Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Религиозные традиции мира
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. Ислам и мусульманская община
Глава 24. Введение: исламская Умма — община, определяемая историей, религиозным образом жизни и культурой
это были японцы. Около двадцати мужчин и женщин — все в белом — они выстроились в несколько ровных рядов перед приземистым пожилым человеком. На превосходном арабском руководитель группы звучно читал первую главу Корана. Место действия — Карачи, комната отдыха транзитных пассажиров пакистанского международного аэропорта; время действия — сезон мусульманского паломничества, когда правоверные со всего мира совершают свой путь в Мекку (Аравия). Небольшая группа японских мусульман ожидала посадки на самолет, летящий в Джидду — порт на Красном море, являющийся «воротами» в священный город Мекку. Японцы молились в небольшой мечети, расположенной в терминале рядом с магазинчиками беспошлинной торговли и стойками с прохладительными напитками.
Мусульман, как этнических японцев, так и лиц других национальностей, в Японии немного. Однако те, которых я видел молящимися в Карачи, были, безусловно, японцами, об этом свидетельствовали язык, поведение и внешность. И в то же время в них было нечто. Это «нечто» — тот особый стиль, тип поведения и манер, который отличает исполняющих предписания своей религии мусульман от других людей, вне зависимости от их этнической, языковой и расовой принадлежности.
Эта работа призвана познакомить читателя с характерными чертами ислама как религиозной традиции, в то же время предоставив в его распоряжение информацию о различных мусульманских народах. Ислам — всеохватывающий образ жизни, включающий в себя верования и обрядовую практику, которые находят свое место в широком контексте регулируемых общественных отношений, экономических обязанностей и привилегий, политических идеалов и преданности своим общинам. Мусульмане обитают по меньшей мере в двух культурных сферах. Одна из них — врожденная и впитанная с молоком матери местная культура родной страны, этнического окружения, другая — приобретенная и осознанная принадлежность к исламу, всей мусульманской культуре. Обычно эти сферы тесно взаимосвязаны в мусульманских общинах, давно и прочно обосновавшихся на Среднем Востоке, в Африке, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако культуры и субкультуры этих огромных регионов обладают также весьма ярко выраженными особенными элементами и характеристиками, которые издавна сочетаются в них с исламскими верованиями, ценностями и нормами поведения. В регионах, где присутствие ислама практически не ощущается или его приверженцы составляют незначительное меньшинство, контраст между общей культурой и тем, что будет описано нами как культура ислама, выступает куда более зримо. Нередко в Северной Америке и Европе правоверным мусульманам приходится делать нелегкий выбор, особенно когда речь заходит об общественных и семейных отношениях, питании, одежде (особенно для женщин) и развлечениях, так как здесь налицо конфликт между предписаниями исламских учений и нормами доминирующей культуры.
Но даже в таких странах, как Индонезия, где преобладающая часть населения является мусульманами, ситуация весьма сложная, так как во взаимодействии с остальными измерениями национальной жизни находятся несколько разновидностей исламской культуры. Так, например, на густонаселенном индонезийском острове Ява мусульманская община подразделяется на три общепризнанные группы. Крупнейшая из них — абанган (abangan) — состоит преимущественно из рабочих, которые синкретически соединяют исконные яванские верования и обычаи с исламом. За ней следуют прийайи (priyayi) — потомки старояванской придворной бюрократии, они мусульмане, но гордятся туземными аристократическими традициями и принимают близко к сердцу их символы и толерантный стиль. Третья группа — сантри (santri) — правоверные мусульмане, точно следующие Корану и учениям Мухаммада (Сунна) и отвергающие традиционные яванские культурные и религиозные верования и практику, которые, по их мнению, несовместимы с чистым исламом. Существует большое сходство и сильное чувство общности между мусульманами сантри Индонезии и ортодоксальными мусульманами других регионов Во время своих путешествий по мусульманским странам Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии я всегда немедленно мог распознать, что нахожусь в обществе мусульман типа сантри, вне зависимости от того, к какой национальности они в действительности принадлежали, — по их твердой ортодоксальной вере и особому типу поведения.
