Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Винограй Э. Основы философии. Систематический курс

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 2. Философское понимание бытия

* Бытие как исходное понятие философии, его научный и жизнеориентирующий смысл.

* Основные грани, сферы и уровни бытия. Материальное и духовное бытие. Природа, общество, “вторая природа”.

* Специфика человеческого бытия. Антропный космологический принцип, его роль в формировании представлений о месте человека в мире. Отношение человека к бытию и способы бытия человека в мире.

* Философские поиски единой основы бытия. Понятия субстанции и материи. Развитие представлений о материи.

* Материя и движение. Классификация форм движения материи и закономерности их взаимосвязи.

* Активность материи и ее проявления: самодвижение, самоорганизация, креативность (творческая эволюция). Основные закономерности самоорганизации материи.

* Пространство и время как атрибуты материи. Специфика физического, биологического и социального пространства и времени.

1. Бытие как исходное понятие философии,
его научный и жизне
ориентирующий смысл

Понятие бытия является исходным в философском осмыслении мира. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, данное понятие носит предельно широкий характер, оно охватывает все сущее в мире (материальное и духовное, природу, общество, индивидуально-человеческое бытие и т.п.). Поэтому закономерно, что именно понятие бытия выступает своеобразной отправной точкой, отталкиваясь от которой различные философские учения развертывают свое содержание. Характерно, что первая из книг Ветхого Завета, с которой начинается Библия, носит название “Бытие”1.

Во-вторых, в понятии бытия отражается убежденность в реальном существовании мира и самого человека, что является важнейшей предпосылкой всех дальнейших рассуждений о действительности. Иными словами, прежде чем исследовать какие-либо стороны, грани мира необходимо иметь убеждение, что сам этот мир - не иллюзия, не сон, не фантазия, а нечто существующее реально. Следует заметить, что бытие мира далеко не очевидно. Ведь отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, создаются и рушатся. Тем не менее, мир в целом существует и сохраняется.

В-третьих, понятие бытия приобщает человека к осознанию единства и цельности мироздания. А это - шаг к пониманию того, что любое конкретное знание, любая специальная деятельность есть лишь осколок, фрагмент, обрубок реальности, неизбежно односторонний, ограниченный, неполный. Отсюда важный вывод: для преодоления изъянов в наших знаниях и деятельности необходим отказ от их абсолютизации, от самодовольства и самодостаточности. Необходимо осмысление их с более широких позиций, дополнение компонентами, придающими им большую полноту, универсальность, сопряжимость с другими сферами действительности.

2. Основные грани, сферы и уровни бытия.
Материальное и духовное бытие.
Природа, общество, «вторая природа»

Основные грани бытия характеризуются понятиями: “действитель-ность”, “реальность”, “существование”. Исходя из них, можно дать определение: бытие - это реально существующая действительность. Определение бытия позволяет перейти к рассмотрению многообразия его форм и уровней. Понимание бытия с позиций научного мировоззрения можно выразить в следующих представлениях:

* Мир существует в действительности как беспредельная, вечная и непреходящая реальность. Это положение на первый взгляд противоречит современной космологической гипотезе “Большого взрыва”, согласно которой 15-20 миллиардов лет назад все вещество Вселенной было сосредоточено в очень незначительном “точечном” объеме и обладало колоссальной сверхплотностью. Затем произошел взрыв этой “точечной” массы, в результате которого началось расширение вселенной, продолжающееся до сих пор. Итогом взрыва и последующего расширения стало формирование звезд, планет, галактик, образований, аналогичных солнечной системе и др. Подтверждением гипотезы “Большого взрыва” явилось открытие в 30-х годах ХХ века феномена “красного смещения”, т.е. смещения линий спектра излучения видимых звезд к красному концу. Это говорит о том, что звезды и галактики удаляются от Земли со скоростью нескольких десятков километров в секунду, т.е. видимая часть Вселенной продолжает с огромной скоростью расширяться. исходя из гипотезы Большого взрыва, некоторые ученые и философы ставят под сомнение вечность и беспредельность Вселенной. На наш взгляд, для этого нет веских оснований. Даже если эта гипотеза справедлива, было бы опрометчиво распространять свойства видимой нами части Вселенной на весь бесконечный мир. Скорее всего подобные космические взрывы, равно как и противоположные им сжатия - это закономерные пульсации фрагментов Космоса, составляющие способ существования бесконечной во времени и пространстве Вселенной.

* По способу существования мир можно разделить на две предельно широкие сферы: материальный мир (объективная реальность) и духовный мир (субъективная реальность). Материальный мир - это вся природная, физическая, биологическая и социальная реальность, существующая объективно, т.е. независимо от воли и сознания человека. Духовный мир - это мир психической жизни, человеческих отношений, языка, культуры и т.п., т.е. всего того что связано с субъективностью человека, его сознанием, волей, характером, познанием и переживанием.

Своеобразие духовного бытия и его основные сферы. Духовный мир невидим, неуловим и невыразим физическими понятиями и инструментами. Однако он не менее реален чем материальный мир. Например, характер человека столь же реален как его физические и биологические качества. Как заметил русский философ С.Л. Франк “... упрямство или каприз человека, его враждебное отношение или антипатию к нам иногда труднее преодолеть, чем справиться с материальными препятствиями; и с другой стороны добросовестность, благожелательность... окружающих нас людей есть часто бóльшая опора нашей жизни, чем все материальные блага”2. Духовный мир можно подразделить на две сферы, различающиеся способами существования; субъективный дух и объективный дух. субъективный дух - это сфера, охватывающая все формы и уровни внутреннего психического мира отдельного человека. субъективный дух включает уровни бессознательного, сознания и самосознания. Формами субъективного духа являются мышление, воля, характер, эмоции, мотивы человека. Объективный дух - это духовные образования, возникшие исторически в процессе совместной деятельности людей в обществе и являющиеся их совместным достоянием. Основными формами объективного духа являются язык, мораль, искусство, религия, наука, правовые и политические представления и др. В отличие от материального мира, характеризующегося объективными параметрами (пространство, время, движение, взаимодействие и др.), духовному миру присущи принципиально иные “координаты” существования. Духовность человека и общества заключается в разуме, любви, справедливости, совести, чувстве долга, ответственности, милосердии, способности к раскаянию. Как писал Н.А. Бердяев “Дух... на Земле... выразим не в объективных структурах, а в свободе, справедливости, любви, творчестве...”3. Устремленность человека к данным идеалам приобщает его к духовности. Безразличие к идеалам духовности означает бездуховность человека и общества. Общество может казаться внешне благополучным и в то же время быть смертельно больным, если его граждане погрязли в трясине индивидуализма, эгоизма, аморальности, насилия, цинизма и жестокости друг к другу, что характерно для многих стран Запада, а в последние годы все шире распространяется и в России.

Основными сферами материального бытия являются природа, общество и «вторая природа».

Природа, как сфера материального бытия может быть условно подразделена на неживую и живую природу. Условность этого разделения в том, что с позиций современной науки Космос гораздо больше похож на гигантский пульсирующий, саморазвивающийся организм, чем на мертвый, движущийся подобно механическим часам механизм. Живая природа как высшая ступень природного бытия, исторически возникла в процессе прогрессирующего усложнения, самоорганизации и саморазвития низших материальных форм. Отличительными качествами биологических форм живой природы являются: существование в виде организмов и их сообществ, способность к устойчивому самовоспроизводству, непрерывный обмен веществ между организмами и окружающей средой, активное информационное отражение среды, используемое для саморегуляции, самосохранения и самовоспроизводства, избирательность контактов организмов со средой, способность организмов к объединению в многоуровневые надорганизменные живые сообщества (колонии, биологические популяции и виды, биогеоценозы, биосфера). Природа (живая и неживая) является по отношению к обществу первичной и порождающей реальностью. Во-первых, она существовала до возникновения человека (человечества) и будет существовать после возможной гибели человечества. Во-вторых, существование, устойчивое воспроизводство и развитие природы является условием, без которого были бы невозможны существование, жизнедеятельность и развитие человека в обществе.

Общество, как наиболее развитый и сложный уровень бытия, представляет собой исторически сложившуюся форму интеграции индивидов в социальную целостность, обеспечивающую удовлетворение их жизненных потребностей, регуляцию взаимных отношений и отношений с природой. Характеристическими качествами общества, определяющими его сущностную специфику, являются:

* деятельностно-преобразовательная природа: основным способом существования общества является целесообразная преобразовательная деятельность;

* производственный способ существования: базисным условием существования общества является непрерывное производство материальных и духовных благ;

* социальность, т.е. развитое разделение труда, сложная социальная структура (этническая, классовая, демографическая, профессиональная и т.п.), наличие политических, правовых, культурных и других норм и институтов, обеспечивающих управление обществом, его защиту, безопасность граждан, социальную поддержку относительно слабых групп (инвалидов, престарелых и т.п.);

