Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Комментарии (1)
Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том третий: от Магомета до Реформации
Примечания
Глава XXXI
- Концепция урало-алтайской семьи языков, включающей финский и венгерский, в настоящее время отвергнута.
- Письменные свидетельства в данном случае немногочисленны и относятся к более позднему периоду: это косвенные данные в китайских летописях II в. до н.э. и в работах латинских и византийских авторов IV в. н.э. (описания походов Аттилы); палеотюркские орхонские надписи в Монголии и литературные источники, относящиеся к периоду после завоеваний Чингисхана. Следует также упомянуть описания путешествий Марко Поло (XIII в.) и первых католических миссионеров. Систематизированные описания поверий и обычаев народов Евразии начинают появляться в трудах европейских исследователей лишь с начала XVIII в.
- Jean-Paul Roux. Tangri. Essai sur le ciel-dieu des peuples altaiques (статья I), p. 49.
- См.: ibid., статья II, p. 200.
- Ibid., p. 221.
- См. источники, цит. в нашей работе Le Chamanisme... (2-е ed), p. 71, n 4. В народных верованиях монголов Тэнгри "создал все": огонь, молоко и т.п. См.: W.Heissing. La religion des Mongols, p. 404. Однако здесь не упоминается космология в собственном смысле этого термина.
- J.-P. Roux. Ор. cit. (статья III), р. 27. То же самое поверье зафиксировано в эпоху монголов: "Он был Хан силой и волей Вечного Неба". См.: R. Crousset. L'Empire des Steppes., p. 182.
- J.-P. Roux. La religion des Turcs de l'Orkhon des VII-e et VIII-e siecles (статья 1), p. 20.
- К вопросу о названиях уранических богов – "Хозяин", "Господин", "Отец", "Творец", "Великий", "Свет" и т.п. – см.: Eliade. Traite d'Histoire des Religions, §18; Uno Harva. Die religiosen Vorstellungen der altaischen Volker, p. 140 sq.
- См.: Eliade. Traite, §18; Harva. Ор. cit., p. 151 sq.
- Этот образ дополняется представлениями о том, что Мир поддерживается неким животным (черепахой, рыбой и т.п.), которое не позволяет ему погрузиться в океан. См : Harva. Ор. cit., р. 151 sq.
- См. источники в: Eliade. Le Chamanisme (2-е ed.), p. 212 sq. Буряты представляли звезды как табун лошадей, а Полярную Звезду – как коновязь. Эта идея прослеживается также у алтайских и угорских народов. См.: ibid., р. 212, n 6.
- Она была хорошо известна некоторым архаическим народностям и в более развитых культурах (Египет, Индия, Китай, Месопотамия, Греция и др.). См. некоторые библиографические источники в: Le Chamanisme, p. 213 sq.
- См. примеры и библиографию в: Eliade. Le Chamanisme, p. 216 sq.
- См.: ibid, pp. 49, 220 sq.; этот мифический мотив встречается в Африке и в Индонезии, ср. р. 221, n 1. Другая тема, зародившаяся в Месопотамии, – тема Древа – Книги судеб; ср.: ibid. pp. 221-222.
- См. нашу работу Le Diable et le Bon Dieu (=De Zalmoxis a Gengis Khan, pp. 81-130), p. 106 sq., где проанализировано несколько якутских и бурятских вариантов.
- W.Radlov, цит. в: Le Diable et le Bon Dieu, p. 103.
- Radlov, цит. в: ibid, p. 104. Далее рассказывается о сотворении человека. Эрлик Хан требует себе столько земли, сколько сможет отмерить посохом. Он бьет о землю, и появляются вредные животные. В конце концов Бог посылает его в подземное царство. Антагонизм между Богом и Эрликом не сводится непременно к "дуалистической" концепции. В палеотюркских надписях Эрлик фигурирует как Бог Смерти; ср.: Annemarie V. Gabain. Inhalt und Magische Bedeutung der altturkischen Inschriften.
- Potanin, цит. в: ibid., р. 105.
- См.: Eliade. Ор. cit., р. 126 sq.
- Harva. Ор. cit., р. 114 sq. Похожие легенды встречаются среди финно-угорских народов.
- См. примеры в: Le Chamanisme, p. 45 sq.
- С середины прошлого века делались неоднократные попытки объяснить феномен сибирского и арктического шаманизма как душевную болезнь. Это некорректная постановка вопроса. С одной стороны, будущие шаманы не всегда имеют нервные патологии, с другой – те из них, кто страдали подобными заболеваниями, стали шаманами именно потому, что смогли вылечиться. Инициация в этом случае выглядела как выздоровление. Инициация, наряду с другими ее характеристиками, проявляется как выход человека на новый психический уровень. См.: Eliade. Le Chamanisme, p. 36 sq.; Mythes, reves et mysteres, p. 105 sq.
