Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Саврушева М. Философия науки и техники. Учебное пособие для магистрантов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Предмет философии науки.

1. Предмет и основные проблемы философии.
2. Понятия «наука», «квазинаука», «лженаука».
3. Философия и наука.
4. Предмет, цель и структура философии науки.

1.  Термин «философия» происходит от греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость). По преданию, первым, кто назвал себя философом был греческий философ Пифагор, живший в VI в. до н.э. Пифагор принес в древнегреческие колонии на землях Италии эзотерические (тайные) знания Индии и Египта, даёт этой системе научное обоснование, а нравственное и практическое доказательство осуществляет в своей школе воспитания. Мудрецом может быть только тот человек, который ответственно строит свою жизнь и помогает окружающим людям. Путём соединения науки и искусства, через теорию и практику Пифагор поводил своих учеников к гармонии души и интеллекта со Вселенной[120].
 Размышления над вечными проблемами способствуют формированию мировоззрения. Мировоззрение – это целостная система оценок и взглядов людей на окружающий мир и свое место в нём, цель и смысл жизни, средства достижения жизненных целей, суть человеческих отношений. Его составляющие:
миропонимание – представления, взгляды, оценки, рассуждения, знания, чувства, переживания, эмоциональный настрой;
мироощущение – чувства, переживания, эмоциональный настрой.
По степени интеллектуально-познавательной глубины и научности выделяют три основных уровня мировоззрения:
жизненно-практическое – от обывательских форм сознания до просвещённого здравого смысла. Характерные черты: основой мировоззрения являются жизненно-практические знания и повседневный житейский опыт, взгляды и оценки складываются стихийно, они разрознены, недостаточно продуманы, неустойчивы, переменчивы, недостаточно обоснованы, преобладание эмоций над разумом;
философское – отражает многообразные философские учения. Характерные черты:  основой мировоззрения являются философские знания, творческий, исследовательский, практический опыт. Это специально разрабатываемое учение. Оно более систематизировано и цельно. Разумное мышление преобладает над эмоциями;
научно–философское – охватывает часть философских учений, имеющих научное обоснование. Характерные черты: научность, т.е. критичный, объективный подход, научная обоснованность. Диалектический характер, т.е. оценка мира как противоречивой, развивающейся системы множества различных элементов, находящихся в единстве. Историзм – мир и человеческое знание рассматриваются в процессе исторического развития. Критичность – критика и отклонение устаревших взглядов, заблуждений, ошибок и сохранение, развитие всего истинного, прогрессивного. Гуманистический характер – обращение к человеку, выдвижение человека на первое место.
 
2. Научно-философское мировоззрение складывается в процессе научного познания. Научное познание направлено на раскрытие внутренних сторон и взаимосвязей, сущности предметов, процессов и явлений, для чего используются специально-создаваемые способы исследования, средства (приборы и инструменты) и методы, т.е. определённый порядок, правила и приёмы исследовательских или практических действий. 
Наука представляет собой сложнейшее явление, поэтому в литературе предлагается множество определений:
-наука - это специфическая деятельность по производству и получению новых знаний;
- наука - это специализированная эмпирическая и теоретическая деятельность, направленная на получение истинного знания о мире;
- наука - это деятельность, регулируемая идеалами и нормами получения, объяснения и построения научного знания [57].
Характерные черты научного знания: раскрытие сущностных, глубинных характеристик  действительности; объяснение действительности; использование специальных терминов и раскрытие  законов развития окружающего мира; предвидение событий, состояний предметов, которые произойдут в будущем; упорядоченность и использование определённых методов, например, метода эксперимента или наблюдения; наличие внутренней структуры. Научное познание как процесс включает в себя два основных уровня:  эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне осуществляется описание предметов, явлений событий, на теоретическом уровне знания обобщаются, схематизируются.
По мнению С.Ф. Денисова и Л.М. Дмитриевой, кроме науки в культуре общества существуют знания, внешне напоминающие научные, но таковыми не являющиеся:
квазинаука – некая научная теория, отрицающая аналогичную мировую науку. Квазинаука проявляет себя и как научная теория, и как особые отношения между учёными, когда какая-либо группа учёных удерживает или захватывает власть в научном сообществе;
- лженаука – некое учение, противостоящее мировой науке (например, учение Мичурина, с 1948 по 1964 г., противостоявшее мировой науке) [57]. Лженаука  - это индивидуальное явление, ошибка отдельного индивида, вызванная низким уровнем его образования, интеллекта, психической болезнью [57].

3. История показала, что связи между наукой и философией фундаментальны. Доказательством этому является тот факт, что многие известные философы были одновременно и выдающими учёными. Например, Пифагор, Фалес, Р. Декарт, Г. Лейбниц, П.А. Флоренский, Б. Рассел. Общим для философии и науки является то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, обе ориентированы на достижение истины. Однако между философией и наукой есть различия:
- наука имеет дело с предметной областью и не формулирует универсальные закономерности бытия. Например, физика открывает законы природной, физической реальности, химия - химической, психология - психологической. Философия, в отличие от науки, стремится открыть универсальные законы всего мирового целого;
- наука не измеряется шкалой моральных и нравственных ценностей. Она не обсуждает, хорошим или плохим является то или иное открытие. Философия ориентирована на определение смысла научного поиска, а следовательно, на познание и утверждение моральных и нравственных ценностей.
Существуют две крайности в трактовке взаимоотношений философии с  наукой:
- натурфилософия как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки;
- позитивизм, который призывает философию отказаться от обсуждения (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки.
По мнению специалистов, необходимо отказаться от крайних точек зрения и признать целесообразным постоянный творческий диалог между наукой и философией: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учёт философами теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях [102, C.11].
4. Предметом философии науки является исследование исторически сложившихся всесторонних и многообразных взаимоотношений и взаимодействий философии и науки [193, С. 9]. Эти взаимоотношения существуют уже на протяжении нескольких тысячелетий. На ранних этапах развития человеческого познания философия и наука составляли  единое, нерасчленённое, синкретическое знание. После выделения из философии математических и естественных наук в Новое время возникли новые взаимоотношения между наукой и философией. Достижения конкретных наук способствовали возникновению новых учений и направлений в философии. В свою очередь, философия продолжает оказывать заметное влияние на формирование методологических принципов научных исследований. Философия науки обобщённо рассматривает те проблемы, которые имеют значение в описании современной науки  и её места в общественных процессах.
Философия науки имеет следующую структуру: онтология науки – учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки; гносеология науки – учение об особенностях познания научной деятельности, её источниках, формах и границах; методология науки - учение о принципах и методах получения знаний; логика науки - учение  о логических средствах научного познания; аксиология науки – учение о  ценностных основах  научного  познания;  социология науки  –  учение  об особенностях  взаимоотношений  социальных  групп,  участвующих  в  научной деятельности, о месте человека в науке. Как самостоятельное направление философских исследований философия науки  сформировалась в XX в. в рамках позитивизма.  Позитивисты утверждали, что в культуре современной цивилизации наука играет роль, активно влияет на все другие формы духовной жизни людей.
                      
Контрольные вопросы

1.Что такое мировоззрение?
2. Из каких элементов складывается мировоззрение?
3.Какие специфические черты характеризуют философское мировоззрение?
4..Каковы основные признаки научного знания?
5.Назовите причины появления лженауки. Что такое квазинаука?
6.Можно ли философию науки  определить как особую форму междисциплинарного знания? Определите предмет философии науки.
7.Назовите цель философии науки.
8.Из каких содержательных разделов состоит философия науки?
9. Почему философия науки активно развивается в настоящее время?


. Комментарии (1)
Обратно в раздел философия












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.