Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Религиозные традиции мира

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. Буддизм. Путь к нирване

Словарь терминов

Авалокитешвара (санскр.: Avalokites vara, кит.: Гуань-инь [Kuan-yin], яп.: Каннон [Kannon]) — «Господь, [милостиво] взирающий вниз», бодхисаттва, наделенный безграничным состраданием, защищающий тех, кто призывает его в минуту смертельной опасности или при рождении ребенка. Изначально его представляли существом мужского пола, но в Китае и Японии пол этого небожителя изменился на женский.
Анатман (санскр.: anatman) — «не-личность», несуществование человеческого «я», отсутствие неизменной души или личного начала; одна из трех характеристик существования (непостоянство, страдание и несуществование личного начала).
Архат (санскр.. arhat) — «святой», человек, поборовший всякое вожделение, ненависть и невежество; тот, кто победил страдание и перерождение, следуя по Восьмеричному Пути
Бодхи (санскр.: bodhi) — «пробуждение», видение вещей такими, каковы они есть; полное осознание Четырех Благородных Истин, ведущее к нирване.
Бодхисаттва (санскр.: bodhisattva) — «существо, природа которого — пробуждение»; в Тхераваде этим термином называют Будду на протяжении его множества жизней, предшествовавших просветлению, и Майтрейю, который все еще идет по Пути и в будущем явится на Землю как Будда. В Махаяне этим термином обозначаются все земные и небесные создания, стремящиеся к просветлению, и — что важнее всего — те, кто старается ради блага других существ, т е. те, кто делится своими заслугами с другими.
Брахман (санскр.. brahmana) — жрец в древней ведийской религии и в позднейшем индуизме, член высшей касты; в буддийских писаниях этот термин иногда прилагается к любому нравственно совершенному и ученому человеку, который поэтому достоин почитания и даров.
Брахманизм — древняя индийская религия, жрецами которой были брахманы, верившие, что огненные жертвоприношения, совершаемые ими, поддерживают мир и приносят благополучие в жизнь людей; индуизм в значительной степени основывается на брахманизме
Будда (санскр.: Buddha), «Пробужденный», «Просветленный» — титул исторического основателя буддизма, Сиддхартхи Гаутамы; традиция Тхеравады считает Будду Гаутаму одним и единственным Буддой нынешней эпохи и одним из тех, кто пришел и ушел; в Махаяне признается существование множества живых будд, а имя Шакьямуни («отшельник из племени шакьев») используется, чтобы отличить Гаутаму от других будд — таких, как, например, Амитабха и Вайрочана
Будда Амитабха (санскр.: Amitabha, кит.: А-ми-до-фо [A-mi-to-fo], яп.: Амида Буцу [Amida Butsu]), «Будда Бесконечного Света» — создатель рая Чистой Земли, куда можно попасть благодаря вере.
Взаимозависимое возникновение (санскр.. pratifya-samutpada) — выражение, обозначающее причинную связь между моментами возникновения и исчезновения в бесконечном круговороте жизни; формула взаимозависимого возникновения объясняет причинно-следственные связи между двенадцатью факторами, характеризующими существование, управляемое эгоизмом
Восемь Заповедей — нравственные заповеди, которые обязаны соблюдать миряне в «дни воздержания»; в дополнение к Пяти Заповедям в них входят следующие: не принимать пищу после полудня; не присутствовать на публичных развлечениях ни в качестве зрителя, ни в качестве участника; не, украшать тело.
Восьмеричный Путь (санскр.: Astangamaiga) — путь, лежащий посередине между приверженностью мирским удовольствиям и аскетизмом, указанный Буддой; нравственная и медитационная дисциплина, благодаря которой обретают мудрость, ведущую к нирване.
Далай-лама (монг.-тиб.: Dalai bla-ma), «Лама-Океан» — в тибетской традиции духовный наставник, «океан» мудрости и сострадания; духовный глава тибетских буддистов, а некогда также правитель Тибета.
Дана (санскр.: dana) — «даяние», «благотворительность»; благие дела.
