Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Голуб Л., Другова О., Голуб П. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям

ОГЛАВЛЕНИЕ

СЛОВАРЬ Буддизма

209. ПАРАМИТА — сс. Переправа. Средство для достижения другого берега . В архаичных культурах водораздел символизирует самую серьезную преграду, отделяющую человека от неизвестного, другого, трансцендентного. В буддизме парамитами называют совершенства, которые обретаются адептом на пути к святости. Обычно называются шесть, десять или более совершенств: духовная щедрость (дана), нравственность (шила, сила), терпение (кшанти, кханти), рвение, усердие, прилежание (вирья, вирийя), правильное созерцание (дхьяна), мудрость (праджня, пання), совершенные средства, методы (упайя), обеты, ритуал (пранидхана), силы, овладение силами (бала), совершенные знания (джняна), самоограничение (неккхамма), искренность, правдивость (сатъя, сачча), решимость, целеустремленность (адхидхана, адхиттхана), любящая доброта (метта), уравновешенность, невозмутимость (упекша, упеккха). Особое значение обладанию совершенствами придается в практике бодхисаттвы.

210. ПАРИВРАДЖ, ПАРИВРАДЖАК — сс. ПАРИББАДЖАК — пали. Отшельник. Странствующий аскет. Нищенствующий монах . Термин встречается в упанишадах. В период ослабления брахманизма паривраджаки входили в лиминальную, внеклассовую среду, в которой рождались новые идеи и формировались неортодоксальные учения. Паривраджаки давали обет безбрачия и занимались духовными практиками. Некоторые из них были известными, уважаемыми людьми. В буддийской общине состояло немало бывших паривраджаков

211. ПАТАНДЖАЛИ . Индийский мудрец и ученый (предп. II в. до н.э. — II в. н.э.) Не установлено, был ли один великий Патанджали или существовали два однофамильца, один из которых был грамматистом, комментатором грамматики санскрита, написанной Панини, а второй — автором четырехтомной «Йога-сутры», в которой систематизированы сведения о различных практиках, изложенные в виде интегральной йоги, называемой йогой Патанджали, или аштанга-йогой. К труду Патанджали обращаются современные исследователи. В нем описаны способы получения достоверного знания (прама, прамана), приведены классификации видов ума (читта), методики работы с мантрами, рассуждения о психических силах и об освобождении (кайвалья). Изложены методика раджа-йоги и практика одновременного совершения трех действий, концентрации, сосредоточения и созерцания (саньяма, самьяма). Указаны препятствия, которые следует преодолеть на пути к высшему состоянию транса (самадхи). Приведены правила выполнения йогических поз (асана). Изложены основы дыхательных упражнений (пранаяма) и медитации (дхьяна). Описана восьмистадийная йога (аштанга-йога). Представлена концепция существования множества разумов различного уровня. Перечислены сверхъестественные способности (сиддхи), которыми не рекомендуется увлекаться, так как они отвлекают человека от главной цели, освобождения души от оков материи. Отмечены достоинства позиции наблюдателя (драшта) и т.д.

212. ПРАДЖАПАТИ — сс. Прародитель человечества, которого Брахман создал из себя. В каждом мировом цикле возникает новый Праджапати. Позднеё появились представления о Ману, первочеловеке, о Пуруше. В ведах Праджапати обладает тотемическими признаками и выступает как животное-предок, символ сущности человеческого рода. Он породил огонь (агни) и принес первую жертву. Его силой служит речь, которая подсказала ему, что жертву в виде смеси молока и масла следует пролить в огонь. Ритуал возлияния (агнихотра) сохраняется в современном индуизме. Изображения Праджапати свидетельствуют о древности фаллического культа и представления о единстве мужского и женского начал, что выражается в андрогинии божества, в наличии у него мужских и женских признаков. Согласно одной из версий, Праджапати создал Золотой Зародыш (хираньягарбха), из которого возник мир. Его называют отцом богов.

