Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства
Раздел 1. Экономическое состояние Римской империи в эпоху возникновения христианства
7. СОЮЗЫ И КОЛЛЕГИИ
Модернизаторы античности уделяют важное место ремесленникам, которые
якобы вытеснили рабочий труд и создали свои профессиональные организации. В
действительности ничего подобного античность не знает. Союзы и коллегии были
чисто культовыми объединениями, куда входили и рабы, и свободные люди.
Назначением этих коллегий было обеспечить своим членам подобающие похороны и
обслужить интересы их общего культа.
112. Dessau II, II 7212
В консульство Л. Цейония Коммода и Секста Веттулена Цивика Помпеяна, в
5 день июньских ид. 9 июня 136 года. В муниципии Ланувии в храме Антония, в
котором
Л. Цезенний Руф, патрон муниципии, распорядился устроить корпорацию
через Л. Помпея... квинквенал почитателей Дианы и Антиноя, обещал, что он...
даст от своих щедрот проценты с 15 000 сест.: в день Дианы, (Dies natalis -
день рождения: как и в христианских святцах, римские боги и герои имели
каждый свой день) в иды августа, 400 сест. и в день Антиноя, в 5 день
декабрьских календ, (27 ноября) 400 сест. И он предписал записать под
колоннадой Антиноя, во внутренней части, установленный ими закон в
нижеследующих выражениях:
"В консульство М. Антония Либера и П. Муммия Сизенны в январские
календы (1 января 133 года) учреждена спасительная коллегия Дианы... и
Антиноя в третью диктатуру Л. Цезенния, сына Люция Квир. Руфа и в его же
патронство. Глава из сенатского постановления римского народа:
"Да позволено будет сходиться, собираться, иметь коллегию. Кто захочет
вносить ежемесячные взносы на похороны, пусть собирается в эту коллегию, и
пусть не собираются под видом этой коллегии, кроме как раз в месяц, чтобы
вносить (отчисления) на расходы по погребению покойников". На благо, счастие
и спасение импер. Цезарю Траяну Адриану Августу и всему его дому, нам, нашим
и нашей коллегии, хорошо и старательно сорганизуемся, чтобы мы честно
совершали похороны умерших. Итак, мы все должны согласиться, чтобы мы путем
регулярных взносов могли на долгое время утвердиться. Ты, желающий впервые
вступить в эту коллегию, сначала прочти устав и вступи так, чтобы ты потом
не жаловался и не оставил своему наследнику тяжбы.
Устав коллегии.
Все решили, чтобы всякий, кто захочет вступить в эту коллегию, дал в
качестве вступительного взноса 100 сест. и амфору хорошего вина, а также
ежемесячно по 5 ассов. Решено также, что, кто в течение шести месяцев подряд
не уплатит взносов, тому средства на похороны не будут отпущены, если он
даже составил завещание. Также решено: кто из этой корпорации умрет, уплатив
все взносы, на него отпускаются из кассы 300 сест., из каковой суммы уйдут
на раздачу участникам процессии 50 сест., которые будут розданы у
погребального костра, а похоронная процессия совершается пешком.
Решено также, что если кто умрет за 20 миль от муниципии и об этом
будет сообщено, то туда должны будут отправиться выбранные от нашей
корпорации три человека, которые позаботятся о похоронах и должны будут дать
отчет общему собранию добросовестно; и если будет обнаружен у них какой-либо
обман, они уплачивают штраф в четверном размере. Им возмещаются расходы по
его погребению, сверх того на путевые издержки туда и обратно по 20 сест.
Если кто умер дальше от муниципии чем на 20 миль и нельзя было дать
знать об этом, то тот, кто его похоронил, пусть засвидетельствует
удостоверением, подписанным 7 римскими гражданами, и после подтверждения
факта ему надлежит возместить, согласно закону коллегии, его расходы на
похороны, если есть достаточная гарантия, что никто более претендовать не
будет, за вычетом сумм, розданных на похоронах. Пусть в нашей коллегии не
будет злого умысла; пусть ни патрон, ни патронесса, ни хозяин, ни хозяйка,
ни кредитор не имеет никакого права иска к коллегии, за исключением случая,
когда кто-нибудь будет назван наследником по завещанию. Если кто умер без
завещания, то будет похоронен по усмотрению квинквенала и общего собрания
(populus).