Десять Заповедей — заповеди, принимаемые послушником при посвящении в монашескую жизнь; в дополнение к Восьми Заповедям послушник дает обет не пользоваться высоким или удобным ложем, а также деньгами.                                                 
Джайнизм — индийская религия, основанная Махавирой, современником Будды; Махавира учил, что воздержание от насилия и аскетизм — пути преодоления страдания и смерти.
Дзэн (санскр.: dhyana, кит.: ch'an, яп.: zen) — «созерцание», «медитация»; термин, обозначающий японскую медитационную секту буддизма Махаяны.
Дхарани (санскр.: dharani), «поддерживающая [силы]» — слова Будды, наделенные силой благословлять и охранять того, кто их произносит. Дхарани — махаянский эквивалент паритты.
Дхарма (санскр.: dhanna), «твердое установление» — Учение и Путь, указанные Буддой.
Духкха (санскр.: duhkha), «страдание», «неудовлетворенность», «состояние беспокойства и растерянности» — один из трех факторов, характеризующих существование (непостоянство, страдание и отсутствие личного начала).
Затворничество в сезон дождей — четыре месяца дождливого сезона, когда монахи Тхеравады остаются в монастыре и предаются усиленным занятиям и строгой дисциплине. Миряне, исповедующие буддизм Тхеравады, более щедры в подаяниях и более строги в совершении обрядов «дней воздержания» в этот период.
Карма (санскр.. karma), «действие», «деяние» — последствия остаточной энергии, создаваемой деяниями, в частности мыслями, словами и делами человека. Карма может быть благой или дурной и приводить к желательному или нежелательному рождению.
Лама (тиб: bla-ma) — наставник или духовный учитель в тибетском буддизме, как правило (но не всегда) монах.
Майтрейя (санскр.: Maitreya), «Дружественный», «Благосклонный» — небесный бодхисаттва, в настоящее время обитающий в горнем мире, откуда он благословляет тех, кто его призывает; он явится на Землю как Будда в следующую эпоху.
Мара (санскр. Mara), «Смерть» — имя божества, воплощающего собой желания, ведущие к повторению страданий и смерти; Мара был окончательно побежден Буддой, когда Гаутама достиг просветления под баньяновым деревом в Бодх Гайе.
Махаяна (санскр.: Mahayana), «Большая колесница», «Великий путь»: буддийская традиция, в которой подчеркивается, что путь к просветлению и нирване открыт всем и преодолеть его можно как монашеской дисциплиной, так и упованием на заслуги будд и Бодхисаттв.
Мощи — пепел, кости или личные вещи Будды или архата, захороненные в ступе.
Нембуцу (яп.: nembutsu), «мысль о Будде» — молитвенная формула-заклинание, произносимая вслух или мысленно: «наму Амида Буцу» (яп.: «namu Amida Butsu», «поклон Будде Амиде»), — посредством которой японские буддисты «Чистой Земли» выражают свое поклонение Будде Амиде.
Нирвана (санскр.: nirvana), «задувание», «затухание» (пламени вожделения, гнева и неведения) — прекращение страдания, освобождение от перерождений.
Паритта (пали: paritta), «охранительная [формула]» — повторяемые монахами слова Будды, наделенные силой благословлять и защищать. В Тхераваде — эквивалент дхарани.
Праджня (санкр.: prajna), «мудрость» — мудрость, проистекающая из нравственной и духовной дисциплины и ведущая к просветлению и нирване.
Праджня-парамита (санскр.: prajna-paramita), «запредельная мудрость» или «совершенство мудрости» — в буддизме Махаяны мудрость, которой ищут бодхисаттвы и которой обладают будды; благодаря ей они все видят, все знают, все слышат и изливают свое сострадание на всех живых существ. Эта мудрость — главная тема сутр Праджня-парамиты (Prajna-Paramita-Sutrani).
Пратимокша (санскр.: Pratimoksa), «предварительные [условия] освобождения [от желаний]» — устав единства, устав дисциплины, устав правил, которые должны соблюдать монахи высшей и полной степени посвящения. В буддизме Тхеравады монахи хором читают этот устав в новолуние и полнолуние каждого месяца.
Пять Заповедей — пять нравственных заповедей, которые должны соблюдать все буддисты, хотя и с разной степенью строгости для мирян и для монахов: воздержание от насилия, половой распущенности, воровства, лжи и употребления алкогольных напитков.