* духовность, т.е. присутствие в обществе социальных сил, традиций и институтов, поддерживающих освоение и развитие его членами знаний, культуры, нравственности. “Вторая природа” - это искусственный мир, исторически воссоздаваемый обществом для обеспечения своего выживания, функционирования и развития. Материальными объектами “второй природы” являются орудия труда, многообразный мир машинной техники, здания, сооружения, производственная, бытовая, военная и др. инфраструктура (электростанции, линии электро и теплопередач, нефте и газопроводы, средства связи, телекоммуникации, мосты, плотины, дороги и др.), одежда, мебель, медицинские препараты, приборы, технологии и т.п. Духовный компонент “второй природы” составляют наука, искусство, религия, мораль, право, политика и т.п. Возникновение и формирование “второй природы” обусловлено тем, что в отличие от биологических организмов и их сообществ человеческое общество, не может существовать и развиваться только на основе адаптации (приспособления) к естественной природе. Уже само выделение человека из естественного природного мира и формирование принципиально иного, социального способа существования происходило на основе создания искусственных орудий труда, предназначенных для целенаправленной трудовой деятельности. Как отмечалось выше, основным способом существования человеческого общества, является преобразование природы (в том числе и своей собственной) для получения материальных и духовных благ, удовлетворяющих его развивающиеся потребности. Созданные обществом искусственные средства (орудия) преобразования природы и произведенные с их помощью многообразные искусственные объекты жизнеобеспечения человека составляют “вторую природу”. Объекты “второй природы” являясь продуктами взаимодействия общества с естественной природой, несут в себе остаток обоих этих сфер бытия, являются комплексной природно-духовно-социальной реальностью. Каждый объект “второй природы” является единством природного материала, опредмеченой человеческой мысли и деятельности, социальной функции в обществе. Например телевизионная башня как объект “второй природы”:

а) состоит из конструкций (стальных, железбетонных), созданных на основе использования природных материалов;

б) построена в соответствии с проектом, учитывающим не только ее техническое назначение, но и характер человеческих качеств и возможностей (возможности монтажа, эстетичность и др.);

в) выполняет социальную функцию, обеспечивая работу телевидения и других средств связи и коммуникаций.

Следует отметить, что созданная человеком “вторая природа” разрослась в современном обществе до гигантских размеров и составляет сложнейший искусственный мир, живущий по своим, во многом еще неизвестным законам. При этом многие из качеств “второй природы” обнаруживают свою разрушительность как для мира естественной природы (в особенности для живой природы), так и для общества, человека. Как, например, все большую опасность представляет возрастающее облучение людей всевозможными искусственно созданными электромагнитными полями, загрязнение природной среды вредными отходами, радиоактивными материалами, разрушение естественных геологических структур, ландшафтов и биоценозов в результате производственной деятельности, строительства жилья, плотин, других сооружений, создания гигантских свалок бытового и производственного мусора и т.п. Тем самым “вторая природа” обнаруживает функциональную двойственность: обеспечивая жизнеспособность и комфортное существование человека (общества), расширяя потенциал его возможностей, она с другой стороны способствует разрушению естественной природы и природы самого человека, эрозии коренных основ его существования. Поэтому противоречие между естественным и искусственным (между тем, что дается и требуется природой и тем, что вносит мир “вторая природа”) является изначальным, коренным противоречием человеческого существования4.

2.3 Специфика человеческого бытия

Для понимания глубинных основ человеческог обытия, его взаимосвязи с бытием мира (Вселенной, общества, человечества) принципиальное значение имеют три вопроса:

1. В чем состоит специфика человеческого бытия в ряду других сфер действительности?

2. Каково отношение законов мирового Универсума к возможности физического существования человека во Вселенной (вопрос “укорененности или неукорененности человека в мире”)?

3. Каково отношение человека к собственному бытию, точнее к возможным способам его бытия в мире?

Рассмотрим последовательно возможные ответы и представления по этим вопросам.

2.3.1.Многомерность и противоречивость человеческого бытия,
его “пограничный” характер в ряду разнокачественных
форм и сфер действительности

Своеобразие человеческого бытия обусловлено прежде всего тем, что человек является “точкой пересечения”, узловым звеном разнокачественных и во многом противоположных друг другу миров. Как уже отмечалось, изначальное противоречие человеческого существования обусловлено тем, что человек одновременно принадлежит как к естественному миру так и миру искусственному, созданному им самим. Человек вынужден был уйти из мира естественной природы, но частично в нем остался. Покинув естественную “нишу”, к которой были приспособлены его животные предки, он перешел в другой мир - мир общественной жизни, искусственный мир, обеспечивающий ему выживание и возрастающее могущество, но в то же время в чем-то чуждый ему, в чем-то уже неподвластный, несущий реальные еще неподвластные угрозы. Искусственное никогда до конца не становится естественным, и человек обречен вновь и вновь воспроизводить их отчуждение и стремиться к его преодолению.5

Другим источником многомерной противоречивости человеческого бытия является принадлежность человека одновременно и к материальному, и духовному мирам. В материальном аспекте он предстает как физическая система, биологический организм, элемент социума, экономический субъект и т.п. В духовном аспекте человек наделен разумом, эмоциями, идеалами. Разнокачественность этих миров, совмещающихся в человеке, разнонаправленнось требований, предъявляемых ими, создает извечную для человека напряженную коллизию, борьбу тела и духа”. Как утверждал древнеримский философ Сенека “тело является оковами и темницей души”: идеалы человека сталкиваются с ограниченностью его физических, биологических, экономических возможностей и качеств. Но с другой стороны именно эти материальные качества, их развитие и использование обеспечивают саму возможность достижения человеком его духовных идеалов.

Будучи связующим звеном между материальным и духовным мирами, человек одновременно является основной деятельной силой во взаимоотношениях Общества, Природы и “Второй природы”. Существование и деятельность на стыке разнородных миров и сфер бытия придает человеческой жизни характер напряженного преодоления, внутренней борьбы, противоречивость и зыбкость существования. Психологически это воспринимается и переживается человеком как страдание, борьбы мотивов, непредугаданность происходящего, порывы к неизведанному, преодоление себя, жажда свободы, стремление разорвать путы обыденности, чувство отчуждения и т.п. Нарастающий разлад между различными интересами человека, между его потребностями возможностями ведет к росту психических заболеваний, являющихся печальной привилегий человека, своеобразной расплатой за многомерность существования. Нынешнее сложное, а для России еще и смутное время как никогда остро ставит проблему психологической цельности, гармонически, жизнеспособности человека перед лицом возрастающей опасности крупномасштабной психологической катастрофы6.

2.3.2 Антропный космологический принцип и его роль
в формировании представлений о месте и укорененности человека в мире.

Суть данного принципа состоит в установлении фундаментальной связи между физическими качествами Вселенной и фактом возможности и закономерности существования в ней человека (человечества). Идея антропного принципа (от греч. антропос - человек) явилась следствием открытия удивительной взаимосогласованности ряда фундаментальных физических констант (масса и заряд электрона, массы нейтрона и протона, скорость света, гравитационная постоянная, квантовая постоянная Планка, скорость космологического расширения Вселенной и др.) с точки зрения поддержания устойчивости эволюционного усложнения основных структурных едениц Вселенной: атомов, звезд, планетных систем, и др., а устойчивость этих физических структур и возможность их усложняющих преобразований являются определяющими условиями той эволюции, которая привела к возникновению жизни на Земле, а затем и высшей формы жизни - человека и общества. Если бы указанные физические константы отличались от их современных значений всего на доли процента, то это сделало бы невозможным возникновение во Вселенной стабильных образований, а значит и невозможность появления жизни, тем более разумной жизни. Таким образом, с точки зрения антропного принципа возможность и закономерность возникновения человека (человечества) как бы “запрограммирована” в фундаментальных физических качествах (параметрах) мироздания. Современная наука пока не дала рационального объяснения выявленному факту удивительной взаимосогласованности (своеобразной “тонкой настройки”) основных физических констант на устойчивую эволюцию структур Вселенной, которая привела к закономерному возникновенгию человека. Однако эту согласованность можно рассматривать как фундаментальную закономерность Универсума, характеризующую глубинную связь человека с Космосом. Тем самым, антропный принцип предполагает рассмотрение Вселенной как сложной, самоорганизующейся, эволюционирующей системы, существенным элементом которой является человек. Признание антропного принципа дает импульс формированию ряда принципиально новых представлений о мире и человеке. Его основное мировоззренческое содержание и методологические ориентации могут быть сформулированы следующим образом:

* данный принцип фиксирует связь человека (человечества) с физическими параметрами Вселенной;

* он формирует взгляд на Вселенную как на на “человеко-размерный” объект, (т.е. такой, который в принципе совместим с существованием человека);

* из него вытекает не случайность возникновения человека и общества в эволюции Вселенной, а наоборот закономерность такого события. Тем самым, этот принцип говорит об укорененности человека в мире;

* антропный принцип ориентирует на учет и включение в естествознание, даже в науке о неживой природе, факторов, связанных с существованием жизни на нашей планете и в особенности с человеком, человеческой деятельностью. Так, в геологии установлено, что возникновение ряда месторождений минералов и руд связано с существенным участием определенных микроорганизмов в геохимических процессах. Поэтому понимание геологических явлений как чисто физикохимических, т.е. мертвых, без участия факторов живой природы, становится уже принципиально недостаточным. На Земле нет уже воды первозданного мирового океана. Вся вода многократно прошла через живые организмы и переструктурирована ими. Современный лик Земли в огромной степени обусловлен воздействием живой природы. Что касается человеческой деятельности, то ее масштабы сравнимы или даже превосходят мощность крупнейших геологических сил и оказывают растущее воздействие на облик нашей планеты. С человеческой деятельностью непосредственно связаны такие явления планетарного масштаба как возникновение “озоновых дыр”, рост концентрации углекислого газа в атмосфере за последние 100 лет на 17-19%, катастрофический рост площади пустынь, исчезновение с лица Земли тысяч видов животных и растений, глобальное изменение климата на планете и т.п. Поэтому без учета влияния человеческой деятельности на исследуемые объекты их познание не может быть признано полноценным;

* антропный принцип формирует взгляд на человека и человечество как на естественный и закономерный атрибут Космоса, благодаря которому Вселенная обретает способность самоотражения, самопознания, и, возможно, даже саморегулирования.