213. ПРАДЖНЯ — сс. ПАННЯ — пали. Мудрость. Знание. Интуиция. Высшее интуитивное знание, интуитивная мудрость. Понимание . В отличие от взглядов (дришти) и суждений (сантирана), присущих логическому, дискурсивному мышлению, в праджне отсутствует вербальность, словесные формулировки, слова вообще, перебор вариантов, рассуждения, имена. В состоянии праджни вместо формальной логики присутствуют созерцание, констатация. В скрытом состоянии праджня присутствует в каждом человеке. В буддизме сс. приравнивают к просветлению. Различают мудрость слушающего, размышляющего, созерцающего и зерцалоподобную мудрость просветленного. Её уподобляют зеркалу, отражающему все, не омрачаясь. В состоянии зерцалоподобной мудрости отсутствуют оценки и анализ. Праджня позволяет видеть истинную сущность дхарм (дхармата). Святые (архат, пратьека-будда, бодхисаттва) обладают чистой интуитивной мудростью (праджня-амала). В тантрическом буддизме праджней называют женский аспект будды или божества. В ритуалах праджню олицетворяет юная девушка. Термин «праджня» выступает как синоним джняны.

214. ПРАДЖНЯПАРАМИТА — сс. Запредельная, трансцендентная интуитивная мудрость, переправляющая адепта «на другой берег» и означающая высшее состояние сознания, отождествляемое с нирвано й. Праджняпарамита — это также жанр буддийских сутр, появление которого называют вторым (после проповеди Будды) поворотом колеса учения (дхарма чакра правартана). Сутры праджняпарамиты относятся к философской литературе. В текстах небольшого объема, созданных в просветленном состоянии сознания, рассматриваются сложнейшие концепции буддизма. Структура сутры многомерна, она содержит элементы невербальной информации, которая может быть воспринята не при прочтении, а при переживании сутры, поэтому говорят не о понимании, а об овладении сутрами этого жанра. Постижение всего, что заложено в тексте, зависит от способностей адепта. Говорят, что сутры праджняпарамиты «разрушают опоры психики», т.е. привычные модели восприятия, штампы и «здравый смысл». Неподготовленному читателю их содержание кажется туманным, а форма тавтологичной, изобилующей повторениями. При овладении сутрой происходят изменения в сознании постигающего. Перед ним открываются до того неведомые ему грани его собственного сознания, истины, скрытые от невежественного, профанного сознания на мирском уровне мышления. Легенда приписывает Нагарджуне открытие праджняпарамиты. Согласно другому мнению, в устной традиции передача знаний сутр праджняпарамиты восходит к Будде Шакьямуни. Наибольшую популярность они обрели в Китае и Японии. Некоторые из них известны только по китайским переводам. Термину «праджняпарамита» синонимичны: нирвана, татхата, дхармакая, сарваджвята, ануттараса-мьяк-самбодхи и др.

215. ПРАДХАНА — сс. Причина. Основание . Согласно учению санкхьи, сама прадхана причины не имеет. Она вечна, сс. действия спонтанны. Она не исчезает при растворении мира (пралайя) в конце мирового цикла (кальпа), независима, единична, не имеет частей, неразумна, неодушевленна. Присутствие духа (Пуруша) побуждает сс. к действию и к творению через гуны и материю (пракрити). Замысел (карья) в действиях прадханы, Пуруши, гун и материи отсутствует.

216. ПРАКАША — сс. Светящийся. Явленный. Озарение. Откровение. Просветленность. Внутреннее видение объекта при его отсутствии . С пракашей связывают образование мыслеформ, освещаемых внутренним светом без внешнего источника. Учение о внутреннем свете разработано ведантой. В буддизме придается большое значение внутреннему свету, воспринимаемому при визуализации и на высших уровнях состояния сознания (дхармата), и просветлению (бодхи). Термину «пракаша» синонимичны: пратибха, пратьякша.

217. ПРАКРИТИ — сс. Природа. Праматерия. Материя. Материальный мир. Проявленное состояние вещей . Одно из двух начал в учении санкхьи. Состояние материи определяется преобладанием в ней одной из гун. Доминирование тамас-гуны обусловливает формирование мертвого, инертного неодушевленного вещества. Доминирование раджас-гуны вызывает в материи избыток энергии. Доминирование саттва-гуны приводит к развитию познающих существ. Все преобразования материи происходят под влиянием духа (Пуруша) и причины (прадхана). В тонкой форме пракрити выступает как праматерия, с которой связаны танматры. В более плотной, грубой форме она образует стихии, элементы (махабхута, бхута). В упанишадах пракрити не признается истинной реальностью, которой считается бог, и трактуется как иллюзия, порождаемая заблуждением. Сущность пракрити сводят к силам (шакти) и к энергии (карма). Согласно буддизму, материя пустотна. Представление о ней возникает на мирском уровне сознания, которое принимает как реальность комбинации вспышек дхарм группы материи (рупа-скандха). Эти вспышки формируют в сознании образы, форму, цвет и другие признаки, воспринимаемые, интегрируемые и трактуемые как материя.