Роси (яп.- roshi), «досточтимый учитель-наставник» — дзэнский наставник.
Самадхи (санскр. samadhi) — этот термин используется и в узком и в широком смысле; обозначая один из восьми этапов Восьмеричного Пути, он значит «концентрация», «сосредоточение»; обозначая же собирательно одно  из трех измерений Восьмеричного Пути (правильное усилие, правильное памятование и правильную концентрацию), он значит «духовная дисциплина», или «медитация».
Сангха (санскр.: Sangha), «община» — в обычном словоупотреблении этот термин обозначает чин или сообщество монахов, следующих путем Будды.
Сансара (санскр.: samsara), «круговое течение» — цикл повторяющихся рождений и смертей, порождаемый кармой.
Старейшина (санскр., sthavira, пали: thera) — старший монах; когда это слово употребляется по отношению к мирянину, оно означает старейшего, уважаемого члена общины.
Ступа (санскр. stupa) — памятный курган или монумент, в идеале содержащий мощи Будды или архата, место, где поклоняющийся или медитирующий может приобщиться к могуществу того, в чью память возведена ступа.
Сутра (санскр. sutra), «нить, рассуждение» — текст, содержащий слова Будды.
Тантраяна (санскр.: Tantrayana), «Колесница [особых] обрядов» — направление Махаяны, в котором подробно разработанные обряды считаются средством достижения просветления. Тантра — это руководство по совершению обряда, а в широком смысле — обряд, предписанный в руководстве.
Татхагата (санскр.: Tathagata) — «Так пришедший» или «Так ушедший» по пути Будды; полностью просветленное существо. Так называл себя Будда после того, как достиг просветления.
Трипитака (санскр.: Tnpitaka, пали: Tipitaka), «Три корзины» — состоящий из трех частей текст, содержащий учение Будды и его авторитетные толкования; буддийский священный канон.
Три Сокровища (Три Драгоценности) (санскр.: Triratna) — Будда, Дхарма и Сангха, три бесценных источника буддийских верований и практик.
Тройное Прибежище — формула, произносимая буддистами для подтверждения своей приверженности Трем Сокровищам.
Тхеравада (пали: Theravada), «Путь старейшин» — традиция буддизма, приверженцы которой верят в то, что они следуют исконному буддизму и в которой старшие монахи (тхеры) обладают высшим авторитетом в вопросах, относящихся к пути Будды.
Хинаяна (санскр.: Hinayana), «Малая колесница», «Узкий путь» — название, используемое буддистами Махаяны («Большой колесницы») по отношению к традиции Тхеравады, где считается, что монашество — единственный путь к нирване.
Четыре Благородные Истины (санскр.: catvari arya-satyaru) — основные положения, содержащие самую сущность учения Будды: (1) существует страдание; (2) страдание порождается желанием; (3) существует прекращение страдания (нирвана); (4) существует Восьмеричный Путь, ведущий к прекращению страдания.
Чистая Земля, или Благая Земля (санскр.: Сукхавати [Sukhavati], кит.: Цзин-ту [Ching-t'u], яп.: Дзедо [Jodo]') — рай, созданный Буддой Амитабхой благодаря его великим заслугам и из сострадания к живым существам, которые по вере своей могут войти в этот рай после смерти. Кроме того, название одной из сект буддизма Махаяны, которая в Японии делится на две подсекты: Дзедо и Дзедо Синею (яп.: Jodo Shinshu), «Истинная Чистая Земля».
Шакьямуни (санскр.: Sakyamuni), «отшельник из племени шакьев». См. Будда.
Шила (санскр.: sila), «нравственность» — термин, обозначающий тройственное измерение Восьмеричного Пути: правильные речь, поведение и образ жизни.
Шунья (санскр.: sunya), «пустой», «лишенный чего-либо» — текучий мир явлений считается «пустым», лишенным какой-либо субстанциональной неизменной сущности. Махаяна использует этот термин, чтобы подчеркнуть как отсутствие личного начала во всех существах, так и отсутствие субстанциональности в природном мире. Просветление — это осознание пустотности (шуньята) человеческой личности и мира.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.