2.3.3. Отношение человека к бытию и способы бытия человека в мире.

В предыдущих разделах темы, анализ проблемы бытия был сосредоточен в основном на ее объективных аспектах. Однако с позиций философии важнейшим ракурсом этой проблемы является личностное отношение человека к бытию, осознанный выбор им достойного способа своего бытия в обществе. Современный западный философ Э.Фромм в работе “Иметь или быть” (Нью-Йорк, 1976г.) выделил два принципиально различных способа существования человека в мире: способ, ориентированный на Бытие и способ, ориентированный на Обладание. “Под обладанием и бытием я понимаю... два разных вида ориентации в мире..., преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает”7.

Существование по принципу Бытия выражает ориентацию человека на сопричастность и приобщение к миру, переживание его во всей полноте. Такая ориентация означает сознательный отказ человека от эгоцентризма и себялюбия, способность к сочувствию и сопереживанию, стремление делиться с другими, жертвовать собой ради других, продуктивно использовать свои человеческие потенции.

Ориентация на Бытие присуща людям с продуктивным типом характера. В основе продуктивного характера лежат начала любви и деятельного созидания. Этому типу характера присущи творческое отношение к жизни, вера в людей, забота, внимание и уважение к ним, ответственность за все происходящее в ближнем и дальнем мире. продуктивный характер проникнут стремлением к защите и сопереживанию любой, а не только человеческой жизни. Для человека с таким типом характера естественно стремление отдавать и тем самым побуждать к отдаче других, ощущая при этом взаимную радость дара друг другу. Распространенность в обществе людей с продуктивным характером - показатель здоровья и процветания общества. Однако по мнению Фромма современное общество больно и порочно, что вызвано растущей переориентацией людей на противоположный тип существования, связанный с приоритетом обладания.

Существование по принципу Обладания выражается в стремлении превратить все существующее в свою собственность. Такая ориентация обусловлена рыночным типом характера, наиболее характерным для буржуазного общества. Она состоит в стремлениях к накоплению собственности, превращению других людей, в том числе и близких, зависимых от себя, в разновидность своей собственности. Человек рыночного типа стремится к максимальной власти над другими. Причем в отличие от человека с продуктивным характером, для которого осуществление власти основано на компетентности и авторитете, человек рыночного типа отдает предпочтение власти, основанной на деньгах, насилии, обмане. Обычной реальностью многих “демократических” обществ стало появление у руля государственной власти людей, отличающихся не компетентностью и моральным авторитетом, а наибольшей суммой денег, вложенных в предвыборную кампанию, широкими, в том числе и криминальными связями, моральной неразборчивостью, склонностью к демагогии и прямому обману избирателей. В современных условиях ориентация на обладание приобрела в развитых стран Запада особенно разрушительный, антиэкологический характер: если в XIX веке человек, делая покупку, стремился ее сохранять, чтобы она ему дольше служила, то в наше время акцент делается на сам процесс потребления. Человек общества “массового потребления” стремится не сохранять вещи, а как можно чаще их заменять на более дорогие и престижные, стремясь этим повысить свой статус.

Ориентация на обладание означает подход к людям только как к “объектам”. Для человека с рыночным характером отдать значит чего-то лишиться, потерять, почувствовать себя обедневшим. Рыночный человек скорее согласится потерять жизнь, чем свое владение. Стремление обладать деньгами, вещами, имуществом стимулирует его больше чем что-либо. Автомобили, обусройство своего дома, владения, телерадиоаппаратура, всевозможные технические игрушки и предметы быта интересуют его больше чем женщины, любовь, природа. Рыночный тип характера незаметно превращается в тюрьму для собственного “Я”. Даже свобода понимается обладателем такого характера как свобода распоряжаться собой на рынке, иметь частную собственность. “Рыночного” человека не волнуют вопросы истины, смысла жизни, будущего. Он живет одним днем, по принципу “после нас- хоть потоп” и готов приспосабливаться к любой действительности.

Характерный для стран Запада в ХХ веке сдвиг в ориентациях людей в пользу обладания получил любопытное лингвистическое отражение. Э.Фромм отмечает изменения в западных языках и разговорной речи в последние десятилетия, связанные с заменой глаголов, выражающих ДЕЙСТВИЕ, на существительные, эквивалентные ОБЛАДАНИЮ: вместо “я думаю”, человек говорит - “У меня ЕСТЬ идея”; если вначале века пациент, приходя к врачу, говорил “Я обеспокоен, я не могу заснуть”, то в современном языке это выглядит иначе: “У меня ЕСТЬ проблемы. У меня бессонница”.

Распространенность личностей “рыночного” типа в современном западном, а в последние годы и в российском обществе привела к невиданному взрыву эгоизма, моральной глухоты, одиночества, продажности, цинизма, по отношению к другим людям, принижению ценности человеческой жизни вообще. “Рыночный” человек в силу односторонне-эгоистической ориентации своей жизни чувствует себя несчастным и ущербным, что является одной из причин массовой наркомании, алкоголизма, роста числа самоубийств, преступности, терроризма и других опасных социальных тенденций.

Есть ли выход из этого положения? По мнению Э.Фромма выход состоит в гуманизации общества методами социальной терапии. Построение здорового общества состоит в создании условий, при которых на смену рыночному характеру придет характер продуктивный, гуманистический, ориентированный на всю полноту Бытия.

Социально-экономической основой воспроизводства “рыночного” характера в западном обществе является частная собственность. Именно она представляет главный источник отчуждения человека от гуманистических начал. Тем не менее, происходящая в последние десятилетия заметная трансформация общества Запада в направлениях социальной справедливости социального равенства, социальной защищенности, отражающих опыт социализма, расширяет возможности формирования человека продуктивного, гуманистического типа.

4. Философские поиски единой основы бытия.
Понятия субстанциии
материи.
Развитие представлений о материи

Очевидным фактом действительности является колоссальное разнообразие объектов, связей, процессов, качеств бытия. Вместе с тем, сквозь это разнообразие “просвечивают” фундаментальные черты единства мира. Это единство проявляется в универсальной связности, взаимозависимости явлений действительности, вовлеченности их в закономерные циклы, сходстве строения и законов протекания разнородных процессов и т.п. Стремление осмыслить сложный, бесконечно разнообразный мир как единый, целостный, гармоничный присутствует в учениях многих мудрецов и мыслителей, начиная с глубокой древности. Поиски единой основы бытия, с которыми связано само возникновение философии, получили свое отражение в философских понятиях субстанции и материи. Понятие субстанции (лат. substantia - сущность, основа) связано с поисками универсальной, самодостаточной первоосновы бытия, порождающей все сущее в мире. Идея субстанции как единой, глубинной первоосновы бытия, обусловливающей все разнообразие его форм и являющейся причиной собственного существования (“причиной самой себя”), была сформулирована философом XVII века Бенедиктом Спинозой (1632-1677). Фундаментальная ценность этой идеи для научного мировоззрения заключается в том, что она ориентирует мышление на выявление естественных причин явлений в самой действительности, делая ненужными способы объяснения, связанные со ссылками на мифы, Божий промысел, сверхъестественный Абсолют и т.п.

Поиски единой первоосновы бытия, пронизывающие всю историю философии, прошли в своем развитии ряд этапов.

В философских учениях древних античных мыслителей получила развитие идея единых первоначал,лежащих в основе всего сущего. Родоначальник античной философии Фалес (ок. 625-547г.г. до н.э.) считал, что первоосновой мира является вода (“все из воды и в воду же обращается”), Анаксимен (ок. 585-525г.г. до н.э.) считал такой первоосновой воздух, по мнению, Гераклита (ок. 530-470г.г. до н.э.) основу Космоса составляет огонь. Согласно Эмпедоклу (ок. 490-430г.г. до н.э.) в основе мироздания лежит не одно, а четыре первоначала: земля, вода, воздух и огонь. Любой предмет действительности образован определенным сочетанием этих первоначал. Сходное представление о первоначалах мира сформировалось в древнекитайской философии, где в качестве первоэлементов признавались металл, дерево, огонь, вода и земля. Это представление, кстати, до сих пор используется в качестве основания классификации болезней и способов лечения в восточной медицине. Учения древних мыслителей, возводившие в ранг первоначал конкретные, чувственно-воспринимаемые вещества (стихии природы), имели, несмотря на свою наивность, несомненный рациональный смысл. Во-первых, уже сама идея поиска единства в пестром многообразии явлений природы определила магистральную линию научного подхода к действительности, сохранявшуюся на всех последующих этапах эволюции науки. Во-вторых, принципиальное значение имела ориентация на рациональное объяснение бытия без ссылок на мифы и религиозные представления. Наконец, в-третьих, существенным моментом этих учений является поиск первоосновы мира именно среди материальных, естественных природных начал.