Религиозный путь ислама
писавшие об исламе иногда настолько заостряли внимание на его религиозной доктрине, что полностью вырывали ее из человеческого контекста, в котором она становилась предметом веры, и обходили молчанием практику, которой она подкреплялась и освящалась. Центральные верования и благочестивые обязанности религии «покорности» Богу (ислам) заучить нетрудно — с такой же легкостью можно представить себе план какой-нибудь конторы, изучив ее чертеж, но и после того, как вы запомните наизусть его элементарные внешние черты, ислам как живая реальность будет сокрыт от вашего взора до тех пор, пока вы не научитесь видеть, каким образом верования и практика становятся интегральными частями общественной и личной жизни в специфических культурных контекстах. Мусульмане — те, что «предали себя» Богу, — не перестают объяснять интересующимся иноверцам, что их религия является «цельным образом жизни», неделающим различий между религиозным и светским и не исключающим ни одного предмета из сферы действия авторитета и предписаний ислама.
Ислам и христианство добились заметных успехов в распространении своих учений среди народов всевозможных культур и географических регионов. Среди религий азиатского происхождения самое широкое распространение получил буддизм. Ислам — это единственная авраамическая традиция (как и в иудаизме и христианстве, этот великий еврейский патриарх фигурирует в мифах ислама, который, как и обе вышеуказанные религии, провозглашает веру в единого Бога и завет (договор) с ним), которая оказала на Азию настолько мощное воздействие, что в некоторых ее областях завоевала доминирующее положение. Ислам сохранил более последовательную систему фундаментальных верований и практики, чем любая другая мировая религия, включая и иудаизм. Хотя в исламе и имеются сектантские группировки, они возникают главным образом в результате политических разногласий и не содержат в себе, за исключением незначительных деталей, отступлений в сфере культа и обрядовой практики.
Так как ислам является религией закона и не признает сколько-нибудь принципиального различия между религиозным и светским, все вещи рассматриваются им как подпадающие под Божественное законодательство. Не все жизненные проявления относятся к ритуалу, но все они имеют назначенную им исламским законом ценность, разместившись на шкале с отметками «запрещенное», «безразличное», «обязательное». Священное право известно под названием Шариат, от арабского слова shari'a, обозначающего «путь». Шариат не значит буквально «закон», скорее, он означает предначертанный Богом истинный путь для своих верных созданий, путь, включающий в себя собственно право. Понятие Шариат близко соответствует еврейской концепции Торы.
Мусульмане любят повторять, что «у человечества нет прав, есть только обязанности». Это неприкрытое убеждение чуждо мышлению американцев, воспитанных на Декларации о независимости и Билле о правах. Но исламская преданность пути покорности единому высшему Богу отнюдь не является зловещим тоталитаризмом. Мусульмане настаивают на том, что единственно правильное отношение людей к Богу — это отношение рабов к своему господину. Но Бог сотворил этот мир ради правой цели, и он не только справедлив, но и милостив. Бог даровал творению своих рук — людям — свободу наряду с такими божественными атрибутами, как разум, воля и речь.
Служение Всемогущему должно быть свободным деянием, наградой за которое в этом мире является ответственность. Человек, боящийся только Бога, поднимается над остальными, мелкими страхами и обретает способность вести свободную и активную жизнь халифа, или «заместителя» Бога. Таким образом, обязанности, налагаемые исламом, принимаются добровольно и фактически, согласно представлениям верующих, приносят подлинную свободу от рабства человеческой алчности, беспокойства, стремления к изменению своего положения в обществе и прочих вещей, до которых люди, будучи существами несовершенными, столь охочи. Для мусульман служение Богу не означает унижения своего человеческого достоинства; оно освобождает от низменных стремлений и наполняет жизнь смыслом. Это убеждение разделяют все три авраамические традиции, ибо их общая забота — жизнь, исполненная поклонения и послушания своему единственному истинному божеству.