Также решено: если умрет состоящий в коллегии раб и тело его
несправедливо не будет выдано хозяином или хозяйкой для погребения, а
завещания он не оставил, ему будет устроено погребение in effigie, то есть
похоронные обряды будут совершены не над трупом умершего, а над его
изображением. Также решено: если кто по какой-либо причине покончил
самоубийством, тому средства на похороны не будут отпущены. Решено также,
что, если раб, состоящий в этой коллегии, получит свободу, он должен дать
амфору хорошего вина. Решено также: если кто в порядке очереди по списку
будет в свой год магистром по устройству трапезы, а он не соблюдает
(правила) и не устроит (трапезы), тот внесет в кассу 30 сест. Следующий (по
списку) должен будет дать и должен будет вместо него устроить. Расписание
трапез: 8 мартовских ид-Цезенния... отца;
5 декабря кал. - день Антиноя; августовские иды - день Дианы и
коллегии; в кал. сент.- день брата Цезенния Сильвана; накануне нон...-день
матери Корнелии Прокулы; 19 кал. янв.- день Цезенния Руфа, патрона
муниципии. Магистры трапез, назначенные в порядке очереди по списку, должны
будут, в каждой очереди по четыре человека, поставить по одной амфоре
доброго вина, хлебов в два асса по числу членов коллегии, сардины числом 4,
убранство для обеденного ложа, горячую воду и посуду. Также решено, что, кто
из членов этой коллегии будет назначен квинквеналом, тот должен быть
свободен с того периода, когда он будет квинквеналом, и из всех раздач ему
должна быть дана двойная доля. Также решено давать из всех раздач шестерные
доли писцу и рассыльному.
Решено также: что тому квинквеналу, который безупречно выполнил свои
обязанности, в виде премии выдается шестерная доля всего, чтобы и другие
рассчитывали на ту же (премию) за правильные действия.
Решено также: что, если кто захочет жаловаться или доносить, пусть он
доносит в конвент, чтобы в торжественные дни мы пировали спокойно и весело.
Решено также: что, если кто по случаю возмущения перейдет с места на
другое место, он уплачивает штраф в 4 сест. А если кто будет говорить
что-либо порочащее другого или окажется склочником, то на него пусть наложен
будет штраф в 12 сест. Если кто-нибудь во время пира скажет что-нибудь
порочащее или оскорбительное квинквеналу, то с него штраф 20 сест.
Решено также, чтобы квинквенал в торжественные дни в течение срока
своих полномочий совершал молитвы с (воскурением) ладана и (возлиянием) вина
и выполнял прочие обязанности, одетый в белое, а в дни Дианы и Антиноя
выставил перед трапезой масло (для натирания) для коллегии в общественной
бане".
113. Dessau II, II 7449
Донат, сын Тавра, германец, (один из рабов Статилия I век). Здесь
покоится: товарищи устроили ему похороны (при участии) 130 человек,
стоимостью в 25 денариев, при распорядителях Максиме, Геликоне, Дапне.
114. Dessau II, II 7259
Сексту Фадию Пап. Секунду Музе, исполнявшему в Нарбонской колонии все
высшие должности, первому фламину нового храма Авг. в Нарбоне,- Нарбонские
мастера-столяры своему патрону за его заслуги. L. d. d. d. Копия письма
Секста Фадия Пап. Секунда Музы, в нижеследующих словах:
"Фадий Секунд - коллегии нарбонских мастеров привет. Хотя трудно
воздать благодарность за многочисленные и постоянные заслуги ваши передо
мною, однако, зная, что щедрый поступок больше всего будет приятен вашей
любви, я в 5 кал. ближайшего месяца мая, в день моего рождения, внесу в
присутствии детей и славнейшего внука Юкунда в вашу кассу шестнадцать тысяч
сестерций и в тот день отсчитаю проценты за весь год, исчисленные по 8
ассов. За сто денариев в месяц, то есть около 10 процентов годовых. Чтобы
приятнее был мой скромный дар, я прошу у вашего благочестия, чтобы проценты
с этого капитала вы в тот же день, по почтеннейшему обычаю, распределили
навсегда среди присутствующих и участвующих в трапезе и чтобы эта сумма не
была обращена ни на какую другую надобность, поскольку я настоящим письмом
предусматриваю и затем в своем завещании приму меры, чтобы, если
(вышеуказанное) условие будет изменено или отменено, эти деньги перешли к...
