поистине пишем то, что мы видели и слышали, и осязали Его, после того, как Он возстал из мертвых; и то, что Он открыл нам великое и чудное и истинное.

3 Вот что мы знаем: наш Господь и Искупитель Иc ус Христос есть Бог, Сын Божий, Который был послан ЯХВЕ, Богом всего м и ра, Создателем и Творцом его, Который именуется всеми именами и превосходит высотою всякую власть, Господь господствующих, Царь царей, Правитель правящих, Единый на небесах, возседающий на херувах и серафах одесную престола Отца; Кто Своим Словом сотворил небеса и образовал землю и то, что на ней: день и ночь, солнце и луну, и поставил пределы морю, которые оно не прейдет; также и бездны и источники, чтобы им выходить на поверхность и течь по земле: день и ночь, солнце и луну установил Он, и звезды на небе; и Который разделил свет и тьму; Который призвал ад и в мгновение ока повелел зимою быть дождю, снегу, граду и льду, и дням в свои времена года; Который повелел земле трястись и вновь утвердил её; Который сотворил человека по образу Своему, по Своему подобию, и возвестил об этом через праотцов и пророков , Которого проповедали апостолы и Которого осязали Его ученики. В Бога, Господа, Сына Божия мы веруем, что Он есть Слово, ставшее плотью; что от святой девы Марии Он принял тело, рожденное от Святого Духа, не по желанию плоти, но по воле Божьей; что Он был обернут в пелены в Вифлееме и явил Себя, и возрастал, и достиг зрелости, когда и мы узрели Его.

4 Вот что сделал Господь наш Исус Христос, Которого послали Иосиф и Мария, Его мать, учиться. И когда тот, кто обучал Его, сказал Ему: “скажи Алеф”, Он ответил ему и сказал: “Скажи сначала ты, что такое Бет”. То, что произошло тогда, есть истина и правда.

5 После этого был брак в Кане Галилейской; и они просили Его вместе с Его матерью и Его братьями, и Он превратил воду в вино. Он воскресил мёртвого, Он дал хромому силу ходить; тому, у кого рука была сухою, Он дал силу протянуть её, а женщина, страдавшая истечением крови двенадцать лет, коснулась края Его одежды и излечилась в тот же час. И когда мы удивились совершившемуся чуду, Он сказал: “Кто прикоснулся ко Мне?” Тогда мы сказали: “Господи, люди, толпясь, прикасаются к Тебе”. Но Он отвечал и сказал нам: “Я чувствую, что сила вышла из Меня. И эта женщина подошла прямо к Нему и отвечала и сказала: “Господи, я прикоснулась к Тебе”. И Он отвечал и сказал ей: “Ступай, вера твоя исцелила тебя”. Потом Он открывал глухим слух и слепым – зрение; из одержимых он изгонял нечистых духов и очищал прокаженных. Дух, живший в человеке и имевший имя Легион, противясь Исусу , закричал, говоря: “Прежде чем настало время нашей гибели Ты пришел изгнать нас”. Но Господь Исус воспретил ему, говоря: “Выйди из этого человека и не причиняй ему вреда”. И тот вошел в свиней и сбросил их в воду, и они захлебнулись.

Потом Он ходил по водам, и ветры дули, и Он воспретил им, и морские волны успокоились. И когда у нас, Его учеников, не было денег, мы спросили Его: “Что нам делать с мытарями?” И Он отвечал и сказал нам: “Пусть один из вас забросит крючок в глубоком месте и поймает рыбу, и в ней он найдет денарий; отдайте его мытарю за Меня и себя”. И потом, когда у нас не было хлеба, кроме пяти хлебов и двух рыб, Он повелел народу сесть, и число их было пять тысяч, кроме детей и женщин. Мы положили хлебы перед Ним, и они ели и насытились, и были еще остатки, и мы наполнили ими двенадцать полных корзин, спрашивая друг друга и говоря: “Что означают эти пять хлебов?” Они – символ нашей веры в господство христиан , равно в Отца ЯХВЕ Всемогущего и в Иc уса Христа, нашего Искупителя, в Святого Духа Утешителя, в святую Церковь и в отпущение грехов.

6 Господь наш и Спаситель открыл нам это и этому Он нас научил. И мы поступаем так же, как и Он, чтобы вы могли стать причастными милости Господа нашего и нашего служения, и нашего воздаяния благодарности и помышлять о вечной жизни. Будьте тверды и непоколебимы в познании и уверенности в Господе нашем Исус е Христе, и Он помилует вас и спасет вас в вечном нескончаемом м и ре.

[ отсюда начинается коптский текст ]

7 Керинф и Симон пришли, чтобы бродить по м и ру, но они – враги Господа нашего Исус а Христа, ибо они извращают слово и истину, и Самого Исус а Христа. Поэтому держитесь от них далеко, ибо в них – смерть, и великое осквернение и разложение, равно в тех, на кого придет суд и конец и вечная гибель.

8 Поэтому мы не уклоняясь написали вам о том, что касается свидетельства о Христе, нашем Спасителе, – о том, что Он сделал, когда мы ходили за Ним, как Он просветил наше сознание…

9 О Нем мы свидетельствуем, что это Он был распят при Понтии Пилате и Архелае между двух воров [ и с ними был снят с крестного древа ] , и был погребен на Лобном месте ( Kranion). И туда пришли три женщины, Мария, бывшая одного родства Марфе, и Мария Магдалина , и принесли масти помазать тело, плача и скорбя о том, что произошло. И когда они подошли к гробнице, они взглянули внутрь неё и не увидели тела .

10 И когда они скорбели и плакали, Господь Сам явился им и сказал им: “О ком вы плачете? Не плачьте больше. Я – Тот, Кого вы ищете. Но пусть одна из вас пойдет к вашим братьям и скажет: “Придите, Учитель возстал из мертвых”. Марфа пошла и сказала нам. Мы сказали ей: “Что нам и тебе, женщина? Тот, кто умер и погребен, возможно ли чтобы он был жив?” И мы не поверили ей, что Спаситель возстал из мертвых. Тогда она возвратилась к Господу и сказала Ему: “Никто из них не поверил мне, что Ты живой”. Он сказал: “Пусть еще одна из вас пойдет к ним и скажет им опять”. Мария пошла и сказала нам опять, и мы не поверили ей, и она возвратилась к Господу и рассказала Ему то же.

