Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Винограй Э. Основы философии. Систематический курс

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. Философские основы научного мировоззрения и современной методологии.

“Философия, отличаясь от прочих деятельностей

человеческого духа, оживляет их все, сообщает им

человеческую сторону, осмысливает их для человека.

Без нее наука - сборник фактов, исскуство - вопрос

техники, жизнь - механизм”

П. Лавров

“Истинная философия есть духовная квинтэссенция

своего времени... Она представляет собой живую душу культуры”

К.Маркс

Тема 1. Философия как ядро духовной культуры общества

* Понятие о предмете философии и ее основных проблемах. Место и функции философии в духовной культуре общества.

* Взаимосвязь философии с конкретными науками и практикой. Исторические этапы развития философии и изменение ее соотношения с конкретно-научным знанием.

* Соотношение философии, религии и мифологии. Структура философского знания.

* Коренной вопрос философии, его мировоззренческое и жизнеориентирующее значение. Материализм и идеализм, их исторические формы. Основные положения диалектико-материалистического мировоззрения, его значимость для развития науки и общества. Перспективы преодоления односторонностей материализма и идеализма в духовном опыте человечества.

* Высказывания мыслителей различных эпох о сути и предназначении философии.

1. Понятие о предмете философии и ее основных проблемах

Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости" ("филео"- люблю, "софия” - мудрость). Современная философия - это прежде всего наука и, более того, - ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.

Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости.

Но что такое мудрость? Какие качества делают человека не просто умным, образованным, а именно мудрым? Интуитивно ясно, что мудрость связана с таким видением и пониманием действительности, которое превосходит обыденные и конкретно-научные, специальные знания своей целостностью, глубиной, масштабностью, практической действенностью. Известен афоризм, дающий сжатую, но весьма точную характеристику различий между умным и мудрым человеком: "Умный всегда найдет выход из трудного положения, а мудрый никогда в это положение не попадет." Рассматривая формирование мудрых начал в человеческом разуме как главную цель философии, попытаемся определить основные качества, которые эта наука стремится развить в каждом из вас:

* Широта, масштабность и глубина осмысленного опыта. Несомненно, мудрость - синоним большого жизненного опыта. Этот опыт человек накапливает на основе осмысления своей собственной жизни, жизни природы, других людей, общества в целом. Изучение частных наук приобщает человека к опыту, накопленному человечеством в конкретных сферах познания и деятельности. Философия - это единственная, уникальная наука, которая стремится обобщить и осмыслить опыт человечества в целом на протяжении всей его истории. В этом осмыслении она опирается на опыт всех наук, всех сфер человеческой деятельности, на опыт всей мировой истории и культуры.

* Способность и склонность к обобщениям, к уразумению смысла происходящего. Необходимым условием формирования мудрости является систематическое осмысление и обобщение происходящего. Мудрый человек извлекает уроки из прошлого и учитывает их в планировании будущего. Систематическое обобщение событий и получаемых знаний позволяет неуклонно совершенствовать стратегию своей жизни и деятельности. Философия, являясь предельно общей наукой, всем своим строем стремится развить у изучающего ее человека способность к обобщению. При этом она ориентирует не только на осмысление опыта успешных действий, но и на выявление ложных путей, типичных ошибок с целью их предотвращения в будущем.

* Всесторонность видения действительности. Развитая всесторонность мышления - один из главных атрибутов мудрости. Именно односторонность подходов к явлениям, учет одних качеств и связей при игнорировании других ведет с неизбежностью к искажению действительности, ложным выводам в познании и провалам в практической деятельности. Поэтому одна из важнейших задач философии - показать человеку многомерность и сложность реальности, удержать от соблазна одномерных, простых решений, научить всестороннему подходу к исследуемым явлениям. Истинный философ невозмутим ибо видит в одном и том же событии множество сторон, в том числе и противоположных (созидания и разрушения, добра и зла и т.п.). Не случайно философскому отношению к действительности присуща ориентация: "не смеяться, не плакать, а понимать." (Б.Спиноза).

* Развитие рефлексивного мышления. Рефлексивность мышления означает развитую способность человека к самоанализу, объективной самооценке, самокритике. "Познай самого себя" - этот афоризм древнего спартанского мудреца Хилона и в настоящее время является одной из главных путеводных идей философии, без которой невозможно мудрое понимание жизни и мудрое к ней отношение. Объективный самоанализ, самооценка, самокритика позволяют человеку глубже понять как свои сильные стороны, так и слабости, осознать причины своих неудач, найти наиболее выигрышное применение своим силам и способностям. Особенно актуально это для российского человека, которому на нынешнем тяжелейшем изломе отечественной истории крайне важен трезвый, объективный самоанализ, критическое отношение к происходящему и прежде всего к самому себе. Ибо суровая самокритика - это действенный импульс к развитию. И те страны, цивилизации, в культуре которых укоренен дух самокритичности, обретают тем самым важный фактор динамичности, ускоренного движения.