Другая линия в развитии представлений о субстанциональной первооснове бытия связана с отождествлением ее уже не с конкретными чувственно-наглядными первовеществами, а с некими чувственно не воспринимаемыми элементарными частицами, из которых состоит все сущее. Наиболее значимым учением этого направления явилась концепция атомúзма, разработанная Левкиппом и Демокритом (около 460 - около 370 г.г. до н.э.). Атомистическое учение было воспринято и развито учеными-материалистами Древней Греции и Рима, прежде всего Эпикуром (341-270г.г. до н.э.) и Титом Лукрецием Каром (ок. 99-ок.55г.г. до н.э.). Согласно этому учению все тела состоят из мельчайших, неделимых, простейших частиц - атомов, которые несотворимы и неразрушимы (атом в переводе с древнегреческого означает неделимый), находятся в непрерывном движении, различаются по весу, форме, взаиморасположению в телах. Различие качеств тел определяется различиями в числе, форме, расположении и скорости движения составляющих их атомов. Число атомов во Вселенной бесконечно, их вихри образуют планеты и звезды, подобные Солнцу; из благоприятных сочетаний атомов образуются живые существа. Атомистические представления получили широкое распространение в последующих материалистических учениях, в особенности в философии и естествознании Нового Времени в трудах И.Ньютона (1643-1727), Дж.Дальтона (1766-1844), М. Ломоносова (1711-1765), П.Гассенди (1592-1655), П.Гольбаха (1723-1789) и других мыслителей. На основе этого учения были разработаны научные объяснения природы тепла, диффузии, теплопроводности, многих химических явлений, оно способствовало возникновению корпускулярной теории света. В атомистической теории впервые был сформулирован в конкретной и определенной форме принцип сохранения материи как принцип нерушимости атомов. В течение многих столетий атомистическое учение ассоциировалось с материализмом вообще и оказало огромное влияние на развитие естествознания. Оно содействовало формированию убеждений в материальности мира, закономерном характере явлений, способности человеческого разума к рациональному объяснению действительности.

Наряду с материалистическими трактовками субстанции и в качестве противовеса им в истории философии имели место неоднократные попытки представить субстанциональную основу мира в виде неких абсолютных духовных, идеальных начал. Так в учении Платона (427-347 г.г. до н.э.) основу бытия составляют идеи (эйдосы) – вечные, неизменные идеальные сущности, предшествующие миру вещей и определяяющие его. Истинно сущим бытием, согласно Платону является именно мир идей, по образцам которых мировая душа сотворяет мир вещей - преходящих, изменчивых и недолговечных. По учению Гегеля (1770-1831) субстанцией бытия является “абсолютная идея”, т.е. некий мировой разум, составляющий идеальную основу всего сущего. Абсолютная идея выступает у Гегеля как всеобщая духовная первооснова действительности, проявляющаяся и в бытии природы, и в мышлении отдельных людей, и в сознании народов, и в движении всей мировой истории. “Разум есть субстанция, а именно то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие”, - считал Гегель8. Представления Платона и Гегеля о субстанциональных основах бытия носят ярко выраженный идеалистический характер, являются разновидностями объективного идеализма. Они противоречат основной линии научного мировоззрения и косвенно поддерживают религиозное. За несомненную связь идеалистических учений с религией они были в свое время метко квалифицированы основателем большевизма и вождем пролетарской революции в России В.И.Лениным в качестве “утонченной поповщины”. Вместе с тем, указанным идеалистическим представлениям о бытии присуща и несомненная научная значимость. Они сумели по-своему отразить самоценность духовного мира, творческую активность человеческого сознания, основополагающую роль духовных явлений в развитии общества, поддержании его целостности и осмысленности существования.

Подытоживая исторические представления о субстанции, можно сделать следующие выводы о смысле и значимости этого понятия для науки и философии:

1. В современном понимании субстанция рассматривается как основание и причина единства бытия. В качестве субстанции современная научная философия понимает всеобщее взаимодействие объектов и явлений действительности, ибо именно в силу взаимодействия образуется все сущее, все многообразие форм и проявлений мироздания.

2. Понятие субстанции ориентирует науку на поиск все более общих и универсальных причинных оснований бытия, позволяющих с единых позиций объяснить максимально широкие сферы действительности. Так, в свое время А. Эйнштейн настойчиво пытался найти единую физическую основу электромагнитных и гравитационных явлений, создать единую теорию поля. Эти поиски продолжаются и в настоящее время.

3. Понятие субстанции определяет одну из фундаментальных ориентаций научного познания, связанную с исследованием механизмов самодетерминации бытия. Иными словами, оно является философской основой настойчивых попыток науки “объяснить мир из себя самого” (Ф.Энгельс). В более конкретных аспектах данное понятие ориентирует на поиски механизмов самодвижения объектов, их самоорганизации, что во многих областях науки является новым направлением исследований, позволяющим углубить научное понимание природы, общества, человечества.

Понятие материи сформировалось в европейской науке и философии в эпоху Нового Времени, т.е. в XVII-XVIIIв.в. Это было время больших перемен в духовной жизни Европы, связанных с решительным освобождением науки от многовекового гнета религии и церкви. В противовес средневековому схоластическому мышлению с его аппеляциями в качестве высших инстанций к Богу, Священному Писанию, учениям основателей церкви, в науке все более прочно утверждались материалистические ориентации на объективность, рациональность, достоверность познания мира. Данная ситуация, обусловила формирование и широкое распространение понятия материи, характеризующего объективный аспект бытия. В XVII-XVIIIвв. под материей понималось вещество (лат. materia - вещество), состоящее из неделимых, неизменяемых атомов. Поскольку в эту эпоху наиболее развитой наукой была классическая механика, то и представления о материи формировались под влиянием господствовавшей в науке механической картины мира. Материи приписывались характерные для науки той эпохи механические представления о свойствах вещества: непроницаемость, неуничтожимость массы, неделимость атомов, независимость от пространства и времени и др. Следует отметить, что отождествление материи с веществом до сих пор распространено в обыденном сознании и даже среди части естествоиспытателей, стоящих на позициях стихийного материализма. Однако развитие науки и в особенности революция в физике на рубеже XIX-XXвв. показали недопустимость сведения философского понятия материи к понятию вещества и тем более к представлениям о его физических свойствах.

Уже во второй половине XIX в. было открыто качественно новое физическое явление - электромагнитное поле (Г.Герц, М.Фарадей и др.), что наглядно показало узость понимания материи только как вещества. В 1895 году немецким физиком В.К.Рентгеном были открыты неизвестные прежней физике лучи, способные проникать через различные вещества, ткани человеческого организма. Это показало неправомерность приписывания материи свойства непроницаемости. Открытие в 1896 г. явления радиоактивности (А.Беккерель) показало неточность многовековых представлений о неделимости атомов. Дальнейшее изучение радиоактивности, ядерных реакций показало возможность перехода части массы в энергию, согласно формуле Е=mc2 (А. Эйнштейн). Тем самым был поставлен под сомнение постулат неуничтожимости массы. Наконец, создание А.Эйнштейном специальной теории относительности (1905г.) выявило многоаспектную зависимость пространства и времени от материи (искривление пространства и замедление времени вблизи мощных гравитационных масс и др.). Тем самым развитие физики опровергло основные механические постулаты, на которых базировалось старое понятие материи. Многими естествоиспытателями, не слишком искушенными в философии, это было воспринято как крах материализма, столетиями определявшего научные представления. Затруднения материализма были немедленно использованы идеалистами для активной пропаганды “доказательств” несостоятельности понятия материи, необходимости отказа от материалистических представлений как якобы несовместимых с научным подходом.

Массированное наступление на материализм со строны идеалистов всех мастей, разброд и дезориентация в среде естествоиспытателей, вызванные крутой ломкой привычных механических представлений, создали на рубеже XIX-XX веков серьезный кризис в науке, воспринимавшийся многими учеными как “всеобщий разгром принципов”. В этой ситуации в защиту научного материалистического мировоззрения выступил выдающийся российский мыслитель и политический деятель В.И.Ленин (1870-1924). В работе “материализм и эмпириокритицизм” (1908г.) с присущей ему ясностью и проницательностью он показал, что действительной сутью кризиса, возникшего в науке и философии на рубеже XIX-XX веков, является не крах материализма как такового, а лишь крах старого, метафизического материализма, обусловленный крушением механической картины мира, на которой он основан. В.И.Ленин показал недопустимость отождествления философского понятия материи с физическим понятием вещества, непозволительность связывания материи с представлениями о тех или иных физических свойствах, которые изменяются по мере развития науки.

Согласно Ленину революция в естествознании не опровергла, а наоборот подтвердила диалектический материализм с его идеями качественного разнообразия форм действительности, их развития, взаимосвязи, взаимопереходов, теснейшей связи пространства и времени с материей и т.п. Эта революция также убедительно показала необходимость перехода естествоиспытателей с позиций стихийного, метафизического, механистического материализма на позиции диалектического материализма, усиления связи науки с передовой философией. В указанной работе В.И.Ленин сформировал качественно новое понятие материи, учитывающее потребности нового этапа развития науки и диалектико-материалистической философии: «материя - есть объективная реальность, данная нам в ощущении»9.Это краткое, четкое определение сыграло огромную роль в дальнейшем развитии научного мировоззрения. Из него вытекает ряд важных методологических следствий.

Во-первых, понятие материи в этом определении связывается с фундаментальным свойством “быть объективной реальностью”. Очевидно, что это свойство не физического, а философского порядка. Любые новые формы и качества действительности, которые будут открыты наукой будущего, окажутся в сфере охвата предельно широкого понятия объективной реальности. Этим обеспечивается прочность, всесторонность оснований диалектического материализма.

Во-вторых, в этом определении явно сформулирована идея “данности объективной реальности в ощущениях”, а значит ее познаваемости.

В-третьих, логическим следствием ленинского определения материи является требование объективного подхода к предметам исследования. Суть этого требования заключается в познании предметов такими, какими они существуют в самой действительности. Объективность подхода несовместима с предвзятостью исследователя, обращением к сверхъестественным представлениям, слепой верой в “высшие” авторитеты и т.п.

