Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Религиозные традиции мира
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Христианство. Путь к спасению
Глава 15. Введение
начиная изучать христианство, мы открываем для себя мир захватывающих образов, парадоксальных верований, таинственных обрядов, мир, полный нескончаемых вопросов. Знакомство с ним особенно важно для людей Запада, так как для них христианство является и элементом привычной культурной среды, и одновременно скрытым источником воздействия на нашу жизнь. Обсуждая христианство, люди часто задаются вопросом: в чем заключаются значение и глубинный смысл этой религии? Почему она заняла столь важное место в жизни человечества, как случилось, что христианство оказывало влияние на миллионы людей на протяжении более двух тысячелетий? Каково его место в жизни каждого человека, в нашем обществе и нашей культуре? Эти вопросы актуальны для любой религии, но они приобретают особую весомость в обществе, где практически каждый день сталкиваешься с верующими христианами и ощущаешь воздействие этой религии на политику, образование и культуру. Изучение христианства должно вооружить читателей хотя бы исходными сведениями, позволяющими ответить на эти вопросы. Для этого необходимы основные данные о христианстве, обзор проблем, важных с точки зрения христиан. Кроме того, нужно дать читателю ощутить глубину этого учения, явившегося той движущей силой, которая определила судьбы стольких людей.
Однако для начала необходимо прийти к предварительному соглашению относительно смысла понятия, которое мы обозначаем термином «христианство». В наиболее общем виде можно сказать, что христианство — это религия людей, верующих в Иисуса Христа как Спасителя мира. Однако такое определение сразу же порождает новые вопросы. Кто такой Иисус Христос? Что значит — Спаситель? Что подразумевается под словом «веровать»?
Фактически о человеке по имени Иисус Христос нам известно очень мало. Следует отметить, что, строго говоря, только Иисус является именем собственным, так как слово «Христос», образованное от греческого термина, обозначает Мессия, то есть «назначенный Богом». Вся имеющаяся в нашем распоряжении информация содержится в книгах Нового Завета, ни одна из которых не была составлена ранее, чем спустя десять лет после Его смерти (Послания апостола Павла, который не был знаком с Иисусом при его жизни), а большая часть сведений о Христе находится в Евангелиях, написанных, по меньшей мере, через тридцать лет после смерти Христа. Судя по этим сведениям, Он был странствующим учителем, проповедовавшим в Палестине, главным образом Галилее и Самарии, на протяжении трех лет. Он свидетельствовал о приближающемся конце света и грядущем Царстве Небесном. Это был могучий учитель и целитель. Иисус Христос, по-видимому, положил начало некоторым обычаям, соблюдавшимся его учениками и впоследствии ставшим церковными обрядами. Он был распят римлянами около 29 г. н.э. Сверх этого мы ничего не можем сказать о нем конкретно, невозможно даже однозначно определить, какие из приписываемых Ему высказываний действительно принадлежали Иисусу Христу.
Однако важно, что именно «церковь», то есть оформленное общество, проповедовала учение Иисуса и писала о Нем. Люди, верующие в Иисуса, образовали жестко организованное общество, с образом жизни, основанным на жесткой дисциплине. С тех пор одним из атрибутов христианства всегда оставалось наличие определенного сообщества. В раннехристианских символах веры, перечнях догматов, содержащих формулировки правильной веры, употребляется словосочетание «святая церковь», подразумевающее, что это сообщество, которое по каким-то важным причинам стоит обособленно от остального мира. Христиане верили, что они продолжают миссию Иисуса, проповедуя грядущее царство в ожидании его возвращения
Итак, они верили, что Он — Спаситель, который вернется. Будучи еврейской сектой, они приняли распространенное убеждение, что в конце времен Бог пошлет Мессию, чтобы Тот как царь правил новым, совершенным миром. Таким Мессией был Иисус. При этом христиане также считали, что жизнь, смерть и воскресение Иисуса изменили их настоящую жизнь и обеспечили будущее спасение. Согласно их представлениям, когда наступит конец света, некоторые души будут приговорены к наказанию, в то время как других ждет спасение, при этом те, кто принадлежал к церкви, должны оказаться среди спасенных. Они ощущали воздействие будущего спасения и в своей настоящей, интенсивной духовной жизни, что выражалось в том, что они живо предчувствовали будущие события. Как Иисус это сделал — являлось глубокой тайной, которой проникнуты церковные обряды и учение. Именно тайна спасения была сердцем христианства в течение почти всего периода его истории.
