Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Голуб Л., Другова О., Голуб П. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям

ОГЛАВЛЕНИЕ

СЛОВАРЬ Буддизма

154. ИНДРА . Бог грозы, атмосферы, войны в ведической Религии . Он заменил более древнего бога-творца (Тваштар) и возглавил пантеон. Оружие чувственного Индры — дубина, палица (ваджра), символизирующая гром и молнию, мощь, мужскую фаллическую силу. Он победил дракона Вритру, оставившего людей без воды. Индре (Шакра) в буддийском пантеоне соответствует бог Сакра, предводитель тридцати трех богов буддийского психокосма на уровне чувственных миров (камалока). Сакра восседает на белом слоне, который в хоботе держит ваджру, один из основных символов буддизма, особенно тантрического направления (ваджраяна). Считают, что мать Будды Шакьямуни, Махамайя, после смерти тела пребывает в столице царства Индры (Индра-лока).

155. ИНДРИЯ, ИНДРИЙЯ — сс. Сила Индры. Чувство. Чувственность. Орган чувств. Инструмент восприятия (джнянендрийя ). Согласно ньяя-вайшешике, существует шесть индрий: слуха (шротра), осязания (спарша), зрения (чакшас, капсур), вкуса (раса, раша), обоняния (гхрана) и ума (манас), который обрабатывает информацию, поступающую от пяти других индрий. Вайшешика признает существование индрий, обособленных от тела и воспринимающих информацию непосредственно от стихий, первоэлементов (махабхута, бута) без посредничества материальных органов чувств. В «Махабхарате» упоминается индрия, присутствующая во всем теле как его разум (манендрия), напоминающая нервную систему. Санкхья к пяти органам чувств добавляет пять органов действия (кармендрия): передвижения (пада), удержания и хватания (пани), речи (вак, вач), размножения (упастха), выделения, испражнения (пайу). В веданте к индриям относят интеллект (буддхи), разум (читта) и совокупный орган (антахкарана), в котором интеллект и разум функционально сочетаются с самостью, «я» (аханкара, ахамкара). Индрий называют воротами, через которые душа обретает опыт. В йоге утверждается, что ощущение от индрий может быть получено через психотехнику без прямого контакта с объектами. В буддизме индрий рассматриваются как источник помех в духовной практике, так как они участвуют в образовании аффектов (клеша), вызывающих волнение дхарм. К индриям относят двадцать две способности, в том числе жизнеспособность, память, веру, познание и др. Звук, зрительный образ, запах, вкус, осязаемое и связанные с ними ментальные проявления называют «шестью пылинками» на чистом зеркале сознания, активно препятствующими его просветлению и освобождению.

156. ИНДУИЗМ . Религиозно-философская система, сформировавшаяся в Индии в эпоху пуран ( III — IV вв.). Другие на звания: индумата, индусамая, хинду-дхарма, санатана-дхарма. В индуизме сохраняется политеистичность, приверженность к архаичной мифологии и обрядовости. Храмы и секты создаются на местах при благоприятных обстоятельствах и не связаны единой церковной иерархией. Жрецы-брахманы живут в миру, имеют семьи и поддерживают религиозные традиции в обществе, способствуя сохранению национального самосознания. Кроме жрецов большую роль в жизни индуистов играют учителя и наставники (гуру, ачарья). Основные направления индуизма: ведантизм (веданта), шиваизм (шайваизм), вишнуизм (вайшнавизм), кришнаизм и шактизм. Широко распространены тантрические практики, особенно практика бхакти, слияния с богом через преданную любовь к нему. Идеи бога, субстанциальной души, сотворенности мира присутствуют во всех направлениях. Индуизмом называют единую духовную традицию страны, к которой относят и неортодоксальные учения джайнизма и буддизма. Будда Шакьямуни включен в индуистский пантеон как воплощение (аватара) бога Вишну и удостоен титула Бхагаван Буддхадева. Философский аспект индуизма раскрывается в трудах Шри Ауробиндо Гхоша, Свами Вивекананды, Мохандаса К. Ганди, Сарвепалли Радхакришнана, Т.М.П. Махадевана, Г.Р. Малкани, П.Т.Раджу, Д.М. Датты, Свами Шивананды и др. Для современного индуизма характерна активная миссионерская деятельность в различных регионах мира.