В-четвертых, работа В.И.Ленина по преодолению кризиса материализма в начале XX века убедительно подтвердила фундаментальный вывод Ф.Энгельса, сделанный еще в ХIХ веке о том, что “с каждым составляющим эпоху открытием... материализм неизбежно должен изменять свою форму”10. Как уже омечалось в теме I, развитие науки и общества в XX веке показало необходимость уточнения той формы диалектического материализма, у истоков которой стояли Маркс, Энгельс, Ленин. Неуклонный рост роли сознания, духовных факторов, информационных технологий в жизни общества, теснейшая взаимосвязь субъекта и объекта в познании явлений микромира, необходимость учета “субъектных” качеств сложных объектов порождают необходимость трансформации традиционного диалектического материализма в его высшую форму - духовный материализм. Развитие духовного материализма позволит более глубоко отразить взаимодействие, взаимопроникновение материальных и духовных явлений, творческую и формообразующую роль различных форм духовности в эволюции и организации природы, общества, человека.

5. Материя и движение.
Классификация форм движения материи
и закономерности их взаимосвязи.

Философское осмысление сущности материи требует конкретизирующего выделения ее коренных универсальных качеств (атрибутов), присущих любой форме и уровню материальных явлений. Современная философия выделяет и исследует в качестве главных следующие атрибуты материи: движение (развитие), пространство, время, структурность (многообразие и связность материальных форм), отражение (способность объекта воспроизводить в своих свойствах и структуре особенности взаимодействующих с ним объектов).

Под движением понимается любое изменение объекта, любой его переход из одного состояния в другое. Как уже отмечалось, в философии и науке XVII-XVIIIвв. под влиянием достижений классической механики, которая была наиболее развитой и обоснованной наукой той эпохи, движение рассматривалось односторонне-механически, отождествлялось с пространственным перемещением. Следует отметить, что и в настоящее время в обыденном мышлении движение нередко понимается чисто механически, т.е. как механическое перемещение в пространстве. Однако уже в XIX веке многообразные открытия в естествознании и гуманитарных науках (эволюционная теория Ч.Дарвина, закон сохранения и превращения энергии, социально–исторические и этнографические исследования), бурное развитие капитализма, революционных, демократических и других социальных движений показали ограниченность механистической картины мира и послужили основой для разработки более развитой многомерной философской концепции движения. Основные положения этой концепции заключаются в следующем:

* Любому бытию присуще специфическое движение. Невозможно понять какой-либо вид бытия, отвлекаясь от его движения. Понятие движения охватывает и преобразования элементарных частиц и распространение электромагнитных волн , и химические реакции, и обмен веществ в живых организмах, и процессы в обществе, движение всемирной истории, и эволюцию биосферы, и термоядерные процессы на Солнце, других звездах и т.п. Как считал выдающийся мыслитель античности Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), незнание движения ведет к незнанию причин. Это положение получило в современной науке многообразные подтверждения. Благодаря движению обеспечивается существование и воспроизводство материальных объектов, формирование их структур и качеств, преобразование и развитие. Каждому виду материи соответствует свой специфический тип движения. В наиболее общей форме закономерная взаимосвязь материи и движения может быть выражена в следующих положениях: движение универсально и абсолютно, оно является всеобщим атрибутом материи, способом ее существования. В мире нет материи без движения, как нет и движения без материи. Последнее означает невозможность существования движения самого по себе, вне своего материального носителя.

* Существенным моментом движения является покой. Метафизическое мышление противопоставляет движение покою, рассматривает их как антиподы. С точки зрения диалектики движение и покой составляют единство противоположностей. Покой - это моменты стабильности, устойчивости, равновесия в процессе движения. Покой как и движение присущ любой конкретной форме материи. Благодаря покою существуют качественная определенность вещей, их границы, стабильные, устойчивые, равновесные формы. Однако в отличие от движения, которому присуща абсолютность, покой всегда относителен. Это означает, что объект может покоиться лишь в определенных отношениях, в других отношениях он движется, изменяется. Так, например, дерево покоящееся относительно земной поверхности, в то же время движется вместе с нашей планетой вокруг Солнца, вращается вместе с ней вокруг земной оси. В нем происходят сложные физико-химические и биологические процессы, взаимодействие со средой, рост, развитие и т.п. Таким образом, покой не только не исключает движения, но и является его особым, а во многих случаях существенно необходимым, дополняющим моментом (например, сон, отдых у человека и высших животных).

* Движение материи происходит в качественно различных формах, закономерно взаимосвязанных между собой. Мысль о том, что видов движений и изменений столько же, сколько и видов сущего, была сформулирована еще в учении Аристотеля: “Для количества имеется рост и убыль, для качества - превращение, для пространства - перемещение, для сущности... возникновение и уничтожение”1. В последней четверти XIX в. Ф.Энгельс, обобщая данные науки своего времени, предложил следующую классификацию форм движения материи: механическая (пространственное перемещение тел), физическая (электромагнетизм; гравитация; оптические, звуковые, тепловые процессы, изменения агрегатных состояний веществ и др.), химическая (взаимодействия атомов и молекул, приводящие к появлению новых веществ), биологическая (жизнедеятельность и развитие живых организмов), социальная (общественные явления и процессы). В основу данной классификации положен принцип исторического развития материи, закономерного генезиса ее высших, сложных форм из предшествующих им более простых, низших форм.

Классификация Энгельса, несмотря на более чем столетний период с момента своего создания, сохраняет фундаментальное научное значение. Ее ценность обусловлена прежде всего верно схваченной тенденцией единого закономерного мирового процесса развития материи. Благодаря этому качеству данная классификация составляет ядро научной картины мира. Она создает основу для выявления закономерных генетических и структурных связей между формами движения материи. Эти закономерные связи, намеченные еще Энгельсом, могут быть определены следующим образом:

1. Высшие формы материи возникают и существуют на основе низших. Так например, протекание химических реакций обусловлено многообразными физическими взаимодействиями и силами, требует механического контакта реагентов. Возникновение жизни исторически обусловлено развитием сложного комплекса физико-химических и механических процессов на нашей планете.Возникновение человека (общества) обусловлено развитием биологических форм во взаимодействии со всеми другими низшими формами.

2. Высшие формы движения включают в себя низшие, подчиняя их своим закономерностям. Общеизвестно, что физико-химические и механические процессы в живых организмах протекают не стихийно и хаотически как в неживой природе, а упорядоченно, под контролем биологических регуляторов. Человек, сохранив свои биологические функции, осуществляет их существенно иначе чем животные, руководствуясь нормами культуры, социальными традициями, используя социальные технологии.

3. Высшие формы материи не сводимы к низшим; они функционируют на основе закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей низших форм. Следует отметить, что в силу материального единства мира между объектами низших и высших уровней могут наблюдаться глубокие структурные и функциональные аналогии, которые в определенных границах полезны в познании. Однако использование подобных аналогий имеет свой предел, связанный с тем, что высшие формы отличаются качественно новым содержанием и своими специфическими закономерностями, отсутствующими у низших форм. Так например, самые добротные знания физики, химии, биологии недостаточны для понимания причин кризиса в России. Понимание этих причин требует знаний в области философии, экономики, истории, психологии, социологии и других гуманитарных наук.

Естествознание и общественные науки ХХ века существенно расширили и углубили представления о материи. Обобщение этих достижений привело к выделению многообразных новых “форм” движения и уточнению природы существующих. Так, например, высказываются предположения о правомерности выделения геологической, географической, информационной и других форм движения. Однако при ближайшем рассмотрении эти формы оказываются комплексными соединениями базовых форм, выделенных энгельсом. Так географическая форма движения является синтезом механической, физической, химической, биологической и социальной форм движения, взаимодействующих друг с другом в условиях литосферы, гидросферы и атмосферы нашей планеты. Некоторые исследователи высказывают правомерные идеи о необходимости раздвоения каждой из форм в классификации энгельса на магистральную и периферийную ветви развития. Периферийная ветвь обеспечивает воспроизводство существующей формы, магистральная - выводит процесс ее развития на качественно новый, более высокий уровень. Так, например, в химической форме движения периферийной ветвью являются неорганические соединения, а магистральной органические, связанные с формированием живой материи. В биологической форме периферийной ветвью являются растения, а магистральной животные, являющиеся историческими предками человека.

Таким образом, новейшие данные и обобщения науки по своему дополняют, уточняют и развивают классификацию Энгельса, которая продолжает сохранять свой фундаментальный научный и философский характер.

6. Активность материи и ее проявления: самодвижение,
самооргани
зация, креативность (творческая эволюция).
Основные закономерно
сти самоорганизации материи.