11 Тогда сказал Господь Марии и её сестрам: “Пойдем к ним”. И Он пошел и застал нас в доме [сидящими скрытно] и позвал нас; но мы подумали, что это призрак, и не поверили в то, что это был Господь. Тогда Он сказал нам: “Придите, не бойтесь. Я – ваш Учитель, Тот Самый, о Петр, от Которого ты трижды отрекся; отречешься ли ты опять?” И мы подошли к Нему, в сердцах наших сомневаясь, Он ли это. Тогда Он сказал нам: “Отчего вы всё еще сомневаетесь и не веруете? Я – Тот, Кто говорил вам о Моей плоти, и о Моей смерти, и о Моем воскресении. Но чтобы вы знали, что это – Я, ты, Петр, вложи палец в отверстие от гвоздя в Моих руках, и ты тоже, Фома, вложи палец в рану от копья в Моём боку; а ты, Андрей, взгляни на Мои ноги и посмотри, ступают ли они по земле, ибо написано у пророка: “Дьявольский призрак не оставляет отпечатков следов на земле”.

12 И мы прикоснулись к Нему, чтобы узнать поистине, возстал ли Он во плоти; и мы пали на лицо своё (и поклонились Ему), исповедуя наш грех, ибо мы не веровали. Тогда Господь наш и Спаситель сказал нам: “Встаньте, и Я открою вам то, что над небом и на небе, и ваш покой в Царстве небесном. Ибо Мой Отец дал Мне власть ввести вас в него и также тех, кто верует в Меня”.

13 Ныне вот, что Он открыл нам, говоря: “Было, когда Я положил придти сюда от Отца, и пройти сквозь небеса, тогда Я облекся в премудрость Отца и облекся в силу Его могущества. Я был в небе и прошел среди архангелов и ангелов в их подобии, будто Я был одним из них, посреди начал и властей. Я прошел среди них, ибо Я владел премудростью Пославшего Меня. Тогда главный вождь ангелов, Михаил, и Гавриил и Уриил и Рафаил пошли за Мною на пятое небо, ибо они думали в своем сердце, что Я – один из них; такая власть была дана Мне Отцом. И в тот день Я украсил архангелов чудесным голосом , так что они должны были пойти к жертвеннику Отца и служить и исполнять служение, пока Я не вернусь к Нему. И Я сотворил такое подобие Моей премудростью; ибо Я сделался всем во всём, так что Я мог славить освобождение Отца и исполнить славу Пославшего Меня и возвратиться к Нему.

14 Ибо вы знаете, что ангел Гавриил принес весть Марии. И мы отвечали: “Да, Господи”. Он отвечал и сказал нам: “Помните ли вы тогда то, что Я сказал вам только недавно: Я сделался ангелом среди ангелов, и Я сделался всем во всём?” Мы сказали Ему: “Да, Господи”. Тогда отвечал Он и сказал нам: “В тот день Я принял образ ангела Гавриила, Я явился Марии и говорил с нею. Её сердце приняло Меня, и она уверовала [ и возрадовалась ] , и Я создал Себе образ и вошел в её тело. Я стал плотью, ибо Я один был служителем у Себя при Марии в видимом обличье ангела. Ибо так Мне надлежало сделать. После этого Я возвратился к Отцу .

15 Но вы творите воспоминание о Моей смерти. Сейчас, когда придет Пасха, один из вас будет брошен в темницу ради Моего Имени; и он будет в тоске и печали, потому что вы проводите Пасху тогда, когда он в темнице и разлучен с вами, ибо он будет опечален тем, что не проводит Пасху вместе с вами. И Я пошлю Мою силу в образе Моего ангела Гавриила, и двери темницы откроются. И он выйдет и придет к вам и пробудет с вами одну ночную стражу, пока не пропоет петух. И когда вы исполните память, творимую обо Мне и агапу, он вновь будет брошен в темницу за свидетельство, доколе он не выйдет оттуда и не будет проповедовать то, что Я дал вам.

И мы сказали Ему: “Господи, надобно ли, чтобы мы вновь брали чашу и пили”. Он сказал нам: “Да, так надо до того дня, когда Я приду вновь с теми, кто был предан смерти ради Меня” .

16 Тогда мы сказали Ему: “Господи, то, что ты открыл нам, велико. Придешь ли Ты в силе какого-либо создания или в каком-либо обличье?” Он отвечал и сказал нам: “Истинно Я говорю вам: Я приду как возшедшее солнце, и Моё сияние будет всемеро сильнее его сияния! Крылья облаков принесут Меня в сиянии, и знамение креста будет идти предо Мною, и Я приду на землю судить живых и мертвых”.

17 Мы сказали Ему: “Господи, после скольких лет это будет?” Он сказал нам: “Когда сотая часть и двадцатая часть исполнятся, между Пятидесятницей и Праздником опресноков, тогда будет пришествие Отца”.

Мы сказали Ему: “Сейчас Ты говоришь нам: “Я приду”; а как же Ты говоришь: “Тот, Кто послал Меня, придет?” Тогда Он сказал нам: “Я весь в Отце и Отец во Мне”. Тогда мы сказали Ему: “Ты, конечно, сохранишь нас до Твоего пришествия? Где мы сможем найти учителя?” Но Он отвечал нам и сказал: “Неужели вы не знаете, что так же, как доселе я был здесь, так же Я буду там с Тем, Кто послал Меня?” И мы сказали Ему: “Господи, значит, возможно Тебе быть здесь и вместе с тем там?” Но Он ответил нам: “Я весь в Отце и Отец во Мне из-за подобия образа и силы и полноты света и меры, и голоса. Я – Слово, Я сделался в Нем неким, так сказать, [движением] мысли, исполненным в подобии; Я из Его подобия и образа, из Его силы и полноты, и из Его света. Я – Его цельное Слово” .

18 Но было, после того, как Он был распят, и умер, и вновь возстал, когда было исполнено дело, совершавшееся во плоти, и Он был распят, и совершилось вознесение в конце дней, тогда Он сказал так: “[…] Но совершенное исполнение исполнения вы увидите после искупления, которое совершится через Меня, и вы увидите Меня, как я восхожу к Моему Отцу, ЯХВЕ на небесах. Но вот, Я даю вам новую заповедь: любите друг друга и повинуйтесь друг другу, так чтобы мир всегда правил между вами. Любите ваших врагов, и то, чего вы не хотите, чтобы вам было сделано, того не делайте никому.

19 И это вы также проповедуйте и учите этому тех, кто верует в Меня, и проповедуйте Царство небесное Моего Отца, и то, как Отец дал Мне власть, чтобы вы могли привести детей Моего небесного Отца. Проповедуйте, и они стяжают веру, чтобы вам стать теми, для кого оно положено, чтобы они привели своих детей на небо.

