Ваш комментарий о книге
Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь
Ж
ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ (фр. elan vital) - 1) у А.Бергсона: импульс *жизни, направленный на
преодоление косности среды и обновление жизни в биосфере, обществе, культуре и религии.
Признается движущим фактором эволюционного процесса, ведущего мир к высшим, более
совершенным и сложным формам. Рано или поздно этот порыв исчерпывает себя и кончается
замыканием на себя. Бергсон писал о жизненном порыве как творческом начале обновления
мира, силе, пробивающей все нагромождения косных статичных форм жизни в культуре,
экономике, политике, религии, чтобы породить обновленные формы, с которыми жизнь вскоре
вновь вступит в борьбу. 2) Согласно Э.Мунье, жизненный порыв - -это страсть жить любой
ценой, даже ценой попрания тех ценностей, которые придают ему смысл-; призвание человека
быть личностью возвышает его над -жизненным порывом-. (См. также: ДИНАМИКА И
СТАТИКА В РЕЛИГИИ).
ЖИЗНЬ - в общепринятом смысле нечто общее в растениях, животных и людях, активное
начало, проявляющееся в обширном многообразии функций. В жизни привлекательны
постоянное самообновление, свежесть, красота, кипение энергий, потаенность. Для нее
характерны стремление к подъему, бурное движение вперед, изменчивость, дифференциация,
способность создавать свои относительно устойчивые формы и разрушать их ради дальнейшего
движения. Жажда жизни присуща любому живому существу, постоянно ведущему борьбу за
существование перед лицом смерти. По М.Хайдеггеру, любое из них несет в себе семя смерти, и,
в частности, человеческое бытие - это -бытие-к-смерти-, в котором вопреки смерти может
открыться и утвердиться смысл жизни. Быть живым - значит постоянно рисковать (Ф.Ницше:
-Живи опасно-). В безрелигиозной философии жизнь понимается как самоценность - что-то не
священное. Это не согласуется с интуицией *тайны жизни. Иудейско-христианская традиция
признала дар жизни священным, но поставила его рангом ниже -вечной жизни-, ради которой
человеку предложено отвергнуть себя и войти в -жизнь с Богом-, по принципу -отдай кровь и
обретешь дух-. Будда, напротив, отрицательно относился к дару жизни и считал жажду жизни
источником страданий (см.: БУДДИЗМ). В *неоплатонизме жизнь земная эманирует из Жизни
сверхкосмической - созерцающего себя божественного Ума, -бурлящей умности, смыслового
моря жизни- (А.Лосев). Философия жизни (XIX - XX вв.) выступила против *рационализма,
*идеализма, *позитивизма и *материализма и настаивала на невозможности до конца понять
феномен жизни разумом, на открытости жизни к -сверх-жизни-. А.Бергсон писал о *жизненном
порыве как творческом начале обновления мира. Но жизнь со всей страстностью ее динамики
ограничена конечным и не выходит к вечному. -Вечная жизнь достигается не умерщвлением и
уничтожением страстной напряженности жизни, а ее духовным преображением- (Н.Бердяев).
ЖИЗНЬ И ДУХ - Важнейшее в жизни - ее способность -подниматься к чему-то большему,
чем она сама-, -возвышаться к духовности- - это -ее подлинное существо, взятое в ее
непосредственности- (Г.Зиммель). Жизнь духа в свою очередь - это постоянная обращенность
к Богу. Жизнь устремляется к духу для обретения от него плодотворной истины и постоянно
бросает ему вызовы, на которые он должен давать каждый раз новый ответ. Взаимоотношения
жизни и *духа трудны и противоречивы - жизни нужен дух для обретения смысла, меры и
формы, но она не может уложиться ни в какую меру и форму. -Жизнь стремится высказаться
религиозно не на языке с данным словарем и разработанным синтаксисом, а непосредственно-
(Г.Зиммель). Но формы высказывания ей нужны для свободы и осмысленности самовыражения.
Поэтому дух должен быть творчески результативным, способным предлагать новые и новые
формы в ответ на вызовы жизни. Если борьба жизни против косных и чуждых форм
превращается в борьбу против самого принципа формы, это создает наихудшие условия для
культуры и духовной жизни. Духовная ситуация нашего времени такова, что под сомнение
ставятся все виды религиозных традиций. Дух не может позволять себе окостеневать,
ограничиваться сохранением законченных форм высокого стиля и защитой обретенных истин
без их творческого развития. Выход - в трансцендентной ориентации жизни и духа,
восхождение к небесам: -Цель всякого жизненного стремления есть полнота жизни вечной,
неумирающей: именно эта полнота, к которой стремится всякая жизнь, есть предмет
религиозного искания, его terminus a quo [конечный пункт]- (Е.Трубецкой). -Живой Бог - это
тот Бог, что при встрече заставляет нас верить в нашу собственную жизнь- (К.Барт).
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел философия
|