Понятие активности материи является дальнейшим качественным углублением представлений о природе движения. Активность материи - это ее способность к самодвижению, спонтанной самоорганизации, возникновению нового в развитии. Многообразными проявлениями спонтанной и регулярной активности насыщены все уровни материи. Так уже в “неживой” природе можно наблюдать активные геофизические, климатические, метеорологические, астрономические и другие процессы: землетрясения, извержения вулканов, тайфуны, смерчи, цунами, ядерные процессы в звездах, морские и океанские течения, приливы и отливы, круговороты веществ в природе и т.п. Именно из наблюдений вездесущей, многообразной, непрекращающейся активности природы уже на заре философского мышления выкристаллизовалось знаменитое положение Гераклита: “panta rei” - все течет. Гераклитом же было намечено первое натурфилософское объяснение причин активности, динамичности материи, которое он усматривал в том, что сущностью космоса является огненность (“живой огонь”), т.е. наиболее подвижное, изменчивое, динамичное начало мира. Важной закономерностью, характеризующей активность материи, является тенденция ее роста при переходе от низших материальных уровней к высшим: биологическому и социальному. Эта тенденция проявляется в увеличении степени самодетерминированности действий объектов, многообразия и функциональности этих действий и изменений. Активность биологических организмов, проявляющаяся в многообразии форм их борьбы за существование, поиске пищи, размножении, воспитании потомства, адаптации к среде обитания и др. составляет один из важнейших факторов эволюции живой природы, обусловливающих жизнеспособность и эволюционную перспективность биологических форм. Высшего уровня и многообразия достигает активность в человеческом обществе, где она проявляется в многоаспектной трудовой, преобразовательной деятельности, развитии науки, научно-техническом и гуманитарном прогрессе, овладении все новыми средами планеты (космическое пространство, глубины океанов, морской шельф, подземные минеральные и органические отложения), использовании их ресурсов и превращении некоторых из них в новые среды жизнеобитания, возрастающей степени контроля и управления природной средой и условиями жизнедеятельности общества и др. Отмеченная глобальная закономерность роста активности материальных форм при переходе к высшим уровням бытия имеет важное жизнеориентирующее значение для формирования человека, развития его личностных начал. По сути индивидуальная и социальная активность человека является одним из главных критериев уровня развития его личности, важным фактором жизнестойкости, продуктивности, полноты реализации жизненного потенциала данного человека в обществе. Учитывая значимость развития активности человека и для него самого и для общества, обозначим основные аспекты данного качества, знание которых позволит каждому человеку сознательно, целенаправленно их развивать. В качестве основных критериев индивидуальной активности человека можно выделить: 1) энергичность, динамизм, упорство в достижении целей; 2) инициативность, творческий подход к любому делу (выработка собственной позиции в любом значимом вопросе, выдвижение, отстаивание и реализация собственных целей, планов деятельности и т.п.). 3)освоение максимального возможного объема знаний, умений, способов деятельности, форм участия в окружающей жизни; 4) основательность в любом деле, т.е. систематичность, логичная последовательность действий, доведение начатых дел до конца; 5) выделение главных целей и проблем деятельности, концентрация на них основного внимания. Мы надеемся, что внимательный анализ читателями собственных качеств с позиций указанных критериев позволит им сделать жизненно важные выводы и предпринять действия, значительно усиливающие их личностный потенциал.

Важнейшими проявлениями активности материи, являются, как уже отмечалось, самодвижение, самоорганизация, творческая эволюция (возник-новение нового в развитии). Под самодвижением понимаются процессы изменения, развтия объекта, происходящие под влиянием внутренних имманентно присущих ему факторов. Разумеется, на любой конкретный объект воздействуют не только внутренние, но и внешние факторы (силы, структуры, процессы), которые каким-то образом влияют на его движение. Поэтому в абсолютном смысле самодвижением обладает лишь Вселенная в целом, любые конкретные объекты обладают лишь относительным самодвижением. Важной философской проблемой является вопрос об источниках самодвижения. Предпосылки ответа на данный вопрос намечены еще в философском учении Гераклита. Современная интерпретация его идей об “огненности Космоса”, о пронизывающей бытие вечной борьбе (“борьба - отец всему”, “все происходит через борьбу”) указывает на такие источники самодвижения как энергонасыщенность материальных объектов, противоречивость действующих в них сил, структур и тенденций. Важным источником самодвижения в живой природе и обществе является системно-функциональная организация биологических и социальных форм, способ существования которых состоит в активном стремлении к разрешению актуальных противоречий их жизнедеятельности и развития. На уровне общества среди источников самодвижения на первый план выходят противоречия материального бытия, а также факторы разума, сознания, духовности.

Под самоорганизацией материи понимается ее способность при определенных условиях к самопроизвольному возникновению организованных форм из хаоса, направленному структурогенезу, повышению уровня организованности объектов под влиянием внутренних факторов. Наглядными примерами самоорганизации в природе и обществе являются возникновение морозных узоров на стеклах, структурообразование снежинок, спонтанный рост кристаллов в перенасыщенном растворе, рост и формообразование живых организмов, заживление ран, выздоровление после болезней, самоочищение водоемов, возникновение многообразных социальных, экономических и духовных объединений, движений, интеграционных процессов в обществе и т.п. Изучение природы и законов самоорганизации является предметом новой науки - синергетики, возникшей в последние десятилетия. Главной задачей синергетики является определение закономерных условий, при которых наиболее вероятно возникновение и развитие процессов самоорганизации в сложных системах. С позиций синергетики спонтаннные процессы самоорганизации наиболее вероятны в открытых, неравновесных, нелинейных системах большой сложности, получающих из среды энергию или вещества, богатые энергией.

Качество открытости системы означает ее взаимодействие со средой, обмен с ней веществом, энергией и информацией. В “закрытых” системах взаимодействия и обмены минимальные, в пределе - нулевые. Полная “закрытость” системы является теоретической идеализацией и практически невозможна. Как показывает опыт, открытые системы имеют значительно больший потенциал развития, чем “закрытые”. Причиной этого являются достигаемые за счет открытости дополнительные информационные, ресурсные, конкурентные и другие импульсы из внешней среды. “Закрытые” же системы “варятся в собственном соку”, упуская эти дополнительные возможности и импульсы. Поэтому их развитие приобретает угнетенный или даже застойный характер. Одной из главных причин нарастания застойных процессов в последние десятилетия существования Советского Союза была его чрезмерная “закрытость” для экономических, культурных и духовных обменов с развитыми странами мира. В плане личностного развития человека качество открытости, т.е. контактности, общительности, многообразия связей с окружением также дает неоспоримые преимущества в интенсивности развития по сравнению с замкнутостью и самоизоляцией. Следует, однако, подчеркнуть, что открытость системы может содействовать ее прогрессивному развитию только при наличии надежных “фильтров”, отсекающих разрушительные контакты и импульсы из внешней среды. Без таких “фильтров” открытость приводит не к позитивному развитию, а к интенсивному саморазрушению. Именно подобный тип “открытости” создали в России реформы начала 90-х г.г., что привело к лавине разрушительных процессов (интенсивному проникновению в страну наркотиков, оружия, порнографии, некачественных товаров, иностранных агентов, “советников” и проходимцев всех мастей, неконтролируемому вывозу из страны в огромных масштабах природных ресурсов и капиталов, насаждению в духовной сфере через средства массовой информации культа денег, насилия, жестокости, индивидуализма, продажности, пренебрежения к человеческой жизни и т.п.), что за считанные годы подорвало мощный потенциал великой страны и нанесло ей непоправимые потери. В отличие от России, развитие рыночных реформ в Китае отличается взвешенным, поэтапным переходом к увеличению открытости общества, допущением ее только в тех сферах, которые интенсифицируют развитие страны, предусмотрительным созданием мощных блокирующих фильтров на пути разрушительных воздействий извне в экономической, культурной и духовной сферах. Подобный курс стал одним из важных факторов превращения Китая в наиболее динамично развивающуюся страну мира.

Неравновесность системы означает ее удаленность от наиболее устойчивых, статичных состояний, балансирование вблизи границ нестабильности. Переход в неравновесное состояние повышает мобильность системы, содействует преодолению инерции окостеневших структур и застойных состояний, облегчает возможность выбора новых линий развития. Не случайно многие выдающиеся ученые, мыслители, деятели искусства, актеры отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенной чувствительностью, экстравагантностью стиля жизни и поведения, склонностью к неординарным поступкам, различным крайностям и даже психическим патологиям. Именно эта неравновесность духовной сферы усиливает ее подвижность и создает открытость необычному, гениальным прозрениям, которые недоступны человеку, который всегда стабилен и уравновешен, живет “как все”, не утруждает себя духовными испытаниями и сверхнапряженными поисками. Однако, как и в случае с открытостью важно иметь в виду, что балансирование “на грани”, вблизи границ опасной неустойчивости требует повышенного самоконтроля субъекта (человека, общества) и чревато возможностью катастрофы, что кстати нередко и происходит.

Нелинейность системы означает ее способность в ответ на малые воздействия, проявлять многократно более сильные реакции. Или, как говорят специалисты, благодаря нелинейности микрофлуктуации могут превращаться в макроизменения11. Суть нелинейности можно упрощенно объяснить на следующем наглядном примере: если студент, прослушав курс лекций, на экзамене излагает лектору то же содержание, которое он от него ранее получил, то это линейность. Если же он, получив определенные знания, сделал из них качественно новые выводы, переосмыслил, развил, уточнил их, то это уже нелинейность. Благодаря наличию нелинейных элементов в системе возникают новые импульсы развития, самоорганизации, она способна проявлять “отзывчивость” к проблемам, новым возможностям и формам развития. В обществе роль нелинейной среды играет интеллигенция, люди с высокой духовностью, способные создавать новое, совершать неординарные поступки, не боящиеся открыто выступить против деградивных сил и структур. Уменьшение слоя таких людей ( а в России оно, к сожалению, по многим причинам происходит), превращает общество в застывшее болото, не способное к развитию, самоорганизации, преодолению кризисных состояний. Не случайно страны Запада и прежде всего США целенаправленно стимулируют “утечку умов” из слабо- и среднеразвитых стран к себе, обоснованно рассчитывая на многократную отдачу от затраченных на эти цели средств.

