Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гностики или о "лжеименном знании". Сборник

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. НЕОГНОСТИЦИЗМ

II. ДОКУМЕНТЫ

ЭЛИФАС ЛЕВИ. О ВЫСШЕЙ МАГИИ

<..,> ... есть веши, которые Соломон запечатал своей тройной печатью. Посвященные знают об этом достаточно. Что же касается других, пусть они смеются, пусть не верят, сомневаются, угрожают или боятся, — что за дело до этого науке и нам?

Действительно, таковы результаты .тайной философии, и, утверждая, что все эти привилегии реальны, я не боюсь ни обвинения в безумии, ни подозрения в шарлатанстве. Цель всей моей работы по тайной философии доказать это.

Таким образом, философский камень, всеобъемлющая врачебная наука, превращение металлов, квадратура круга и секрет беспрерывного движения — все это — не мистификации науки, не мечты безумия; это — термины, истинное значение которых надо понять, причем все они выражают различное употребление одного и того же секрета, различные признаки одной и той же операции, которую определяют более общим образом, называя ее великим делом.

В природе существует сила совершенно иначе могущественная, чем пар; благодаря этой силе, человек, который сможет завладеть и управлять ею, будет в состоянии разрушить и изменить лицо мира. Сила эта была известна древним; она состоит из мирового агента, высший закон которого — равновесие и управление, который непосредственно зависит от великой тайны трансцендентальной магии. Управляя этим агентом, можно изменить даже порядок времен года, ночью производить дневные явления, в одно мгновение сообщаться между концами земли, видеть подобно Аполлонию то, что происходит на другом конце света, исцелять или поражать на расстоянии, придавать

393

Фрагменты из книги "Учение и ритуал высшей магии".

своему слову успех и повсеместное распространение. Этот агент, едва открывающийся ощупью учениками Месмера. есть именно то, что средневековые адепты называли первой материей великого дела. Гностики сделали из него огненное тело Святого Духа; его же обожали в тайных обрядах Шабаша или Храма, под иероглифическим видом Бафомста или Андрогина, козла Мендеса. Все это будет впоследствии доказано.

Таковы секреты тайной философии; такой является нам магия в истории...

<...> Не следует дерзко вступать на путь высоких

знаний, но, если начал идти — необходимо дойти и in погибнуть: сомневаться — значит стать безумным, ociciновиться — упасть, отступить — броситься в пропасть.

Итак, начавший читать эту книгу, если ты ее понимаешь и хочешь прочесть до конца, она сделает тебя монархом или безумцем. Делай с этим томом все, что пожелаешь, ты не сможешь ни презирать, ни забыть его. Если ты чист, эта книга будет для тебя светом; если ты силен, она будет твоим оружием; если ты свят — твоей религией; если ты мудр, она урегулирует твою мудрость.

Но если ты зол, эта книга будет для тебя подобна адскому факелу; она изроет твою грудь, разрывая ее подобно кинжалу; она останется в твоей памяти как угрызение совести; она наполнит химерами твое вооОражение и посредством безумия приведет тебя к отчаянью. Ты захочешь над ней смеяться и сможешь только скрежекпь зубами, ибо книга эта будет для тебя подобна тому подпилку в басне, сгрызть который пыталась змея и который испортил ей все зубы...

<...> Знание (la science) — абсолютное и полное обладание истиной.

Поэтому мудрецы всех веков боялись этого абсолютною

и страшного слова; они боялись присвоить себе первую привилегию Божества, приписав себе знание, и удон-кчворялись, вместо глагола "знать", словом, выражающим познание, и вместо слова "знание" избрали "гностицизм" (la gnose), слово, выражающее собой только идею интуитивного познания.

394

Действительно, что знает человек? Ничего, и, однако, е^у не позволено чего-нибудь не знать.

Он ничего не знает и призван все узнать.

Но знание предполагает двойное. Бытию познающему необходим объект познаваемый.

Двойное — генератор общества и закона; оно также число гностицизма. Двойное — единство, умножающееся само на себя, чтобы творить; поэтому-то священные символы заставляют Еву произойти из груди Адама.

