Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Вавилонская башня. Новое религиозное сознание в современном мире
"НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ" В ОБЩЕСТВЕ
Сергей ЧАПНИН
ЭКОЛОГИЯ ЭРЫ ВОДОЛЕЯ
Языческие миссионеры в нашей стране преуспели в короткий срок. И это понятно. Редкий советский интеллигент не "паломничал на Восток", не увлекался экстрасенсорикой или уфологией. В 1970-80-е годы оккультный самиздат будоражил умы и вскоре после перестройки он оказался удачным трамплином для реконструкции язычества и шаманизма. Неоязычество сегодня причудливым образом переплетается с национально-патриотическим движением, астрологи и колдуны предлагают особые услуги для "новых русских", а в государственных структурах всерьез обсуждают программы социальных реформ, предложенные магистрами "оккультных наук". В России до поры оставалось неизвестным только одно - как все это назвать одним словом, чтобы оставалось по-прежнему привлекательно. Это слово нам привезли из Америки - Нью Эйдж (New Age), или "Новая Эра". На рубеже 90-х годов оно звучало для России весьма привлекательно.
Поклонники Новой Эры замелькали на страницах российских изданий. Либеральные ценности все плотнее смыкались с идеями религиозного синкретизма. Немало потрудились для этого средства массовой информации, усердно проповедуя "просто духовность" и многие безымянные кружки, в особенности Общества Рерихов. Взращенные при государственной поддержке, теософские дрожжи стали питательной средой Новой Эры. Россия говорила о религиозном ренессансе и православной духовности, но при этом дышала парами оккультизма, магии и целительства.
+ + +
Термин "Новая Эра" лучше понимать буквально. Визионеры и "пророки" наших дней провозглашают новую эру, в которую вступает Вселенная. Мифический Век Водолея - это астрологический звездный век, который, по их мнению, окажет мощное воздействие на все человечество, особенно на его духовную жизнь. Каждый получит особые знания, и человеку будут служить неведомые тайные силы. Одна из теорий утверждает, что последние 2.200 лет Земля находилась под влиянием Рыб. Этот знак Зодиака они связывают с торжеством христианства, хотя внятных объяснений почему, никто предложить не может. Для поклонников Новой Эры важно другое - в век Рыб эзотерические знания недооценивались и оккультизм не получал должного развития.
Наступающий Век Водолея призван исправить "ошибку". Христианство провозглашается религией прошлого. По поводу конкретных сроков согласия у "пророков" Новой Эры нет: одни говорят, что век уже наступил, другие - что вот-вот наступит. Но это не главное. Главное, что все согласны с Ширли Маклейн, выразившей кредо "Новой Эры" так - "Гуманизм, братство и откровение тайных сил". Это будет рай на земле. Естественно, пророкам "Новой Эры" было открыто "евангелие" Века Водолея.
При изучении движений Новой Эры может сложиться впечатление, что их собственно религиозные взгляды настолько различны, что невозможно выделить то общее, что их объединяет. Попытку определить характерные черты религиозности Новой Эры предпринял известный исследователь сект и культов Уолтер Мартин. Он выделил четыре основных критерия:
1. Открытое содействие Новой Эре.
2. Открытая поддержка характерных верований Новой Эры, таких как монизм ("все едино"), пантеизм ("все есть бог"), гностицизм (духовное совершенство невозможно без тайных знаний), карма и перевоплощение, духовная эволюция, восшедшие хозяева (равные Христу) и др.
3. Открытое использование оккультных практик Новой Эры [медиумизм, астрология, техники "исцеления души", нумерология, магия, различные способы достижения "альтернативных" состояний сознания (например, медитация, монотонное пение, гипноз и т.д.) и использование кристаллов и пирамид в психических целях].
4. Использование специфической терминологии Новой Эры (взаимозависимость, древняя мудрость [которая была утрачена и которую все теперь ищут], духовные наставники, небесная иерархия, новое сознание, новый мировой порядок, расширение сознания, планетарное видение, планетаризация, паранормальные явления, психические силы, посвящение, сценарий, трансперсональный (прямой отказ от личности, т.е. от христианского Откровения о личном Боге), холистический [т.е. цельный, исцеленный][Martin, Walter. The New Age Cult. Minneapolis, Bethany House, 1989, p. 109-110.].
Новая Эра - пестрое собрание сект и религиозных групп. Как правило, они не утруждают себя сочинением названий, довольствуясь сугубо практическим именованием - через род занятий: "мы практикуем то-то и то-то". Наиболее удачным, хотя и парадоксальным, определением для всего множества групп является, пожалуй, термин "анонимные религии", предложенный профессором И.Огордом. Религия (от лат. religare - связывать вновь) - это восстановление прерванной связи. Как восстановить эту прерванную связь, если не предполагается ответ на вопрос "с кем"?
