Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь

ОГЛАВЛЕНИЕ

К

КАБАЛА (евр. - традиция) - совокупность эзотерических мистических учений и литературы,
сформировавшихся в *Иудаизме в период с первых вв. до Р.Х. до XIV в. в местах диаспоры от
Месопотамии до Испании; является религиозно-философской по характеру альтернативой
иудаистической ортодоксии. Бог в Кабале - превыше всего; между Богом и миром - ряд
ступеней духовного бытия, созданных путем *эманации, - это мудрость, ангелы, демиурги, как
и в *гностицизме и *неоплатонизме. Мир создан для полноты бытия, для радости всех живущих,
но и для труда человека, совершившего грех и впавшего в эгоизм, но призванного восстановить
свое достоинство и вернуться к Создателю. Длительность этого труда привела кабалистов к
допущению *реинкарнации. Существуют также нематериальные связи земного мира с
духовными уровнями бытия, соответствия духовных сил вещам, знание которых открывается
еврею-кабалисту, восходящему к Высшему по законам духовного мира. Цель познания -
восхождение к Богу, а также воздействие на посредующие уровни духовного бытия с помощью
дел благочестия на земле - в духе любви к Богу и ближнему, с чувством взаимной
ответственности и ради блага человечества.

КАЙРОС (греч. - данное время) - особое и обычно краткое по протяженности время,
выделяющееся из потока космического и исторического времени высшим духовным значением
происходящих в нем событий. По Н.Бердяеву, это -как бы вторжение вечности во время,
прерывность в космическом и историческом времени, пополнение и исполнение времени-.
Кайросами разделяются *эоны. В священной истории, описанной в Библии, к кайросам относят
дарование Закона народу Божьему и заключение Завета с Богом, а в Новом Завете - все, что
относится к Воплощению.

КАЛЬВИНИЗМ - одна из основных протестантских традиций, связанная с деятельностью
французского реформатора Ж.Кальвина (1509-1564). Восприняв основные положения
*лютеранства, Кальвин придал им следующий вид: 1) Бог абсолютно всемогущ и является
первопричиной всего происходящего в мире, Его справедливость и милость не так важны, как
Его предопределяющая воля; 2) человек после грехопадения зол по природе и, погрузившись в
царство зла, не может иметь ни спасения, ни воли к спасению, ни добрых дел, ни веры в Бога и
духовного блаженства; 3) заслуги Христа, умершего на кресте, открывают человеку
возможность обрести веру и благодать, а также оправдание его благочестивым делам; 4) Бог
предопределяет к спасению или к погибели и Его решение непреложно, поэтому спасающая
благодать, если она получена, уже никогда не может быть потеряна; 5) вера в Бога равнозначна
вере в непреложность благодати, спасающей в вечности; 6) Библия несет в себе все, что
необходимо для исполнения нашего долга перед Богом, ее авторитет удостоверен
свидетельством Св. Духа; 7) таинства истолкованы символически - как свидетельство
благодати; 8) государство должно быть теократически подчинено Церкви.

КАРДИНАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ (от лат. cardo - вокруг чего идет вращение) -
добродетели, известные также под именем -моральных-; они определены еще древнегреческой
философией и восприняты западными христианскими авторами, начиная с Августина и
Амвросия, в качестве составной части душевного строя христианина: это - благоразумие
(практическая мудрость), мужество (стойкость, сила), сдержанность (самообладание,
воздержание) и справедливость. У Фомы Аквинского эти добродетели признаются
свойственными природе человека и раскрываются по достижении им нравственной зрелости.
Они входят в более широкий перечень естественных добродетелей, в числе которых есть как
-кардинальные-, так и -интеллектуальные- (мудрость, знание, советование, рассудительность и
пр.). Кардинальные добродетели отличаются от т.н. -богословских-, имеющих благодатный
характер, - это вера, надежда и любовь. Нередки случаи, когда вышеуказанные 4
кардинальных добродетели соединяются с 3 теологическими в общих список -семи
кардинальных добродетелей-.

