Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Гностики или о "лжеименном знании". Сборник
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ДО-ХРИСТИАНСКИЙ ГНОСТИЦИЗМ
II. ДОКУМЕНТЫ
ПОИМАНДРЕС
Как-то раз, размышляя о сущем, я был столь вознесен своею мыслью, что все телесное во мне пришло в оцепенение и было как бы объято глубоким сном. И явился мне кто-то огромный, позвал меня по имени и сказал: "Что хочешь ты увидеть и услышать, что желаешь постигнуть и узнать?" Когда я. пораженный, спросил его, кто он, он сказал: "Я — Поимандрес, Нус** всевластия, коему ведомы все твои пожелания и кто всегда пребывает с тобой".
Я сказал ему: "Желаю познать сущее, природу сущего и Бога. О. как хочу я постигнуть все это!" Он же ответил: "Смотри и запоминай, что я явлю тебе и в чем наставлю".
И вот он преобразился, и все открылось мне, и видел я безграничный свет, тихий и приятный, и возлюбил ею безмерно. А потом сгустилась ужасная тьма, свиваясь кольцами наподобие змеи. Затем тьма обрела образ влажной природы, сотрясавшуюся и клубящуюся, испускавшую жалобные стоны...
И Поимандрес сказал: "... Свет — это я, Нус и твой Бог, воссиявший во тьме, а исходящее от меня — суть святой Логос — Сын Божий... Уразумей это так: видит и слышит в тебе Логос, а я — Бог-Отец. И мы нераздельны друг с другом, и наше единение — жизнь"...
Я спросил: "Откуда возникли элементы природы?", и он ответил: "Из воли Божьей, которая, восприняв Логос и увидев умопостигаемый космос, воспроизвела увиденное из себя и своих творений — душ. Нус же. будучи женой и мужем, жизнью и светом, породил другого бога — Демиурга, бога пневмы и огня, который создал семь верховных правителей — архонтов, охвативших телесный мир круговращением своих сфер. Управление же их суть судьба.
Фрагменты. Поимандрес — "пастырь мужей" (греч.). От первого лица говорит Гермес Трисмегист.
* Нус (noui;) — вездеприсущий, всеобъемлющий, духовный и творческий Ум.
108
И тогда божественный Логос воспрянул из нижних стихий в чистую часть мироздания и соединился с НусомДемиургом, ибо он был единосущ ему, а нижние стихии остались бессловесными, став простой материей.
Нус же вместе с Логосом, создав и закружив орбиты, произвел вечное круговращение всех тварей... и это круговращение, по повелению Нуса, произвело из нижних стихий бессловесных животных: из воздуха возникли пернатые, из воды — водоплавающие; когда же земля и вода разделились, из недр земли вышли четвероногие и пресмыкающиеся.
Затем Нус, Отец всего сущего, будучи светом и жизнью, родил подобного себе Человека; он полюбил его как своего сына. Ведь он был прекрасен, имея образ Отца; так-то, в действительности. Отец полюбил собственный образ и передал ему все свои создания. Человек, созерцая творения Демиурга в огне, и сам пожелал творить; и ему это было разрешено Отцом. Опустившись в сферу Демиурга с тем, чтобы иметь власть над нею, он созерцал творения брата, и они полюбили его, и каждый уделил ему часть своего естества. Познав их сущность и получив удел в их природе, он пожелал разомкнуть вращение сфер и постичь власть того, кто восседает над огнем.
И вот владыка всего смертного мира с его бессловесными тварями прошел сквозь гармонию небес, разомкнув ее сферы; он явил нижней Природе свой прекрасный божественный образ; увидев его, вместившего в себе всю силу архонтов и подобие Бога, Природа ему улыбнулась, любя. А он, увидев свое подобие в ней, отраженное в ее воде, воспылал любовью к нему и пожелал вселиться в него; с желанием явилась и сила, и он вселился в бессловесное подобие. А Природа, залучив возлюбленного, обвила его, и они совокупились, став любовниками. И вот почему, в отличие от всех остальных существ земли, человек двойственен: будучи смертен своим телом, он бессмертен благодаря сущему Человеку. Обладая властью над всеми, он претерпевает, подчиняясь судьбе; пребывая над сферой, он — замкнут, как раб, внутри сферы...
109
И вот великая тайна, скрытая до сего дня: Природа, совокупившись с Человеком, произвела на свет чудо: так как Человек имел в себе природу гармонии семи архонтов, состоящую из пневмы и огня, то и Природа не остановилась, и родила семерых людей, соответствующих природе семи архонтов, обоеполых и устремленных ввысь... Порождение первых семи людей произошло так: женским началом была земля, оплодотворяющим — вода: огонь произвел созревание, а воздух — дыхание; тела же были порождены по подобию Человека. Человек же из жизни и света превратился в душу и ум... И когда исполнилось время, муже-женский союз был расторгнут по воле Бога, все двуполые существа разделились и стали мужскими и женскими сами по себе. И тогда Бог сказал святое слово: "Растите в росте и умножайтесь во множестве, все твари и создания: и да познает мыслящий человек самого себя, что он бессмертен и что причина смерти — любовь, и да постигнет он смысл всею сущего".
И после того, как Бог изрек это. Провидение судьбой и вращением сфер произвело союзы и установило поколения, и стала плодиться всякая тварь по роду своему, и познавший себя получил благой удел. возлюбивший же тело. плод ложной любви, пребывает во тьме заблуждений и претерпевает смерть"...
Сказав мне это, Поимандрес воссоединился с властями огдоады: а я, воздав благодарение Отцу всего сущего... начал вещать людям красоту благочестия и знания...
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Религиоведение
|
|