Христианство прямо противоположно Новой Эре. В евангельском повествовании все предельно конкретно. Сын Божий становится Сыном Человеческим, являет Себя миру, проповедует Царство Небесное и учит как достигнуть его. Анонимность чужда библейскому откровению.
У Новой Эры нет имени, нет формы, она безобразна в церковно-славянском смысле слова. Об этой силе, безликой и многочисленной свидетельствует Евангелие. "Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: "легион", - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел идти им в бездну" (Лк. 8, 30-31).
+ + +
"Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века" - так в Никео-Цареградском Символе Веры христиане исповедуют веру Церкви в жизнь будущего века, в жизнь со Христом и во Христе.
Новая Эра мимикрирует, приспосабливается под эсхатологические ожидания христиан. Вере во Христа Спасителя прямо или прикровенно противопоставляется вера в сам "новый век", исповедание такого "преображения" человека, которое произойдет без Христа, иной силой. Не имеет никакого значения, кто придет и совершит "спасение" мира. Это может быть Будда Майтрейя (буддизм), "преподобный" Мун (по корейской версии), Мария Деви (по украинской версии), Секе Асахара (по японской) или Виссарион (по сибирской). Личность "спасителя" не имеет для них значения. "Если наши индивидуальные желания и удовлетворены в Раю, то это только из-за всепревосходящего стремления всех индивидуумов достигнуть и поддержать совершенное согласие Природы и Космоса" [Hienberg, Richard. Memories and visions of Paradise. Exploring the Universal Myth of a Lost Golden Age. The Aquarian Press, England, 1989, p. 240.]. Новая Эра обозначает не просто временной промежуток. Это открытый призыв к отказу от христианской "жизни будущего века". К отказу, который начинается с желания дополнить "устаревшее" христианство "новым откровением". Быть может, эти примитивные и дерзкие идеи могут найти оправдание в Америке, где предельно секуляризованный протестантизм не способен сохранить полноту Божественного Откровения. Иначе в России, но для этого надо знать православие не по наслышке...
Что может быть нового после Нового Завета? Полнота Божественного Откровения, данного человечеству во Христе, предполагает полноту времен и стремительное приближение к концу истории. Но сама история еще не закончилась и события, происходящие в мире после пришествия Сына Человеческого, описываются в книге Апокалипсис. И тем полнее наше понимание этой книги, чем больше мы видим свершающихся пророчеств, записанных в ней.
Главное уже совершилось. "Дети! Последнее время",- напоминает святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 2, 18). В этой эсхатологической перспективе новизна иллюзорна и претензия на новое откровение крайне сомнительна. И задачей христианской общины становится хранить чистоту вероучения. "Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас" (1 Ин. 2, 24).
+ + +
Если же хочешь объявить себя пророком, то мало написать "новое евангелие". Хочется быть услышанным, собрать последователей и получить власть. Для этого ньюэйджеры нашли разные пути: в политике - через идеи "нового мирового порядка", в экологии - через утверждение взаимосвязи с Матерью-Землей, в нетрадиционной медицине - через утверждение холистических принципов лечения, в "религии" - через иллюзорные мечты о поисках древней мудрости. На практике все переплетается причудливым образом и экологи стремятся к власти, а ищущие мудрость открывают медицинские центры.
Пантеизм не проводит ясной границы между богами, человеком и природой. Соединенный с различными магическими практиками, он не только не запрещает, но и активно поощряет магическое общение человека и природы.
В этом смысле сознание ньюэйджеров "экологично". Оно обладает достаточной гибкостью и солидарно с радикальными требованиями идеологов "зеленых". В частности, с И.Хубером, который провозгласил, что сегодня "уже недостаточно служить Богу и другим высшим силам, служить нужно природе" [Хубер И. Общество радуги: экология и социальная политика. - Новые социальные движения и социокультурные эксперименты. Вып. 1., М., 1989, с. 14.].
Постепенно экологическое движение в целом встало на позиции Новой Эры. Подтверждение тому можно найти во всех изданиях "зеленых". Это в равной мере относится к изданиям как американским и европейским, так и российским. На наших глазах журнал "Природа и человек" превратился из природоохранительного издания в трибуну оккультного и языческого мировоззрения. "Наши древние предки-язычники обладали куда более экологичным сознанием и мышлением",- восклицает А.Соловьев, сотрудник Кировского краеведческого музея, и предлагает печатать еще больше материалов по "дохристианской мировоззренческой культуре древних славян, по языческому мировоззрению, мироощущению и мировосприятию тех же марийцев, удмуртов и других народностей", а заодно и Рерихов [Соловьев А.Н. Не терять лица. - Свет (Природа и человек). 1996, № 1, с. 16.].
