Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Коростовцев М. Религия Древнего ЕгиптаОГЛАВЛЕНИЕТинис, Дендера, КоптосГде находился город, называвшийся по-древнеегипетски Чени, а по-гречески Тинис, - точно неизвестно, во всяком случае, недалеко от современного города Гирги. Главным локальным богом в Тинисе был бог, греческое название которого Онурис, египетское - Инхар. Его жена - богиня Мехит. Сын этой божественной пары - Инмутеф, которого сопоставляли с Хором. В религиозных текстах Онурис нередко уподобляется богу Шу, греки отождествляли его со своим Ареем. Онурис был покровителем охоты и в этом качестве играет важную роль в мифе о дочери солнца, о его возлюбленном Оке, ушедшем из Египта в Нубию. Бог солнца Ра посылает за ним Шу-Онуриса. Древнеегипетский город Иун-та-нечерт (греч. Тентюра) был расположен чуть южнее современной Кены на расстоянии одного километра от нее, на самой границе Ливийской пустыни с долиной Нила. В двух километрах от этого пункта (к югу) находится селение Дендера (в названии сохранился греческий топоним Тентюра). Тентюра - искаженная форма последних двух компонентов др. - егип. танечерт, что значит "богиня". Первый компонент Иун фонологически почти тождествен названиям - Армант и Гелиополь. Главным местным божеством в Дендере искони была богиня Хатхор, чье имя (Ht - Нr) значит "жилище [бога] Хора". Богиня Хатхор занимает видное место в религиозных представлениях египтян. Начиная со времен Древнего царства фараон VI династии Пепи I называет себя "сыном Хатхор, владычицы Дендеры". Так же называет себя и фараон XI династии Ментухотеп I - Небхепетра. Необходимо подчеркнуть, что эта формул входит в царскую титулатуру вместо традиционных слов "сын Ра". Это свидетельствует о том, каким огромным авторитетом пользовалась Хатхор у определенных фараонов. Культ Хатхор, "владычицы Дендеры", восходит к глубокой древности, ко временам "служителей Хора" (по египетской письменной традиции), т. е. к эпохе, предшествующей объединению Египта. Образ богини Хатхор весьма сложен. Имя ее свидетельствует о ее тесной связи с богом Хором. Представая в образе парящего в небе сокола, Хор олицетворял солнце (см. об этом подробнее в соответствующей главе). Таким образом, имя Хатхор ("жилище [бога] Хора") было метафорой, обозначавшей "небо". По основным своим функциям Хатхор была богиней любви, веселья, пляски и музыки. Наиболее распространенный ее эпитет - "золотая". Греки ассоциировали ее со своей Афродитой. С очень давних времен Хатхор считалась женой бога Хора соседнего храма Эдфу. В греко-римское время она составила в Дендере триаду: Хатхор, бог Хор Эдфуский и их сын, бог музыки Ихи. В Эдфу сыном этой божественной пары был не Ихи, а Хорсматауи ("Хор - объединитель Обеих Земель"). Уже во времена Древнего и Среднего царств культ Хатхор был распространен во многих местностях Верхнего и Нижнего Египта: в Мемфисе (здесь богиня называлась Небт-Нехт - "владычица сикоморы"), Кусе, Фивах, на Синае, в Ассиуте, Бени-Хасане, Абидосе, Гебелене, Асуане, Техне (Акорис), Атфихе, Бубасте, Ком-эль-Хисне. Необходимо подчеркнуть, что Хатхор в разных местах и в разное время отождествлялась с разными богинями - то она богиня неба Нут, то богиня Бубаста - Бастет (кошка), то свирепая богиня Мемфиса Сехмет (львица), то богиня Саиса, .могучая Нейт, которую греки называли Афиной, то богиня Тефнут, и, наконец, в позднее время она объединяется с самой Исидой, культ которой возник в Дендере. Хатхор отождествляли и с богиней финикийского Библа ("владычица Библа") или с богиней далекого Пунта ("владычица Пунта"). Фр. Дома принадлежит очень краткое, но важное исследование о египетских богинях, вывод из которого может быть сформулирован следующим образом: египетские богини, несмотря на все внешние различия, являются ипостасями одного и того же женского божества - богини-матери, богини-женщины. Итак, суть и функции богинь одинаковы, хотя иконография и имена разнообразны. Разные богини - это всего лишь разные аспекты одного и того же женского божества, отсюда и изменения в иконографии. В Дендере и многих других местах богиня выступала в облике женщины с коровьими ушами - корова была священным животным богини. Специальных мифов о Хатхор не сохранилось, хотя они, несомненно, существовали. Один из них уже был упомянут в связи с богом Онурисом. Это так называемое "Сказание о возвращении Хатхор-Тефнут из Нубии". Миф известен по демотической версии и по греческой. Демотическая версия сохранилась значительно лучше, она исследована и переведена X. Юнкером, одним из корифеев египтологии. Содержание ее вкратце сводится к следующему. В те отдаленные времена, когда на земле царствовал сам бог Ра, между ним и его дочерью Хатхор-Тефнут возникла ссора. Разгневанная богиня в образе свирепой львицы покинула Египет