156.1. ИНДУИЗМ. Ауробиндо. Шри Ауробиндо Гхош (1872—1950). Философ. Учился в Париже. Вернувшись в Индию, участвовал в террористической деятельности борцов за полную независимость страны от Великобритании. Под влиянием индуизма резко изменил мировоззрение и признал мирный путь решения проблем. Его учение считают реформированной, или интегральной, ведантой. Оно популярно не только в Индии, но и в других странах. Признавая смыслом и основой своей жизни религиозную практику и создание на сс. основе выверенной философской системы, Ауробиндо ввел новые трактовки и термины, позволяющие описать свою концепцию. Основой субъективного опыта признается сознание. Разум выступает как инструмент исследований и действий. Высшим сознанием, супраменталом, супраментальным считается сознание Шри Кришны, отождествляемого с космическим Ишварой

Его женская ипостась, женский аспект — Кали. Позднеё Кришна выступает в учении как Махашакти. Утверждается, что разделение начал на мужское и женское условно и связано с разделяющим мирским способом видения. Задача духовной практики подняться до уровня, где все соединено на супраментальном уровне, в супраментале, и способствовать низведению супраментального в человеческую природу. Согласно последним работам Ауробиндо, высшие уровни, планы духовной сущности: глобальный разум, над которым находится область сат-чит-ананда (бытие-сознание-блаженство), супракосмическое трансцендентное состояние. Взаимодействие сознания человека с высшими планами должно привести к духовной эволюции и появлению новой расы людей. Мир пронизан разумом и сознанием. Ауробиндо признает существование разума на клеточном уровне организма, разума тела, психической сущности или психического существа, присутствующего во всем. Разрабатывая интегральную йогу (пурна-йога), он пытался осуществить управляемую трансформацию человека, создал классификацию состояний сознания, в которую входят бессознательное, подсознание, разум животный, жизненный разум, освещенный ум, интуитивный ум, над-ум, сверх-ум, высший ум, истинное сознание без неведения. В высших планах, на высших уровнях время отличается от физического, отсутствует множественность. Преобразованное человечество образует общество будущего (дхармарадж), в котором основой цивилизации будут воля, мораль, духовность, разум, культура, науки, философия. Индивидуальное и коллективное объединяется творческой силой (Шакти, или мать мира). Учение называют полным монизмом (пурна-адвайта-вада), панпсихизмом. Соратником и другом Ауробиндо была француженка Мирра Ришар, принявшая псевдоним Мать. Полностью адаптировавшись к индийской культуре, она помогала Ауробиндо в создании центра (ашрам), в написании и публикации трудов, которые изданы на многих языках.

156.2. ИНДУИЗМ. Вивекананда . Суоми ( Свами ) Вивекананда. Нарендранатха Датта (1863—1902). Индийский философ, религиозный и общественный деятель, просветитель. Его учение интегрирует веданту, санкхью и йогу. Все трансформации в мире трактуются как божественная игра (лила), игра богов. В проповедях Вивекананда призывает к отречению от мирских ценностей и активному служению человечеству. Согласно его учению, основой религиозного сознания служат результаты духовных медитативных практик. Его выступления на международных форумах способствовали распространению индуизма. Учение буддизма, отрицающее существование бога-творца, считал деструктивным.

156.3. ИНДУИЗМ. Ганди. Мохандаса Карамчанда Ганди . Махатма Ганди (1869—1948). Философ и общественный деятель. Изучал право в Лондоне. Премьер-министр Индии. Возглавил движение за освобождение страны от положения колонии в королевстве Великобритания. Исповедуя индуизм, признавал некоторые положения джайнизма и христианства, считая, что все религии имеют единую сущность. Его называют Махатмой, что означает «великий духом», «великая душа». Призывая к не стяжательству (анабхидхья), отказу от накопительства (апариграха), к гармоничности, уравновешенности и самодостаточности (самабхава), он создал учение, основанное на принципах непричинения вреда живым существам (ахимса) и ненасилия. На философские взгляды Ганди оказали существенное влияние работы американского мыслителя-натуралиста Г.Д. Торо. Ганди разработал практику борьбы «упорство в истине» (сатьяграха), которая привела Индию к независимости. Она выражалась в несотрудничестве с колониальными властями, в пассивном неповиновении, отказе от титулов, в мирных демонстрациях, бойкотировании правительственных учебных заведений и т.д. Согласно учению Ганди, средства должны иметь приоритет перед целями, но в экстремальных ситуациях он санкционировал применение оружия. Его идеями интересовался Л.Н. Толстой. Буддизм Ганди считал неотъемлемой составляющей индуизма, а Гаутаму (Будду) великим реформатором, который развил лучшие идеи, присутствовавшие в ведах в неявной форме.