Ислам и история
принадлежность к мусульманам определяется не только религиозным образом жизни и окружающими их культурными формами, но также и тем историческим развитием, которое привело к их появлению Точно так же как иудеи и христиане находят в понимании собственной истории образец для своей религиозной жизни, мусульмане видят в понимании истории ислама ту модель, которая помогает им сохранять личностную и общинную идентичность Жизнь протекает на плоскости истории, в которой Бог, по представлениям верующих, окончательно явил свою волю через посредничество пророков, знамений и чудес Природе присущи изменчивость и текучесть, но люди не могут фаталистически принимать все, что бы ни случилось, их поведение должно быть осознанным, что подразумевает, как одно из условий, принятие критических решений. Благоприятные возможности появляются и иногда остаются без последствий — им нет возврата. Жить ответственно — значит постоянно совершать трудный выбор. История в библейской и исламской традициях — это необратимый процесс, судьбоносные последствия которого суть плоды завета Бога с человеком или (что чревато опасностями) результат пренебрежения этим заветом.
Мусульмане изучают свою историю для того, чтобы действовать в настоящем, согласуясь с ее учениями о провиденциальных актах Бога. Стать мусульманином — значит подчиниться этой истории и быть сформированным ею. Как иудаизм и христианство, эта религия одной из своих сторон обращена в будущее, веря, что цель истории — в руках Бога. Таким образом, история становится мерилом поступков в жизни, которая представляет собой промежуток между совершившимися событиями первоначального обустройства и развития религиозной общины и конечной целью истории, Судным днем, когда Бог призовет все человечество к последней расплате и спросит каждого заего деяния. Согласно всем трем авраамическим религиям, откровение в виде Писания как руководства к действиям исходит от Бога. Хотя в жизни природы и наличествуют некоторые циклы и повторяющиеся модели, как, например, времена года и периодически сменяющиеся поколения растений, животных и людей, историческое существование по своей сущности однонаправленно и в силу этого полно новизны и неизвестности. Совокупная история прошлого содержит жизненно важные указания и уроки, как, впрочем, и разубеждения. Исламская священная история отчасти совпадает с библейским преданием: как и Библия, она помнит об Аврааме, Моисее, Соломоне, Марии, Иисусе и других образцовых личностях. Во всех авраамических религиях исторические события подаются и интерпретируются как манифестация Божественного провидения и целей, к которым оно ведет человечество. Летопись происхождения и развития ислама содержит чудесное для мусульман предание о Божьем народе, рассказанное на их языке и повествующее о событиях, личностях и странах их культурного мира. Краткий обзор этой истории будет дан в следующей главе.
Умма
исламская община известна под названием Умма. Содержание этого древнего термина, принятого в арабской религиозной общине, охватывает сферу религии, разделяемых всеми ценностей и общих интересов. Иногда Умма приобретает культурное значение, однако она никогда не обозначает «нацию»-, «род» или «народность», по крайней мере в тех случаях, когда в полной мере проявляется ее главное значение — «мусульманская община». Согласно Корану, всякая религиозная община есть Умма. Мусульманская Умма — это совокупность мусульман, живущих во всем мире в настоящее время, а также чувство причастности к истории ислама, унаследованной от прошлого.
Умма не является какой-либо частной исламской культурой, хотя вес арабского элемента всегда был в ней особенно велик. Скорее, Умма — это семья взаимно совместимых, обладающих общим наследием и дополняющих друг друга культур, принадлежащих мусульманским народам, населяющим множество стран. Эта транснациональная исламская «культура» обеспечивает единство и сохранение Уммы именно потому, что она черпает силы и специфические качества из многих отдельных культур, являющихся ее составляющими.
Существует несколько важных синонимов Уммы. Один из них — арабское слово джамаа («община»), которое выступает как доминантная группа. К родственным арабским словам с тем же корнем относится и слово джами («собиратель», «сборщик»), которое в сочетании со словом маеджид («мечеть») означает соборную мечеть, где осуществляется пятничное моление всех мусульман. Другой синоним — слово иджма («консенсус», «согласие»), являющееся одним из главных источников исламской юриспруденции. Соотнесенность иджмы с Уммой наглядно выступает в знаменитом заявлении Мухаммада: «Поистине, никогда не сойдется моя Умма на ошибочном». Согласно этому утверждению, решение Уммы является непогрешимым.