и удалилась в Нубию. Ра соскучился по своей своевольной дочери и приказал богам Шу и Тоту разыскать богиню и вернуть ее в Египет. Боги отправляются в далекую страну Бугем, но из страха перед свирепой богиней принимают облик обезьян, которые должны развлекать ее. Боги намереваются поведать богине о красотах страны, где царствует ее отец, великий бог Ра, о великолепном Ниле, орошающем египетские земли, о цветущих полях, о роскошных городах. Боги обещают Хатхор-Тефнут, что в ее честь будут воздвигнуты храмы, что ежедневно ей будут приноситься жертвы и совершаться винные возлияния, рассеивающие тоску. Тот угощает богиню вином. Отведав вина, богиня соглашается вернуться. Боги организуют веселый караван, сопровождающий богиню. Караван прибывает в Филэ, потом в Ком-Омбо, Эд-фу, Эсне и, наконец, в Дендеру - город богини. Везде ее встречают радостными торжествами, на которых присутствует сам бог Ра. Учреждается праздник "ее возвращения". Бог Шу и Хатхор-Тефнут вступают в брак. Праздник "ее возвращения" и брака с богом Шу носил вакхический, оргиастический характер. "В египетских календарях о празднике Тефнут говорится, что "это день виноградной лозы и полноты Нила", т. е. время расцвета природы Египта и радостного оживления всей страна В полном соответствии с этим и весь праздник брака и возвращения Хатхор-Тефнут был проникнут весельем .и радостью. В нем участвовало все население, особенно женщины. В честь богини плясали и пели песни, в изобилии лилось вино и пиво...". "Песни и пляски перед богиней в храме происходили главным образом ночью... Множество музыкантов и певцов обоих полой участвовало в этих церемониях. Они носили названия: "красивые", "совершенные", "кудрявые", "девственные", "нежные" и другие, значения которых нам неясны. Их пляски под все ускоряющийся ритм музыки приводили к потере самообладания, они входили в состояние экстаза, может быть подготовленное принятием вина". Интересно отметить, что танец прыжками в честь Хатхор (ksks) до сих пор бытует в виде "зикра" - экстатического религиозного танца феллахов, который можно наблюдать во всякой египетской деревне. Изображения плясок в честь Хатхор встречаются и в погребальных сооружениях. Следует заметить, что, начиная с "Текстов пирамид", Хатхор упоминается в разнообразных заупокойных текстах в качестве богини, благосклонной к умершему и способной оказать ему неоценимую помощь в потусторонней жизни. Раскрыв значение изображения плясок в погребальных сооружениях, А. Гардинер пишет: "Жрицы Карнака, несомненно, обходили дом за домом, неся благословение Хатхор, выраженное в пении и пляске. С восточного берега Нила они могли переправиться и на западный, в некрополь, чтобы оказать умершим то же внимание, какое было оказано живым". Этот обычай сохранялся до недавнего прошлого. Английский археолог Мэс сообщает, что, проводя раскопки неподалеку от современного кладбища, он наблюдал, как спустя некоторое время после погребения на могилу, являлась группа женщин с бубнами и красными платками, они образовывали круг и танцевали под определенную мелодию. Мэс усматривает в этом пережиток глубокой древности. Вряд ли можно сомневаться в правильности этого вывода. Коптос (греч., др. - егип. Гебтиу, араб. Кифт) - город на восточном берегу Нила, несколько, отстоящий от берега реки, чуть севернее Фив. Главными божествами Коптоса были итифаллический бог Мин, его жена богиня Исида и сын Хор. Иногда об Исиде говорится в текстах как о матери Мина. Кстати сказать, культ этих же божеств процветал и в Ахмиме (др. - егип. Хент-Мен, араб. Ахмиме), который одни греческие авторы называли Хеммис (не смешивать с нижнеегипетским Хеммос!), другие - Панополис (Мин у греков именовался Паном). Вторым названием Ахмима было Ипу. В иконографии Мин изображался черным (цвет плодородия). Как уже отмечено в связи с Амоном, образ Мина повлиял на представления об Амоне. Мин считался богом плодородия, но, как и остальные египетские божества, был многогранен, диффузен. Г. А. Уэнрайт указал на то, что Мин в какой-то степени был и небесным богом. Мин был влиятельным божеством, в глазах многих египтян. Поскольку Коптос и Ахмим довольно удалены друг от друга (Ахмим много севернее Коптоса), высказывались разные мнения по поводу того, который из этих двух городов - исконная "родина" культа Мина. Это, однако, ничего не меняет в общей картине египетских верований. В Коптосе Мина чтили уже во времена Древнего царства, культ его поддерживался на всем протяжении истории Египта, до римских императоров включительно. Мина обслуживал довольно многочисленный клир, в том числе и женщины-жрицы. В честь Мина устраивались торжественные праздники со сложным ритуалом, в частности изученные уже упомянутым Готье. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Религиоведение |
|