Сложность системы означает разнообразие ее компонентов, связей, процессов. Даже интуитивно ясно, что для возникновения развитых, высокоорганизованных форм необходимо большое разнообразие исходных компонентов, качеств, связей, процессов. Недостаток сложности системы становится барьером, ограничивающим возможность возникновения в ней новых организованных форм. Колоссальный самоорганизоционный, адаптивный потенциал биосферы, ее способность к самовосстановлению разрушенных структур, самоочищению, устранению повреждений, наносимых обществом, во многом обусловлены разнообразием составляющих ее видов растений и животных. Снижение этого разнообразия в результате гибели многих биологических видов создает реальную угрозу падения самоорганизационного, адаптивного потенциала биосферы, ослабления ее сопротивляемости разрушительным воздействиям со стороны общества. А это означает приближение живой природы к опасной черте, несовместимой с существованием наиболее развитых организмов, в том числе и человека. Для развития самоорганизационых процессов в обществе и мировом сообществе также очень важно разнообразие качеств людей, народов,культур, образов жизни. Благодаря социальному разнообразию обеспечивается не только множественность комбинационных возможностей для возникновения новых организованных форм, но и включение таких дополнительных самоорганизационых факторов как конкуренция, кооперативность, многообразие случайных явлений (флуктуаций), гибридизация, резонансные взаимодействия и т.п. Совместное действие этих и многих других условий, инициируемых сложностью социума, поддерживает непрерывное “кипение” в нем спонтанных процессов самозарождения новых образований, обновления существующих структур, возникновения все более развитых, многофункциональных форм. С точки зрения фундаментальной роли сложностных начал (разнообразия) для самоорганизации систем, отчетливо видна сомнительность популярных в прошлом идей создания “социально однородного” общества. Ориентация на подобную “однородность”, как показал опыт развития социализма в нашей стране, привела к нарастанию уравнительных тенденций в обществе и их следствиям в виде растущей пассивности людей, неконкурентоспособности общественных форм, их застойности, отсутствия действенных импульсов к прогрессу, что и стало одним из существенных факторов крушения Советского Союза. Следует, однако отметить, что возрастание социальной неоднородности общества продукивно лишь до определенного предела, превышение которого ведет к чрезмерной поляризации интересов различных социальных групп и росту в таком обществе разрушительных самоорганизационных процессов (криминальной самоорганизации, сепаратистких устремлений социальных субъектов к обособлению, антагонизма их интересов с интересами других субъектов и социального целого и т.п.), вплоть до возможного социального взрыва. Более подробно вопросы меры и качества сложностных факторов самоорганизации общества будут отражены в социально философской части данного курса. Таким образом, рассмотренные качества систем: открытость, нелинейность, неравновесность, сложность – являются существенными факторами их самоорганизации и креативности - способности к возникновению нового в развитии. Познание этих качеств имеет важное методологическое значение для выработки у мыслящего человека критериев оценки той или иной модели развития общества, коллектива, предприятия, отдельной личности и формирования собственной позиции, обоснованных убеждений. Весьма значимо, в чем-то даже революционно, и мировоззренческое значение синергетики. Она вносит в современную картину мира новые важные идеи, отражающие качества и тенденции социальной реальности, усилившиеся на рубеже XXI века: концепцию нестабильного, неравновесного, все более динамичного и сложного мира, многоальтернативности и неустранимой неопределенности развития, возникновения порядка из хаоса, закономерной самоорганизации, связанной с открытостью, сложностью, нелинейностью и неравновесностью систем и другие. В дальнейшем мы рассмотрим синергетическую концепцию более широко, дополнив ее рядом представлений, конкретизирующих механизм самоорганизации. В мировозренческом плане важно также подчеркнуть, что синергетическая картина мира дает новые, серьезные аргументы, укрепляющие позиции научного мировозрения в его противостоянии религии. Как известно, одним из главных аргументов, выдвигаемых защитниками религиозных идей Божественного творения мира, является идея невозможности естественного возникновения тех высокоразвитых, сложно организованных, гармоничных, взаимосогласованных форм бытия, с которыми мы сталкиваемся в природе и обществе. Этот аргумент всегда производил сильное впечатление не только на малообразованных людей, но даже на ученых, не имевших достаточных научных средств объяснения естественного механизма возникновения высокоорганизованных, сверхсложных форм, например живой природы из неживой. Развитие синергетики создает убедительные современные научные средства такого объяснения.

2.7 Пространство и время как атрибуты материи.
Специфика
физического, биологического и социального пространства и времени.

Понятия пространства и времени являются дальнейшей конкретизацией философской картины мира, углублением общей концепции материи и движения. Наличие пространственно-временных параметров является неотъемлемым качеством любого объекта действительности. Весь опыт развития науки, а также практический опыт человечества убеждают, что пространство и время - это реальные параметры мироздания, а материя не может существовать и развиваться иначе как в пространстве и во времени. В этом заключается основание признания данных параметров атрибутами (т.е. всеобщими, неотъемлемыми качествами) материи.

Пространство характеризует протяженность и взаиморасположение объектов, их объемы, формы, диапазоны воздействия и взаимодействия. Время характеризует длительность существования объектов, последовательность и темпы изменения их состояний в процессе движения. В истории философии сложились два существенно различных подхода к пониманию пространства и времени: субстанциональный и реляционный.

С точки зрения субстанционального подхода пространство и время рассматриваются как самостоятельные сущности, не связанные друг с другом, существующие наряду с материей и независимо от нее. Основы субстанционального подхода к пониманию пространства и времени были заложены Демокритом, Платоном, Эпикуром и получили свое теоретическое оформление в классической механике И. Ньютона в понятиях абсолютного пространства и времени. Субстанциональный подход в трактовке И. Ньютона исходит из представления об абсолютном пространстве как пустом, однородном, неподвижном вместилище Вселенной, не зависящем от своего наполнения. Абсолютное время по Ньютону - это равномерная, неизменная, ни от чего не зависящая “чистая” длительность. Основными свойствами пространства и времени в их субстанциональном понимании являются:

* объективность этих параметров материи, т.е. принадлежность их самой действительности. Идея объективности пространства и времени противостоит линии субъективного идеализма, согласно которой эти феномены не имеют реального существования, а являются лишь субъективными формами восприятия вещей, чисто психологическими средствами организации впечатлений (И.Кант, Дж.Беркли, Д.Юм, Э. Мах, К. Пирсон и др.);

* независимость пространства и времени от наполняющей их материи и друг от друга:

* трехмерность пространства и одномерность времени;

* однонаправленность и необратимость времени (от прошлого, через настоящее к будущему);

* изотропность (однородность) пространства и времени во всех точках Вселенной и для всех типов материальных объектов;

* бесконечность и безграничность пространства и времени (Ньютон, однако ограничивал время начальным моментом, когда Бог, создав Вселенную, запустил “мировые часы” абсолютного времени).

Подобные представления о свойствах пространства и времени в основном согласуются с интуитивным опытом и вполне достаточны для ориентировки в большинстве ситуаций обыденной жизни. Однако философское осмысление пространства и времени позволяет разорвать заскорузлую паутину обыденного мышления и дать человеку более глубокое, точное и конструктивное видение действительности.

Прежде всего заметим что представления о неизменности пространства и времени и их независимости от материи и друг от друга противоречат фундаментальным положениям диалектики об изменчивости всего сущего и универсальной взаимосвязи всех без исключения явлений бытия. Во-вторых, как утверждает диалектика и показывает опыт, рассмотрение явлений в их взаимосвязи, соотнесенности друг с другом, дает более богатую и глубокую картину действительности по сравнению с их изолированным познанием. Неизбежное стремление к осмыслению пространственно-временных характеристик бытия в их единстве, взаимосвязи, соотносительности с материей и друг с другом составило основу развития реляционного подхода к их пониманию (англ. relation - отношение, связь).

Истоки реляционного понимания пространства и времени восходят к Аристотелю; свое продолжение оно получило в учениях немецкого философа и математика Г.Лейбница (1648-1716), классика немецкой философии Г. Гегеля и др. Как утверждал Гегель “мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством; оно всегда есть наполненное пространство и нигде не отличается от своего наполнения... Не во времени все возникает и проходит, а само время есть это становление, есть возникновение и прехождение”12. Естественнонаучным обоснованием и теоретическим оформлением реляционной концепции пространства и времени явилась созданная выдающимся физиком ХХ века А.Эйнштейном (1879-1955) теория относительности (1905-1916 гг.). В этой теории выявлена и доказана непосредственная связь пространства и времени с такими параметрами материи как масса и движение. Как показал А.Эйнштейн, распределение гравитационных масс в пространстве влияет на его геометрию и на течение времени. В мощных гравитационных полях, созданных скоплениями вещества, пространство искривлено, его геометрические свойства отклоняются от эвклидовых, а течение времени замедлятся. Пространственно-временные свойства объектов зависят также от скорости движения. При скорости объекта близкой к световой, его линейные размеры заметно сокращаются, а ход времени замедляется. Эти выводы теории относительности, получившие экспериментальные подтверждения, убеждают в отсутствии “абсолютного” пространства и времени, единого и неизменного для всей Вселенной. Они говорят о том, что пространственные характеристикии и ритм времени различных сфер бытия определяются качеством, строением, массой и параметрами движения объектов. С позиций реляционной концепции понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку самой материи присущи протяженность, дифференцированность, связность. Смысл понятия времени обусловлен движением материи, длительностью процессов, последовательностью и темпами смены состояний. Новизну представлений, внесенных теорией относительности в картину мира, А.Эйнштейн разъяснял с помощью следующего мысленного эксперимента: “суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время”.