Еще один важный синоним Уммы — Дар ал-Ислам («Обитель покорности»), обозначающий территории и народы, находящиеся подполитической и правовой властью ислама. В этом понятии наличествует правовое и административное измерение, которого нет в понятии Уммы. Понятию Дар ал-Ислам противоположно понятие Дар ал-Харб («Обитель войны»), обозначающее немусульманские страны и народы. Под «войной» подразумевается как предполагаемое качество таких территорий с точки зрения мусульманина (а именно, отсутствие на них безопасности и порядка, обеспечиваемых Шариатом, и как следствие этого — война всех против всех), так и необходимость джихада («усилия») по распространению истинной веры, в том числе и с оружием в руках. Одно дело — насильно обращать в свою веру, что запрещено Кораном, другое — покорить враждебную территорию во имя Бога и, с мусульманской точки зрения, ради благополучия народов, которые будут облагодетельствованы дарованием им священного закона. Религиозные меньшинства, особенно приверженцы иудаизма и христианства, ставятся Шариатом в положение защищаемых групп, однако на их деятельность накладываются некоторые ограничения, одно из которых — запрет их членам заниматься прозелитизмом.
Ислам как ортопраксическая религия
в последние годы среди ученых, занимающихся сравнительным религиоведением и изучающих ислам, широко распространилась тенденция подразделять различные религии на «ортодоксальные» и «ортопраксические». Эти термины происходят от греческих слов ортос («правый», «правильный») и докса («мнение») или праксис («практика»). Разумеется, все религии состоят из обоих этих компонентов — учений и практики: их предметом являются как доктринальные вопросы — понятия, символы, вероучения и богословские системы, так и вопросы деятельностные — ритуал, право, благочестивая жизнь. Таким образом, называя ту или иную религию ортодоксальной или ортопраксической, мы только подчеркиваем присущую ей тенденцию — деятельностную или доктринальную.
Иудаизм и ислам являются ортопраксическими религиями, поскольку каждая из них придает особое значение закону и регулированию общинной жизни, — иудеи согласно Торе, мусульмане согласно Шариату, аналогичным установлениям, основывающимся на откровении и интерпретируемым уважаемыми знатоками закона. В противоположность им, христианство — религия ортодоксальная, ибо оно традиционно придает наибольшее значение вере и ее разумному структурированию в рамках вероучения, катехизиса и богословской системы. Антизаконническая тенденция христианства, в частности, в том виде, как она была провозглашена апостолом Павлом в Послании к Римлянам, привела к возникновению значительно более децентрализованной системы культа и жизни христианской общины, несмотря на мощные и длительные усилия католицизма, особенно в его римской форме, навести порядок в учениях и обрядовой практике христианской церкви. Христианская ортодоксия простирается также и на вопросы культа и жизни общины, однако именно догматика является ее краеугольным камнем, будучи главным выражением опыта откровения. Ортодоксальные иудейская и, исламская традиции также крайне озабочены правильностью мышления своих приверженцев и четкой формулировкой своей веры, но знать истину и не поступать по истине — это суетность. В действительности истину нельзя просто знать, т.е. находиться в состоянии ее мысленного созерцания; полное знание подразумевает осуществление истины в поступке.
Ортодоксия и ортопраксия на самом деле могут противопоставляться друг другу только аналитически, а поэтому эти понятия следует использовать исключительно в качестве обобщения. В любой религии вера и практика, а также их человеческий контекст являются интегральными измерениями совокупной системы символов и действий. И все же чрезвычайно примечательно, что иудаизм и ислам не имеют общепринятых положений веры, обнаруживая в то же время поразительное единообразие литургической и юридической практики. Христианство же породило разнообразные символы веры, один из которых (Апостольский) и поныне оглашается в чрезвычайно разнородных инстуциональных и литургических контекстах римскими католиками, восточными православными и протестантами.
Мусульманский мир сегодня
сегодня внушительные мусульманские общины существуют в Африке, на Среднем Востоке, в Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии (рис 1). Во многих из этих регионов мусульмане составляют большинство населения. На Западе, особенно в Северной Америке, издавна бытовало убеждение, что исламский мир состоит главным образом из арабов, хотя в наши дни в него включают обычно также турков и иранцев. Справедливо, что арабский язык, история и культура сыграли решающую роль в истории ислама (которая будет рассмотрена в следующей главе), однако ислам является мировой религией, которая соперничает с христианством, если не превосходит его, в способности распространяться в чрезвычайно далеких друг от друга культурах и регионах.
