Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Элиаде М. Космическое обновление и эсхатологияОГЛАВЛЕНИЕГлава 7. РИТУАЛ КАРОКАРазумеется, у разных племен существует множество вариаций известных церемоний, но структура сценария остается единой. Для того, чтобы упростить доказательство этого положения, рассмотрим основные черты ритуала Карок. Жрец является представителем, а точнее, инкарнацией Бессмертных. Это подчеркивается присваевыми ему именами и теми табу, которые на него накладываются. Его называют "бессмертным" или "духом". Во время церемоний, когда он разжигает огонь и когда ест, на него запрещено смотреть. Через два или три месяца после церемонии жрец все еще ограничен определенными запретами, например, есть и говорить он должен только сидя, не должен пить и т.д. Основные ритуалы продолжаются в течение 10-12 дней. Некоторое время жрец проводит в паровой хижине в посте и молитвах. Но главным образом имеют значения слова и ритуалы, которые свершаются и произносятся во время его странствия. Один жрец Карока (племя Инам) подробно рассказал Гиффорду обо всем, что он делает и говорит во время своего странствования по святым местам. Он ныряет в реку и под водой "мыслит" молитву. Выйдя из воды, он по дороге думает, что "вот так в мифические времена шли Бессмертные". И продолжает молиться для благоденствия общины. Прибыв на место, где находится камень, он должен медленно повернуть его, чтобы Мир стал более стабильным. Затем он направляется к святому месту и разводит там огонь. После этого он начинает подметать, приговаривая: "Бессмертный так подметал для меня. Все больные отныне будут чувствовать себя лучше". Он подметает границы Мира на востоке и на западе, после чего забирается на гору, отыскивает там сук, из которого делает палку, приговаривая: "Этот Мир расколот, но после того как я протащу палку по земле, все трещины затянутся, и Земля вновь станет твердой". Тут он снова разжигает огонь и подметает, как и прежде границы Мира. Затем он спускается к реке, отыскивает там камень, прочно устанавливает его, приговаривая: "Земля, которая была разрушена, будет заново восстановлена. Люди будут жить долго и станут сильными". После этого он садится на камень, и как было объяснено Гиффорду, при этом "Мир больше не поднимается и не разрушается". Камень этот находится на этом месте еще со времени Бессмертных, то есть с начала Мира. Туда он был принесен божественным Существом, имя которого — Исивсанен — означает Мир, Вселенная. На шестой день паломничества жрец становится воплощением самого могущественного из Бессмертных (ixlareya), по имени Astexewa wekareya. После любых произнесенных им слов, например: "Тот, кто сделал эту работу, будет долго жить и не будет болеть," — он непременно добавляет: "Астексева Векарея говорит это". Когда он отыскивает подходящее место для проведения состязаний по стрельбе из лука, он говорит: "Это я, Астексева Векарея, выбрал это место". Он вновь взбирается на гору и разводит огонь, после чего режет сорные травы, читая заклинание: "Мир полон болезней, Астексева Векарея отрезает все болезни Мира". После этого он принимается подметать место, приговаривая: "Сейчас Акстестева Векарея выметает все болезни Мира. Мое дитя не будет болеть". (Выражение "мое дитя" относится ко всем детям вообще). Он обстругивает палку, кладет ее на землю и говорит: "Астексева Векарея кладет палку. Пусть судьба всех их будет лучше, пусть больше не будет болезней в Мире. Пусть дичь и рыба будут в изобилии и будут легче ловиться". После разведения огня он уходит и повторяет ту же церемонию на другом месте, удаленном от прежнего на 5-6 км. Вечером в лагере исполняется Танец Лани. Как только жрец начинает разводить огонь, кто-нибудь криком оповещает об этом, и при этом все прикрываются покрывалами или ветками. Затем, довольно продолжительное время жрец заливает огонь водой и прыгает в реку со скалы высотой до нескольких метров. Для участников церемонии это сигнал к тому, чтобы открыть лица. На следующий день жрец отправляется к находящимся в горах двум кострищам, в которых накануне разводился огонь, и тщательно собирает пепел. Десять дней странствий жреца Карока были установлены Бессмертными. При этом каждое посещаемое место соответствует месту, откуда, после свершения определенных ритуалов, исчезал Бессмертный. Бессмертные постановили, что каждый год жрец должен возвращаться во время церемонии Обновления Мира и точно повторять то, что совершали они. Юпа, Юрок и Карок верят, что людям на земле предшествовала раса Бессмертных (kixunai), которая учредила все человеческие институты и установила порядок церемоний. Все мифы и заклинания связаны с действиями Бессмертных. Священные камни представляют Бессмертных, не успевших покинуть Землю до пришествия людей, и составляют теперь часть платформы перед культовой хижиной. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Религиоведение |
|