* Умение находить "золотую середину" при решении сложных проблем. Мудрый человек, делая выбор в сложной ситуации, стремится избежать крайностей, найти оптимальный путь. Весь опыт философии также учит умению избегать противоположных крайностей, вырабатывает способность творчески соединять лучшие качества многих подходов, опираться в поисках нового на надежные, испытанные традиции. К сожалению, Россия - страна крайностей, склонная к бесшабашной ломке коренных исторических традиций на трудных этапах истории. Свою историю в ХХ-м веке она начала с утверждения ультрарадикального коммунизма, а завершает полной его противоположностью, именуемый даже в странах Запада "звериным", "бандитским", "криминальным" капитализмом. И эти метания из крайности в крайность с неизбежным при этом разрушением преемственности во многом объясняют почему в стране с богатейшими возможностями народ влачит жалкое существование. Философское образование в меру своих возможностей стремится переломить эти разрушительные стереотипы, дать человеку и обществу ориентиры надежного, продуктивного выбора.

* Способность к предвидению будущего. Как утверждает западный специалист в области теории управления Р.Акофф: “мудрость - это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради бÓльших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо”. Философия, формируя современную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия, избегать тупиковых вариантов и находить наиболее действенные.

Таким образом, даже краткая и далеко не полная характеристика основных ориентиров мудрости, которые стремится выработать философия, показывает, что это уникальная, ничем не заменимая, необходимейшая современному человеку и обществу наука. Подытоживая сказанное, можно дать исходное определение смысла философии: философия - это обобщенное, целостное, глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости. Данное определение является, несомненно, очень общим. Между тем, философия стремится соединить беспредельность охвата действительности с точностью и конкретностью своих выводов и рекомендаций. Попытаемся уточнить и конкретизировать ее назначение и функции.

Основные функции философии

Главное назначение философии - помочь человеку мудро и осмысленно избрать свой жизненный путь, определить идеалы и смысл жизни, выработать надежные ориентиры понимания действительности, сформировать стратегию ответственной, продуктивной деятельности. Это предполагает глубокое понимание закономерностей бытия, овладение научными методами познания и деятельности, понимание природы общества и основ существования человека в мире. Обобщая этот спектр проблем, можно выделить следующие основные функции философии:

* софийная;

* мировоззренческая;

* методологическая;

* интегративная;

* критическая;

* духовно-гуманистическая.

Софийная функция философии - т.е. функция формирования ориентиров мудрости уже была кратко охарактеризована. На наш взгляд, она является ведущей в философии, связывает в единое целое все другие ее функции, является их результирующим, концентрированным выражением.

Мировоззренческая функция философии состоит в формировании целостного научного мировоззрения. Эту функцию она реализует на основе решения следующих мировоззренческих проблем:

- Какова природа, происхождение и перспективы мира, в котором мы живем? Чем вызываются изменения, происходящие в мире?

- В чем состоит сущность человека и каково его место в мире? Является ли возникновение человека, общества, разума случайным эпизодом в развитии Вселенной или же они закономерно и необходимо укоренены в ее бытии?

- Как возникло и по каким законам эволюционирует человеческое общество, каковы возможности и варианты его дальнейшего развития?

- Какими качествами необходимо обладать, чтобы иметь основание считать себя достойным человеком? В чем заключается разумное и ответственное отношение к действительности?

Характеризуя мировоззренческую функцию философии, важно отметить следующее:

1. Вклад в развитие мировоззрения вносит не только философия, но и частные, конкретные науки: астрономия, физика, химия, биология, геология, экология, инженерные науки и др. Однако эти науки формируют фрагментарные, односторонние картины мира (физическую, химическую, экологическую и др.). Задача философии - объединять, синтезировать эти фрагментарные картины в целостную, всеобъемлющую картину действительности. Тем самым философия стремится ответить на фундаментальные вопросы, характеризующие мир в целом, связывающие жизнь людей с жизнью Природы, отражающие мировой Универсум как среду жизнеобитания человека. Именно всеохватность, космичность философского видения мира обусловливает особый интерес философии к предельным основаниям бытия и познания, границам существования Космоса, жизни, человечества, укорененности человека во Вселенной.

2. Большинство частных наук рассматривают явления действительности объективно, т.е. безотносительно к человеку и человечеству. В познании своих объектов они стремятся придти к знанию, максимально очищенному от всего субъективного, личностного, от человеческих ценностей и желаний. Философия же, наоборот, ставит в центр своего рассмотрения отношение человека к миру, стремится понять любое явление в его отношении к человеку, его ценностям и устремлениям. Например, обобщая закономерности эволюции материи, философия ставит вопрос об особенностях и перспективах эволюции человечества. Осмысляя новейшие данные о физической природе мира, соотношении фундаментальных физических констант, философия стремится понять укоренено ли человечество в физической структуре Вселенной закономерно и необходимо или же возникновение жизни и человека, как ее высшей формы, - это уникальное явление Космоса, продукт редчайшего и неповторимого стечения обстоятельств.

3. Стремление философии к целостному постижению Универсума вовсе не означает, что она "изучает все". Осмысляя мир в целом, философия имеет своим предметом наиболее общие законы природы, общества, мышления. Поэтому философия, не претендуя быть "царицей наук", тем не менее все же является наиболее фундаментальной из наук в смысле всеобщности, универсальности ее положений.