КАРМА (санскр. - деяние) - в древнеиндийской философии, *Индуизме и *Буддизме
нематериальная закономерность, связывающая духовное и душевное состояние человека, его
поступки, выборы, решения, чувства и мысли с событиями, происходящими с ним в жизни, его
социальной ситуацией, личными проблемами, вплоть до физического состояния, болезней и
несчастных случаев. Карма захватывает также сообщества людей, связанных
кровнородственными, социальными, деловыми, административными и духовными
отношениями. Карма регулирует воздаяние за зло и вознаграждение за зло, влияет на духовное
становление человека и его посмертную участь и удерживает большую часть живущих в
состоянии сансары (в сетях *реинкарнаций). Тот, кто становится на путь *духовного
восхождения и познания *Атмана, постепенно освобождается от власти кармы.

КАРТЕЗИАНСТВО - религиозно-философское течение, связанное с именем Р.Декарта (XVII
в.). Имело целью достичь благополучия и самоутверждения на земле и блаженства на небе
силами автономной мудрости естественного разума без обращения к вере, традиции и
Откровению. Претендовало на обоснование тех истин, которые религия полагает своими:
существование бесконечного и совершенного Бога, бессмертной и нематериальной души.
Притязало на то, чтобы объяснять мир как бы с точки зрения творящего Бога, но образ мира был
здесь представлен всего лишь в виде сложного механизма, а право человека перестраивать мир
оно ограничивалось лишь законами природы, без внимания к религии и нравственности.
Подавало себя как помощника христианской веры, но в действительности подрывало ее основы:
картезианство -не могло не породить рациональной безрелигиозности- (М.Амара-Пуанье).
Ж.Маритен назвал этот вид рационализма -католическим натурализмом-, который сделал
природу независимой и закрытой для благодати, а дело спасения ограничил лишь невидимым
царством душ и моральным порядком, так что в картезианстве Христос вовсе не является
Спасителем мира.

КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ (от греч. katafasis - утверждение) - Бог
непостижим по сущности, но открывает Себя в Своих действиях в мире, или, в терминах
древнехристианской мысли, постижим по энергиям. Этот подход принимает, что все
положительное в мире происходит от Бога, что Бог обладает положительным содержанием в
высшем смысле этого слова, поэтому и описывает Бога в утвердительных терминах, давая Ему
имена согласно тому, как Он являет Себя миру. Непостижимый божественный Мрак становится
в катафатике сияющим источником сверхизобильного Света, лучи которого озаряют все.
Высшие имена Божии - Благо, Красота, Любовь, Свет, Жизнь, Премудрость, Сущий и др.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - в этике Канта всеобщий повелевающий принцип,
выраженный следующей формулой: поступай согласно только такой максиме (т.е. общему
нравственному правилу или принципу), руководствуясь которой ты в то же время можешь
пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. Связан с убеждением, что нравственно
правильное для одного лица является таким же и для другого в любых обстоятельствах, а также,
что никакое лицо не может становиться средством, используемым другими для достижения
своих целей. Кант выступил против тех этических учений, в которых нравственно оправданными
считались действия и поступки, приводящие к желательным результатам, напр., к пользе для
большинства, выживанию человечества и др. Главное, по Канту, твердость воли в утверждении
добра, какими бы ни были последствия для человека: если есть в Декалоге -не убий-, -не
кради-, -не лжесвидетельствуй-, это нужно исполнять неукоснительно. Исполнить долг во имя
долга - в этом пафос Канта, однако, этот пафос - не от Откровения, и сам Кант вовсе не
выводил категорический императив из веры в Бога. Напротив, нормы церковного благочестия
он предлагал пересматривать под углом зрения именно категорического императива.