- См. примеры в: Eliade. Le Chamanisme, pp. 45 sq., 73 sq., 102 sq.
- {{ примечания 25-82 отсутствуют }}
Глава XXXV
- Henri Laoust. Les schismes dans l'Islam, pp. V-VI.
- Речь идет о ханафитской, маликитской, шафиитской и ханбалитской школах Краткие сведения об их основателях и самых ярких представителях даны в Toufic Fahd. Islam et les sects islamiques, p. 31 sq.
- См. монументальный труд H.A. Wolfson. Philosophy of the Kalam. Напомним так же, что слово motakallim, "говорящий", породило термин motakallimum для обозначения "тех, кто занимается наукой калама", т е богословов Для некоторых философов, таких, как, например, аль-Фараби или Аверроэс, "мутакаллимы – это прежде всего апологеты, приверженные не столько истине, высказанной или могущей быть высказанной, сколько доказательству, с помощью всего арсенала средств богословской диалектики, положений своего традиционного религиозного кредо" ( Henry Corbin Histoire de la philosophie islamique, pp. 152-153)
- аль-Ашари в переводе Corbin. Op. cit.., p.158. См. общий очерк : H.A. Wolfson Philosophy of the Kalam, p. 129 sq..; Cp. также : H. Laoust. Op. cit., s.v. mu'tazilisme, mu'tazilite.
- См.: Wolfson. Op. cit., p. 248 sq.; Laoust. pp. 127 sq., 177 sq., 200 sq.
- Corbin Op. cit., p. 165 sq.
- Corbin, ibid., p. 177. См . также Fazlur Rahman. Islam, p. 91 sq.; Wolfson. Op. cit., p. 526 sq.
- Corbin, p. 177 "Если ашаризм выдержал столько нападок и критики, то следует признать, что ислам суннитского толка утвердил себя в нем" (р. 178).
- Histoire de la philosophie islamique, p. 30, в переводе Корбена. ср.: теорию четырех смыслов в христианском средневековом богословии (смысл буквальный, аллегорический, нравственный и аналогический).
- Corbin, ibid., p. 17. Согласно одному хадису, приписываемому самому пророку, "у Корана есть внешняя видимость и скрытая глубина, экзотерический и эзотерический смысл, эзотерический смысл, в свою очередь, содержит следующий эзотерический смысл", и так до семи уровней эзотерического смысла, ср.: Corbin, p. 21.
- Напомним, что арабское слово имам вначале служило для определения лица, управляющего общественной молитвой, т.е. халифа. У шиитов имамы, помимо исполнения роли духовного главы, занимают самое высокое политико-религиозное положение.
- Kalam-e Pir в переводе Корбена. Ibid., p. 27.
- Об исчезновении Двенадцатого имама и его последствиях (особенно духовного порядка) см.: Henry Corbin. En Islam iranien, vol. IV, pp. 303-389. Это исчезновение означало "малое сокрытие", которое продолжалось десять лет и в течение которого скрытый имам неоднократно вступал в контакт с некоторыми посланниками. Так как он не назначил себе преемника, в 329/940 г. начинается Великое сокрытие, или тайная история Двенадцатого имама.
- Следует упомянуть о третьей ветви, зайдитах, названных так по имени Пятого имама, Зайда (ум. 734). Приверженцы этого течения не столь многочисленны и ближе к суннизму, они не приписывают имамам сверхприродные свойства, что характерно для исмаилитов (ср. §274).
- Сирийские нусайриты "осколки" исмаилитов – считали, что Али превыше пророка, некоторые его даже обожествляли. Но шиитами такая концепция была отвергнута.
- Речь идет о первопричине или первопринципе, тайне тайн, эманации сущего из первого разума и духовного Адама, о двух иерархиях – небесной и земной, – которые, по выражению Корбена, "символизируют одно через другое", и т.д. ср.: H. Corbin Histoire, pp. 110-136, где кратко изложены труды, указанные в нашей библиографии (к §274). История исмаилизма представлена в H. Laoust. Les schisms dans l'Islam, pp. 140 sq., 184 sq.
- Укрепленный замок в Аламуте и связанное с ним реформированное исмаилитство породили на Западе многочисленные легенды и толки вокруг "ассасинов" (по мнению Сильвестра де Саси, этот термин происходит от hashshashin, так как, предположительно, правоверные употребляли гашиш, hashish). Об этих легендах см. : L. Olschki Marco Polo's Asia, p. 368 sq., и др. труды, отмеченные в нашей библиографии к §274.