218. ПРАКРИТИЛАЙЯ — сс. Бестелесное состояние. Развоплощение материи . Спонтанное разъединение души и тела в процессе занятия магической практикой. Достигшего этого состояния в йоге называют бестелесным (видеха). Считают, что он способен к свободному перемещению в пространстве при сохранении познавательной способности. Он может наслаждаться играми со стихией, единством с природой. Йог признает это состояние подобным освобождению души от оков материи и считает, что оно приближает слияние сс. с богом.

219. ПРАМА, ПРАМАНА — сс. Основа. Основание. Правильное представление. Истинное, достоверное знание. Критерий. Источник достоверного знания . В учениях, признающих веды священным писанием, их называют истинными словами (шабда-прамана). В буддизме критерием истинности (прамана-бхута) считается учение Будды Шакьямуни. Словосочетание «прамана-пхала» означает результат, плод правильного знания. Прамана-вада, прамана-шастра — правильное учение, познание.

220. ПРАНА — сс. Дыхание. Жизнь. Энергия. Сила. Воздух. Праматерия. Праэнергия . Тончайшая форма эфира (акаша), которая сохраняется при растворении мира (пралайя) в конце мирового цикла (кальпа, Махакальпа). Существование праны, как и акаши, не подтверждается инструментально, но выводится как необходимое для объяснения многих процессов и явлений. Оно косвенно подтверждается результатами практики работы с праной, которая может быть визуализирована

Считают, что в организме человека, в его тонком теле имеется система циркуляции праны, подобная системе кровообращения или дыхания. Её называют тонким праническим телом (пранамайякоша), формируемым потоками, каналами (нади) праны распределение праны регулируется при помощи поз (асана) техники управления дыханием (пранаяма), управления визуализированными потоками или ветрами (вайю) праны. В упанишадах называют пять таких потоков, связанных с психофизиологическими центрами (чакра). Один из потоков-ветров, называемый праной, связан с сердечной чакрой (анахата) и поддерживает дыхание. Алана отвечает за выделительные функции и связан с чакрой в области ануса (муладхара). Самана обеспечивает правильное пищеварение, он связан с чакрой в области пупка (манипура, манипурака). Удана регулирует работу легких и мышц, связан с чакрой в области горла (вишуддха). Вьяна обеспечивает жизнеспособность организма, он связан с чакрой, расположенной между пупком и основанием корпуса тела (свадхистана), и с чакрой в межбровье (аджна). Пять более мелких потоков праны, называемые младшими ветрами (вайю) ; связанный со рвотой (нага), с миганием (курма), с выделением желудочного сока (крикала), с зевотой (девадатта), с распределением питательных веществ (дханан-джайя). Центр управления праной, как утверждают, расположен в сердце (хридая хридайя). Практика работы с праной (пранаяма) позволяет обрести сверхъестественные способности, получить просветление или оздоровить, исцелить организм. Согласно веданте, прана образует оболочку вокруг души (джива), направляющейся после смерти тела по пути богов (деваяна) к Брахману. Прана объединяет микрокосмос человека с макрокосмосом вселенной. Учение о пране находит применение в традиционной индийской медицине (аюрведа) и в различных духовных практиках, в 10М числе буддийских.

220.1. ПРАНА . Пранаяма . Контролируемая циркуляция праны в организме человека в процессе управляемого дыхания. Практика имеет четыре стадии: вдох (пурака), остановка дыхания на вдохе (пурака кумбхака), выдох (речака) и остановка дыхания на выдохе (речака кумбхака). Кумбха означает кувшин, который может быть пуст или полон, в связи с чем существует термин «кувшинное дыхание». При выполнении упражнений имеет значение безукоризненное владение техникой и знания ми о возможных осложнениях. Учитывается возраст, состояние здоровья и подготовленность адепта. Опытный наставник рассказывает ему о правильном питании, позах, продолжительности каждого этапа и других условиях занятий. Ошибки могут привести к тяжелым последствиям.