Веровать в Иисуса — значило принимать как истину все учение церкви о Нем и поступать в соответствии с этим учением: принимать крещение, исполнять обряды, участвовать в церковной жизни, соблюдать предписываемые церковью этические нормы. Вера была началом христианства и его опорой, но она развилась в нечто гораздо большее.
Так что же мы подразумеваем, говоря о религии людей, придерживавшихся данной веры? Мы имеем в виду совокупность обрядов, верований и учреждений, которые они создали, чтобы поддерживать, выражать и передавать свою традицию. Понятие «религия» включает церковь и церковную иерархию, членов церковной общины и духовенство, а также характерное для этой религии мировоззрение, практикуемые ею обряды, этические нормы, которым она учит, разработанную ею доктрину, а кроме того, искусство, литературу и музыку, которые она использует для выражения религиозных чувств и идеалов.
Таким образом, область наших исследований сразу же увеличивается до огромных размеров, так как христианство охватывает любую религиозную деятельность, которой занимаются во имя христианской веры. Как мы вскоре выясним, речь идет не о «церкви», а о «церквах», не о «христианстве», а о «христанствах». С самого начала существования христианства имели место разногласия между различными церквами. Павел расходился во взглядах с христианскими лидерами Иерусалима, коринфское направление находилось в противоречии с римской церковью Смута, или ересь (так церковь, оказавшаяся победительницей в том или ином споре, называла веру группы еретиков), стала возникать в первые столетия существования христианства — и никогда не прекращалась. Даже сходясь во взглядах на Иисуса как на творца, христиане расходились во мнениях относительно Его крестных мук и смерти на кресте, действительно ли они имели место, или это было нечто условное. Соглашаясь относительно необходимости совершать евхаристию, они не могли прийти к единому мнению по поводу икон, то есть изображений Иисуса, Марии, ангелов и святых, споря о том, могут ли иконы использоваться в церковных службах. Христианство воинственной империи франков VIII в. резко отличалось от христианства Византийской империи того же периода, и оба были не похожи на христианство Мартина Лютера.
В связи с тем, что религии верующих в Иисуса Христа пришла на смену целая семья религиозных групп, приходится отказаться от упрощенного понимания христианства. История христианства скорее напоминает дерево в процессе роста: оно имеет крупные и мелкие ветки, некоторые из которых вдруг прекращают развиваться, в то время как другие, долгое время остававшиеся маленькими, вдруг прорастают множеством отростков и некоторые отростки сами становятся большими ветвями. В какой-то период различные церкви имеют общность во взглядах, но никогда нельзя быть уверенным, что две группы, называющие себя христианами, сходятся в понимании Иисуса, спасения, веры или самой сущности религии.
За обманчивой простотой основ христианства скрывается чрезвычайно сложная и многообразная религия. Для изучения этой сложной системы лучше всего применить исторический подход, проследить контуры развития, выявить ряд основных религиозных стилей, мировоззрений и направлений, сосуществующих в рамках этой религии. Именно это мы предполагаем сделать в главе 16, где начнем разговор не с Христа, а с самых ранних христианских общин, распространенных в Малой Азии и на побережье Средиземного моря. Мы проследим развитие церкви из мелких еврейских сект и превращение христианства в официальную религию Римской империи, которая позднее раскололась на две крупные ветви: восточную и западную, в результате чего образовались римско-католическая и православная церкви. Далее рассмотрим историю обеих ветвей в средние века и после крестовых походов, а затем пройдем путями западной церкви в период Реформации и проследим распространение христианства среди многочисленных народов мира и становление современного христианства. При этом постараемся передать религиозный дух, свойственный каждой эпохе, ее стиль и мировоззрение, а также расскажем о важнейших событиях и выдающихся личностях данного периода.