Крупнейшая в мире исламская община существует в Индонезии, из 191 млн населения которой приблизительно 90% исповедуют ислам. Вторая по численности национальная исламская община находится в Пакистане — около 97% из 113 млн; на третьем месте Бангладеш — 85% из 118 млн и на четвертом Индия — 11,5% из 850 млн. Другие крупные мусульманские общины существуют в бывшем Советском Союзе (около 45 млн) и Китае (здесь численность мусульманской общины оценивается в 14 млн, что, вероятно, сильно занижено).
Эти данные свидетельствуют о том, насколько широко распространены и многочисленны мусульмане в Азии и что сфера их распространения не ограничивается арабским, турецким и иранским Средним Востоком. Арабы — это все, для кого родным языком является арабский, а не только обитатели Аравийского полуострова. Они живут в странах Среднего Востока и Северной Африки. Всего на арабском языке говорит более 160 млн человек, 90% которых являются мусульманами. Из 55 млн. жителей Ирана по меньшей мере 93% — мусульмане, а из 55 млн жителей Турции не менее 98% исповедуют ислам. Схожие данные могут быть обнаружены в большинстве других стран Среднего Востока и Северной Африки. В африканских странах, расположенных южнее Сахары, проживает как минимум 100 млн мусульман.
Указать сколько-нибудь точную численность мусульман во всем мире достаточно трудно, однако, согласно общему убеждению, она приближается к миллиарду1. Только христианство может притязать на большее число своих приверженцев. Впрочем, статистические данные о численности религиозных общин страдают от несовершенства методик и отсутствия согласия относительно того, кого считать истинным мусульманином.
Важным фактором при оценке численности современных и будущих мусульманских общин является ежегодный процент прироста. Из двадцати пяти государств мира, имеющих самый высокий прирост населения, в одиннадцати большинство составляют мусульмане (например, Пакистан, Бангладеш, Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Марокко и Ирак), а в остальных — весьма значительную его часть (например, Нигерия, Танзания, Нигер). В других странах с преобладанием мусульманского населения, особенно в Турции, Чаде и Индонезии, процент прироста значительно выше средней общемировой цифры, составляющей 1,7%.
Впервые в своей истории ислам становится религией значительной части населения в странах Запада, особенно во Франции (более 2 млн), Великобритании (более 2 млн), Западной Германии (более 2 млн), Канаде (500 тыс.) и Соединенных Штатах Америки (около 5 млн). Более 10% населения бывшей Югославии составляли мусульмане, а Албания традиционно была почти полностью мусульманской страной. Хотя большинство мусульман на Западе имеют корни в традиционных исламских странах, все стремительнее растет число обращенных в мусульманство коренных жителей западных стран.
Ислам как история, религиозный путь и культура
ИСЛАМ — это религия, одной из самых насущных забот которой является община. Умму можно сравнить с треугольником, один из углов которого представляет историю, другой — религиозный путь, а третий — культуру2. Можно начертить множество таких треугольников, отражая относительное преобладание одного из трех аспектов. Так, например, в отдельные периоды истории в некоторых странах мусульмане придавали куда большее значение доктрине и ритуалу, чем культуре и истории, как в некоторых проявлениях опирающегося на Писание фундаментализма. В другие эпохи в отдельных регионах решающее значение приобретала культурная идентичность. Были и такие времена, когда мусульмане выдвигали на передний план в качестве идеала определенные исторические эры ислама, возможно, надеясь вернуть себе былую силу и славу. Три указанных измерения являются неотъемлемыми частями Уммы и в конечном счете существуют как взаимно поддерживающие друг друга элементы той таинственной реальности, узы которой для мусульманина сильнее всего на свете.