Таким образом, реляционная концепция пространства и времени является более глубокой, точной и диалектичной чем субстанциональная. С реляционных позиций представления о свойствах пространства и времени приобретают ряд важных уточнений, дополнений и новых системных смыслов:

* существенно новым представлением, внесенным теорией относительности в картину мира, является идея единого четырехмерного пространственно-временного континуума. Согласно этой идее пространство и время понимаются как неразрывно связанные формы существования объектов и для регистрации любого события необходима его фиксация в четырехмерной системе координат, включающей наряду с тремя пространственными координатами также и время;

* неоднородность (кривизна) пространства-времени, обусловленная неравномерным распределением масс во Вселенной, означает необходимость использования для точных астрономических расчетов в масштабах космических событий геометрии искривленного пространства Н.И.Лобачевского и Б.Римана. Геометрия Эвклида, описывающая пространство нулевой кривизны, является по сути научной идеализацией, упрощением реальности. Ее применимость для практических расчетов обусловлена незначительной кривизной пространства в условиях Земли, которой в большинстве случаев можно пренебречь;

  • логическим следствием представления о зависимости пространства и

времени от материи является вывод о качественной специфичности пространственно-временных характеристик в микромире, макромире и мегамире, а также на основных уровнях макромира: в неживой природе, живой природе и обществе. Так, например, в микромире специфика пространственно-временных характеристик обусловлена корпускулярно-волновой природой элементарных частиц. С появлением на нашей планете живой природы возникла особая пространственно-временнáя организация, присущая только биологическим организмам. Только у живых организмов имеет место “левосторонняя” пространственная асимметрия молекул. При прохождении световых лучей через биологические жидкости (кровь, лимфу) происходит вращение плоскости поляризации света. Специфичность функционирования биологических организмов проявляется и в наличии у них внутренних регуляторов времени - своеобразных биологических “часов”, которые запускают и отключают в определенной последовательности цепи биохимических и других реакций, что обеспечивает как внутреннюю согласованность физиологических процессов, так и приспособление организма к ритмам внешней среды. Яркой иллюстрацией колоссальных различий биологических ритмов жизни могут служить жизненные циклы бабочки - однодневки и черепахи, живущей 300 лет. Возникновение социальной организации на нашей планете привело к формированию целого ряда новых, качественно специфичных пространственно-временных структур. Особенности этих структур обусловлены их связью с человеческими смыслами. Так “в представлениях древних египтян освоенное ими пространство по берегам Нила было центром Вселенной, а течение Нила с юга на север закладывало главное направление в пространстве”13. Средневековое мышление разделяет пространство Вселенной на мир “горний”, т.е. высший, священный, озаренный божественной благодатью, и мир “дольний”, т.е. земной, греховный, лежащий “во зле”. В эпоху динамичного развития Советского Союза, стремившегося установить коммунистический строй во всем мире, пространство его экономического, политического и военного влияния распространялось далеко за пределы собственной территории, на многоие регионы и страны мира: Восточную Европу, Ближний Восток, Юго-Восточную Азию,Китай, Кубу, Эфиопию и др. Крушение Советского Союза привело не только к резкому сокращению пространства внешнего геополитического влияния России, но и к заметному ослаблению этого влияния на ряде ее совенных территорий. В то же время, в мире возникли новые центры геополитической экспансии, стремящиеся к расширению пространства своего влияния или даже господства (“продвижение НАТО на Восток”, агрессивное наступление “исламского фундаментализма” во многих регионах мира, выполнение США функций “мирового жандарма” и произвольное объявление ими сферой своих “национальных интересов” любого региона мира).

Социальное время, являющееся мерой изменчивости, темпов,динамизма социальных процессов, также существенно различается в различных цивилизациях и на различных этапах истории. По мере развития общества происходит своеобразное “ускорение” исторического времени, проявляющееся в нарастании интенсивности, глубины, социальной и духовной значимости совершающихся перемен. Период существования первобытного общества - сотни тысяч лет, рабовладельческого - 3-4 тыс.лет, феодального 1-1,5 тыс.лет, буржуазно-капиталистического - примерно 300 лет. Однако уже за первое столетие своего существования капитализм по оценке К. Маркса создал производительные силы более грандиозные, чем созданные человечеством за всю предшествующую историю. Характерно, что именно в эпоху капитализма и именно в недрах западной цивилизации появился знаменитый афоризм “время - деньги”, выражающий глубинную суть этой цивилизации. Нелишне отметить, что и в Советском Союзе в эпоху его форсированной индустриализации, культурной революции, других глубинных преобразований послереволюционного времени многомиллионные массы советских людей жили с ощущением динамизма происходящего, интенсивности перемен, стремлением, ускорить приближение коммунизма. Динамичный дух этого времени отразился в характерных афоризмах советской эпохи (“время-вперед”, “догнать и перегнать”, “страна на марше” и т.п.). Однако к началу 70-х годов ХХ века динамизм развития страны был утерян и начавшаяся эпо-

ха застоя закончилась разрушением СССР. Деградация и разрушение сопровождали развитие России и в 90-е годы. Достаточно очевидно, что сама возможность дальнейшего существования нашей страны зависит от того, сможет ли она вновь обрести динамизм развития.

Таким образом, философский анализ понятий пространства и времени показывает, что они имеют не только естественнонаучное и общетеоретическое но и важное жизнеориентирующее, социальное значение. Этот анализ приводит к выводу, что для формирования современного человека, огромное значение имеет ориентация на бережное, экономное отношение к времени, интенсивное его использование для образования, творчества, развития личности, продуктивного труда. Подлинно современный человек с высоким уровнем культуры и общего развития отличается ответственным отношением к своему времени и времени других людей, умением достигать поставленных целей в сжатые сроки, стремлением сделать за время своей жизни как можно больше полезного. К сожалению, реальная жизнь нередко подтверждает карикатурный образ России в виде медведя, либо беспробудно спящего в берлоге, либо сидящего на замшелом пне и с недоумением взирающего на стремительно мчащийся вперед мир. Подобный образ является суровым напоминанием о необходимости для каждого российского человека и общества в целом задуматься над происходящим, осознать причины хронического отставания России, найти реальные пути и надежные средства восстановления динамизма ее развития.

Вопросы для самоконтроля.

1) Почему понятие бытия является исходным во многих философских учениях?

2) В чем состоит жизнеориентирующий смысл понятия “бытие”. Какие ориентации дает это понятие для познания и человеческой деятельности?

3) Охарактеризуйте основные сферы материального бытия. Укажите специфику каждой из этих сфер и их взаимосвязь между собой.

4) Дайте характеристику основных сфер духовного бытия. Объясните в чем заключается духовность человека и общества.

5) В чем состоит специфика человеческого бытия? Как вы понимаете мысль древнеримского философа Сенеки о том , что “тело является оковами и темницей души”?

6) В чем состоит суть антропного космологического принципа. Какие ориентации дает этот принцип для научного познания и понимания места человека во Вселенной?

7) Какие способы человеческого бытия выделяет Э. Фромм? К каким последствиям для человека и общества ведет выбор каждого из этих способов?

8) Какие потребности развития науки и философии явились причиной формирования понятий субстанции и материи? Какое значение имеют эти понятия для развития научной картины мира?

9) Охарактеризуйте основные события научной революции в физике на рубеже XIX - XX веков и объясните почему она вызвала кризис механистического материализма.

10) Объясните какие методологические ориентации для развития науки и философии вытекают из определения материи, данного В.И. Лениным?

11) Каковы основания классификации форм движения материи, предложенной Ф. Энгельсом? В чем состоит научная ценность этой классификации?

12) Сформулируйте и объясните закономерные взаимосвязи форм движения материи.

13) В чем состоит активность материи, и как эта активность проявляется на различных уровнях действительности?

14) Сформулируйте основные критерии активности личности и попытайтесь проанализировать свой характер и деятельность с позиции этих критериев.

15) Укажите основные условия, содействующих развитию самоорганизационных процессов в системах. В каких случаях эти условия содействуют прогрессивному развитию и в каких случаях - деградации систем?

16) Как называется наука о самоорганизации и каково ее значение для развития научного мировоззрения?

17) Какие представления лежат в основе субстанционального и реляционного подходов к пониманию пространства и времени. Какой из этих подходов дает более глубокое и точное понимание действительности?

18) В чем состоит новизна представлений, внесенных теорией относительности А. Эйнштейна в понимание пространства и времени?

19) В чем состоит качественная специфичность биологического и социального пространства и времени?

20) Какие жизненные и социальные ориентации дает философское осмысление понятий пространства и времени?

Литература

1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени : истоки, эволюция, перспективы. М. 1982.

2. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1987. №9.

3. Гачев Г.Д. Европейские образы пространства и времени // Культура, человек и картина мира. М. 1987.

4. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.1986.

5. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия. М. 1996.

6. Классическое естествознание и современная наука / Ред. С.С. Митрофанова. Новосибирск. 1991.

7. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М. 1999.

8. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 1996.

9. Фромм Э. Иметь или быть? М. 1986.

1 Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Mikkeli.1990

2 Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж. 1956. с.14.

3 Бердяев Н.А. Дух и реальность// Философия свободного духа. М.1994. с. 456.

4Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. в 3-х ч. Ч.I. СПб. 1997. с. 24.

5 Сагатовский В.Н. Цит. работа. с. 22,27.

6 Сагатовский В.Н. Цит. работа. с. 27.


7 Фромм Э. Иметь или быть. М. 1986. С.45.

8 Гегель. Соч. Т. VIII. М.- Л. 1935. С. 10.

9 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. с.149.

10 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.21. с.286.

11 Самоорганизация в природе. Вып. 2. Т. 1. Томск. 1998. с.123.

12 Гегель Г.В.Ф. энциклопедия философских наук. М. 1974. Т. 2. С. 47, 53.

13 Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов./отв. ред.Е.В.Попов. М. 1997

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.