КАТЕНОТЕИЗМ - см.: ГЕНОТЕИЗМ

КАТОЛИЧЕСТВО (КАТОЛИЦИЗМ) - см.: РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КАФОЛИЧНОСТЬ (от греч. katholikos - всецелый, универсальный) - термин впервые
появился у св. Игнатия Антиохийского (Смирн.8.2) и стал обозначать Церковь в целом,
охватывающую поместные общины. Кафолическая вера - вера в то, во что верили -все, всегда
и повсюду- (св. Винцент Лиринский, V в.). На Западе термин -кафолик- зазвучал как -католик-
и стал обозначать верность древнему церковному преданию и прямое преемство по отношению
к апостолам; -католичность- - это -ортодоксальность-, хранение неповрежденности
традиционной веры. На православном Востоке, когда говорят о -кафоличности-, тоже имеют в
виду верность Преданию, преемство по отношению к апостолам и чистоту веры, но при этом
особо подчеркивают, что по существу -кафоличность- - это единство всех верных Христу в
Его Церкви - Теле Христовом, наполненном Духом Святым. Качество -кафоличности- не
зависит от времени, места, исторических условий, оно - не от мира сего, но и не
-потусторонне-, а эсхатологично. Носителем кафолического духа, однако, не нужно считать
церковное большинство. Напротив, в Церкви первого тысячелетия этот дух наилучшим образом
выразился у Св. Отцов и Учителей Церкви. -В сложной, а иной раз и удручающей
действительности церковной жизни, когда дряхлость ветхого Адама слишком часто заслоняет в
наших глазах нетленность Адама нового, в исторической реальности Церкви надо, не уходя от
этой реальности в -метаисторию-, уметь различать богословскую и нетленную структуру
-кафолика-. Эта структура - структура становления новой, будущей твари - не есть что-то,
совершенно чуждое человечеству- (В. Лосский). В русской религиозной философии о
-кафоличности- чаще говорят как о *-соборности-.

КАЧЕСТВА БОГА - то, каким предстает Бог в Своих действиях в мире: Его благость, жизнь,
простота, всемогущество, всеведение, истинность, любовь, активность и др. В *томизме
качества Бога понимаются как следствие того, что Бог - Акт всех актов.

КВАЗИРЕЛИГИИ - у П.Тиллиха псевдодуховные формы поклонения, выросшие на почве
современного *секуляризма: в них -в качестве высшего интереса выступают народ, наука,
некоторая форма или этап развития общества, высший идеал человечества, которые при этом
отождествляются-. Фашизм и коммунизм - наиболее яркие примеры квазирелигий ХХ в.,
примеры *сакрализации национального и общественного самоутверждения. Еще одна -
либеральный гуманизм. Приход к власти фашистов и коммунистов, по Тиллиху, не означает, что
чувство Родины должно быть полностью отделено от чувства святыни: если Родина понимается
не просто как территория, а как высшая идея национального призвания и предназначения, то
смерть за Родину имеет смысл и в условиях национал-социализма. Положительное отношение
протестантства к секулярному затрудняет его сопротивление квазирелигиям, и лишь
неоортодоксия К.Барта смогла настоять на бескомпромиссности по отношению к нацизму:
-Протестантизм более открыт для квазирелигий и, следовательно, легче может стать их
жертвой- (П.Тиллих).

КВИЕТИЗМ (от лат. quies - покой) - религиозное умонастроение, ставящее своей целью
достижение внутреннего мира, в предположении, что в таком состоянии душа больше открыта к
воздействию свыше. Опыт немалого числа святых говорит в пользу такого подхода, но не
исключает и других путей снискания благодати. Нередко этому термину придается
отрицательный смысл принижения человека в *мистицизме, соединенном с духовной
пассивностью, когда значение мышления, воли и усилий человека сводятся к минимуму, или же
- в светской мысли - поведения, сомнительного по своему духовному качеству, с уклонением
от реальных жизненных задач.

КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservare - сохранять) - защита установившихся социальных
институтов и форм правления, культурных и религиозных традиций, убеждение в непреходящей
ценности духовно-нравственных основ жизни и тех форм социальной жизни, которые сохраняют
с ними связь. Консерватизм - постоянный оппонент *либерализма. В уродливых формах
консерватизма жажда непреходящего превращается в ошибочное требование сохранять
отжившие и недееспособные формы социальной жизни и культуры, что соединяется с
отрицательным отношением ко всяким нововведениям, безотносительно к их качеству. В
лучших вариантах консервативного сознания есть чувство вечного.

КОНФОРМИЗМ (от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего
порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру.
Евангелие предлагает, с одной стороны, -выйти из мира- и отказаться от конформизма по
отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой
природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны -не
сообразовываться с духом века сего- (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом
девальвации всех *ценностей и попрания всех *святынь, а вступать с ним в духовную борьбу.
Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и
самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе
с натиском современных *квазирелигий.

КОСМИЗМ (нередко РУССКИЙ КОСМИЗМ) - современное умонастроение и околонаучное
движение, переосмысливающее религиозно-космологические учения разных времен и народов
под знаком того, что *космос - высшая всеохватывающая реальность, а человек ей всецело
принадлежит. Космос представлен благим, светоносным, прекрасным, наделенным полнотой
жизни; он - многоплановый сверхорганизм с Душой и Разумом, с которым человек, согласно
космистам, может вступать в контакт. Тексты диалогов с *Мировым разумом чаще всего
составляются медиумами в состоянии транса. Отношение к миру в космизме фундаментально
для нравственности, творчества, деятельности и жизни человека. Тот, кто выпадает из
космического порядка, обречен на элиминацию из бытия, что и грозит ныне людям, обществам
в целом и западной *цивилизации. Тем же, кто вошел в равновесие со Вселенной, обещана
будущая жизнь в трансформированном виде, подготовляемая высшими космическими силами.
На вопросы о происхождении и природе этих сил, о качестве их духовности получить от
космистов ясные ответы трудно. Обычно предлагают доверять этим силам и исполнять то, что
от них исходит. В философском плане космизм - сплав идей из *неоплатонизма, *гностицизма,
*герметизма, восточных учений, европейских оккультно-мистических традиций, астрологии и
ряда сторон творчества русских религиозных философов и некоторых ученых конца XIX -
начала ХХ вв. Религиозная сторона космизма имеет пантеистический характер. В христианстве
отношение -человек - мир- - очень важно, но все же производно от отношения к Творцу и
ближнему. Человек, согласно христианской антропологии, - сверхкосмичен, и его душа -
ценнее всего космоса, ибо он создан по образу и подобию Божию. Человек религиозно спасается
на путях примирения не с высшими космическими силами, а с Творцом мира. Часть
космических сил пошла по пути противления Богу и доверия не заслуживает. Но если
христианин начнет ориентироваться именно на них, тогда он духовно поработится.

КОСМИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ - его основы заданы апп. Иоанном и Павлом и разработаны
в *патристике и в русской религиозной философии. В нем достигнуто равновесие между
*призванием *личности и *смыслом бытия. Основные идеи: 1) Не через космос спасается
человек, а сам космос нуждается в спасении, которое совершено искупительной жертвой Христа
и через искупленного человека охватывает весь мир. 2) Эдем - прообраз космоса в замысле
Бога, незатемненного, недемонизированного, которым должна была стать вся природа; для
осуществления этого был создан человек. Грехопадение - причина отчуждения космоса от
Бога и конфликта человека с миром, но Воплощение Христово преодолело пропасть между
Богом и миром и -сняло проклятие с земли- (Е. Трубецкой). 3) Нынешнее состояние мира -
переходное: жизнь мира - это ее -стенание и мучение-, -родовые муки- (Рим.8.22), созревание
всего, что войдет в -жизнь будущего века-, подготовка победы на земле над всеми силами хаоса,
зла и смерти и раскрытия -славы- всего существующего, предзнаменуемой в нынешней красоте
мира (см.: Рим. 8.19-21). 4) Христианство своей любовью к твари -открывает ей в человеке и
через человека сонаследие вечной жизни- (Е.Трубецкой). Оно собирает всю тварь вокруг
Церкви, созидает космический храм Божий - -собор всей твари вокруг матери Божией как
любящего сердца Вселенной- (Е.Трубецкой) для грядущего преображения мира. 5)
Эсхатологическое преображение означает радикальное обновление мира Духом и Словом
Божиим согласно Его замыслу -нового неба и новой земли- (Откр.21.1). 6) Средоточие космоса
- небесная литургия, совершаемая над видимым миром и над его временем (Откр.4-5). У св.
Василия Великого все сотворенное воздает хвалу и славу Творцу согласно логосам вещей. В
наше время это отразилось, напр., у Тейяр де Шардена (-Месса над миром-).

КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ - переход мысли от существования мира к
существованию Бога, от порядка, красоты и величия мироздания к Высшему разуму Творца:
если мир прекрасно и разумно устроен, есть и Божий Разум - Устроитель *сущего. Впервые
этот аргумент был предложен в дохристианской мысли Анаксагором, который увидел, что
*космос сам собой никогда бы не появился из *хаоса путем самоорганизации, если бы не
вступила в действие творческая сила *Нуса - божественного Разума. Этот аргумент пригоден
для свидетельства о Творце, для побуждения мысли восходить от твари к Творцу, но не для
логического доказательства.

КОСМОС - в древнегреческой философии мир как прекрасное гармоническое целое, живой
организм, наделенный *Мировой душой и *Мировым разумом. В *стоицизме космос -
-государство богов и людей-. В древности -мир поддается восприятию как мир, как Космос,
лишь настолько, насколько он открывается как мир священный- (М.Элиаде). Ностальгия по
изначально чистому священному Космосу сохраняется в человечестве до сих пор. В
современной философии космос беднее - он лишен сакральности благодаря успехам науки и
техники и понимается теперь просто как порядок *сущего, всеобщая связь всего со всем,
Вселенная в целом, рассматриваемая со стороны ее целостности и упорядочения, иногда с
попытками выявить глубинные или высшие источники космической организации. Эти попытки
стимулируются исканиями в области нетрадиционных для науки и христианской философии
форм постижения природы. Космос противопоставляется *хаосу - источнику процессов
распада, возрастания беспорядка, угасания жизни и света во Вселенной. В русской религиозной
философии космос осмысливается как откровение божественной славы - вопреки
мироотрицающим тенденциям, где он описывается как темное иррациональное единство
жизненных стихий, бездушное и абсурдное, властвующее над людьми. М.Элиаде обратил
внимание на то, что символизм древней мифологии свидетельствует о том, что космос
невозможно понять, игнорируя вертикальное измерение, которое ведет мысль к признанию
высшего Творца: -Сама структура Космоса сохраняет воспоминание о Высшем небесном
Существе-.

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creare - творить) - 1) течение в христианской мысли,
противостоящее эволюционизму и настаивающее на том, что мир сотворен Богом из ничего
(лат. ex nihilo) и что восхождение мира по ступеням совершенства невозможно без
вмешательства свыше со стороны творческого Слова, которое вносит в мир не только новые
образы его бытия, но и энергии, нужные для их реализации. Многие современные
креационисты, однако, чрезмерно упрощают постановку вопросов, относящихся к тому, как Бог
действует в мире; в некоторых случаях они ошибочно настаивают на том, что Св. Писание
описывает космогонию с научной степенью строгости. 2) Доктрина, согласно которой Бог
творит из ничего душу каждого индивидуального человеческого существа в момент зачатия или
при рождении.