157. ИЧЧХАШАКТИ —сс. Воля. Сила воли. Стремление. Желание. Волевой импульс, посыл . В индийских духовных практиках воле придается очень большое значение. Считается, что она способна управлять силой, энергией, воздействуя на объекты, удаленные иногда на большие расстояния. Сила воли связана с высокой концентрацией сознания, направленного на достижение цели. Волю считают первым импульсом творения, возникшим у бога. Укрепление воли входит в практику адепта. Воля — обязательное условие преодоления трудностей и достижения просветления, освобождения. Проявление воли как форм желания (чханда) признается в буддизме на ранних этапах практики при формировании установки на достижение цели.

158. ИШВАРА — сс. Господин. Повелитель. Всевышний. Бог-творец . Персонификация творческого аспекта безличностного начала (Брахман). В «Махабхарате» Ишвара определяет карму людей в зависимости от совершенных ими деяний. Наделенный признаками и качествами, он способен совершать волевые поступки и отождествляется с сагуна-Брахманом, который предстает как бог на уровне мирского понимания. Ишвара — творец, владыка тайных сил (адришта), действующих как первотолчок, первый импульс развития, развертывания мира. Он обладает недифференцированной майей, иллюзией. При творении он использует майю и стихии (махабхута). В чистом сознании бога (парабрахман) Ишвара отсутствует. Но в каждой индивидуальной душе (джива) он присутствует как сс. внутренний управитель (антарьямин) или как искра божественной природы (арча). В индуизме считается, что все боги — манифестации Ишвары и в этом качестве иллюзорны. Термин «ишвара» образует такие словосочетания, как ишвара-пранидхана (размышления о боге, служение ему и подчинение его воле), ишваравада (учение о боге-творце, теизм), ниришвара-вада (отрицание существования бога-творца), сешвара (признание концепции Ишвары). Буддизм отвергает представление о творце и об акте творения. Термин «ишвара» фигурирует в полемических текстах. В словосочетаниях он связан с представлением о власти, господстве.

159. ЙОГА — сс. Средство. Прием. Работа. Управление. Связь. Волшебство. Сосредоточение . Одна из шести религиозно-философских систем древней Индии (даршана), признающих веды священным писанием (шрути), откровением, авторитетным источником. Опираясь на философию санкхьи, йога разработала практику достижения высшего состояния сознания, транса (самадхи). Она гармонизирует и регулирует жизнедеятельность человека, в результате чего тело взаимодействует с духом, происходит их слияние и прижизненное освобождение (дживанмукти). Полное освобождение духа от материи наступает после смерти тела. Словосочетание «санкхья-йога» означает творческое сотрудничество двух школ. Йога оказала влияние на практики и психотехники всех направлений. Считается, что в ней были собраны, изучены и систематизированы знания и опыт предыдущих поколений подвижников. В отличие от веданты, йога исследовала не три, а пять состояний сознания (авастха, читта-бхуми). Три из них возникают спонтанно, а два высших достигаются в процессе духовной практики. Все вместе они называются «панчавастха». Согласно Патанджали, автору фундаментального произведения «Йога-сутра», йога занималась многими проблемами, к которым относятся: подвижничество, аскеза (тапасья), пребывание длительное время в одной позе (асана), техника саньямы (самьяма), контролируемое дыхание (пранаяма), работа с психофизиологическими центрами (чакра) и с силами (вибхути), обретение сверхъестественных способностей (сиддхи) и др. Термин йога применяется в расширительном значении для обозначения любых действий, связанных с изменением состояния сознания. Существуют выражения: йога буддийская, даосская, христианская и т.д. Йогой называют и просто систему физических упражнений. Адептов йоги называют йогами, йогинами, женщин — йогини.

159.1. ЙОГА. Виды йогической практики . (Краткий перечень.)

Абхасья-йога . Создание иллюзорных образов. Аналог визуализации.

Агни-йога . Учение Е.И. и И.К. Рерихов, основанное на переосмыслении индийской философии и практики.

Адхьятма-йога . Постижение высшего духа, мировой души (атман).

