Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Государев А.А. Государственное православие или православное общество?Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 59-60. [59] В данном случае приходится ставить именно разделительный союз. Сама жизнь заставляет. Еще в середине XIX века архимандрит Феодор (Бухарев) обозначил эту альтернативу в своей замечательной книге «Православие в его отношении к современности». О ней много говорилось на Поместном Соборе РПЦ 1917–18 гг., да и по сей день она сохраняет свою актуальность. И сейчас необходимо объяснять, что одно по самой своей сути исключает другое. И что любая государственная поддержка Русской Православной Церкви, предполагающая предоставление этой религиозной организации односторонних преимуществ, пагубна более всего именно для православия. Такая поддержка — официально ли зафиксированная в тех или иных законоположениях, либо оказываемая подспудно, силами и средствами «административного ресурса» (многовековой опыт подсказывает всякому русскому, что последнее бывает горше первого) — способна, конечно, стимулировать рост числа новообращенных, но дурно отзывается на качестве их воцерковления. [60] Православие из-под палки, по внушению свыше, по примеру начальства или подсказке учителя, если и может быть горячо, едва ли будет до конца искренно и добротно. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить евангельский текст о «наибольшей заповеди в законе», которая состоит в необходимости возлюбить Бога всем сердцем, всею душою и всем разумением своим (Мф. 22. 36-37). Допустим, первые два сорта любви возможно обрести в порыве административного восторга или под воздействием горячей проповеди, но для третьего любой нажим и внушение прямо противопоказаны. Тут надобно свободное решение на основе точных и достоверных сведений, а для этого прежде всего необходима непредвзятая осведомленность. Так что свобода совести является важнейшей религиозной ценностью. Она одинаково потребна личности и обществу — притом религиозному обществу (православной церкви) никак не менее, чем светскому (гражданскому). Равно как и свобода информации — в том числе об иных исповеданиях и религиях. Чтобы не плодить православных по неведению и недомыслию. Соответственно, Русской Православной Церкви в ее собственных верно понятых интересах стоило бы постараться, чтобы знакомство молодых россиян с основами православной культуры, поскольку и в какой мере оно будет предусмотрено государственными образовательными стандартами, не сбивалось на катехизацию и проповедь (чего так естественно ждать от православных священнослужителей), а носило бы вполне объективный, строго научный характер, свойственный светскому религиоведению.
Ваш комментарий о книге |
|