И мы сказали Ему: “Господи, Тебе возможно исполнить то, о чем Ты говоришь нам; но как сможем сделать это (мы)?” Он сказал нам: “Истинно Я говорю вам: проповедуйте и возглашайте, как Я заповедал вам, ибо Я буду с вами, ибо Мне радостно быть с вами, чтобы вы были вместе со Мною наследниками в Царстве небесном, в самом Царстве Пославшего Меня. Истинно Я говорю вам, вы будуте Моими братьями и друзьями, ибо Мой Отец обрел радость в вас: и так будет с теми, кто уверует в Меня благодаря вам. Истинно Я говорю вам, такая и столь многая радость уготована вам Моим Отцом, что ангелы и силы желали и желают взглянуть на неё и созерцать её; но им не дано видеть славу Моего Отца”. Мы сказали Ему: “Господи, что это, о чем Ты говоришь нам?”

[…] Он отвечал нам: “Вы увидите свет, более яркий, чем сияние… (который сияет ярче, чем свет, и который совершеннее, чем само совершенство. И Сын станет совершенным через Отца, Который есть Свет, ибо Отец есть Совершенный, дающий проходить смерть и воскресение, и вы увидите совершенство, превосходящее то, что совершенно. И Я весь одесную Отца, в Нем Самом, делающем совершенным) .

И мы сказали Ему: “Господи, во всем Ты стал спасением и жизнью для нас, ибо Ты даешь нам познать столь великую надежду!” И Он сказал нам: “Имейте благое мужество и упокойтесь во Мне. Истинно Я говорю вам, ваш покой будет выше , в месте, где не едят и не пьют, где нет ни заботы , ни печали, ни ухода от тех, кто находится там; ибо вы не будете иметь части в (земном) , но вы будете приняты в вечность Моего Отца. Так же, как Я в Нем, также и вы будете во Мне.

Снова мы спросили Его: “В каком образе? В облике ли ангелов или во плоти?” И Он отвечал и сказал нам: “Вот, Я облекся в вашу плоть, в которой Я родился и был распят, и вновь возстал через Отца Моего, ЯХВЕ на небе, чтобы исполнилось пророчество пророка Давыда, которое возвещает обо Мне и Моей смерти и воскресении, говоря:

“Господи, они умножились, воюющие со Мною, и много их, возставших против Меня.

Много тех, кто говорит Моей душе: нет Ему помощи в Его Боге.

Но Ты, о ЯХВЕ, – Мой защитник: Ты – Моё поклонение, и поднимающий Мою голову.

Я призвал к ЯХВЕ голосом Моим, и Он услышал Меня .

Я лег, и уснул, и вновь возстал: ибо Ты, ЯХВЕ, – Мой защитник.

Я не убоюсь десятков тысяч людей, возставших против Меня и окруживших Меня.

Возстань, ЯХВЕ, и помоги Мне, о Бог Мой; ибо Ты ниспроверг всех, кто враждует со Мною без причины; Ты сокрушил зубы безбожников” .

Поэтому, если все слова, что были сказаны пророками, исполнились на Мне (ибо Я Сам был в них), насколько большим будет то, что, как Я сказал вам, сбудется без сомнения, чтобы Пославший Меня прославился вами и теми, кто верует в Меня? ”

20 И когда Он сказал нам это, мы сказали Ему: “Во всем Ты помиловал нас и спас нас, и открыл нам всё; но еще мы хотим спросить Тебя, если Ты позволишь нам”. И Он сказал нам: “Я знаю, что вы внимательны, и что ваше сердце радуется, когда вы слушаете Меня: и теперь о том, что вы желаете, Я скажу вам добрые слова.

21 Ибо истинно Я говорю вам: так же, как Мой Отец возвел Меня от смерти, так и вы возстанете (во плоти) , и будете вознесены на высочайшее небо, в то место, о котором Я говорил вам сначала, в то место, которое Пославший Меня уготовал вам. И тогда Я исполню всякое распределение , Я Сам, Нерожденный и, однако, Рожденный по человечеству, не имеющий плоти и всё же – рожденная плоть : ибо ради того Я пришел, чтобы вам возстать из мертвых в вашей плоти во втором рождении, в одеянии, которое не истлеет, вместе со всеми, кто надеется и верит в Пославшего Меня: ибо такова воля Моего Отца, чтобы Я дал вам и тем, кому Мне будет угодно, надежду Царства”.

Тогда мы сказали Ему: “Велико то, на что Ты дозволяешь нам надеяться, и то, что Ты говоришь нам”. И Он отвечал и сказал: “Верите ли вы в то, что всё, о чем Я сказал вам, сбудется?” Мы отвечали и сказали: “Да, Господи”. Он сказал нам: “Истинно Я говорю вам, что Я получил всю власть Моего Отца, так чтобы Я мог привести к свету тех, кто пребывает во тьме, тех, кто в тлене – к нетлению, тех, кто в смерти – к жизни, и чтобы Я мог развязать тех, кто в узах. Ибо то, что невозможно людям, возможно Отцу. Я – надежда для тех, кто отчаивается, помощник тем, у кого нет спасителя, богатство бедного, здоровье больного и воскресение для мертвого.

22 Когда Он сказал нам это, мы сказали Ему: “Господи, правда ли, что плоть пойдет на суд вместе с душею и духом, и что одна часть <людей> упокоится на небе, а другая часть будет наказана вечно еще живою?” И Он сказал нам: “Как долго будете вы изследовать и сомневаться?”

23 Мы вновь сказали Ему: “Господи, нам необходимо изследовать о Тебе, – ибо Ты заповедал нам проповедовать, – чтобы мы сами научились верному о Тебе и были полезными проповедниками, и чтобы те, кто будут наставляемы нами, уверовали в Тебя. Поэтому нам надлежит изследовать о Тебе”.

24 Он отвечал и сказал: “Истинно Я говорю вам, воскресение плоти совершится вместе с душею и духом”. И мы сказали Ему: “Господи, значит возможно тому, что распалось и обратилось в ничто, стать целым? И мы спрашиваем Тебя не как неверующие, и не потому что это было бы невозможным для Тебя; но поистине мы веруем в то, что Ты говоришь, сбудется”. И Он разгневался на нас и сказал: “О вы, маловеры, как долго еще вы будете выспрашивать? Но скажите Мне, чего вы хотите, и Я Сам скажу вам без неохоты; только сохраните Мои заповеди и делайте то, о чем Я прошу вас, и не отвращайте ваши лица от всякого человека, чтобы Я не отвернулся от вас; но не уклоняясь и не боясь, и не взирая на лица, служите тем путем, который прям и узок и ровен. И тогда Мой Отец Сам возрадуется вам.