- См. ссылки в статье D.B. Macdonald. Shorter Encyclopaedia of Islam, p. 310. Среди наиболее компетентных и детальных изложений легенд и верований, связанных с личностью Махди, см.: Ibn Khaldun. The Muqaddimah (перев. Rosenthal), vol. II, pp. 156-206.
- Cp., напр., суданского Махди, потерпевшего поражение в 1885 году от лорда Китчнера.
- См. : L. Massignion. Salman Р a с et les premices de l'Islam iranien; Anne-Marie Sclummel. Mystical Dimensions of Islam, p. 28 sq.
- В III в. по хиджре большинство суфиев были женаты; через двести лет женатые суфии составляли меньшинство.
- Позже многие суфии отождествили "власть" со "злом"; ср.: Schummel , p. 30. Следует также учитывать влияния христианского монашества ; ср. : Marjan Mole. Les mystiques musulmans, p. 8 sq.
- Cp.: Shimmel. Ibid., p. 37.
- Перевод Margaret Smith Rabi'a the Mystic, p. 55
- См. перевод текста: Ibid., p. 27.
- Cp.: Paul Nwyia. Exegese coranique et langage mystique, p. 160 sq.
- Cp.: S.H. Nasr. Shi'ism and Sufism, p. 105 sq. Следует также обратить внимание на тот факт, что в литературе первых веков ислама трудно с точностью определить приверженность авторов шиизму, либо суннизму, ibid., pp. 106-107. Разрыв между шиизмом и суфизмом произошел, когда некоторые суфийские учители предложили новое толкование духовной инициации и "божественной дружбы" (см. ниже). Шиитский суфизм исчезает в III в. и появляется вновь лишь в VII/XIII в.
- Kashf al-Mahjub в переводе R.A. Nicholson, p. 363; Cp.: H.A. Gibb. Mohammedanism, p. 138.
- Gibb. Mohammedanism, p. 135.
- Эта молитва упоминается за несколько веков до появления зикра многими Отцами Церкви (Св. Нилом, Кассианом, Иоанном Лествичником, и др.); она также использовалась в практике исихазма.
- См.: Margaret Smith. Readings from the Mystics of Islam, Nr. 20. Cp.: также : Anne-Marie Sclummel. Op. cit., p. 43 sq.
- Цит. по : L. Massignon. Lexique technique de la mystique musulmane, p. 276 sq. См. также G. Anawati et Louis Gardet . Mystique musulmane, pp. 32-33, 110-115.
- R. С. Zaehner. Hindu and Muslim Mysticism, pp. 86-134.
- Massignon. Op. cit., p. 280; Anawati et Gardet. Op. cit., p. 114.
- A. Schimmel. Op. cit., p. 57 sq. См. также Zaehner. Op. cit., pp. 135-161.
- См. его оглавление в: Massignion. Lexique technique, pp. 289-292.
- A. Schimmel. Op. cit., p. 57.
- Henry Corbin. Histoire de la philosophie islamique, p. 274. См . также S. Nasr. Shi'ism and Suffism' (=Sufi Essays), pp. 110 sq.
- Corbin (Op. cit., p. 275) обращает внимание на сходство этого учения с шиитской профетологией.
- Диван в переводе Массиньона, р. XVI.
- L. Massignion. La Passion d'al Hallaj) (2-е ed. ), vol. I, p. 177 sq.
- Диван, р. XXI.
- Позднее некоторые группы malamatiya в своем презрении к нормам поведения дошли до включения оргиастических практик в свой ритуал. См. тексты, переведенные M. Mole: Les mystiques musulmans, pp. 73-76.
- См. : Massignion. Passion, vol. I, p. 385 sq. (обвинение), 502 sq. (суд), 607 sq. ( мученичество ).
- Диван , pp. XXI-XXII, перев Massignion.
- Полный список, снабженный обширным комментарием, содержится в: Massignon. Passion, I, pp. 20 sq.; III, p. 295 sq.
- Массиньон проанализировал богословие аль-Халладжа в Passion, III, рр. 9 sq. (мистическое богословие), рр. 63-234 (догматическое богословие). В сокращенном виде см. : A.-M. Schimmel. Op. cit., p. 71 sq.
- Цит. по: Massignon. Passion, III, p. 48.
- См. во вступительной части к Дивану, pp. XXXVIII-XLV, краткое сообщение Массиньона по поводу поступенного введения вновь аль-Халладжа в мусульманскую общину.
- См. тексты, приведенные в A.-M. Schimmel. Mystical Dimension of Islam, p. 78 sq.