или, если те замедлят вытребовать деньги,- в казну великого принцепса.
Эту мою волю - если только вы ее одобрите - и ваше согласие я
убедительнейше прошу вырезать на медной доске, поместить перед храмом... и
записать с правой стороны на цоколе статуи, которую вы мне поставили, чтобы
вернее было подтверждение соблюдения в будущем моего желания.
(Затем) рукою Фадия Секунда было сделано примечание: Это сделано по
поручению. Писал в октябрьские календы в консульство Орфита и Приска. 1
октября 149 г.
Письмо вы сохраните как совершенный документ. Желаю вам здравствовать,
превосходные дражайшие мои господа".
Чтобы сохранить (память) и прославить навеки его щедрость, нарбонские
мастера-столяры постановили копию, сличенную с медной таблицей, поместить
перед храмом на самом видном месте.
115. Dessau II, II 7258
Эта надпись, как и следующая, свидетельствует о том, что коллегии,
объединявшиеся по самым различным признакам (национальности, землячествам,
возрасту и так далее), в том числе по признаку профессиональному,
преследовали исключительно культовые цели - совместное отправление культа,
устройство общих культовых трапез и работы по организации похорон членов
коллегии. Никаких профессиональных задач они себе не ставили.
D. М. "Dis manibus" - "богам манам" - это посвящение духам предков
неизменно встречается почти на всех римских надгробных памятниках, в том
числе в первые века христианства, и на христианских. Здесь покоится Венулея
Пелагия; сын - матери благочестивейшей.
М. Невий, сын М., Гал. Реститут, солд. Х пр. когорты, покоится здесь,
оставив по завещанию коллегии пизанских корабельных мастеров в древнейшем
благочестивейшем городе 4000 сест., чтобы они на доходы с этого капитала
устраивали ежегодно у его могилы паренталии и розарии. Жертвоприношение
покойнику и украшение могилы венками. Если они этого не сделают, то на тех
же условиях мастера-красильщики г. Пизы, получив в виде штрафа от
корабельных мастеров 4000 сест., сами должны будут устраивать (указанные
обряды).
116. Dessau II, 11 7266. Рим
Тиб. Клавдию Эсквил. Северу, декуриалу ликтору, патрону корпорации
рыбаков и водолазов, трижды квиквеналу означенной корпорации, за заслуги
его, так как он первый на свои деньги вместе с сыном своим, римским
всадником Клавдием Понтианом, поставил две статуи,- одну Антонину Авг.,
господину нашему, другую - Юлии Августе, госпоже нашей, и сверх того
подарил, той же корпорации 10 000 сест., с тем чтобы из процентов с этой
суммы ежегодно в день его рождения, 17 кал. февр., (16 января) раздавали
каждому в отдельности подарки, а особенно за то, что его стараниями
приобретено и утверждено (право) плавания лодок - по постановлению
корпорации рыбаков и водолазов всего русла Тибра, коим по закону разрешается
собираться, поставили (сей памятник) на свои деньги. Посвящено 16 кал. сент.
в консульство Нуммия Альвина и Фульвия Эмилиана (16 августа 206 года) в
присутствии патронов Ювентия Корпелиана и Юлия Фелициссима, квинквеналов
Клавдия Квинтиана и Плутия Аквилина, кураторов Элия Августа, Антония Витала
и Клавдия Криспа.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Религиоведение
|
|