Методологическая функция философии состоит в формировании наиболее общих методических ориентиров продуктивной деятельности. Каждая из наук стремится выработать истинные и эффективные методы деятельности в своей сфере (физика в области физических явлений, биология в области явлений живой природы и т.д.). Поскольку главной сферой философии является всеобщее, то методам, которые она вырабатывает, также присуща всеобщность. Это означает, что методические ориентации, предлагаемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности.

Закономерен вопрос: как же соотносятся в реальной деятельности методы философии и методы конкретных наук? Нельзя ли в решении конкретных проблем обойтись без философии или наоборот при отсутствии конкретных методов воспользоваться чисто философскими рекомендациями? Практика человеческой деятельности убеждает, что для достижения надежных результатов в решении сложных проблем необходимы и методы философии и методы конкретных наук. Они не заменяют, а взаимодополняют друг друга, соотносятся друг с другом как стратегия и тактика. Философия определяет стратегические ориентиры исследования объекта; методы частных наук дают тактические приемы, подробные рецепты познания и деятельности, которые конкретизируют требования философских методов с учетом специфических особенностей объекта. И подобно тому как в военном деле стратегия бессмысленна и бесполезна без эффективной тактики, а тактика близорука и неэффективна без продуманной стратегии, методы конкретных наук не могут дать должного эффекта без надежных философских ориентиров.

Методологическую функцию выполняет все содержание философии. Однако наиболее значимую роль в осуществлении этой функции играет особый раздел философского знания - диалектика. Диалектика - это учение о наиболее фундаментальных качествах бытия и основанных на них методах познания и деятельности. Диалектика выделяет и исследует такие фундаментальные качества действительности, как ее противоречивость, связность, развитие, системность и др. На основе изучения этих качеств она разрабатывает философские методы познания объектов как целостных систем, изучения их в развитии, выявления их глубинных связей и др. Диалектика является ядром научной философии, на котором базируется ее развитие и практическое использование. Однако в различных направлениях и течениях философии исторически сформировались не только истинные, но и искаженные, односторонние методы познания действительности, противоречащие диалектике. Эти представления и методы будем в дальнейшем называть метафизикой. В своих наиболее примитивных вариантах метафизика диаметрально противоположна диалектике, является ее антиподом. Если диалектика рассматривает мир как связный, противоречивый, развивающийся, то метафизика видит его застывшим, статичным, без противоречий, без единства и связей между объектами. В более изощренных своих формах метафизика противостоит диалектике не столь жестко и даже признает связность объектов, их развитие, противоречивость, системность и др. Но при этом она дает этим качествам искаженные, односторонние, поверхностные истолкования. Следует подчеркнуть, что с точки зрения диалектики различие между ней и метафизикой относительно. Диалектика, исторически развиваясь, преодолевает свои собственные, метафизические односторонности и неточности. Иными словами, диалектика развивается в борьбе не только с противостоящей ей метафизикой, но и с метафизическими качествами своего собственного содержания и формы.

Интегративная функция философии обусловлена ее ориентацией на целостное постижение Универсума. Философия стремится выявить основы родства человека с Космосом, найти глубинные корни единства и взаимозависимости всего сущего, доискаться до первоначал, обусловливающих целостность бытия. В сфере научного познания философия, ос-мысляя опыт развития конкретных наук, выявляет интегративные взаимосвязи между ними, формирует целостную, научную картину мира, объединяет отдельные науки в сложные комплексы для решения крупных, многоаспектных проблем. В духовной сфере философия интегрирует (и тем самым взаимообогащает) не только отдельные науки, но и все ветви культуры (художественной, религиозной, политической, нравственной) в единый духовный опыт человечества.

Критическая функция философии отражает присущий здравому человеческому разуму дух сомнения, противоречия, критического мышления. Философия, являясь целостным самосознанием науки, культуры, общества в целом, неизбежно становится критическим зеркалом, выявляющим изъяны, трагические разломы развития, предупреждающим о возможных дисгармониях и катастрофах. Благодаря своей критической функции и способности обозревать объекты, далеко выходя за их границы как во времени, так и в пространстве, философия выполняет важную работу исторического напоминания, схватывания духа и смысла эпохи, упреждающего выдвижения перед обществом назревающих глубинных проблем.

Духовно-гуманистическая функция философии состоит в развитии у человека высокой духовности, стремления овладеть богатствами культуры и нравственности, чувства сопричастности и отзывчивости ко всему живому, человеческому, где бы оно ни находилось. Философия стремится защитить человека от духовной серости, потери высокого смысла своего существования, от неблагодарности ко всему, что обеспечивает ему жизнь. Функция гуманизации и защиты духовного мира человека от обывательской ограниченности, животного эгоизма, ослепленности потребительскими устремлениями к роскоши и богатству, глухоты к тому, что неограниченный рост потребностей ведет к необратимой деградации природной среды - приобрела в современных условиях небывалую остроту. Вот факты опубликованные Организацией Объединенных Наций: ежегодно в мире от голода и болезней умирает 30 миллионов человек. Чтобы спасти этих людей необходим всего 31 миллиард долларов. Но этой суммы как бы нет. Зато на рекламу табака, алкоголя, косметики тратится ежегодно 435 миллиардов долларов... Мы все втянуты в абсурдный, жестокий, нечеловеческий мир... Для человеческого сознания такое положение дел непереносимо... Ряд гуманистически мыслящих ученых, политиков, простых людей рассматривают это как свидетельство провала человеческой цивилизации в ХХ веке. “Философия взывает ко всем людям объединиться в товарищество духа, братство мысли и дела, соборности человеческих проявлений... Она указывает пути к... спасению".1