- Ibid., p. 80 sq. A.M. Шиммель подчеркивает сходство со знаменитой фразой Паскаля.
- Число их варьируется. Автор, на которого ссылается Anawati, говорит о десяти, среди них любовь, страх, надежда, желание, безмятежность, созерцание, уверенность; ср.: Mystique musulmane, p. 42. См . тексты в переводе и с комментариями в L. Gardet et Anawati. Ibid., рр 125-180; S.H. Nasr . Sufi Essays, pp. 73-74,77-83.
- Mystique musulmane, p. 43.
- Это знаменитое "Самоопровержение" в свою очередь было " опровергнуто " Аверроэсом ( ср §280).
- Цит по : A.M. Schimmel, p. 95.
- Обратившись, аль-Газали пишет свое духовное жизнеописание "Избавляющий от заблуждений", однако в нем он не дает описания своего внутреннего опыта, главное для него – критика философов.
- Anawati. Op. cit., p. 51. См . также резкую критику аль-Газали в: Zaehner. Hindu and Muslim mysticism, p. 126 sq. Однако Корбен показал, что философская креативность не иссякла со смертью Аверроэса ( 1198 г ); на Востоке философия продолжала развиваться, главным образом, в Иране, где поддерживались традиции различных школ, в том числе и Сухраварди.
- На Западе он был известен несколькими произведениями, переведенными в средние века на латынь "De intellectu" [О разуме], "De Quinque Essentiis" [О пяти пра-субстанциях] и др.
- Цит по : Corbin. Histoire de la philosophie islamique, p. 230.
- Le livre des directives et remarquies [Книга Спасения] и Le livre de Science [Книга Знания], перев. А.М. Goichon. О переводах других трудов Авиценны см. ниже.
- Процесс этот описан в "Метафизике исцеления" ( IX, 6), перев Anawati.
- См. Le livre des directives, p. 430 sq.
- Согласно Корбену (р. 430), как раз из-за этого "действующего Разума", предстающего в образе и роли Ангела, потерпело провал то, что называлось "латинским авиценнизмом".
- Henry Corbin. Avicenne et le recit visionnaire. Перевод и подробный комментарий.
- См. A.R. Nykl. A Book containing the Risala.
- Corbin . Histoire de la philosophie islamique, p. 320.
- Ibid., p 333.
- См. критический анализ этого тезиса в: Corbin. Op. cit., р. 340 sq.
- Первые переводы на латинский язык комментариев Аверроэса к трудам Аристотеля были сделаны прибл. в 1230-1235 гг. Но "латинский аверроэсизм", столь важный для западного средневековья, на самом деле представляет собой новое толкование, разработанное в перспективе богословия бл. Августина.
- См. его автобиографические труды, переведенные R.W.J. Austin под названием "Sufis of Andalusia".
- Ср. : Sufis of Andalusia, p. 157.
- Его книги до сих пор запрещены в Египте, и его объемное и трудное для восприятия наследие издано в слабой редакции. Переводы также немногочисленны.
- Les Revelations mecquoises, текст приведен в: Аи stin. Ibn al-Arabi. The Bezels of Wisdom, p. 25.
- Текст приведен в: Austin, p. 24. В дальнейшем мы будем, в основном, пользоваться переводом Austin (The Bezels of Wisdom) и его же комментариями.
- The Bezels of Wisdora, p. 153. Ибн Араби уточняет, что каждый полюс – духовный и космический – подразумевает потенциальное и латентное присутствие другого полюса.
- Ibid., pp. 28, 121. См . также весьма содержательную книгу: Henry Corbin. Imagination creatrice dans le soufisme d'Ibn Arabi, особ. гл II-III.
- The Bezels of Wisdom, p. 29.
- Ibid., pp. 33, 84.
- Corbin. Op. cit., ch. IV, 2; уточним, что, согласно Ибн Араби, Совершенный Человек представляет собой образцовую модель, которую трудно реализовать в рамках человеческого существования.
- См.: Corbin. Op. cit., ch. IV ; The Bezels, pp. 36, 121, 158. Austin (p. 36) напоминает о тибетской практике медитации, позволяющей материализовать внутренние образы. Ср. ниже, §315.
- The Bezels, p. 102. Ибн Араби, тем не менее, предупреждает о больших опасностях, которые угрожают лицам, обладающим этой силой; Ibid., pp. 37, 158.
- Цит. по переводу: Henry Corbin. En Islam iranien, vol. II: Sohrawardi et les platoniciens de Perse, p. 29; ср. также : Histoire de la philosophie islamique, p. 287.
- Цит. по: Corbin. Histoire de la philosophie, pp. 288-89. Другая версия: En Islam iranien, II, p. 100.