Антаранга-йога . Внутренняя йога, основанная на отрешенности от внешнего мира (пратьяхара), концентрации (дхарана) и медитации (дхьяна). Цель — состояние транса (самадхи).

Ану-йога . Обретение интуитивной мудрости через созерцание пустоты. Одна из йог тибетского буддизма, входит в ануттара-йога-тантру.

Ануттара-йога-тантра . Высшая йога тибетского буддизма. Содержит как этапы маха-йогу, ану-йогу, ати-йогу. Другое общее название: маха-йога (великая йога)

Аспарша-йога . Практика отрешенности и перехода сознания на интуитивный способ мышления.

Ати-йога. Этап ануттара-йога-тантры и практики дзогчен тибетского буддизма. Превосходная йога. Главная цель — достижение всеведения, просветления, высшей мудрости.

(Йога) Ауробиндо . См. пурна-йога.

Аштанга-йога . Йога Патанджали. Восьмичастная, восьми-аспектная йога, полностью или частично входящая во многие практики.

Бала-йога . Работа с силами (бала), дающая власть над внутренним состоянием адепта и над внешними объектами.

Бахиранга-йога. Внешняя йога. Практика систем яма и нияма, асан, пранаямы.

(Йога) божества . Практика визуализации божества-покровителя в тибетском буддизме, общение и слияние с ним.

(Йога) божественных форм . Постижение тел Будды в тибетском буддизме.

Брахма-йога . Постижение Брахмана в индуизме.

Буддийская йога . Обобщенное название буддийских практик.

Буддхи-йога . Достижение высшей мудрости через слияние с богом в индуизме.

Бхакти-йога . Путь к богу, божеству через преданную любовь к нему. Наиболее часто практикуется в вишнуизме (вайшнавизме). Элементы встречаются и в других практиках, в том числе буддийских.

Васиштха-йога . Обогащенная йога. Одна из форм интегральной йоги. Содержит элементы разных практик.

(Йога) внутреннего тепла. Генерирование тепла в собственном теле при визуализации огня (сс. чунда-йога, тибет. тумо, туммо). Одна из шести йог Наропы.

Гуру-йога . Кодекс нравственных правил, регулирующих, гармонизирующих отношения между учителем и учеником. Предусматривает почитание, культ учителя, веру в его правоту и беспрекословное следование его советам, наставлениям, что обеспечивает успех при прямой передаче опыта и знаний.

Гхастха-йога . Гхатастха-йога. Кайя-садхана. Совершенствование тела. Культ здорового тела. Практика физического развития.

Гьяна-йога . Аналог джняна-йоги.

(Йога) действия . См. крия-йога, крийя-йога

Джняна-йога . Путь к богу через постижение высших истин. Путь знаний.

Дхьяна-йога . Буддийская практика самосовершенствования и освобождения.

(Йога) знания . См. джняна-йога.

( Йога) иллюзорного тела . Практика визуализации (сс. прана-пратиштха, тибет. дубтхаб). Одна из шести йог Наропы.

Интегральная йога . Йога, объединяющая элементы различных практик на основе определенной концепции.

Йога-тантра . Йогатантра. Одна из йог тибетского буддизма. Входит в ануттара-йога-тантру как этап. Достижение слияния с божеством через управление сознанием. Большое значение в ней придается мудрам. Высшая цель — состояние махамудры.

Карма-йога . Работа с кармой. Уничтожение кармических семян.

Крама-йога . Путь к освобождению через этику, строгое соблюдение нравственных норм и предписаний.

Крия-йога . Правильные действия тела, слов (речи) и мысли. Одно из названий — повседневная йога. Входит во многие практики.

Кундалини-йога . Интегральная йога в тантрическом индуизме (индусский тантризм). Практика освобождения через подъем энергии кундалини. Слияние сс. с божественным началом и просветление.

Кунта-йога. Достижение высших состояний сознания при медитации над знаками и символами.

Лайя-йога. Растворение в Боге. Слияние с ним. Высшая стадия в хатха-йоге. Входит в интегральную тантрическую йогу индуизма, в которой она предшествует раджа-йоге.

(Йога) ламы. Почитание учителя в тибетской школе гелук (гелуг) тибетского буддизма. Аналог гуру-йоги.

Мантра-йога. Правильное произнесение и использование мантр. Йога входит в различные духовные практики.

