Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Элиаде М. Космическое обновление и эсхатология

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 9. РИМСКИЕ LUDI И АСВАМЕДХА

Как мы говорили, существуют общества, где регенерация космоса, будучи периодической, не связана с празднованиями Нового Года. Мы упоминали о космическом обновлении, осуществляемом у австралийцев по случаю определенных ритуалов инициации. Другим примером периодичности, не связанной с празднованием Нового Года, являются ритуальные игры (ludi) в Риме. Согласно А. Пиганьолю, главной задачей игр было поддержание сакральной силы, связанной с жизнью Природы, с группой людей или каким-нибудь важным лицом. Ритуальные игры служили главным средством для омоложения как Мира, так и богов, мертвых и живых людей. Среди основных событий, по поводу которых устраивались игры, отметим праздники аграрных богов (в этом случае праздники представляют собой сезонные церемонии), дни рождения живущих знаменитостей (в этом случае это церемонии, проводимые pro salute — "для спасения", юбилеи побед, для восстановления божественной силы, обеспечившей победу), либо начало нового периода (в этом случае игры обеспечивали обновление мира до следующего срока).

Лучше всего ритуальный сценарий Нового Года можно понять на примере ведической Индии. Нам известно, что асвамедха, знаменитое жертвоприношение лошади в ведической Индии, совершалось либо для обеспечения космического изобилия — либо для очищения от грехов, либо для укрепления универсальной верховной власти. Вероятно, изначально асвамедха была весенним праздником, а точнее, ритуалом, совершаемым в честь Нового Года. Структура его содержит космогонические элементы. В ригведических и брахманических текстах подчеркивается связь между лошадью и Водами7. Известно, что в Индии космогоническую субстанцию составляли преимущественно Воды, именно из Вод рождаются последующие миры. Воды символизируют зародыши, потенциальные возможности, вообще все творческие силы. Как мы видели, главной целью асвамедхи было универсальное плодородие. Символический союз между уже принесенной в жертву лошадью и королевой, mahisi, представляет собой архаическую формулу плодородия. Сопровождавшие ритуал непристойные диалоги, выдают архаичность и народный характер церемонии. Очевидно, что речь идет о ритуале, преследующем задачу регенерации всего Космоса с одновременным восстановлением всех социальных классов и всех профессий в их первоначальном совершенстве. Во время жертвоприношения жрец декламирует: "Пусть брахман родится в святости, исполненным сияния святости! Пусть принц родится в царственном могуществе; герой, стрелок, воин — в яростном огне, в непобедимой колеснице! Родись, молочная корова, могучий бык, быстрая лошадь, плодовитая женщина, победоносный солдат, красноречивый юноша! Пусть это жертвоприношение даст девушкам героя! Пусть Парджанья во все времена даст нам дождь когда мы только пожелаем! Пусть зреет для нас обильное зерно! Да будут благословенны наша работа и отдых!"

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.