Таким образом, без овладения основами философского мышления

невозможно осмысленно жить и действовать в современном все более сложном, во многом безумном и искореженном мире, где нарастает спутанность всех ориентиров и оценок. Без философии невозможно основательно и надежно решить стратегический вопрос современности: "в каком направлении необходимо менять фундаментальные основы человеческого бытия, для того, чтобы "очеловечить человека".2

2. Взаимосвязь философии с конкретными науками и практикой.
Исторические этапы развития философии, изменение ее соотношения с конкретно-научным знанием

2.1. Философия и конкретные науки. Как отмечалось в "Предисло-вии", научный статус философии неоднократно ставился под сомнение. Попытки принизить или даже отрицать ее научное значение предпринимались еще в ХIХ веке, но особенно назойливыми стали во второй половине ХХ века. Однако реальная жизнь убеждает не только в необходимости, но и в возрастающей ценности именно научных функций философии. Специфика философии в том, что будучи фундаментальной наукой она, в то же время, являет собой нечто значительно большее чем наука. Философия - это еще и мировидение, учение о нравственности, красоте, смысле жизни, т.е. ядро всей духовной культуры общества.

Научный статус философии отличается отмеченными ранее особенностями: всеобщностью (универсальностью) положений, ориентацией на постижение бытия в целом, обращенностью к человеку. Наряду с этими особенностями философия как наука характеризуется также следующими качествами:

* рациональность философского знания. Охватывая предельные смыслы бытия, обобщая не только рациональное знание, но и житейскую мудрость, иррациональные формы духа (мифологию, религию и др.), философия, тем не менее, осмысляет Универсум и место в нем человека прежде всего в рациональных формах. Она строит свои учения логически

обоснованно, в форме теоретических систем, базирующихся на предельно общих научных понятиях (бытие, сущность, явление, связь, развитие и др.), доступных разумному пониманию и подлежащих точному определению;

* доказательность философских положений. Научная философия требует строгого обоснования своих утверждений. Но характер этого обоснования иной чем у конкретных наук. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты непосредственно, а на обобщения этих фактов конкретными науками. Иными словами, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом в роли философских фактов выступают теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Фактологическое обоснование положений дополняется в научной философии их логическим обоснованием с использованием методов формальной и диалектической логики, а также специфически философских методов категориального анализа, основы которых заложили такие мыслители как Сократ, Аристотель, Гегель и др;

* многообразие философских направлений. Это качество философии обусловлено ее обращенностью к миру человека, общества, культуры. Многообразие человеческих потребностей и культурных миров даже внутри одного общества порождает множественность различных культурных устремлений, что и отражается в огромном разнообразии философских школ, учений и направлений. Однако наряду с "многоголосием" философской науки в ней присутствуют взаимодополнительность различных направлений, тенденции к их синтезу, взаимообогащению.

2.2. Взаимосвязь философии с конкретными науками можно кратко выразить в следующих положениях:

- конкретные науки связывают философию с действительностью, дают ей необходимый фактический материал, который она осмысляет и обобщает в своих особых философских категориях (фундаментальных понятиях: бытие, сознание, связь, развитие, истина и др.);

- философия, обобщая исторический опыт развития общества, человеческой деятельности, науки, культуры, формирует общую стратегию истинного познания и продуктивной деятельности. Она дает частным наукам генеральные ориентиры их развития, стремится уберечь их от ложных путей и ошибок.

Таким образом, философия и конкретные науки взаимонеобходимы друг для друга, не могут продуктивно развиваться друг без друга. Философия, не опирающаяся на конкретные науки, неизбежно вырождается в бесплодное, схоластическое умозрение3, а конкретные науки без тесного контакта с философией неизбежно примитивизируются, теряют перспективу, лишаются целостного видения проблем и продуктивных импульсов развития. Как проницательно заметил русский философ Г.Челпанов “... философский интерес движет вперед науку... Интерес к разрешению высших проблем бытия дает жизнь науке и может быть самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний."4

2.3. Исторические этапы развития философии и изменения ее соотношения с конкретными науками. В своем развитии философия прошла ряд этапов, на каждом из которых ее содержание, характер и функции существенно изменялись. В качестве основных можно выделить следующие этапы ее исторической эволюции:

Философия древних мыслителей. Она представляла собой единую, нерасчлененную, универсальную науку, включавшую не только философские знания, но и все другие знания известные людям той эпохи: естественнонаучные, социально-политические, гуманитарные и др. На этом этапе философия была "наукой наук".