- См.: Corbin. En Islam iranien, II, p. 81 sq.; Histoire de la philosophie, p. 293 sq.
- Corbin. Histoire, p. 296.
- "Значение этого мира, действительно, велико. Он открывает собой перспективу в посмертное будущее человеческого существа. Его роль тройственна благодаря ему совершается воскресение, так как он есть само местопребывание "тонких тел"; благодаря ему реально обретают истинность символы, обрисованные пророками, а также опыт визионеров; следовательно, благодаря ему совершается тавил, экзегеза, возводящая к "духовной истине" то, что дается в кораническом откровении" (Corbin. Histoire, pp. 296-97).
- См. перевод и комментарии в: H. Corbin. L'Archange empourpre, pp. 265- 288. См . в том же труде перевод других мистических рассказов Сухраварди. См. также: En Islam iranien, II, p. 246 sq.
- В духовной генеалогии, которую составил для себя Сухраварди, фигурируют и древнегреческие философы, и персидские мудрецы, и некоторые великие суфийские учители (Histoire, p. 299).
- См. примеры, приведенные в: Ovidiu Birlea. Folclorul romanesc, I (Bucuresti, 1981), p. 141 sq. Речь идет о широко распространенном архаическом веровании; ср.: Aspects du mythe, ch II.
- Cp.: Le Chamanisme (2е ed.), p. 395 sq.
- Одна из великих заслуг Анри Корбена и его учеников состоит в том, что они положили начало исследованию этой богатой философской традиции, еще не известной на Западе.
- Eva de Vitray-Meyerovitch. Rumi et le soufisme, p. 20.
- Цит. по : de Vitray-Meyerovitc. Op. cit., p. 118.
- См. тексты в переводе Marjan Mole. La danse extatique en islam, pp. 208-213.
- Месневи, IV, 745-46, перевод Моле, р 239. Воспоминание о Рае и ожидание трубы Последнего Суда представляют собой темы, засвидетельствованные в самой древней суфийской традиции.
- См. исследование M. Mole, passim; ср.: критику богословов и даже авторов-суфиев: ibid., р. 176 sq., и т.д.
- Та же символика, присутствующая с самого начала в sama, проработана в Диване великого турецкого поэта Мехмеда Челеби; см. перевод в Mole, pp. 248-251. О танце маулави см. также тексты Руми и Султан-Веледа, перев в ibid., р 238 sq.
- De Vitray-Meyerovitch. Op. cit., р 41. Cp.: Mole. Op. cit., p. 246 sq.
- Meyerovitch, p. 42. См . описание радений маулавийя y Mole. Op. cit., p. 229 sq.
- Ср. тексты, приведенные в A.M. Schimmel. Mystical dimensions of Islam, p. 319sq.
- Мистические оды, II (=Drwan-e Shams-e Tabriz), перев. В : Е. de Vitray-Meyerovitch. Rumi, pp. 88- 89. См . ibid., p. 89, перевод отрывков из "Месневи", IX, 553 sq., 3637 sq.
- Cp.: Mohammedanism, p. 143.
- Тексты, приведенные в L. Gardet. La mention du nom divin (dhikr) en mystique musulmane, pp. 654-655. О сходстве с його-тантрическими техниками см. : Eliade. Le Yoga, pp. 218 sq., 396-397.
- См. inter alia, перевод текстов в: A.M. Sclimmel. Mystical Dimensions of Islam, особ. p. 287 sq. Благодаря мистической, а точнее, мистико-эротической поэзии, большое количество тем и мотивов неисламского происхождения проникло в различные национальные литературы.
- См.: A.M. Schimmel, p. 403 sq. и библиографию в прим. 1-7.
- См. замечания Гибба (Gibb. Op. cit., рр. 144 sq., 153 sq. ) о культурных последствиях такого контроля над образованием.
- Жаль также, что Юго-Восточной Европе ислам практически известен лишь через турецкое владычество – Османскую Империю.
- С другой стороны, не исключены контакты между некоторыми эзотерическими группами мусульман и христиан Но определить их последствия для истории веры и культуры эпохи средневековья не представляется возможным.
- Histoire de la philosopie islamique, p. 184 sq., и особ. Le livre Glorieux de Jabir ibn Hayyan.
- Cм.: Eliade. Forgerons et alchimistes (2-е ed.), p. 119 sq.
Глава XXXVI
- Случилось так, что, когда священническая партия саддукеев с разрушением храма утеряла смысл своего существования, руководство вновь перешло к законникам, т.е. фарисеям и их преемникам, раввинам ("учителям, наставникам"). См., среди прочего. G.F. Moor. Judaism in the First Centuries of the Christian Era, v. I, p. 83 sq.