Адам — человеческая тетраграмма, резюмирующаяся в таинственном йоде, образе каббалистического фалоса. Добавьте к этому йоду тройное имя Ев.ы, и вы составите имя Еговы, божественную тетраграмму, каббалистическое и магическое слово, которое первосвященник в храме произносил: "Йод, и, вау, и".

Так единство, совершенное в плодородии тройного, образует вместе с ним четверное, ключ ко всем числам, ко всем движениям и всем формам. Квадрат, вращаясь вокруг себя самого, производит равный себе круг, а квадратура круга и есть круговое движение четырех равных углов, вращающихся вокруг одной и той же точки.

То, что находится вверху, говорит Гермес, равняется тому, что находится внизу; двойное служит мерой единству, и отношение равенства между верхом и низом образует вместе с ними тройное.

Творческий принцип — идеальный фалос, и принцип созданный — формальный ктеис. Вставление вертикального фалоса в горизонтальный ктеис образует ставрос гностиков или философский крест масонов. Так скрещение двоих производит четыре, которые, двигаясь, производят круг со всеми его градусами.

Богаз и Жакин. (единство и двойство) — имена двух символических колонн, находившихся перед главной дверью каббалистического храма Соломона. Эти две колонны объясняют в каббале все тайны антагонизма как естественного, так и политического или религиозного; они же объясняют производительную борьбу между мужчиной и ^кщиной, ибо, по закону природы, женщина должна

395

сопротивляться мужчине, а он должен прельстить и.щ

подчинить ее.

Деятельный принцип ищет принцип пассивный, полнота
влюблена в пустоту: змеиная глотка притягивает свой хвост, и, вращаясь, она сама от себя убегает и сама себя преследует. Женщина — творение мужчины, и мировое творение — жена первого принципа.

Когда бытие-принцип стало творцом, оно воздвигло йод, или фалос, и чтобы найти ему место в полноте несотворенного света, он должен был вырыть ктеис, или яму тени. равную размеру, определенному его творческим желанием и присвоенному им идеальному йоду лучезарного света.

Таков таинственный язык талмудических каббалистов, и, вследствие невежества и злобы толпы, я не в состоянии

объяснить его или упростить.

Итак, что такое творение? Это дом Слова-творца. Что

такое ктеис? Это дом фалоса.

Какова природа деятельного принципа? Проливать. Какова природа принципа пассивного? Собирать и оплодотворять.

Что такое мужчина? Посвятитель — тот, кто примиряет, орошает и собирает жатву.

Мужчина воюет, женщина доставляет мир; мужчина

разрушает, чтобы творить, женщина создает, чтобы сохранять; мужчина — возмущение, женщина — примирение; мужчина — отец Каина, женщина — мать Авеля.

Что такое мудрость? Примирение и соединение ofwiix принципов; кротость Авеля, управляющая энергией Канна...

<...> Единство человека дополняется правой и .'юной

сторонами.

Примитивный человек — андрогин. Все органы человека

расположены по два, за исключением носа, языка, пупа'

и каббалистического йода.

Божество, единое в своей сущности, для самого существования своего нуждается в двух основных свойствах: необходимости и свободе.

Законы высшею разума необходимо требуют Бога разумной и мудрой свободы.

396

Чтобы сделать свет видимым. Бог только предположил моак. Чтобы проявить истину, Он сделал возможным сомнение. Мрак — контраст света, и возможность ошибки необходима для временного проявления истины.

Если бы шит Сатаны не останавливал копья Михаила, сила ангела потерялась бы в пустоте или должна была бы проявить себя бесконечным разрушением, направленным сверху вниз.

И если бы нога Михаила не препятствовала восхождению Сатаны, он сверг бы с престола Бога, или, скорее, сам потерялся бы в неизмеримых глубинах высоты.

Следовательно, Сатана нужен Михаилу, как пьедестал для статуи, и Михаил нужен Сатане, как тормоз для паровоза...

<...> Все религии сохранили воспоминание о примитивной книге, написанной в образах мудрецами первых веков; ее упрощенные и позже введенные во всеобщее употребление символы доставили писанию буквы, слову — его отличительные признаки и оккультной философии — ее таинственные знаки и пентакли.