В XVI - XVIII вв. началось выделение частных наук из философии. Этот процесс наиболее явно происходил в Европе, где он стимулировался развитием капитализма и связанным с этим растущим спросом на точные, конкретные научные знания. Именно в эту эпоху начинают развиваться как самостоятельные области знания такие науки как география, математика, механика, астрономия, физика, медицина и др. Процесс формирования новых конкретных наук и дифференциации старых продолжается и в настоящее время. Так уже в ХХ веке возникли такие науки как демография, информатика, космонавтика, биотехнологические науки и др. Дифференциация конкретных наук, имевшая в прошлые века в основном позитивное значение, в ХХ веке стала обнаруживать все большие издержки. Современная биология, медицина, физика, технические науки дифференцировались настолько, что включают в себя сотни направлений со своими особыми языками, методами исследования, результатами, не всегда известными даже специалистам других направлений данной науки. Растущая специализация создала труднопреодолимые барьеры между науками, обусловила узость и односторонность видения сложных проблем, привела к выпадению из поля зрения конкретных специалистов важных межнаучных связей. В этих условиях перед философией встают качественно новые задачи, связанные с формированием целостной стратегии развития науки, культуры, общества в целом. Существенно возрастает значимость ее интегративных, прогностических и лидерных функций. Именно в связи с этими процессами во второй половине ХХ - века начинается качественно новый этап развития философии и изменения ее роли в духовной сфере.

Сущностью этого третьего этапа, особенно явно обозначившегося в конце XX века, является формирование нового интегративного синтеза философии и конкретных наук. Философия стоит перед необходимостью принятия на себя функций лидера, объединяющего и координирующего взаимодействие конкретных наук при решении сверхсложных, междисциплинарных, глобальных проблем (экологической, демографической, социально-экономического неравенства и др.). Другой науки, способной осуществлять продуктивное объединение конкретных наук на решение этих жизненно важных для человечества проблем просто нет. Поэтому философии предстоит очень серьезная работа по собственной модернизации и конструктивизации с целью углубления контактов с конкретными науками, развитию новых системных форм и методов осуществления своих интегративных и лидерских функций.

3. Соотношение философии, религии и мифологии

Вопрос о соотношении этих трех сфер духовной жизни общества имеет принципиальное значение. Дело в том, что данные сферы обнаруживают единство в своей направленности, решают во многом сходные задачи. И мифология, и религия, и философия различными способами и в различных формах осмысляют сходные вопросы: о сущности бытия, о природе и происхождении мира, о смысле человеческой жизни и смерти, об идеалах и ценностях, которым должен следовать человек и т.п. Поэтому важно понимать в чем заключается их единство, а в чем - коренные различия.

Мифология (от греч. mifos - сказание, предание) является древнейшей формой духовной жизни общества. Мифы - это фантастические, художественно - образные сказания о сотворении мира, о делах и подвигах богов и героев, об испытаниях на жизненном пути человека, о наиболее важных явлениях природы и отношениях людей в обществе. Примерами мифов являются древневавилонский эпос о герое Гильгамеше, древнегреческие мифы о Геракле и его подвигах, о "золотом веке", о титане Прометее, похитившем у богов огонь и давшего его людям, а также научившим их искусствам, ремеслам, знаниям, умениям счета и письма и др. Многие мифы древних народов связывались в художественные повествования, примерами которых являются древнегреческие поэмы "Илиада" и "Одиссея" Гомера, индийский эпос "Рамаяна", карело-финский "Калевала" и др. легенды, баллады, сказки, предания. Мифы соединяли в себе зачатки знания, религиозных, магических и культовых представлений, элементы искусства. Они формировали представление о мире, выполняли важные воспитательные функции, утверждая в сознании людей принятые нормы и ценности, обеспечивали целостность духовной жизни общества и связь поколений.

Отличительными особенностями мифологии являются:

* художественно-образная форма выражения, обращенная главным образом к чувственно-эмоциональному миру человека;

* иррационально-фантастический характер, широкое присутствие представлений о сверхъестественном, чудесах, колдовстве;

* антропоморфизм, т.е. перенос на весь мир человеческих качеств и отношений, одушевление космоса, природных сил;

* слитность, нерасчлененность миропонимания;

* по своей сути мифология была продуктом народного творчества, обобщала опыт народной жизни.

Мифология явилась основой для возникновения более развитых форм миропонимания - религии и философии.

Религия (от лат. religio - благочестие, святость) - миропонимание, основанное на вере в существование сверхъестественного Абсолюта (Бога), который признается верховным, священным началом мира, жизни и нравственности. Основными атрибутами развитых религий являются вероучение (религиозная доктрина, в которой раскрываются присущие данной религии представления о Боге, мире и человеке), церковь (религиозная организация, учреждения, священнослужители, ведущие работу с верующими) и культ (система религиозных ритуалов, обрядов, таинств). В современном мире существует множество религиозных направлений. К основным мировым религиям относятся христианство, ислам, буддизм. Наряду с ними существует множество национальных религиозных направлений: индуизм, синтоизм, иудаизм и др. Главенствующую роль в религиозном сознании занимает формирование особой религиозной духовности, ядром, которой являются этические ценности, идеалы образа жизни и образа мысли, представления о путях богопознания и спасения. Например, в центре христианской духовности находятся идеи любви к Богу и человека к человеку, справедливости, милосердия, сострадания, терпимости, совести долга, заповеди праведной жизни и др. Религиозное сознание, формируясь исторически, впитало в себя многие мифы. Для него в той или иной степени характерны все отмеченные выше черты мифологии. Вместе с тем, религиозному сознанию присущ ряд характерных отличительных качеств:

* жесткость и нерефлексивность религиозной догматики. Религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше священные смыслы, связывающие человека с Богом. Поэтому, тексты (книги), содержащие вероучение (Библия, Коран, Тора и др.) считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Критическое отношение к ним или даже сомнение рассматриваются приверженцами религии как кощунство, недопустимая ересь;

* главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании. Вся система средств религиозного воздействия на человека направлена на развитие у него глубокой веры в истины Священного Писания. Доводы разума, логика, факты действительности играют в лучшем случае подчиненное значение. Апофеозом превосходства веры над разумом в религиозном сознании является известная формула одного из апологетов (защитников) христианства в эпоху его возникновения Квинта Тертуллиана: "верую, потому, что абсурдно".

Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае. Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем". Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории "осевым временем". В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом. В Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя. В Греции это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху "осевого времени", имели огромное значение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время.5

Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху "осевого времени", отличается от мифологии и религии следующими качествами:

* рациональным характером объяснения действительности (базиро-ванием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);

* рефлексивностью, т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, "вечным" проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным "зеркалом" не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;

* свободомыслием и критичностью, направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в “абсолютные” авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: "подвергай все сомнению", является одним из ее стержневых идеалов.

Структура философского знания.

Основными разделами философии, обеспечивающими реализацию

ее функций, являются:

* Онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение), исследующая наиболее общие и фундаментальные проблемы бытия.

* Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - теория познания, изучающая наиболее общие проблемы познавательной деятельности (природа познания, его формы, методы, виды, понятие истины, ее критерии и т.п.).

* Социальная философия, изучающая наиболее общие проблемы фун-кционирования и развития общества;

* Философская антропология, исследующая наиболее общие и существенные проблемы человека;

* Философия естествознания, техники, экономики, культуры, осмысляющая наиболее фундаментальные мировоззренческие и методологические проблемы этих наук.

4. Коренной вопрос философии

Среди рассмотренных ранее основных философских вопросов особое место занимает вопрос о соотношении материального и духовного, бытия и мышления. "Великий, основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию... Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как они отвечали на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы и которые... так или иначе признавали сотворение мира... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма", - писал выдающийся мыслитель XIX века Ф.Энгельс.6 Определяющее значение этого вопроса для философии связано, прежде всего, с происходившим в XVI - XIX веках процессом решительного освобождения науки от духовной власти религии и церкви.

Религия и примыкающие к ней направления философского идеа-

лизма рассматривают в качестве исходного, первичного начала мира некий духовный, первичный Абсолют (Бог, Абсолютная идея, Мировая Воля и т.п.). Материальный мир понимается ими как порождение, следствие этого всемогущего, всеобъемлющего Абсолюта, который творит Бытие сверхъестественным образом. В противоположность этим представлениям наука и научное, материалистическое мировоззрение рассматривают Мир, Бытие как нечто объективное, несотворимое и неуничтожимое, развивающееся по естественным законам, существовавшее до человека и породившее человека, общество, дух, сознание в ходе своего естественного развития. Достаточно очевидно, что наука и прежде всего естествознание могут вообще существовать и уверенно развиваться лишь опираясь на идеи объективного существования мира, развития его по естественным законам и познаваемости этих законов. Поэтому развитие и утверждение материалистического мировоззрения являлось вплоть до ХХ века важнейшим средством поддержки и защиты науки, научного мышления в его противостоянии религии, суевериям, мистике и донаучным представлениям.

В настоящее время вопрос, обозначенный Ф. Энгельсом как основной, точнее было бы назвать коренным для философии.7 Вопрос об отношении мышления к бытию имеет для философии коренное значение потому, что от того или иного его решения радикальным образом зависит решение всех других философских вопросов и проблем. Наряду с решающим значением этого вопроса для свободного самоопределения науки и развития научного мировоззрения, он имеет коренное значение для философии и в ряде других аспектов:

* различные решения вопроса об отношении мышления к бытию (в духе материализма или же идеализма) ведут в конечном итоге к принятию принципиально различных идеалов личности и образа жизни;

* глубинные основания этого вопроса коренятся во внутренней раздвоенности человеческого бытия между духом и материей. Будучи противоречивым единством этих начал, человек по самой своей природе обречен на неизбежную борьбу между своими духовными идеалами, устремлениями и материальными возможностями их осуществления, обусловленными физическими и биологическими качествами данного человека, его экономическими и другими материальными возможностями и ограничениями. Поэтому борьба материальных и духовных начал, приведение их в гармонию - являются неотъемлемыми атрибутами человеческой жизни, что и определяет значимость их философского осмысления;

* различное видение и решение данного вопроса лежит в основе существенных различий духовного менталитета цивилизаций Запада и Востока. Для цивилизации Запада характерен агрессивно-активистский тип отношения к бытию по принципу: "Если мир не отвечает моим потребностям, идеалам, то его необходимо изменить, преобразовать". Такая позиция оказала глубокое влияние на мировую историю. Она явилась одной из значимых причин колониального порабощения странами Запада многих народов, возникновения Мировых и многих других войн, развития на нашей планете тяжелейшего экологического и многих других кризисов и т.п. Для духовного менталитета Востока более характерно признание высшей самоценности бытия, необходимости следовать его законосообразности: "Если мир не устраивает меня, то необходимо изменить свое сознание, привести его в гармонию с миром". Поскольку Запад и Восток - это крупнейшие духовные, культурные миры, противостояние и взаимодополняемость их ментальностей по проблеме бытия и мышления имеют фундаментальное значение для философского осмысления.