- См.: Hugo Mantel. Studies in the History of Sanhedrin, особ. стр. 140 и далее (об изгнании Синедриона из Явны в Ушу и в другие места).
- Идея "устной Торы", которую Моисей преподал Иисусу и священникам, сама является древней и почитаемой традицией.
- Среди достоинств недавно вышедшей книги Якоба Нюзнера (Jacob Neusner. Judaism: The Evidence of the Mishnah) – выявление и анализ материалов, относящихся к обеим войнам с Римом, а также к периодам до и после них.
- Трактат "Maaser Sheni", кратко изложенный Нюзнером: Neusner. Op. cit., p. 128.
- Richard Sarason, цит. по: Neusner, ibid., pp. 131-132.
- Neusner, ibid., p. 226 sq.
- Ibid.,pp. 282-83.
- Некоторые законы, относящиеся к земледелию, жертвоприношению и очищению, в их палестинской форме утеряли актуальность для Вавилонского Талмуда.
- См., inter alia, старую, но не утратившую своей ценности книгу Solomon Schechter Aspects of Rabbinic Theology Major Concepts of the Talmud, или Gerd A Wewers Geheimnis und Geheimhaltung in rabbinischen Judentum См. также многочисленные богословские тексты в переводе и с комментарием в Moore Judaism, I, pp. 357-442, etc.
- Подобно саддукеям во II в.
- Некоторые из его работ утеряны, среди них – комментированный перевод Библии на арабский.
- Ср.: "The Book of Beliefs and Opinions" (trad. S.Rosenblatt), pp. 21 sq., 29 sq. Caaдия берет аргументы для демонстрации существования Бога из калама; ср. Н.А. Wolson. Kalam Arguments for Creation in Saadia, Averroes etc., p. 197 sq.
- Fons Vitae, IV, p. 8 sq.; сокращенный текст: Munk (ed.), IV, p.1.
- Ибн Габироль был известен им под именем Авицеброна. И лишь в 1845 г . Саломон Мунк установил подлинного автора книги.
- Andre Neher. La philosophie juive medievale, p. 1021. Вполне вероятно, что Бахья находился под влиянием мусульманского мистицизма, но иудейская природа его духовной жизни и теологии не вызывает сомнений. Как справедливо заметил Неер, Бахья восстановил хасидскую еврейскую традицию, о которой говорится в Библии, в Кумранских рукописях и в Талмуде, – традицию "аскезы, ночных бдений в молитве и медитации", сумевшую, коротко говоря, "примирить самый универсальный религиозный опыт со своеобразием религии Израиля" (ibid., p. 1022).
- Как пишет Исадор Тверский, "стимул для одних, раздражитель для других, он редко оставлял кого-либо равнодушным или безразличным". Его считали личностью многогранной, но гармоничной либо, наоборот, неестественной и сложной, намеренно или безотчетно тяготевшей к парадоксам и противоречиям; см.: A. Maimonides Reader, p. XIV.
- См. недавнюю литературу, например, мнение Исаака Хусика и Лео Штраусса в: David Hartmann. Maimonides: Torah and Philosophie Quest, p. 20 sq. В отличие от них, Хартманн пытается продемонстрировать последовательность мысли Маймонида.
- В этом у него было два предшественника, правда, не таких влиятельных.
- Neher. Op. cit., pp. 1028-29.
- Во введении к "Наставнику" Маймонид признает, что специально, в качестве одной из предосторожностей, приводит противоречивые утверждения, чтобы ввести неискушенного читателя в заблуждение.
- Guide des Egares, III, pp. 51, 54. Ср.: Vajda. Introduction a la pensee juive du Moyen Age, p. 145. В конечном счете, "бессмертна" лишь совокупность метафизических знаний, накопленных в ходе земного существования. Подобная идея зафиксирована в целом ряде эзотерических традиций.
- Neher. La philosophie, p. 1031.
- Ibid., p. 1032. См . также тексты, переведенные и откомментированные в: Hartmann. Maimonides, p. 81 sq.
- Neher, p. 1032. См . также: Hartmann, p. 187 и тексты, переведенные Тверским, в: A. Maitnonides Reader, pp. 83 sq., 432-33 etc. Для наших целей нам не обязательно рассматривать постмаймонидских философов, таких, как Герсонид (Леви Бен Герсон, 1288-1344), Хасдай Крескас (1340-1410), Йозеф Альбо (1370-1444) и др.
- Не исключено, что в некоторых случаях эти традиционные гностические элементы были возрождены в результате прямых или косвенных столкновений с еретическими христианскими движениями средних веков.
