Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Баландин Р. Сто великих боговОГЛАВЛЕНИЕХапиОднако это не означает, будто у древних египтян он не пользовался особым уважением и почетом. Причина такого невнимания к Хапи объясняется, по-видимому, тем, что в распоряжении исследователей находятся почти исключительно тексты и рисунки, связанные с погребальным культом, а Нил отождествлялся с земной жизнью. Ранее, говоря об Осирисе, мы подчеркивали в его образе слияние черт бога и человека. Кроме того, Осирис являлся владыкой царства мертвых, и в этом качестве ему сопутствовал покровитель умерших Анубис — бог в образе шакала или с головой шакала (собаки) Однако нельзя забывать еще об одной ипостаси Осириса — как умирающего и воскресающего бога. И если Анубис был его спутником среди мертвых, то среди живых с ним сопоставлялся божественный Нил Хапи почитался как бог Нила, даритель влаги, покровитель урожая. Он был не только могучим природным телом, но и космически божеством, порождением первозданного Нуна. Центром его культа был район порогов — ущелье Гебель-Сильсиле и остров Элефантина. Здесь он обычно изображался человеком с бараньей головой. Однако поклонялись ему и в Верхнем и Нижнем Египте; их эмблемы — лотос и папирус соответственно — были его атрибутами. Наиболее часто Хапи выступал в образе крупного жирного мужчины с большим животом и женской грудью, с тиарой из папируса на голове и с сосудами, наполненными водой, в руках. Отождествлялся он, как это вообще характерно для египетского пантеона, о другими богами' Амоном, Осирисом, но чаще всего—с Себеком, богом воды и разливов Нила. Популярность Се-бека была особенно велика в нильской дельте, кишевшей крокодилами, поэтому этот бог изображался человеком с крокодильей головой. Правда, порой Себек выступал как божество, враждебное Ра и Осирису, как представитель темных сил зла. Но подобные противоречия не беспокоили египтян, умевших отличать мифологические персонажи от реальных объектов. В этой связи следует упомянуть еще одного бога — Хнума, считавшегося хранителем истоков Нила и богом плодородия (бараноголовым). Считалось, что он обладает властью над человеческой судьбой, и это не удивительно, если учесть, как много значили для благополучия египтян воды Нила и его ежегодные разливы, удобряющие поля плодородным илом О том, что Нил и его ил — залог устойчивости жизни в нильской долине (а также, добавим, необычайной стабильности египетской цивилизации, которая не испытала катастрофического истощения почв), египтяне поняли очень давно. Об этом свидетельствует, в частности, гимн Нилу, фрагменты которого приводятся ниже:
Слава тебе, Нил, выходящий из земли, Идущий, чтоб Египет оживить. Орошающий поля, сотворенный Ра, Чтобы всех животных оживить. Наполняющий пустыню, чуждую воде. Роса его спускается с небес... Если медлит он, дыханье прерывается И люди все беднеют. Если гневен он, беда по всей стране, Великий и малый беднеют. А восходит он — и ликует земля, И все живое в радости. Спина каждого сотрясается от смеха, Зуб каждый усиленно жует. Приносящий хлеба, обильный пищей, Творящий все прекрасное. Наполняющий амбары, расширяющий закром, Заботящийся и о бедняках. Производящий деревья по желанию любому, И нет недостатка в них. Не знают места, откуда он, И не нашли пещер его в писаниях. Ликуют тебе юноши и дети твои И приветствуют тебя как царя. Постоянный в обычаях, Выходящий перед югом и севером. Свет, выходящий из мрака! Жир для скота его! Сила это, творящая все, И нет живущих в неведении его.
В этом гимне Нил предстает не столько в обличий божества, сколько великим творением природы (кстати, река эта — самая протяженная в мире). За некоторыми поэтическими оборотами скрываются ссылки на природные явления. Так, выражение «если медлит он» означает задержку разлива Нила, а гнев Нила связан не с мощными его разливами, как можно было бы предположить, а напротив, с невысоким подъемом воды, что воспринималось как наказание людям. Когда разлив Нила уподобляется восходу Солнца, река обретает сходство с животворным небесным светилом. Совершенно справедливо восхваляется «постоянство в обычаях» Нила (его разливов) и то, что благодаря этому для скота имеется обильное питание. Особого внимания заслуживает ссылка на обилие деревьев. По всей вероятности, в те времена долина Нила не была скудна рощами, а то и лесными массивами. С развитием судоходства, а затем и монументального строительства леса в долине Нила стали исчезать, а вместе с тем началось наступление пустынь. И только регулярные разливы Нила спасли египетскую цивилизацию от поглощения Сахарой, как это было с доисторическими культурами того гигантского региона, который ныне является величайшей пустыней мира. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Религиоведение |
|