221. ПРАПТИ — сс. Сила, исполняющая желания. Обретение. Обладание. В буддизме прапти — особая дхарма, удерживающая другие дхармы, их поток (сантана, сота) от рассеивания. Вместе с кармой, аффектами (клеша) и явлениями сознания (чайтасика, чайтта), с его содержанием прапти участвует в формировании психической структуры человека. Кроме неё в потоке присутствует сила апрапти, способствующая рассеянию потока. Обе они относятся к формирующим факторам (санскара) и в школе вайбхашика признаются реальными. Дхармы прапти и апрапти рассматривают как бессознательные установки, «тяготение» к сохранению бытия или к рассеиванию дхарм, к прекращению его. На различных этапах одна из двух этих дхарм доминирует. С прапти связывают присутствие у человека ложного представления о субстанциальном «я». Одни школы считают, что прапти обеспечивает стабильность личности (пудгала), другие не признают сс. существования вообще.

222. ПРАТИБХА — сс . Освещать. Появляться. Озарение. Интуиция. Инсайт. Просветление. Мгновенный транс (самадхи) . В состоянии интуитивного озарения, как считают, человек соприкасается с надмирным, трансцендентным (локоттара). Произведения, созданные в этом состоянии, содержат невербальную информацию, которая может быть воспринята другим в процессе акта сопереживания. Это происходит при чтении или слушании текстов, созерцании скульптуры, живописи, восприятии музыки и т.д. Вспышка интуиции наиболее вероятна во время паузы (антарайя), между двумя импульсами творческой активности, пиками эмоционально-ментального напряжения. Озарение, например, может наступить во время сна, дремоты, медитации, отдыха, т.е. при спонтанном протекании процессов в сознании. Интуитивное познание эвристично, оно раскрывает нечто принципиально новое, то, что не проявляется при дискурсивном мышлении, когда сознание подчинено логике и знакам. Задача практики разных школ — скачкообразный переход на интуитивный способ мышления и получение озарения, просветления, освобождения. Термину синонимичны: пракаша, пратьякша и др.

223. ПРАТИМОКША — сс. ПАТИМОККХА — пали Самодисциплина. Самоограничение. Свод дисциплинарно-этических правил в буддизме . Система буддийской этики, входящая в палийский канон («Трипитака») как особый раздел. В нем подробно разбираются вопросы нравственности (шила, сила) мирян, послушников и монахов. Нравственность признается личным выбором. Учитывается возможность отказа человека от соблюдения правил. Большое значение придается природным данным, карме. Выделяется категория людей, стоящих «вне нравственности» (асамварика) по традиции рода (цыгане) или по профессии (охотники, мясники). Пять основных нравственных принципов (панча шила, панча сила) известны как заповеди, зароки. Они обязательны для всех, кто считает себя буддистом. Это отказ, воздержание от причинения любого вреда живым существам (ахимса), от убийства (прана-атипата), от воровства, присвоения того, что принадлежит другому (адатта-адана, астея), от злоупотребления доверием, лжи и обмана, т.е. искренность и честность во всем (сатья), воздержание от неправильного сексуального поведения, прелюбодеяния, инцеста и др. (кама-митхьячара), от употребления опьяняющих напитков (мадьяпана) и от всего, что затрудняет самоконтроль. Только соблюдающий эти правила может считаться мирянином-буддистом (упасака) или мирянкой-буддисткой (упасика). Послушники и монахи подчиняются более строгим законам, связанным с умеренным аскетизмом, контролем за своей речью, отказом от любых действий, ведущих к расколу общины (сангха). Три аспекта нравственности: накопление заслуг, добродетелей (самбхара-шила), духовный рост (кушала-санграха-шила) и деятельность ради блага живых существ (саттва-артха-крия-шила). Грехи, которые не могут быть искуплены раскаянием, относят к смертным грехам. Это убийство матери, отца, святого, злонамеренное пролитие крови татхагаты и раскол общины. Кармические последствия таких злодеяний проявляются в этой же жизни и не могут быть компенсированы ничем. Совершивший смертный грех не может ни при каких обстоятельствах получить освобождение и обречен на смерть и новое рождение в мире сансары.

