Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Элиаде М. Космическое обновление и эсхатологияОГЛАВЛЕНИЕГлава 6. НОВЫЙ ГОД И РЕСТАВРАЦИЯ МИРА У КАЛИФОРНИЙСКИХ ИНДЕЙЦЕВПлемена, о которых сейчас пойдет речь, не культивируют клубневых, не выращивают свиней, как меланезийцы; обитают они не в тропиках, а на территории между северо-западным побережьем Калифорнии и реками Кламат, Салмон и Тринити. Прежде всего, речь идет о различных ответвлениях племен Карок, Юпа и Юрок, не занимающихся сельским хозяйством, но ловом лососевых. Помимо этого Юпа занимаются сбором желудей, мука из которых служит им для приготовления каши. Главную религиозную церемонию в этих племенах называют "восстановлением Мира", "починкой" (repair) или "фиксацией" (fixing) Мира. По-английски ее называют Новым Годом, поскольку, по крайней мере, первоначально, она проводилась по случаю туземного Нового Года. Целью этой ежегодной церемонии является восстановление или укрепление Земли на следующие один либо два года. Определенные ритуалы туземцы называют "установкой столбов под Мир". Эта церемония проводится таким образом, что начало ее совпадает с новолунием и достигает своего апогея с новым появлением месяца, что также указывает на символизм обновления. Но все эти понятия обновления, реставрации, починки, стабилизации и т.д. в религиозном сознании калифорнийских индейцев представляются как ритуальное повторение акта Сотворения Мира. И на самом деле, жрец тщательно повторял слова и жесты "Бессмертных", то есть духов, обитавших на Земле до людей и покинувших ее (либо превратившихся в камни), когда калифорнийские племена заняли их территории. Итак Мир, в котором поселились калифорнийские индейцы, сотворили Бессмертные, а кроме того, они организовали структуру взаимоотношений и гражданские, религиозные институты. Церемониал состоит из двух частей: первой — эзотерической, выполняемой Жрецом в полном одиночестве и строгой тайне, и второй — публичной. Последняя состоит из плясок и турнира по стрельбе из лука у юношей. Публичные церемонии также достаточно глубоко пронизаны богатым религиозным символизмом, на котором мы не будем здесь останавливаться. В основе эзотерического ритуала лежит рассказ или диалог, содержащий слова Бессмертных Духов. Рассказ сопровождается жестами, символизирующими действия Бессмертных, произведенных в мифические Времена. Совокупность ритуалов составляет сценарий, имеющий космогоническую структуру. При этом частично перестраивают или чинят церемониальный дом, в котором происходят ритуальные пляски, и такая работа символизирует Утверждение Мира. В некоторых племенах Юрок Утверждения Мира достигают путем ритуальной перестройки паровой хижины. Нет необходимости повторять, что культовый дом представляет собой imago mundi (образ мира). У таких отдаленных друг от друга американских племен как Квакиутл и Винебаго культовый дом представляет собой Вселенную и называется "Наш Мир". Второй ритуал состоит в разжигании нового огня, пламя и дым которого неприкосновенны для зрителей. Известно, что в различных частях света накануне Нового Года очаг гасят, чтобы ритуально вновь его разжечь в первый день наступившего Года. Космогонический символизм этого ритуала очевиден: ночь без огня уподобляется примордиальной ночи, новый огонь означает рождение нового мира. Третий ритуал состоит из длительного странствия, во время которого жрец посещает все священные места, в которых Бессмертные совершали определенные действия. Мы увидим, что эти маршруты не только тщательно воспроизводят маршруты Бессмертных, но и включают повторение их действий, совершенных в мифические времена, — действий, в результате которых Мир приобрел тот облик, который он имеет сегодня. Церемония состоит из ночных бдений жреца в паровой хижине, чтения молитв, приношения даров. Но основной фазой является церемониальный прием пищи, состоящей из мяса лосося или желудевой каши. Специально для этой цели изолированный жрец готовит и в одиночестве съедает эту пищу. Здесь речь идет о жертвоприношении первых плодов, так как эта церемония служит сигналом для открытия сезона ловли лосося и снимает запрет на сбор нового урожая желудей. После символического воссоздания Космоса жрец церемониально распределяет первые плоды Нового Мира. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Религиоведение |
|