25 Мы вновь сказали Ему: “Господи, мы уже стыдимся того, что так часто задаем Тебе вопросы и отягощаем Тебя”. И Он отвечал и сказал нам: “Я знаю, что вы задаете Мне вопросы веруя и от всего сердца; поэтому вы радуете Меня, ибо истинно Я говорю вам: Я радуюсь вместе с Моим Отцом, сущим во Мне, потому что вы задаете Мне вопросы; и ваша назойливость для Меня – радость, а для вас – дарование жизни”. И когда Он сказал нам так, мы были довольны, тем, что мы задаем Ему вопросы, и мы сказали Ему: “Господи, во всем Ты оживляешь нас и милосердствуешь к нам. Возвестишь ли Ты нам то, о чем мы спросим Тебя?” Тогда Он сказал нам: “Плоть ли преходит или дух?” Мы сказали Ему: “Преходит плоть”. Тогда Он сказал нам: “Падшее возстанет вновь, и потерянное будет найдено, и слабое исцелится, так чтобы во всем, что создано таким образом, откроется слава Отца Моего. И то, что Он сделал ради Меня, Я сделаю ради всех, кто верует в Меня.

26 Истинно Я говорю вам: “Плоть возстанет и душа оживет, чтобы им можно было защититься в том, что они сделали доброе или дурное, – так, чтобы был избран верный, сохранивший заповеди Моего Отца, пославшего Меня; и тогда суд совершится с неукоснительностью. Ибо Мой Отец сказал Мне: “Сын Мой, в день суда Ты не почтишь богатого и не пожалеешь бедного, но по грехам каждого Ты предашь его на вечную муку”. Но Моим возлюбленным, исполнявшим заповеди Моего Отца, пославшего Меня, Я дам упокоение жизни в Царстве Моего Отца, ЯХВЕ на небе, и они увидят то, что Он дал Мне. И Он дал Мне власть творить, что Мне угодно, и давать обещанное Мною и определил дать и даровать им.

27 Ибо для этого Я снизошел на Лазарево место и проповедывал праведникам и пророкам, чтобы им выйти от остатка, который внизу, и придти в то, что вверху; и Я пролил на них из Моей десницы воду жизни и прощения и спасения от зла, так же, как Я сделал это с вами и теми, кто верует в Меня. Но если кто уверует в Меня и не будет исполнять Мои заповеди, хоть он и исповедует Моё Имя, не будет иметь пользы от этого и протечет впустую: ибо таковые обретут себя в погибели и тлении, ибо они презрели Мои заповеди.

28 Но настолько и еще более Я искупил вас, детей света, от зла и от власти начал , и всякого, кто уверует в Меня благодаря вам. Ибо то, что Я обещал вам, Я дам и им тоже, чтобы они смогли выйти из темницы и уз начал”. Мы отвечали и сказали: “Господи, Ты дал нам упокоение жизни и дал нам < радость? > в чудесах для утверждения веры: будешь ли Ты ныне проповедовать нам то же самое, видящим, что Ты проповедал это <праведникам> и пророкам?” Тогда Он сказал нам: “Истинно Я говорю вам, всех тех, кто уверовали в Меня и в Пославшего Меня, Я возьму на небо, в то место, которое Мой Отец уготовал избранным, и Я дам вам Царство, избранное Царство, в покое и вечной жизни.

29 Но все те, кто нарушал Мои заповеди и учил другому учению, (извращая) Писание и добавляя к Нему, стремясь к собственной славе, и те, кто наставлял иными словами верующих в Меня к неправедности, если они приведут их к падению, примут вечное наказание”. Мы сказали Ему: “Господи, значит, другие будут учить иному, чем то, что Ты сказал нам?” Он сказал нам: “Этому должно быть, чтобы доброе и злое сделалось явным; и суд будет явным над теми, кто делает это, и по их делам они будут судимы и преданы смерти”.

Мы вновь сказали Ему: “Господи, благословенны мы в том, что мы видим Тебя и слышим Тебя, возвещающего такое, ибо наши глаза смотрели на великие чудеса, совершенные Тобою”. Он отвечал и сказал нам: “Да, более благословенны те, кто не видел и всё же уверовал, ибо они назовутся детьми Царства, и они будут совершенны между совершенными, и Я буду для них жизнью в Царстве Отца Моего ”.

Мы вновь сказали Ему: “Господи, как люди смогут поверить в то, что Ты уйдешь и оставишь нас; ибо Ты сказал нам: “Придет день и час, когда Я взойду к Отцу Моему”?

30 Но Он сказал нам: “Идите и проповедуйте двенадцати коленам, и проповедуйте также народам, и всей земле Израилевой от востока до запада и от юга до севера, и многие уверуют в Сына Божия”. Но мы сказали Ему: “Господи, кто поверит нам, или кто послушает нас, учащих о силах и знамениях и чудесах, которые Ты сотворил?” Тогда Он отвечал и сказал нам: “Идите и проповедуйте милосердие Отца Моего, и то, что Он сотворил через Меня, Я сотворю через вас, ибо Я в вас, и Я дам вам Мой мир, и Я дам вам силу Моего Духа, чтобы вы пророчествовали им о вечной жизни. И другим Я тоже дам Мою силу, чтобы они научали остальные народы.

31 И вот, вам встретится муж, чье имя Савл (что толкуется как Павел ): он – еврей, обрезанный по закону, и он примет Мой голос с неба со страхом и ужасом и трепетом. И его глаза ослепнут, и слюною от ваших рук они исцелятся . Сотворите ему всё, что Я сотворил вам. Предайте это другому. И в то самое время этот человек откроет глаза и восхвалит Господа, Самого Отца Моего, ЯХВЕ на небесах. Он получит власть среди народа и будет проповедовать и наставлять; и многие, кто услышат его, стяжают славу и будут искуплены. Но потом люди разгневаются на него и предадут его в руки его врагов, и он будет свидетельствовать перед царями, которые смертны, и его конец будет таким, что он обратится ко Мне, хотя он гнал Меня вначале. Он будет проповедывать и учить и пребудет с избранными, как избранный сосуд и нерушимая стена, которая не падет; да, последний из последних станет проповедником для народов, сделавшись совершенным по воле Моего Отца. Так же, как вы узнали, что отцы ваши, пророки, говорили обо Мне, и на Мне это, конечно, исполнилось”.

И Он сказал нам: “Поэтому также будьте вождями для них; и всё, что Я сказал вам, и что вы записываете обо Мне (скажите им), что – Слово Отца, и что – Отец во Мне. Будьте и для этого мужа тем, чем вы стали. Научите его и вложите ему в ум то, что говорится обо Мне в Писании и исполнилось, и после этого он станет спасением для народов.