КУЛЬТ - 1) ответ человека на открытие Высшей реальности, на встречу с Богом, форма
поклонения Богу, средство сохранения и обновления взаимоотношений с Высшим, оживления
*веры и актуализации изначального духовного опыта встречи; это также средство вовлечения в
этот опыт других людей, свидетельство общиной опыта встречи и поклонения Высшему, что и
превращает культ в факт общественного значения. Культ - средоточие служения Высшему,
вокруг культа развертываются все прочие формы религиозной жизни и деятельности. С
библейской точки зрения служение Богу в виде культа - это осуществление призвания народа
Божия свидетельствовать миру единого Бога и Его правду. Средоточие христианского культа -
Евхаристия, священная трапеза Нового Завета. 2) В последнее время термином -культы- или
-нетрадиционные культы- стали обозначать новые религиозные группы, остающиеся в стороне
от исторически сложившихся церквей, конфессий и деноминаций. Для них характерны
экстатичность личной и/или групповой духовной жизни, работа над изменением сознания,
нередко с оккультным уклоном, *синкретизм доктрин, наличие харизматического лидера, уход
от проблем окружающей жизни в свой особый закрытый мир, безразличие к требованиям
общества, специфический образ жизни без серьезной этики, размытость организационной
структуры (часто в форме -консультант-клиент-) или, напротив, что реже, крайняя жесткость
управления в т.н. -тоталитарных сектах-. Обычно в такие культы вовлекаются люди из среднего
класса, пришедшие в состояние психического и духовного кризиса и ищущие выхода из него
путем контакта со сверхъестественным, но минуя религиозную практику мировых религий,
особенно там, где они ослаблены. Оппоненты обвиняют организаторов этих культы в
-промывке мозгов- и -контроле сознания- у своих приверженцев, в изоляционизме и обмане,
жестком авторитаризме, сексуальной распущенности, финансовой и иной эксплуатации членов
групп и пр.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ - подход, рассматривающий
религию как одну из важных сторон жизни человеческого духа, развертываемой в истории
обществ и их культур и обусловливаемой временем и местом. Основные представители -
В.Дильтей, К.Доусон, Э.Кассирер, Р.Коллингвуд, А.Тойнби, О.Шпенглер и др. С точки зрения
Коллингвуда, религия, искусство, наука и другие области культурного творчества дают разные
образы жизни духа, поэтому вера в Бога существует в сложной матрице их отношений,
исторически обусловлена и не должна оцениваться как истинная или ложная по существу.
О.Шпенглер искал в разных культурах их основополагающие символы, которые несут в себе их
суть, но представлены по-разному в архитектуре, нравах, поэзии, политической организации и в
религии. Византийское Христианство и Ислам он без глубоких внутренних оснований считал,
напр., выражением магической культуры, а Запад - результатом реализации бесконечных
стремлений фаустовского духа и представил христианизацию и секуляризацию Европы не более
чем разными этапами динамики этого духа. Э. Кассирер писал о разных символических языках,
сосуществующих в культуре как ее подсистемы или элементы. Эти языки взаимно не сводимы
друг к другу, каждый из них имеет свое право на существование, а религия предстает лишь
одним из многих символических языков, нужных человеку, чтобы выражать свою духовность,
двигаться вперед по пути наращивания своей свободы и созидать для себя особый идеальный
мир культуры и духа. Важна взаимная дополнительность разных символических систем.
В.Дильтей ассоциировал религию с метафизическим сознанием, с осознанием фундаментальной
проблематики жизни и поиском ответа в виде идеи Бога. К.Доусон, напротив, считал религию не
сопутствующим продуктом исторического развития культуры, а тем, что играет главную роль в
ее формировании и ключом к ее пониманию. Это сделало ее концепцию свободной от
*имманентизма и *релятивизма, печать которых явственна на идеях многих представителей
данного подхода. (См. также: ВЫЗОВ И ОТВЕТ; ИСТОРИЯ; ОСЕВОЕ ВРЕМЯ; ЦИКЛИЗМ).

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.