Из номера в номер на страницах журнала теософы обмениваются полученными "откровениями", утверждая свое учение, которое "одно и едино для всех". Это учение "должно быть единым источником для всего человечества Пятой Расы" [Суворов А.И. Шаг на пути к прозрению. - Свет (Природа и человек), 1996, № 1, с. 18.]. Ю.Горский и В.Лавшук, формулируя принципы "ноосферного мышления", на первое место ставят "образование единого всемирного правительства, высшим приоритетом для которого должна быть... координация жизнедеятельности планетарного социума" [Горский Ю., Лавшук В. Эспид - недуг планеты. - Свет (Природа и человек), 1996, № 2.]. Эти неоязычники всерьез рассуждают о том, как должен быть устроен мир и какая в нем должна быть власть!
Ярким примером поглощения "зеленых" является эволюция экологической коммуны в Файндхорне (Шотландия). Она превратилась во всемирно известный духовный центр Новой Эры благодаря магическим приемам, которые в сочетании с высокими сельскохозяйственными технологиями, позволяют получать высочайшие урожаи. Дэвид Спенглер, в прошлом содиректор Файндхорна, стал одним из самых известных пророков движения.
Ньюэйджерам понравилось это слово. Понятие "экологии" занимает сегодня одно из ключевых мест в их мировоззрении и имеет самое широкое толкование. Например, теория "глубинной экологии" обосновывает не только биологические взаимосвязи, но и равноправное мистическое единство всех живых организмов. Сама планета Земля воспринимается как живое и священное существо.
Новая Эра рассматривает экологические проблемы преимущественно с мистической точки зрения. Ньюэйджеры убеждены, что мистический уровень бытия - самый высокий во Вселенной. Овладение им становится главной задачей человечества, и в этом видится ключ к решению всех проблем. С одной стороны, через овладение мистическими чувствами человеческая "плоть" будет поставлена под контроль, а с другой стороны, через овладение мистическими знаниями будет преодолена неполноценность человеческого мышления и получена возможность эффективного управления материальным миром. Не случайно тема "нового мирового порядка" постоянно обсуждается ньюэйджерами.
"Экологический мистицизм" провозглашается главной стратегией выживания человечества. Ее основным элементом призвана стать возрожденная практика древних мистерий. Так ньюэйджеры желают принять на себя ответственность за творение и за судьбы мира в тех случаях, когда Бог "снимает эту ответственность с себя".
Совет стать как боги уже звучал в истории человечества. Да, человек призван сделаться "богом по благодати", призван к мистическому общению с Богом, но путь к этому не лежит через установление "нового мирового порядка". Это путь духовного возрастание через соблюдение заповедей Божиих. Библейское повествование свидетельствует, что желание "стать как боги" через внешнее "механическое" действие приводит к преступлению заповеди Божией и уже привело к величайшей трагедии в судьбах мира - грехопадению. К страшным последствиям ведет и незаконное вторжение в мир духов - то, что обычно называют "мистическим познанием", - к обольщению и порабощению человека падшими ангелами.
Адам искал новых знаний, но, нарушив заповедь Божию, познал лишь одно - свою наготу. Адам был изгнан из рая, и вместе с ним пострадала вся земля - тернии и волчцы стали произрастать на проклятой земле (Быт. 3, 18). Так желание "стать как боги" привело к первой в истории человечества экологической катастрофе.
Христиане знают, что нарушение заповеди не ведет к сохранению мира. Об этом предостерегает апостол Павел, говоря о временах, когда "здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут себе учителей... избирать, и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2 Тим. 4, 3-4).
+ + +
Истинная вера требует от человека мужества - дарами свободы и разума он призван распорядиться по достоинству. Однако Новая Эра не стремится к познанию Истины, она проповедует вульгарную множественность: "Не нравится? Делай прямо противоположное". И философия супермаркета ведет к потере духовной чуткости.
Незнание истории мстит, незнание законов духовной жизни отнимает свободу и разум. Новая Эра - это сплав мистических, оккультных и спиритуалистических групп, самые старые из которых отметили свое столетие, а новые появляются каждый день. Новая Эра возрождает древние культы и ереси, магическую и мистериальную практику. Все то, что рухнуло из-за неполноты и ветхости в свете Евангельского откровения, все то, что отвергла Церковь, утверждая свое вероучение - возвращается в наш мир. Ошибается тот, кто ищет новизны в Новой Эре.
Возвращение отвергнутого язычества описано в Апокалипсисе с пророческой силой. Придет время и окрепшее язычество вступит в открытый бой с Церковью Христовой. Это будет последняя битва в мировой истории. Христиане в ней будут разбиты. Но не Христос, грядущий на облаке с силою и славою великою (Лк. 21, 27). "Новое небо и новая земля" наступят в тот миг, когда Сам Господь мечом, исходящим из уст Его, положит конец Новой Эре.
("ТД", №9)
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Религиоведение
|
|