Настоящее введение в ислам как всеобъемлющий образ жизни начнется в главе 25 с очерка его возникновения и исторического развития. Центральное значение в истории ислама принадлежит арабским традициям, символам, персонажам, этическим идеалам и социальным отношениям. Эти элементы были сохранены арабским языком во время миграций арабов. Мы увидим, что с приходом ислама на Аравийский полуостров старые арабские обычаи в некоторых случаях были отброшены, однако в остальном трансформировались таким образом, чтобы встать на службу новой религии. Средоточием нарождающегося ислама явились Пророк Мухаммад и послание, которое, как верят мусульмане, было дано ему в Божественном откровении, — Великий Коран. Вплоть до наших дней они были вдохновителями и руководителями непрерывного развития полного жизненных сил ислама. Таким образом, определяющую роль в формировании исламской истории сыграли его Пророк и Писание. Мухаммад мыслится совершенным воплощением идеальной человеческой жизни, а Коран — совершенным посланием, сообщенным на чистейшем арабском языке, на котором, по представлениям мусульман, говорят Бог и ангелы
Вслед за описанием исторического измерения ислама мы в главе 26 рассмотрим устоявшиеся верования и обрядовую практику данной религии, определяющие структуру мусульманской жизни. Оба аспекта заданы непреложными заповедями и правилами, данными в Коране, и тесно связанными с ними наставлениями и примером жизни Мухаммада. Коран учит мусульман требованиям, которые Бог предъявляет своим верным слугам, и шаг за шагом приоткрывает его природу как Творца, Вседержителя, Господа и Судьи мира. Наставления и пример жизни Мухаммада, известные как его Сунна, являются образцом того, как люди должны принимать, впитывать и применять послание Бога. Таким образом, Коран, в сущности, сообщает людям, во что верить, а Сунна учит их тому, как верить и действовать.
Глава, посвященная догматам и практике ислама, выйдет за пределы простого описания основных положений религии и коснется тех способов, при помощи которых они структурировались и применялись в праве, теологическом созерцании и взаимосвязанных духовных дисциплинах, известных под названием суфизма. Мы увидим, что над мусульманами довлеет священный закон, особенно если речь заходит об осуществляемой им защите и регулировании имеющих всеобъемлющее значение общественных аспектов жизни. Однако интеллектуальное определение и объяснение также являлись важными видами религиозной деятельности как в юриспруденции, так и в систематическом богословии. Еще более важным явлением был и остается суфизм — мистический путь ислама, который иногда привлекал к себе даже больший интерес мусульман, чем религиозное право. Он придает особое значение любви и сердечному интимному отношению к Богу и мусульманину-единоверцу. Суфизм облекся в устойчивые институциональные формы региональных и международных орденов, каждый из которых стремился к духовному озарению и мистическому единению с Богом на своеобычный лад
В действительности ислам — это не только история и религиозный образ жизни, но и культура. Мусульмане образуют множество разнообразных культур, которые тем или иным способом согласованы с идеалами и практическими требованиями Шариата, особенно с двумя его самыми авторитетными источниками — Кораном и Сунной. Исламская культура, стоящая над местными культурами, конечно же, существует. С течением времени местные культурные влияния, которые были всегда, во все большей степени способствуют тому, что Умма, оставаясь духовно единой, становится все более многообразной и пестрой. На протяжении всего очерка мы будем уделять внимание культурным аспектам Уммы, описывая специфические мусульманские общины и их обычаи и демонстрируя возникающее от случая к случаю напряжение между ортодоксальным-ортопраксическим исламом и теми региональными формами и практикой, включающими иногда народные верования и обычаи, с которыми он входит в столкновение. Как бы то ни было, религия, столь глубоко пронизывающая все аспекты человеческого бытия, как ислам, неизбежно будет обладать существенными культурными характеристиками, часть которых мы рассмотрим в главе 27, посвященной описанию динамики отдельных мусульманских институтов.
Данное введение в ислам заканчивается главой об исламе и мусульманах в современном мире. Темы, которые нам придется признать центральными для исламской традиции: краеугольное положение Корана, парадигматический образ Мухаммада — руководителя верных, арабский язык как средство откровения и обнимающая всю Умму сила, цементирующая ее прочность и понятийный аппарат, Шариат как Божий закон для мусульман всего мира и неослабевающая приверженность мусульман справедливому социальному порядку в. гармонизированной и дисциплинированной общине, в которой отсутствуют перегородки между духовным и светским, — эти и другие темы, как мы увидим в дальнейшем, по-прежнему вдохновляют и регулируют мусульманские модели веры, поведения, общения с другими людьми, благодаря им судьба мусульманина — это служение Богу. По существу, рассказ об исламе — это рассказ о длящемся «предании себя» трансцендентному идеалу — милостиво предопределенному Богом пути человечества в этой жизни и после нее — и осуществлению этого идеала в истории.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Религиоведение
|
|