224. ПРАТИТЬЯСАМУТПАДА — сс. ПАТИЧЧАСАМУППАДА — пали. Закон взаимозависимого возникновения (происхождения) и существования, всеобщей причинности и взаимообусловленности . Будда Шакьямуни проанализировал во время просветления все звенья (нидана) пребывания в круговороте сансары, в мире страданий, бесконечных рождений и смертей. Он установил, что живые существа состоят со всем в мире не в отношениях одновременности пребывания в нем (сабху, сахабху), а в отношениях взаимообусловленности, которые можно выразить формулой: «при существовании этого возникает то. Закон демонстрирует всеобщую причинно-следственную зависимость (хету-пратьяя-вьявастха.). Он имеет как индивидуальный, так и космический аспект. Его иллюстрируют двенадцатью ниданами и популярной мандалой (бхавачакра). Наряду с теорией дхарм и другими догматами буддизма пратитьясамутпада входит в парадигму, систему взглядов, определяющих буддийское мировоззрение. На основании закона о всеобщей взаимообусловленности разъясняется пустотность мира и его единство. Все, что обусловлено, зависимо, не имеет собственной сущности, собственной природы (свабхава) и рассматривается как пустотное в учении Нагарджуны. Всеобщая зависимость, относительность приводит к представлению о единстве мира, в котором нет самостоятельных, независимых сущностей, все выступает как потенция, вероятность, единица описания, номинальное, имеющее только имя. В прошлом (атита) закладываются предпосылки настоящего (пратьютпанна), в котором зреют семена будущего (анагата). При этом в абсолюте прошлое, настоящее и будущее одновременны. Абсолют тождествен сансаре, а время как процесс в нем отсутствует. То, что на мирском уровне сознания воспринимается как реальность, с точки зрения высшей истины пустотно (шуньята). Только человек, обладающий сознанием и волей, способен понять высшие истины, сделать выбор и выйти из круга новых рождений, приносящих страдания и смерть. Согласно учению буддизма, рано или поздно человечество придет к полному спасению через исчерпание кармы и прекращение создания предпосылок для появления новых семян аффектов и кармических последствий.

225. ПРАТЬЕКАБУДДА — сс. ПАЧЧЕКАБУДДА — пали. Святой . В раннем буддизме и в направлении тхеравады (хинаяна) пратьекабуддой называют того, кто достиг освобождения без чьей-либо помощи, ведя отшельнический образ жизни как «одинокий носорог». Он не проповедует, поэтому признается молчаливым, отдельным, обособленным (пратьека) буддой, не ищущим ни с кем общения. В направлении махаяны такой путь отвергается, так как считается эгоистическим, ему противопоставляется альтруистическая деятельность бодхисаттвы. В хинаяне пратьекабудда пользуется большим уважением, а индивидуальный путь к спасению называется колесницей пратьекабудд (пратьекабуддаяна).

226. ПРАТЬЯКША — сс. Восприятие. Воспринимаемое. Ясность. Лицезрение. Увиденное. Доступное восприятию как через органы чувств, так и через интуитивную мудрость, интуицию. Термину синонимичны: пракаша, пратибха, граха, грахана.

227. ПРАТЬЯХАРА — со. Отрешенность. Абстрагирование. Уход в себя. Интроспекция . Непривязанность к внешнему миру и внешним раздражителям. В этом состояний адепт может заниматься духовной практикой в любых условиях. Синонимичный термин: вайрачья.

228. ПУДГАЛА — сс. ПУГГАЛА — пали. Личность. Тело. Душа. Персона. Особь. В джайнизме пудгала означает тонкую материю, вещество. В буддизме пудгала — личность. Понятие, введенное Буддой Шакьямуни, отрицающим существование субстанциальной души (атман, джива). Пудгала — не субстанциальная душа (пудгаланайратмья). Она представляет собой психическое образование, единство, совокупность признаков, обусловленных вспышками элементов бытия (дхарма). Поток психических состояний, форма, образ и т.д., воспринимаемые на мирском уровне сознания как стабильное реальное существо. Пудгала изменчива (анитья, аничча), так как комбинации вспышек меняются ежемгновенно. Согласно учению мадхьямики, она пустотна (шуньята). Будда называл сс. носителем ноши (бхара), т.е. имени, пола, склонностей и др. Признаки личности определяются пятью группами (скандха) дхарм, четыре из которых связаны с сознанием, с его содержанием, с психикой. Святого, достигшего нирваны, освобождения при жизни тела, называют благородной личностью (арья-пудгала). Перенесение на пудгалу свойств души, которыми она не обладает (адхьяропа), признается ложным воззрением, противоречащим теории дхарм и буддийскому учению в целом,

