Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Мюллер Ф. Введение в науку о религии
У ИСТОКОВ КОМПАРАТИВИСТИКИ В РЕЛИГИОВЕДЕНИИ: ФРИДРИХ МАКС МЮЛЛЕР
Предисловие переводчика
Фридрих Макс Мюллер (1823-1900), талантливый лингвист
и востоковед, ученый с широчайшим кругозором, профессор
Оксфордского университета, первым открыто заявивший
о необходимости создания самостоятельной науки о
религии, по праву считается одним из основателей религиоведения.
К моменту появления работ Макса Мюллера по истории ре-
лигии принцип историзма в этой области уже прочно закрепил-
ся и позволял рассматривать религиозные верования и различ-
ные религии во всем их многообразии и развитии. Следующим
тагом в этом направлении становится предложенный Мюлле-
ром сравнительно-исторический метод, взятый им из языкознания,
где он уже доказал свою полезность. М. Мюллер пытался ис-
пользовать достаточно разработанные методы языкознания в
области религиоведения и тем самым создать сравнительное ре-
лигиоведение и сравнительное мифоведение.
Применение сравнительного метода к изучению религии
было предопределено всей логикой становления науки вто-
рой половины XIX века, когда множество возникающих срав-
нительных дисциплин (сравнительная анатомия, сравнитель-
ная геология, сравнительное языкознание) отражало процесс
развития общих и частных принципов естественнонаучного
«компаративизма» (Ж. Ламарк, Ш. Кювье), объектом которого
становилась форма, а не функция.
Сравнительный метод изучения религий М. Мюллера дей-
ствительно изменил многие устоявшиеся взгляды на характер,
происхождение, развитие и упадок религий. Заметим, что этот
метод оказался полезным и для христианской теологии, все бо-
лее интересующейся отношением между религиями и, по-види-
мому, не оставившей без внимания высказывание Гёте, которое
было перефразировано Мюллером следующим образом: «Кто
знает одну религию — не знает ни одной».
Характерный для Ф. Макса Мюллера лингвистический под-
ход заметен сразу же — в самом понятии религии он выделяет
два смысла:
1) совокупность учений, передаваемых благодаря устной
традиции или каноническим книгам и содержащих в себе все
то, что определяет религиозную веру;
2) способность человека верить (независимо от всех исто-
рических реалий), постигать бесконечное под различными
именами и в разнообразных формах. Неизбежный внутренний
конфликт сознания при попытках постичь бесконечное по-
рождает мысль о сверхъестественном.
Рассматривая триаду «язык - мышление - религия», М. Мюл-
лер приходит к выводу, что единство языка и мышления пре-
допределило развитие сознания в первобытный период, а сле-
довательно, и развитие религии как феномена сознательной
жизни человечества. Генетическая связь языка и религии позво-
ляет исследователю строить многие аналогии в развитии этих
различных проявлений мышления.
Макс Мюллер был убежден, что изучение древних языков
дает возможность ученому проникнуть в глубинные тайники
души человеческой и обнаружить истинный смысл религиоз-
ной веры древних людей, постепенно выявляя те ощущения и
впечатления, которые связывались в их сознании с именами бо-
гов, с мифами и легендами о них.
Говоря о том месте, которое занимал язык по отношению к
религии в исследованиях XIX века, нельзя не вспомнить о рас-
пространенном в ту пору мнении, что история религии есть ис-
тория мифа. Наиболее глубинные пласты религии искались в
древнейших мифах и символах, и одно из известных исследо-
ваний знаменитого мифолога Георга Ф. Крейцера (1771-1858)
о символах и мифах древних народов было одновременно на-
звано феноменологией и историей религии.
М. Мюллер, в отличие от Крейцера, называл мифологию «бо-
лезнью языка». При этом он полагал, что более половины труд-
ностей при изучении истории религий имеют свой источник в
постепенном искажении древнего языка при переводе его на
современный, в модернизированной интерпретации древних
мыслей.
Кроме того, Мюллер отмечает зависимость мифологии и от
характера языка. Так, по его мнению, персонификация имеет
место в мифических рассказах тех народов, в языке которых
имена собственные, как и нарицательные, имеют мужской и
женский род. У африканских же племен, в чьих языках не суще-
«твует какого-либо разделения по родам, мифология неперсо-
иифицирована. Отсюда следует важный вывод, что корни ми-
фологии нужно искать в неизменных характеристиках языка.
Подвергнув сравнительному анализу концепцию происхож-
дения мира и человека в различных вероучениях, М. Мюллер
показывает, что древние религии имели много общего в этом
аспекте. Так, каждый народ искал своего прародителя и нахо-
дил его либо в существе природном, либо в человеке, либо в бо-
жестве. Выяснить это помогло лингвистическое исследование
собственных имен родовых или племенных божеств. Подобные
новые подтверждения общности религиозных представлений
восточных, западных и африканских народов доказывали
единство истоков и раннего развития религий
и их определенной в независимости от конкретных условий.
Предлагая вниманию читателя анализ различных типов су-
ществовавших в то время классификаций религий — деление
на истинные и ложные, естественные и откровенные, полите-
истические, дуалистические и монотеистические, на геноте-
иггические и атеистические религии, — М. Мюллер указывает
мл недостатки и достоинства каждой из этих классификаций.
Рассмотрев их критически, он предлагает свою, новую класси-
фикацию, аналогичную классификации языков.
По его мнению, «язык и религия создают народ, при этом
религия является даже более могущественным фактором, чем
язык» (наст. изд. с. 76). Ученый считал, что высокое чувство
единства и национальной общности возникает в людях благо-
даря поклонению одному и тому же божеству, и самое нагляд-
ное подтверждение своих мыслей видел в истории евреев. Культ
Иеговы, считал М. Мюллер, сделал евреев народом, выделив их
среди финикийцев, моавитов и других племен, говорящих на
семитских языках. А древние греки, несмотря на то, что говори-
ли нa разных диалектах, что были разделены на множество рес-
публик и полисов, всегда чувствовали себя единым эллинским
7
народом, ибо верили в одного бога — древнего Зевса Додонско-
го — бога всех эллинов.
Считая, что без древней религии не было бы ни древней по-
эзии, ни древнего искусства, ни древней философии, М. Мюл-
лер полагает, что изучение древнейших религий необходимо
для каждого образованного человека. К тому же, с его точки
зрения, знание этих религий дает возможность глубже ощутить
величие христианства, ибо оно является подлинным сплавом
восточной мифологии и западной философии, восточной муд-
рости и западного рационализма, объединяя в себе эти два цен-
тра культуры и цивилизации.
Знаком * помечены в тексте ссылки на комментарии перевод-
чика, расположенные в конце настоящего издания на с. 174—259-
Перевод выполнен по изданию: Introduction to the Science of
Religion. Four Lectures delivered at Royal Institution in February and
March, 1870 by F. Max Muller. Bharata Manisha, India, 1972.
E. С. Элбакян
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Религиоведение
|
|