Коренной вопрос философии имеет ряд аспектов. Главным из них является вопрос о том, какое из начал является первичным и определяющим: дух или материя. Различные решения этого вопроса в истории философии привели к возникновению противоположных мировоззрений: материалистического и идеалистического.

Философское направление, считающее материю первичным, определяющим началом мира, а дух, сознание вторичным, производным от материи получило название материализм. Противоположное направление, рассматривающее дух как первичное начало, а материю как порождение и следствие духа, называется идеализм. Четкое определение материализма и идеализма было дано еще в XIX веке немецким философом Ф.Шлегелем: "Материализм все объясняет из материи... принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю".8

Идеализм существует в двух разновидностях: объективный идеализм и субъективный. Объективный идеализм признает существование материи, но считает, что она порождена неким духовным началом (Богом, Абсолютной Идеей, Мировым Разумом и др.). Позиция объективного идеализма характерна для ряда религий(христианство, ислам и др.), ее развивали такие философы и мыслители как Платон, Ф.Аквинский, Г.Гегель и др. Субъективный идеализм в отличие от объективного либо вообще отрицает существование материального мира, либо ставит это существование под сомнение. Единственная реальность, которую призна-ют субъективные идеалисты, это сознание или ощущения субъекта. "Мир - это комплекс моих ощущений" - такова позиция субъективного идеализма. Неудивительно, что такое более чем странное мировоззрение, объявляющее мир производным от сознания субъекта, Гегель еще в XIX веке назвал “дурным идеализмом".

Материализм также существует в ряде различных форм, отражающих закономерные этапы его развития. Первоначальные формы материализма возникли вместе с возникновением философии в древних цивилизациях Востока и древней Греции. Великолепной формулой стихийного древнего материализма, с необычайной емкостью выражающей суть этого учения, является один из фрагментов учения древнегреческого мыслителя Гераклита: “Этот Космос, один и тот же для всего сущего, не создан никем ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами возгорающимся и мерами угасающим”. В эпоху Нового Времени (XVI - XVIII вв.) в Европе получил распространение метафизический материализм, для которого были характерны преувеличение моментов стабильности, статичности, изолированности объектов, недооценка их связности, развития. Характерной особенностью метафизического материализма был также механицизм, т.е. распространение представлений классической механики на все науки, механическая трактовка явлений в том числе биологических и социальных. В середине XIX века К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) были заложены основы качественно нового мировоззрения - диалектического материализма, что явилось крупнейшей научной революцией в философии той эпохи. Суть этой революции состояла прежде всего в соединении диалектики и материализма, которые до того развивались порознь. Диалектический материализм Маркса и Энгельса, получивший впоследствии название философии марксизма, соединил и интегрировал в себе достижения различных направлений предшествующей философской мысли, в том числе и идеализма, переработал их с научных позиций.

Основные положения диалектико-материалистического мировоззрения, лежащие в основе философии марксизма, можно схематически сформулировать следующим образом:

1) Мир (бытие, действительность) существует объективно, т.е. независимо от воли и сознания человека.

2) Мир не был никем сотворен и не может быть никем уничтожен. Он существует и развивается по естественным законам. В нем нет сверхъестественных сил.

3) Мир един, в нем нет абсолютно отграниченных друг от друга "потусторонних" (стоящих "над миром" или "вне мира") сфер и явлений. Многообразные объекты и явления действительности представляют собой различные виды движущейся материи.

4) Мир связен и находится в вечном, непрерывном движении, развитии. Объекты действительности взаимодействуют друг с другом, взаимовлияют друг на друга. В процессе развития происходят качественные изменения объектов, в том числе и закономерный переход от низших форм к высшим.

5) Естественное развитие материи через ряд закономерных ступеней (неживая природа ? жизнь ? общество) привело к возникновению человека, разума, сознания. Определяющую роль в выделении человека из животного мира и формировании его сознания сыграл труд, его общественный характер, переход животных предков человека к систематическому изготовлению и применению орудий труда.

6) Общество, как высшая ступень развития материи, включает в себя все низшие формы и уровни, на основе которых оно возникло (механические, физические, химические, биологические), но не сводится к ним. Оно существует и развивается на основе социальных закономерностей, качественно отличных от закономерностей низших форм. Важнейшей закономерностью общественного развития является определяющая роль производства в жизни общества. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще - считал К. Маркс.

7) Мир познаваем. Человеческое познание не ограничено по своей природе, но оно исторически ограничено на каждом этапе своего развития и для каждого отдельного человека. Критерием истинности мышления и познания является общественная практика.