229. ПУНЬЯ — сс. ПУННЯ — пали. Заслуга. Благо. Добродетель. Добро. Заслуги, способствующие освобождению: высокая нравственность, великодушие, занятия медитацией, созерцанием, сорадование, проповедь буддийского учения и т.д. Особое значение придается передаче собственных заслуг другому лицу (паттидана). Заслугами делятся с родителями, учителями, духами предков, богами. Переданная заслуга улучшает карму одариваемого и благоприятно сказывается на дарителе, гарантируя ему, например, изобилие в следующей жизни. Накопление заслуг (упачая, пунья-самбхара) дает плоды (пхала): здоровье, мудрость, хорошее новое рождение, освобождение. Неблагие (апунья) действия и грех, зло (папа) противостоят пунье и ухудшают карму. Синоним термина «пунья» — дха.

230. ПУРАНЫ — сс. Священные книги индуизма' . Считают, что запись текстов была выполнена в I тыс. н.э., но в устной традиции они формировались и передавались задолго до этого. В них содержатся сведения о научных знаниях, философских учениях, об искусстве, этике, нравах индийского общества, мифах, легендах, родословных, описаны исторические факты, представлены руководства по ритуальным действиям и др. Пураны разделяют на пять групп: «Сарга» («Творение»), «Прати-сарга» («Возрождение»), в которой описано восстановление мира после космической ночи, «Вамша» (родословные богов, царей и др.), «Манвантара» (развертывание мира и появление человека), «Вамша- анучарита» (деяния родов, история, предсказания). Составителем сборников считается Вьяса, но очевидно, что тексты создавались в разные эпохи и в разных регионах. Кроме основных пяти сборников существуют стхала-пураны, написанные на языках отдельных областей, описывающие малоизвестные события, местные достопримечательности и содержащие фольклорные произведения.

231. ПУРУША — сс. Человек. Человечество. Дух. Душа. «Я». Сознание. Персонификация мужского начала . Пурушу отождествляют с Брахманом, с Праджапати. Он выступает как первочеловек. Согласно одной из версий, Пурушу создали божественные сущности (риши). Накопив тапас, он создал воды, Брахмана и речь. По другой версии, боги создали тысячеглавого, тысячеликого, тысячеглазого, тысяченогого Пурушу как прообраз человечества. Принеся его в жертву, они расчленили его, сотворив неживое и живое, в том числе людей различных сословий, социальных групп (варна). В йоге и санкхье Пуруша выступает как дух, безразличный наблюдатель (драшти), в присутствии которого причина (прадхана) побуждает материю (пракрити) творить. Как чистое сознание (чайтанья), Пуруша образует двуединство с буддхи. Он вечен, не имеет частей и не обладает творческой способностью, но побуждает к творению пракрити. Как дух, он стремится к освобождению от материи, но из-за собственной пассивности не может этого сделать. Индивидуальный аспект Пуруши — множество пуруш во всех живых существах. Пурушу отождествляют с атманом или с джи-вой. В буддизме термин «пуруша» означает личность, выступая как синоним пудгалы. Различают личность низшего уровня (адхама-пуруша), личность святого, архата или пратьекабудды (мадхья-пуруща) и личность бодхисаттвы (маха-пуруша). Каждый человек может подняться на любую ступень, целеустремленно занимаясь духовной практикой. Термин «пурушотамма» означает божественную сущность или человека, находящегося на высочайшем уровне духовного развития.

232. ПХАЛА — сс. Плод. Результат. Следствие. Воздаяние. Кармическое последствие . Согласно индийской этике, желание получить награду обесценивает любые действия, а бескорыстное выполнение долга оправдывает их. В буддизме считается, что плодами благих действий могут быть красота, здоровье, счастье и т.д. Главный плод, который получает святой, — нирвана. Синоним термина «пхала» — випака.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.