- Шолем выделяет три периода: анонимные тайные собрания древних апокалипсистов, размышления о Престоле некоторых учителей Мишны; мистицизм Меркавы в поздний талмудический и постталмудический период; ср.: Major Trends in Jewish Mysticism, p. 43; см. также: Jewish Mysticism, Merkabah Mysticism and Talmudic Tradition, passim. Самое старое описание Меркавы находится в главе XIV Эфиопской Книги Еноха.
- Scholem. Major Trends, p. 48.
- Ср.: Les origines de la Kabbale , p. 36. Шолем говорит также о "раввинистическом гностицизме", т.е. о форме еврейского гностицизма, которая стремится сохранить верность традиции галахи; ср.: Major Trends, p. 65.
- Scholem. Major Trends, p. 52 sq. Ср.: ibid., p. 49, ссылки на аналогичные образы в эллинистической литературе.
- Scholem. Les origines de la Kabbale , p. 29.
- Ibid., p. 31.
- Ibid., p. 34. Новый перевод можно найти в: Guy Casaril. Rabbi Simeon Bar Yochai et la Cabbale , pp. 41-48.
- Scholem. Les origines de la Kabbale , p. 35 sq. См. также: idem. Major Trends, p. 76 sq.
- Scholem. Les origines de la Kabbale , pp. 37-38. Казарий настаивает на том, что здесь прослеживаются параллели с некоторыми направлениями христианского гностицизма, например, с клементинскими гомилиями (Op. cit., p. 42).
- Scholem. Les origines de la Kabbale , p. 40.
- Scholem. Major Trends, pp. 91-92.
- Ibid., p. 95.
- Шолем сравнивает их безмятежность с ataraxia киников и стоиков (ibid., p. 96). Ср. также поведение аль-Халладжа (§277).
- Впервые именно у Элеазара из Вормса встречается упоминание Голема, магического гомункула, ожившего, когда его создатель был в экстатическом состоянии; ср. Scholem. The Idea of the Golem, p 175 sq.
- Scholem. Major Trends, p. 107 sq. Возможно, это влияние неоплатонизма, привнесенное Скотом Эриугеной (IX в.), ibid., p. 109.
- Scholem, ibid., pp. 110 sq., 118. Уточним, что между еврейским пиетизмом XIII в. и хасидским движением, возникшим в Польше и на Украине в XVIII в., нет никакой преемственности (ср. §292).
- См. особ.: Scholem. Kabbala and Myth, passim.
- Scholem. Major Trends, p. 75; Les origines de la Kabbale , p. 66 sq.
- Scholem. Les origines de la Kabbale , pp. 78-107, 164-194 etc.
- Ibid., p. 211.
- Ibid., pp. 384-85. О каббалистах Жероны, каталонского городка, расположенного между Барселоной и Пиренеями, см. подробно у Шолема, ibid., pp. 388-500.
- Scholem. Devekuth, or Communion with God, passim.
- Ср.: Scholem. Major Trends, p. 139.
- Шолем приводит весьма изощренное описание подобного опыта, сделанное неизвестным адептом в Палестине в 1295 г . ibid., pp. 143-155.
- Guy Casaril. Rabbi Simeon Bar Yochai et la Cabbale , p. 72. "Граничащая с ересью оригинальность Абулафии состоит в том, что он уподобил друг другу пророческое видение (как считается, всегда зависящее от Бога) и devekuth, "прилепление" к Богу одинокой человеческой воли и одинокой человеческой любви; тем самым он сказал, что пророческое видение может быть сознательно подготовлено и вызвано каждым набожным и искренним мистиком" (ibid.).
- Ср.: Scholem. Major Trends, pp. 157-204.
- "Мудрость" Бога (Hokhma), "ум" Бога (Bina), "любовь", или сострадание, Бога (Hessed) и т.д. Десятая сефира это Malkhuth, "королевское достоинство" Бога, обычно описываемое в "Зогаре" как мистический архетип сообщества Израиля, или Shekhinah; ср.: Scholem. Major Trends, pp. 212-213. О сефирот в "Сефер Йецира" см. выше, §288.
- Она определяется как "мудрость" Бога, Hokhma (вторая сефира). В третьей сефире "точка" становится "дворцом", "строением", тем самым обозначая сотворение мира. Bina, название этой сефиры, означает не только "ум", но и "различение"; ср.: Scholem. Major Trends, p. 219 sq.
- Ibid., p. 223. Это положение, главным образом, и развивает Моисей из Леона.
- Ibid., р. 224. Эта идея отмечается уже у первобытных народов; ср.: Eliade. Myths, Dreams, and Mysteries, p. 59 sq.