Мауна-йога . Йога молчания. Погружение в молчание с целью гармонизации распределения праны в организме и создания внутреннего покоя.

Маха-йога . Великая йога тибетского буддизма. Входит в ануттара-йога-тантру, которую в целом также называют маха-йогой. Сострадательное созерцание иллюзорного мира.

Мукти-йога . Достижение освобождения души от оков материи в индуизме.

Нада-йога . Медитация над звуками. Слушание звука «анахат». Наблюдение за звуками в тонком и плотном телах.

(Йога) нидра . Нидра-йога. Йогический отдых Сноподобное дремотное состояние, заменяющее сон (нидра). Оцепенение. Другое название — йога сна. Трактуется как контролируемый сон, или контроль за сновидениями.

( Йога) освобождения. Преобразование сексуальной энергии в духовную, творческую энергию. Предотвращение семяизвержения и обретение высшего состояния сознания в тантрических практиках.

( Йога) Патанджали . См. аштанга-йога.

(Йога) переноса . Управляемый перенос составляющей сознания (сс. гандхарва, тибет. дися) в промежуточном состоянии между смертью и новым рождением. Одна из шести йог Наропы.

( Йога) повседневная . См. крия-йога, крийя-йога.

Прайога. Подготовительным этап в дхьяна-йоге и др.

Прамата-йога. Праматта-йога. Бесконтрольные действия в состоянии опьянения. В джайнизме — стремление к наслаждениям. Отношения к духовным практикам не имеет.

Превосходная йога . См. ати-йога.

(Йога) промежуточного состояния. Деятельность сознания в процессе умирания и после смерти тела. Созерцание посмертных состояний и выбор пути. Одна из шести йог Наропы.

Пурна-йога . Полная, интегральная йога Ауробиндо, не разработанная им до конца.

Раджа-йога . Королевская йога. Высшая стадия интегральной тантрической йоги, заканчивающаяся лицезрением бога и слиянием с ним.

Самадхи-йога . Работа над вхождением в транс и прохождением через его стадии.

Санкхья-йога . Словосочетание означает содружество двух школ. (Не исключается существование другой трактовки.)

Свара-йога . Анализ вибраций и звуковых колебаний при прохождении праны по каналам (нади), управление этим процессом.

Сиддхи-йога . Обретение сверхъестественных способностей.

(Йога) сновидений. Управление сознанием во сне и в сноподобных состояниях. Обретение в состоянии сна опыта перехода в высшие состояния сознания, постижения истины и опыта трансперсональных переживаний. Расширенное название: йога сна и сновидений. Одна из шести йог Наропы Аналог нидра-йоги.

Сурат-шабда-йога . Восприятие звука при чтении мантр или медитации на аджна-чакре.

Тантрическая йога . Интегральная йога, содержащая мантра-йогу, хатха-йогу, кундалини-йогу, лайя-йогу, раджа-йогу.

Тибетская тантрическая йога . Интегральная йога, содержащая четыре этапа. На каждом из них адепт получает посвящение, определенные знания, способности. Он восходит ко всеведению, состоянию абсолюта. Осваивает гуру-йогу, пранаяму, пять ступеней дхьяны. Этапы: крия-тантра, чарья-тантра, йога-тантра, ануттара-йога-тантра.

( Йога) трех путей . Тримарга. Интегральная йога веданты, содержащая джняна-йогу, бхакти-йогу, карма-йогу.

Удварета-йога . Преобразование сексуальной энергии в духовную (оджас). Обретение сверхъестественных способностей. Тантрическая практика.

Хатха-йога . Гармонизация функций плотного и тонкого тел. Содержит мудры, асаны, пранаяму, контроль за праной и др. Входит в интегральную тантрическую йогу и другие практики.

Чунда-йога. Генерирование внутреннего тепла. Аналог тибетской практики тумо, туммо. Йога внутреннего тепла.

Шакти-йога . Управление силами, потоками энергии в организме Аналог бала-йоги.

Шесть йог Наропы . Шесть наставлений, учений о внутреннем огне, об иллюзорном теле, о промежуточном состоянии между смертью и новым рождением, о переносе составляющей сознания, о контроле за сном и сновидениями, о Ясном Свете, возникающем в сознании при трансцендировании.

( Йога) Ясного Света . Различение видов света, возникающего в сознании при медитации, в переходном состоянии после смерти тела, во сне и при трансцендировании, переходе в состояние абсолюта.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.