32 И мы спросили Его: “Господи, значит надежда наследия одна и та же для нас и для них?” Он отвечал и сказал нам: “Разве все пальцы на руке одинаковы, или колосья пшеницы в поле, или же все плодовые деревья приносят одни и те же плоды? Не приносит ли каждое плоды сообразно своей природе?” И мы сказали Ему: “Господи, Ты вновь хочешь говорить нам притчами?” Тогда Он сказал нам: “Не сетуйте. Истинно Я говорю вам – вы Мои братья, и Мои товарищи в Царстве небесном для Моего Отца, ибо таково Его благое пожелание. Истинно Я говорю вам, тем, кого вы научите и кто уверует в Меня, Я тоже дам эту надежду”.

33 И мы вновь спросили Его: “Когда мы встретимся с этим мужем, и когда Ты уйдешь к Твоему Отцу и нашему Богу и Господу?” Он отвечал и сказал: “Этот муж придет из страны Киликийской в Дамаск, чтобы выкорчевать Церковь, которую вам надлежит основать там. Я Сам говорю через вас; и он придет скоро, и он придет сильным в вере, чтобы исполниться слову пророка, говорящего: “Вот, от Арама Я начну призывать новый Иеросалим, и Я покорю Сион, и он будет взят, и место безплодное будет названо сыном и дочерью Отца Моего и Моею невестою”. Ибо так угодно Пославшему Меня. Но этого мужа Я верну назад, чтобы он не смог исполнить своё злое желание, и похвала Отцу Моему будет совершенною в нем; и после того, как Я уйду домой пребывать с Моим Отцом, Я буду говорить с ним с небес, и исполнится всё, что я сказал вам о нем”.

34 И мы вновь сказали Ему: “Господи, Ты поведал и открыл нам столь великое, как ничто из когда-либо сказанного доселе, и во всем Ты даровал нам упокоение и был милостив к нам. После Твоего воскресения Ты открыл нам всё, благодаря чему мы можем несомненно спастись; но Ты говоришь нам только: будут чудеса и удивительные видения в небесах и на земле, прежде чем настанет конец света. Скажи нам сейчас, как мы постигнем это?” И Он отвечал нам: “Я научу вас этому; и не только тому, что будет с вами, но и с теми, кого вы научите, и кто уверует, а также и с теми, кто будет слушать того мужа и веровать в Меня. В эти годы и дни это сбудется.

И мы вновь сказали Ему: “Господи, что сбудется?” И Он сказал нам: “Тогда те, кто верует и те, кто не верует, услышат трубу в небесах, видение великих звезд узрится днем, чудесные знамения, с небес достигающие земли подобно огню, и огромный и мощный огненный град ; солнце и луна, воюющие друг с другом, безпрерывный раскат и грохот грома и молний, гул и землетрясение; рушащиеся города и люди, погибающие в их падении, безпрерывный голод из-за засухи, ужасная чума и великая смертность, могучая и безвременная, так что умершие будут оставаться без погребения: и братьев и сестер и родных будут хоронить вместе в одной яме. Родные не будут милостивы к родным, и всякий человек – к своему ближнему. И те, кто будут поражены, поднимутся и будут смотреть на тех, кто их поразил, чтобы те не были погребены, ибо чума будет исполнена ненависти и боли и зависти: и люди будут отнимать у одних и давать другим. И потом станет еще хуже, нежели прежде. (Сокрушайтесь о тех, кто не внял Моим заповедям. )

35 Тогда Мой Отец будет разгневан людскою порочностью, ибо велики их преступления, и ужасы их нечистоты тяжко висят на них в тленности их жизни.

И мы спросили Его: “Что тем, кто поверил в Тебя?” Он отвечал и сказал: “Вы еще медлительны сердцем; и доколе? Истинно Я говорю вам, то же, что пророк Давыд сказал обо Мне и о Моем народе, то же будет и тем, кто верует в Меня. Но в м и ре есть обманщики и враги праведности, и на них придет исполнение пророчества Давыда, говорящее: “Их ноги скоры на пролитие крови, их язык произносит клевету, яд аспида на устах их. Я вижу тебя в обществе воров и сопричастника блудников, ты продолжаешь говорить против твоего брата и полагаешь камни преткновения перед сыном твоей собственной матери. Думаешь ли ты, что Я буду подобен тебе?” Смотрите ныне, как Божий пророк сказал обо всем, чтобы исполниться всему предсказанному им заранее.

36 И мы вновь сказали Ему: “Господи, не скажут ли тогда народы: “Где их Бог?” И Он отвечал и сказал нам: “Так познаются избранные, которые, будучи настигнуты столь великими бедами, не отступят”. Мы сказали: “Уйдут ли они из м и ра от чумы, которая причинит им скорбь?” Он отвечал нам: “Нет, но если их постигнут столь великие беды, то это будет ради их испытания, имеют ли они веру, и помнят ли эти Мои слова, и исполняют ли Мои заповеди. Они возстанут, и кратким будет их испытание, чтобы прославиться Пославшему Меня и Мне вместе с Ним. Ибо Он послал Меня к вам, чтобы сказать вам это; и чтобы вы могли передать это Израилю и народам, и они могли услышать и также быть искупленными и избежать бича гибели. Но того, кто избежит так смертной погибели, они возьмут и свяжут в темнице в пытках, подобных тем, которыми пытают вора”.

И мы сказали Ему: “Господи, неужели с теми, кто уверовал, будут обходиться как с неверующими, и покараешь ли Ты тех, кто избежал чумы?” И Он сказал нам: “Если уверовавшие в Моё Имя будут поступать так же, как и грешники, их дела будут такими, как если бы они не уверовали”. И мы вновь сказали Ему: “Господи, неужели у тех, кому выпал этот жребий, нет жизни?” Он отвечал и сказал нам: “Исполнивший хвалу Отцу Моему пребудет в месте упокоения у Отца Моего”.

37 Потом мы сказали Ему: “Господи, научи нас, что свершится после?” И Он отвечал нам: “В те годы и дни одна война будет вспыхивать за другою; четыре конца света придут в движение и будут сражаться друг с другом. Потом потрясутся облака , будут тьма и голод и гонения на верующих в Меня и на избранных. Через это придут сомнение и борьба и преступления всех против всех. И тогда будет много таких, кто уверует в Моё Имя и всё же последует злу и будет распространять пустые учения. И люди пойдут за ними и их богачами и покорятся их гордыне и вожделению ради питья и подкупа, и будет лицеприятие среди них.