Время показало непреходящую ценность диалектико-материалис-тического мировоззрения для прогресса науки и общества. Вместе с тем выявилось, что отдельные его моменты требуют корректировки и развития. В последние годы возникла потребность в формировании высшей формы диалектико-материалистического мировоззрения - "духовного материализма" (В.Мантатов). Духовный материализм продолжает линию марксистского материализма на признание объективности бытия, его познаваемости, закономерной эволюции материи от низших форм к высшим, исключение сверхъестественного из научных представлений и т.п. В то же время, духовный материализм преодолевает присущую прежним формам материализма абсолютизацию первенства материального над духовным, противопоставление и разрыв этих начал, ориентирует на выявление их единства, сложной взаимосвязи, взаимопроникновения, на точную фиксацию отношений, в которых материальное и духовное определяют друг друга в функционировании и развитии объектов.

5. Высказывания мыслителей различных эпох о сути и предназначении философии

“Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым ни перезрелым для здоровья души”, - наставлял древнегреческий философ Эпикур (IV-IIIв.в. до н.э.)

Имея в виду философию, древнеримский мыслитель Сенека (I век н.э.) советовал своему другу: "Отдай ей все мысли, не разлучайся с нею, чти ее - и ты сразу увеличишь разрыв между тобой и остальными. Намного обогнав всех смертных, ты ненамного отстанешь от богов".

Выдающийся ученый XVII века Р.Декарт считал, что только философия "отличает нас от дикарей и варваров" и каждый народ "тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют".

"Философия есть... эпоха, постигнутая в мысли", - утверждал Г. Гегель (ХIХ век).

По мнению русского философа XIX века В.С.Соловьева "философия, осуществляя... человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному и материальному началу... Она делает человека вполне человеком".

"Я стал философом, - писал русский мыслитель XX века Н.Бердяев,- чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной "жизни"... Философия всегда была прорывом из бессмысленного... принуждающего и насилующего нас... мира к миру смысла".

"Философ - диагност своего времени", - считал немецкий философ ХХ века Юрген Хабермас.

Вопросы для самоконтроля

1) На каком этапе человеческой истории возникла философия?

2) В чем заключается сходство философии, религии и мифологии? Чем они различаются?

3) Какие особенности философии позволяют считать ее фундаментальной наукой? В каком смысле философия "больше чем наука"?

4) Каким потребностям человеческого духа отвечает философия? В каких аспектах она необходима студенту Вуза?

5) Укажите основные функции философии в обществе? Какие еще функции, на ваш взгляд, она может выполнять?

6) Почему разрозненное развитие философии и конкретных наук не может быть продуктивным? Как они взаимодействуют и взаимодополняют друг друга?

7) В чем состоит специфика нынешнего этапа взаимодействия философии и конкретных наук?

8) Назовите основные проблемы философии, определите ее предмет.

9) В чем состоит коренной вопрос философии? Какие особенности этого вопроса позволяют считать его коренным?

10) Какие качества существующего диалектико-материалистического мировоззрения продолжают сохранять свое непреходящее значение, а какие требуют корректировки?

11) Как вы понимаете мысль русского философа XIX века П.Я. Чаадаева: "Мир не сочувствует ничему глубокому. Он отвращает взор от великих убеждений, глубокая идея его утомляет". Отрицает ли эта мысль значимость философии?

12) "Все науки полезнее философии, но прекраснее ее нет ни одной",- считал выдающийся мыслитель античной эпохи Аристотель. Можно ли согласиться с его мнением, что философия менее полезна, чем другие науки? Обоснуйте ответ.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Изд.2. М. 1997.

2. Краткая история философии. / Под ред. В.Г. Голобокова. М. 1997.

3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М. 1988.

4. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философского процесса. М. 1991.

5. Основы философии. Учебное пособие для вузов./ Отв.ред. Е.В. Попов М. 1997.

6. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М. 1972.

7. Степин В.С. Российская философия сегодня : проблемы настоящего и оценки пошлого // Вопросы философии. 1997. №5.

8. Философское сознание: драматизм обновления. М. 1991.

9. Франк С. Духовные основы общества. М. 1992.

1 Московченко А.Д., Петраченко Н.Ф., Сайганова С.С. - Философия. Томск. 1999. с. 5-7.

2 Там же. с.5.


3 Схоластика - способ мышления, оторванный от фактов, наблюдений, опыта, основывающийся на некритическом следовании авторитетам.

4 Челпанов Г. Введение в философию. М. 1912. с.12.

5 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991. с. 32-33.


6 Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М. 1980. с.16.

7 Основным вопросом философии, наиболее полно отражающим смысл ее поисков, является вопрос об отношении человека к миру. Этот вопрос включает проблему отношения мышления к бытию как одну из своих граней.

8 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 2 М. 1983. с.104-105.


.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия


См. также
Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова электронная библиотека Гумер
библиотека философии Гумер - Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник
Происхождение и предмет философии Специфические черты философского знания библиотека философии научного знания
Августин Блаженный и Фома Аквинский средневековая философия электронная библиотека книг по философии
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ электронная библиотека учебных текстов по философии










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.