Исторический подход, заостряющий внимание на изменчивости явлений и их разнообразии, представляет лишь одно измерение в процессе изучения религии. Существуют также черты, сохранившиеся в неизменном виде на протяжении веков, характерные для определенной религии и отличающие ee от других. Их мы рассматриваем в главе 21. Разумеется, эти основные структуры христианства также имеют исторический аспект: изменяются религиозная обрядовость, толкование старых постулатов, некоторые стороны системы утрачивают свою былую значимость, в то время как другие выходят на первый план. Однако большинство элементов, которые мы называем основной структурой, появившихся на ранней стадии развития религии, сохранялись, хотя бы частично, в продолжение всей ее истории
Многие из этих базовых структур имеют аналоги в других религиях. Назовем лишь несколько примеров: ритуалы крещения в воде и священной общей трапезы являются общими для многих религий, в ряде религий возникает идея святой общины или святых людей; разлад между действительностью и идеальным миром, выразившийся в христианской идее спасения, знаком приверженцам различных религий. Однако сравнивать эти отдельные изолированные концепции было бы ошибкой. Суть не в том, чтобы показать сходство или расхождение в представлениях буддизма, иудаизма или африканского ашанти по тому или иному пункту. Будет правильнее сказать, что устойчивые структуры христианства указывают на то, что различные религии выросли на общей почве, где можно обнаружить глубинные корни разных верований. Иными словами, эти стойкие структуры христианства, обусловливающие его силу как религии, действуют в глубине, и их не затрагивают поверхностные исторические изменения Разумеется, христианство выражает и проявляет эти корни свойственным только ему способом: спасение в христианстве — вовсе не идентично просветлению в буддизме, евхаристия не тождественна античной практике жертвоприношений. Взаимодействие глубинных общих структур с конкретными историческими условиями порождает отдельные религии. Поэтому нам надо настроиться на то, чтобы охватить как элементы христианства, роднящие его с другими религиями, так и черты, присущие только христианским религиозным структурам.
В главе 18 будет применен еще один подход к изучению христианства. В этой главе мы в дополнение к историческому очерку и описанию структуры рассмотрим на двух конкретных примерах, как изменялись верования и обычаи в переходные периоды.
Один из этих примеров — паломничества XII в. к католическому святилищу святого Якова — Компостеле в Испании. Второй пример относится к семье, известной в XIX в. в религиозных кругах США, в которой дочь, Гарриет Бичер-Стоу, борется с духовным наследием своего отца, Лаймана Бичера. Оба эти примера дают нам представление о динамичности и разнообразии христианской жизни, покажут, как традиционные верования и практика переплетаются с новыми идеями, устремлениями и целями. В главе 19 излагаются наблюдения общего характера, касающиеся христианства, и описываются проблемы, стоящие перед современным христианством.
Применяя такой многомерный подход, мы стремимся нарисовать широкую разноплановую панораму христианства. В процессе изложения материала мы будем возвращаться к некоторым проблемам, которых мы уже касались, что будет способствовать укреплению знаний и заставлять читателя задавать вопросы. Однако читатель должен иметь в виду, что ни одна работа, посвященная столь крупному предмету, не может дать исчерпывающего его изложения. Мы надеемся, что читатели обратятся к первоисточникам, чтобы получить информацию о христианских верованиях из первых рук, то есть от самих христиан, узнают, как они спорят между собой, молятся и поют. Чтение первоисточников оживит обсуждение текста и даст материал для более глубокого исследования и критического подхода к концепциям, содержащимся в данной книге.
Автор рассматривает настоящее эссе как предмет для дискуссии. История переписывается каждый день, само наше понимание религии настоящим поколением претерпевает драматические изменения. Если вы будете с нами спорить, наш труд принесет большую пользу, чем та книга, которую вы прочтете с интересом, но держась на дистанции.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Религиоведение
|
|