38 Но они желают видеть лицо Божие и не взирают на лица богатых грешников, и не стыдятся перед народом, который сбивает их с пути, но отвращается (?) их, они будут увенчаны Отцом. И те будут также спасены, кто отвращается своих ближних, ибо они – сыны премудрости и веры. Но если они не сделаются сынами премудрости, те, кто ненавидит своего брата и гонит его, и не оказывает ему милость, того Бог отвергнет с презрением.

Но те, кто ходят в истине и познании веры и имеют любовь ко Мне, – ибо они претерпели поношения, – те будут похвалены за то, что они ходили в бедности и терпели ненавидящих и поносивших их. Люди сорвут их одежды донага, ибо они презрели их, потому то они не отступались, несмотря на голод и жажду, но перенеся в терпении, они стяжают небесное благословение, и они будут со Мною вовек. Но горе тем, кто ходит в гордыне и возношении, ибо их конец – погибель.

39 И мы сказали Ему: “Господи, с тем ли намерением Ты уходишь от нас, чтобы придти к ним?” Он отвечал и сказал нам: “Каким образом совершится суд? Праведно или неправедно?”

Мы сказали Ему: “Господи, в тот день они скажут Тебе: Ты не различал праведность и неправедность, свет и тьму, добро и зло?” Тогда Он сказал: “Я отвечу им и скажу: “Адаму была дана власть избирать одно из двух: он избрал свет и возложил руку на него, но тьму он оставил за собою и отбросил от себя. Поэтому все люди имеют власть верить в Свет, Который есть жизнь, и Который есть Отец, Пославший Меня. И всякий, кто верует и творит дела Света, будет жить в них; но если кто исповедует, что он принадлежит к свету, и творит дела тьмы, тот не сможет ничего сказать в защиту себе и не сможет поднять лица, чтобы взглянуть на Сына Бога, Чей Сын – Я. Ибо Я скажу Ему: “То, что ты искал, ты нашел, и то, что ты просил, ты получил. Поэтому ты осуждаешь Меня, о человек? Для чего ты отошел от Меня и отрекся от Меня? Не имеет ли каждый человек власти жить и умереть?” Сохранивший тогда Мои заповеди, будет сыном Света, то есть Отца, сущего во Мне. Но потому, что они извращают Мои слова, Я пришел с небес. Я – Слово: Я стал плотью и изнемог и учил, говоря: “Обременные спасутся, а заблудившиеся заблудились навек. Они будут наказаны и измучены плотью и душею”.

40 И мы сказали Ему: “О Господи, поистине мы скорбим об их спасении”. И Он сказал нам: “Вы поступаете праведно, ибо праведники скорбят о грешниках, и молятся о них, вознося мольбы к Отцу Моему”. Мы вновь сказали Ему: “Господи, неужели нет никого, кто ходатайствует к Тебе?” И Он сказал нам: “Да, и Я внемлю молитве праведных, которые те возносят за них”.

Когда Он сказал это нам, мы сказали Ему: “Господи, во всем Ты наставил нас и помиловал нас и спас нас, чтобы мы могли проповедовать тем, кто достоин спасения, и чтобы мы могли стяжать награду вместе с Тобою .

41 Он отвечал и сказал нам: “Идите и проповедуйте, и вы будете работниками, и отцами, и служителями”. Мы сказали Ему: “Господи, Ты – наш Отец”. Тогда Он отвечал нам, говоря: “Не будьте все отцами или все учителями”. Мы сказали Ему: “Господи, Ты – Тот, Кто сказал нам: “Не называйте никого своим отцом на земле, ибо у вас один Отец, ЯХВЕ на небе, ваш Учитель”. Отчего же Ты теперь говоришь нам: “Вы будете отцами множества детей, и слугами и учителями?” Он отвечал и сказал нам: “В согласии с тем, что сказано вами (праведно). Ибо истинно Я говорю вам: всякий, кто выслушает вас и уверует в Меня, примет от вас свет печати через Меня, и крещение через Меня: вы же будете отцами и слугами и учителями”.

42 Но мы сказали Ему: “Господи, как возможно, чтобы каждый из нас был сразу тремя?” Он сказал нам: “Истинно Я говорю вам: вы будете названы отцами, потому что с сердцем достохвальным и в любви вы открыли им Царство небесное. И вы будете названы слугами, потому что они примут крещение жизни и искупление грехов из Моей руки через вас. И вы будете названы учителями, потому что вы дали им слово без зависти, и увещевали их, и когда вы увещевали их, они обратились. Вы не убоялись их богачей, и не устыдились пред лицом их, но сохранили заповеди Отца Моего и исполнили их. И вы получите великую награду вместе с Моим Отцом, ЯХВЕ на небе, и им дано будет прощение грехов и вечная жизнь, и сопричастие Царству небесному”.

И мы сказали Ему: “Господи, если бы каждый из нас имел десять тысяч языков, чтобы говорить, и тогда бы мы не смогли возблагодарить Тебя, ибо Ты даешь нам такие обетования”. Тогда Он отвечал нам, говоря: “Только делайте то, что Я говорю вам, так же, как и Я Сам сделал”.

43 И вы будете подобны мудрым девам, которые бодрствовали и не спали, но вышли навстречу господину в брачный чертог; но глупые девы не смогли бодрствовать, но задремали”. И мы сказали Ему: “Господи, кто такие мудрые и кто глупые?” Он сказал нам: “Пять мудрых и пять глупых; ибо они те, о ком сказано пророком: они – сыны Божии. Теперь слушайте их имена”.

Но мы заплакали и тосковали о тех, которые задремали. Он сказал нам: “Пять мудрых – Вера, и Любовь, и Благодать, и Мир, и Надежда. Ныне те из верных, которые обладают этим, будут приведены к тем, кто уверовал в Меня и в Пославшего Меня. Ибо Я – Господь и Я – Жених, которого они приняли, и они вошли в дом Жениха, радуясь, и возлегли со Мною в брачном чертоге. Но пять глупых, заснув и проснувшись, пришли к дверям брачного чертога и постучали, ибо двери были закрыты. Тогда они плакали и сокрушались оттого, что никто не открыл им”.

Мы сказали Ему: “Господи, а те мудрые сестры, что были в доме Жениха, неужели они так и не открыли им и не печалились об их спасении и не умоляли Жениха открыть им?” Он отвечал нам, говоря: “Они не в силах были стяжать милость для них”. Мы сказали Ему: “В какой день они войдут туда ради спасения своих сестер?” Тогда Он сказал нам: “Тот, кто исключен, – исключен”. И мы сказали Ему: “Господи, таково ли слово? Кто же тогда эти глупые?” Он сказал нам: “Слушайте их имена. Это Знание, Понимание, Послушание, Терпение и Сострадание. Это задремавшие в тех, кто уверовал в Меня и исповедал Меня, но не исполнил Моих заповедей.