Эта книга, приписываемая евреями — Еноху, седьмому учителю мира после Адама; египтянами — Гермесу Трисмегисту; греками — Кадму, основателю святого города, была символическим сокращением примитивного предания, позже названного Каббаллой или Каббалой — еврейским словом, эквивалентным преданию.

Все это предание основано на естественном догмате магии: видимое —для нас пропорциональная мера невидимого. Древние, заметив, что в физике равновесие является универсальным законом и результатом кажущейся противоположности двух сил, от равновесия физического перешли к равновесию метафизическому и провозгласили, что в Боге, т. е. живой и деятельней первопричине, необходимо признать два свойства: устойчивость и движение, необходимость и свободу, рациональный порядок и свободу воли, справедливость и любовь, а следовательно, также строгость и милосердие; два эти атрибута еврейские каббалисты до некоторой степени олицетворяют под названием ебуры и Хезеда.

397

Над Гебурой и Хезедом расположена верховная корона — уравновешивающая сила, принцип мира или уравновешенного царства, корона эта обозначена именем Мальху в тайном и каббалистическом стихе молитвы Господнеи ..

Но Гебура и Хезед, поддерживаемые в равновесии вверху короной и внизу царством, — два принципа, которые можно рассматривать либо абстрактно, либо в их peaлизации. Абстрактные или идеализированные, они получают высшее название "Хохма" (мудрость) и "Бина" (разум). Осуществленные, они называются устойчивостью и прогрессом, т е. вечностью и победой: "Год" и "Нетца".

Такова, по учению каббалы, основа всех религий и наук, первая и неизменная идея всего существующего — тройной треугольник и круг, идея тройного, объясненная помноженным само на себя равновесием, в области идеала и осуществление этой идеи в формах. Древние соединяли главные понятия этой простой и грандиозной теологии с понятием о числах и следующим образом определяли все числа примитивной декады:

1. "Кетер", — Корона, уравновешивающая сила.

2. "Хохма". — Мудрость, уравновешенная в своем неизменном устройстве инициативой разума.

3. "Бина". — Деятельный разум, уравновешенный мудростью.

4. "Хезед". — Милосердие, вторая концепция мудрости.

5. "Гебура". — Строгость, неизбежное существование которой обусловливается мудростью и добротой.

6. "Тиферет". — Красота — лучезарная концепция равновесия в формах, переход от короны к царству, принцип-посредник между творцом и творением.

7. "Нетца". — Победа, т. е. вечное торжество разума

и справедливости.

8. "Год". — Вечность побед духа над материей, деятельного над пассивным, жизни над смертью.

9. "Иезод". — Основание, т. е. основа всех верований и истин —то, что мы называем в философии "Абсолклом .

10. "Мальхут". — Царство — вселенная; все творение, дело и зеркало Бога; доказательство существования высшего разума; точное следствие, заставляющее нас взойти к

398

первым возможным посылкам; загадка, отгадка которой - Бог, т. е. высший и абсолютный разум.

Эти десять основных понятий, связанных с первыми десятью буквами примитивного алфавита, одновременно обозначая и начала и числа, представляют собой то, что учителя каббалы называют десятью Сефиротами.

Изображенная таким образом священная тетраграмма указывает число, источник и отношение имен Бога. К имени Иотхава, изображенному этими двадцатью четырьмя знаками, увенчанными тройным венчиком света, нужно относить 24 небесных трона и столько же коронованных старцев "Апокалипсиса". В каббале оккультное начало называется старцем, и этот принцип, размножаясь и как бы отражаясь во второпричинах, создает свои образы, т. е. столько же старцев, сколько существует различных концепций его единой сущности. Эти менее совершенные образы, удаляясь от своего источника, бросают во мрак последнее отражение и отблеск, изображающие ужасного и обезображенного старца; а это и есть то, что называют дьяволом. Поэтому один посвященный осмелился сказать: "Дьявол — Бог, по понятиям злых людей", а другой, употребляя еще более странные, но не менее энергичные выражения, добавил: "Дьявол образован из обрывков Бога"...

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение
Список тегов:
священные символы 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.