- Scholem. Major Trends, p. 232. Как замечает Шолем (р. 235), каббалисты попытались открыть тайну пола в самом Боге. Еще одной оригинальной чертой "Зогара" является интерпретация зла как манифестации – или сефирот – Бога (Шолем, ibid., p. 237 sq., указывает здесь на параллель с мыслью Якоба Бёме). Что касается идеи трансмиграции душ, идеи первоначально гностической, то впервые она встречается в "Бахире" (см. ibid., р. 242 sq.), но станет популярной с ростом известности "новой каббалы" Цфата, в XVI в.; ср.: Scholem. The Messianic Idea in Kabbalism, p. 46 sq.
- Scholem. Major Trends, p. 244 sq. Уточним, однако, что задолго до 1492 г . некоторые каббалисты объявили именно этот год катастрофы годом Искупления. Изгнание из Испании показало, что Искупление означает как освобождение, так и катастрофу; ibid., р. 246.
- Доктрина метемпсихоза придала новую ценность ужасам Изгнания. Самая большая трагедия для души – быть "отверженной" или "обнаженной"; это состояние, препятствующее реинкарнации и даже допуску в Ад; ср.: ibid., p. 250.
- См.: R.J. Zwi Werblowsky. Joseph Karo, Lawyer and Mystic, p. 165 sq. О maggid ср.: ibid., p. 257 sq. См. также гл. 4 ("Духовная жизнь в Цфате в XVI в.: мистическое и магическое созерцание").
- Scholem. Major Trends, p. 261.
- Как считает Яков Эмден, которого цитирует Шолем (ibid., pp. 261-62), этот парадокс цимцум является единственной серьезной попыткой объяснить идею творения ex nihilo. Более того, концепция цимцум дает резкий отпор пантеистическим тенденциям, начавшим оказывать влияние на каббалу, особенно с эпохи Ренессанса.
- Это напоминает систему Василида; см.: Scholem. Major Trends, p. 264. Ср.: Элиаде. История веры, т. II, §229.
- Шолем подчеркивает гностическую, а главное – манихейскую природу (осколки разбросанного по миру света) этой доктрины; Major Trends, p. 267 sq. Ср.: Элиаде. История веры, т.II, §§232-233.
- Эн-Соф для Лурии не представляет большого религиозного интереса; ср. Scholem. Major Trends, p. 271.
- Ibid, p. 281 sq. Мистическая молитва оказывается мощным инструментом искупления; доктрина и практика мистической молитвы составляют эзотерическую часть каббалы Лурии, ibid., pp. 276-278.
- Ibid., pp. 285-286.
- См.: ibid., pp. 286-324 и особ.: Scholem. Sabbatai Sevi, The Mystical Messiah, pp. 103-460.
- См.: Scholem Sabbatai Sevi, pp. 461-929.
- См.: Scholem. Major Trends, p. 314; idem. Sabbatai Sevi, p. 800 sq.
- Цит. по: Scholem. Major Trends, p. 310; см. также: Sabbatai Sevi, p. 614 sq. Натан из Газы считал, что душа Мессии с самого начала пребывает в плену у великой бездны: Major Trends, pp. 297-98. Эта мысль – гностическая по духу (встречается у офитов), но ее истоки можно увидеть в "Зогаре" и у последователей Лурии (ibid.).
- Авраам Перец считает грешниками тех, кто остался верным Закону: Scholem. Major Trends, p. 212
- Ibid., p. 316. Случаи оргиастической практики, аналогичной таковой у карпократиан, зафиксированы в 1700-1760 гг.
- Ibid., pp. 320-21. Вынужденное вероотступничество Мессии есть новое выражение дуализма гностического типа, а именно – оппозиции между сокровенным (трансцендентным) Богом и Богом Творения: ibid., pp. 322-23.
- См. доводы Шолема: ibid., pp. 331-32.
- Ibid., p.336 sq.
- Цит. по: Scholem, ibid., p.334. По существу, цаддик стремится, как к высшей своей цели, не толковать Тору как можно строже, а самому стать Торой: ibid.
- Самым известным из них был рабби Илия, Виленский гаон, который руководил систематическим преследованием движения в 1772 г . (см.: ibid., pp. 345-46).
- Ibid., p.338 sq. Единственное исключение – школа, основанная на Украине рабби Шнеуром Залманом из Ляд, которую называли Хабад (сокращение от Хохма-Бина-Даат, три первые сефирот), ibid., р.340 sq. См. особ. "Письмо хасидам об экстазе" сына Дов Бера Любавичского (1773-1827).
- Scholem. Major Trends, p.349.
Комментарии (1) Обратно в раздел Религиоведение
|
|