44 И оттого, что они задремали, они останутся вне Царства и овчарни Пастыря и Его овец. Но те, кто пребудет вне овчарни, того сожрут волки, и он будет осужден и умрет в великих мучениях: ему не будет ни покоя, ни терпения, и хотя он будет тяжко наказан и разорван на части и пожран в долгих и злых мучениях, он не в силах будет стяжать скорой смерти”.

45 И мы сказали Ему: “Господи, хорошо Ты открыл нам это”. Тогда Он отвечал нам, говоря: “Неужели вы не понимаете эти слова?” Мы сказали Ему: “Да, Господи. Впятером люди будут вступать в Твоё Царство < и впятером люди будут оставаться вне его >: тем не менее, те, что бодрствовали, были с Тобою, Господом и Женихом, даже если они не радовались из-за тех, кто заснул”. Он сказал нам: “Они, конечно, радовались, потому что они вошли вместе с Господом- Женихом; и они скорбели из-за тех, кто задремал, ибо они были их сестрами. Ибо все десять – дочери Бога ЯХВЕ, Отца”. Тогда мы сказали Ему: “Господи, тогда не Сам ли Ты явишь им милость по отношению к их сестрам?” Он сказал нам: “ < Это принадлежит не Мне >, но Пославшему Меня, и Я согласен с Ним.

46 Но вы будьте праведны, и проповедуйте верно, и учите, и не смущайтесь никого, и никого не бойтесь, и меньше всего – богатых, ибо они не творят Моих заповедей, но превозносятся своим богатством”. И мы сказали Ему: “Господи, скажи нам, только ли богачи?” Он отвечал, говоря нам: “Если всякий, кто будучи не богат и обладая малыми средствами к существованию, подаст бедному и нищему, люди назовут его благодетелем.

47 Но если кто-либо падет под бременем греха, который им сделан, тогда ближний поднимет его ради добра, которое тот сделал ближнему. И если его ближний поднимет его и обратит, он спасется, и тот, кто поднял его получит награду и будет жить вовек. Ибо если человек в нужде, если он видит, что сделавший ему добро грешит, и не поднимает его, будет судим суровым судом. Ныне, если слепой ведет слепого, они оба упадут в яму; и кто взирает на лица ради них самих, будет, как эти двое, как сказал пророк: “Горе тем, кто взирает на лица и оправдывает безбожника за мзду, и особенно тем, для кого Бог – их чрево”. Смотрите, суд будет их уделом. Ибо истинно Я говорю вам: в тот день у Меня не будет ни почтения для богатого, ни жалости для бедного.

48 Если ты видишь грешника, увещай его между ним и тобою ; а если он не послушает тебя, возьми с собою еще кого-нибудь, или даже троих, и наставь твоего брата; опять, если он не послушает тебя, пусть он будет для тебя как язычник или мытарь.

49 Если ты услышишь что-нибудь против твоего брата, не давай этому веры; не клевещи и не услаждайся, слушая клевету. Ибо написано: “Не допускай, чтобы ухо твоё принимало что-либо против твоего брата: но если ты увидишь нечто, исправь его, упрекни его, и обрати его”.

И мы сказали Ему: “Господи, во всем Ты научил нас и предупредил нас. Но, Господи, что касается верующих, тех самых, кому надлежит уверовать в проповедь о Твоём Имени: неужели определено, что и между ними будут сомнения и разделения, ревность, смятение, ненависть и зависть? Ибо Ты говоришь: они будут находить вину друг за другом и почитать лицо грешников и ненавидеть укоряющих их”. И Он отвечал и сказал нам: “Как тогда придти суду, чтобы собрать пшеницу в закрома, а солому выбросить в огонь?

50 Те, кто ненавидит подобное и любит Меня и укоряет неисполняющих Мои заповеди, будут ненавидимы, и гонимы, и презираемы и высмеиваемы. Люди намеренно будут говорить о них неправду и соединятся друг с другом против тех, кто любит Меня. Но те будут упрекать их, чтобы им спастись. Но они возненавидят тех, кто их упрекает и укоряет и предупреждает их, и извергнут их вон, и будут презирать их и держаться далеко от тех, кто желает им добра. Но те, кто претерпевает это, будут подобны мученикам у Отца, потому что они стремились к праведности и не стремились к развращению”.

И мы спросили Его: “Господи, будет ли это среди нас?” И Он отвечал нам: “Не бойтесь; это будет не со многими, но с малым числом”. Мы сказали Ему: “Всё же скажи нам, как это совершится”. И Он сказал нам: “Придет иное учение, и смятение, и поэтому они будут стремиться к собственному выдвижению, они принесут учение, не приносящее пользы. И в этом будет разложение смерти (от нечистоты), и они будут учить этому и отвратят верующих в Меня от Моих заповедей и воспретят им вечную жизнь. Но горе тем, кто искажает это Моё слово и заповедь и отвращает внимающих им от жизни по учению и отделяется от заповеди жизни: ибо вместе с теми они пойдут на вечный суд.

51 И когда Он сказал это и окончил Свои слова к нам, Он сказал вновь: “Вот, в третий день и в третий час Он придет, Тот, Кто послал Меня, чтобы Мне уйти вместе с Ним”. И когда Он говорил это, был гром и молния, и земля сотряслась, и небеса разверзлись, и явилось светлое облако, которое вознесло Его. И послышались многие ангельские голоса, радовавшиеся и поющие хвалы и говорящие: “Собери нас, о Священник, в свет величия Твоего”. И когда они поднялись прямо в небеса, мы услышали голос, говорящий нам: “Идите отсюда с миром”.

Предисловие публикатора.

Источниками для этого текста являются: а) коптский манускрипт IV или V в. из Каира, неполный; b) полная версия на эфиопском яз.; с) лист из латинского манускрипта V в., палимпсест из Вены. Единственное издание, использующее все источники – Шмидта ( C. Schmidt) , 1919 г . Эфипский текст был ранее издан Геррье (Guerrier) в Patrologia Orientalis под заглавием “Завет Господа нашего в Галилее”. Описание текста, сделанное Геррье в Revue de l'Orient Chretien (1907) , позволило мне отождествить этот текст с коптским, доклад о котором Шмидт представил в Берлинской Академии. Относительно даты и характера этой книги Шмидт определил, что она была написана в Малой Азии, примерно в 160 г . по Р. Х. православным кафоликом. Православие её было оспорено (см. обзор G. Bardy в Revue Biblique, за 1921 г .). Никто из древних авторов не упоминает о нем, и следов его хождения обретается весьма мало: может быть, в одном месте его цитирует поэт третьего(?) века Коммодиан.

До сих пор не было английского издания этого текста; моя версия следует Шмидту и Геррье.

В эфиопской версии иное писание, пророчество Господа нашего о знамениях конца времен, предшествует этому Посланию. Частично оно повторяется в сирийском “Завете Господнем”, и частично – в самом Послании. Стоит отметить, что это пророчество оканчивается текстом, идентичным с тем, что цитириует Климент Александрийский из источника, который он именует просто “Писанием”.

Завещание 11 у Геррье: “А праведник, ходивший по пути праведности, унаследет Славу Божию; и будет дана им власть, которой ни глаз не видел, ни ухо не слышало; и они возрадуются в Моём Царстве”.

Клим. Алекс. Protrept. CIII.: “Но святые Господни унаследуют славу Божию и Его власть. Скажи мне, о благословенный, какую власть? Ту, что ни глаз не видел, ни ухо не слышало, и на сердце человеку это не всходило; и они возрадуются в Царстве их Господа вовек. Аминь”.

Подобное место есть в “Апостольских Постановлениях” (VII , 22). О возможном происхождении из Апокалипсиса Илии см. мои “Утерянные Апокрифы Ветхого Завета”, с. 54.

Первые четыре листа коптской рукописи утеряны, и начало текста мы берем из эфиопской.

Перевод с английского выполнен иноком Иларием (Сучковым) по изданию: M.R. James. The Apocryphal New Testament. Oxford: Clarendon Press, 1924.

По-видимому, порча текста. Возможно, здесь следует читать Матафия (Матфий).

Или: говорил в притчах праотцам и пророкам в истине. – Прим. публикатора.

Похоти – Прим. публикатора.

Возможно: “Сначала скажи мне ты, что такое <Альфа и тогда Я скажу тебе,что такое> Бета. – Прим. публикатора.

Вар.: “в великое христианство” – Прим. публикатора.

Вар.: “славы” – Прим. публикатора.

По эфиоп. – Прим. публикатора.

Эфиоп.: “Сарра, Марфа и Мария” – Прим. публикатора.

Эфиоп.: “Они нашли камень отваленным и вход открытым”. – Прим. публикатора.

Эфиоп.: “Мария” – Прим. публикатора.

Эфиоп.: “Сарра” – Прим. публикатора.

По эфиоп., или: “ловящими рыбу”. – Прим. публикатора.

Эфиоп.: “послал Меня”. – Прим. публикатора.

Так в копт.; в эфиоп., лат.: “Я потряс (изумил) их”. – Прим. публикатора.

Здесь латинская версия опускает значительную часть текста, без примечания, примерно до начала 17-й гл. – Прим. публикатора.

Эфиоп.

Эфиоп.: “Я был Своим посланником”. – Прим. публикатора.

Вар.: “Я желал” – Прим. публикатора.

Копт.: “После Моего возвращения к Отцу”, далее одинаково. – Прим. публикатора.

Эфиоп.: “Господи, не исполнил ли Ты Сам Пасхальное питие? Надобно ли нам вновь исполнять его?” – Прим. публикатора.

Эфиоп. “Приду в ранах Моих” – Прим. публикатора.

Эфиоп.: “открываешь” – Прим. публикатора.

Эфиоп.: “В какой силе и в каком облике Ты придешь?” – Прим. публикатора.

Так в копт.: “Когда сто и пятьдесят лет пройдут, в дни праздника Пасхи и Пятидесятницы, и т. д”.; в эфиоп., в лат.: “(неясное слово) год исполнится, между Опресноками и Пятидесятницей будет пришествие Моего Отца”. – Прим. публикатора.

Вар.: “в том, что касается” – Прим. публикатора.

Утраченное слово возстанавливаем по смыслу – Прим. редактора.

Вместо этого в копт. стоит: “ Я имею в Огдоаде (восьмом), который есть день ЯХВЕ ”. – Прим. публикатора.

В коптском утрачен лист. – Прим. перев.

Копт. начинает снова: нескольких слов не хватает. – Прим. публикатора.

Так в эфиоп.: в копт. пропуск.

? – Прим публикатора.

Копт. “радости” – Прим. публикатора.

Эфиоп.

Эфиоп.: “с выского места в Своем Храме”. – Прим. публикатора.

Пс. 3: 1–8.

Эфиоп.

Эфиоп. “Всякую благодать” – Прм. публикатора.

Эфиоп. “И вырос подобно вам, рожденным в плоти”. – Прм. публикатора.

Здесь пропуск в коптском, продолжение следует по эфиоп. – Прим. публ.

Коптский излагает это в нескольких строках, а потом опять делает пропуск. Я следую эфиоп. – Прим. публикатора.

В копт. обобщение. – Прим. публикатора.

Т. е. в преисподнюю.

Архонтов – Прим. публикатора.

Эфиоп.: “Как мы сможем учить…” – Прим. публикатора.

В копт. потеряны шесть листов; эфиоп. продолжает. – Прим. публикатора.

Здесь, вероятно, примечание древнего переводчика. – Прим. редактора.

Так в древн. эфиоп. рукк.; в копт.: “вашими руками от знамения креста”.

? Слово Божие – Прим. публикатора.

См. эфиоп. – Прим. публикатора.

«Звезда, сияющая с востока до этого места, словно огонь». Эфиоп., 2 – Прим. публикатора.

Эфиоп., 2 – Прим. публикатора.

? – Прим. публикатора.

Или “облака саранчи” – Прим. публикатора.

В копт. сокращение. – Прим. публикатора.

Эфиоп.: “Всё ли сбудется?” – Прим. публикатора.

В копт. и эфиоп. общий смысл один и тот же: но ответ Исус а в вопросительной форме странен, и возможно, это место испорчено.

Возможно: “они не скажут Тебе: Ты различал…” – Прим. публикатора.

Или “пострадал”. – Прим. публ.

Так в эфиоп. – Прим. публ.

Эфиоп.: “быть сопричастниками награды от Тебя (?)”. – Прим. публ.

Копт.: “Ты – Тот, Кто будет проповедовать через нас”.

Эфиоп.: “Все ли отцы, или все – слуги, или все – учителя?” – Прим. публ

Эфиоп. – Прим. публ.

? – Прим. публ.

Эфиоп. – Прим. публ.

Эфиоп.: “Пристойно Твоему величию явить им милость”. – Прим. публ.

Эфиоп.: “Это принадлежит не вам, …” – Прим. публ.

Эфиоп.: “Если он послушает тебя, ты приобрел брата”. – Прим. публ.

Копт. дефектен с этого места. – Прим. публ.












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.